Характеристика рабочей программы по обществознанию

31 марта 2019 Тулеспаева Гульнара Булатовна
878 18 0 0

Содержимое публикации

Пояснительная записка к рабочей программе по обществознанию для 7 класса

1. Рабочая программа по обществознанию для 7 класса составлена на основе:

Примерной программы курса «Обществознание» для общеобразовательных школ М., Просвещение. 2006, допущенной Департаментом общего среднего образования МО РФ

Цель и задачи изучения обществознания в основной школе:

развитие личности в ответственный период социального взросления человека (10—15 лет), её познавательных интере­сов, критического мышления в процессе восприятия социаль­ной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;

воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения, к социальным нормам; привер­женности гуманистическим и демократическим ценностям, закреплённым в Конституции Российской Федерации;

Примерная рабочая программа по обществознанию Мнение учителя

освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обще­стве; основных социальных ролях; о позитивно оценивае­мых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах

человеческой деятельности; способах регулирования общественных отно­шений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;

формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности; межличностных отношений; отношений между людьми раз­личных национальностей и вероисповеданий; самостоятель­ной познавательной деятельности; правоотношений; семей­но-бытовых отношений.

Кроме того, учебный предмет «Обществознание» в основной школе призван помогать предпрофильному самоопределению школьников.

Рабочая программа направлена на решение следующих задач:

-содействие самоопределению личности, созданию условий для её реализации;

-формирование человека-гражданина, интегрированного в современную действительность и нацеленного на её совершенствование, ориентированного на развитие гражданского общества и утверждение правового государства;

-воспитание гражданственности и любви к Родине;

-создание у обучающихся целостных представлений о жизни общества и человека в нём, адекватных современному уровню научных знаний;

-выработка основ нравственной, правовой, политической, экологической культуры;

-содействие взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами, различными расовыми, национальными, этническими и социальными группами;

-помощь в реализации права учащихся на свободный выбор взглядов и убеждений;

-ориентация учащихся на гуманистические и демократические ценности.

Сроки реализации: 2018-2019 учебный год

Инструментарий оценки результатов:

Особенности системы оценивания

Обществознание в школе в контексте федеральной рабочей программы

Объект оценивания

Предметные результаты

личностные результаты

метапредметные

Персонифицированная количественная оценка

Персонифицированная/Неперсонифи-цированная качественная оценка

Защита проекта по истории

Средства фиксации результатов оценки

табель успеваемости, электронный журнал, бумажный журнал

Дневники наблюдения учителя, классный бумажный журнал журнал

Отзыв о реализации проекта, итоговая отметка (в журнале личном деле). Наблюдение при групповой работе.

Способ (поэтапность процедуры)

Тематические контрольные работы, тестовый контроль, способность решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи.

Промежуточная и итоговая аттестация.

Условия эффективности системы оценивания

Систематичность, личностно-ориентированность, позитивность – основные постоянные принципы современной оценочной деятельности педагога

Устные формы контроля: беседы, вопрос — ответ, решения заданий у доски по карте с последующим комментарием.

Письменные формы: тесты на проверку понимания и запоминания материала, контрольные работы промежуточной и тематической проверки ЗУН, самостоятельные работы, дифференцированные задания, индивидуальные карточки, домашние задания.

Оценивание результатов обучения по пятибалльной шкале:

Оценка «5» за вопрос теоретического характера ставится при условии, что учащийся:

правильно использовал научную терминологию в контексте ответа;

верно, в соответствии с вопросом, характеризует на базовом уровне основные обществоведческие объекты и процессы, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;

объяснил причинно-следственные и функциональные связи названных обществоведческих процессов;

проявил умение оценивать действия с точки зрения социальных норм;

показал умение формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;

на высоком уровне проявил умения сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками социальных явлений и обществоведческими терминами, понятиями;

Оценка «3» ставится, если в ответе допущены значительные ошибки, или в нем не раскрыты некоторые существенные аспекты содержания, или отвечающий не смог показать необходимые умения.

Оценка «2» может связно отвечать на вопросы учителя: дал более двух ошибочных ответов по важным вопросам

Оценка «1»Совсем не знает урока. Не ответил ни на один вопрос

При оценке письменного ответа необходимо выделить следующие элементы:

Представление собственной точки зрения (позиции, отношения) при раскрытии проблемы.

Раскрытие проблемы на теоретическом уровне (в связях и с обоснованиями) или без использования обществоведческих понятий в контексте ответа.

Аргументация своей позиции с опорой на факты общественной жизни или собственный опыт.

Оценка «5» ставится, если представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы. Проблема раскрыта на теоретическом уровне, в связях и с обоснованиями, с корректным использованием обществоведческих терминов и понятий в контексте ответа. Дана аргументация своего мнения с опорой на факты.

Оценка «4» ставится, если представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы. Проблема раскрыта с корректным использованием обществоведческих терминов и понятий в контексте ответа (теоретические связи и обоснования не присутствуют или явно не прослеживаются). Дана аргументация своего мнения с опорой на факты.

Оценка «3» ставится, если представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы. Проблема раскрыта при формальном использовании исторических терминов. Дана аргументация своего мнения с опорой на факты общественной жизни или личный социальный опыт.

Оценка «2» ставится, если представлена собственная позиция по поднятой проблеме на бытовом уровне без аргументации.

Оценка «1» ставится, если проблема не раскрыта или дана информация не в контексте задания

Критерии оценки тестовых заданий:

Тестовые задания состоят из 7 задний . 1-5 задания с выбором ответа (часть А) предполагают выбор одного правильного ответа из предложенных. Они проверяют знания дат, фактов, понятий, понимание причинно-следственных связей. Правильное выполнение каждого из этих заданий оценивается в 1 балл.

6-е задание с кратким ответом (часть В) предполагает написание в ответе группы цифр и позволяет выявить не только имеющиеся знания, но и определённые умения, связанные с обработкой информации, умением её частично преобразовать и т.д. Правильное выполнение такого задания оценивается в 1 -2 балла в зависимости от степени сложности. В заданиях, оцениваемых на 2 балла, в случае одной ошибки в записи ставится 1 балл, при двух ошибках — 0 баллов. Задание 7-е в части Снеобходимо заполнить сравнительную таблицу и обязательно сделать вывод, либо поработать с документами или дать развернутый ответ на вопрос.

От 9 баллов-5 6 -8 баллов- 4 4-5 баллов- 3 менее 4 баллов-2

Критерии оценки контрольных работ стандартных. В контрольной работе даны задания базового и повышенного уровня сложностей. Они располагаются по принципу нарастания от простых в частьА к усложненным части В и сложным, требующего развернутого ответа в части С.

Часть В содержит задания повышенной сложности, требующего открытого, развернутого ответа. Необходимо дать развернутый ответ на вопрос, дополнить предложение, а так же заполнить схему. В части С необходимо заполнить сравнительную таблицу и сделать по ней вывод.

На выполнение задания отводиться 40-45 минут

За каждую часть задания учащиеся получает баллы, из которых складывается суммарный балл.

24-29 баллов- 5 18-23 баллов-4 10-17баллов- 3Менее 10баллов-2

Контрольная работа ФГОС состоит из 20 заданий и 3х частей. В части А ( с 1 по 16 задание) необходимо выбрать только 1 правильный вариант ответа из предложенных. Часть А оценивается 1 правильный ответ-1 балл. В части Вв 17 задании необходимо заполнить сравнительную таблицу, в задании 18 соотнести понятия с их определением, в задании 19 выбрать несколько правильных ответов из предложенных.

Каждое из заданий части В оценивается в 2 балла. В части С необходимо выполнить творческое задание. Задание части С оценивается в 3 балла.

От 21 баллов -5 17-20 баллов -4 9-16 баллов — 3Менее 9 баллов2

Критерии оценки работы учащихся в проектной группе, команде и др.( см Приложение 3)

От 145 баллов- 5 111-144 баллов- 4 60-110 баллов- 3 менее 60 баллов- не справились с заданием

Общая характеристика учебного предмета

В 7 классе школьники проходят важный рубеж своего социального взросления: им исполняется 14 лет, они получают паспорт гражданина Российской Федерации, расширяются их права в экономических отношениях, наступает уголовная ответственность за некоторые виды преступлений. Соответственно предмет «Обществознание» даёт им две необходимые на этом рубеже социализации темы.

Читайте также:
Лучшие программы для низкоуровнего форматирования

Первая из них — «Регулирование поведения людей в обществе» — представляет собой цикл уроков, рассчитанных на формирование первоначальных и в определённой мере упорядоченных знаний о роли социальных норм в жизни человека и общества. Материал темы включает сюжеты, раскрывающие вопросы о необходимости соблюдения закона, о правах человека и, отдельно, о правах ребёнка.

Специальный урок посвящён необходимости подготовки учащегося к выполнению воинского долга. Вторая тема — «Человек в экономических отношениях» — даёт представление о таких проявлениях экономической жизни общества, как производство, обмен, потребление. Особое внимание уделено рассмотрению основы экономики — производству, в процессе которого реализуется её важнейшая роль в обществе — создание материальных благ для удовлетворения потребностей людей. При изучении экономических явлений акцент делается на раскрытии способов рационального поведения основных участников экономики — потребителей и производителей. Кроме того, программа предполагает раскрытие основной проблематики нравственных и правовых отношений человека и природы (тема «Человек и природа»).

Особого внимания требует использование в учебном процессе компьютерных технологий.

Программа по обществознанию для основной школы призвана помочь выпускникам основной школы осуществить осознанный выбор путей продолжения образования, а также будущей профессиональной деятельности.

Перечень форм организации учебной деятельности обучающихся:

Фронтальная форма организации учебной деятельности. Во время урока под непосредственным руководством учителя выполняют общую задачу При этом педагог проводит во работу со всем классом в едином темпе. Данная форма работы примененана этапе первичного усвоения нового материала при проблемного, информационного и объяснительно-иллюстративного изложения, который сопровождается творческими заданиями различной с сложности, эта форма позволяет привлечь к активной учебно-познавательной деятельности всех учеников.

Индивидуальная форма организации работы учащихся предусматривает самостоятельное выполнение учеником одинаковых для всего класса задач без контакта с другими учениками, но в едином для всех темпе По индивидуальной формы организации работы ученик выполняет упражнение, пишет сочинение, реферат, доклад, работа с учебником, справочником, словарем, картой. Индивидуальная форма работы используется на всех этапах урока, для решения различных дидактических задач: усвоение новых знаний и их закрепление, формирование и закрепление умений и навыков, для повтор создание и обобщение пройденного материала Она преобладает в выполнении домашних работ, самостоятельных и контрольных заданий в классе

Кооперативно-групповая учебная деятельность — это форма организации обучения в малых группах учащихся, объединенных общей учебной целью По такой организацией обучения учитель руководит работой каждого ученика опосредованно через задачи. Выполняя часть общей для всего класса цели, группа представляет, защищает выполненное задание в процессе коллективного обсуждения Главные итоги такого обсуждения становятся выводы всего класса и записываются всеми присутствующими на занятиях. На уроках используются два вида коллективных работ:

А) Дифференцированное-групповая форма предусматривает организацию работы ученических групп с различными учебными возможностями Задача дифференцируются по уровню сложности или по их количеству

Б) Индивидуально-групповая форма предусматривает распределение учебной работы между членами группы, когда каждый член группы выполняет часть общей задачи. Результат выполнения сначала обсуждается и оценивается в группе, а затем выносятся на рассмотрение всего класса и педагога.

Перечень методов организации учебной деятельности, включая методы интенсивного обучения, с обоснованием выбора методов:

Содержание образования в настоящее время обогащается новыми процессуальными умениями, развитием способностей, оперированием информацией, творческим решением проблем науки и рыночной практики с акцентом на индивидуализацию образовательных программ. В связи с этим наиболее актуальными становятся активные и интерактивные методы обучения, направлены на развитие у обучаемого самостоятельного мышления и способности квалифицированно решать профессиональные, нестандартные задачи.

Формы работы, используемые для повышения уровня активности обучения

Использование нетрадиционных форм учебных занятий (, проектные занятия, творческие мастерские и др.)

Использование игровых форм.

Диалогическое взаимодействие (урок-диалог).

Проблемно-задачный подход (проблемные вопросы, проблемные ситуации и др.).

Использование различных форм учебной работы (групповые, бригадные, парные, индивидуальные, фронтальные и др.).

Использование дидактических средств (тесты, терминологические кроссворды и др.).

Интерактивные методы обучения (репродуктивный, частично-поисковый, творческий).

Использование всех видов мотивации (эмоциональных, познавательных, социальных).

Различные виды домашней работы (групповые, творческие, дифференцированные, составление домашней работы для соседа по парте).

Деятельностный подход в обучении.

3.Описание места учебного предмета, курса в учебном плане

Описание места учебного предмета, курса в учебном плане

Общее количество часов

Текущий и промежуточный контроль

Примечание (о невыполнении часов учебного плана, причин и форм устранения)

Из них контрольных работ

Из них лабораторных работ

Из них практических работ

Защита индивидуальных проектов

Источник: www.art-talant.org

Рабочая программа по обществознанию

Планирование рассчитано на: 35 часов в год (1 час в неделю).

Учитель: Морозов А.В.

Категория: без категории

Пояснительная записка

Данная рабочая программа по предмету «Обществознание» (6 класс) разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом на основе Примерной программы основного общего образования по обществознанию./Рабочая программа по Обществознанию 5-9 классы. _ Обществознание. Рабочие программы к предметной линии учебников под редакцией Л.Н. Боголюбова.

5-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/ Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова и др.-М.: Просвещение, 2011.

Программа ориентирована на работу на УМК:

«Обществознание. 6 класс» под редакцией академика Л.Н. Боголюбова, Л. Ф. Ивановой (М.: Просвещение, 2014).

Л.Ф. Иванова, Я.В. Хотеенкова. Обществознание. Рабочая тетрадь.

6 класс. Москва, Просвещение 2015.

Обществознание 6 класс. Рабочая программа и технологические карты уроков по учебнику под редакцией Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. Волгоград, Учитель 2014.

Общая характеристика примерной программы по обществознанию

«Обществознание» — учебный предмет в основной школе, фундаментом которого являются научные знания о человеке и об обществе, о влиянии социальных факторов на жизнь каждого человека. Их раскрытие, интерпретация, оценка базируются на результатах исследований, научном аппарате комплекса общественных наук (социология, экономическая теория, политология, культурология, правоведение, этика, социальная психология), а также философии. Такая комплексная научная база учебного предмета «Обществознание», многоаспектность изучения его предмета — общественной жизни — обусловливают интегративный характер обществознания, который сохраняется и в старшей школе.

«Обществознание» как учебный предмет в основной школе акцентирует внимание учащихся на современных социальных явлениях.

«Обществознание» в основной школе опирается на пропедевтическую обществоведческую подготовку учащихся в начальных классах в рамках учебного предмета «Окружающий мир».

Полнота и глубина раскрытия содержания курса по обществознанию на втором этапе обучения ограничены познавательными возможностями учащихся младшего и среднего подросткового возраста. Наиболее сложные аспекты общественного развития рассматриваются в курсе по обществознанию в старших классах.

Цели изучения «Обществознания» в основной школе заключаются в содействии:

- воспитанию общероссийской идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;

- развитию личности на исключительно важном этапе ее социализации в подростковом возрасте, повышению уровня ее духовно­нравственной, политической и правовой культуры, становлению социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка; углублению интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин; формированию способности к личному самоопределению, самореализации, самоконтролю; повышению мотивации к высокопроизводительной,

наукоемкой трудовой деятельности;

- формированию у учащихся целостной картины общества, адекватной современному уровню знаний о нем и доступной по содержанию для школьников младшего и среднего подросткового возраста; освоению учащимися тех знаний об основных сферах человеческой деятельности и о социальных институтах, о формах регулирования общественных отношений, которые необходимы для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина;

 — овладению учащимися умениями получать из разнообразных источников и

критически осмысливать социальную информацию, систематизировать,

анализировать полученные данные; освоению ими способов познавательной,

коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и правового государства;

 — формированию у учащихся опыта применения полученных знаний и умений для определения собственной позиции в общественной жизни; для решения типичных задач в области социальных отношений; для осуществления гражданской и общественной деятельности, развития межличностных отношений, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, а также в семейно-­бытовой сфере; для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законом; для содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.

Читайте также:
Программа проверяющая системные требования

Кроме того, учебный предмет «Обществознание» в основной школе призван помогать предпрофильному самоопределению школьников.

Задачи курса:

- создание условий для социализации личности;

 -воспитание чувства патриотизма, уважения к своей стране, к правам и свободам человека,

демократическим принципам общественной жизни;

 -формирование знаний и интеллектуальных умений;

 -воспитания уважения к семье и семейным традициям;

 -формирование основ мировоззренческой, нравственной, социальной, политической, правовой и экономической культуры;

 -воспитание толерантного отношения к людям другой национальности;

 -воспитания уважения к трудовой деятельности. 4

Преподавание курса обществознания в основной школе направлено на формирование научных представлений об обществе, его устройстве, месте и роли человека в нем, на развитие специальных предметных, метапредметных и личностных универсальных учебных действий.

Содержание рабочей программы

Программа составлена в соответствии с рабочей программой Боголюбова Л.Н., Городецкой Н.И., Ивановой Л.Ф., Лазебниковой А.Ю., Виноградовой Н.Ф. (2012 г.):

Глава I. Человек в социальном измерении

Человек. Индивид. Индивидуальность. Личность. Самопознание.

Самосознание. Потребности человека. Духовный мир человека. Человек и деятельность. На пути к жизненному успеху.

Глава II. Человек среди людей

Межличностные отношения, их особенности, виды. Общение, средства общения. Конфликты в межличностном общении и способы их разрешения. Посредничество при разрешении конфликтов.

Глава III. Нравственные основы жизни

Добро, смелость и страх. Человечность.

Итоговое повторение

Повторение и обобщение материала курса обществознания.

Распределение курса по разделам:

по ФБУП по примерной программе

Запланировано по учебному плану

Распределение дополнительных часов

Источник: videouroki.net

Рабочая программа по обществознанию 6 класс (ФГОС)

Онлайн-книги

Онлайн-книги

Цель рабочей программы — создание условий для планирования, организации и управления образовательным процессом учебной дисциплине — обществознание.

Описание

Структура программы 1. Пояснительная записка.
2. Общая характеристика учебного предмета.
3. Место курса в учебном плане.
4. Особенности обучения предмету на каждой образовательной ступени
5. Планируемые результаты освоения предмета (личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета).
6.
7. Календарно – тематическое планирование.

Размещено в разделе: Общеобразовательное учреждение Учитель
08 декабря 2013

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 16900 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары.

Лицензия.

Структура программы

  1. Пояснительная записка.
  2. Общая характеристика учебного предмета.
  3. Место курса в учебном плане.
  4. Особенности обучения предмету на каждой образовательной ступени
  5. Планируемые результаты освоения предмета (личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета).
  6. Содержание программы.
  7. Календарно – тематическое планирование.

Пояснительная записка

Предмет «Обществознание» занимает особое место среди всех дисциплин, изучаемых в школе. Особенность его заключается в том, что он дает целостную картину общественной жизни и включает в себя основы социальных наук, которые в дальнейшем будут изучаться в вузе. Роль социальных наук заключается в том, чтобы формировать и направлять людей на разных социальных уровнях во благо общества. Социальные науки рассматривают все сферы человеческого бытия, так или иначе отражают все процессы, происходящие в обществе, — от политических до бытовых, поэтому изучение их предусматривает применение знаний практических всех предметов, которые изучают в школе.

Курс об обществе и человеке не сводится просто к совокупности знаний. Он призван дать школьнику социальные и нравственные нормы жизни, ориентировать на определенную иерархию ценностей, способствовать формированию жизненного опыта и развитию определенных способов деятельности.

Современная модель обществоведческого образования предполагает качественно новые подходы к перспективному планированию учебного процесса, к отбору содержания, к разработке форм и методов обучения. Выражением этих новых подходов является данная программа по курсу «Обществознание» (5-9 классы), составленная на основе:

— федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования;

— требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования;

— примерной программы основного общего образования по обществознанию;

— программы развития и формирования универсальных учебных действий, которые обеспечивают формирование российской гражданской идентичности, овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу для саморазвития и непрерывного образования, целостность общекультурного, личностного и познавательного развития учащихся и коммуникативных качеств личности.

Курс «Обществознание» призван содействовать:

  1. Воспитанию общероссийской идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности ценностям, закрепленным в Конституции российской Федерации;
  2. Развитию личности на исключительно важном этапе её социализации – в подростковом возрасте, повышению уровня её духовно нравственной, политической и правовой культуры, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка; углублению интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин; формированию способности к личному самоопределению, самореализации и самоконтролю; повышению мотивации к высокопроизводительной наукоёмкой трудовой деятельности;
  3. Формированию у учащихся целостной картины общества, адекватному современному уровню знаний и доступной по содержанию для школьников младшего и среднего подросткового возраста, освоению учащимися тех знаний об основных сферах человеческой деятельности и социальных институтах, о регулировании общественных отношений, которые необходимы для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина;
  4. Овладению учащимися умениями получать из разнообразных источников и критически осмысливать социальную информацию, систематизировать, анализировать полученные данные; освоению ими способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и правового государства;
  5. Формированию у учащихся опыта применения полученных знаний и умений для определения собственной позиции в общественной жизни; решения типичных задач в области социальных отношений; для гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповедания;
  6. Предпрофильному самоопределению школьников.

Общая характеристика учебного предмета

Фундаментом курса «Обществознание» являются научные знания о человеке и обществе, о влиянии социальных факторов на жизнь каждого человека. Их раскрытие, интерпретация базируются на результатах исследований, научном аппарате комплекса общественных наук. Такая комплексная научная база учебного предмета «Обществознание», многоаспектность его изучения обусловливают интегративный характер обществознание.

Построение основных тем курса по обществознанию может быть как модульно – линейным, так и интегративно — концентрическим. В соответствии с программой линии УМК Издательского центра «Вентана – Граф» в 6 классах курс «Обществознание» строится по модульно – линейному принципу – основной акцент делается на относительно завершенных и структурированных совокупностях единиц содержания, изучаемых последовательно.

Особенностью данной программы является акцентирование воспитательной и развивающей составляющей курса «Обществознание» на всех ступенях обучения путем усиления психологического и этического аспекта рассматриваемых проблем человека и общества, проблемного подхода к изучению материала.

На каждой из ступеней обучения реализуются межпредметные связи – ретроспективные (с предметом «Окружающий мир») и текущие (с предметами «История», «Биология», «ИЗО», «ОБЖ»).

Место курса в учебном плане

В соответствии с новым ФГОС изучение социальных знаний не прерываются — обучение обществознанию начинается уже с 5 класса. Согласно базисному учебному плану предмет изучается в течении всей основной школы – по 35 часов в год (по одному часу в неделю).

Особенности обучения предмету на каждой образовательной ступени

В единой системе обучения обществознанию каждый класс рассматривается как самостоятельная ступень в подготовке учеников. Систематическое изучение обществознания в основной школе начинается в 6 классе. Учащиеся уже обладают определенными знаниями о человеке из разных школьных предметов. Теперь возникла необходимость в расширении, систематизации и обобщении этих знаний. Вместе с тем использование системы внутри- и межпредметных связей обеспечивает успешное включение этого материала в изучение последующих курсов обществознания и других школьных дисциплин, посвященных человеку и среде его обитания.

Задача курса «Обществознание» в 6 классе – познакомить учеников с проблемами происхождения человека, его физического, психического и духовного развития. Курс должен пробудить интерес ученика к самому себе, своему внутреннему миру, что является обязательным условием для самопознания и самосовершенствования. Курс знакомит с различными проявлениями человеческой индивидуальности – характером, темпераментом, способностями. Это дает возможность не только идентифицировать себя по этим и другим параметрам, но и научиться сосуществовать с другими людьми, взаимодействовать с ними.

Читайте также:
Begin writeln hello World end это программа

Практическое значение курса связано с процессом самопознания, самоидентификации, осознанием жизненных ценностей и усвоением норм межличностных отношений. Курс будет способствовать активизации этого процесса, расширению опыта совместной деятельности и пополнению личного опыта взаимодействия с другими людьми.

Планируемые результаты освоения предмета

В соответствии с ФГОС результаты обучения обществознания, как и другим школьным предметам, условно подразделяются на личностные, метапредметные и предметные.

Личностные результаты

  1. Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважению к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
  2. Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования, профессиональных предпочтений с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
  3. Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
  4. Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, а также к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
  5. Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах;
  6. Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
  7. Формирование коммуникативной компетенции в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно – исследовательской, творческой и других видов деятельности;
  8. Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения, в том числе в чрезвычайных ситуациях;
  9. Формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления;
  10. Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценностей семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
  11. Развитие эстетического сознания посредством изучения общественной жизни, отраженной в художественных произведениях народов России и мира, творческой учебной деятельности эстетического характера.

Метапердметные результаты

  1. Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
  2. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
  3. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
  4. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
  5. Владение навыками самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
  6. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно – следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы;
  7. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
  8. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
  9. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
  10. Формирование и развитие компетентности в области использования информационно – коммуникационных технологий (ИКТ).

Предметные результаты. Изучение предметной области «Общественно – научные предметы» должны обеспечить:

  1. Формирование мировоззренческой, ценностно – смысловой сферы обучающихся, личностных основ российской гражданской идентичности, социальной ответственности, правового самосознания, поликультурности, толерантности, приверженности ценностям, закрепленным в Конституции РФ;
  2. Понимание основных принципов жизни общества, роли окружающей среды как важного фактора формирования качеств личности, её социализации;
  3. Владение экологическим мышлением, обеспечивающим понимание взаимосвязи между природными, социальными, экономическими и политическими явлениями, их влияние на качество жизни человека и качество окружающей его среды;
  4. Осознание своей роли в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире;
  5. Приобретение теоретических знаний и опыта их применения для адекватной ориентации в окружающем мире, адаптации в нем, формирование собственной активной позиции в общественной жизни при решении задач в области социальных отношений.

При изучении общественно – научных предметов задача развития и воспитания личности обучающихся является приоритетной.

Предметные результаты изучения «Обществознания» должны отражать:

  1. Формирование у обучающихся личностных представлений об основах российской гражданской идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
  2. Понимание основных принципов жизни общества, основ современных научных теорий общественного развития;
  3. Приобретение теоретических знаний и опыта применения полученных знаний и умений для определения собственной активной позиции в общественной жизни, для решения типичных задач в области социальных отношений, адекватных возрасту обучающихся, межличностных отношений, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, возрастов и социальных групп;
  4. Формирование основ правосознания для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законодательством РФ, убежденности в необходимости защищать правопорядок правовыми способами и средствами, умений реализовать основные социальные роли в пределах своей дееспособности;
  5. Освоение приёмов работы с социально значимой информацией, её осмысление; развитие способностей обучающихся делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки социальным событиям и процессам;
  6. Развитие социального кругозора и формирование познавательного интереса к изучению общественных дисциплин.

Содержание программы

Мир человека

Введение

Что мы узнаем о человеке. Почему эти знания важны. С какими трудностями мы столкнёмся. В чём будет заключаться наша работа по освоению учебного материала курса.

Человек – часть природы

Связь первобытного человека и природы. Происхождение человека в мифах и религиях народов мира. Библия о сотворении человека.

Эволюционная теория происхождения человека. Пути эволюции. Расовый состав человечества.

Природная сущность человека. Сходство и различия человека и животных. Развитие отношений человека и природы в современном мире.

Познавая мир и самого себя

Психика. Мозг. Сознание человека. Ощущение и восприятие. Сознательное и бессознательное.

Процесс мышления. Способы познания мира. Речь и мышление. Память. Виды память. Развитие памяти.

Внимание. Эмоции человека и животных. Чувства. Эмоциональный мир человека. Контроль над эмоциями. Темперамент.

Характер, черты характера. Воспитание характера. Индивидуальность. Способности человека. Развитие способностей.

Гениальность.

Деятельность человека

Произвольное и непроизвольное поведение. Недопустимость агрессивного поведения. Поведение и поступок. Мотивы поступков. Результаты поступков.

Подвиг.

Потребности. Виды потребностей. Потребности человека и животных. Потребности и интересы.

Деятельность. Виды деятельности: игра, труд, учение. Творчество.

Общение. Виды общения. Средства общения. Правила общения. Этикет.

Отношения между людьми. Социализация. Симпатия и антипатия. Любовь и дружба.

Мораль в жизни человека. Добро и зло. Совесть и долг. «Золотое правило» морали. Идеал. Ненасилия, милосердие, благотворительность.

Жизненный путь человека

Возрастная периодизация человеческой жизни. Детский, подростковый и юношеский возраст. Здоровый образ жизни. Опасность алкоголизма и наркомании.

Зрелость: активный труд, самореализация, мужские и женские социальные роли, интересная жизнь.

Старость: интеллект, жизненный опыт, значение семьи, долголетие.

Человек в мире культуры

Великое множество культур. Материальная и духовная культура. Духовные ценности. Традиции и обряды. Национальные традиции народов России. Толерантность. Вера и доверие. Религиозная вера. Свобода совести.

Веротерпимость.

Искусство. Виды искусства. Наука. Методы научного познания мира. Виды наук. Художественное и научное познание. От индивида к личности. Личность и духовное развитие. Мировоззрение. Самоопределение и самооценка.

Свобода и ответственность. Пути и форма социализации.

Заключение

Жизненные ценности человека.

Источник: www.uchmet.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru