Программа разработана коллективом сотрудников Учебного центра Л. А. Венгера, опубликована в 1994 г. В основу программы, как указывают авторы, заложены два теоретических положения.
Первое положение – это теория А. В. Запорожца о самоценности дошкольного периода развития, перехода от утилитарного понимания дошкольного детства к его гуманистическому пониманию. Установка «на самоценность» подразумевает отсутствие какого бы то ни было насилия над ребенком, навязывания ему чуждых его интересам и склонностям видов деятельности и форм обучения. Жизнь ребенка может быть полноценной при условии, если он чувствует себя не просто опекаемым, а «созидателем», открывающим для себя что-то новое, приобщающимся к миру взрослых. Согласно этой теории основной путь развития ребенка – это амплификации развития, т. е. его обогащение, наполнение наиболее значимыми для дошкольника формами и способами деятельности.
Второе положение – это концепция Л. А. Венгера о развитии способностей, которые понимаются как универсальные действия ориентировки в окружающем с помощью специфических для дошкольников средств решения задач. Основным при этом является построение и использование образов, соответствующих фиксированным в человеческой культуре формам отображения свойств предметов и явлений, их связей и отношений. В процессе восприятия это образы, соответствующие сенсорным эталонам — общепринятым образцам внешних свойств (формы, цвета, величины и др.). В процессе наглядно-образного мышления и воображения это образы, соответствующие различным видам наглядных моделей (схемам, чертежам, планам и т. п.).
Программа развития ДОУ № 32
В основе программы – личностно ориентированная модель воспитания, которая предполагает создание отношений сотрудничества и партнерства между взрослыми и детьми. Цель программы – развитие умственных и художественных способностей детей дошкольного возраста (3-7 лет). «Развитие» является комплексной программой, включающей все основные направления познавательного и художественного развития ребенка. Основные разделы программы: «Сенсорное воспитание», «Ознакомление с художественной литературой и развитие речи», «Конструирование», «Развитие элементарных математических представлений», «Ознакомление с пространственными отношениями», «Подготовка к обучению грамоте и обучение грамоте», «Изобразительная деятельность», «Развитие игровой деятельности». Кроме этих основных разделов в программе есть дополнительные – «Режиссерская игра», «Художественное конструирование», «Выразительное движение». Занятия по этим разделам могут проводиться в зависимости от желания детей и воспитателя.
Программа разработана для четырех возрастных групп: младшей, средней, старшей и подготовительной.
Дети младшей группы занимаются самыми важными для их возраста видами деятельности – игрой, конструированием, рисованием. Кроме того, воспитатель читает им стихи, сказки, беседует о прочитанном. Большое внимание уделяется занятиям по сенсорике, на которых малыши, играя в дидактические игры, незаметно для себя овладевают такими свойствами окружающих предметов, как цвет, форма и величина.
Реализация образовательной области «Познавательное развитие» — Теплова А.Б. / Воспитатели России
В средней группе дети продолжают заниматься конструированием, рисованием и художественной литературой, но при этом решают более сложные задачи. Появляются новые виды занятий – по природе, математике и ориентировке в пространстве. Ориентировка в пространстве играет важную роль в развитии детей средней группы, поэтому малыши занимаются ею два раза в неделю. Занятия обычно проходят в форме интересных игр.
В старшей и подготовительной группах продолжаются такие занятия, как конструирование, рисование, ознакомление с произведениями художественной литературы, природой, ориентировка в пространстве, математика, однако появляются и новые виды – грамота и логика. Занятия по математике и грамоте носят не только узкопрагматический характер (научить чтению и счету), но и общеразвивающий: дети пробуют проводить звуковой анализ слова, сравнивать числа между собой и т. д. Особое место занимает ознакомление с логическими отношениями – с помощью специальных приемов и средств (картинки, рисунки, схемы) ребята узнают о простейших логических операциях.
В работе по программе предусмотрено также свободное время для проведения занятий по музыке и физической культуре. К программе разработан целый ряд психолого-педагогической и методической литературы.
Источник: studopedia.su
Развитие дошкольника в процессе обучения грамоте. Реализация программы «Развитие»
Гуманизация и демократизация всех сфер жизнедеятельности общества оказали существенное влияние и на дошкольное образование. Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая проблема воспитания. В настоящее время нет необходимости доказывать, что развитие речи самым тесным образом связано с развитием сознания, познанием окружающего мира, развитием личности в целом.
Публикация «Развитие дошкольника в процессе обучения грамоте, Реализация программы „Развитие“» размещена в разделах
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Одной из задач Федерального государственного образовательного стандарта является создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.
Исходя из данной задачи, была выбрана программа «Развитие» авторского коллектива — Венгера Л. А., Дьяченко О. М., Булычевой А. И для её реализации.
Основополагающий принцип данной программы — развивающее обучение с опорой на психологическую теорию Л. А. Венгера о развитии способностей детей в дошкольном детстве.
Отличительной особенностью программы является то, что центром образования является ребенок как субъект образования. Достоинства программы : четкая структура, детальная проработанность учебного материала, обеспеченность каждого занятия конкретным развернутым планом работы, средствами обучения.
Вся образовательная деятельность программы направлена на воспитание самостоятельности детского мышления, нравственного развития ребёнка, знания об окружающем мире и о самом себе, возможности ориентироваться в мире людей.
Содержание программы сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости, обеспечивает единство воспитывающих, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста :
-системности (планирование составляется на год, месяц, день);
-доступности (материал соответствует возрастным особенностям детей индивидуальным особенностям детей);
-научности (детям даются научные знания, используются проблемные ситуации, наглядное моделирование);
-связь теории с практикой (то, что на занятии проходят, дети закрепляют в повседневной жизни);
-интеграции (идет взаимосвязь с другими видами деятельности);
Программа «Развитие» состоит из 13 разделов, но моя цель практически внедрить в свою образовательную деятельность один ее раздел- технологию обучения грамоте детей старшего дошкольного возраста, овладение основами первоначальной грамоты.
Для достижения результатов:
— изучена психолого-педагогическая литература по проблеме речевой готовности детей ;
— изучены основы обучения детей грамоте;
— запланирована практическая деятельность по обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста на основе данной педагогической технологии;
— проведен анализ полученных результатов и определена дальнейшая деятельность.
На начальном этапе при использовании данной технологии был проведён мониторинг уровня сформированности компонентов речевой системы дошкольников :
— чёткое и правильное произношение всех звуков речи;
— умение различать звуки речи на слух;
— владение навыками звукового анализа;
— словарный запас и понимание значений слов;
— живая, выразительная связная речь;
Затем была выбрана стратегия, то есть конкретные способы реализации технологии. Реализуя задуманное, постоянно ориентируюсь на ребенка, ни шагу вперед без уверенности освоения предыдущего материала. Работа по данной технологии дает ту свободу творчества, без которой невозможно развитие интеллектуальных и творческих способностей детей.
В процессе организации образовательной деятельности формирую навыки звукового анализа слов:
— определение звуков, их количества, последовательности, понимание смыслоразличительной роли звука, составление слов с определенными звуками;
— на следующем этапе проводим членение слов (из 2-3 слогов) на части и составление слов из слогов;
– затем проводится вычленение слова как самостоятельной смысловой единицы из потока речи и выделение его как смысловой единицы из речи;
– на завершающем этапе проводится деление предложения на слова и составление из слов (2-4) предложений.
В содержании программного материала прослеживается преемственность в обучении грамоте, например, в старшей группе дети выделяют словесное ударение, а дети подготовительной группы выделяют словесное ударение и определяет его место в структуре слова. Дети старшей группы качественно характеризуют выделяемые звуки (гласные, твердый согласный, мягкий согласный, ударный гласный, безударный гласный звук, а подготовительные производят полный звуковой анализ, знакомятся с буквами, как одним из знаков звука.
Исследования учёных позволили установить наиболее оптимальные (сензитивные) сроки для начала обучения грамоте. Было выявлено, что дошкольники обладают избирательной восприимчивостью к обучению грамоте.
У ребенка пяти лет особая чувствительность и восприимчивость к звуковой стороне родной речи, поэтому именно этот возраст самый благоприятный для начала обучения чтению. Дети шести лет проявляют особый интерес к чтению и успешно им овладевают. У детей происходит сформированность фонематических процессов, т. е. умение слышать, различать и дифференцировать звуки родного языка, свободно пользоваться языком в различных ситуациях общения. В процессе обучения грамоте повышается самостоятельность детей и их активность, происходит умственное развитие, формируются духовно-нравственные ценности.
Для достижения целей и задач данной речевой технологии был разработан алгоритм организации непосредственно образовательной деятельности по обучению грамоте.
Задания, упражнения, ориентированные на снятие мышечного напряжения, ощущения команды, создание эмоционального комфорта.
II Вводная часть
Мотивация. Создание проблемной ситуации.
Задания, не имеющие решения. Задания с недостающими данными.
Формулирование темы, главного вопроса.
III. Основная часть.
Поиск выхода из затруднения в игровой ситуации.
Упражнения, задания на применение нового способа решения в другой игровой ситуации.
IV. Заключительная часть.
1. Подведение итогов. Самопроверка и коррекция. Рефлексия.
2. Ритуал прощания.
Алгоритм образовательной деятельности речевой технологии Л. Венгера включает в себя вводную часть, основную и заключительную.
Нами данная структура была расширена ритуалом приветствия, в которые включены задания, упражнения, ориентированные на снятие мышечного напряжения, ощущения команды, создание эмоционального комфорта, доброжелательности друг к другу, дисциплинированности, готовности к восприятию учебного материала. И ритуалом прощания, который ориентирован на выяснение содержательной оценки деятельности, также детьми проговариваются задачи на следующую деятельность.
Для восприятия учебного материала в группе создана предметно-развивающая среда
Обучающая деятельность строится в игровой форме с использованием всевозможных игр, занимательных упражнений, сюрпризных моментов, введением проблемных ситуаций, фонематических, лексических, грамматических, графических и подвижных игр: игра «Часовые»
игра «Колобок»
игра «Теремок»
дидактическая игра «Теремок»
дидактическая игра «Лечим звуки»
игровое упражнение «Живые звуки»
игра «Назови слово на заданный звук», задачи, не имеющие решения;задачи, с недостающими данными.
Включаю разнообразные формы сотрудничества, которые способствуют выполнению главной задачи программы : учат детей
действовать в одной команде, договариваться, находить общее мнение
(работа в парах, группах)
Результаты умений и навыков по разделу обучения грамоте отслеживаются методом включённого наблюдения. В детском саду разработаны карты, которые помогают определить степень развития компонентов по обучению грамоте.
Для родителей разработаны анкеты, которые позволяют определить воспитателю эффективность работы данной технологии.
В результате внедрения речевой технологии дети достаточно хорошо ориентируются в звуковой стороне речи. Они овладевают действием звукового анализа слов, состоящих из 3–4 звуков, делить на слоги, могут характеризовать звуки, дифференцируя их на гласные и согласные (твердые и мягкие). Дети умеют сравнивать слова различных звуковых структур, используя действие моделирования, подбирать слова по заданной модели.
Работая по данной технологии считаю что, смогу заложить в ребенке систему знаний, которая станет фундаментом к последующему успешному обучению детей в школе, а так же поможет сформировать ребенка, как личность.
Публикации по теме:
Использование сказочных персонажей на логопедических занятиях, или Сказка из пластилина Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современным.
Презентация комплексно-тематического проекта «Весна идет» Овладение связной монологической речью является одним из самых важных приобретений ребёнка в дошкольном возрасте и рассматривается в современном.
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Источник: www.maam.ru
Характеристика основных разделов программы
Программа «Развитие» является комплексной, а, следовательно, включает все основные направления развития ребенка. Приведем краткую характеристику основных разделов этой программы.
Сенсорное воспитание занимает центральное место в работе с младшими дошкольниками (три-четыре года). Оно направлено на формирование представлений о внешних свойствах предметов – их форме, цвете, величине, положении в пространстве. Сенсорное воспитание предполагает развитие умения пользоваться элементарной формой опосредования, т. е. использование сенсорных эталонов.
Под сенсорными эталонами понимают общепринятые в культуре образцы внешних свойств предметов. Так, в качестве сенсорных эталонов цвета выступают хроматические и ахроматические (белый, серый, черный) цвета; эталонами формы являются геометрические фигуры и т. д. На первом этапе обучения дети знакомятся с сенсорными эталонами, сопоставляют их, сравнивают, подбирают одинаковые. Следующая ступень – более тонкая их дифференциация: знакомство с оттенками цветовых тонов, вариантами геометрических форм и т. д. После этого становится возможным использовать данные представления для того, чтобы проанализировать и выделить различные свойства предметов. Все занятия построены так, что, только овладев представлениями об эталонах цвета, формы и величины, дети смогут выполнить интересные для них игровые и практические задания.
Ознакомление с художественной литературой и развитие речи. Данный раздел включает три основных направления:
— Ознакомление с художественной литературой (чтение рассказов, стихов, сказок, обсуждение прочитанного и т. д.).
— Знакомство со средствами художественной выразительности литературы: умение выделять в произведениях эпитеты и сравнения; игры-драматизации по сюжетам произведений, требующие интонационной выразительности и т. д.
— Развитие познавательных способностей на материале детской литературы: подбор предметов-заместителей для персонажей сказки, использование заместителей при пересказе отдельных эпизодов, воссоздание целостных образов по некоторым реальным признакам и т. д.
Конструирование. Этот раздел является важным разделом для овладения средствами умственной деятельности. Он содержит разные типы задач, для решения которых необходимы соответствующие средства: конструирование по образцу, по заранее заданным условиям, по рисунку, по схематическим изображениям. Дети учатся не только использовать готовую схему для собственной конструкции, но и самостоятельно создавать схематические изображения предметов по готовому образцу конструкции и по словесному описанию.
Развитие элементарных математических представлений. Данный раздел ориентирован на развитие математических представлений в соответствии с возрастными особенностями детей. Основные задачи раздела – обучить детей умению выделять свойства предметов, связанные с величиной; дать представления о количественных отношениях, о числе, о числовом ряде и т. д. Для достижения всех этих задач необходимо строить и использовать вместе с детьми наглядные модели, позволяющие зрительно представить количественные отношения (предметы-заместители, счеты, различные значки, числовая ось и т. д.).
Ознакомление с пространственными отношениями. Задача этого раздела программы – формировать умение хорошо ориентироваться в пространстве. Для этого необходимо учиться понимать и использовать планы в разных пространственных ситуациях. План представляет собой общепринятое условное изображение отдельных предметов и их отношений в пространстве. Дети усваивают условные обозначения различных предметов на плане, постигают схему взаимного расположения предметов на плане, учатся менять исходную точку отсчета, т. е. пользоваться планом, отображающим пространство с разных позиций, не совпадающих с позицией самого ребенка.
Подготовка к обучению грамоте и обучение грамоте. Этот раздел предполагает научить ребенка хорошо ориентироваться в звуковой сфере речи. Внимание ребенка переключается со смысловой стороны речи на звуковую.
В процессе реализации программы дети учатся проводить звуковой анализ слов, моделируя на картинках-схемах звуковой состав слов с помощью разноцветных фишек, выполняющих роль заместителей звуков. Дети знакомятся со слоговой структурой слова, учатся делить слова на слоги, проводить звуковой анализ слова. Программа подготовительной группы предусматривает обучение чтению.
Изобразительная деятельность. В этом разделе ставится задача – научить передавать средствами изобразительной деятельности различные отношения (между человеком и окружающим его миром, между предметами, между людьми и т. д.). Дети учатся техническим приемам рисования, передающим различные свойства предметов и их отношения.
В программе подчеркивается, что овладение техническими приемами не должно мешать творческому процессу – созданию художественного образа. Важнейшая задача – развивать творческую фантазию и способность выразить средствами живописи свое отношение.
Развитие игровой деятельности детей – одна из главных задач программы «Развитие» для всех возрастных групп. Внимание воспитателя направляется на два основных вида игры дошкольника – сюжетно-ролевую игру и игру с правилами.
Учитывая специфические особенности этих видов игр, воспитатель организует совместную игру в небольших подгруппах, чтобы не нарушать замысел партнеров и общие правила игры. Основная задача воспитателя в развитии сюжетно-ролевой игры состоит в том, чтобы постепенно усложнять ролевое поведение, а для этого необходимо учить изменять свое ролевое поведение в соответствии с разными ролями партнеров, учить согласовывать свои действия, распределять и перераспределять роли и т. д. В играх с правилами воспитатель учит детей действовать произвольно, но соблюдая все правила игры. В младших группах специально формируются общие схемы совместных действий с партнерами, чтобы усвоить правила одновременного с другими или поочередного действия. Особое внимание уделяется усвоению правила очередности.
Достоинствам программы является четкая выстроенность, детальная проработанность учебного материала, обеспеченность каждого занятия конкретным развернутым планом работы, учебно-методическими и наглядно-дидактическими пособиями.
2.3. Задачи и организация работы в различных
возрастных группах
Согласно концептуальным положениям, представленным в программе, ведущим в образовании дошкольника является организация его собственного опыта.
Н.Е. Веракса характеризую специфику образовательной программы подчеркивает «первый вид детского опыта можно назвать познавательным. Основная форма его организации – это наблюдение и экспериментирование. Так, при ознакомлении с природными явлениями, временами года ребенок обязательно сначала получает опыт наблюдения и экспериментирования.
Например, зимой он действует со снегом и со льдом, выявляет некоторые их свойства, наблюдает такие явления, как снегопад, буря, метель и т. п. Задача взрослого – создать условия для такого экспериментирования, помочь ребенку увидеть новое в знакомом. Только затем взрослый помогает обобщить этот опыт, выделить то, что наиболее характерно для зимы, и подводит детей к возможному обозначению: зиму можно обозначить кружком, квадратом, пятнышком белого цвета; снежинкой; сосулькой и т. п. Способ ознакомления не задается ребенку, он не формален для него, а открывается им как естественное обобщение его опыта с помощью взрослого.
Второй формой организации опыта ребенка является «проживание» им различных ситуаций. Например, при том же ознакомлении с зимой возможна и организация опыта в форме проживания: дети могут послушать музыку, вызывающую представления о буре, метели; покружиться, как снежинки; подрожать от холода, как маленькие зайчики, и т. п. В этом случае дети свои впечатления, свое отношение к зиме и зимнему холоду выражают языком движений. С помощью этого языка они отображают свое отношение к зиме, тот смысл, который для каждого из них имеет зима. В данном случае важно, что ребенок обобщает и выражает свой эмоциональный опыт также с помощью существующих в культуре символических средств. Ими могут быть средства живописи, танца, выразительного движения, сказочной символики.[25]
Для понимания сущности познавательных способностей важно учитывать способы регуляции поведения ребенка при решении им задач разных классов. Было выявлено три основных позиции ребенка по отношению к действительности, и, соответственно, три способа регуляции поведения.
Первый способ взаимодействия с реальностью – нормативно-стабилизирующий. Его применение направлено на освоение и использование существующих в культуре норм в широком смысле слова (включая и нормы познания и др.). В основе данного способа лежит, преимущественно, применение знаковых средств.
Второй способ – смыслообразующий, направленный на поиск личностного смысла и выражение собственного отношения к ситуации. Этот способ включает в себя, прежде всего, процессы «эмоционального воображения» (по А.В. Запорожцу) и базируется, в основном, на использовании символических средств.
Третий способ – преобразующий (диалектический), направленный на преобразование реальности и разрешение противоречивой ситуации путем оперирования противоположностями. Этот способ включает в себя действия, как со знаковыми, так и с символическими средствами.
Развитие у детей характерных для их возраста способностей имеет существенный общеразвивающий эффект, проявляется в следующем:
— возможности самостоятельно анализировать реальную ситуацию (выявлять существенные для решения задачи наглядные свойства объектов и их структуру);
— развитии децентрации – умения менять свою точку отсчета как при решении наглядных задач (например, в задачах на пространственную ориентировку), так и в ситуациях общения (например, слушание и обсуждение ответов других детей);
— развитии замыслов – умения создавать идею будущего продукта (сюжет игры, образ постройки) и план ее реализации.
Согласно программе «обучение построено по принципу поступательного движения от одного возраста к другому и рассчитано на четыре года (от трех до семи лет). Центральная задача в младшей группе (три-четыре года) – развитие сенсорных способностей (усвоение сенсорных эталонов и действий с ними) и простейших форм символизации. Программа средней группы (четыре-пять лет) направлена на развитие умственных и художественных способностей с помощью наглядного моделирования (планы, изображения, графические модели). В старшей группе (пять-шесть лет) расширяются и обобщаются моделируемые отношения, вводятся новые, чисто условные формы моделирования. В подготовительной группе (шесть-семь лет) происходит интериоризация (от лат. interior – внутренний) действий моделирования, т. е. их перевод во внутренний план».[26]
Организация воспитательно-образовательной работы во всех возрастных группах предусматривает занятия с детьми в небольших подгруппах. Численность подгрупп составляет 8-10 человек. В то время как одна подгруппа выполняет задания воспитателя, остальные дети под наблюдением помощника воспитателя заняты играми или самостоятельной деятельностью.
Наряду с указанным выше выделим характерные особенности образовательной программы «Развитие»:
— реализация личностно-ориентированной модели воспитания, предполагающей уважение к ребенку, создание доброжелательной атмосферы сотрудничества детей в группе, ориентацию детей на общечеловеческие ценности;
— развитие собственной активной позиции у ребенка посредством предоставления ему инициативы в самых разных видах деятельности, и, прежде всего в игре;
— развитие личности ребенка, формирование значимых качеств осуществляется в основном не специальными воздействиями, а общим характером взаимоотношений ребенка со взрослыми и другими детьми;
— направленность программы на развивающее обучение;
— реализация задач социального или нравственного воспитания детей достигается посредством «общей организацией жизни группы и насыщенностью эмоционально привлекательными для детей видами деятельности, вниманием со стороны взрослых к каждому ребенку и к взаимоотношениям между собой»;
— реализация задач развития эмоционально-личностных отношений между детьми, осуществляется через включение ребенка в совместную игру, общую изобразительную деятельность, ознакомление с художественной литературой и т. д.
Альтернативой образовательной программе «Развитие» является программа «Одаренный ребенок». Однако, указанная программа предназначена для работы с одаренными дошкольниками шести и семи лет и рассчитана на 2 года. Положительным является то, что обе программы имеют общую концептуальную основу и базируются на теоретических положениях научной школы Л.А.
Венгера о развитии детских способностей. Отличительной чертой программы «Одаренный ребенок» является то, что она предусматривает более высокий уровень сложности задач и рассчитана на одаренных дошкольников в плане их общих способностей. Она содержит материал, направленный на эффективное развитие способностей (интеллектуальных и художественных) умственно одаренных детей, а также предлагает уникальную технологию их обучения. В целом по методическим подходам программы «Одаренный ребенок» и «Развитие» совпадают.
Вопросы для самоконтроля:
1. Назовите теоретических положения, которые составили основу программы «Развитие».
2. На развитие каких способностей детей дошкольного возраста направлена программа?
3. Укажите основные разделы программы.
4. Охарактеризуйте сенсорное воспитание дошкольников.
6. Какие основные направления включает раздел «Ознакомление с художественной литературой и развитие речи»?
7. На что ориентирован раздел «Развитие элементарных математических представлений»?
9. На что ориентирован раздел «Изобразительная деятельность»?
10. Назовите основные виды игры дошкольника.
11. Назовите основные позиции ребенка по отношению к действительности, и, соответственно, три способа регуляции поведения.
12. Назовите основные общеразвивающие эффекты программы «Развитие».
13. Укажите центральные задачи развития дошкольника на различных возрастных этапах.
14. Назовите образовательную программу, которая по методическим принципам совпадает с программой «Развитие».
ТЕМА 3
Программа «Детство»
План
3.1. Концептуальные положения программы.
3.2. Содержание программы.
3.3. Организация жизнедеятельности детей.
3.4. Методическое обеспечение образовательной программы.
Источник: megalektsii.ru