Характеристика тематического содержания программы музыка д б кабалевского 1 й класс

К 70-м годам ХХ века отечественной педагогикой был накоплен большой опыт в области музыкального воспитания школьников. Вместе с тем назрела необходимость в создании единой, обобщающей его концепции, дающей четкие направления формированию музыкальной культуры школьников.

Концепция, согласно словарю, это система взглядов на явление, основная точка зрения, с которой рассматривается это явление, ведущий замысел и т.п.

Разработать такую концепцию было предложено группе молодых ученых под руководством известного композитора и общественного деятеля Дмитрия Борисовича Кабалевского. Концепция и программа разрабатывались в лаборатории НИИ школ Министерства просвещения РСФСР в период с 1973 по 1979 годы.

Основные идеи концепции воплощены в статье, предворяющей программу по музыке «Основные принципы и методы программы по музыке для общеобразовательной школы». Сама же программа выходила небольшими тиражами с примечанием «Экспериментальная».

Одновременно выпускались нотные хрестоматии для музыкального обеспечения программы, а также фонохрестоматии с записями всех произведений программы. Во время экспериментального апробирования программы уроки музыки в одной из школ Москвы вел сам Кабалевский. Эти уроки демонстрировались по телевидению. Широко распространилась по стране и книга для детей «Про трех китов и про многое другое», которую написал Д.Б. Кабалевский для детей.

Кабалевский — Клоуны

Для массового использования программа по музыке для 1-3 классов (с поурочными методическими разработками) была выпущена в 1980 году, а для 4-7 классов – в 1982 году.

Программа Кабалевского по-прежнему широко используется в нашей стране. Она является отправной точкой для разработки новых программ по музыке. Однако в последние годы данная программа все чаще становится объектом для критики. В то же время она имеет и массу сторонников. Представляется, что считать ее устаревшей и непригодной является неправомерным.

Данная концепция – крупное достижение нашей культуры. Она впитала в себя лучший опыт отечественной педагогики, а также предвосхитила ряд качественно новых процессов, зарождающихся как в искусствознании, так и во всех сторонах общественной жизни. А именно – стремление к сохранению и воспитанию духовной культуры, признание приоритета общечеловеческих ценностей. Эта концепция имеет большой потенциал для развития. При сохранении сути, это развитие имеет такие направления:

— разработка художественной дидактики и теории педагогики искусства;

— обоснование музыкального материала программы;

— расширение музыкального материала программы;

— расширение роли импровизаций, вокального и инструментального музицирования;

— обогащение урока фольклором, духовной музыкой, образцами современного народного музыкального творчества и т.д.

Если же говорить об обновлении содержания программы как обновлении музыкального материала, способов общения с музыкой и т.п., то этот процесс заложен в концепции как постоянный, необходимый и естественный.

Первый урок музыки в первом классе по программе Д.Б.Кабалевского.

В ней акцентируется внимание на том, что музыкальный материал может быть заменен, на том, что при реализации программы необходим творческий подход учителя в выборе методов, форм практического музицирования.

В 1994г. вышла новая редакция программы, которую сделали Бейдер и Сергеева. Основные задачи переиздания – устранить заидеологизированность содержания, дать возможность учителю проявить творческую инициативу в планировании уроков. Таким образом, в данной редакции подвергся изменению музыкальный материал и ликвидированы поурочные методические разработки.

2. Цель, задачи, принципы и основополагающие методы программы по музыке,

раззработанной под руководством Д.Б. Кабалевского

Цель уроков музыки в общеобразовательной школе – воспитание музыкальной культуры школьников как необходимой части их общей духовной культуры

Ведущие задачи: 1) формирование эмоционального отношения к музыке на основе ее восприятия; 2) формирование осознанного отношения к музыке; 3) формирование деятельно-практического отношения к музыке в процессе ее исполнения, прежде всего хорового пения, как наиболее доступной формы музицирования.

Основные принципы программы:

— изучение музыки как живого искусства, опора на закономерности самой музыки;

— связи музыки и жизни;

— интереса и увлеченности в музыкальном обучении;

— единства эмоционального и сознательного;

— единства художественного и технического;

— тематического строения программы по музыке.

Согласно последнему принципу, для каждой четверти определяется своя тема. Постепенно усложняясь и углубляясь, она раскрывается от урока к уроку. Между четвертями и этапами (классами) существует преемственная связь. Все побочные, второстепенные темы подчинены основным и изучаются в связи с ними. Тема каждой четверти соответствует одному «ключевому» знанию.

Основополагающие методы программы. Ведущие методы программы в своей совокупности прежде всего направлены на достижение цели и организацию усвоения содержания. Они способствуют установлению целостности процесса музыкального обучения на уроке музыки как уроке искусства, то есть выполняют регулятивную, познавательную и коммуникативную функции. Данные методы находятся во взаимодействии со всеми другими методами.

Метод музыкального обобщения. Каждая тема носит обобщающий характер и объединяет все формы и виды занятий. Поскольку тема носит обобщающий характер, то и усвоить ее возможно только лишь методом обобщения. Освоение учащимися обобщенного знания происходит в опоре на музыкальное восприятие. Данный метод прежде всего направлен на развитие у детей осознанного отношения к музыке, на формирование музыкального мышления.

Метод музыкального обобщения выступает в виде совокупных способов организации деятельности учащихся, направленной на усвоение ключевых знаний о музыке, формирование ведущих умений.

Метод включает ряд последовательных действий:

1-е действие. Задача – активизировать тот музыкальный и жизненный опыт школьников, который необходим для введения темы или ее углубления. Продолжительность подготовительного этапа предопределяется характером обобщенного знания. Длительность подготовки зависит и от уровня музыкального опыта школьников. Главное – не допускать, чтобы изучение темы проходило формально, без опоры на достаточный для этого слуховой опыт.

Читайте также:
Как научиться проектировать программы

2-е действие. Цель – познакомить с новым знанием. Основное значение имеют приемы продуктивного характера – разнообразные варианты организации поисковой ситуации. В процессе поиска выделяются три момента: 1) четко сформулированная учителем задача; 2) постепенно, совместно с учащимися, решение задачи при помощи наводящих вопросов, организация того или другого действия; 3) окончательный вывод, сделать который и произнести должны сами учащиеся.

3-е действие связано с закреплением знания в разных видах учебной деятельности, с формированием способности самостоятельно ориентироваться в музыке на основе усвоенного знания. Реализация данного действия предполагает использование сочетания различных приемов продуктивного и репродуктивного характера.

Метод «забегания» вперед и «возвращения» к пройденному. Содержание программы – система взаимосвязанных тем. Важно, чтобы урок в сознании учителя и учеников выступал как звено общей темы и всей программы. Учителю необходимо, с одной стороны, постоянно готовить почву для предстоящих тем, с другой – постоянно возвращаться к пройденному материалу с целью его осмысления на новом уровне.

При реализации метода задача учителя состоит в том, чтобы выбрать наилучшие для конкретного класса варианта «забеганий» и «возвращений». Здесь прослеживаются связи трех уровней.

1.Связи между этапами обучения 2. Связи между темами четвертей. 3. Связи между конкретными музыкальными произведениями в процессе изучения тем программы.

Метод эмоциональной драматургии. Уроки строятся в основном по двум эмоциональным принципам: эмоционального контраста и последовательного обогащения и развития того или иного эмоционального тона урока.

Исходя из этого, задача заключается в том, чтобы соотнести тот или иной предлагаемый в программе принцип построения урока с конкретными условиями, уровнем музыкального и общего развития учащихся.

Метод эмоциональной драматургии прежде всего направлен на активизацию эмоционального отношения школьников к музыке. Он способствует созданию атмосферы увлеченности, живого интереса к музыкальным занятиям. Данный метод допускает в случае необходимости уточнение последовательности произведений, запланированных на урок (его начало, продолжение, кульминацию – особо важный момент урок, на окончание) в соответствии с конкретными условиями проведения занятия.

Важно определить наилучшее в условиях данного класса сочетание форм и видов музыкальной деятельности (занятия).

Личность учителя (его увлеченность предметом, проявляющаяся в исполнении музыки, в суждениях, объективности оценки учащихся и т.д.) выступает мощным стимулом активизации деятельности школьников на уроке.

Особенности содержания«Три кита» содержания – песня, танец, марш – три основные жанра в музыке.
Тематическое построение программы Д.Б. Кабалевского.

Каждая четверть года имеет свою тему: тема l-ой четверти 1-го класса «Три кита в музыке», тема 2-ой четверти 1-го класса – «О чем говорит музыка» и т.д.
Внутри каждой четверти происходит усложнение и углубление темы: например, тема 1-го урока 1-ой четверти 1-го класса – «Три кита в музыке» (песня, та­нец, марш). Здесь происходит уточнение основных характеристик данных жанров на основе уже имеющегося у учащихся музыкального опыта. На 2-ом уроке этой четверти происходит расширение представлений учащихся о жанре, знакомство с его разновидностями: спортивным, военным, пионерским.
Между всеми четвертями года существует внутренняя преемственность: нап­ример, если материал 1-ой четверти 1-го класса направлен на развитие умения воспринимать различные музыкальные жанры в их связи с жизнью, то материал 2-ой четверти «О чем говорит музыка» направлен на решение более сложной задачи – формирование умения воспринимать музыку как искусство, вырази­тельное по своей природе.
Между всеми годами обучения существует внутренняя преемственность: 1 класс – установление непосредственных связей между музыкой и жизнью; 2 класс – углубление представлений школьников о связи музыки и жизни; 3 класс – выявление социальной направленности музыкального искусства.

  • способность воспринимать музыку как образное искусство
  • эмоциональная отзывчивость на музыку
  • наличие определенного музыкального кругозора
  • наличие слухового опыта
  • знание основных средств музыкальной выразительности и умение определить их на слух
  • умение определить музыкальный стиль незнакомого произведения
  • умение определить на слух автора незнакомой музыки
  • умение определить жанровую принадлежность музыкального произведения
  • стремление к расширению музыкального кругозора
  • стремление к общению с музыкой не только в учебное, но и во внеучебное время
  • стремление к получению новых знаний о музыке
  • активное участие в различных видах музыкальной деятельности

Музыкальное воспитание.
Музыкально-творческая деятельность школьника

а) хоровое и сольное пение;
б) ритмическая, мелодическая и интонационная импровизация;
в) игра на детских музыкальных инструментах;
г) музыкально-ритмическое движение;
д) игра в ансамбле.
Метод «спирального» обобщения в программе Д.Б. Кабалевского

а) наличие определенной предпосылки, ее конкретного рассмотрения и обобщения на качественно новом уровне: например, знакомство с попевкой «Крокодил и Чебурашка», представленной в программе в виде вариаций; осознание на данном примере принципа построения вариационной формы; самостоятельное опреде­ление принадлежности к вариационной форме, например, «Камаринской» Глинки.
б) использование обобщения в процессе усвоения тематического материала одновременно и как первого и как конечного ориентира, организующего усвоение всех элементов программы.
Метод «забегания» и «возвращения» в программе Д.Б. Кабалевского.

а) для учителя – каждое «забегание» вперед – это выяснение готовности соз­нания учащихся к восприятию нового материала. Например, русская народная песня «Во поле береза стояла» изучается вначале в теме «Три кита в музыке» (1-ая четверть 1-го класса), затем учащиеся встречаются с этой песней в 3-ей четверти 1-го класса (тема – «Куда ведут нас три кита»), где она звучит в финале 4-ой симфонии П.И. Чайковского. В 1-ой и 2-ой четверти 1‑го класса учитель может сыграть песню на фортепиано, без слов, в изменяющемся от куплета к куплету характере (так, как она прозвучит затем в симфонии). Проверка восприятия школьниками песни в таком звучании (без обобщения учителя) и станет «забеганием» вперед;
б) для учащихся каждое «забегание» вперед – это предварительное «взрыхление почвы» и «прояснение горизонта» (термины Д.Б. Кабалевского);
в) «возвращение» не должно быть простым повторением: например, песню «Во поле береза стаяла», звучащую в финале 4-ой симфонии П.И. Чайковского, учащиеся воспринимают не как простое повторение, а с позиций новой темы чет­верти «Куда ведут нас три кита».
Метод эмоциональной драматургии в программе Д.Б. Кабалевского.

Читайте также:
Как настроить чтобы фотографии открывались определенной программой

а) построение урока по принципу эмоционального контакта;
б) построение урока по принципу последовательного обогащения и развития того или иного эмоционального типа урока.
Развитие урока в системе: а) урок-обобщение;
б) урок углубления темы;
в) заключительный урок-концерт.
Общение учителя музыки с разновозрастной аудиторией.

Структурные приемы общения с разновозрастной аудиторией школьников.
прием подстановки учащихся на место учителя;

  • обращение к старшим школьникам в форме прямого обращения («разговор на равных»);
  • обращение к младшим школьникам (игра и рассказ о музыке специально для них);
  • готовность учителя к неожиданной импровизации;
  • запрет на использование авторитарных форм обращения (типа: тише, не шумите, хватит… и т.д.).

Источник: cyberpedia.su

Анализ программы Кабалевского по музыке

«Уроки музыки, как и художественное образование в целом, предоставляя детям возможности для культурной и творческой деятельности, позволяют сделать более динамичной и плодотворной взаимосвязь образования, культуры и искусства. Освоение музыки как духовного наследия человечества предполагает формирование опыта эмоционально-образного восприятия, начальное овладение различными видами музыкально-творческой деятельности, приобретение знаний и умений, овладение универсальными учебными действиями, что становится фундаментом обучения на дальнейших ступенях общего образования, обеспечивает введение учащихся в мир искусства и понимание неразрывной связи музыки и жизни. Внимание на музыкальных занятиях акцентируется на личностном развитии, нравственно-эстетическом воспитании, формировании культуры мировосприятия младших школьников через эмпатию, идентификацию, эмоционально-эстетический отклик на музыку. Уже на начальном этапе постижения музыкального искусства младшие школьники понимают, что музыка открывает перед ними возможности для познания чувств и мыслей человека, его духовно-нравственного становления, развивает способность сопереживать, встать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми. Это способствует формированию интереса и мотивации к дальнейшему овладению различными видами музыкальной деятельности и организации своего культурно-познавательного досуга.

Содержание обучения ориентировано на целенаправленную организацию и планомерное формирование музыкальной учебной деятельности, способствующей личностному, коммуникативному, познавательному и социальному развитию растущего человека. Предмет «Музыка», развивая умение учиться, призван формировать у ребенка современную картину мира.»(Оригинал – программа Кабалевского по музыке).

ЗА ТРЕТИЙ КЛАСС.

Согласно программе Кабалевского, в третьем классе темой первой четверти является тема под названием «Музыка моего народа». По программе на первом уроке учитель должен обязательно выслушать все рассказы детей о летней встрече с музыкой. Выслушав впечатления детей, учитель показывает детям положительный пример – умение слушать, что является неотъемлемой частью культуры общения.

Также программой допускается и исполнение «Классного рондо» (Мы третьеклассники, мы люди взрослые, не малыши). Каждый ученик должен понимать, что если он стал взрослее, то и ответственности за свою учёбу и за свои поступки у него больше. И эта песня способствует развитию у учеников культуры жизненного самоопределения как компонента базовой культурыличности. Иначе говоря, у учеников развивается принимать решения и быть ответственным за них.

Следующий момент – познавательная культура. Это способ организации и развития познавательной деятельности человека, представленный в виде знаний, методов, материальных средств познания, в системе познавательных норм и ценностей. И один из моментов, способствующих развитию познавательной культуры в на данном уроке музыки – это когда учитель предлагает детям определить, какая звучит мелодия, отличить композиторскую музыку от народной. Также нужно объяснить детям, что бывает также и композиторская музыка в народном духе.

И в довершение ко всему – гимн России, а также рассказ о символах государства. Слушание гимна, которое, разумеется, происходит стоя, способствует формированию у детей гражданской культуры как компонента базовой культуры личности Иными словами, у детей формируется чувство принадлежности к великой стране, гордость за свою страну и патриотизм. Ту же функцию выполняет и «Песня о Родине» И.О Дунаевского.

Урок второй. Этот урок не даёт потеряться взаимосвязи с предыдущим уроком, так как начинается именно с песни о Родине, которой заканчивается первый урок третьего класса первой четверти. Здесь силы преподавателя идут на помощь ученикам приобщиться именно к эстетической культуре как к части базовой культуры личности.

То есть в данном случае – педагог учит детей определять характер русской народной музыки, который, как и в любой другой музыке является разным. И что русская музыка имеет богатое выразительное значение, выражает горе, радость, слёзы смех и так далее. Также в рамках эстетической культуры учитель способствует пробуждению у учеников чувства любви к русской музыке. И чтобы проверить уровень познавательной культуры на данный момент, педагог даёт послушать детям песню «Светит месяц» в исполнении оркестра народных инструментов. Дети сами на слух определяют, какие инструменты звучат, ибо контроль за результатом предыдущих уроков также необходим.

Читайте также:
Основное законодательство о программах для эвм и бд документы

Урок третий. По сути дела тут нет ничего нового, тут лишь продолжение и развитие темы, целей и задач второго урока.

Урок четвёртый. Укрепление познавательной культуры детей как одного из компонентов базовой культуры личности. Здесь ученики на практике могут ощутить «как это делается», то есть при помощи метода включённого наблюдения увидеть процесс хоровода и исполнения русских народных песен вообще. Для этой цели класс на данном уроке делится на два плана – запевалы и хор.

Урок пятый. Продолжение темы и целей четвёртого урока засчёт знакомства с маршевой русской народной песней. Тут появляются также две трудовые песни «Эй ухнем и урожайная» способствуют пониманию детей всей значимости труда и в дальнейшем – формированию трудовой культуры.

Урок шестой целиком и полностью состоит из песен героической тематики. Это:

«Солдатушки, бравы ребятушки» – исполнение.

«Смело, товарищи, в ногу» (революционная песня-марш) – слушание.

«Шёл ленинградский паренёк» (современная народная песня) –

Источник: studopedia.su

Рабочая программа по музыке 1-4 класс. Кабалевский

Настоящая рабочая программа разработана применительно к учебной программе по музыке для общеобразовательных учреждений под руководством Д.Б. Кабалевского 2006 года издания.

Рабочии программы составлены на основе и включают:

Рабочая программа ориентирована на использование учебного комплекса в 1 классе:

1. Критская С.Д. и др. Музыка 1 класс: учебник. – М.: Просвещение, 2001.

2. Усачев В.О., Школяр Л.В. Музыкальное искусство. 1 класс: учебник. – М. Издательский центр «Вентана – Граф», 2002.

3. Программа «Музыка» 1-8 класс/ Под ред. Кабалевского Д.Б. – М.: Просвещение, 2004.

Тематическое планирование (33ч)

Название разделов программы:

— Как можно услышать музыку; — 9 часов

— Звучащий образ Родины; — 7 часов

— Как можно услышать музыку – 8 часов

Рабочая программа ориентирована на использование учебного комплекса во 2 классе:

1. Критская Е.Д. Музыка: Учебник для учащихся 2 класса начальной школы.- М.: Просвещение, 2003.

2. Михеева Л. Музыкальный словарь в рассказах. М.: Советский композитор, 1980.
3. Музыка и ты: Альманах. – М.: Советский композитор, 1989. № 6,8,9.
4. Рекомендации к практическим занятиям по методике музыкального воспитания. Волгоград: Перемена, 1993.

Тематическое планирование (35ч)

Название разделов программы:

— «Три кита» в музыке — песня, танец, марш; — 9 часов

— О чём говорит музыка; — 7 часов

— Куда ведут нас «Три кита»; — 10 часов

— Что такое музыкальная речь – 9 часов

Рабочая программа ориентирована на использование учебного комплекса в 3 классе (адаптированная для ЗПР):

1. Кабалевский Д.Б. Как рассказывать детям о музыке? – М.: Просвещение, 1989.
2. Михеева Л. Музыкальный словарь в рассказах. М.: Советский композитор,1988.
3. Музыкальное воспитание в школе. Вып. 16/ Сост. О. А. Апраксина. М.: Музыка,1985.

Тематическое планирование (35ч)

Название разделов программы:

— Песня, танец, марш перерастают в песенность, танцевальность, маршевость; — 9 часов

— Интонация; — 7 часов

— Развитие музыки; — 10 часов

— Построение (формы) музыки; — 9 часов

Рабочая программа ориентирована на использование учебного комплекса в 3 классе:
1. Из истории музыкального воспитания: Хрестоматия / Сост. О. А. Апраксина. М.:Просвещение,1990.
2. Кабалевский Д. Б. Сила искусства. Молодая гвардия, 1984.

3. Кабалевский Д.Б. Как рассказывать детям о музыке? – М.: Просвещение, 1989.

4. Музыкальное воспитание в школе. Вып. 16/ Сост. О. А. Апраксина. М.: Музыка,1985.

Тематическое планирование (35ч)

Название разделов программы:

— Песня, танец, марш перерастают в песенность, танцевальность, маршевость; — 9 часов

— Интонация; — 7 часов

— Развитие музыки; — 10 часов

— Построение (формы) музыки; — 9 часов

Рабочая программа ориентирована на использование учебного комплекса в 4 классе:

1. Зыбылин М. Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия. М., 1880.

2. Израилев Ар. свящ. Колокола и звоны. Спб., 1884.

3. Латынин Л. А. Образы народного искусства. Сер. «Искус­ство». М.: Знание, 1983.

4. Левашова О., Келдыш Ю. История русской музыки. Т. 1. М., 1973.

5. Локшин Д. Замечательные русские хоры и их дирижеры. М., 1963.

Тематическое планирование (35ч)

Название разделов программы:

— «Музыка моего народа»; -16 часов

— «Между музыкой моего народа и музыкой разных народов мира нет непреодолимых границ» — 19 часов

Календарно-тематическое планирование 1 класс

1-я четверть

дата

Тема урока

Музыкальный материал

Тип урока

Информационная компетенция

Разучивание песен

Вид деят-ти уч-ся

«Как можно услышать музыку»

Введение в проблему рождения музыки.
Цель: помочь учащимся задуматься: почему человек запел, заиграл на инструментах, затанцевал, взял в руки кисть?

Р.М.Глиэр «Концерт для голоса с оркестром» (1ч.), «Заплетися, плетень» р. н. п., И.-С.Бах «Прелюдия до-мажор».

Осознать роль музыкального искусства в жизни вообще и в каждого человека.

Что значит «слышать музыку»?
Цель: помочь ребятам понять, что «слышать музыку» — это значит внимать, открывать, погружаться, прикасаться, переживать, следить, различать, познавать и т.д.

Б.Окуджава «Музыкант», романс Ф.Шуберта «К музыке», песня Г.А. Cтруве «Музыка».

Уметь переживать, мыслить, чувствовать слушая музыку

Источник: koncpekt.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru