Проблема борьбы с преступностью является на сегодняшний день очень актуальной. За прошедшие годы уровень преступности в нашей стране заметно вырос. По данным Организации объединённых нации во всём мировом сообществе масштабы преступности возрастают, она становится всё более изощрённой.
Профессор В.В.Лунеев в своём исследовании также отмечает: «Прогноз преступности в мире, его отдельных регионах и странах к началу третьего тысячелетия неблагоприятен. Общая результирующая преступности в мире продолжает идти вверх. Средний прирост её может находится в пределах 2-5% и более в год».
Введение 2
1. Понятие, значение и принципы борьбы с преступностью 5
2. Общая организация борьбы с преступностью 10
3. Классификация мер воздействия на преступность 17
4. Субъекты борьбы с преступностью 21
Заключение 23
Список использованной литературы 24
Работа содержит 1 файл
Федеральное агентство морского и речного транспорта
ФГОУ ВПО «Волжская государственная академия водного транспорта»
Т9 Насильственная преступность
Отделение заочного обучения
Кафедра уголовно-правовых дисциплин
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
на тему «Борьба с преступностью»
Выполнила: студентка 2-ого высшего образования
Проверил: Большакова В.Н.
1. Понятие, значение и принципы борьбы с преступностью 5
2. Общая организация борьбы с преступностью 10
3. Классификация мер воздействия на преступность 17
4. Субъекты борьбы с преступностью 21
Список использованной литературы 24
Проблема борьбы с преступностью является на сегодняшний день очень актуальной. За прошедшие годы уровень преступности в нашей стране заметно вырос. По данным Организации объединённых нации во всём мировом сообществе масштабы преступности возрастают, она становится всё более изощрённой.
Профессор В.В.Лунеев в своём исследовании также отмечает: «Прогноз преступности в мире, его отдельных регионах и странах к началу третьего тысячелетия неблагоприятен. Общая результирующая преступности в мире продолжает идти вверх. Средний прирост её может находится в пределах 2-5% и более в год».
Наряду с усилением официальных, в частности, уголовно-правовых мер по борьбе с преступностью правительства в последние годы всё чаще стали стремиться поощрять неофициальные меры, напоминать о том, что долг граждан, всего общества в мире его социальных институтов – содействовать укреплению законности. Эта деятельность относится к общей категории «предупреждения преступности». Такое понимание пришло в связи с ограниченностью возможностей силовых (официальных) методов сдерживания преступности.
Между тем криминологической наукой накоплен огромный опыт в вопросах предупреждения преступности. Учёные давно пришли к выводу о том, что гораздо более эффективным является воздействие на сами причины и условия, вызывающие преступность, чем реагирование «по факту совершения преступления».
Большой вклад в развитие теории предупреждения преступности внесли советские и российские учёные. Это признано мировым сообществом в лице организации Объединённых наций. Расцвет отечественной криминологии пришёлся на 60-70гг. XX века. В эти годы был создан Всесоюзный научно-исследовательский институт по изучению причин и разработке мер предупреждения преступности.
Организованная преступность и борьба с ней
Такими выдающимися учёными как В.Н.Кудрявцев, И.И.Карпец, В.К.Звирбуль, Г.М.Миньковский, А.М.Яковлев и др. проведено множество теоретических и прикладных исследований, опубликовано значительное число монографий и пособий, положительно оцененных практикой. Надо сказать, что в СССР, особенно в 70-е годы была создана и реально действовала эффективная система предупреждения преступности, оказывая заметное противодействие криминальным проявлениям, воспитывая граждан в духе законопослушания.
В настоящее время криминологические исследования проводятся сотрудниками научных учреждений и юридических высших учебных заведений. Они разрабатывают рекомендации по составлению программ борьбы с преступностью, проводят криминологические экспертизы. Создана Российская криминологическая ассоциация (объединяет более 650 членов), в рамках которой развиваются международные связи со специалистами в области борьбы с преступностью, пропагандируются криминологические и правовые знания, широко обсуждаются актуальные проблемы науки.
Определение путей и средств борьбы с преступностью, противодействие криминализации нашего общества на базе отечественной модели предупреждения преступности должно стать, на наш взгляд, самым востребованным направлением правовой науки и политики.
- Понятие, значение и принципы борьбы с преступностью
Борьба с преступностью — сложная системно-структурная деятельность, представляющая собой единство трех подсистем:1) общей организации борьбы, 2) предупреждения преступности, 3) правоохранительной деятельности. Термин «борьба с преступностью» широко применяется в правовых и других официальных документах, а также в научных трудах. Организация Объединенных Наций проводит конгрессы по борьбе с преступлениями и обращению с правонарушителями.
Теоретический анализ содержания данного термина показывает, что он применяется для обозначения сложной системно- структурной деятельности, имеющей цель добиться снижения преступности и степени ее общественной опасности, устранить или нейтрализовать детерминанты, причины преступности.
Достижение указанной цели понималось таким образом, что борьба с преступностью представляет собой одну из сфер социального управления в широком смысле слова, так как это прежде всего воздействие на причины и условия, порождающие преступления и преступность, влияющие на их развитие. Борьба с преступностью предполагает также воздействие на лиц, совершающих преступления, саму преступность в целях недопущения рецидива преступлений и самодетерминации преступности. То есть сюда же включается правоохранительная деятельность по раскрытию и пресечению преступлений, выявлению виновных и их наказанию.
«Предупреждение преступности» – принятый в криминологии термин, означающий целенаправленное воздействие на причины и условия преступности. В работе «Теоретические основы предупреждения преступности», говорится, что «предупреждение преступности – многоуровневая система государственных и общественных мер, направленных на устранение, ослабление или нейтрализацию причин и условий преступности».
В последнее время особенно часто ставится под сомнение допустимость применения термина «борьба с преступностью». Его предлагают заменить другими: «контроль», «противодействие». Иногда употребляют и понятие «война». Однако указанные определения представляются более уязвимыми, чем «борьба с преступностью».
Слово «борьба» в словарях русского языка трактуется как активное столкновение противоположных интересов, групп, мнений и т. п. в целях приобретения господства одних над другими. Это всегда такая деятельность, которая преследует определенную цель. В преступности находят свое проявление интересы, ценности, установки, находящиеся в непримиримом противоречии с теми, которые охраняются законом.
Цель в этом случае – прежде всего не допустить массового нарушения уголовного закона путем воздействия на процессы детерминации и причинности преступности, а в случае его нарушения – применить к виновным меры государственного принуждения для того, чтобы добиться их отказа от преступного поведения. Компромисс здесь не допускается ни государством, ни обществом.
Другими словами, борьба с преступностью – это активное столкновение общества с преступностью для обеспечения господства закона и охраняемых им интересов, ценностей, норм поведения, осуществляемое в форме целенаправленной наступательной деятельности на причины, условия преступности и ее саму.
В одной из наиболее фундаментальных работ по этой проблеме «Теоретические основы предупреждения преступности» говорится, что предупреждение преступности – это многоуровневая система государственных и общественных мер, направленная на устранение, ослабление или нейтрализацию причин и условной преступности». Это определение стало традиционным. Речь идёт о многоуровневой системе мер, исходящих от разных субъектов.
Представляется, что одним из существенных моментов развития отечественной криминологии является трактовка предупреждения преступности не просто как совокупности (комплекса) различных мероприятий, а как особой области социального регулирования.
Преступность – сложное социальное явление, обусловленное сложными противоречивыми тенденциями общественного развития. Экономические, политические, идеологические, социальные процессы, проходящие в обществе, неизбежно оказывают влияние на преступность. Задача предупреждения преступности – воздействовать на те криминогенные явления и процессы, которые оказывают решающее влияние на преступность, личность преступника и конкретную ситуацию, предшествующую совершению противоправного деяния.
Предупреждение преступности должно выступать как разновидность социального управления, включающее в себя научное прогнозирование изменения преступности и тех явлений, которые выступают в качестве причины, а также планирование и координирование профилактической работы.
Термин «профилактика» часто употребляется с понятием «предупреждение преступности». Значение проблемы предупреждения преступности в криминологии трудно переоценить. По сути, конечная цель изучения всех вопросов этой науки – разработка эффективной системы предупреждения преступности. Предупреждение преступности и профилактика преступлений рассматриваются большинством стран мира как важная практическая и социально-политическая задача, как главное направление в борьбе с преступностью.
В процессе своего исторического развития человечество всегда стремилось противодействовать преступным посягательствам на права и законные интересы личности, общества, государства, используя для этих целей, главным образом правовые средства, в частности, уголовно-правового воздействия.
Как любая система социального управления, предупреждение преступности должно строиться на определённых принципах быть основанным на соблюдении ряда требований. Сами принципы, в свою очередь, должны носить всеобщий, универсальный характер.
К числу важнейших относится принцип демократизма. Он означает, что к решению проблемы предупреждения преступности должны привлекаться не только государственные органы, но и различные общественные организации, а также граждане. Усилия государства в борьбе с преступностью могут увенчаться успехом только во взаимодействии с усилиями всех институтов гражданского общества, физических и юридических лиц.
Важное место в организации предупреждения преступности занимает принцип законности. Предупреждение преступности должно осуществляться в строгом соответствии с законодательством, с компетенцией субъектов предупредительной деятельности, разграничением полномочий между Федерацией, субъектами Федерации, муниципальными образованиями.
Принцип социально-экономической обусловленности означает, что идеология, организация, стратегия и тактика предупреждения преступности должны базироваться на актуальных потребностях и реальных возможностях общества. С рассматриваемым принципом связано также требование экономической целесообразности предупредительных мер. Они не могут осуществляться, как говорится, любой ценой.
Комплексность в деятельности по предупреждению преступности проявляется в программно- целевом подходе, всестороннем анализе и прогнозе ситуации и использовании на этой основе мер экономического, воспитательного, управленческого, правового характера для воздействия на всю совокупность причин и условий преступности. Комплексность предполагает также координацию деятельности субъектов предупреждения преступности в целях взаимодействия их усилий.
Источник: www.stud24.ru
Характеристика современных программ борьбы с преступностью
Программирование осуществляется федеральными и региональными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления на основе анализа государственной и ведомственной статистической отчетности, результатов криминологических исследований, криминологических экспертиз и мониторинга, опросов общественного мнения населения, материалов деятельности правоохранительных органов. Программы борьбы… Читать ещё >
Стоимость уникальной работы
Характеристика современных программ борьбы с преступностью ( реферат , курсовая , диплом , контрольная )
Программирование борьбы с преступностью и предупреждения преступлений — это деятельность по разработке и реализации соответствующих целевых, комплексных программ, в которых определяется система (комплекс) мер борьбы с преступностью, предупреждения преступлений посредством указания целей, задач, средств, способов, этапов, механизма реализации соответствующих мер, их ресурсного обеспечения, а также показателей ожидаемых результатов.
Программирование осуществляется федеральными и региональными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления на основе анализа государственной и ведомственной статистической отчетности, результатов криминологических исследований, криминологических экспертиз и мониторинга, опросов общественного мнения населения, материалов деятельности правоохранительных органов.
Разработка программ является сложным процессом, включающим следующие основные этапы:
1) обоснование программного решения проблемы;
2) формирование целей программы;
3) разработка вариантов программы;
4) разработка проекта программы;
5) разработка сценария реализации программы.
На основании вышесказанного объектом курсовой работы выступают теоретико-правовые положения и подходы к исследованию современных программ борьбы с преступностью, как системного правового феномена.
Предметом исследования является совокупность основных составляющих современных программ борьбы с преступностью.
Цель настоящей работы состоит в выявлении на основе комплексного проблемно-правового современных программ борьбы с преступностью.
Исходя из цели исследования, определены следующие его задачи:
1) рассмотреть разработку и реализацию программ
2) исследовать актуальные аспекты разработки и реализации
программ антикриминальной направленности;
3) рассмотреть современные механизмы антикриминальной
направленности значимых видов преступлений;
4) проанализировать основные механизмы общей виктимологической
профилактики и противодействия насильственным
Методологической основой курсовой работы является общенаучный диалектический метод познания, позволяющий рассматривать современные программы борьбы с преступностью как динамическую категорию, зависящую от различных условий, также мной были использованы методы анализа, синтеза, аналогии и обобщения, сравнительно-правовой и формально-логический методы.
Показать весь текст Стоимость уникальной работы
Список литературы
- Резолюция 48/104 Генеральной Ассамблеи ООН от 20 декабря 1993 года. // Консультант Плюс: Версия Проф. [Электронный ресурс] / ООО «ЮРСпектр». — М., 2010.
- Законодательные акты Российской Федерации
- Конституция РФ принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.: действующая редакция. // Консультант Плюс: Версия Проф. [Электронный ресурс] / ООО «ЮРСпектр». — М., 2010.
- Уголовный кодекс Российской Федерации, принят Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации 24 мая 1996. г.: действующая редакция. // Консультант Плюс: Версия Проф. [Электронный ресурс] / ООО «ЮРСпектр». — М., 2010.
- Уголовный процессуальный кодекс Российской Федерации, принят Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации 22 ноября 2001 г.: действующая редакция. // Консультант Плюс: Версия Проф. [Электронный ресурс] / ООО «ЮРСпектр». — М., 2010.
- Распоряжение Правительства Москвы от 08.10.2009 № 2625-РП «О Концепции комплексной городской целевой программы профилактики правонарушений, борьбы с преступностью и обеспечения безопасности граждан в городе Москве на 2011−2015 гг.» .: действующая редакция. // Консультант Плюс: Версия Проф. [Электронный ресурс] / ООО «ЮРСпектр». — М., 2010.
- Арестов А.И. Криминологические и уголовно-правовые меры борьбы с организованной преступностью : Монография. // Консультант Плюс: Версия Проф. [Электронный ресурс] / ООО «ЮРСпектр». — М., 2010.
- Бородушко И.В., Васильева Э. К. Стратегическое планирование и контроллинг . СПб., 2006.
- Горелов А.П. Организация планирования в системе МВД России // Экономический вестник МВД России. 2006. № 2.
- А.И. Долгова, С. В. Ванюшкин , О. С. Ильин , А. Г. Романова . Преступность сотрудников правоохранительных органов // Преступность, статистика, закон. М., 2009.
- Жариков Ю.С. Уголовно-правовое регулирование и механизм его реализации . // «Юриспруденция», 2009.
- Как создать кризисный мир для женщин. М., 2005.
- Кантор Е.Л., Маховикова Г. А. , Дрогомирецкий И. И. Планирование на предприятии . СПб., 2006.
- Квашис В.Е., Вавилова Л. В. Зарубежное законодательство и практика защиты жертв преступлений . М., 2006.
- Корнев В. Убежище от разбушевавшихся мужей // Известия. 26 марта 2008.
- Криминологическая характеристика убийств. М., 2008.
- А. Куликов. Коррупция как угроза национальной безопасности России//http://209.85.135.104/search?q=cache:TV1vGzGLwtMJ:www.nasledie.ru/politvnt/.
- Криминология: Учебник для вузов (2-е издание, переработанное и дополненное). / под ред. В. Д. Малкова . М.: «Юстицинформ», 2006.
- Неверов В.Н. Причины правонарушений . М.: Наука, 2006.
- Военная энциклопедия / Под ред. А. М. Прохорова . М., 2008.
- Райзберг Б .А., Лобко А. Г. Программно-целевое планирование и управление .(издание 2-е, дополненное и переработанное) М., 2010.
- Романова А.Г. Состояние преступности и иных правонарушений в органах внутренних дел // Криминальная ситуация на рубеже веков в России. М., 2009.
- Российская газета. 2008. 19 февр.
- Хасби Д. Стратегический менеджмент : Учеб. пособие. М.: Контуры, 2008.
Источник: westud.ru
§ 6. Федеральные и региональные программы борьбы с преступностью в России
В Российской Федерации планирование борьбы с преступностью осуществляется посредством федеральных и региональных программ.
quest14Современная программа представляет собой управленческий документ, который включает:
- Обоснование проблемы, т.е. описание ее; обозначение ее угрозы для общества; объяснение неотложности разрешения проблемы; разъяснение населению неизбежности определенных затрат на ее разрешение.
- Сведения о преступности, анализ показателей преступности, выводы о ее неблагоприятном для общества развитии.
- Прогноз преступности.
- Перечень мероприятий, необходимых для заметного сокращения преступности, намечаемых с учетом имеющихся возможностей.
- Сроки реализации всей программы в целом, ее отдельных мероприятий.
- Перечень исполнителей, ответственных за реализацию всего плана и его конкретных мероприятий.
- Механизм реализации плана, включающий: ресурсное обеспечение, в том числе источники финансирования всего плана в целом и каждого мероприятия в отдельности; последствия неисполнения мероприятий для субъектов, ответственных за их выполнение; порядок обеспечения взаимодействия исполнителей и координации их усилий; резервные силы и средства для реагирования на неожиданные изменения преступности (маневренный фонд).
- Обозначение ожидаемых результатов реализации планируемых мероприятий.
- качественное повышение уровня борьбы с преступностью, охраны и защиты личной и имущественной безопасности, общественного порядка;
- создание предпосылок для стабилизации преступности и в перспективе снижение ее уровня и уменьшения отрицательных последствий;
- формирование основ правовой культуры населения и должностных лиц, включая уважение к законности и готовность содействовать ее охране;
- обеспечение нормальных условий деятельности правоохранительных органов, правоохранительной системы и повышение ее эффективности.
- Защита жизни, здоровья, свободы и достоинства граждан; повышение эффективности раскрытия и расследования преступлений.
- Защита конституционного строя, целостности и безопасности государства; борьба с терроризмом, незаконными вооруженными формированиями.
- Противодействие организованной преступности и коррупции.
- Защита экономической безопасности государства; частной, государственной, муниципальной и иных видов собственности в кредитно-финансовой сфере и меры по недопущению легализации преступных доходов.
- Обеспечение правопорядка, общественной безопасности на улицах, транспорте и в иных общественных местах.
- преодоление криминализации экономики, защита всех форм собственности, борьба с коррупцией;
- противодействие организованной преступности;
- меры по борьбе с терроризмом;
- повышение эффективности раскрытия и расследования тяжких преступлений;
- реформирование уголовно-исполнительной системы;
- реформирование правоохранительной системы, развитие международного сотрудничества в борьбе с преступностью;
- совершенствование правовой базы правоохранительной деятельности в сфере борьбы с преступностью.
Источник: studfile.net