к результатам образовательнойдеятельности в однотипных образовательных учреждениях, при многообразии способов их достижения.
Идея стандартизации имеет в виду прежде всего подготовку к различным видам деятельности Она исходит из того, что требования жизни едины по
отношению ко всем членам общества. Другим ее основанием лужит забота
о том, чтобы выпускник образовательного учреждения имел право
на свободный выбор и был способен продолжать образование на более
В соответствии с Законом РФ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в нашей стране введены стандарты образования (или образовательные стандарты).
Понятие «стандарт» происходит от латинского слова standard, означающего «образец», «норма», «мерило». Под стандартом образования понимается система основных параметров, принимаемых в качестве государственной нормы образованности, отражающей общественный идеал и учитывающей возможности реальной личности и системы образования по достижению этого идеала.
ФГОС 2021: СОСТАВЛЯЕМ УЧЕБНЫЙ ПЛАН ПРАВИЛЬНО
Термины «стандарт образования», «образовательный стандарт» получили международный статус, т.е. употребляются в разных странах. Встречаются и другие названия. Например, в Великобритании существует понятие «национальный учебный план».
Чем вызвана необходимость стандартизации образования?
Проведение стандартизации образования продиктовано коренными переменами в сфере образования как общественного явления. Поворот России к демократии, рыночным отношениям, правам и свободам личности потребовал переосмысления политики в области образования. Сфера образования теперь ориентирована прежде всего на удовлетворение духовных потребностей личности. Это в свою очередь обусловило значительные перемены в организации образования, выборе содержания, форм и методов обучения.
Стандартизация образования связана также с тем, что переход школ на новые, более свободные формы организации учебного процесса, изменение статуса многих школ, введение новых учебных планов, более свободный выбор школами учебных предметов и объемов их изучения, введение альтернативных учебников, создание новых технологий обучения, многоуровневое и дифференцированное обучение потребовало сохранения базового единства образовательного пространства, позволяющего обеспечить единый уровень образования, получаемого учащимися в разных типах образовательных учреждений. Государственный образовательный стандарт является тем механизмом, который обеспечивает существование единого в стране образовательного пространства.
Кроме того, стандартизация образования вызвана стремлением России войти в систему мировой культуры, что требует при формировании образования учета достижений международной образовательной практики. Это обеспечивает российским гражданам признание их документов об образовании за рубежом.
В нашей стране идея стандартизации образования существовала еще в советское время. Хотя в СССР не существовало понятия государственного образовательного стандарта, но его роль фактически выполняли единые учебные планы. Они спускались в республики и были основой реальных учебных планов школ.
Образовательные программы: виды и требования к реализации
Учебные программы и планы тех лет отличались излишней идеологизацией и фактически ограничивали учителя в инициативе, а учащихся – в возможности выбора содержания образования в соответствии со своими интересами и способностями. Однако таким образом была на практике проверена идея образовательных стандартов.
Введение государственного стандарта не означает подчинения учебного процесса жесткому шаблону, а, напротив, открывает широкие возможности для педагогического творчества, создания вокруг обязательного ядра содержания (чем является стандарт) вариативных программ, разнообразных технологий обучения, учебных пособий.
Государственные образовательные стандарты разрабатываются на конкурсной основе; уточняются не реже одного раза в десять лет; устанавливаются федеральным законом; являются обязательными для исполнения всеми учебными заведениями страны независимо от подчинения, типов и форм собственности.
В образовательном стандарте общеобразовательных учреждений выделяют три компонента: федеральный, национально-региональный и школьный.
Федеральный компонент стандарта определяет те нормативы, соблюдение которых обеспечивает единство образовательного пространства России, а также интеграцию личности в систему мировой культуры.
Национально-региональный компонент определяет те нормативы, которые относятся к компетенции регионов (например, в области родного языка и литературы, географии, искусства, трудовой подготовки и пр.).
Компонент ОУ содержания образования отражает специфику и направленность отдельного учебного заведения.
Федеральный компонент стандарта – неизменная его часть, которая пересматривается крайне редко; национально-региональный и компонент ОУ – вариативные составляющие, которые систематически обновляются.
В Законе РФ «Об образовании в РФ» предусмотрено, что государственными органами власти нормируются обязательный минимум содержания основных образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки, требования к уровню подготовки выпускников. Определение содержания образования сверх обязательного минимума в пределах установленной учебной нагрузки находится в компетенции учебных заведений.
В состав стандарта входят: типовой (базисный) учебный план общеобразовательных учебных заведений, общая характеристика инвариантной и вариативных составляющих содержания, государственные требования к уровню общей подготовки учащихся.
В рамках федерального и национально-регионального уровней стандарт образования включает
§ описание содержания образования на каждой из его ступеней, которое государство обязано предоставить обучаемому в объеме необходимой общеобразовательной подготовки;
§ требование к минимуму необходимой подготовки учащихся в рамках указанного объема содержания;
§ максимально допустимый объем учебной нагрузки по годам обучения.
В настоящее время «Конституция РФ» определяет как обязательный уровень-минимальный (9 летняя школа), который не является достаточным основанием достижения международного стандарта
Учебные планы, программы, учебники и учебные пособия
Содержание образования отражается в учебных планах, учебных программах, учебниках и учебных пособиях.
Учебный план – документ, который определяет состав учебных предметов, изучаемых в учебном заведении, порядок (последовательность) их изучения и количество учебных часов, отводимых на каждый предмет в год, неделю; продолжительность учебного года и каникул.
Выделяют базисный учебный план как типовой и учебный план, разработанный конкретным учебным заведением.
В базисном учебном плане представлен перечень всех учебных дисциплин по годам обучения в школе (колледже, вузе). Изучаемые предметы в учебном плане подразделяются на три группы: обязательные (базовый – федеральный компонент), по выбору учащихся (региональный компонент) и предметы, изучение которых определяется советом школы, вуза (школьный, колледжный, вузовский компоненты). В базисном учебном плане устанавливается распределение часов на различные образовательные области, факультативы, курсы по выбору.
На основе базисного разрабатываются учебные планы школ (колледжей, вузов) с учетом их специфики. Эти планы различны для дневных, вечерних, заочных, дистанционных форм обучения.
На основе учебных планов составляются учебные программы.
Учебная программа содержит пояснительную записку о целях изучения данного предмета, об основных требованиях к знаниям и умениям учащихся (студентов), тематическое планирование изучаемого материала по предмету в каждом классе (курсе); собственно программу – перечень разделов и тем по курсу, перечень учебного оборудования и наглядных пособий, необходимых для данного курса; рекомендуемую литературу; вопросы для контроля; тематику курсовых, квалификационных работ (в вузе).
Различают типовые, рабочие и авторские учебные программы.
Типовые учебные программы разрабатываются на основе Государственного образовательного стандарта по определенной дисциплине. Они имеют рекомендательный характер.
Рабочие учебные программы создаются на основе типовых, утверждаются педагогическим советом школы (в колледже- ПЦК, в ВУЗе – решением ведущей кафедры). Они отражают требования образовательного стандарта и возможности конкретного учебного заведения.
Авторские учебные программы учитывают требования образовательного стандарта, но могут иметь другую логику изложения учебного материала, авторские взгляды на изучаемые явления и процессы. В основном используются на курсах по выбору, факультативах.
Исторически сложились два способа построения учебных программ: концентрический и линейный.
При концентрическом способе построения материал данной ступени обучения в более усложненном виде изучается на последующих ступенях. Концентризм обусловлен необходимостью учета возрастных особенностей учащихся.
Линейный способ построения учебных программ состоит в том, что материал каждой последующей ступени обучения является логическим продолжением того, что изучалось в предыдущие годы. Этот способ более экономичен.
В учебнике главной формой является текст (имеются и иллюстрации, схемы, таблицы, чертежи и т.п.). Он делится на:
– основной (базовые термины, их определения, основные факты, явления, процессы, события; описание законов, теорий, ведущих идей и т.д.);
– дополнительный (документы, хрестоматийные и справочные материалы, биографические данные, статистические сведения и др.);
– пояснительный (введения, примечания, разъяснения, словари, указатели и т.д.).
Вопросы и задания для самопроверки
2.Назовите подходы к определению сущности содержания образования.
3.Каковы критерии отбора содержания образования?
4.Каково назначение Государственного образовательного стандарта?
5.Каковы основные компоненты Государственного образовательного стандарта?
1.Педагогика: Учеб. пособ. / Под ред. П.И. Пидкасистого. М., 1998.
2. Харламов И.Ф. Педагогика: Компактный учебный курс. Минск, 2001.
3. Хуторской А.В. Современная дидактика: Учебник. СПб, 2001.
Источник: poisk-ru.ru
Учебный план
учебно-методический материал (2 класс) на тему
Начальное общее образование – сложившееся, самоценное, самостоятельное и обязательное звено в системе непрерывного и общего образования. Усиление внимания к воспитанию и развитию школьников определяет ориентацию на достижение планируемых результатов не только на предметные знания и умения, но и на такие важные для характеристики выпускника начальной школы, качества, как учебная и речевая деятельность, культура поведения, усвоение эстетических норм и другое. На первом уровне обучения закладывается база, фундамент всего последующего образования. Начальное общее образование обеспечивает познавательную мотивацию и интересы учащихся, их готовность и способность к сотрудничеству и совместной деятельности ученика с учителем и одноклассниками, формирует основы нравственного поведения, определяющего отношения личности с обществом и окружающими.
Ступень начального общего образования в МБОУ лицее №4 в 2015-2016 учебном году работает в следующем режиме:
· продолжительность учебного года в 1-х классах – 33 учебные недели, во 2-х – 4-х классах — 34 учебные недели;
· продолжительность учебной недели в 1-х – 4-х классах – 5 дней;
· обязательная учебная нагрузка обучающихся: в 1-х классах – 21 ч., во 2-х – 4-х классах – 23 ч.;
· продолжительность уроков: для учащихся 1-х классов в 1 полугодии используется «ступенчатый» режим обучения (сентябрь, октябрь – 3 урока по 35 мин., ноябрь, декабрь – 4 урока по 35 мин., четвертые уроки проводятся в игровой форме), во втором полугодии – 4 урока по 45 мин; для учащихся 2-х – 4-х классов 4-5 уроков в течение учебного года;
· продолжительность уроков во 2-х – 4-х классах определена в 45 минут (п.10.9 СанПин 2.4..22821-10).
Содержание образования на первой ступени реализуется преимущественно за счет введения интегрированных курсов, обеспечивающих целостное восприятие мира, деятельностного подхода и индивидуализации обучения (окружающий мир, художественный труд).
В рамках инвариантной части базисного учебного плана учебные предметы в 1 – 4 классах изучаются следующим образом.
Предмет «Русский язык». Изучение русского языка в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
· развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения;
· воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к родному языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к родному слову, стремления совершенствовать свою речь;
· освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;
· овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты-описания и повествования небольшого объема; овладение основами делового письма (написание записки, адреса, письма).
Предмет «Литературное чтение» в начальной школе ориентирован на реализацию следующих целей:
· формирование читателя-школьника с развитыми нравственными и эстетическими чувствами, способного к творческой деятельности;
· формирование и совершенствование всех видов речевой деятельности младшего школьника (слушание, чтение, говорение, письмо, различные виды пересказа);
· знакомство с богатым миром отечественной и зарубежной детской литературы.
Предмет «Иностранный язык (английский)». Изучение иностранного языка направлено на достижение следующих целей:
· формирование умений общаться на иностранном языке с учетом речевых возможностей и потребностей младших школьников; элементарных коммуникативных умений в говорении, аудировании, чтении и письме;
· развитие личности ребенка, его речевых способностей, внимания, мышления, памяти и воображения; мотивации к дальнейшему овладению иностранным языком;
· освоение элементарных лингвистических представлений, доступных младшим школьникам и необходимых для овладения устной и письменной речью на иностранном языке.
При проведении учебных занятий по иностранному языку во 3-4 классах осуществляется деление классов на 2 группы (при наполняемости классов более 25 человек)
Предмет «Математика». Изучение математики в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
· развитие образного и логического мышления, воображения, математической речи, формирование предметных умений и навыков, необходимых для успешного решения учебных и практических задач и продолжения образования;
· освоение основ математических знаний, формирование первоначальных представлений о математике как части общечеловеческой культуры;
· воспитание интереса к математике, стремления использовать математические знания в повседневной жизни.
· обеспечение целостного восприятия природы, общества и человека;
· формирование умения учиться: понимать учебную задачу, моделировать учебную ситуацию, высказывать предположения, проводить самоконтроль хода и результата учебных действий;
· психическое и социальное развитие ребенка.
Особое внимание необходимо уделить формированию у младших школьников здорового образа жизни, элементарных знаний поведения в экстремальных ситуациях, и прежде всего, знаний правил дорожного движения.
Изучение предметов эстетического цикла «Искусство (Музыка)», Искусство (ИЗО)» направлено на достижение следующих целей:
· развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведения изобразительного и музыкального искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;
· овладение элементарными умениями, навыками, способами художественной и музыкальной деятельности;
· воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного искусства; нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к ее традиции, героическому прошлому, многонациональной культуре.
Изучение предмета «Технология» направлено на достижение следующих целей:
· формирование социально ценных практических умений, опыта преобразовательной деятельности и развитие творчества, что создает предпосылки для более успешной социализации личности;
· возможность создания и реализации моделей социального поведения при работе в малых группах обеспечивает благоприятные условия для коммуникативной практики учащихся и для социальной адаптации в целом.
Особенностями учебного предмета «Технология» являются: практико-ориентированная направленность содержания обучения, которая позволяет реализовать практическое применение знаний, полученных при изучении других учебных предметов (математика, окружающий мир, изобразительное искусство, русский язык, литературное чтение), в интеллектуально-практической деятельности ученика; это, в свою очередь, создает условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости и вариативности мышления у школьников.
Изучение предмета «Физическая культура» направлено на достижение следующих целей:
· укрепление здоровья, содействие гармоническому физическому развитию и всесторонней физической подготовленности обучающихся;
· развитие жизненно важных двигательных умений и навыков, формирование опыта двигательной деятельности;
· овладение общеразвивающими и коррегирующими физическими упражнениями, умением их использовать в режиме учебного дня, активного отдыха и досуга;
· воспитание познавательной активности, интересы и инициативы на занятиях физическими упражнениями, культуры общения в учебной и игровой деятельности.
В рамках учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики» в 4 классе по выбору обучающихся и их родителей (законных представителей) изучается модуль «Основы светской этики». На изучение данного предмета выделяется один час в неделю в течении учебного года из образовательной области «Филология» предмета «Литературное чтение». Изучение предмета «Литературное чтение» будет поддержано выделением часов на внеурочную деятельность по теме «Удивительный мир книги».
Изучение предмета «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы светской этики») направлено на достижение следующих целей:
· развитие представлений о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества; формирование готовности к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;
· знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе; формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России; об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности; осознание ценности человеческой жизни;
· воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России; становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести.
В 1-х – 4-х классах из части, формируемой участниками образовательного процесса, 1 час добавлен на учебный предмет «Русский язык» для:
· развития речи, мышления, воображения;
· способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения;
· воспитания позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку;
· пробуждения познавательного интереса к слову, стремления совершенствовать свою речь;
· овладения умениями правильно писать и читать, участия в диалоге, составления несложных монологических высказываний и письменных текстов-описаний и повествования небольшого объема, овладения основами делового письма (написания записки, адреса, письма).
Скачать:
Источник: nsportal.ru
Виды учебных планов: базисный, типовой, учебный план общеобразовательной школы — Функции образовательных стандартов
Образовательные стандарты. Одной из современных тенденций развития содержания образования является его стандартизация, что вызвано необходимостью создания единого образовательного пространства в стране, обеспечивающего единый уровень общего образования, получаемого молодыми людьми в различных типах учебных заведений. Государство требует от своих граждан иметь определенный уровень образования, а взамен гарантирует необходимый уровень образовательных услуг.
Стандартизация образования уже давно осуществляется путем разработки единых учебных планов и программ. Однако сам термин «стандарт» применительно к образованию стал использоваться относительно недавно.
Слово «стандарт» происходит от английского standart, что означает «норма», «образец», «мера». Под стандартом образования понимается система основных параметров, принятая в качестве государственной нормы образования, которая отражает общественный идеал и учитывает способность реального человека и системы образования к достижению этого идеала.
Функции образовательных стандартов
- функция социального регулирования. Стандарт — это механизм, который предотвращает разрушение единства образования в контексте разнообразия образовательных возможностей. Это позволяет достичь определенного гарантированного качества выпускников школ в стране. Это обеспечивает эквивалентность образования.
- функция гуманизации образования связана с обеспечением его личностно-формирующей сущности посредством стандартов. Четкое определение минимальных требований к общему образованию учащихся открывает возможности для дифференциации обучения, что обеспечивает возможность освоения материала на разных уровнях. Право ограничить изучение трудного или нелюбимого предмета минимальными требованиями освобождает студента от чрезмерной совокупной учебной нагрузки и позволяет ему реализовать свои интересы и склонности.
- функция наведения. Введение стандартов позволяет исключить спонтанность и добровольность при разработке системы критериев качества образования учащихся, повысить объективность и информативность контроля, унифицировать оценки. Получение достоверной информации о фактическом состоянии школы создает условия для принятия обоснованных управленческих решений на всех уровнях образования.
- функция повышения качества образования. Стандарт устанавливает минимально необходимый объем содержания образования и определяет нижнюю границу уровня образования.
Стандарт образования обозначает не эмпирически предписанные предметы, а основные области образования, ряд из которых научно обоснован. На основе совокупности этих областей, которые являются неизменным (базовым) ядром общего среднего образования, могут быть разработаны самые разнообразные рабочие учебные программы.
Базисный и типовой учебный план
Государственные образовательные стандарты устанавливаются в учебных планах. Учебный план — это нормативный документ, определяющий предметы, изучаемые в школе, порядок изучения предметов по годам обучения и количество часов, отведенных на каждый предмет по классам. Структура учебного плана ярко выражает социальный заказ, в рамках которого реализуется система образования.
В практике общего среднего образования используется несколько типов учебных планов: 1) базовый учебный план; 2) стандартный учебный план; 3) рабочий учебный план, то есть учебный план конкретной школы.
Основным документом является базисный учебный план. Базовый учебный план общеобразовательной школы является частью государственного стандарта для данного уровня образования. Он утвержден Министерством образования Республики Беларусь и служит основой для разработки типовых и предметных учебных программ. Он также является исходным документом для финансирования школ.
Базисный учебный план общеобразовательной школы как часть государственного стандарта содержит следующие положения:
1) Продолжительность обучения в школьных годах (общая и для каждого уровня общего среднего образования);
2) Недельная учебная нагрузка по предметам базового образования на каждой ступени общей средней школы, обязательного обучения по выбору учащегося и элективного обучения.
3) Максимальная недельная обязательная учебная нагрузка для учащихся, включая преподавание по выбору.
4) Общий объем оплачиваемой государством нагрузки на учителей, включая обязательные и факультативные занятия и внеклассные мероприятия.
На основе базисного учебного плана разрабатываются и утверждаются Министерством образования типовые учебные планы для всех типов учебных заведений. Типовые учебные планы носят рекомендательный характер.
Рабочий учебный план школы
Содержание общего и среднего образования сосредоточено в предметах и реализуется через школьный учебный план. Учебный план школы составляется в соответствии со стандартами базисного учебного плана — основного государственного нормативного документа, который служит основой для разработки типовых и рабочих учебных планов и исходным документом для финансирования школы.
Учебный план — это документ, содержащий перечень изучаемых в нем предметов, их распределение по годам обучения и количество часов на каждый предмет.
Существует два типа школьных учебных программ:
Собственно школьный учебный план, который разрабатывается на основе базового государственного учебного плана в течение длительного периода времени и отражает специфику конкретной школы;
Рабочий учебный план школы, который разрабатывается с учетом современных условий и ежегодно утверждается педагогическим советом школы.
Рабочая учебная программа школы должна быть разработана в соответствии со стандартами базисного учебного плана и отражать особенности конкретной школы.
Как правило, одна из типовых учебных программ должна быть взята за основу школьного учебного плана. Учебный план должен быть утвержден педагогическим советом и директором школы к началу учебного года.
Типовой учебный план, а также рабочий учебный план школы должны включать:
1) расписание учебного процесса, определяющее продолжительность учебных четвертей (триместров), каникул, летней практики, экзаменов;
2) сводные данные по бюджету времени с указанием продолжительности учебных четвертей и практик в неделях;
3) перечень обязательных предметов с указанием общего количества часов на каждый учебный год. Эта часть учебного плана называется базовым или инвариантным (в России — федеральным) компонентом и призвана обеспечить формирование базовой культуры учащихся);
4) Перечень факультативных предметов и элективных курсов, установленных школой, с указанием общего количества часов на их изучение. Эта часть учебного плана называется вариативной или школьным компонентом; ее цель — учесть образовательные потребности, интересы и способности учащихся и полностью индивидуализировать процесс обучения.
Соотношение базового и школьного компонента является важным показателем степени демократичности системы образования. Школьный компонент содержания образования отражает специфику и направленность конкретного учебного заведения. Например, в России с 1 сентября 2008 года до трети школьного времени отводится на факультативные занятия для учащихся.
5) Информация о ежегодной летней производственной практике студентов;
6) Информация о государственных экзаменах для начального (9-летнего) и всего среднего (11-летнего) образования.
Учебные планы, а также государственный стандарт общего образования различают федеральный, государственный и школьный уровень.
Федеральный уровень обеспечивает единство школьного образования в стране, включая весь спектр образовательных областей, в которых выделяются курсы общекультурного и национального значения.
Национально-региональный уровень обеспечивает образовательные потребности и интересы народов нашей страны, представленных федеральными единицами.
Школьный уровень (элективные и факультативные предметы) отражает специфику учебного заведения и поэтому позволяет ему самостоятельно разрабатывать и реализовывать образовательные программы и учебные планы.
Уровни учебных планов
Учебный план включает следующие нормы: продолжительность обучения (в учебных годах) в целом и для каждого из его уровней; недельная учебная нагрузка по основным предметам, предметам по выбору и факультативным занятиям; максимальная обязательная недельная учебная нагрузка учащегося, включая количество учебных часов, отведенных на факультативные занятия; конечное количество учебных часов, финансируемых государством.
Учебные планы, а также государственный стандарт общего образования различают федеральный, государственный и школьный уровень.
Федеральный уровень обеспечивает единство школьного образования в стране, включая весь спектр образовательных областей, в которых выделяются курсы общекультурного и национального значения.
Национально-региональный уровень обеспечивает образовательные потребности и интересы народов нашей страны, представленных федеральными единицами.
Школьный уровень (элективные и факультативные предметы) отражает специфику учебного заведения и поэтому позволяет ему самостоятельно разрабатывать и реализовывать образовательные программы и учебные планы.
Учебный план включает следующие нормы: продолжительность обучения (в учебных годах) в целом и для каждого из его уровней; недельная учебная нагрузка по основным предметам, предметам по выбору и факультативным занятиям; максимальная обязательная недельная учебная нагрузка учащегося, включая количество учебных часов, отведенных на факультативные занятия; конечное количество учебных часов, финансируемых государством.
На странице курсовые работы по педагогике вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Педагогика».
- Здесь темы рефератов по педагогике
Читайте дополнительные лекции:
- Образовательная среда педагогического университета как фактор профессионального становления студентов
- Спектр педагогических профессий в современном мире
- Влияние а.В. Запорожца на развитие педагогической науки и общественного дошкольного воспитания
- Внедрение триз технологий в учебный процесс колледжа
- Сущность процесса обучения детей дошкольного возраста
- Cодержание и методика формирования культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста — Роль культурно-гигиенических навыков в воспитании детей младшего дошкольного возраста
- Технология управления образовательным проектом по временным параметрам
- Социально-личностное развитие дошкольников
- Личность ребенка как субъект и объект воспитания
- Организация мероприятий, направленных на укрепление здоровья ребенка и его физическое развитие
Образовательный сайт для студентов и школьников
Копирование материалов сайта возможно только с указанием активной ссылки «www.lfirmal.com» в качестве источника.
Источник: lfirmal.com