Характеристика целевых программ развития в сфере фкис

Государство старается разными способами поддержать спортивную деятельность в России, для чего принимаются соответствующие законопроекты, а также реализуются сложные программы. К ним относится программа «Развитие физической культуры и спорта», которая осуществляется в два этапа, а также предназначена для развития данной отрасли деятельности.

Что это за проект

Ответственным за ее реализацию выступает Министерство спорта РФ. Для этого выполняется два этапа:

  1. 1 этап прошел с начала 2013 года до конца 2020 года;
  2. 2 этап начался с 2021 года, а закончится в конце 2024 года.

Размер бюджетных ассигнований составляет 459 млрд. руб. Средства выделяются из федерального бюджета страны.

С помощью этой государственной программы развития культуры и спорта планирует решить сразу несколько задач. К ним относится:

Бесплатная консультация Юриста

  • мотивация населения к занятию спортом, а также ведению ЗОЖ;
  • гарантия успешного выступления спортсменов из России на разных международных соревнованиях;
  • улучшение системы подготовки спортсменов, входящих в спортивный резерв страны;
  • развитие инфраструктуры спорта, причем особенно много внимания уделяется возможности улучшения условий для инвалидов;
  • формирование оптимальных условий для проведения крупных международных соревнований на территории России;
  • приобщение граждан России к занятию футболом или хоккеем.

фото 290_1

Обновление содержания программ дополнительного образования в области физической культуры и спорта

К целям программы Российской Федерации относится:

  • установление оптимального процента обеспеченности населения разными спортивными учреждениями, для чего учитывается пропускная способность разных спортивных объектов;
  • увеличение количества граждан, которые на систематической основе занимаются спортом;
  • повышение числа спортсменов РФ, которые становятся призерами разных соревнований;
  • привлечение крупных частных инвесторов, готовых вкладывать средства в данное направление деятельности;
  • повышение уровня удовлетворенности россиян имеющимися условиями, позволяющими заниматься спортом;
  • использование внебюджетных источников средств для финансирования сферы.

Вся программа разделена на несколько подпрограмм, каждая из которых обладает своим назначением и особенностями. К ним относится:

  1. Развитие физкультуры и спорта в РФ благодаря поддержке Министерства спорта.
  2. Развитие спорта высших достижений, а также повышение качества системы, направленной на подготовку спортивного резерва.
  3. Подготовка, а также проведение спортивных соревнований.
  4. Управление развитием отрасли.
  5. Реализация целевой программы по развитию физкультуры и спорта.
  6. Развитие хоккея и футбола.

Для каждой подпрограммы создана отдельная документация, в которой детально описываются все действия, которые необходимо выполнить для достижения поставленных целей. Для этого привлекаются специалисты из разных областей деятельности, а также участие в программе принимают многочисленные регионы страны.

Разработка программ развития в области физической культуры и спорта и программ спортподготовки

Методика формирования целевых программ развития физической культуры и спорта Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

Представлена методика формирования целевых программ развития физической культуры и спорта на региональном и муниципальном уровнях государственного устройства РФ, отражающая интересы участников системы управления и обеспечивающая целенаправленное развитие отрасли как важнейшего фактора обеспечения здорового образа жизни населения территории.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Архипова С. А.

Формирование целевой программы развития физической культуры и спорта

Особенности разработки стратегической программы развития муниципальной системы физической культуры и спорта

Формирование экономической политики республики Дагестан в период начала рыночной трансформации (1990-2001 гг. )

Программно-нормативные основы развития физической культуры и массового спорта по месту жительства

Экономические рычаги управления массовой физической культурой при создании муниципальных клубов по месту жительства

i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методика формирования целевых программ развития физической культуры и спорта»

МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕЛЕВЫХ ПРОГРАММ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА

Представлена методика формирования целевых программ развития физической культуры и спорта на региональном и муниципальном уровнях государственного устройства РФ, отражающая интересы участников системы управления и обеспечивающая целенаправленное развитие отрасли как важнейшего фактора обеспечения здорового образа жизни населения территории.

Ключевые слова: целевая программа, социальная сфера, физическая культура и спорт, здоровый образ жизни, критерий эффективности программы.

Усиление направленности государства на достижение целей развития человека и общества вызвало повышение роли программно-целевого подхода в государственном и муниципальном управлении. В управлении социальной сферой его сущность заключается в разработке целевых программ развития, ориентированных на достижение долгосрочных положительных результатов функционирования отрасли в условиях ограниченности ресурсных возможностей государства.

Как важнейшая отрасль социальной сферы физическая культура и спорт обладают способностью существенно ускорить решение проблемы улучшения здоровья путем обеспечения благоприятных условий для формирования здорового образа жизни населения. Достижение этой цели требует разработки методического подхода к формированию региональных и муниципальных программ развития физической культуры и спорта, позволяющего:

— более полно учитывать интересы всех участников процесса управления физической культуры и спорта;

— увязывать цели каждого участника с общими приоритетами социально-экономического развития отрасли и региона;

— устанавливать приоритеты мероприятий, направленных на развитие физической культуры и спорта, в рамках реализации региональных и муниципальных программ развития отрасли.

Алгоритм методики формирования программы развития физической

культуры и спорта на региональном и муниципальном уровне представлен на рисунке.

I. Подготовительный этап

1.1. Инициирование процессаразработки программы

1.2. Определение правовой основыразработки программы

1.3. Формирование концепции программы развития физичесюои культуры и спорта

II. Этап разработки программы

2.1. Установление цели, задач и критерия развития _________физичесюои культуры и спорта____________

‘1.1. Определение состава участников и их интересов

2.3. Лиализ достаточности, имеющейся информащи о развитии физической культуры и спорта

Читайте также:
Тюнинг автомобилей персональная студия программа

2.4. Формирование дополнительной информационной базы о развитии физической культуры и спорта в регионе

2.5. Формирование системы показателей

2.6. Определение соответствия фактических значений показателей развития физической культуры и спорта нормативным значением

2.8. Опредепеше жтратешйразвшпия физической

‘¿.10. Согласование потребных и фактических финансовых ресурсов

2.11. Установление приоритетов мероприятий по степени влияния на численность занимающихся физической культурой и спортом

2.12. Разработка проекта программы

Оценка ожидаемого эффекта от реализации программы

III. Этап обсуждения программы

3.1. Слушание проекта программы

3.2. Корректировка программы по итогам обсуждения

Исключить из программных мероприятий

Ъ.И.Формирование проекта итогового варианта программы___________________________________

IV. Этап утверждения программы

Алгоритм .методики формирования программы развития фиш ческой культуры и спорта

Подготовительный этап. Инициатором разработки программы развития физической культуры и спорта выступает администрация региона (муниципального образования), которая определяет нормативную и ресурсную основу программы. Совместно с Комитетом (отделом) по физической культуре и спорту она осуществляет оценку качества разработанной стратегии и отвечает за конечные результаты ее реализации. Администрация определяет состав рабочей группы по разработке программы, решает вопрос о необходимости привлечения к процессу формирования программы других участников, осуществляет подготовку процедуры отбора исполнителей, заключает договоры с консультирующими организациями и конкретными специалистами, привлеченными к разработке программы. В состав рабочей группы по разработке программы включаются представители структурных подразделений администрации, эксперты, представители научных и образовательных центров и т. д.

Этап разработки программы. Процесс формирования целевой программы развития физической культуры и спорта на региональном (муниципальном) уровне выглядит следующим образом:

— описание проблемы и обоснование ее решения программноцелевым методом;

— определение целей и задач программы;

— разработка основных направлений программных действий;

— разработка основных мероприятий программы;

— ресурсное обеспечение программы;

— механизм реализации программы;

— система мониторинга и контроля;

— оценка ожидаемой эффективности реализации программы.

Анализ состояния отрасли позволяет сформулировать цель программы развития физической культуры и спорта следующим образом: создание благоприятных условий для привлечения населения региона (муниципалитета) к регулярным занятиям физической культурой и спортом как основы формирования здорового образа жизни. Данная цель направлена на обеспечение закрепленного Конституцией права населения на свободный доступ к физической культуре и спорту как необходимому условию развития физических, интеллектуальных и нравственных способностей личности.

Для достижения поставленной цели рекомендуется сформулировать конкретные задачи, решение которых должно обеспечить выполнение программы. Основными задачами развития физической культуры и спорта на региональном (муниципальном) уровне могут быть названы следующие:

— развитие массового спорта среди всех возрастных групп населения региона;

— развитие и укрепление материально-технической базы учреждений физкультурно-спортивной направленности;

— развитие системы подготовки и переподготовки кадров физической культуры и спорта.

Необходимость решения указанных задач вытекает из закрепленной в действующем законодательстве обязательности предоставления за счет региональных (муниципальных) бюджетов различных государственных услуг населению [1, 3], а именно:

— проведение официальных региональных физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий в части создания условий для занятий физической культурой и спортом и проведения мероприятий по пропаганде здорового образа жизни;

— предоставление мер социальной поддержки работникам государственных и муниципальных бюджетных учреждений.

В качестве критерия развития физической культуры и спорта предложено использовать обеспеченность населения, занимающегося физической культурой и спортом, материальными и трудовыми ресурсами. В основу системы показателей развития физической культуры и спорта на региональном (муниципальном) уровне положены показатели официальной статистической отчетности, в частности численность населения, регулярно занимающегося физической культурой и спортом, численность тренеров-преподавателей, количество физкультурно-спортивных сооружений (по видам), число физкультурно-спортивных организаций. Для более полного анализа подлежащих решению в рамках целевой программы проблем отрасли на конкретной территории необходимо провести расчет дополнительных показателей. К их числу относятся: потребная единовременная пропускная способность физкультурно-спортивных сооружений, уровень обеспеченности населения физкультурно-спортивными сооружениями и тренерами-преподавателями, фактические расходы регионального (муниципального) бюджета на физическую культуру и спорт в расчете на одного жителя идр. В результате формируется система показателей, позволяющих не только отслеживать тенденции в развитии физической культуры и спорта в конкретном регионе (муниципальном образовании), но и оценивать эффективность реализации целевой программы развития в целом и ее отдельных мероприятий.

Показатели необходимо сравнить с нормативами, установленными Правительством РФ. Мероприятие включается в программу, если достигнутое в регионе (муниципалитете) значение показателя ниже норматива. Если значение показателя соответствует (или превышает) норматив, то мероприятие не включается в целевую программу.

На следующем этапе формируются основные направления развития физической культуры и спорта в регионе (муниципалитете), к числу которых, в частности, могут быть отнесены следующие:

— формирование потребности в занятиях физической культурой и спортом с учетом возрастных групп населения за счёт увеличения количества проводимых массовых мероприятий и усиления пропаганды физической культуры и спорта;

— создание условий для занятий физической культурой и спортом (развитие физкультурно-оздоровительной инфраструктуры, развитие кадрового потенциала);

— оказание государственной поддержки общественным физкультурно-спортивным организациям.

Для достижения указанных задач в рамках целевой программы необходимо реализовать следующие мероприятия в разрезе трех блоков:

I. Мероприятия, направленные на формирование у населения потребности в занятиях физической культурой и спортом, реализуются по группам: физическое воспитание детей дошкольного возраста; физическое воспитание школьников; физическое воспитание учащихся и студентов профессионального образования; массовый спорт в учреждениях и на предприятиях; спортивно-оздоровительная работа по месту жительства.

К этому блоку программы могут быть отнесены следующие мероприятия: проведение массовых физкультурно-спортивных мероприятий, в состав которых должны быть включены преимущественно наиболее популярные среди населения виды спорта; освещение в средствах массовой информации достижений спортсменов, а также вопросов развития физической культуры, спорта и здорового образа жизни в регионе; формирование информационной базы для принятия управленческих решений на основе разработки анкет, проведении опросов и сбора данных, обработки анкет, подготовки аналитических материалов и др.

Читайте также:
Что выведет программа при вызове f 5

II. Создание условий для занятий населения физической культурой и спортом.

11.1. Развитие кадрового потенциала отрасли: организация деятельности в сфере повышения квалификации и профессиональной переподготовке работников физической культуры и спорта, ведущих тренеров по различным видам спорта в центрах олимпийской подготовки или вузах региона и других городах Российской Федерации; материальное стимулирование специалистов в области физической культуры и спорта с целью повышения качества их работы и закрепления в отрасли молодых специалистов; дополнительное привлечение в отрасль специалистов физической культуры и спорта с учетом тенденций в изменении потребностей населения; проведение конкурсов профессионального мастерства среди педагогов-тренеров и т. д.

11.2. Развитие и укрепление материально-технической базы учреждений физкультурно-спортивной направленности: строительство, реконструкция и ремонт физкультурно-спортивных сооружений; приобретение

спортивного оборудования и инвентаря; обеспечение максимальной загрузки физкультурно-спортивных сооружений занимающимися.

III. Оказание государственной поддержки общественным физкультурно-спортивным организациям: софинансирование массовых физкультурно-спортивных мероприятий; содействие в проведении массовых соревнований; поддержка в вопросах кадрового обеспечения.

После определения состава основных мероприятий программы осуществляется оценка бюджетных возможностей ее финансирования путем сопоставления имеющихся и необходимых финансовых ресурсов. Объемы финансирования целевой программы на очередной год уточняются при формировании соответствующего бюджета. В случае недостаточности финансовых ресурсов для проведения всех запланированных мероприятий осуществляется их отбор путем ранжирования по степени влияния на критерий эффективности программы — численность населения, привлеченного к занятиям физической культурой и спортом. В результате в программу включаются наиболее значимые мероприятия, направленные на создание благоприятных условий для развития отрасли и формирования этой основе устойчивой тенденции распространения здорового образа жизни среди населения региона (муниципального образования).

Важнейшим условием успешной реализации программы развития физической культуры и спорта является ее мониторинг, обеспечивающий постоянный контроль и анализ выполнения запланированных мероприятий, а также обратную связь и корректировку управляющего воздействия в соответствии с изменениями во внешней среде. В целях осуществления мониторинга реализации программы развития физической культуры и спорта и своевременного формирования достоверной отчетности о ее реализации предусматриваются следующие мероприятия:

— проведение социологических ежегодных опросов населения о степени удовлетворенности его предоставлением физкультурнооздоровительных и спортивных услуг;

— ежеквартальный сбор информации о выполнении мероприятий программы, затратах на их реализацию и полученных результатах;

— ежегодный сбор информации о показателях развития физической культуры и спорта.

подлежит повторному рассмотрению. По окончании данного этапа проект программы выносится на утверждение.

Этап утверждения программы. С 1 января 2009 г. утверждение итогового варианта проекта целевой программы осуществляется высшим исполнительным органом власти региона (муниципалитета). Принятый проект программы направляется главе региона (муниципального образования), который имеет право отклонить проект программы. В этом случае он возвращается в комитет (отдел) с мотивированным обоснованием отклонения либо с предложениями о внесении изменений. После утверждения программа приобретает статус правового акта и подлежит обязательному исполнению.

Предложенная методика формирования программы развития физической культуры и спорта, основанная на более полном учете интересов населения и других участников системы управления отраслью, позволяет создать благоприятные условия для формирования здорового образа жизни населения и тем самым обеспечить достижение основной цели государственного управления развитием отраслей социальной сферы — достижение высокого стандарта уровня и качества жизни населения РФ.

1. Бюджетный кодекс РФ: Федеральный закон № 205-ФЗ (в ред.от 24 ноября 2008 г) // Российская газета. — 2008.— 26 ноября.

2. О порядке разработки и реализации областных целевых программ: Постановление администрации Тульской области от 27 июня 2007 г. № 303// ПБД «Консультант Плюс 3000» / ЗАО «Консультант Плюс», НПО «ВМИ».

3. Об утверждении консолидированного перечня государственных услуг, оказываемых субъектами бюджетного планирования Тульской области, порядка его формирования, утверждения, корректировки, исполнения, оценки потребности в предоставлении услуг: Постановление администрации Тульской области от 27 июня 2007 г. № 300 // ПБД «Консультант Плюс 3000» / ЗАО «Консультант Плюс», НПО «ВМИ».

Method of forming of having a special purpose program of development of physical culture and sport

The method offorming of the having a special purpose programs of development of physical culture and sport is presented at regional and municipal levels of the political system RF, reflecting interests of participants of the control system and providing purposeful development of industry as a major factor of providing of healthy way of life ofpopulation of concrete territory.

Источник: cyberleninka.ru

Менеджмент в сфере физической культуры и спорта. Учебное пособие

Филиппов С.С. - Менеджмент в сфере физической культуры и спорта. Учебное пособие

Программно-целевое планирование – это один из видов планирования, в основе которого лежит ориентация деятельности спортивных организаций на достижение поставленных целей. В данном случае в основе процесса планирования лежит определение и постановка целей, и лишь затем подбираются пути их достижения. Программно-целевое планирование построено по логической схеме «цели – пути – способы – средства».

Программно-целевой метод планирования состоит в отборе приоритетных целей развития физической культуры и спорта, разработке взаимоувязанных мероприятий по их достижению в заданные сроки с максимальной эффективностью при требуемом обеспечении ресурсами. Реализация программно-целевого метода в сфере физической культуры и спорта осуществляется в виде федеральных и региональных целевых программ, которые являются одним из важнейших инструментов реализации политики государства. Целевая программа может включать в себя несколько подпрограмм, направленных на решение конкретных задач в рамках программы. Деление целевой программы на подпрограммы осуществляется исходя из масштабности и сложности решаемых проблем, а также необходимости рациональной организации их решения. Разработка проекта и утверждение целевой программы включают в себя следующие основные этапы:

> отбор проблем для программной разработки;

> разработка проекта концепции;

> принятие решения о разработке проекта целевой программы Правительством РФ (субъекта РФ) и утверждение ее концепции;

> экспертиза проекта целевой программы;

> рассмотрение проекта целевой программы на заседании Правительства РФ (субъекта РФ);

> доработка целевой программы в соответствии с замечаниями Правительства РФ (субъекта РФ);

Читайте также:
Графика в питоне примеры программ

> утверждение целевой программы Правительством Российской Федерации (субъекта РФ).

Целевые программы, подпрограммы, государственные заказчики и государственные заказчики-координаторы утверждаются Правительством РФ. После утверждения государственный заказчик в установленном порядке заключает с исполнителями программы контракты на финансирование мероприятий программы (подпрограммы) на основе соглашений о намерениях и с учетом объемов финансирования за счет средств федерального бюджета на очередной финансовый год. Государственный заказчик целевой программы может на договорной основе передавать организациям часть своих функций на условиях, определяемых Правительством РФ при утверждении целевой программы.

В недавнем прошлом были разработаны и утверждены на уровне Правительства РФ следующие стратегии и программы, касающиеся непосредственно развития физической культуры и спорта в стране:

• Федеральная целевая программа «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006–2015 годы» (постановление Правительства РФ 11 января 2006 г. № 7);

• Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года (распоряжение Правительства от 7 августа 2009 г. № 1101-р);

• Федеральная целевая программа «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2016–2020 годы» (постановление Правительства РФ от 21 января 2015 г. № 30);

• Государственная программа Российской Федерации «Развитие физической культуры и спорта» (постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 302).

Кроме того, разделы, касающиеся развития физической культуры и массового спорта включаются в целевые и государственные программы различных ведомств, такие, например, как:

• Федеральная целевая программа «Развитие образования на 2016–2020 годы» (постановление Правительства РФ от 23 мая 2015 г. № 497);

• Государственная программа Российской Федерации «Развитие здравоохранения» (постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 294);

• Федеральная целевая программа «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014–2017 годы и на период до 2020 года» и др.

В отдельных регионах России, например в Московской области, действуют собственные программы:

– Концепция развития физической культуры и спорта в Московской области в период 2007–2015 гг.;

– муниципальные целевые программы развития физической культуры и спорта районов и городов Московской области.

Целевые программы финансируются за счет средств федерального бюджета, региональных, муниципальных бюджетов, иных источников финансирования, в том числе: средств государственного социального страхования, инвестиционных и благотворительных взносов юридических и физических лиц. Объем бюджетного финансирования, необходимый для реализации Программы, уточняется ежегодно при формировании бюджета на очередной финансовый год, исходя из возможностей бюджета и его доходной части.

Программно-целевое планирование способствует консолидации усилий различных ведомств, организаций, учреждений, независимо от их организационно-правовых форм, в целях решения первоочередных проблем развития физической культуры и спорта .

Федеральная целевая программа «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006–2015 годы» положила начало формированию обще федерального комплекса мер по развитию физической культуры и спорта. В результате ее реализации удалось увеличить единовременную пропускную способность объектов спорта, а также создать инфраструктуру для тренировок спортсменов спортивных сборных команд Российской Федерации по видам спорта, включенным в программы Олимпийских и Паралимпийских игр.

Принятая Постановлением Правительства России от 15.01.2015 г. новая Федеральная целевая программа развития отрасли на период 2016–2020 гг. продолжает решение задач по стратегическому развитию физической культуры и спорта, невзирая на проблемы экономического и политического характера, как внутренние, так и внешние.

Для решения государственной стратегической задачи увеличения числа активно занимающихся физической культурой и спортом необходим поиск и внедрение инновационных разработок, программ, благодаря которым реально увеличится количество регулярных участников спортивных мероприятий.

Большую роль в решении поставленных Президентом России и Правительством страны задач по увеличению числа активно занимающихся физической культурой и массовым спортом могут и должны решить местные органы власти, главная задача которых – создание условий для занятий физической культурой и спортом всех групп населения.

Приоритетными направлениями муниципальной спортивной политики является:

> развитие школьного и студенческого спорта, физического воспитания в дошкольных учреждениях, оказание спортивно-оздоровительных услуг для всех групп населения;

> проведение массовых соревнований и спортивно-оздоровительных праздников;

> оказание помощи в деятельности спортивных и физкультурно-оздоровительных клубов;

> информирование о роли и пользе физической культуры и спорта;

> содействие в подготовке спортсменов высокого класса.

Муниципальные органы управления берут на себя ответственность за развитие массового спорта в соответствии с местными климатическими, природными, национальными, культурными, религиозными условиями. Муниципальная власть, находящаяся ближе к повседневным нуждам людей и способам удовлетворения этих нужд, обладает большей гибкостью и мобильностью в решении местных проблем и поэтому может развивать актуальные для данных территорий виды спорта.

Муниципальная политика развития физической культуры и массового спорта должна основываться на использовании стимулирующих экономических методов, которые включают:

– установление понижающих коэффициентов на аренду помещений для организаций спортивной направленности;

– снижение ставок оплаты коммунальных услуг для спортивно-оздоровительных сооружений;

– предоставление площадей и улиц города для праздничных спортивно-зрелищных мероприятий.

– создание механизма поддержки общественных инициатив в сфере массового спорта.

В качестве примера программы, направленной на экономическую поддержку предприятий сферы физической культуры и спорта, можно отметить целевую программу Министерства спорта РФ «Развитие малого и среднего предпринимательства в сфере физической культуры, спорта и туризма», разработанную в соответствии с Поручением Президента РФ от 6 декабря 2008 г. №ПР-2577 с учетом Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 г. (программа утверждена приказом Минспорта РФ 26.03.2010 г., № 224). Она направлена на решение тактической задачи по совершенствованию правовых и экономических механизмов поддержки малого и среднего бизнеса в сфере физической культуры, спорта и туризма. Объем финансирования программы 25 млн руб. за счёт средств федерального бюджета, выделенных Министерству спорта, из бюджетов субъектов РФ и привлекаемых внебюджетных средств.

Источник: www.livelib.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru