Цель уроков музыки в общеобразовательной школе – воспитание музыкальной культуры школьников как необходимой части их общей духовной культуры.
Ведущие задачи: 1) формирование эмоционального отношения к музыке на основе ее восприятия; 2) формирование осознанного отношения к музыке; 3) формирование деятельно-практического отношения к музыке в процессе ее исполнения, прежде всего хорового пения, как наиболее доступной формы музицирования.
Основные принципы программы:
— изучение музыки как живого искусства, опора на закономерности самой музыки;
— связи музыки и жизни;
— интереса и увлеченности в музыкальном обучении;
— единства эмоционального и сознательного;
— единства художественного и технического;
— тематического строения программы по музыке.
Согласно последнему принципу, для каждой четверти определяется своя тема. Постепенно усложняясь и углубляясь, она раскрывается от урока к уроку. Между четвертями и этапами (классами) существует преемственная связь. Все побочные, второстепенные темы подчинены основным и изучаются в связи с ними. Тема каждой четверти соответствует одному «ключевому» знанию.
Музыка, Кабалевский, Первый урок
Основополагающие методы программы. Ведущие методы программы в своей совокупности прежде всего направлены на достижение цели и организацию усвоения содержания. Они способствуют установлению целостности процесса музыкального обучения на уроке музыки как уроке искусства, то есть выполняют регулятивную, познавательную и коммуникативную функции. Данные методы находятся во взаимодействии со всеми другими методами.
Метод музыкального обобщения. Каждая тема носит обобщающий характер и объединяет все формы и виды занятий. Поскольку тема носит обобщающий характер, то и усвоить ее возможно только лишь методом обобщения. Освоение учащимися обобщенного знания происходит в опоре на музыкальное восприятие. Данный метод прежде всего направлен на развитие у детей осознанного отношения к музыке, на формирование музыкального мышления.
Метод музыкального обобщения выступает в виде совокупных способов организации деятельности учащихся, направленной на усвоение ключевых знаний о музыке, формирование ведущих умений.
Метод включает ряд последовательных действий:
1-е действие. Задача – активизировать тот музыкальный и жизненный опыт школьников, который необходим для введения темы или ее углубления. Продолжительность подготовительного этапа предопределяется характером обобщенного знания. Длительность подготовки зависит и от уровня музыкального опыта школьников. Главное – не допускать, чтобы изучение темы проходило формально, без опоры на достаточный для этого слуховой опыт.
2-е действие. Цель – познакомить с новым знанием. Основное значение имеют приемы продуктивного характера – разнообразные варианты организации поисковой ситуации. В процессе поиска выделяются три момента: 1) четко сформулированная учителем задача; 2) постепенно, совместно с учащимися, решение задачи при помощи наводящих вопросов, организация того или другого действия; 3) окончательный вывод, сделать который и произнести должны сами учащиеся.
Система Д.Кабалевского «Музыкальное воспитание школьников». Возродить или забыть?
3-е действие связано с закреплением знания в разных видах учебной деятельности, с формированием способности самостоятельно ориентироваться в музыке на основе усвоенного знания. Реализация данного действия предполагает использование сочетания различных приемов продуктивного и репродуктивного характера.
Метод «забегания» вперед и «возвращения» к пройденному. Содержание программы – система взаимосвязанных тем. Важно, чтобы урок в сознании учителя и учеников выступал как звено общей темы и всей программы. Учителю необходимо, с одной стороны, постоянно готовить почву для предстоящих тем, с другой – постоянно возвращаться к пройденному материалу с целью его осмысления на новом уровне.
При реализации метода задача учителя состоит в том, чтобы выбрать наилучшие для конкретного класса варианта «забеганий» и «возвращений». Здесь прослеживаются связи трех уровней.
1.Связи между этапами обучения 2. Связи между темами четвертей. 3. Связи между конкретными музыкальными произведениями в процессе изучения тем программы.
Метод эмоциональной драматургии. Уроки строятся в основном по двум эмоциональным принципам: эмоционального контраста и последовательного обогащения и развития того или иного эмоционального тона урока.
Исходя из этого, задача заключается в том, чтобы соотнести тот или иной предлагаемый в программе принцип построения урока с конкретными условиями, уровнем музыкального и общего развития учащихся.
Метод эмоциональной драматургии прежде всего направлен на активизацию эмоционального отношения школьников к музыке. Он способствует созданию атмосферы увлеченности, живого интереса к музыкальным занятиям. Данный метод допускает в случае необходимости уточнение последовательности произведений, запланированных на урок (его начало, продолжение, кульминацию – особо важный момент урок, на окончание) в соответствии с конкретными условиями проведения занятия.
Важно определить наилучшее в условиях данного класса сочетание форм и видов музыкальной деятельности (занятия).
Личность учителя (его увлеченность предметом, проявляющаяся в исполнении музыки, в суждениях, объективности оценки учащихся и т.д.) выступает мощным стимулом активизации деятельности школьников на уроке.
Источник: studfile.net
Характеристика программы по музыке, разработанной под руководством Кабалевского.
Эта программа исходит из музыки и на музыку опирается.
Руководящий принцип муз. развития школьников, предложенн. в этой программе — постепенное раскрытие связей между музыкой и жизнью.
Цель – сформировать у школьников муз-ую культуру на основе целостного представления о музыкальном искусстве, его общественной роли и социальном назначении; мировоззрение.
Задачи – «ввести уч-ся в мир большого муз. иск-ва, научить их любить и понимать муз. во всем богатстве ее форм и жанров, воспитать в уч-ся муз-ую культуру как часть всей их духовной культуры»; развивать у уч-ся интерес к муз. занятиям, эстетический вкус.
Категория восприятия музыки рассматривается как психологический механизм воспитания муз. культуры, как условие развития способности размышлять о музыке.
Особенность программы – ее тематическое построение, кот-ое характеризуется системностью – как путь восхождения к муз-ой культуре.
Большое значение в программе придается импровизационности как одному из методических принципов работы с 6-летними детьми, кот-ый получает реализацию во всех формах общения уч-ля и детей с музыкой. В программе К. сущ-ет 7 этапов пути восхождения к муз. культуре.
1-ый этап (2 класс) – познание жанровой основы муз. иск-ва – песни, танца и марша. Начиная с этого класса осущ-ся изучение средств муз. выраз-ти (темп, динамика, тембр и др.), а изучение тематического материала осущ-ся во всех разновидностях муз-ой деят-ти (слушание муз., вокально-хоровая работа, пластическое интонирование, игра на муз. инстр. и др.). В программе формир-ся умения исполнять муз. в процессе хорового пения.
2-ой этап (3 класс) – раскрытие интонационной природы муз. иск-ва. Она раскрывается через связь разговорной и муз-ой речи, через «зерна»-интонации, выраз-ой и изобр-ой интонации, ее тембровой, ритмической, звуковысотной функций. Начин-ся изучение нотной грамоты, импровизации и сочинение муз. детьми. Особое внимание уделяется средствам развития музыки и ее простых форм.
3-ий этап (4 класс) – изучение народной муз и муз. других народов, тв-во композиторов, рожденное на основе народной муз. Знакомство с национальным стилем в муз. и стилем отдельных ведущих русск. и зарубежных композиторов. Выявление общего и особенного.
4-ый этап (5 класс) — изучение муз. иск-ва во взаимосвязи с лит-рой и изобраз-ым иск-вом. Выявл-ся различия и сходства между иск-вами. В кач-ве сходства выступают: связи иск-ва с жизнью, эстетичес-ая природа иск-ва, наличие худ-го образа, родство ряда средств выраз-ти и др. В кач-ве различия выступает большинство элементов языка того или иного иск-ва.
5-ый этап (6 класс) – изучение возможностей муз-го иск-ва в его воздействии на личность чел-ка, его эмоц-ый, психол-ий, духовный мир. «Музыка способна выпрямлять душу человека».
6-ой этап (7 класс) – погружение уч-ся в самые различные по характеру и направленности муз. образы, осмысление их взаимосвязей на уровне драматургического развития. Происходит постижение развитых муз. форм, отражающих глубокие жизненные переживания, потрясения.
7-ой этап (8 класс) – изучение традиций и новаторства в муз. иск-ве; осмысление величия духа и таланта творцов гениальных творений в музыке; познание сущности понятия «современность в музыке». Здесь происходит знакомство с современным языком музыки в самых разных жанрах.
Методы Кабалевского:
Забегания вперед и возращения к пройденному на новом уровне, направленный на установление самых разнообразных связей между темами программы, конкретными муз. произв., формирующимися муз. умениями и навыками, опыта муз-тв-ой деят-ти и т.д.
Эмоциональной драматургии (Э.Б.Абдуллин), получивший свое воплощение в поурочных разработках; в каждой из кот-ых прослеживается построение композиции, органически сочетающей контрасты и сходство различных по хар-ру муз. пр.-ий, видов муз-ой деят-ти, форм работы; наличие кульминации и т.д.
Метод размышления (Л.А.Баренбойм), предусматривающий определенную логику построения учебного процесса: четко сформулированную учителем худ-педагогич-ую задачу; постепенное, совместное с уч-ся решение этой задачи, окончательный вывод, к кот-му должны прийти сами уч-ся.
Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:
Источник: studopedia.ru
Основные принципы и положения Программы «Музыка» Д. Б. Кабалевского
Новаторские музыкально-педагогические устремления Д.Б. Кабалевского в сфере массового музыкального образования не только воплотились теоретически в его фундаментальной музыкально-педагогической концепции, но и получили блистательную практическую апробацию, доказавшую их жизненность и педагогическую эффективность. Восемь лет подряд академик с мировым именем и авторитетом приходил в обычную школу № 209 г. Москвы, где проводил с учащимися уроки музыки. При этом каждый такой урок был открытием – для учащихся, коллег, соратников.
Программа Кабалевского по-прежнему широко используется в нашей стране. Она является отправной точкой для разработки новых программ по музыке. Однако в последние годы данная программа все чаще становится объектом для критики. В то же время она имеет и массу сторонников. Представляется, что считать ее устаревшей и непригодной является неправомерным.
Программа впитала в себя лучший опыт отечественной педагогики, а также предвосхитила ряд качественно новых процессов, зарождающихся как в искусствознании, так и во всех сторонах общественной жизни. А именно – стремление к сохранению и воспитанию духовной культуры, признание приоритета общечеловеческих ценностей. Концепция Д. Б. Кабалевского, получившая полное освещение в Программе, имеет большой потенциал для развития. При сохранении сути, это развитие имеет такие направления:
– разработка художественной дидактики и теории педагогики искусства;
– обоснование музыкального материала программы;
– расширение музыкального материала программы;
– расширение роли импровизаций, вокального и инструментального музицирования;
– обогащение урока фольклором, духовной музыкой, образцами современного народного музыкального творчества и т.д.
В 1994 г. вышла новая редакция программы, которую сделали Т. А. Бейдер и Г. П. Сергеева. Основные задачи переиздания – устранить заидеологизированность содержания, дать возможность учителю проявить творческую инициативу в планировании уроков. Таким образом, в данной редакции подвергся изменению музыкальный материал и ликвидированы поурочные методические разработки.
Цель уроков музыки в общеобразовательной школе – воспитание музыкальной культуры школьников как необходимой части их общей духовной культуры.
Ведущие задачи: 1) формирование эмоционального отношения к музыке на основе ее восприятия; 2) формирование осознанного отношения к музыке; 3) формирование деятельно-практического отношения к музыке в процессе ее исполнения, прежде всего хорового пения, как наиболее доступной формы музицирования.
Основные принципы программы:
— изучение музыки как живого искусства, опора на закономерности самой музыки;
— связи музыки и жизни;
— интереса и увлеченности в музыкальном обучении;
— единства эмоционального и сознательного;
— единства художественного и технического;
— тематического строения программы по музыке.
Согласно последнему принципу, для каждой четверти определяется своя тема. Постепенно усложняясь и углубляясь, она раскрывается от урока к уроку. Между четвертями и этапами (классами) существует преемственная связь. Все побочные, второстепенные темы подчинены основным и изучаются в связи с ними. Тема каждой четверти соответствует одному «ключевому» знанию.
Основополагающие методы программы. Ведущие методы программы в своей совокупности, прежде всего, направлены на достижение цели и организацию усвоения содержания. Они способствуют установлению целостности процесса музыкального обучения на уроке музыки как уроке искусства, то есть выполняют регулятивную, познавательную и коммуникативную функции. Данные методы находятся во взаимодействии со всеми другими методами.
Метод музыкального обобщения. Каждая тема носит обобщающий характер и объединяет все формы и виды занятий. Поскольку тема носит обобщающий характер, то и усвоить ее возможно только лишь методом обобщения. Освоение учащимися обобщенного знания происходит в опоре на музыкальное восприятие. Данный метод, прежде всего, направлен на развитие у детей осознанного отношения к музыке, на формирование музыкального мышления.
Метод музыкального обобщения выступает в виде совокупных способов организации деятельности учащихся, направленной на усвоение ключевых знаний о музыке, формирование ведущих умений.
Метод включает ряд последовательных действий:
1-е действие. Задача – активизировать тот музыкальный и жизненный опыт школьников, который необходим для введения темы или ее углубления. Продолжительность подготовительного этапа предопределяется характером обобщенного знания. Длительность подготовки зависит и от уровня музыкального опыта школьников. Главное – не допускать, чтобы изучение темы проходило формально, без опоры на достаточный для этого слуховой опыт.
2-е действие. Цель – познакомить с новым знанием. Основное значение имеют приемы продуктивного характера – разнообразные варианты организации поисковой ситуации. В процессе поиска выделяются три момента: 1) четко сформулированная учителем задача; 2) постепенно, совместно с учащимися, решение задачи при помощи наводящих вопросов, организация того или другого действия; 3) окончательный вывод, сделать который и произнести должны сами учащиеся.
3-е действие связано с закреплением знания в разных видах учебной деятельности, с формированием способности самостоятельно ориентироваться в музыке на основе усвоенного знания. Реализация данного действия предполагает использование сочетания различных приемов продуктивного и репродуктивного характера.
Метод «забегания» вперед и «возвращения» к пройденному. Содержание программы – система взаимосвязанных тем. Важно, чтобы урок в сознании учителя и учеников выступал как звено общей темы и всей программы. Учителю необходимо, с одной стороны, постоянно готовить почву для предстоящих тем, с другой – постоянно возвращаться к пройденному материалу с целью его осмысления на новом уровне.
При реализации метода задача учителя состоит в том, чтобы выбрать наилучшие для конкретного класса варианта «забеганий» и «возвращений». Здесь прослеживаются связи трех уровней.
1. Связи между этапами обучения.
2. Связи между темами четвертей.
3. Связи между конкретными музыкальными произведениями в процессе изучения тем программы.
Метод эмоциональной драматургии. Уроки строятся в основном по двум эмоциональным принципам: эмоционального контраста и последовательного обогащения и развития того или иного эмоционального тона урока.
Исходя из этого, задача заключается в том, чтобы соотнести тот или иной предлагаемый в программе принцип построения урока с конкретными условиями, уровнем музыкального и общего развития учащихся.
Метод эмоциональной драматургии, прежде всего, направлен на активизацию эмоционального отношения школьников к музыке. Он способствует созданию атмосферы увлеченности, живого интереса к музыкальным занятиям. Данный метод допускает в случае необходимости уточнение последовательности произведений, запланированных на урок (его начало, продолжение, кульминацию – особо важный момент урок, на окончание) в соответствии с конкретными условиями проведения занятия.
Важно определить наилучшее в условиях данного класса сочетание форм и видов музыкальной деятельности (занятия).
Личность учителя (его увлеченность предметом, проявляющаяся в исполнении музыки, в суждениях, объективности оценки учащихся и т.д.) выступает мощным стимулом активизации деятельности школьников на уроке.
Источник: infopedia.su