Современный этап развития общего музыкального образования характеризуется вариативностью, что предполагает использование в обучении школьников наряду с «Типовой программой по музыке для общеобразовательных школ» многочисленных вариативных авторских программ и учебников ведущих ученых — музыкантов и педагогов – практиков. Среди большого количества современных программ по музыке исследователи выделяют несколько групп или направлений (8). Первое развивает концепцию музыкального образования Д.Б. Кабалевского, второе направление составляют интегрированные программы, к третьему относятся авторские программы и четвертое отражает региональный компонент содержания образования.
В данном разделе пособия нами будет проанализирован ряд программ по музыке, в основном, для начальных классов общеобразовательных школ. На наш взгляд, младший школьный возраст является наиболее значимым в воспитании любви и интереса к национальной культуре и фольклору своего народа.
Основной задачей программы «Музыка», разработанной под руководством Д.Б. Кабалевского, является воспитание у учащихся музыкальной культуры как неотъемлемого компонента их общей духовной культуры.
Как разбираться в стилях музыки и выбрать свой жанр
В предисловии к «Программе» автор подчеркивает огромные возможности народных песен и танцев в установлении связей музыки «со всеми звеньями изучаемой в школе истории человеческого общества». Д.Б. Кабалевский называет фольклор «своеобразной энциклопедией жизни народов мира». Данная программа рассчитана на русские школы, но в предисловии оговаривается, что «в школах союзных и автономных республик в эту программу должны быть внесены некоторые коррективы за счет включения своего родного, национального материала и в опоре на особенности культуры данной республики».
Знакомство с музыкой народов России, стран СНГ и других народов мира программа предполагает в третьем классе начальной школы. В других классах фольклор используется в ограниченном количестве.
Например, в 1 классе предлагаются: русские народные песни — «Во поле береза стояла», «Уж как шла лиса по травке», «Дон-дон», «Уж как по мосту — мосточку», русские плясовые наигрыши — «Камаринская», «Калинка», белорусская народная песня – «Перепелочка». Во 2 классе в песенный репертуар включено всего три народные песни: русская народная песня «Со вьюном я хожу», швейцарская народная песня «Кукушка», французская народная песня «Пастушья песня».
Три четверти 3 класса полностью отведены изучению народной музыки. Первая четверть называется «Музыка моего народа», в ней 9 уроков посвящены изучению русского народного песенного творчества или в национальных республиках включается народное творчество своего народа. Во второй четверти под названием «Между музыкой моего народа и музыкой других народов моей страны нет непереходимых границ» учащиеся знакомятся на 7 уроках с народной музыкой стран СНГ – украинского, белорусского, молдавского, грузинского, армянского, азербайджанского, узбекского, латышского народов. В третьей четверти «Между музыкой разных народов мира нет непереходимых границ» 10 уроков отведено изучению музыки народов мира – болгарского, чешского, польского, французского, японского, американского. Изучение фонохрестоматий позволило выяснить, что в программе 3 класса представлены или произведения композиторов, или использованы обработки и переложения народной музыки, в аутентичном виде представлено очень малое количество образцов.
История музыки. Часть I
Таким образом, в программе Д.Б. Кабалевского, с одной стороны, изучению народной музыки уделяется недостаточное время, с другой, знакомство с произведениями композиторов и обработками народной музыки не дает полное представление о сущности фольклора того или иного народа.
В 1993 году Министерство просвещения РСФСР выпустило Программу «Музыка» для 1-8 классов средних общеобразовательных учебных заведений под редакцией Ю.Б. Алиева. Высшей целью школьного музыкального образования составители считают передачу положительного духовного опыта поколений, сконцентрированного в музыкальном искусстве. Авторы ставят многочисленные задачи перед современной школой, среди которых «воспитание музыкального эстетического вкуса, интереса и любви к высокохудожественной музыке», а также «формирование у учащихся «национальной широты» музыкального вкуса — стремление не только слушать национальную музыку своего народа, но также познакомиться с музыкой других народов, как в ее фольклорных образцах, так и аранжированной профессиональными композиторами».
Настоящая программа опирается на основополагающие принципы школьной музыкальной педагогики, следовательно, она может быть использована в любом регионе России. Изучение русской народной музыки и использование ее в творчестве композиторов программа предполагает в первой и второй четвертях 4 класса. Заключает программу начальной школы тема «Музыкальная жизнь страны» (третья и четвертая четверти 4 класса), где возможно использование национальной музыки любого региона России. Далее в первой четверти 5 класса продолжается изучение русских народных песен – трудовых, хороводных, свадебных, былин, исторических, протяжных, городских, частушек, а также происходит знакомство с народными песнями ближнего зарубежья. И, наконец, в третьей четверти 7 класса встречается тема «Использование фольклора в зарубежной музыке XX века», где учащиеся знакомятся с музыкой К. Орфа, Б. Барток и Б. Бриттена.
Необходимо отметить наличие в программе разных классов обширного фольклорного репертуара. Так, в 1 классе предлагается включить 13 русских народных песен и 1 зарубежную (бельгийскую). Во 2 классе – 3 русские и 4 зарубежные народные песни (моравская, немецкая, французская, польская). В программу 3 класса включено 3 русские народные песни.
Темы «Русская народная песня», «Оркестр русских народных инструментов», «Использование русской народной песни в творчестве композиторов» в 4 классе содержат 25 русских народных песен и 10 народных наигрышей, обработок и переложений. В репертуар 5 класса вошло 17 русских народных песен и 32 песни народов ближнего зарубежья.
В структуру урока музыки составители предлагают включить, наряду со слушанием, хоровым пением и игрой на элементарных музыкальных инструментах, движение под музыку, певческую и двигательную импровизацию. Программа вызывает интерес наличием в ней большого количества творческих заданий. Например, игры «Палочки-звоночки» (ритмический аккомпанемент на элементарных музыкальных инструментах в заданном ритме), «Композиторы» (сочинение на короткий заданный текст песни-марша, песни о лете, о дождик), «Угадай-ка», «Коллекция», «Оркестр», «Дирижеры»; игры-упражнения на определение движения мелодии, регистра, лада, жанра, формы, метра, ритма, фразы; упражнения на освоение полифонического склада; инсценировки песен и т.д.
Таким образом, настоящая программа дает возможность подробно познакомиться с русским народным музыкальным творчеством (одно полугодие), получить представление о музыкальном фольклоре стран ближнего зарубежья (одна четверть), изучить фольклор своего родного народа (одно полугодие), однако в рамках данной программы школьники практически не слышат народную музыку народов мира.
В 1994 году издательством «Просвещение» выпущена программа ^ Н.А. Терентьевой «Музыка. Музыкально-эстетическое воспитание» для 1-4 классов и в 1999 году для 5-8 классов общеобразовательных школ.
Целью музыкального воспитания автор считает формирование художественной культуры учащихся в контексте различных видов творческого познания действительности и оптимизацию созидательных качеств личности. В основе программы лежит идея комплексного эстетического воспитания во взаимодействии трех искусств — музыки, живописи и литературы. В этом ее особая новизна.
Составитель утверждает, что комплексное освоение искусства оптимизирует фантазию, воображение, интеллект, артистичность, т. е. формирует универсальные способности, необходимые для любых сфер деятельности. Таким образом, создание условий для развития творческих способностей Н.А. Терентьева считает одной из важнейших задач музыкально — эстетического образования.
Основными принципами программы называются: во-первых, комплексность, во-вторых, образное и тематическое единство. Сами уроки названы уроками искусства, уроками творчества. Объектом изучения выбрано искусство «вне узкой предметной направленности», так как автор считает, что знания, умения и навыки, приобретенные на уроке, должны быть не самоцелью, а средством и условием развития личности ребенка.
Программа не отрицает прежнего опыта и концепций, но творчески развивает идеи, выдвинутые Д.Б. Кабалевским и Б.М. Неменским, сами же уроки рассматриваются как подготовительный этап к курсу «Мировая художественная культура», разработанному Л.М. Предтеченской.
Безусловно, учитывая значимость художественного образования для целостного развития личности, эта программа является востребованной. Анализируя программу с точки зрения изучения нашей проблемы, обнаружилось, что знакомство с фольклором предусмотрено в четвертом и пятом классах.
Общая тема четвертого года обучения называется «Мир народной фантазии», в нее включены следующие подтемы: «У Лукоморья дуб зеленый», «Песни и танцы моего народа», «Народный календарь», «Ой, авсень, ой, коляда», «Дождик, дождик пуще», «Баю, баюшки, баю», «Хоровод», «Народные праздники». В пятом классе общая тема года называется «Отечественная музыка от истоков до конца XVII века в контексте истории, литературы, изобразительного искусства, народно — поэтического творчества». Она состоит из подтем — вариантов – «Начала отечества», «Под звуки славные Баяна», «Древнерусское певческое искусство», «Русские обычаи и обряды в фольклоре и композиторском творчестве», «Фольклор и композитор». Подтемы раскрывают перед учащимися отдельные жанры русского фольклора, обычаи, обряды в тесной связи с историей, литературой и изобразительным творчеством.
Анализ программы Н.А. Терентьевой позволяет сделать такие выводы: а) положительным аспектом программы является комплексность, синкретичность построения уроков, которая осуществляет межпредметные связи и вносит новизну, разнообразие в традиционные уроки музыки; б) в программе основательно разработана система творческих заданий, дидактических упражнений, среди которых «Синтезация различных образных решений в пределах одного сюжета», «Составление художественных коллекций из произведений различных видов искусств», «Цветовое моделирование музыки», «Зеркальная импровизация движений под музыку» и т.д.; в)изучению русского фольклора уделено большое внимание, однако знакомство с народной музыкой других народов в программе не запланировано.
В плане решения поставленной проблемы наше внимание привлек опыт учителей школ г. Оренбурга. Авторы программы — учителя И. Жданова и И. Каткова — считают, что уроки музыки не должны ограничиваться семью годами обучения, они должны проводиться с 1 по 11 класс. Сама программа названа не программой по пению или музыке, а получила название — «Мировая музыкальная культура ».
Составители включили в уроки три вида деятельности: слушание, исполнительскую творческую деятельность и синкретическую деятельность. В раздел слушания включены лучшие образцы музыкальной культуры различных стран, причем на 80 % репертуар состоит из произведений отечественной музыки. В 1 классе — балеты «Щелкунчик», «Спящая красавица», «Лебединое озеро» и «Детский альбом» П.И.
Чайковского. Во втором классе учащиеся слушают «Картинки с выставки» М. Мусоргского, «Богатырскую симфонию» А. Бородина, оперы «Садко» и «Сказка о золотом петушке» Н. Римского-Корсакова. В программу по слушанию для третьего класса включены «Шехерезада» и опера «Снегурочка» Н. Римского-Корсакова, балеты — «Спартак» А. Хачатуряна, «Каменный цветок» С. Прокофьева, «Петрушка» И. Стравинского.
Исполнительская творческая деятельность состоит в основном из современных бардовских песен Б. Окуджавы и С. Никитина.
Синкретическая деятельность включает в себя игры, творческие задания, импровизации. Среди них: игра «Музыкальные превращения», омузыкаливание загадок, сочинение своих вариантов сюжетов балетов и опер. В этот вид деятельности авторы включили большое количество фольклорного материала.
В первом классе учащиеся знакомятся с игровыми народными песнями, во втором — с колядками и историческими песнями, в третьем — с потешным и календарным фольклором. Знакомство с музыкальным фольклором происходит в синтезе со словесным, танцевальным и игровым фольклором. Например, «Игра в Бояна», где школьники складывают былины, сказки; разучивают русские народные игры; знакомятся с разными жанрами русских народных песен — колядками, историческими, календарными. В конце третьего класса учащиеся разыгрывают театрализованное представление «Масленица».
В 1997 году Министерство просвещения Татарстана выпустило ^ Программу «Татар мәктәпләре, гимназияләр өчен музыка программасы һәм дәрес эшкәртмәләре» для 1-8 классов (на татарском языке). Программа составлена группой педагогов-музыкантов: Н.Х. Халитовой, Н.В. Бакиевой., М.Ф. Зиганшиной, И.Ш.
Кадыровым. Программа опирается на принципы, разработанные доктором педагогических наук, руководителем лаборатории эстетического воспитания НИИ Н.А. Ветлугиной и доктором искусствоведения Д.Б. Кабалевским. Основными задачами, которые ставят авторы программы перед учителями музыки, являются: расширение музыкального кругозора школьника, формирование музыкального вкуса и интереса у учащихся, развитие музыкальных способностей, воспитание у них творческой активности.
Отличие данной программы от программы Д.Б. Кабалевского заключается в том, что, во-первых, программа рассчитана не на 7, а на 11 лет, во-вторых, в репертуар включено большое количество татарской народной музыки и музыки композиторов Татарстана. Программа начальной школы разработана для четырех лет обучения. Темы четвертей первого года обучения лишь вводят шестилеток в мир музыки, темы 2, 3, 4 классов повторяют темы 1, 2, 3 классов программы Д.Б. Кабалевского.
Во 2 классе для слушания использованы 3 татарские народные песни — «Сандугач-күгәрчен», «Төймә», «Кара урман» и фортепианные вариации «Әпипә». Для исполнения включены татарские народные попевки «Карга», «Тукран» и татарская народная считалка «Зәй, Зәй, Зәйнәбем». С оркестром учащиеся разучивают татарскую народную песню «Уфа-Чиләбе». В 3 классе из татарской народной музыки школьники слушают в исполнении баяна и курая мелодию татарской народной песни «Әпипә» и в исполнении фортепиано татарскую народную песню «Ком бураны», в разделе пения предложены 2 народные песни — «Әнисә» и «Туган тел».
Большой объем татарской народной музыки предлагается в первой четверти четвертого класса. В течение девяти уроков школьники знакомятся с разными жанрами татарской народной песни: протяжными, короткими, трудовыми, патриотическими, игровыми, хороводными, такмаками. На последнем уроке четверти учащиеся получают представление о народных песнях кряшен и мишаров.
Авторы программы включили для слушания около пяти десятков татарских народных песен различных жанров. Кроме перечисленных жанров в репертуар включены два баита: «Баит о гражданской войне» и «Баит о красноармейцах». Интересным для учащихся, на наш взгляд, является слушание татарских народных песен в разных исполнениях. Например, татарскую народную песню «Кара урман» учащиеся слушают в исполнении И. Шакирова, затем хорового коллектива, инструментальную обработку мелодии этой песни школьникам предлагают во второй части «Сюиты на татарские темы» Н. Жиганова. В содержании второй четверти 4 класса наряду с программными произведениями включена музыка народов Поволжья (чувашей, марийцев, башкир).
Изучение программы по музыке для татарских школ позволило сделать следующие выводы: положительным аспектом программы является осуществление музыкального воспитания до 11 класса включительно; включение большого количества произведений татарского народного творчества; подробное знакомство со всеми жанрами татарских народных песен. Однако, следует выделить то, что татарские народные песни включены в основном в раздел слушания, а не пения; при выборе репертуара не всегда учитываются интересы и возрастные особенности младших школьников, то есть использован, в основном, взрослый фольклор, и недостаточное количество произведений татарского детского фольклора.
Обзор современных программ по музыке показал:1) существуют различные варианты программ музыкально — эстетического воспитания учащихся, т. е. для учителя существует возможность выбора программы; 2) усиливается внимание к национальным элементам музыкальной культуры, хотя и в недостаточной степени; 3) активно ведется содержательная перестройка учебных программ по предметам художественно — музыкального цикла, но она больше видится через обогащение классической и современной, а не народной музыкой; 4)существующие программы по музыкально — эстетическому воспитанию уделяют недостаточное внимание народному музыкальному творчеству, этот материал, в среднем, составляет 10-13% от всего объема используемой на уроках музыки в разных видах деятельности; 5) в репертуаре современных программ при использовании народной музыки недостаточно учитываются возрастные особенности школьников, в частности, практически не используются произведения детского фольклора, а вместо него чаще включается взрослый фольклор; 6) недостаточно продумана последовательность и системность при отборе содержания фольклорного материала, который необходимо включать в уроки регулярно, с первых занятий; с позиций системности следует обобщить жанровое разнообразие фольклора, строя его по принципу «от простого к сложному; 7) недостаточно разработана технология использования фольклора в обучении (формы, методы, приемы).
Исследование практики использования народного творчества в России и за рубежом и обзор современных программ по музыке выявило противоречие между необходимостью применения детского фольклора в обучении детей, как соответствующего возрастным особенностям школьников и обладающего большими воспитательными возможностями, и отсутствием его в содержании отечественного музыкального воспитания. Таким образом, на следующем этапе мы посчитали необходимым изучение особенностей бытования детского фольклора, его истории собирания и жанровых разновидностей.
Задание к теме 4:
1. Дать характеристику одной из программ, представленной в пособии или любой другой на выбор, в контексте использования в них фольклорного материала.
Литература к теме 4:
1. Программы средней общеобразовательной школы. Музыка. 1-3 классы трехлетней начальной школы.- М., 1988.- 158 с.
2. Программы средней общеобразовательной школы. Музыка. 5-8 классы.- М., 1990.- 204 с.
3. Программы для средних общеобразовательных учебных заведений. Музыка. 1-8 классы.- М., 1993.- 80 с.
4. Программы общеобразовательных учебных учреждений. Музыка. Музыкально-эстетическое воспитание. 1-4 классы.- М., 1994.- 78 с.
5. Программы общеобразовательных учебных учреждений. Музыка. Музыкально-эстетическое воспитание. 5-8 классы.- С.П., 1999.- 72 с.
6. Программа по мировой музыкальной культуре для 1-11 классов общеобразовательных школ/ Учительская газета № 26, июнь 1991.
7. Программа и методическое руководство по музыке для 1-8 классов татарских школ и гимназий (на татарском языке).- Казань, 1997.- 142 с.
8. Программы по музыке в контексте ведущих тенденций развития отечественного музыкального образования: история и современность.- Методическое пособие для учителей музыки./ Авторы-составители: С.М. Едунов, Г.А. Праслова.- СПб.- 2001.- 140 с.
Источник: poisk-ru.ru
Анализ современных учебных программ по музыке в общеобразовательной школе
В статье, изучив достаточно подробно, я постаралась найти все плюсы и минусы современных программ по музыке. Сделать выбор, по какой из них воспитывать и учить учеников, нужно вам.
Курзанова Зинаида Юрьевна
Курзанова Зинаида Юрьевна
| Портфолио Разработки Блог автора |
Неограниченная бесплатная загрука материала «Анализ современных учебных программ по музыке в общеобразовательной школе» доступна всем пользователям. Разработка находится в разделе «Полезные статьи».
Загрузка началась.
Понравился сайт? Получайте ссылки
на лучшие материалы еженедельно!
Источник: easyen.ru
Анализ программ по предмету «Музыка», реализуемых в современной начальной школе
Цель: сделать анализ учебной программы «Музыка» с целью ознакомления со структурой её построения.
Оборудование: программы по музыке разных авторов (Д.Б. Кабалевский; Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина; В.В.
Алеев, Ю.Б. Алиев, В.О. Усачёва, Л.Л. Куприянова и другие).
- Изучить учебную программу по музыке (по выбору).
- Проанализировать её по предложенной схеме.
- Сделать вывод.
Схема анализа программы по музыке
1. Автор, название, год издания.
2. Кем рекомендована, допущена или утверждена программа.
3. Причина (актуальность) создания программы.
4. Пояснительная записка:
5. Характеристика содержания учебного предмета:
— принципы построения программы;
— объём теоретических знаний, практических умений и требования к ЗУН;
— характеристика музыкального материала.
6. Способ построения программы (линейный или концентрический).
7. Требования к учителю. Своё мнение о данной программе.
Существуют два основных способа построения учебных программ: линейный и концентрический.
Линейный способ построения учебной программы основан на последовательном и непрерывном расположении отдельных частей ее содержания. Они логически связаны между собой и представлены в программе только один раз. Таким образом, при линейном способе построения программы новые знания основываются на уже известном материале. При таком изучении материала достигается существенная экономия учебного времени. В то же время линейный способ построения программы не всегда позволяет учитывать возрастные особенности учащихся, что может затруднить восприятие сложного материала, особенно на младшей ступени обучения.
При концентрическом способе построения программы один и тот же учебный материал может быть представлен в ней несколько раз, но при этом повторное изучение предполагает усложнение и расширение содержания образования, углубление и конкретизацию отдельных его элементов. Недостатком такого способа построения учебных программ является необходимость выделения большого объёма времени на тот или иной материал. Однако следует признать, что концентризм в педагогической практике неизбежен при изучении целого ряда учебных программ.
2.1.2. Характеристика основных методов музыкального воспитания
Цель: ознакомление с основными методами музыкального воспитания.
Терминологический словарь
Метод (от греческого методос) – путь, способ продвижения к истине, к ожидаемому результату, способ достижения цели.
Методы музыкального воспитания – определённые действия педагога и детей, направленные на достижение цели музыкального воспитания.
Приём – элемент метода, его составная часть, отдельный шаг в реализации метода.
План
1. Общая характеристика основных методов музыкального воспитания.
2. Методы организации процесса обучения
3. Стимулирующие методы.
4. Методы контроля и самоконтроля.
Тезисы лекции
1. Общая характеристика основных методов музыкального воспитания
«Всеми возможными способами нужно воспламенять
в детях горячее стремление к знанию и к учению»
Я.А.Каменский
«Метод» в педагогике – это упорядоченный способ деятельности для достижения учебно-воспитательных целей. Метод характеризуется 3-мя признаками: направленностью обучения (цель), способом усвоения (последовательность действий), характером взаимодействия субъектов.
В зависимости от источника передачи информации выделяют классификацию методов по источнику получения знаний (самая распространённая классификация в педагогике):
Ю.К. Бабанский на основе целостного подхода к процессу обучения обозначает 3 группы методов:
I. Методы организации процесса обучения.
II. Стимулирующие и мотивационные методы.
III. Методы контроля и самоконтроля.
В музыкальном воспитании младших школьников используются как общепедагогические методы, так и методы, определяемые спецификой музыкального искусства. Общепедагогические методы так же имеют свою специфику.
2. Методы организации процесса обучения
К этой группе относятся:
д) музыкального обобщения (ведущий метод).
Словесный метод в музыкальном воспитании понимается как метод образно-психологического настроя, направленного на духовное общение ребёнка с музыкальным искусством, как духовное общение педагога и ученика. К нему относятся: беседа, рассказ, сообщения, вступительное слово, пояснения, указания, вопросы. Для словесного пояснения музыки речь учителя должна быть не бытовой, а образной. В.А.Сухомлинский говорил: «Слово должно настроить чуткие струны сердца».
Педагог должен обладать речевой культурой. Это могут быть поэтические сравнения, метафоры, эпитеты, пояснения музыки с помощью слов-образов, используются сказочные сюжеты, пословицы, поговорки, загадки и т.д. Большое значение имеет тон речи педагога, манера общения с учащимися.
Проблемность этого метода состоит в побуждении детей к сравнениям, выражению предпочтений, самостоятельным высказываниям о характере музыки, средствах музыкальной выразительности и т.д.
Наглядные методы направлены на слуховое восприятие (наглядно-слуховой) и зрительные (наглядно-зрительный).
Приоритетным видом наглядности на уроке музыки является звучание самой музыки, предполагающее демонстрацию музыкального произведения как в живом звучании, так и с использованием звуковоспроизводящей аппаратуры. Особую ценность представляет исполнение музыки самими детьми: хоровое пение, игра на детских музыкальный инструментах и т. д. – это метод слуховой наглядности.
Слуховая наглядность даёт возможность ощутить звуки высокие и низкие, долгие и короткие, тихие и громкие; темп, звуковедение (протяжное, плавное и отрывистое в исполнении учителя, класса, звуковоспроизводящей аппаратуры (услышать звучание оркестра, хора, отдельных инструментов и певческих голосов, т.е. тембр) – ведущая.
Проблемность методов слуховой наглядности – приёмы, побуждающие детей к сравнениям, сопоставлениям, поискам аналогий (сначала сопоставляют контрастные произведения, затем близкие по настроению, жанровому признаку и т.д.).
Использование дидактических пособий, схем, нотных таблиц, портретов композиторов и исполнителей, различных иллюстраций (картин, музыкальных инструментов, рисунков учащихся), изображение «немой» клавиатуры, движение руки, помогающее осознать движение мелодии и т.д. – это метод зрительной наглядности.
Зрительная наглядность усиливает и дополняет слуховую наглядность.
Проблемность методов зрительной наглядности – сравнить с картиной 2-3 произведения или, наоборот, выбрать из 2-3-х иллюстраций одну к прослушанному произведению; выбрать карточки разного цвета к музыке (мажор, минор).
К практическим методам в педагогике относятся методы, направленные на получение информации в процессе действий, направленных на получение учащимися практических умений и навыков. На уроках музыки это – воспроизведение музыки; моделирование звуковых процессов; исполнение музыки и показ исполнительских приёмов в пении, движении под музыку, игре на ДМИ; импровизация.
Проблемность – детям показывают несколько вариантов исполнения, они выбирают один из них; выбирают ДМИ для исполнения польки, марша и т.д.; исполняют движения в характере музыки и др.
Игровые – методы деятельно-практического общения учителя и ученика. В музыке – это слушание музыки с закрытыми глазами, исполнение пульса, танцевальных движений; исполнение песен, попевок с использованием картинного плана, исполнения по ролям, например песня Д. Б. Кабалевского «Игра в гостей» и др.
Метод музыкального обобщения предполагает становление у учащихся системы знаний, развитие осознанного отношения к музыкальному искусству.
Э.Б.Абдуллин определяет ряд последовательных действий этого метода:
— активизация накопленного музыкального и жизненного опыта детей с целью введения их в тему занятия или углубления темы;
— ознакомление с новым знанием посредством поставленной задачи педагогом, совместного решения её с детьми и формулированием ими вывода (поисковая ситуация);
— закрепление знания в разных видах учебной деятельности.
Д.Б.Кабалевский считал данный метод основным в музыкальных занятиях.
3. Стимулирующие и мотивационные методы
Методы стимулирования и мотивации применяются для создания эмоциональной, творческой атмосферы, необходимой на занятиях музыки, направлены на реализацию принципа увлечённости. В эту группу входят:
· Метод эмоционального воздействия
· Метод «забегания» вперёд и «возвращения» к пройденному
· Метод эмоциональной драматургии
Метод эмоционального воздействия – направлен на усиление эмоционального воздействия и обогащения впечатлений детей.
Условия для реализации данного метода:
— создание обстановки доверия, взаимопонимания, доброжелательности;
— умение педагога выразить своё отношение к музыке жестами, мимикой, образным словом, интонацией.
Формы воплощения метода:
— создание эффекта удивления;
Появление в педагогике на современном этапе методов конструирования, планирования, исследования обусловлено требованиями практики и характеризуют не внешние проявления деятельности, а внутреннюю сущность, то есть познавательный характер деятельности. Основополагающее значение в этой связи на уроках музыки приобретает метод анализа и сравнения.
Метод сравнения – предполагает задания по типу «Найти сходства и различия», например: вальс и полька, вальс и марш; изменился ли характер музыки и отчего? Пример – попевка И.Арсеева «Крокодил и Чебурашка».
Метод «забегания» вперёд и «возвращения» к пройденному – метод перспективы и ретроспективы – обращение к прошлому. Он направлен на формирование у детей целостного представления о музыке и реализуется на нескольких уровнях: связи между этапами обучения, темами четвертей и музыкальными произведениями в процессе тем программы.
Например, в 3 классе бытовые жанры марша, танца и песни, знакомые детям по 2 классу, трансформируются в такие важные качества музыки, как маршевость, танцевальность и песенность и т.д.
Метод эмоциональной драматургии – активизирует эмоциональное отношение детей к музыке, способствует созданию увлечённости и живого интереса к музыкальному искусству.
Основными принципами метода являются:
— последовательного обогащения и развития эмоционального тона занятия.
4. Методы контроля и самоконтроля
Методы и приёмы педагогического контроля играют вспомогательную роль, корректируя ход музыкального развития детей. Методы контроля и самоконтроля включают: тесты, музыкальные викторины, диагностические и игровые задания. Привести примеры.
Д/З:
1. Знать основные методы музыкального воспитания (Э.Б.Абдуллин «Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе», стр. 54-73; Л.Г. Дмитриева, Н.М. Черноиваненко «Методика музыкального воспитания в школе», стр. 40-49.)
2. Самостоятельное изучение вопроса «Приёмы педагогического контроля и оценка на уроке музыки»
3. Разработать и записать в тетрадь 2-3 примеры для контроля и самоконтроля по музыкальному воспитанию для учащихся начальных классов (на выбор).
1. Абдуллин Э.Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе. – М.: Просвещение, 1983. – 112 с. – С. 54-69, 69-73
2. Дмитриева Л.Г., Черноиваненко Н.М. Методика музыкального воспитания в школе. – М.: «Академия», 2000. – 240 с. – С. 42-52
3. Осеннева М.С., Безбородова Л.А. Методика музыкального воспитания младших школьников. – М.: Академия, 2001. – С.195-198;
Проверь себя

План-задание:
Теоретический блок
1. Что называется методами музыкального воспитания?
2. Какие общепедагогические методы применимы в методике музыкального воспитания?
3. Каковы основные функции методов музыкального обучения?
4. В чём состоит специфика общепедагогических методов в методике музыкального воспитания?
5. Назовите методы музыкального воспитания, определяемые спецификой музыкального искусства.
6. Дайте характеристику методов, определяемых эстетической сущностью музыкального искусства.
7. Что является методическим приёмом?
8. Каков алгоритм действий проблемного метода в методике музыкального воспитания младших школьников?
9. Каков ряд последовательных действий метода музыкального обобщения?
2. Практикоориентированный блок
Сделайте анализ конспекта урока музыки с целью выявления методов музыкального обучения и развития младших школьников.
Практическая работа
Источник: lektsia.com