Идеи аристотеля континуальной программы

Аристотеля не устраивают крайности двух предыдущих научных программ. Аристотель считает, что идеи и чувственные вещи не могут существовать отдельно. Мир един, а не распадается на две части – чувственную и идеальную. Поэтому познания заслуживают не только идеи, но и мир чувственных вещей.

Чтобы обосновать это утверждение, Аристотель в качестве первоосновы мира предлагает четыре причины бытия:

Материя – это пассивное начало, материал. Чтобы стать вещью, она должна соединиться с формой, идеальным началом. В каждой вещи обнаруживается соединение материи и формы, при этом материя данной вещи является формой для материи тех элементов, из которых эта вещь состоит. Двигаясь так вглубь материи, вещества, можно прийти к первоматерии, лишенной всяких свойств и качеств. Если первоматерия соединится с простейшими формами (теплое, холодное, сухое и влажное), образуются первоэлементы – земля, вода, воздух и огонь.

Была сформулирована знаменитая геоцентрическая модель Вселенной (в центре Вселенной находится Земля, вокруг которой по соответствующим орбитам вращаются остальные планеты. Земля неподвижна и шарообразна. Вокруг нее располагаются более «легкие» элементы – вода, воздух и огонь.

Чему мы сегодня можем научиться у Аристотеля?

Выше идет надлунный божественный мир, существующий по иным законам, чем земной мир, так как там все тела состоят из пятого элемента – эфира. Луна и Солнце, вращающиеся вместе с этими сферами вокруг Земли. Картину античного Космоса замыкала сфера неподвижных звезд, за которой находился – Бог. В Космосе Аристотеля не было пустоты (с тех пор известна фраза: «Природа не терпит пустоты»). Поэтому его программа может быть названа континуальной, она принципиально противоположна Космосу Демокрита, который состоит из атомов и пустоты).

Важно:

— Континуализм, как и атомизм, представляет собой физическую про­грамму.

— Аристотель был первым античным ученым, создавшим системати­ческую науку о природе — физику. На этой основе он критикует платонов­скую математическую научную программу, считая, что при исследовании природы необходимо исходить из физики. Он первым пытался определить центральное понятие физики -движение. При этом Аристотель исходил из существования в мире вечно­го и непрерывного движения. В отличие от физики атомистов, которая в своей основе была количественной, Аристотель утверждал реальность ка­чественных различий.

— Аристотель внес в античную науку понимание роли и значимости эмпирического знания как исходной предпосылкой научного исследования.

— Многие современные исследова­тели считают, что он сформулировал три знаменитых закона формальной логики — закон тождества, закон исключенного противоречия и закон ис­ключенного третьего.

У Аристотеля можно найти представление о том, как нужно пра­вильно строить научное исследование и излагать его результаты. Работа ученого должна, на его взгляд, содержать четыре основных этапа:

— изложение истории изучаемого вопроса, сопровождаемое крити­кой предложенных предшественниками точек зрения и решений;

ФИЛОСОФИЯ ЗА 5 МИНУТ | Аристотель

— четкая постановка проблемы, которую нужно решить;

— обоснование этого решения с помощью логических аргументов и обращения к данным наблюдений.

Ограниченность программы Аристотеля:

— Его слабая часть- физика (соединяет надлунную и подлунную сферу;

— разделение миров (в каждом действуют свои закономерности);

— область природы исследуемая Аристотелем была практически не познана

— она описывала мир как замкнутый и относительно неболь­шой по размерам Космос, в центре которого находилась Земля.

— Матема­тика считалась наукой об идеальных формах, применительно к природе сфера ее применений ограничивалась расчетами движения небесных тел в «надлунном мире». В «подлунном мире», в познании земных явлений, по Аристо­телю, возможны только нематематические, качественные теории.

Очень важно также отметить то, что античным ученым была чужда идея точного контролируемого эксперимента: их учения опирались на опыт, на эмпирию, но это было обычное наблюдение вещей и событий в их естественной среде с помощью обычных человеческих органов чувств.

Научные знания в Средние века. Манипуляция с природными объектами – алхимия, астрология, магия. Формирование идеалов математизированного и опытного знания (оксфодская школа, Р. Бэкон, У.Оккам).

Политическая и духовная власть в Средние века принадлежала церкви, и это накладывало отпечаток на развитие науки. В основе средне­векового мировосприятия лежат:

— догмат о всемогуществе Бога;

Следует иметь в виду, что изменяется онтологический статус при­роды, которая теперь рассматривается как творение трансцендентального Бога. Естественно-научному позна­нию отводится второстепенное место по сравнению с познанием Бога и души. Существенно меняется также и понимание человека, и представле­ние о задачах и целях познания.

В конце XII — начале XIII в. создаются первые университеты. Университеты имели различную специализацию, но, как правило, было четыре факультета: общеобразовательный, медицины, права, теологии. Важную роль в обучении играли философия и семь свободных искусств: «тривиум» — грамматика, риторика и логика; «квадривиум» -арифметика, геометрия, астрономия, музыка.

Структура средневекового научного знания включает четыре основных направления:

— физико-космологическое, ядром которого является учение о движении. На основе натурфилософии Аристотеля оно объединяет массив физических, астрономических и математических знаний, послуживших почвой для развития математической физики Нового времени;

— учение о свете — строится модель Вселенной, соответствующая принципам неоплатонизма;

— учение о живом, понимавшееся как наука о душе, рассматриваемое как принцип и источник и растительной, и животной, и разумной жизни. Оно содержало богатый эмпирический материал и систему классификации аристотелевского толка;

— комплекс астролого-медицинских знаний, к которому в известном отношении примыкает также учение о минералах и алхимия.

Начиная с ХП-Х1У вв., в культуре Западной Европы создаются предпосылки для развития экспериментальной науки. Математика, астрономия, физика в течение длительного периода Средневековья просуществовали без существенных изменений, в том виде, какой им придали ученые Античности.

Однако под влиянием христианского средневекового мировоззрения возникли предпосылки для становления опытных наук. Это произошло, собственно, в ХУ1-ХУП вв. К числу таких предпосылок относятся:

1. Снятие принципиального противопоставления естественного (физика) и искусственного (механика). Для древних механика была не частью физики, а искусством создания машин. Но по христианским представлениям весь мир -творение Бога. Поэтому все является «искусственным», а весь мир — это огромный, сконструированный Богом механизм.

Читайте также:
Что такое норма чсс в программе беременности

Он может быть понят на основе законов механики. Уже в позднем Средневековье вещи и природные процес­сы можно конструировать, как и механизмы. Впослед­ствии механика стала основой физики как науки о природе.

2. Устранение разрыва между небесным и земным мирами. Антич­ные ученые полагали, что надлунный и подлунный миры различаются по своей природе. Христианские догматы о божественном творении мира из ничего и о боговоплощении способство­вали идее единства небесного и земного миров. Небесный мир так же не вечен, как и земной они созданы Богом.

Идея единства мира, всеобщности его зако­нов подразумевается в основополагающих трех законах Ньютона и законе всемирного тяготения.

3. Представление о господстве человека над природой. Если в эпоху Античности человек представлялся как обычное природное суще­ство, то согласно Библии благословил Бог человека властвовать над всей землей. Однако в период Средневековья человеческие возможности познания и использования природы были скованы религи­озными представлениями. Лишь в эпоху Возрождения люди начали чувствовать себя соавто­рами и преобразовы­вать мир.

Важной предпосылкой обоснования эмпирического познания при­роды явился средневековый номинализм (представители Росцелин, Иоанн Дуне Скот, Оккам), одно из направлений схоласти­ки. В противовес «реалистам», номиналисты считали, что реально существуют только единичные вещи, а общее — это всего лишь абстракции ума.

В целом, схоластика оказала значительное влияние на развитие логики, формирование норм научных дискуссий и научных текстов.

Становлению опытных наук способствовало также развитие алхи­мии и астрологии, высший подъем которых приходится на эпоху Возрож­дения. Они заложили традиции, сформировали приемы опытного изуче­ния природных веществ, стимулировали систематические наблюдения за небесными светилами.

Средневековые алхимики, стремившиеся отыскать философский камень, эликсир жизни, получить искусственным путем золото, по существу подготовили почву для ста­новления экспериментальной науки. Значительный вклад в этот процесс внес Р. Бэкон (ок. 1214-1292).

Историки пишут, что ему принадлежит идея подводной лодки, автомобиля, попытка смоделировать радугу в ла­бораторных условиях. Он проводил многочисленные опыты, стремясь к количественному исследованию природы.

Средневековый образ мира и знания о нем не подвергались сомнению до тех пор, пока была незыблемой его социальная опора. В ХГУ-ХУ вв. эта социальная основа начинает разрушаться, обнаруживает­ся кризис доверия к картине мира и образу мышления схоластов.

В период болезненной ломки средневековых устоев чрезвычайно популярным становится скептицизм (М. Монтень, П. Шаррон и др.). Он утверждал сомнения, критическое отношение к накопленному зна­нию, признавал лишь относительное, вероятностное знание. «Новые пирроники» вырабатывают новую гносеоло­гическую установку — гипотетизм — в противоположность аристотелевско-схоластическому идеалу научности, утверждавшему абсолютный уровень достоверности. Собственно становление опытных наук связано с имена­ми, прежде всего, Г. Галилея, И. Кеплера, X. Гюйгенса, Р. Гука, И. Нью­тона, Ф. Бэкона, Р. Декарта.

Дата добавления: 2018-02-15 ; просмотров: 2280 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Источник: studopedia.net

Континуальная программа Аристотеля. Первая научная картина мира

Программа Аристотеля стала третьей, завершающей научной программой античности. Она возникла на переломе эпох. С одной стороны, она еще близка к античной классике с ее стремлением к целостному философскому осмыслению действительности. С другой стороны, в ней отчетливо проявляются эллинистические тенденции к выделению отдельных направлений исследования в относительно самостоятельные науки, каждая со своим предметом и методом исследования.

Аристотель (384–322 до н.э.)

Аристотеля не устраивают крайности двух предыдущих научных программ и он пытается найти компромисс между ними, предлагая третий путь. Он возражает и Демокриту, и Платону с Пифагором, отказываясь признать как появление вещей только из материальных атомов, так и существование идей или математических объектов, существующих независимо от вещей. Аристотель считает, что идеи и чувственные вещи не могут существовать отдельно. Мир един, а не распадается на две части – чувственную и идеальную. Поэтому познания заслуживают не только идеи, но и мир чувственных вещей.

Чтобы обосновать это утверждение, Аристотель в качестве первоосновы мира предлагает четыре причины бытия: формальную, материальную, действующую и целевую. Материя – это пассивное начало, материал. Чтобы стать вещью, она должна соединиться с формой, идеальным началом, которое придает вещи конкретность.

В каждой вещи обнаруживается соединение материи и формы, при этом материя данной вещи является формой для материи тех элементов, из которых эта вещь состоит. Двигаясь так вглубь материи, вещества, можно прийти к первоматерии, лишенной всяких свойств и качеств.

Если первоматерия соединится с простейшими формами (теплое, холодное, сухое и влажное), образуются первоэлементы – земля, вода, воздух и огонь. Конечно, эти элементы не существуют в чистом виде – все тела земного мира являются смесью этих элементов. Тем не менее, все элемент ты располагаются в определенном порядке, образуя структуру Космоса. Отдельные тела также стремятся занять свои места, которые определяются преобладанием в них тех или иных элементов.

Самый «тяжелый» элемент – земля – находится в центре мира, поэтому Земля, образующаяся из этого элемента, является центром аристотелевского Космоса. Она неподвижна и шарообразна. Шарообразность Земли уже можно было подтвердить наблюдениями за лунными затмениями. Когда происходит такое затмение, Земля становится между Луной и Солнцем и отбрасывает круглую тень на Луну.

Вокруг Земли располагаются более «легкие» элементы – вода, воздух и огонь, который поднимается до Луны. Выше идет надлунный божественный мир, существующий по иным законам, чем земной мир (в этом Аристотель был солидарен с Платоном), так как там все тела состоят из пятого элемента – эфира.

Из него сделаны небесные сферы, к которым прикреплены планеты, Луна и Солнце, вращающиеся вместе с этими сферами вокруг Земли. Это вращение происходит по круговым орбитам. Представление о круговом вращении связано с убеждением античных мыслителей, что именно круг, сфера или шар являются идеальными телами или траекториями движения. Также эти взгляды соответствовали представлениям о совершенстве конечного, завершенного, замкнутого (для античного философа и ученого была неприятна даже мысль о возможности бесконечности).

Читайте также:
Фронтол как выйти из программы

Картину античного Космоса замыкала сфера неподвижных звезд, за которой находился перводвигатель мира – Бог. В Космосе Аристотеля не было пустоты (с тех пор известна фраза: «Природа не терпит пустоты»). Поэтому его программа может быть названа континуальной, она принципиально противоположна Космосу Демокрита, который состоит из атомов и пустоты.

Так была сформулирована знаменитая геоцентрическая модель Вселенной, господствовавшая в науке до XVI в. и опровергнутая только в ходе первой глобальной естественно-научной революции.

Картина мира Аристотеля принципиально отличается от современной не только иной моделью Вселенной. Не менее важным было и то, что в его мире не было общих законов (без этого не может существовать современная наука), в каждом слое бытия они были свои.

Отличается античная картина мира и в части представлений о движении. Это понятие было центральным в физике Аристотеля. Движение понималось в широком смысле – как возникновение и уничтожение определенных тел, их рост или уменьшение, изменение качества, перемещение и перемена места. Движение у Аристотеля – это всегда движение к какой-то заранее предопределенной цели.

Движение кардинально отличалось в совершенном небесном и несовершенном земном мирах. Там, соответственно, существовали совершенное круговое и несовершенные движения. Если небесные движения вечны и неизменны, не имеют начала и конца, то земные движения их имеют и делятся на естественные и насильственные.

Аристотель считал, что у каждого тела есть предназначенное ему по его природе место, которое это тело и стремится занять. Движение тел к своему месту – это естественное движение, оно происходит само собой, без приложения силы. Примером может служить падение тяжелого тела вниз, стремление огня вверх.

Все прочие движения на Земле требуют приложения силы, направлены против природы тел и являются насильственными. Аристотель доказывал вечность движения, но не признает возможности самодвижения материи. Все движущееся приводится в движение другими телами. Первоисточником движения в мире является перводвигатель – Бог. Как и модель Космоса, эти представления благодаря непререкаемому авторитету Аристотеля настолько укоренились в умах европейских мыслителей, что были опровергнуты только в Новое время, после открытия Г. Галилеем идеи инерции.

Представление о физическом взаимодействии Аристотеля тесно связано с его концепцией движения. Поэтому взаимодействие понимается им как действие движущего на движимое, то есть одностороннее воздействие одного тела на другое. Это противоречит хорошо известному сегодня третьему закону Ньютона, утверждающему, что действие всегда равно противодействию.

Учение Аристотеля о пространстве и времени исходит из понятия непрерывности. Поэтому пространство для него – это протяженность тел, а время – их длительность. Пространство и время Аристотеля существуют только вместе с материей, поэтому его концепция пространства и времени может быть названа относительной. Он отрицает существование пустоты, весь космос заполнен материей, он не однороден, так как в нем есть центр и периферия, верх и низ. Именно по отношению к ним мы разделяем движения на естественные и насильственные.

Концепция причинно-следственных связей Аристотеля строится на понятиях целесообразности и конечной причины. Для него ход любого процесса определяется его результатом. Мыслитель воспринимает природу как единый живой организм, все части которого взаимосвязаны, и одно происходит ради другого.

Так, дождь идет не потому, что сложились соответствующие метеорологические условия, а для того, чтобы мог расти хлеб. Такой подход называется телеологизмом. Он не отрицает существования случайностей, но они носят второстепенный характер, происходят по недосмотру природы.

Бесспорным достижением Аристотеля стало создание формальной логики, изложенной в его трактате «Органон» и поставившей науку на прочный фундамент логически обоснованного мышления с использованием понятийно-категориального аппарата. Ему же принадлежит утверждение порядка научного исследования, которое включает изучение истории вопроса, постановку проблемы, внесение аргументов «за» и «против», а также обоснование решения.

После его работ научное знание окончательно отделилось от метафизики (философии), произошла дифференциация самого научного знания. В нем выделились математика, физика, география, основы биологии и медицинской науки. Именно Аристотелю принадлежат труды, в которых изложены начала зоологии, анатомии и физиологии.

Его книгами «Об истории животных», «О происхождении животных», «О частях животных» восхищались ученые еще в XVIII и XIX веках. В них содержатся очень точные наблюдения над животными, высказан целый ряд гениальных догадок. Среди них – сравнение функционирование живого организма с работой механизма. Эта точка зрения была особенно популярна в XVIII веке, а в несколько измененном виде дошла и до наших дней.

Дата добавления: 2022-04-12 ; просмотров: 132 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Источник: poznayka.org

Континуальная программа Анаксагора-Аристотеля

Когда говорят о времени возникновения физики то, как правило, называют время появления одноименного трактата Аристотеля в 4 в. до н. э. Однако правильнее было бы обратиться к более ранним трудам, и не Аристотеля, а Анаксагора.

Анаксагор (5 в. до н. э.) жил в Афинах, сюда же к этому времени переместился центр греческой науки. Анаксагору принадлежит идея о том, что Луна, Солнце, другие планеты и звезды представляют собой раскаленные камни. Движущее начало — дух — сообщило этим элементам материи вращательные движения, в результате этого движения и образовалась Земля и все вещи на ней.

Анаксагор предполагает, что материя состоит из бесчисленного множества первоэлементов — «гомеомерий». Каждый из этих элементов неразрушим. Все превращения в мире — результат соединения и разъединения этих частиц. Даже в те времена это учение было слишком смелым. Анаксагор за такие смелые идеи был изгнан из Афин и умер в Малой Азии.

Читайте также:
Как бесконечно пользоваться программой

Свое завершение континуальная программа получила в трудах Аристотеля (3 в. до н.э.) — одного из наиболее выдающихся умов античной эпохи.

Важным моментом в представлении Аристотеля о материи является то, что она сама по себе служит только возможностью возникновения реальной вещи, пассивным началом природы. Для того, чтобы вещь стала реальностью, она должна получить форму, таким образом, в природе постоянно происходят переходы материи в форму и формы в материю.

Возникло учение о 4-х действующих причинах: 1) материальной; 2) формальной; 3) производящей; 4) конечной. Это учение получило широкое распространение в средние века, став основой схоластики. Современное развитие науки дает возможность по новому оценить идеи Аристотеля о материи как о возможности и цели. Материя как возможность получила свое воплощение в представлениях современной теоретической физики о виртуальных частицах.

Понятие конечных причин в философии Аристотеля связано с характерным для античной науки соотношением статики и динамики. Динамические задачи расчета движения тел традиционно сводились к статическим задачам, расчету условий равновесия. Проектирование зданий, новых кораблей и т.д. требовало систематического решения статических задач, в то время как сами производственные процессы и в строительстве, и в ремесле были связаны со сравнительно неподвижной и примитивной техникой и не предъявляли механике самостоятельных требований.

Сведение динамических задач к статическим давало некоторую исходную схему для космологии. По Аристотелю Вселенная конечна, ограничена сферой неподвижных звезд, за которой нет ничего — ни материи, ни пустоты. А внутри сферы неподвижных звезд пустота отсутствует, все заполнено качественной материей. «Материя Аристотеля приобретает вид одной из 4-х известных нам уже стихий под действием так называемых первичных сил (сухое — мокрое; горячее — холодное; светлое — темное и т.д.). Не случайно физика Аристотеля получила название физики качеств.

Аристотель рассуждает о внутреннем устройстве Вселенной, представляя ее состоящей из надлунного мира идеальных круговых движений и подлунного мира естественных и насильственных движений. Конечность Вселенной предполагает наличие центра — Земли, которая является естественным местом всех тел подлунного мира.

Таким образом механическая картина мира Аристотеля представлена неким каркасом естественных мест, в которые непременно должны стремиться все тела, совершая естественные в этом смысле движения. Положение тела в его естественном месте равновесия — это единственное требование для осуществления движения. Аристотель никогда не говорит о движении в данный момент времени, как о результате выполнения каких-то начальных условий. Таким образом, его картина лишена рассмотрения локальных процессов и представляет интегральную картину мироздания.

Концепции пространства и времени связаны в аристотелевской физике с идеями неоднородности Вселенной и абсолютности движений. Аристотель утверждает, что в однородном пространстве, в отсутствие выделенных точек естественное движение вообще невозможно.

Поэтому невозможно допустить наличие пустоты, принимая заполненность пространства материей, которая и приводит к неоднородностям. «… Но каким же образом может быть движение по природе, если нет никакого различия в пустоте и бесконечности? Поскольку имеется бесконечность, ничто не будет ни вверху, ни внизу, ни посередине, поскольку пустота — не будет различия между верхом и низом…». В пустоте, а значит в однородном пространстве, утверждает Аристотель, движение должно существовать вечно: «… никто не сможет сказать, почему тело, приведенное в движение, где-нибудь остановится, ибо почему оно скорее остановится здесь, а не там? Следовательно, ему необходимо или покоиться, или бесконечно двигаться, если только не помешает что-нибудь более сильное…».

Представления о непрерывности и бесконечности пространства и времени позволяют Аристотелю оспаривать парадоксы Зенона. Линия непрерывна, утверждает Аристотель, потому что граница одного отрезка является началом другого. Таким образом, пространство — непрерывная по протяженности величина.

Время является величиной, непрерывной по последовательности, так как каждое теперь соприкасается и с прошлым, и с будущим. В отличие от Зенона, для Аристотеля бесконечная делимость пространства не означает существования сосчитанной уже бесконечности точек, то есть актуальную бесконечность.

Такая потенциально бесконечная делимость пространства связана с возможностью бесконечной делимости времени. Поэтому для прохождения бесконечного числа точек тело всегда имеет в своем распоряжении бесконечное число мгновений, т.е. и стрела достигнет цели и Ахиллес догонит черепаху. Отбрасывая таким образом парадоксы Зенона, Аристотель задается совсем другим вопросом и пытается его решить: в какой точке начинается полет стрелы? Он делает вывод, что если сослаться на бесконечную дробимость времени, то такие точки вообще не могут быть найдены, а пространство не состоит из точек и мгновений. «… Можно ли сказать о движении что-либо определенное, если рассматривать его в данный момент и в данной точке? Если о движении нельзя сказать что-либо определенной, рассматривая его «здесь» и «теперь», то деление пространства на отдельные «здесь», а времени на отдельные «теперь» не имеет смысла…».

Отсутствие локальных процессов в механике Аристотеля не означает, однако, потерю его интереса к отдельных процессам и превращениям. Так, например, противник количественных расчетов, он все же пытается сформировать правила для определения скорости тел, фактически вводит в физику понятие силы, впервые использует для сложения сил правило параллелограмма, рассуждает об относительности движения, описывая многочисленные примеры движения тел, находящихся в каюте корабля. Аристотель вообще формулирует основную задачу физики, как науки о природе: поиск начал и причин (но умозрительный поиск).

Рассмотренные нами аристотелевские представления о мире господствовали в науке вплоть до 17 века и сейчас еще находят некоторые отголоски (например, мы часто говорим «… тело стремится…», « частица стремится перейти..»). Эти таинственные стремления тел не что иное, как аристотелевское стремление к естественному месту. Как бы ни было, Аристотель подвел итог всему предыдущему развитию научных представлений, наметил новые пути развития отдельных направлений науки. Теперь естествознанию предстоял долгий путь поисков в борьбе за новое мировоззрение.

Источник: studentopedia.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru