Характеристика программы развития речи детей

Человек – существо социальное, его жизнь и развитие невозможны без общения и взаимодействия с людьми. Люди вступают во взаимодействие, так как зависят друг от друга. Через свои отношения с другими людьми человек формируется как личность. На современном этапе одним из важнейших задач дошкольного образования является развитие коммуникативных навыков у детей, как основы успешного формирования учебной деятельности.

Большое значение имеют сформированные коммуникативные умения на этапе подготовки ребенка в школу. Коммуникативные способности – это умения и навыки общения человека с людьми, от которых зависит его успешность.

Культура речи старших дошкольников понимается как совокупность коммуникативных качеств, которые формируются в речевой деятельности и рассматриваются в русле общего речевого развития.

Выделяется три направления характеристики задач развития речи:

— структурный – формирование в речи детей разных структурных уровней системы языка – фонетического, лексического, грамматического;

Развитие речи дома (видео курс для детей 2 — 3 лет) | Занятие 1

— функциональный – в нем рассматриваются вопросы связной речи как средства коммуникации;

— познавательный – формирование способности к элементарному осознанию явлений языка и речи.

Все вышеизложенные направления взаимосвязаны и позволяют обеспечить полноценное развитие речевой культуры детей.

Процесс общения дошкольника с книгой – это процесс становления в нем личности. Входя в жизнь ребенка, литература постепенно создает круг нравственных суждений и представлений, дает прекрасные образцы литературного языка.

В настоящее время наблюдается критическая ситуация в развитии речевой активности детей, что обусловлено рядом негативных факторов, влияющих на речевую функцию:

  • Ухудшение состояния здоровья детей;
  • Существенное сужение объема «живого» общения родителей и детей;
  • Глобальное снижение уровня речевой культуры в обществе;
  • Дисбаланс семейного воспитания в вопросах развития речи, что проявляется либо в его необоснованной интенсификации (стремление к раннему обучению письменной речи в ущерб устной), либо в равнодушном к нему отношении.

Речь связана с познанием окружающего мира, развитием сознания и личности. Речь формируется в процессе существования ребенка в социальной среде. Противоречия, возникающие в общении, ведут к речевой способности, к овладению все новыми средствами общения, формами речи.

Содержание и уровень развития речи детей определяются характером их общения как со взрослыми, так и со сверстниками.

Внутренние механизмы речи образуются только под влиянием систематически организованной речи взрослых. При передаче сообщения в мозг вводится два вида информации:

1) о предметах и явлениях;

2) о правилах языка, на котором это сообщение передается.

Речевая среда рассматривается достаточно широко. Это не только речь окружающих взрослых и детей, но и телевидение, радио, кино, театр. Речевой средой в дошкольные годы является, прежде всего, речь взрослых и детей в семье и детском саду. В нее входит и целенаправленное развитие речи, которое осуществляется в разных формах в дошкольных учреждениях. Средством обучения развития детей служит речь педагога.

Николаева А.В. — Общая характеристика развития речи детей в соответствии с ФГОС ДО

Для успешного воспитания ребенка в детском саду необходимы:

  • эмоциональный комфорт (положительные эмоции);
  • демократический (партнерский, доверительный) стиль общения (воспитатель – партнер, но партнер-инициатор и консультант);
  • достаточная свобода для деятельности (свобода, но не анархия);
  • большое количество материалов для «исследований», много пособий, игр, т.е. развивающая и обучающая среда.
  • Принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития.
  • Принцип коммуникативно-деятельностного подхода к развитию речи.
  • Принцип развития языкового чутья.
  • Принцип формирования элементарного осознания явлений языка.
  • Принцип взаимосвязи работы над различными сторонами речи.
  • Принцип обогащения мотивации речевой деятельности.
  • Принцип обеспеченности активной языковой практики.

Задачи образовательной работы с детьми по речевому развитию:

  • Развитие свободного общения со взрослыми и детьми, овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими.
  • Развитие всех компонентов устной речи детей: грамматического строя речи, связной речи – диалогической и монологической форм; формирование словаря, воспитание звуковой культуры речи.
  • Практическое овладение воспитанниками нормами речи.
  • Воспитание интереса и любви к чтению; развитие литературной речи.
  • Воспитание желания и умения слушать художественные произведения, следить за развитием действия.

Методы речевого развития

  • Наглядные:
  • Непосредственное наблюдение и его разновидности (наблюдение в природе экскурсии).
  • Опосредованное наблюдение (изобразительная наглядность: рассматривание игрушек и картин, рассказывание по игрушкам и картинам).
  • Словесные:
  • Чтение и рассказывание художественных произведений.
  • Заучивание наизусть.
  • Пересказ.
  • Обобщающая беседа.
  • Рассказывание без опоры на наглядный материал.
  • Практические:
  • Дидактические игры, игры-драматизации, инсценировки, дидактические упражнения, пластические этюды, хороводные игры.

Средства речевого развития

  • Общение взрослых и детей.
  • Культурная языковая среда.
  • Обучение родной речи в непосредственной образовательной деятельности.
  • Художественная литература.
  • Изобразительное искусство, музыка, театр.
  • Образовательная деятельность по другим разделам программы.

Цель: формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими

на основе овладения литературным языком своего народа.

Основные направления работы по развитию речи

  1. Развитие словаря: освоение значений слов и их уместное употребление в соответствии с контекстом высказывания, с ситуацией, в которой происходит общение;
  2. Воспитание звуковой культуры речи: развитие восприятия звуков родной речи и произношения;

Формирование грамматического строя:

• Морфология (изменение слов по родам, числам. падежам);

• Синтаксис (освоение различных типов словосочетаний и предложений);

4. Развитие связной речи:

• Диалогическая (разговорная) речь;

• Монологическая речь (рассказывание).

5. Формирование элементарного осознания явлений языка и речи (различение звука и

слова, нахождение места звука в слове).

6. Воспитание любви и интереса к художественному слову.

Содержание психолого-педагогической работы в рамках направления «Развитие речи» основывается на образовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» / Под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.

Овладение речью происходит в процессе общения и в ходе познания ребенком действительности. Взрослый организует и материальную, и языковую среду, увлекает в совместную деятельность и выступает как образец, живой носитель тех способностей, которыми малышу предстоит овладеть. Педагог – образец речевой культуры.

Замечательно, если он обладатель таланта общения – главного таланта в жизни (такой вывод сделали современные исследователи, изучая биографии «успешных» людей). При этом для педагога развитие речи детей – одна из важнейших целей работы, но у самих детей такой цели нет. Для них речь не цель, а средство реализации своих потребностей в общении, в игре, в познании.

Поэтому и основной формой обучения будут не столько специальные занятия, сколько естественная жизнь детской группы. Но жизнь эта также организуется и протекает в различных формах:

  1. Общение: неподготовленное и подготовленное.
  2. Игры. Речевые действия как часть речевого поведения. Ролевые игры. Речевое поведение ребенка в сюжетно — ролевых и театрализованных играх. Театрализованные игры как средство развития связной речи.
  3. Учебно-игровые ситуации, возникающие по инициативе взрослого или ребенка, где ребенок может проявить речевую активность.
  4. Пение. Стихотворение-рифмование.
  5. Организация мини-туризма. Экскурсии. Музейный туризм.
  6. Развитие речи через использование СМИ (радио, телевизор, периодическая детская печать).
  7. Труд: трудовые и речевые действия.
  8. Досуг. Праздники и развлечения как эффективная форма обучения речи.

Формы образовательной работы с детьми по направлению «Развитие речи»

Развитие свободного общения со взрослыми и детьми

  • Освоение диалогической формы речи со взрослыми, освоение инициативных высказываний (мл. гр.)
  • Освоение диалогической формы речи со взрослыми, освоение «коллективного монолога» (ср. гр)

— Обучающие игры с использованием предметов и игрушек.

— Коммуникативные игры с включением малых фольклорных форм (потешки, прибаутки, пестушки, колыбельные).

— Работа в книжном уголке.

— Чтение, рассматривание иллюстраций.

Читайте также:
Какая программа стоит в гибдд для сдачи экзамена

— Сценарии активизирующего общения.

— Речевое стимулирование (повторение, объяснение, обсуждение, побуждение, напоминание, уточнение).

— Беседа с опорой на зрительное восприятие и без опоры на него.

— Хороводные игры, пальчиковые игры

— Беседа с опорой на зрительное восприятие и без опоры на него.

— Хороводные игры, пальчиковые игры.

— Совместная предметная и продуктивная деятельность детей (коллективный монолог).

— Игра-драматизация с использованием разных видов театров.

— Игры в парах и совместные игры (коллективный монолог)

— Чтение, рассматривание иллюстраций

Развитие всех компонентов устной речи

  • Формирование лексической стороны речи.
  • Формирование грамматической стороны речи.
  • Формирование произносительной стороны речи.
  • Формирование связной речи (монологической формы)

— обучению пересказу с опорой на вопросы воспитателя;

— обучению составлению описательного рассказа об игрушке с опорой на речевые схемы (сравнение, нахождение ошибок в описании игрушки и исправление);

— обучению пересказу по серии сюжетных картинок

(выделение начала и конца действия, придумывать новое окончание сказки);

— обучению пересказу по картине;

— обучению пересказу литературного произведения.

— Дидактические игры, настольно-печатные игры.

— Разучивание стихотворений, пересказ.

— Работа в книжном уголке.

— Разучивание скороговорок, чистоговорок.

— Речевые тренинги (упражнения).

— Обучению пересказу по серии сюжетных картинок, по картине.

— Слушание, воспроизведение, имитирование (развитие фонематического слуха)

— Речевые дидактические игры.

— Работа в книжном уголке: чтение, беседа.

— Имитационные игры и упражнения

— Чтение, разучивание стихов.

— Тренинги (действия по речевому образцу взрослого)

— Чтение художественной литературы.

Развитие свободного общения со взрослыми и детьми

  • Освоение диалогической формы речи со взрослыми и детьми

— Сценарии активизирующего общения.

— Чтение, рассматривание иллюстраций (беседа).

— Совместная продуктивная деятельность.

— Работа в книжном уголке.

— Игры-импровизации по мотивам сказок.

— Игры с правилами.

— Игры парами (настольно-печатные).

— Совместная продуктивная деятельность детей

— Чтение, рассматривание иллюстраций.

— Совместные семейные проекты

Развитие всех компонентов устной речи

  • Формирование лексической стороны речи.
  • Формирование грамматической стороны речи.
  • Формирование произносительной стороны речи.
  • Формирование связной речи (монологической формы)

— Сценарии активизирующего общения.

— Экспериментирование с природным материалом.

— Речевые задания и упражнения.

— Разучивание скороговорок, чистоговорок.

— Обучению пересказу литературного произведения

— Совместная продуктивная и игровая деятельность детей.

— Самостоятельная художественно-речевая деятельность

— Консультации у логопеда.

— Открытый показ образовательной деятельности по обучению рассказыванию

— Чтение художественной литературы.

— Моделирование и обыгрывание проблемных ситуаций

— Совместная продуктивная и игровая деятельность детей.

— Экскурсии с детьми

— Чтение художественной и познавательной литературы.

— Подбор загадок, пословиц, поговорок

— Дидактические, настольно-печатные игры.

— Работа в театральном уголке.

— Прослушивание аудиозаписей музыкальных сказок.

— Посещение музеев, выставок, галерей.

Приобщение к художественной литературе

Цель: формирование интереса и потребности в чтении (восприятии книг).

  • Формирование интереса к художественной литературе как средству познания, приобщения к словесному искусству, воспитания культуры чувств и переживаний.
  • Приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.
  • Формирование и совершенствование связной речи, поощрение собственного словесного творчества через прототипы, данные в художественном тексте.
  • Развитие литературной речи.

Принципы организации работы по воспитанию у детей интереса к художественному слову:

  • Ежедневное чтение детям вслух должно являться обязательным и рассматривается как традиция.
  • В отборе художественных текстов учитывать предпочтения педагогов и особенности детей, а также способность книги конкурировать с видеотехникой не только на уровне содержания, но и на уровне зрительного ряда.
  • Разрабатывать по поводу художественной литературы детско-родительские проекты с включением различных видов деятельности: игровой, продуктивной, коммуникативной, познавательно-исследовательской, в ходе чего должны создаваться целостные продукты в виде книг самоделок, выставок изобразительного творчества, макетов, плакатов, карт и схем, сценариев викторин, досугов, детско-родительских праздников и др.
  • Отказ от обучающих занятий по ознакомлению с художественной литературой в пользу свободного не принудительного чтения.

Содержание психолого-педагогической работы в рамках направления «Приобщение к художественной литературе» основывается на образовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» / Под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.

Формы образовательной работы с детьми по направлению «Приобщение к художественной литературе»

— Рассматривание книг и иллюстрации.

— Ручной труд по ремонту и изготовлению книг.

— Сочинение сказок и стихов.

— Продуктивная деятельность по мотивам прочитанного

— Рассказ литературных произведений.

— Обсуждение проблемных ситуаций по литературным произведениям.

— Заучивание потешек, скороговорок.

— Раскрашивание книжек-раскрасок по литературным произведениям.

— Игра на основе сюжета литературных произведений.

— Продуктивная деятельность по мотивам прочитанного

— Проектная деятельность

Примерные виды интеграции области «Речевое развитие»

Специфика модели интеграции состоит в том, что решение основных психолого- педагогических задач области «Речевое развитие» осуществляется во всех областях Программы. Соответственно и эффективная реализация психолого-педагогических задач других областей Программы невозможна без полноценного речевого развития. Речевое развитие как главное средство и условие реализации содержания Программы наиболее полно соответствует основным моделям организации образовательного процесса (совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей).

Поддержка детской инициативы при организации работы по “Речевому развитию”

  • Ежедневное использование в работе с детьми дидактических речевых игр, загадок, пословиц, поговорок.
  • Ежедневное чтение детям.
  • Поощрение стремления ребенка делать собственные умозаключения, выслушивать все рассуждения.
  • Поддержка стремления ребенка рассказать о личном опыте.
  • Обогащение познавательной сферы информацией, лежащей за пределами непосредственно воспринимаемой действительности. Передача информации через слово.
  • Обогащение эмоционально-чувственного опыта в процессе непосредственного взаимодействия с объектами, явлениями, с другими людьми.
  • Помощь в упорядочении сведений о мире, формирование представления о его целостности.
  • Формирование бережного и созидательного отношения к миру.
  • Создание условий способствующих выявлению и поддержанию избирательных интересов, проявлению самостоятельной познавательной активности.
  • Создание условий для развития познавательных процессов в разных видах деятельности и на разных содержаниях.

Экологическое воспитание младших дошкольников

Экологическое воспитание младших дошкольников Отношение к природе необходимо воспитывать у детей с ранних лет. Именно с этих лет человек начинает познавать.

Выступление на методическом собрании на тему: «Гармоничное семейное воспитание»

Выступление на методическом собрании на тему: «Гармоничное семейное воспитание» Главная цель гармоничного семейного воспитания — помочь ребенку стать смысловой, целостной, независимой.

Мастер-класс «Пилотка – оригами к 23 февраля»

Мастер-класс «Пилотка – оригами к 23 февраля»

Управление конфликтами в системе деятельности ДОУ в целях обеспечения психологического…

Управление конфликтами в системе деятельности ДОУ в целях обеспечения психологического здоровья участников образовательного процесса В условиях социально-экономического обновления России наблюдается заметное.

Дидактическое пособие — Умная сумочка «Сенсорика. Количество и счет»

Дидактическое пособие — Умная сумочка «Сенсорика. Количество и счет» Дидактическое пособие — Умная сумочка «Сенсорика. Количество и счет» Методические рекомендации включают в.

«Город мастеров» для детей дошкольного возраста

«Город мастеров» для детей дошкольного возраста Формирование представлений у дошкольников о мире профессий – это важный этап в профессиональном самоопределении их.

Источник: dohcolonoc.ru

Характеристика современных программ речевого развития детей, исходя из ФГОС дошкольного образования

Сформированная в России в течение многих десятилетий система дошкольного образования в настоящее время претерпевает серьёзные изменения. Разработан и вступил в силу Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО). Эти изменения были необходимы в связи с пониманием важности именно дошкольного образования для дальнейшего успешного развития и обучения каждого ребенка, обеспечения качественного образования детей дошкольного возраста.

Задачи речевого развития в ФГОС ДО

овладение речью как средством общения и культуры, (это значит, надо сформировать устную речь детей на таком уровне, чтобы они не испытывали трудностей в установлении контактов со сверстниками и взрослыми, чтобы их речь была понятна окружающим),

обогащение активного словаря, (происходит за счет основного словарного фонда дошкольника и зависит от нашего с вами словаря и словаря родителей, для расширения словаря детей создаются благоприятные условия при комплексно — тематическом планировании работы)

Читайте также:
Как работать с программой сканматик 2

развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи, (наша связная речь состоит из двух частей-диалога и монолога. Строительным материалом для неё является словарь и освоение грамматического строя речи, т.е. умение изменять слова, соединять их в предложения)

развитие речевого творчества, (работа не простая, предполагает что, дети самостоятельно составляют простейшие короткие рассказы, принимают участие в сочинении стихотворных фраз, придумывают новые ходы в сюжете сказки и т.д. Все это становится возможным, если мы создаем для этого условия)

знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы, (Главная проблема состоит в том, что книга перестала быть ценностью во многих семьях, дети не приобретают опыт домашнего чтения — слушания, книга должна стать спутником детей)

формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

развитие звуковой и интонационной культуры, фонематического слуха, (ребенок усваивает систему ударений, произношение слов и умение выразительно говорить, читать стихи)

Принципы развития речи: принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития, принцип коммуникативно — деятельностного подхода к развитию речи, принцип развития языкового чутья, принцип формирования элементарного осознания явлений языка, принцип взаимосвязи работы над различными сторонами речи, принцип обогащения мотивации речевой деятельности, принцип обеспечения активной языковой практики.

Основные направления работы по развитию речи детей

1.Развите словаря: освоение значений слов и их уместное употребление в соответствии с контекстом высказывания, с ситуацией, в которой происходит общение.

2.Воспитание звуковой культуры речи: развитие восприятия звуков родной речи и произношения.

3. Формирование грамматического строя: Морфология (изменение слов по родам, числам, падежам) Синтаксис (освоение различных типов словосочетаний и предложений) Словообразование

4. Развитие связной речи: Диалогическая (разговорная) речь Монологическая речь (рассказывание)

5.Формирование элементарного осознания явлений языка и речи: различение звука и слова, нахождение места звука в слове. Воспитание любви и интереса к художественному слову.

Методы развития речи1.Наглядные: Непосредственное наблюдение и его разновидности (Наблюдения в природе, экскурсии) Опосредованное наблюдение (изобразительная наглядность: рассматривание игрушек и картин, рассказывание по игрушкам, картинам) Словесные: чтение и рассказывание художественных произведений, заучивание наизусть, пересказ, обобщающая беседа, рассказывание без опоры на наглядный материал. Практические: дидактические игры, игры — драматизации, инсценировки, дидактические упражнения, пластические этюды, хороводные игры.

Средства развития речи: общение взрослых и детей, культурная языковая среда, обучение родной речи на занятиях, художественная литература, изобразительное искусство, музыка, театр, занятия по другим разделам программы. Одно из значимых направлении системы дошкольного образования является:

Воспитание любви и интереса к художественному слову, знакомство детей с художественной литературой.

Цель формирование интереса и потребности в чтении (восприятии книги)

Задачи вызывать интерес к художественной литературе как средству познания, приобщать к словесному искусству, воспитания культуры чувств и переживаний, приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса, формировать и совершенствовать связную речь, поощрять

собственное словесное творчество через прототипы, данные в художественном тексте развитие литературной речи.

Формы чтение литературного произведения, рассказ литературного произведения, беседа о прочитанном произведении, обсуждение литературного произведения, инсценирование литературного произведения, театрализованная игра, игры на основе литературного произведения, продуктивная деятельность по мотивам прочитанного, сочинение по мотивам прочитанного, ситуативная беседа по мотивам прочитанного.

Основные принципы организации работы по воспитанию у детей интереса к художественному слову: ежедневное чтение детям вслух является обязательным и рассматривается как традиция, в отборе художественных текстов учитываются предпочтения педагогов и особенности детей,а также способность книги конкурировать с видеотехникой не только на уровне содержания, но и на уровне зрительного ряда, создание по поводу художественной литературы детско-родительских проектов с включением различных видов деятельности: игровой, продуктивной, коммуникативной, познавательно-исследовательской, в ходе чего создаются целостные продукты в виде книг самоделок, выставок изобразительного творчества, макетов, плакатов, карт и схем, сценариев викторин, досугов, детско-родительских праздников и др., отказ от обучающих занятий по ознакомлению с художественной литературой в пользу свободного непринудительного чтения.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что в соответствии с ФГОС ДО одним из приоритетных направлений системы дошкольного образования является развитие речи у дошкольников. Поэтому определение направлений и условия развития речи у детей относятся к числу важнейших педагогических задач. Проблема развития речи является одной из актуальных. Педагогу приходится использовать в практике разнообразные педагогические технологии. Педагогические технологии – это инструментарий, при помощи которого решаются задачи.

Источник: poisk-ru.ru

Характеристика программы развития речи детей

Статья

Речевое развитие детей. Основные цели и задачи реализации программы по ФГОС.

Бесплатные занятия с логопедом

Бесплатный курс ИКТ для детей

Требования Стандарта к результатам освоения программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования. На этапе завершения дошкольного образования ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности.

В настоящее время идет снижение речевой активности детей, причинами которой является:

— резкое ухудшение здоровья детей;

— глобальное снижение общего уровня культуры в обществе;

— существенное уменьшение объема общения взрослых и детей из-за занятости родителей, их неподготовленность в вопросах воспитания;

— недостаточное внимание педагогов к вопросам речевого развития детей.

Поэтому речевое развитие по-прежнему остается наиболее актуальным в дошкольном возрасте.

Основная цель речевого развития в условиях реализации ФГОС ДО – развитие свободного общения с взрослыми и детьми, овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими.

Задачи речевого развития в ФГОС ДО:

  • Владение речью как средством общения и культуры. Надо сформировать устную речь детей на таком уровне, чтобы они не испытывали трудностей в установлении контактов со сверстниками и взрослыми, чтобы их речь была понятна окружающим.
  • Обогащение активного словаря. Происходит за счет основного словарного фонда дошкольника и зависит от нашего с вами словаря и словаря родителей, для расширения словаря детей создаются благоприятные условия при комплексно-тематическом планировании работы.
  • Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи.Связная речь состоит из диалога и монолога. Строительным материалом для неё является словарь и освоение грамматического строя речи, т.е. умение изменять слова, соединять их в предложения.
  • Развитие речевого творчества. Работа не простая, предполагает, что дети самостоятельно составляют простейшие короткие рассказы, принимают участие в сочинении стихотворных фраз, придумывают новые ходы в сюжете сказки и т.д. Все это становится возможным, если мы создаем для этого условия.
  • Развитие звуковой и интонационной культуры, фонематического слуха. Ребенок усваивает систему ударений, произношение слов и умение выразительно говорить, читать стихи.
  • Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы. Главная проблема состоит в том, что книга перестала быть ценностью во многих семьях, дети не приобретают опыт домашнего чтения — слушания, книга должна стать спутником детей.
  • Формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Подобные приоритеты расставлены не случайно.

1. Речь рассматривается как средство общения. Чтобы конструктивно взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, ребенок должен свободно владеть диалогическим общением и использовать все вербальные и невербальные средства этого общения.

2. Стандарт направлен на развитие творческого потенциала каждого ребенка, формирование творческой активности и самостоятельности. Задача развития речевого творчества у дошкольников – формирование позиции активного участника в речевом взаимодействии.

3. В процессе восприятия произведения ребенок по-своему воспринимает художественные образы, обогащает их собственным воображением, соотносит со своим личным опытом. Восприятие художественных произведений рассматривается как один из приемов формирования творческой личности, что соответствует целевым ориентирам ФГОС дошкольного образования.

Принципы развития речи:

  • принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития;
  • принцип коммуникативно-деятельностного подхода к развитию речи;
  • принцип развития языкового чутья;
  • принцип формирования элементарного осознания явлений языка;
  • принцип взаимосвязи работы над различными сторонами речи;
  • принцип обогащения мотивации речевой деятельности;
  • принцип обеспечения активной языковой практики.
Читайте также:
Лучшие сметные строительные программы

Основные направления работы по развитию речи детей:

  • Развитие словаря. Освоение значений слов и их уместное употребление в соответствии с контекстом высказывания, с ситуацией, в которой происходит общение.
  • Воспитание звуковой культуры речи. Развитие восприятия звуков родной речи и произношения.
  • Формирование грамматического строя. Морфология (изменение слов по родам, числам, падежам), синтаксис (освоение различных типов словосочетаний и предложений), словообразование.
  • Развитие связной речи. Диалогическая (разговорная) речь, монологическая речь (рассказывание).
  • Формирование элементарного осознания явлений языка и речи. Различение звука и слова, нахождение места звука в слове, воспитание любви и интереса к художественному слову.

Формы и методы работы по речевому развитию:

  • Наглядные: непосредственное наблюдение (наблюдения в природе, экскурсии) и опосредованное наблюдение (изобразительная наглядность, рассматривание игрушек и картин, рассказывание по игрушкам, картинам).
  • Словесные: чтение и рассказывание художественных произведений, заучивание наизусть, пересказ, обобщающая беседа, рассказывание без опоры на наглядный материал.
  • Практические: дидактические игры, коммуникативные игры, словесные игры, игры-драматизации, инсценировки, дидактические упражнения, пластические этюды, хороводные игры.

Средства развития речи:

  • общение взрослых и детей;
  • культурная языковая среда;
  • обучение родной речи;
  • художественная литература;
  • изобразительное искусство, музыка, театр;
  • занятия по другим разделам программы.

Как же речевое развитие связанно с другими видами деятельности?

1. Игровая деятельность

Игровая деятельность является важным звеном и условием реализации задач речевого развития. Через игровую деятельность происходит развитие диалогической речи; активного словаря; умение использовать в речи слова и выражения, отражающие представления ребёнка о нравственных качествах людей. А для более эффективного развития речевой активности, педагогу необходимо: развивать потребность соблюдать правила речевого общения; вырабатывать привычку соблюдать нормы речевого этикета; помогать ребёнку точно, правильно, корректно строить высказывание и вежливо выражать собственное мнение в игровых ситуациях; создавать оптимальные условия для реализации эффективного речевого поведения детей в ролевой игре.

2. Познавательно — исследовательская деятельность

Речевое развитие напрямую связано с познавательно-исследовательской деятельностью. Формирование речевых умений происходит в три этапа.

На первом этапе (репродуктивном, при активном участии взрослого) у ребёнка формируются умения формулировать обоснованные, логически связанные высказывания (от 2 до 5 предложений) как в виде самостоятельного высказывания, так и в виде ответа на вопрос взрослого.

На втором этапе (самостоятельного использования хорошо известных алгоритмов, правил, и т.д.) ребёнок обогащает и уточняет активный словарь, употребляет новые слова в собственной речи; расширяет объём словарного запаса словами тематических групп в соответствии с темами бесед (с учётом возраста).

На третьем этапе (творческой реализации знаний и умений) происходит дальнейшее развитие воображения и творческой активности, развивается словотворчество, отражающее представление ребёнка об окружающем мире (с учётом возраста).

3. Коммуникативная деятельность

Коммуникативная деятельность является одной из главных для речевого развития детей, так как в ней реализуются практически все задачи речевого развития. Начиная с младенческого возраста, у ребёнка в процессе коммуникации происходит развитие понимания речи, речевого внимания, усвоение интонационной и звуковой культуры, развитие артикуляции, обогащение словаря; постепенно развиваются грамматический строй, фонетико-фонематические процессы, связная диалогическая речь.

Главной задачей педагога является создание условий для практической реализации детьми своего речевого потенциала.

4. Восприятие художественной литературы и фольклора

В ходе реализации данного вида деятельности через диалог с автором, комментарии и обсуждение содержания произведения происходит овладение речью как средством общения, обогащение активного и пассивного словаря, и, как следствие, развивается связная, грамматически правильная диалогическая и монологическая речь. Здесь важно, чтобы педагог давал возможность ребёнку высказывать свои мысли, отвечать на вопросы. В процессе восприятия художественной литературы и фольклора происходит понимание текста на слух, а на рефлексивном этапе дети инсценируют произведение, поют, что способствует развитию звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха и формированию звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

5. Конструирование

Организация группового конструирования, обыгрывание построек, обсуждение конструкций и называние деталей помогают ребёнку овладеть речью как средством общения, обогатить активный и пассивный словарь, развивают связную, грамматически правильную диалогическую и монологическую речь. Конструирование оказывает огромное влияние на развитие мелкой моторики рук, особенно когда дети работают с мелкими деталями конструктора, аппликации или с природным материалом, что в свою очередь способствует развитию речи.

6. Изобразительная деятельность

Обогащение словарного запаса ребёнка-дошкольника происходит через знакомство с основными и вспомогательными цветами, произведениями изобразительного искусства и его жанрами (живопись, книжная графика, народное декоративное искусство, скульптура), с выразительными средствами (форма, цвет, колорит, композиция). В ходе реализации данного вида деятельности педагогом создаются условия для применения активного словаря (описание фрагментов рисунков), грамматических форм и представлений (при описании деталей аппликации, фрагментов рисунков); развития связной речи (вопросы и ответы во время продуктивной деятельности, описание собственного изделия или рисунка).

Активизация мелкой моторики в процессе изодеятельности активно воздействует на мозговые центры, отвечающие за развитие речевых навыков.

7. Музыкальная деятельность

В процессе музыкальной деятельности происходит обогащение словаря, развитие артикуляции, звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха и фонематического восприятия. При специально организованной деятельности дети с помощью словесных средств излагают посредством связной речи свои впечатления от музыкальных произведений.

8. Самообслуживание и элементарный бытовой труд

В процессе деятельности детей по самообслуживанию педагог имеет возможность активизировать их речевую деятельность, привлекать внимание детей к их собственной речи, воспитывать эмоционально-положительное реагирование на просьбы и требования взрослого.

Важно вырабатывать у детей умение выразить свою просьбу, жалобу, вопрос, ответить на вопрос, учить принимать участие в бытовом общении со взрослыми и сверстниками, учить правилам речевого этикета в общении с окружающими.

9. Двигательная деятельность

Развитие двигательной активности и развитие речи находятся в прямо пропорциональной зависимости: чем выше активность, тем лучше развита речь. Помимо включения в повседневные занятия и игры с дошкольником различных классов двигательных действий важным является развитие умения осознавать выполняемые действия: рассказывать о том, с какой целью, как и в какой последовательности они выполняются.

Развитие ребёнка дошкольного возраста наиболее успешно осуществляется в условиях обогащённой развивающей среды, которая обеспечивает единство социальных и природных средств, разнообразную деятельность и обогащение речевого опыта детей.

Взаимодействие с родителями

Важную роль в речевом развитии детей является включение родителей в образовательный процесс. Рекомендуются следующие формы работы с семьей:

  • мастер-класс;
  • круглый стол;
  • семинар-практикум;
  • родительский клуб;
  • интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?»;
  • индивидуальные консультации;
  • обучающие презентации.

Создание речевой развивающей среды – важнейшее направление повышения качества работы по развитию речи дошкольников.

В качестве основных компонентов речевой развивающей среды выделяют следующие:

  • речь педагога;
  • методы и приёмы руководства развитием разных сторон речи дошкольников;
  • специальное оборудование для каждой возрастной группы.

Грамотная речь педагога является одной из важнейших составляющих, т. к. именно педагог закладывает основы культуры детской речи, формирует основы речевой деятельности детей, приобщает их к культуре устного высказывания. Речь педагога должна отвечать следующим требованиям:

  • ПРАВИЛЬНОСТЬ – т. е. соответствие языковым нормам.
  • ТОЧНОСТЬ – т. е. точная речь – это речь, в которой адекватно отражается действительность и однозначно обозначено словом то, что должно быть сказано.
  • ЛОГИЧНОСТЬ – т. е. наличие в высказывании 3-х смыслообразующих компонентов: начало, основная часть и конец высказывания.
  • ЧИСТОТА – т. е. отсутствие в речи элементов, чуждых литературному языку.
  • ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ – это особенность речи, захватывающая внимание и интерес, создающая атмосферу эмоционального сопереживания.
  • БОГАТСТВО – о нём судят по количеству слов и их смысловой насыщенности.
  • УМЕСТНОСТЬ – т. е. употребление в речи единиц, соответствующих ситуации и условиям общения.

Творите сами. Как нет детей без воображения, так нет и педагога без творческих порывов. Творческих Вам успехов!

Источник: www.defectologiya.pro

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru