Идеальная программа развития это

— Психология развития представлена многочисленными теориями, акцентирующими внимание на различных сторонах этого феномена. Среди авторов наиболее известных концепций: А. Валлон, Л.С. Выговский, Ж. Пиаже, 3. и А. Фрейд, Д.Б. Эльконин, Э. Эриксон и др.

— Разные подходы определяют и различия в понимании развития — это может быть рост, созревание, накопление, совершенствование, трансформации, универсальные изменения и пр.

— С позиций адаптационного подхода развитие определяется как необратимый процесс изменения способов взаимодействия с окружающей средой. Такой процесс охватывает все уровни развития психики и сознания и заключается в качественно иной способности интегрировать и обобщать опыт, получаемый в процессе жизнедеятельности.

— В рамках гуманистической психологии развитие предполагает стремление к какой-либо цели, определяющей последовательное накопление человеком позитивных новообразований.

— Б.С. Братусь описывает нормальное развитие человека как последовательное обретение им родовой человеческой сущности, а именно:

10 минут об основах урбанистики

1.отношение к другому человеку как к самоценности;

2.способность к любви и творчеству;

3.целетворящий характер жизнедеятельности;

4.потребность в позитивной свободе (не от чего-то,
а для чего-то);

5.способность к свободе волепроявления;

6.внутреннюю ответственность перед собой и другими;

7.обретение смысла жизни.

— Развитие с противоположными проявлениями следует считать аномальным.

— Задачи развития — это требования, с которыми индивид должен справиться на каком-то определенном отрезке жизни. Но развитие как процесс продолжается всю жизнь, последовательно решая неотложные задачи переадаптации и реадаптации, причем многие задачи воспринимаются человеком как личностные, от решения которых зависит его самооценка. В таблице дан перечень задач развития, относящихся к традиционным этапам роста и взросления ребенка.

— В возрастной психологии понятие «нормативное (нормальное) развитие» рассматривается как набор статистически определяемых количественных показателей, характеризующих срез психического развития в конкретный возрастной момент. С этих позиций качественные изменения структуры психической деятельности ребенка, иерархия высших психических функций, психологические образования оцениваются как изменяющиеся на границах возрастных периодов. Отсюда закономерно возникает представление, что новообразования, возникающие в возрастных кризисах, практически «неизменяемы» в межкризисные периоды.

— Специальная психология предлагает для более четкого определения «нормативного развития» использовать понятие «идеальная программа развития» (Н.Я. и М.М. Семаго). Под этим подразумевается своевременное поступательное формирование взаимосвязанных функций и их систем в условиях их «идеальной» обусловленности генетическими законами и таким же «идеальным» воздействием внешних факторов. Естественно, «идеальная модель» может существовать только как программа развития некоего «идеального» ребенка в идеальных условиях, каждый же конкретный случай имеет индивидуальные различия онтогенеза.

Через 7 ДНЕЙ Ты Увидишь НЕВЕРОЯТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ | Джо Диспенза — Как Изменить Свою Жизнь За 7 Дней?

— Однако социально-психологический норматив (СПН), предъявляемый обществом к психическому и личностному развитию каждого из его членов, и идеальная модель системы требований социальной общности к личности историчны и меняются вместе с развитием общества.

— В образовательном пространстве СПН позволяет выделить определенный разброс количественно-качественных показателей соответствия требованиям, которые вполне реальны — они присутствуют в образовательных программах, в квалификационных профессиональных характеристиках, в общественном мнении учителей, воспитателей, родителей. Благодаря наличию такого разброса показателей, или их «коридора», по одной и той же программе дети обучаются на «отлично» и на «удовлетворительно» — и те и другие соответствуют СПН.

— Отклоняющееся развитие — это любое отклонение отдельной функции или системы психических функций от «программы развития» вне зависимости от знака этого изменения «+» или «—» (опережение или запаздывание).

— По определению В.М. Сорокина, отклоняющееся развитие, разворачивающееся в неблагоприятных условиях, созданных физическим или психическим дефектом, представляет собой стойкое изменение параметров деятельности психики и темпов ее возрастной динамики, достоверно отличающихся от средних возрастных значений.

— В патопсихологии определение аномальных детей и подростков дал Л. Пожар: это дети и подростки с трудностями социального функционирования, вытекающими из дефиитарности или недостатка органа, его функции и процесса со специфическими особенностями и характерными трудностями в познании окружающего мира и в общении с людьми, а также со специфическими особенностями формирования их личности.

— В зарубежной клинической психологии нарушения в детском и подростковом возрасте подразделяются на «нарушения поведения» и «нарушения развития». Однако на практике это вполне логическое разделение сложно, так как оба этих нарушения часто пересекаются друг с другом и находятся в отношениях взаимообусловленности.

Для классификации расстройств в дошкольном возрасте более приемлемы следующие критерии:

— нарушения поведения вероятны в том случае, если хронологический возраст соответствует возрасту развития;

Читайте также:
Программа которая увеличивает громкость микрофона

— нарушения развития вероятны, если хронологический возраст и возраст развития или вообще не соответствуют друг другу, или не соответствуют в отдельных специфических областях;

— в случаях, когда специфическое нарушение развития оказывается связанным с нарушением поведения, необходимо проверить, в какой мере из имеющихся нарушений развития вытекают нарушения поведения.

— Современная специальная психология и специальная педагогика исходит из того, что об отклонении в развитии можно говорить там и тогда, где и когда возникает несоответствие возможностей конкретного человека общепринятым социальным ожиданиям, образовательным нормативам успешности, установленным в обществе нормам поведения и общения. При этом недостаток, ограничение возможностей выступают как переменная величина трудности педагогического воздействия, а не как неотъемлемая личностная характеристика человека.

Понятие депривации

Термин «депривация», вошедший в психологический словарь в середине восьмидесятых годов, в буквальном смысле означает «лишение». По своей сути депривационные феномены представляют собой многообразные измененные состояния сознания, а также различные варианты нарушений нормального хода возрастного психического развития вследствие блокировки значимых психофизиологических потребностей человека.

В определении депривации говорится о процессе блокирования потребностей, к числу которых, прежде всего, относятся потребность в двигательной активности, в новых впечатлениях — перцептивная потребность. Особое значение в жизни человека также имеют потребности в общении, эмоциональной поддержке, самореализации, уважении, безопасности, творчестве, идентичности, интимности и пр. Невозможность реализовывать их длительное время, как правило, приводит к серьезным дисфункциям сознания.

Классификация депривации

Наиболее распространенная эмпирическая классификация базируется на выделении нескольких видов лишений в зависимости от характера блокируемой потребности:

— эмоцио­нальная и др.

— Для профессионалов в области специальной психологии особый интерес представляют такие формы депривации, как коммуникативная и эмоциональная. Недостаточность общения и эмоционального тепла, особенно в первые годы жизни, весьма пагубно сказывается на психическом развитии ребенка.

— Последствиям детской эмоциональной депривации посвящено огромное количество исследований, одно из первых и наиболее полных среди них принадлежит Анне Фрейд и Шарлоте Бюлер. Именно они описали феномен, получивший название синдром госпитализма.

Рекомендуемая литература по депривации

Курс лекций по дисциплине «Специальная педагогика и специальная психология» для студентов спец. «Педагогика и психология» доц. Демиденко О. П.

Последствия депривации

— Под делинквентным поведением подразумевается цепь проступков, провинностей, мелких правонарушений, отличающихся от криминала, т.е. наказуемых согласно Уголовному кодексу серьезных правонарушений и преступлений.

— Делинквентность обычно начинается со школьных прогулов и приобщения к асоциальной группе сверстников. За этим следует мелкое хулиганство, издевательство над младшими и слабыми, отнимание карманных денег у малышей, угон велосипедов, мотоциклов и даже автомобилей. Встречаются мошенничество, мелкие противозаконные спекулятивные сделки, присоединяются «домашние» кражи.

— Иногда все эти нарушения поведения называют девиантным поведением, что не совсем точно отражает суть дела.

— Девиантность – отклонение от принятых норм – понятие более широкое. Оно включает в себя не только делинквентность, но и другие нарушения от ранней алкоголизации до девиации сексуального поведения. Все формы девиантного поведения взаимосвязаны, так что вовлечение подростка в один вид девиантных действий повышает вероятность вовлечения его также и в другие виды.

Источник: megalektsii.ru

Механизмы психического развития ребенка.

1. Социальная ситуация развития. Та конкретная форма значимых для ребенка отношений, в которых он находится с окружающей его действительностью (прежде всего социальной) в тот или иной период своей жизни.

2. Ведущий вид деятельности. Та деятельность ребенка в рамках социальной ситуации развития, выполнение которой определяет возникновение и формирование у него основных психологических новообразований на данной ступени развития.

В рамках ведущей деятельности происходит тренировка и развитие всех психических функций ребенка, что в конечном счете приводит к их качественным изменениям.

Виды ведущей деятельности:

— Непосредственно эмоциональное общение ребенка со взрослыми. Присуще младенцу с первых недель жизни и до года. Обычно через маму или человека заменяющего мать. Благодаря нему у младенца формируются такие психические новообразования, как потребность в общении с другими людьми и хватание в качестве основы мануальных и предметных действий.

— Предметно-манипулятивная деятельность ребенка, характерная для раннего детского возраста. От года до трех лет.

— Игровая деятельность (в том числе сюжетно-ролевая игра). Дошкольный возраст, от трех до шести.

— Учебная деятельность. От шести до десяти-одиннадцати лет.

— Общение подростков. От 10-11 лет до 15-16. Общение в разных ситуациях, не только в школе. Зависит от интересов. Это так же может быть художественная, спортивная и любая другая деятельность в которой может складываться общение.

Каждый вид ведущей деятельности порождает свои эффекты в виде новых психических структур, качеств и свойств.

Читайте также:
Задачи по теме линейные программы вычисление по формулам

Далее уже идет трудовая деятельность, но уже не относящаяся к детской психологии.

3. Кризис развития — сосредоточение резких и капитальных качественных сдвигов и смещений, изменений и переломов в личности ребенка (Л. С. Выгодский). Это начало перехода от одного этапа развития к другому.

Сущность каждого кризиса заключается в том, что происходит перестройка внутреннего переживания, определяющего отношение ребенка к среде (например, понимание ребенка, что можно иногда маме соврать), изменение потребностей и побуждений, движущих его поведением. Каковы же причины кризиса? Источник возникновения кризиса — это противоречие между возрастающими физическими и психическими возможностями ребенка и ранее сложившимися формами его взаимоотношений с окружающими людьми и видами деятельности.

В целом выделяют четыре группы кризисов, но можно их обобщить в две группы:

— Кризис возникающий в 3 года и в 11 лет называется кризисом отношений.

— В 1 год и в 10 лет, называются кризисами мировоззрения.

4. Психологические новообразования.

Именно в процессе развития, а не роста, возникают качественно новые психологические образования, и именно они составляют сущность каждого возрастного этапа.

Психологическое новообразование – это 1) психические и социальные изменения, возникающие на данной ступени развития и определяющие сознание ребенка, его отношение к среде, внутреннюю и внешнюю жизнь, ход развития в данный период; 2) обобщенный результат этих изменений, всего психического развития ребенка в соответствующий период, который становится исходным для формирования психических процессов и личности ребенка следующего возраста (Выготский Л. С, 1984).

Вывод. Развитие ребенка представляет собой цепь переходов от одной стадии к качественно другой. Эти переходы осуществляются через кризисы преодоления противоречий и появление психических новообразований. Следует отметить, что в каждой стадии содержатся элементы как предыдущей, так и последующей стадии развития.

Проблема нормального и аномального развития.

Синонимом к понятию аномальное развитие является дизонтогенез. В 1927 г. Швальбе впервые употребил термин «дизонтогения», обозначая с его помощью отклонения внутриутробного формирования структур организма от нормального развития.

Аномальное развитие — это не дефектное, а своеобразное развитие не ограничивающееся отрицательными признаками, а имеющее целый ряд положительного, возникающих в силу приспособления этого ребенка к миру (Выгодский Л. С.).

Отклонение в развитии — различные формы нарушений или отклонений онтогенеза, включая их постнатальный, преимущественно ранний период, ограниченный теми сроками развития, когда морфологические системы организма еще не достигли зрелости (Лебединский В. В.).

В качестве синонима используются «дети с ограниченными возможностями», «дети с особыми нуждами». Но во всем мире используется термин «дети с особыми образовательными потребностями».

Отклоняющееся развитие следует понимать, как обычное развитие, протекающее в необычных, неблагоприятных условиях, патогенная сила которых превосходит компенсаторные возможности индивида, не нарушая при этом целостность психики, модифицируя лишь уровень ее опосредованности (Сорокин В. М.).

Вследствие, можно сказать, что относительно устойчиво у этих детей изменяются параметры и стороны микрогенеза (когнитивная, эмоциональная, регуляторная сфера). Прежде всего, эти нарушения проявляются в замедлении процесса социализации, т.е. усвоении культурно-исторического опыта.

Микадзе Ю. В. Три варианта психического развития:

1. Нормальное или нормативное развитие. Отсутствие неблагоприятных изменений в созревании организма нервной системы ребенка наличие благоприятной ситуации развития.

2. Отклоняющие (отличное от нормативного, но не достигшее патологической формы). Наличие неблагоприятных биологических и/или средовых факторов, действие которых может быть успешно компенсировано.

3. Патологическое, нарушенное или измененное развитие. Подразумевает наличие неблагоприятных, малокомпенсируемых биологических и/или средовых факторов действия, которых приводят к тем или иным расстройствам психической сферы и поведения.

Есть еще один подход.

Отклонение – отклоняющее поведение.

Идеальная программа развития (идеальный онтогенез) – это своевременное последовательное уровне-иерархическое формирование функциональных систем, которые между собой взаимосвязаны и синхронно изменяется в процессе своего развития.

Данные функциональных систем формируются в условиях идеальной детерминации трех факторов:

1. Идеальные внутренние генетические законы.

2. Идеальное воздействие окружающей образовательной среды.

3. Имманентно присущая развитию ребенка идеальная способность к присвоению образовательных воздействий, включений в их собственные психические структуры.

4.* Идеальная нейробиологическая (в том числе и соматическая) предуготованность и идеальное формирование и функциональная перестройка мозговой организации психических процессов.

Социально-психологический норматив (СПН) – система требований, которые общество предъявляет к психическому и личностному развитию каждого из его членов. Эти требования являются идеальной моделью. С этой точки зрения ребенок, который удовлетворяет этим требованиям (вне зависимости от «уровня» этих в данном случае образовательных требований) будет рассматриваться как условно нормативно развивающийся (в пределах своего СПН). В то же время любое изменение психической функции, выходящее за пределы области, коридора, определяемого данным конкретным СПН, следует оценивать как отклоняющееся развитие.

Читайте также:
Как проверить блок питания на работоспособность через программу

Отклоняющееся развитие – это выход психического развития в целом или его отдельных системообразующих компонентов, (структур, функциональных систем) за пределы социально-психологического норматива (условно-нормативного развития), определяемого для конкретной образовательной, социокультурной, национальной/этнической ситуации вне зависимости от знака отклонения (опережение или запаздывание).

Уровневый подход. В последние два десятилетия в науке отчетливо доминирует воззрение о том, что норма и патология — это две крайние точки, между которыми не существует четкой границы. Именно поэтому их так трудно дифференцировать и найти четкие критерии их различения. Пространство между двумя крайними точками заполняют так называемые пограничные состояния.

Модель континуума, упомянутая нами, приобретает не формальный, а содержательный вид, если дополняется уровневым подходом. С точки зрения последнего в существовании человека выделяется три уровня его бытия — соматический, психологический и уровень морального самосознания. Неким вариантом «идеальной нормы» можно считать благополучие человека на всех трех уровнях его существования. Двигаясь в сторону патологии, мы должны пройти через разнообразные пограничные варианты «частичной нормы», т. е. случаи, когда неблагополучие касается одного или двух уровней существования человека (схема).

Идеальная норма – благополучие человека на всех уровнях его существования. В связи с этим используется термин типологический норматив.

Типологический норматив – совокупность наиболее частотных (качественных и количественных) характеристик и особенностей ребенка, отражающих специфический (типологический) вариант развития – своего рода психологический синдром. Подобное определение может быть распространено как на отклоняющееся, так и на условно-нормативное развитие.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:

Источник: studopedia.ru

Идеальная программа развития», «идеальный онтогенез

Эти понятия следует рассматривать как метафоры, которые используются в специальной педагогике для обозначения своеобразной точки отсчета, относительно которой анализируются отклоняющиеся формы развития. 1] Цит. по: Семаго Н. Я. Типология отклоняющегося развития. Модель анализа и ееиспользование в практической деятельности. Теревинф, 2016. Рис.

22.1.6. Соотношение идеальной, типологической… Читать ещё >

Ключевые слова:

  • дифференциальная психология
  • Выдержка
  • Другие работы
  • Помощь в написании

Идеальная программа развития», «идеальный онтогенез ( реферат , курсовая , диплом , контрольная )

Эти понятия следует рассматривать как метафоры, которые используются в специальной педагогике для обозначения своеобразной точки отсчета, относительно которой анализируются отклоняющиеся формы развития.

Под идеальной программой развития подразумевается своевременное последовательно-уровнево-иерархическое формирование взаимосвязанных, синхронно изменяющихся в процессе развития функциональных систем в условиях «идеальной» детерминации их внутренними (генетическими) законами и столь же «идеальным» воздействием окружающей образовательной среды, включая имманентно присущую развитию ребенка «идеальную» способность к присвоению образовательных воздействий, включение их в собственные психические структуры. Необходимым условием развертывания «идеальной» программы, помимо идеальной окружающей среды, является идеальная нейробиологическая (в том числе и соматическая) предуготованность и идеальное формирование и функциональная перестройка мозговой организации психических процессов [1] .

При этом сложноорганизованные структуры должны развиваться, формироваться в абсолютном синхронном взаимодействии, реализуя идею гармоничности развития. Таким образом, психический онтогенез может быть представлен как континуум взаимосвязанных и синхронно развертывающихся, изменяющихся во времени функциональных систем во всем их уровневом своеобразии. Естественно, «идеальная» модель может существовать лишь как программа развития идеального ребенка в идеальных условиях. Исходя из вышеприведенных соображений, можно определить понятие «идеальная норма» (идеальный онтогенез) как не существующее в реальности образование, имеющее исключительно теоретическую значимость как объект, обладающий набором свойств и качеств, существующих в сознании одного человека или группы лиц. «Идеальная норма (модель нормы) не может служить критерием оценки реально протекающих процессов или состояний психики, но позволяет вычленить объективные закономерности психического развития, необходимые и достаточные условия для обеспечения успешности их формирования» (рис. 22.1.а).

Итак, подобная модель служит целям исключительно общетеоретического «программного» описания развития. Она позволяет определить ту точку, момент, начиная с которого будет отсчитываться вначале индивидуальный вариант нормативного (условно-нормативного) развития, а затем при выходе показателей психического развития из области условно-нормативного развития (области, задаваемой требованиями в данном случае среднепопуляционного социально-психологического норматива) — развития отклоняющегося. На этом этапе возникает еще одна теоретическая модель — модель идеального дизонтогенеза (рис. 22.1.6). [2] [2]

ha. Соотношение идеальной, типологической и индивидуальной моделей в теоретическом плане.

Рис. 22 ha. Соотношение идеальной, типологической и индивидуальной моделей в теоретическом плане 1.

Соотношение идеальной, типологической и индивидуальной моделей в реальной деятельности специалиста.

Рис. 22.1.6. Соотношение идеальной, типологической и индивидуальной моделей в реальной деятельности специалиста 2.

  • [1] Цит. по: Семаго Н. Я. Типология отклоняющегося развития. Модель анализа и ееиспользование в практической деятельности. Теревинф, 2016.
  • [2] Грибова, 2001; цит по: Семаго Н. Я. Типология отклоняющегося развития.
  • [3] Грибова, 2001; цит по: Семаго Н. Я. Типология отклоняющегося развития.

Источник: mgutunn.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru