Характеристика программы развития речи

Методика развития речи детей дошкольного возраста сложилась в самостоятельную педагогическую дисциплину, отпочковавшись от дошкольной педагогики сравнительно недавно, в тридцатые годы этого столетия, под влиянием общественной потребности: обеспечить теоретически обоснованное решение задач речевого развития детей в условиях общественного дошкольного воспитания.

Методика развития речи складывалась сначала как эмпирическая дисциплина, основывающаяся на практической работе с детьми. В обобщении и осмыслении опыта работы с детьми большую роль сыграли исследования в области психологии речи. Анализируя путь развития методики, можно отметить тесную взаимосвязь методической теории и практики. Потребности практики явились движущей силой развития методики как науки.

С другой стороны, методическая теория помогает педагогической практике. Воспитатель, не знающий методической теории, не гарантирован от ошибочных решений и действий, не может быть уверен в правильности выбора содержания, методических приемов работы с детьми. Без знания объективных закономерностей развития речи, пользуясь лишь готовыми рецептами, педагог не сможет обеспечить должный уровень развития каждого воспитанника.

Николаева А.В. — Общая характеристика развития речи детей в соответствии с ФГОС ДО

История развития современных программ

речевой ребенок творческий способность

Проблема взаимосвязи речи и мышления всегда находилась в центре внимания философов и психологов (Л.С. Выготский, П.П. Блонский, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин, Н.И. Жинкин, Ф.А. Сохин и др.).

Такие крупнейшие психологи ХХ века, как Л.С. Выготский и Ж. Пиаже, посвятили свои самые важные исследования именно проблеме взаимосвязи детской речи и мышления. Их дискуссия о речи и мышлении ребенка остается в психологии до сих пор актуальной.

Бельгийский ученый, Ж. Пиаже, считал, что речь и мышление ребенка идентичны и развиваются параллельно друг другу. А Л.С. Выготский доказывал, что речь и мышление не могут быть идентичными, поскольку имеют разные генетические корни и по-разному развиваются, а их слияние происходит только на четвертом году жизни. Эти полярные взгляды до сих пор находят своих приверженцев и критиков.

Благодаря широкому диапазону выполняемых функций, язык и речь выступают предметом изучения разных наук. Язык и процесс развития речи детей изучаются на философском (методологическом) уровне, анатомо-физиологическом, нейрофизиологическом, психологическом, лингвистическом, социальном и, конечно, на педагогическом уровнях.

К настоящему времени наработана достаточная теоретическая база для понимания места и роли языка и речи в жизни человека, для понимания особенностей развития речи в онтогенезе. На основе исследований работ целой плеяды отечественных психологов, педагогов, психолингвистов (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.А. Леонтьев, А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин, Е.А. Флерина, Ф.А. Сохин, О.С.

Ушакова и многие др.) сформулированы закономерности развития речи детей и обучения их родному языку.

Одно из важнейших положений касается того, что ни одна из ведущих психических функций не развивается без связи с языком. А с другой стороны, без опоры на высшие психические функции не развивается и речь. Все они питают друг друга, поддерживают и обогащают. А язык и речь, как уже было сказано, находится в центре всех этих линий психического развития. Наибольшая связь речи обнаруживается с мышлением.

5 этапов запуска речи. Как облегчить процесс развития речи ребенка.

Важнейшим для методики развития речи является утверждение Л.С. Выготского о том, что сущность развития ребенка – это процесс его постепенного вхождения в культуру, прежде всего, через овладение «орудиями ума», т.е. словами-понятиями, формирующими человеческое сознание. Ученик Л.С. Выготского, А.Р.

Лурия, развивая эту мысль, писал, что ребенок учится смотреть на мир сквозь «очки» человеческой культуры, через понятия, слова. Речь, таким образом, дифференцирует, аккумулирует, сохраняет в сознании ребенка все впечатления, полученные чувственным путем.

Для педагогов и психологов речь является своеобразным «рентгеновским аппаратом», высвечивающим своеобразие становления не только детского мышления, сознания и самосознания. Единство интеллектуальной деятельности (мышления) и речи подчеркивалось в работах и других психологов и лингвистов.

Взаимосвязь процессов развития речи и мышления – важнейшее методологическое положение теории речевого образования. Язык – это орудие мышления и познания, средство выражения мысли. Речь – способ формулирования мысли посредством языка. И хотя мышление и речь не являются тождественными понятиями, оба они образуют сложное диалектическое единство, лежащее в основе интеллектуального развития ребенка.

Я, психики, но и адаптированности к социуму. Есть все фактические и теоретические основания утверждать, что не только психическое развитие ребенка, но и формирование его характера, эмоций, личности в целом находится в непосредственной зависимости от речи. Особенно ярко эта особенность речи проявляется в речевом общении, в диалогической речи.

До недавнего времени в традиционной методике сохранялось положение о том, что в дошкольном детстве родной язык осваивается только путем подражания. Но уже в работах К.Д. Ушинского отмечалось, что речевые навыки усваиваются детьми благодаря наблюдению за языком и собственной практике в языке. И в современных концепциях речевого развития детей подчеркивается, что усвоение родного языка ребенком предполагает не только заимствование готовых форм, но и их творческую переработку, поиск связей, обобщение отношений между наблюдаемыми элементами языка и создание собственных речевых конструкций.

Речевое развитие включает процесс формирования у детей языковых обобщений и элементарного осознания ими языковых явлений. Можно сказать, что развитие речи – это процесс глубокого освоения языковых функций, значений языковых знаков, правил и способов их сочетания и употребления. Ориентировка детей в языковых явлениях создает условия для самостоятельных наблюдений за языком, для экспериментирования над языком, для речевого саморазвития.

Для теории и практики дошкольного образования одной из важнейших задач является разработка эффективных технологий речевого развития детей, адекватных их возрасту и отвечающих основным требованиям, имеющих непосредственное отношение к данной проблеме. Многочисленные исследования посвящены изучению вопросов, связанных с развитием разных сторон речи детей. Упорядочить обзор этих исследований помогут направления в изучении психолого-педагогических проблем речевого развития, выделенные сотрудниками лаборатории развития речи. И хотя выделенные направления классифицировали, в первую очередь, исследования сотрудников, аспирантов и соискателей данной лаборатории, их в полной мере можно использовать для систематизации всех исследований, посвященных проблемам речевого развития дошкольников.

Читайте также:
Партнерская программа тлк групп отзывы

Первое направление, структурное, рассматривает и изучает вопросы фонетического, лексического и грамматического аспектов речи детей. В рамках данного направления могут быть включены исследования, посвященные поиску теоретического обоснования различных систем и технологий, а именно:

— технологий словарной работы с детьми дошкольного возраста (Г.Н. Бавыкина, В.В. Гербова, Н.П. Иванова, А.П. Иваненко, М.М. Конина, А.И. Лаврентьева, В.И.

Логинова, Ю.С. Ляховская, Г.М. Лямина, Л.А. Пеньевская, А.А. Смага, Е.М.

Струнина, В.И. Яшина и др.);

— технологий развития грамматических умений детей: синтаксических, морфологических, словообразовательных (Ф.А. Сохин, А.Г. Арушанова, Н.А. Костандян, Г.И. Николчайчук, Л.А. Колунова, Э.А. Федеравичене, С.Н.

Цейтлин, А.М. Шахнарович, В.И. Ядэшко и др.);

— технологий воспитания звуковой культуры речи детей (М.М. Алексеева, А.И. Максаков, Н.С. Карпинская, Е.И. Радина М.Е. Хватцев, Н.Х.

Швачкин, М.Ф. Фомичева и др.).

Второе направление, функциональное, посвящено исследованию вопросов, связанных с формированием навыков использования языка в его коммуникативной функции: развитие связной речи. В данную группу исследований относятся работы, изучающие:

— вопросы обучения детей монологической речи (А.М. Бородич, Н.Ф. Виноградова, Л.В. Ворошнина, Н.В. Гавриш, Т.И.

Гризик, А.А. Зрожевская, Э.П. Короткова, А.В. Колосовская, Н.И. Кузина, Н.А. Орланова, Н.Г.

Смольникова, Н.В. Смирнова, О.С. Ушакова, Л.Г. Шадрина и многие др.);

— вопросы, связанные с развитием диалогической речи детей (А.Г. Арушанова, Л.Ф. Артеменкова, Н.В. Дурова, Р.А. Иванова, Е.С. Рычагова, А.А. Соколова, Н.К. Усольцева, И.С.

Назметдинова, А.К. Чулкова).

Третье направление, когнитивное, включает исследования, связанные с развитием у детей способностей к элементарному осознанию явлений языка и речи. Костяк исследований данного направления составили работы, проведенные в лаборатории развития речи под руководством Ф.А. Сохина в 70-80 годы ХХ века и под руководством О.С. Ушаковой в последующие десятилетия.

Эти исследования доказали, что элементарное осознание языковых явлений являются основой для речевого развития детей, а в основе обучения родному языку лежит формирование у детей способности ориентироваться в языковой действительности. Это позволяет переводить речевые навыки из непроизвольного плана в план произвольный, что обеспечивает творческий характер речи и тенденцию к ее саморазвитию.

В связи с вышесказанным представляется необходимым уточнить термины «развитие речи» и «обучение родному языку». Ф.А. Сохин замечал, что формулировка «обучение родному языку» часто вызывает протест как школьных, так и дошкольных педагогов, которые под этим обучением понимают только обучение теории языка.

Но в данном случае, по мнению ученого, следует говорить не об учебном предмете, а о предмете усвоения. В таком случае можно и нужно говорить как о развитии речи дошкольников, так и об обучении их языку, поскольку развитие речи включает формирование у детей элементарного осознания некоторых явлений языка и речи. Развитие речи – это формирование речевых навыков и умений, а обучение языку – это развитие элементарного осознания языковых и речевых явлений.

Результат развития речи зависит от многих причин, но, прежде всего, от социальной среды, обеспечивающей ребенку речевой общение. С точки зрения Л.П. Федоренко, для нормального развития связной речи детей, а, следовательно, для развития их интеллекта и эмоционально-волевой сферы необходимо, чтобы окружающая их речевая среда обладала достаточно развивающими возможностями, развивающим потенциалом. Развивающий потенциал определяется богатством речи окружающих, активностью ребенка в процессе обучения языку, его способности к обучению.

Источник: cwetochki.ru

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2015

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОГРАММ, МЕТОДОВ И МЕТОДИК, НАПРАВЛЕННЫХ НА РАЗВИТИЕ И ИЗУЧЕНИЕ СЛОВАРНОГО СОСТАВА ЯЗЫКА В СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Коротенко Н.Н. 1
1 ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет»
Работа в формате PDF

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке «Файлы работы» в формате PDF

Развитие словаря является важной задачей для формирования полноценной личности ребенка, связи с чем возникает необходимость в изучении программ, методов и методик, используемых на современном этапе.

Так, в настоящее время в дошкольных учреждениях используются вариативные развивающие программы:

  • «Радуга» (под редакцией Т.Н. Дороновой) [7];
  • «Развитие +» (под редакцией А.Л. Венгера) [3];
  • «Детство» (В.И. Логинова) [9];
  • «Программа воспитания и обучения в детском саду» (под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой) [2];
  • «Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду» (О.С. Ушакова) [13];
  • «От рождения до школы» (под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой) [4];
  • «Детский сад – дом радости» (Н.М. Крылова) [8];
  • «Из детства в отрочество» (Т.Н. Доронова) [6].

Остановимся на некоторых из вышеперечисленных программ подробнее.

Так, в «Программе воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой, ведется работа по обогащению и уточнению словаря, совершенствуется звуковая культура речи. Большое внимание уделяется активизации словарного состава языка, развитию диалогической и обучению простым формам монологической речи. [2]

В программе «Радуга», помимо традиционно выделенных разделов работы по развитию речи, учитываются и современные требования, предъявляемые к развитию словаря детей. Одним из важнейших средств развития детей дошкольного возраста, в программе является создание развивающей речевой среды. Центральное место отводится развитию диалогической речи через общение воспитателя с детьми, детей друг с другом во всех сферах совместной деятельности и на специально организованных занятиях. Достоинством программы является тщательно подобранный литературный репертуар для чтения, рассказывания, заучивания наизусть. [7]

Программа «Развитие+» ориентирована на интеллектуальное развитие детей. Задачи развития словаря А.Л. Венгер предлагает решать через занятия по ознакомлению с художественной литературой. Достоинством программы является реализация идеи о единстве чувственного, умственного и речевого развития. [3]

В программе «Детство» под редакцией В.И. Логиновой, выделены специальные разделы: «Развиваем речь детей», «Ребенок и книга», посвященные традиционным задачам и содержанию развития речи детей и ознакомления с художественной литературой. Несомненным достоинством программы является разработка критериев для оценки уровня речевого развития. Особенно важно, что в них четко выделены и содержательно определены речевые умения в разных видах деятельности. [9]

«Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду» основной целью ставит обеспечение условий развития возможностей и способностей ребенка как субъекта определенных видов деятельности. Особенность этой программы состоит в индивидуализации образовательного процесса на основе технологий наблюдения, регистрации продвижения ребенка в речевом развитии, планирования работы и подбора заданий каждому ребенку в центрах активности. Программа помогает детям выработать свое собственное понимание устной и письменной речи, а также расширить свой словарный запас. [13]

Читайте также:
Технические устройства самостоятельно под управлением некоторой программы

Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» (под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой) является инновационным общеобразовательным документом для дошкольных учреждений, подготовленным с учетом новейших достижений науки и практики отечественного и зарубежного дошкольного образования.

Речевое воспитание и развитие словарного состава языка представлено в образовательной области «Коммуникация». Методические руководства разработаны В.В. Гербовой. Для каждой группы, начиная с первой младшей группы, в разделе образовательная область «Коммуникация» определены задачи по формированию словаря в различных формах и видах детской деятельности.

В данной программе главным является развитие словарного состава языка:

  • уточнение названий и назначений предметов одежды, обуви, головных уборов, посуды, мебели, видов транспорта;
  • развитие умения различать и называть существенные детали и части предметов качества, особенности поверхности, некоторые материалы и их свойства, местоположение;
  • понимать обобщающие слова;
  • называть домашних животных и их детенышей. [4]

Реализуя данные программы, воспитатели и логопеды дошкольных общеобразовательных учреждений используют в своей работе по развитию словарного состава языка методы и приемы Гербовой В.В., Алексеевой М.М., Яшиной В.И., И.А. Смирновой, Н.В. Серебряковой, Л.С. Соломоховой, М.А. Поваляевой.

Так, в своих исследованиях педагог – методист В.В. Гербова выделяет методические приёмы, направленные на развитие словарного состава языка. Они делятся на три основные группы:

  • словесные;
  • наглядные:
  • игровые.

Широкое применение получили словесные приёмы, к которым относятся:

  • речевой образец – правильная, предварительно продуманная речевая деятельность педагога, предназначенная для подражания детьми. Образец должен быть доступным и по содержанию и форме. Он произносится чётко, громко и неторопливо.
  • Повторное проговаривание – преднамеренное многократное повторение одного и того же речевого элемента (звука, слова, фразы) с целью его запоминания.
  • Объяснение – раскрытие сущности некоторых явлений или способов действия. Широко используется для раскрытия значений слов, для объяснения правил и действий в дидактических играх, а так же в процессе наблюдений и обследований предметов.
  • Указания – разъяснение детям способа действия для достижения определённого результата.
  • Вопрос – словесное обращение, требующее ответа.

Наглядные приёмы представляют собой:

  • показ иллюстративного материала, картин, предметов;
  • показ образца;
  • показ способов действия.

В свою очередь, игровые приёмы могут быть как словесными, так и наглядными. Они возбуждают у ребёнка интерес к деятельности, обогащают мотивы речи, создают положительный эмоциональный фон процесса обучения и тем самым повышают речевую активность детей и результативность занятий. [5]

Опираясь на исследования педагогов Алексеевой М.М. и Яшиной В.И., можно выделить две группы методов, которые направлены на накопление содержания детской речи, а также на закрепление и активизацию словарного состава языка.

Рассматривая группу методов, направленных на накопление содержания детской речи, можно выделить:

А методы, направленные на закрепление и активизацию словарного состава языка, представляют собой:

Изучив программы, методы и приемы, направленные на развитие словарного состава языка, возникает необходимость рассмотреть методики И.А. Смирновой, Н.В. Серебряковой, Л.С. Соломоховой, М.А. Поваляевой для обследования словарного состава языка.

С помощью данных методик возможно выявление эффективности используемых программ, методов и приемов развития словарного состава языка.

Так, в своих трудах педагог И.А. Смирнова разработала методику обследования словарного состава языка, которая состоит из двух блоков:

  • понимание и употребление слов номинативного лексического значения;
  • выявление состояния структурного аспекта лексических значений слов.

Первый блок включает в себя 5 заданий.

Первое задание направлено на изучение номинативного словаря. Ребенку предлагается назвать предметные картинки по темам: игрушки, мебель, фрукты, транспорт, животные и т.д.

Второе задание предполагает изучение состояния глагольного словаря. Необходимо сказать, кто как передвигается или в каком состоянии находится по предъявляемым картинкам: корабль – плывёт, бабушка – пьёт, девочка – прыгает, мальчик – злится, строитель – строит и т.д.

Третье задание обращено на изучение состояния атрибутивного словаря и делится на три подгруппы:

— изучение качественных прилагательных. Ребенку нужно посмотреть на картинки и ответить на вопросы: дом какой? кружок какой? гиря какая? шарик какой?

— изучение относительных прилагательных. Посмотреть на картинки и ответить на вопросы: «Сок из апельсина. Значит он какой?», «Кораблик из бумаги. Он какой?» и т.д.

— изучение притяжательных прилагательных. Предлагается посмотреть на картинки и ответить на вопросы: «Бабушка читает книгу. Значит книга чья?» «Уши у медведя. Они чьи?» (медвежьи) и т.д.

Четверное задание направлено на изучение состояния числительных в словаре. Оно делится на две группы:

— изучение количественных числительных. Посмотреть на картинку и посчитать, сколько изображено детей (один, два, три…..).

— изучение порядковых числительных. Посмотреть на картинку и рассчитать детей по порядку (первый, второй, третий….).

Пятое задание предполагает изучение словаря предлогов.Ребенку нужно посмотреть на картинки и ответить, где находится птичка (на ветке, возле ветки, ходит по ветке и т.д.).

Второй блок включает в себя 2 задания.

Первое задание направлено на изучение лексических парадигм и делится на две группы:

— изучение антонимии. Посмотреть на картинки и ответить на вопросы: «Этот дом… (большой), а этот…. (маленький), чай… (горячий), а мороженое… (холодное).

— изучение синонимии. Подобрать синонимы к словам красивый, хороший, плохой и т.д.

Второе задание обращено на изучение части – целого. Посмотреть на картинки и ответить на вопросы: «Рукав от чего?» (от платья), лист – дерева, страница – книги.

Результаты проведения данной методики отразят понимание и употребление слов номинативного лексического значения, а также состояние структурного аспекта лексических значений слов. [12]

Исследованием развития словарного состава языка занимались также Н.В. Серебрякова и Л.С. Соломохова. Ими была составлена методика изучения словарного состава языка ребенка. В данной методике выделяется два блока: изучение активного словаря и изучение пассивного словаря.

Для изучения активного словаря ими было подобрано семь заданий.

Первое задание направлено на изучение конкретных существительных. Ребенку необходимо назвать, что нарисовано на картинках: юла, собака, самолёт и т.д.

Второе задание представляет собой изучение обобщающих понятий. Ребенка просят назвать одним словом группу предметов.

Читайте также:
Что такое программа директор

Третье задание обращено на изучение существительных, обозначающих части тела, части одежды, части предметов мебели, части автомобиля и т.д.

Четвертое задание предполагает изучение существительных, обозначающих профессии.

Пятое задание направлено на изучение глагольного словаря. Употребление глаголов при ответе на вопросы: «Кто как передвигается?», «Кто как голос подаёт?», «Кто что делает?» (с использованием названий профессий).

Шестое задание предполагает изучение словаря прилагательных. Ребенку предлагается назвать цвет, форму предмета.

Седьмое задание представляет собой изучение умения подбирать антонимы: высокий – низкий, друг – враг, лёгкий – тяжёлый и т.д.

Для изучения пассивного словаря представлено четыре задания.

Первое задание направлено на изучение конкретных существительных. Ребенку необходимо ответить на вопросы: «Покажи, где кукла, мишки, стол и т.д.».

Второе задание требует изучения существительных, обозначающих части тела, части предметов. Ребенок отвечает на вопросы: «Покажи, где у тебя глаза, локоть, палец и т.д.»

Третье задание предполагает изучение знаний о профессиях. Необходимо ответить на вопросы: «Поёт певец, а кто лечит, строит и т.д.».

Четвертое задание направлено на изучение глагольного словаря. Предлагается ответить на вопросы: «Кто мычит? Кто кудахчет? Кто ползает? и т.д.».

Пятое задание предполагает изучение словаря прилагательных. Ребенка просят показать, где оранжевый цвет, где синий и т.д. Ответить на вопросы: «Какой формы стол, окно, тарелка».

Данная методика позволяет широко изучить состояние, как активного словарного запаса, так и пассивного. [11]

Исследованием словарного состава языка детей занималась и педагог М.А. Поваляева. Она разработала методику, направленную на выявление способности детей быстро подбирать наиболее точные слова, употреблять обобщающие слова.

Методика состоит из четырех заданий.

Первое задание предполагает изучение умений классифицировать понятия. Логопед называет понятие, обозначающее группу картинок, просит ребенка дать подробное определение понятия, а затем отобрать соответствующие картинки.

Второе задание направлено на изучение умений подбора антонимов. Оно проводится в форме игры «Скажи наоборот». Ребёнку предлагается поиграть в слова и подобрать к названному слово, противоположное по значению.

Третье задание обращено на изучение умений подбора синонимов. Задание проводится в форме игры «Скажи по-другому». Ребёнку предлагается подобрать к названному слову слово, близкое по значению.

Четвертое задание представляет собой изучение умений подбора определений. Оно проводится в форме игры в слова. Ребёнку предлагается придумать к названному слову как можно больше определений.

Использование данной методики позволит выявить способности детей быстро подбирать наиболее точные слова, употреблять обобщающие слова. [10]

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод о том, что в настоящее время существует большое количество программ, методов, приемов, методик, направленных на развитие и изучение словарного состава языка. Их использование является неотъемлемой частью при работе над развитием и изучением словарного состава языка детей дошкольного возраста.

Литература:

  1. Артеменко, О.Н. Влияние развивающей образовательной среды на развитие субъектов образовательного процесса // Вестник Карачаево-Черкесского государственного университета. // Карачаевск: Изд — во КЧГУ — № 22, 2007. — 390 с.
  2. Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучение родному языку дошкольников: учебное пособие для студентов высших и средних пед. учеб. заведений / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. — М.: Академия, 2006.
  3. Васильева, М.А. Программа воспитания и обучения в детском саду / М.А. Васильева, В.В. Гербова, Т.С. Комарова. — Изд. 3. — М.: Мозаика — Синтез, 2005.
  4. Венгер, Л.А. Развитие +: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко, Н.С. Варенцова и др. — М.: НОУ «Учебный центр им. Л.А. Венгера «Развитие», 2012.
  5. Веракса, Н.Е. От рождения до школы: Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Н.Е. Веракса, Т.С. Комарова, М.А. Васильева и др.- М.: Мозаика-Синтез, 2010.
  6. Гербова, В.В. Занятия по развитию речи с детьми 3-4 лет / В.В. Гербова. — М.: Мозаика-Синтез, 2010.
  7. Доронова, Т.Н. Из детства — в отрочество: Программа для родителей и воспитателей по формированию здоровья и развитию детей от 1 года до 7 лет / Т.Н. Доронова. — М.: Просвещение, 2007.
  8. Доронова, Т.Н. Радуга: Программа воспитания, образования и развития детей дошкольного возраста в условиях детского сада / Т.Н. Доронова и др. — Изд. 2. — М.: Просвещение, 2004.
  9. Крылова, Н.М. Детский сад — Дом радости: Примерная образовательная программа дошкольного образования инновационного, целостного, комплексного, интегративного и компетентностного подхода к образованию, развитию и саморазвитию дошкольника / Н.М. Крылова. — Изд. 3. — М.: ТЦ Сфера, 2014.
  10. Логинова, В.И. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду / В.И. Логинова. — СПб.: Детство-Пресс, 2006.
  11. Поваляева, М.А. Справочник логопеда / М.А. Поваляева. — Изд. 7. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.
  12. Серебрякова, Н.В. Диагностическое обследование детей раннего и младшего дошкольного возраста / Н.В. Серебрякова. — М.: КАРО, 2014.
  13. Смирнова, И.А. Логопедический альбом для обследования лексико-грамматического строя и связной речи / И.А. Смирнова. — СПб.: Детство-Пресс, 2005.
  14. Ушакова, О.С. Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду / О.С. Ушакова. — М.: ТЦ Сфера, 2006.

Источник: scienceforum.ru

Анализ программы по развитию речи дошкольников и исследование особенностей речевого развития детей старшего дошкольного возраста

Теоретический подход к данной проблеме основывается на представлении о закономерностях речевого развития дошкольников, сформулированных в трудах Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, А.А. Леонтьева, Ф.А. Сохина, А.М.

Шахнаровича. В общем виде их взгляды на природу языковых способностей и развитие речевой деятельности можно представить следующим образом:
речь ребенка развивается в результате генерализации языковых явлений, восприятия речи взрослых и собственной речевой активности;
язык и речь рассматриваются как ядро, находящееся в центре различных линий психического развития — мышления, воображения, памяти, эмоций;

Введение ………………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические основы развития речи у старших дошкольников ……………………………………………………………………………………. 6
Особенности речевого развития детей старшего дошкольного возраста ……………………………………………………………………………. 6
Общая характеристика речи детей старшего дошкольного возраста……………………………………………………………………11
Методы и средства развития речи у старших дошкольников……….17
Глава 2. Анализ программы по развитию речи дошкольников и исследование особенностей речевого развития детей старшего дошкольного возраста ………………………………………………………. 25
2.1. Анализ программы по развитию речи дошкольников …………………. 25
2.2. Описание процесса исследования развития речи у детей старшего дошкольного возраста …………………………………………………………..28
2.3. Анализ результатов исследования развития речи у детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………. 30
Заключение…………………………………………………………………. 33
Список литературы …………………

Источник: www.myunivercity.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru