Характеристика школьных программ по фк

Содержание

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом общего начального образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373, соответствует базисному учебному плану МБОУ «СОШ», принятому 29 августа 2014 года, по которому на изучение физической культуры во 1 классе отводится 99 часа (3 часа в неделю). Третий час на преподавание учебного предмета «Физическая культура» был введен приказом Минобрнауки от 30 августа 2022 г. № 889. В приказе было указано: «Третий час учебного предмета “Физическая культура” использовать на увеличение двигательной активности и развитие физических качеств обучающихся, внедрение современных систем физического воспитания».

Предмет, цель, задачи физической культуры

Учебный предмет «Физическая культура» входит в образовательную область «Физическая культура».

Предмет обучения физической культуры в 1 классе: укрепление здоровья, совершенствование физических качеств, освоение определенных двигательных действий, развитие мышления, творчества и самостоятельности.

Физическое воспитание детей в школах разных стран / Как проводят физкультуру в зарубежных школах?

Цель школьного физического воспитания: формирование разносторонне физически развитой личности, способной активно использовать ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения своего здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации активного отдыха.

Выполнение данной цели связано с решением следующих образовательных задач:

  • укрепление здоровья, улучшение осанки, профилактика плоскостопия, содействие гармоничному физическому, нравственному и социальному развитию, успешному обучению;
  • формирование первоначальных умений саморегуляции средствами физической культуры;
  • овладение школой движений;
  • развитие координационных (точности воспроизведения и дифференцирования пространственных, временных и силовых параметров движений, равновесия, ритма, быстроты и точности реагирования на сигналы, согласования движений, ориентирования в пространстве) и кондиционных (скоростных, скоростно-силовых, выносливости и гибкости) способностей;
  • формирование элементарных знаний о личной гигиене, режиме дня, влиянии физических упражнений на состояние здоровья, работоспособность и развитие физических (координационных и кондиционных) способностей;
  • выработка представлений об основных видах спорта, снарядах и инвентаре, о соблюдении правил техники безопасности во время занятий;
  • формирование установки на сохранение и укрепление здоровья, навыков здорового и безопасного образа жизни;
  • приобщение к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, подвижными играми, использование их в свободное время на основе формирования интересов к определённым видам двигательной активности и выявления предрасположенности к тем или иным видам спорта;
  • воспитание дисциплинированности, доброжелательного отношения к товарищам, честности, отзывчивости, смелости во время выполнения физических упражнений, содействие развитию психических процессов (представления, памяти, мышления и др.) в ходе двигательной деятельности.

Принимая во внимание вышеперечисленные задачи образования учащихся начальной школы в области физической культуры, основными принципами, идеями и подходами при формировании данной программы были следующие:

Что должен знать учитель о новом ФГОС ООО. Физическая культура

  • демократизация и гуманизация педагогического процесса,
  • педагогика сотрудничества,
  • деятельностный подход,
  • интенсификация и оптимизация,
  • расширение межпредметных связей.

Принцип демократизации в педагогическом процессе выражается в обеспечении всем и каждому ученику одинакового доступа к основам физической культуры, максимальном раскрытии способностей детей, построении преподавания на основе использования широких и гибких методов и средств обучения для развития детей с разным уровнем их двигательных и психических способностей, изменении сути педагогических отношений, переходе от подчинения к сотрудничеству.

Принцип гуманизации педагогического процесса заключается в учёте индивидуальных способностей личности каждого ребёнка и педагога. Он строится в соответствии с личным опытом и уровнем достижений школьников, их интересами и склонностями. Учителя обязаны предоставлять детям разно-уровневый по сложности и субъективной трудности усвоения материал программы.

Осуществление принципов демократизации и гуманизации в педагогическом процессе возможно на основе педагогики сотрудничества — идеи совместной развивающей деятельности детей и взрослых, в процессе которой они связаны взаимопониманием и проникновением в духовный мир друг друга, совместным желанием анализа хода и результатов этой деятельности.

Деятельностный подход заключается в ориентировании ученика не только на усвоение готовых знаний и умений, но и на овладение способами физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности, на развитие познавательных сил и творческого потенциала ребёнка. Это отход от вербальных методов и форм передачи готовой информации, пассивности, учащихся на занятиях к активному усвоению знаний, умений и навыков, реализуемых в разнообразных видах физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности.

Интенсификация и оптимизация состоит в:

  • повышении целенаправленности обучения и усилении мотивации занятий физической культурой и спортом;
  • применении активных и творческих методов и форм обучения:
  • проблемные,
  • исследовательские,
  • сопряжённого развития кондиционных и координационных способностей,
  • акцентированного и всестороннего развития координационных способностей,
  • методики программно-алгоритмического типа,
  • групповые и индивидуальные фор-мы обучения,
  • круговая тренировка и др;

Задачу формирования целостного мировоззрения учащихся, всестороннего раскрытия взаимосвязи и взаимообусловленности изучаемых явлений и процессов в сфере физической культуры учитель реализует на основе расширения межпредметных связей из области разных предметов: литературы, истории, математики, анатомии, физиологии, психологии и др.

Читайте также:
Написать программу которая выводит на экран таблицу умножения на k где k номер варианта

В данной рабочей программе предусмотрен материал для замещения уроков лыжной подготовки на уроки подвижных игр и гимнастики (30 часов для 2-4 классов) — Приложение 1. Этот материал будет использоваться при изменении климатических условий (повышение температуры и вызванное ее таяние снега в период января — марта месяца).

Содержание программного материала уроков состоит из двух основных частей: базовой и вариативной (дифференцированной).

Освоение базовых основ физической культуры необходимо для каждого ученика.

Базовый компонент составляет основу Государственного стандарта общеобразовательной подготовки в области физической культуры. Вариативная часть физической культуры связана с учетом индивидуальных способностей учащихся и местных особенностей работы школы.

Программа состоит из взаимосвязанных частей: уроки физической культуры, физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного, внеурочного направления, продленного дня; внеклассная работа и физкультурно-массовые мероприятия.

Базовая часть

  • Естественные основы знаний:
    1. Здоровье и физическое развитие ребенка.
    2. Основные формы движений.
    3. Работа органов дыхания.
    4. Выполнение основных движений к. предметами, с разной скоростью, на ограниченной площади опоры.
    5. Измерение роста, веса, положение в пространстве.
    6. Социально-психологические основы:
      1. Влияние физических упражнений, закаливающих процедур, личной гигиены и режима дня на укрепление здоровья.
      2. Выполнение жизненно важных навыков и умений (ходьба, бег, прыжки, метание, лазание, перелезание) в игровой обстановке.
      3. Контроль за выполнением физических упражнений и тестирования физических качеств.
      4. Приемы закаливания:
        1. воздушные ванны,
        2. солнечные ванны,
        3. водные процедуры.

        В программе освоения учебного материала теоретические разделы сочетаются с практическими, основой которых является урок физкультуры, разделяющийся на 3 типа: с образовательно-познавательной, образовательно-предметной и образовательно-тренировочной направленностью.

        Спортивно-оздоровительная деятельность

        • Гимнастика с элементами акробатики:
          1. строй, строевые действия в шеренге, колонне;
          2. выполнение строевых команд;
          3. упражнения в лазании и перелезании, в равновесии;
          4. упражнения по заданию учителя.
          5. Легкая атлетика:
            1. бег с высоким подниманием бедра;
            2. бег в медленном темпе;
            3. изменение темпа бега;
            4. дыхание в беге;
            5. техника бега и ходьбы;
            6. прыжки на одной, двух ногах, в длину и высоту;
            7. спрыгивание и запрыгивание;
            8. передача и ловля малого мяча;
            9. метание в вертикальную цель и на дальность;
            10. бросок большого мяча (1 кг) на дальность разными способами.
            11. Подвижные и спортивные игры. Многообразие двигательных действий оказывает комплексное воздействие на совершенствование координационных и кондиционных способностей, в результате чего закладываются основы игровой деятельности, совершенствующие движения (ходьба, бег, прыжки, метание).
            12. Общеразвивающие упражнения по базовым видам и внутри разделов.

            В процессе овладения учебной деятельностью на занятиях физической культуры укрепляется здоровье, совершенствуются физические качества, активно развивается мышление, творчество и самостоятельность.

            Результаты освоения предмета «Физическая культура»

            В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования Федерального государственного образовательного стандарта (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009г. №373) данная рабочая программа для 1—4 классов направлена на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов по физической культуре.

            Личностные результаты

            • формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности;
            • формирование уважительного отношения к культуре других народов;
            • развитие мотивов учебной деятельности и личностный смысл учения, принятие и освоение социальной роли обучающего;
            • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
            • развитие навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций;
            • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
            • формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
            • формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.

            Метапредметные результаты

            Предметные результаты

            • формирование первоначальных представлений о значении физической культуры для укрепления здоровья человека (физического, социального и психического), о её позитивном влиянии на развитие человека (физическое, интеллектуальное, эмоциональное, социальное), о физической культуре и здоровье как факторах успешной учёбы и социализации;
            • овладение умениями организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность (режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, подвижные игры и т.д.);
            • формирование навыка систематического наблюдения за своим физическим состоянием, величиной физических нагрузок, данными мониторинга здоровья (рост, масса тела и др.), показателями развития основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, координации, гибкости).

            Требования к уровню подготовки учащихся к концу 1-ого года обучения

            В результате освоения программного материала ученик получит знания:

            Знания о физической культуре

            • Что такое координация движений.
            • Что такое дистанция.
            • Как возникли физическая культура и спорт.
            • Ученики получат первоначальные сведения об Олимпийских играх — когда появились, кто воссоздал символы и традиции.
            • Что такое физическая культура.
            • Получат представление о том, что такое темп и ритм, для чего они нужны и как влияют на выполнение упражнений.
            • Что такое личная гигиена человека.
            • Получат первоначальные сведения о внутренних органах человека и его скелете.
            • Узнают, что такое гимнастика, где появилась и почему так названа.
            • Что такое осанка.

            Гимнастика с элементами акробатики

            • Ученики научатся строиться в шеренгу и колонну;
            • размыкаться на руки в стороны;
            • перестраиваться разведением в две колонны;
            • выполнять повороты направо, налево, кругом;
            • команды «равняйсь», «смирно», «по порядку рассчитайсь», «на первый-второй рас-считайсь», «налево в обход шагом марш», «шагом марш», «бегом марш»;
            • выполнять разминку, направленную на развитие координации движений;
            • запоминать короткие временные отрезки;
            • подтягиваться на низкой перекладине из виса лежа;
            • выполнять вис на время;
            • проходить станции круговой тренировки;
            • выполнять различные перекаты, кувырок вперед, «мост», стойку на лопатках, стойку на голове;
            • лазать и перелезать по гимнастической стенке;
            • лазать по канату;
            • выполнять висы на перекладине;
            • прыжки со скакалкой, в скакалку, вращение обруча;
            • вис углом, вис согнувшись, вис прогнувшись и переворот на гимнастических кольцах.
            Читайте также:
            Выясните основные положения программы народного фронта какие из них были выполнены а какие нет

            Легкая атлетика

            • Ученики научатся технике высокого старта;
            • пробегать на скорость дистанцию 30 м;
            • выполнять челночный бег Зх 10 м;
            • беговую разминку;
            • метание как на дальность, так и на точность;
            • технике прыжка в длину с места;
            • выполнять прыжок в высоту с прямого разбега, а также прыжок в высоту спиной вперед;
            • бегать различные варианты эстафет;
            • выполнять броски набивного мяча от груди и снизу.

            Лыжная подготовка

            • Ученики научатся переносить лыжи по команде «на плечо», «под рукой»;
            • выполнять ступающий и скользящий шаг как с палками, так и без, повороты переступанием как с палками, так и без, подъем на склон «полуелочкой» с лыжными палками, и без них, спуск под уклон в основной стойке с лыжными палками и без них;
            • торможение падением;
            • проходить дистанцию 1,5 км;
            • кататься на лыжах «змейкой».

            Подвижные игры

            • Ученики научатся играть в подвижные игры:
            • «Ловишка»,
            • «Ловишка с мешочком на голове»,
            • «Прерванные пятнашки»,
            • «Гуси-лебеди»,
            • «Горелки»,
            • «Колдунчики»,
            • «Мышеловка»,
            • «Салки»,
            • «Салки с домиками»,
            • «Два Мороза»,
            • «Волк во рву»,
            • «Охотник и зайцы»,
            • «Кто быстрее схватит»,
            • «Совуш-ка»,
            • «Осада города»,
            • «Вышибалы»,
            • «Ночная охота»,
            • «Удочка»,
            • «Успей убрать»,
            • «Волшебные елочки»,
            • «Шмель»,
            • «Береги предмет»,
            • «Попрыгунчики-воробушки»,
            • «Белки в лесу»,
            • «Белочка-защитница»,
            • «Бегуны и прыгуны»,
            • «Грибы-шалуны»,
            • «Котел»,
            • «Охотники и утки»,
            • «Антивышибалы»,
            • «Забросай противника мячами»,
            • «Вышибалы через сетку»,
            • «Точно в цель»,
            • «Собачки»,
            • «Лес, болото, озеро»,
            • «Запрещенное движение»,
            • «Хвостики»,
            • «Хвостики»,
            • «Бросай далеко, собирай быстрее»,
            • «Игра в птиц»,
            • «Игра в птиц с мячом»,
            • «День и ночь»;

            Учебный предмет «Физическая культура» тесно взаимосвязан со всеми предметами школьного курса. Практически вся тематика Физической культуры базируется на знаниях, получаемых учащимися при изучении других общеобразовательных предметов.

            Поэтому на уроках Физической культуры непременно используется межпредметная связь:

            • ОБЖ — ЗОЖ, оказание первой медицинской помощи, обморожения, ожоги;
            • география — туризм, выживание в природе;
            • химия — процессы дыхания;
            • физика — природные явления, ускорение, расстояние, масса, мощность, сила;
            • история — история Олимпийских игр, история спорта;
            • математика — расстояние, скорость;
            • биология -режим дня школьника, рацион питания, оказание ПМП, работа мышц, кровообращение, утомление, экологическая безопасность;

            домашнее задание по физкультуре в 1 классе основы знаний по физкултуре в 1 классе

            темаатическое планирование в 1 классе ууд

            Файлы для загрузки

            Источник: fizruku.ru

            Развитие физических качеств

            В данной работе мы, прежде всего, рассматриваем урочную форму занятий физическим воспитанием детей младшего школьного возраста. Урочные формы — это занятия, проводимые преподавателем (тренером) с постоянным составом занимающихся. В данном случае, мы говорим об уроках. Уроки физической культуры, проводимые преподавателем по государственным программам в образовательных учреждениях, где физическая культура является обязательным предметом.

            В соответствии с федеральным компонентом Государственного образовательного стандарта общего образования программы общеобразовательных учреждений имеют общую основную направленность, но разнятся в своем содержании. Различия основных рабочих программ применяемых на сегодняшний день мы можем увидеть в сравнительном анализе программ А.П. Матвеева и В.И. Ляха на примере учебного раздела гимнастика (см. таблица 1).

            Организующие команды и приемы

            Построение в шеренгу и колонну; построение шеренгой и колонной в круг; повороты направо, налево; Выполнение команд «Шагом, марш!», «На месте стой!»

            Выполнение команд «Вольно!», «Равняйсь!»; Выполнение основной стойки по команде «Смирно!»»;

            Размыкание и смыкание приставными шагами в шеренге.

            Перестроение по звеньям по заранее установленным местам;

            Размыкание на вытянутые в стороны руки.

            Упоры (присев, лежа, согнувшись, лежа сзади);

            Седы (на пятках, углом);

            Группировка из положения лежа и раскачивание в плотной группировке ( с помощью);

            Перекаты назад из седа в группировке и обратно ( с помощью);

            Перекаты из упора присев назад и боком.

            Группировка; перекаты в группировке, лежа на животе и из упора стоя на коленях

            Общеразвивающие упражнения с большими и малыми мячами, гимнастической палкой, набивным мячом (1 кг), обручем, флажками;

            Основные положения и движения рук, ног, туловища, выполняемые на месте и в движении;

            Сочетание движений ног, туловища с одноименными и разноименными движениями рук;

            Комбинации (комплексы) общеразвивающих упражнений различной координационной сложности.

            Упражнения на снарядах

            Перелезание через гимнастического коня

            Гимнастические упражнения прикладного характера

            Передвижение по гимнастической стенке вверх и вниз, горизонтально лицом и спиной к опоре;

            Ползание и переползание по-пластунски;

            Преодоление полосы препятствий с элементами лазания, перелезания поочередно перемахом правой и левой ногой, переползания;

            Хождение по наклонной гимнастической скамейки;

            Упражнение на низкой перекладине: вис стоя спереди, сзади, завесом одной и двумя ногами.

            Лазанье по гимнастической стенке и канату;

            По наклонной скамейке в упоре присев и стоя на коленях;

            Подтягивание лежа на животе по горизонтальной скамейке;

            Перелезание через горку матов и гимнастическую скамейку;

            Стойка на носках, на одной ноге(на полу и гимнастической скамейке);

            Ходьба по гимнастической скамейке;

            Перешагивание через мячи;

            Ходьба по рейке гимнастической скамейки.

            Стилизованные шаги польки

            Шаг с прискоком;

            Шаг голопа в сторону.

            Организующие команды и приемы

            Перестроение по двое в шеренге и колонне;

            Повороты кругом с разделением по команде «Кругом! Раз-два»;

            Передвижение в колонне с разной дистанцией и темпом, по «диагонали» и «противоходом»

            Читайте также:
            Код класса программ для эвм и баз данных 1с предприятие 8

            Размыкание и смыкание приставными шагами;

            Команды «На два (четыре) шага разомкнись!»

            Передвижение в колонне по одному на указанные ориентиры;

            Кувырок вперед в группировке; Стойка на лопатках согнув ноги

            Из положения лежа на спине, стойка на лопатках (согнув и выпрямив ноги);

            Из стойки на лопатках полупереворот назад в стойку на коленях.

            Из стойки на лопатках согнув ноги, перекат вперед в упор присев;

            Кувырок в сторону.

            Общеразвивающие упражнения с большими и малыми мячами, гимнастической палкой, набивным мячом (1 кг), обручем, флажками;

            Основные положения и движения рук, ног, туловища, выполняемые на месте и в движении;

            Сочетание движений ног, туловища с одноименными и разноименными движениями рук;

            Комбинации (комплексы) общеразвивающих упражнений различной координационной сложности.

            Гимнастические упражнения прикладного характера

            Вис на согнутых руках

            Упражнения на низкой перекладине —

            Вис стоя спереди, сзади, завесом одной, двумя ногами.

            Упражнение в висе стоя и лежа;

            В висе спиной к гимнастической стенке поднимание согнутых и прямых ног;

            Подтягивание в висе лежа согнувшись, то же из седа ноги врозь и в висе на канате; упражнения в упоре лежа и стоя на коленях и в упоре на коне, бревне, гимнастической скамейке.

            Лазанье по наклонной скамейке в упоре присев, в упоре стоя на коленях, в упоре лежа, лежа на животе, подтягиваясь руками;

            по гимнастической стенке с одновременным перехватом рук и перестановкой ног;

            перелезание через гимнастическое бревно ( высота до 60 см);

            лазанье по канату

            III позиция ног;

            танцевальные шаги: переменный, польки; сочетание танцевальных шагов с ходьбой

            Организующие команды и приемы

            Команды «Шире шаг!», «Чаще шаг!», «Реже!», «На первый-второй рассчитайсь!»; построение в две шеренги; перестроение из двух шеренг в два круга; передвижение по диагонали, противоходом, «змейкой»

            «Мост» из положения лежа на спине;

            Кувырок назад до упора на коленях и до упора присев;

            Прыжки со скакалкой с изменяющимся темпом ее вращения.

            Перекаты в группировке с последующией опорой руками за головой;

            2-3 кувырка вперед;

            стойка на лопатках.

            Гимнастические упражнения прикладного характера

            Лазание по канату (3 м) в два и три приема;

            Передвижения и повороты на гимнастическом бревне

            Совершенствование висов и упоров изученных во 2 классе.

            Комбинации из освоенных элементов на гимнастической стенке, бревне, скамейке.

            Лазание по наклонной скамейке в упоре стоя на коленях, в упоре лежа, лежа на животе, подтягиваясь руками;

            перелезание через бревно, коня

            Шаги галопа в парах, польки;

            сочетание изученных танцевальных шагов;

            русский медленный шаг

            Организующие команды и приемы

            Команды «Становись!», «Равняйсь!», «Смирно!», «Вольно!»;

            рапорт учителю; повороты кругом на месте; расчет по порядку, перестроение из одной шеренги в три уступами, из колонны по одному в колонну по три и четыре в движении с поворотом

            Акробатические комбинации, например: «мост» из положения лежа на спине, опуститься в исходное положение, переворот в положение лежа на животе с опорой на руки, прыжком в упор присев, кувырок назад в упор присев, из упора присев кувырок вперед до исходного положения, кувырок назад до упора на коленях с опорой на руки, прыжком переход в упор присев, кувырок вперед.

            Кувырок назад; кувырок вперед;

            кувырок назад и перекатом стойка на лопатках;

            мост с помощью и самостоятельно

            Комбинация из освоенных элементов.

            Гимнастические упражнения прикладного характера

            Из виса стоя присев толчком двумя ногами перемах, согнув ноги в вис сзади согнувшись, опускание назад в вис стоя и обратное движение через вис сзади согнувшись со сходом «вперед ноги».

            Вис завесом; вис на согнутых руках, согнув ноги;

            на гимнастической стенке вис прогнувшись, подтягивание в висе, поднимание ног в висе.

            Комбинации из освоенных элементов на гимнастической стенке, бревне, скамейке.

            Лазанье по канату в три приема,

            перелезание через препятствие

            Упражнения на снарядах

            Опорный прыжок через гимнастического козла — с небольшого разбега толчком о гимнастический мостик прыжок в упор стоя на коленях, переход в упор присев и соскок вперед;

            Опорные прыжки на горку из гимнастических матов, коня, козла, вскок в упор стоя на коленях и соскок взмахом рук.

            Ходьба по бревну большими шагами и выпадами; ходьба на носках; повороты прыжком на 90 и 180°; опускание в упор стоя на колене ( правом, левом)

            I и II позиции ног; сочетание шагов галопа и польки в парах, элементы народных танцев.

            Источник: for-teacher.ru

            Библиотека

            Внеурочная деятельность учащихся. Волейбол

            Колодницкий Г. А., Кузнецов В. С., Маслов М. В.

            Физическая культура. 1-4 классы

            Физическая культура. 5-7 классы

            Виленский М. Я., Туревский И. М., Торочкова Т. Ю.

            Физическая культура. 8-9 классы

            Физическая культура. 10-11 классы

            Физическая культура. 1 класс

            Матвеев А. П.

            Физическая культура. 2 класс

            Матвеев А. П.

            Физическая культура. 3 класс

            Матвеев А. П.

            Физическая культура. 4 класс

            Матвеев А. П.

            Физическая культура. 5 класс

            Матвеев А. П.

            Физическая культура. 6-7 классы

            Матвеев А. П.

            Физическая культура. 8-9 классы

            Матвеев А. П.

            Физическая культура. 10-11 классы

            Матвеев А. П.

            Физическая культура. 10-11 классы

            Погадаев Г. И.

            Физическая культура. 7-9 класс

            Погадаев Г. И.

            Физическая культура
            и спорт

            Кемеровская область, г. Междуреченск,
            МКОУ СОШИ №16

            Источник: fk12.ru

            Рейтинг
            ( Пока оценок нет )
            Загрузка ...
            EFT-Soft.ru