Характеристика программы по музыкальному воспитанию и развитию детей

В настоящее время процесс создания образовательных программ продолжается. В сфере современного дошкольного музыкального образования также появляется большое количество различных пар­циальных программ и авторских методик, опирающихся на имею­щийся мировой опыт музыкального воспитания.

Перед дошкольным учреждением встает трудная задача — вы­брать программу, которая может быть успешно реализована педаго­гическим коллективом и будет способствовать эффективному раз­витию и воспитанию детей.

Для выбора программы музыкального образования детей, по мнению Г.А.Прасловой, необходимо уметь:

■ ориентироваться в основных тенденциях программно-методиче­ского оснащения музыкального образования детей;

■ анализировать программу, включая решение задач музыкально­го развития, выделять ключевые положения, понимать педагоги­ческие технологии;

■ оценивать достоинства программы, новаторство ее авторов, определять спорные позиции; оценивать трудности в реализа­ции программы;

Программы по музыкальному воспитанию и развитию дошкольников.

■ прогнозировать работу педагогического коллектива и достиже­ния детей в области музыкального развития в условиях реализа­ции программы;

■ учитывать наличие учебно-методического обеспечения про­
граммы.

Среди многообразия современных программ по музыкальному воспитанию можно выделить наиболее общие тенденции, за­дачи которых:

■ формировать основы музыкальной культуры, народной культу­ры и общей духовной культуры личности;

■ определять приоритет художественно-творческого развития каждого ребенка, комплексный подход к нему, совместное твор­чество педагога и ребенка;

■ устанавливать иные, чем в авторитарной системе, взаимоотно­шения детей и педагога, поиск путей общения средствами раз­личных видов музыкальной деятельности;

■ предоставить педагогу лишь основные направления, ориентиры музыкально-педагогической деятельности, что предполагает

большее использование собственной инициативы, творческой импровизационной работы;

■ организовывать занятия с опорой на специфику искусства, на диалогический характер творческого общения: участие в раз­личных видах музыкальной деятельности как возможность сти­мулирования свободного творческого самовыражения, развитие коммуникативных способностей;

■ использовать на музыкальных занятиях с детьми синтеза ис­кусств.

■ создать эстетически развивающую среду, предметное и психо­логическое пространство для формирования эстетического от­ношения к окружающему, развития интеллектуальных и худо­жественно-творческих способностей (схема 10). Создаваемые программы музыкального воспитания основаны как

на использовании нескольких форм музыкальной деятельности, так и ее отдельных видов: слушанья-восприятия музыки, ритмических движений, музицирования и т. п.

Программа «Музыкальные шедевры» 1

Научно обоснованная и методически выстроенная программа формирования основ музыкальной культуры детей дошкольного воз­раста как части общей духовной культуры. Это реализуется через взаимосвязь разных видов музыкальной и художественно-эстети­ческой деятельности (ритмопластика, оркестровка, певческие им­провизации, рисование, сочинение сказок, детских опер, спектаклей-игр и др.).

Физическое развитие детей средств физического воспитания

Предлагаемая концепция обосновывает важность накопления, начиная с раннего возраста, музыкально-интонационного опыта восприятия искусства в разных видах музыкальной деятельности, подобно овладению ребенком речью, и направлена на развитие эмоциональной отзывчивости, мышления и воображения дошколь­ников, активизацию проявлений творчества.

Основной принцип построения программы — тема­тический. Каждая из шести тем изучается в течение одного-двух месяцев и повторяется на новом материале в каждой возрастной группе. («Музыка выражает настроения, чувства, характер людей», «Песня, танец, марш», «Музыка рассказывает о животных и птицах», «Природа и музыка», «Сказка о музыке», «Музыкальные инструменты и игрушки».)

Автор О. П. Радынопа

При этом тема «Музыка выражает настроения, чувства, характер людей» является сквозной темой программы, важной для понимания детьми эмоциональной сущности музыкаль­ного искусства.

Особое место занимает и тема «Песня, танец, марш», поскольку осуществляет преемственность дошкольного и школьного образо­вания, так как является основной в программе Д. Б. Кабалевского, используемой в большинстве школ.

■ концентрический, или принцип цикличности, предполагает по­вторяемость тем во всех возрастных группах;

■ контрастного сопоставления репертуара — в каждой теме репертуар подобран в сравнении пьес с одинаковыми или близ­кими названиями;

■ адаптивности предполагает гибкое применение содержания и методов музыкального развития детей в зависимости от индиви­дуальных и психофизиологических особенностей каждого;

■ синкретизма — это взаимосвязь музыкальной и художественно-эстетической деятельности при объединяющей роли восприя­тия музыки.

В программе представлены критерии оценки уровня сформиро­ванное™ основ музыкальной культуры детей в разных возрастных группах. Программа оснащена учебно-методическим комплектом, включающим методические рекомендации, нотные приложения, конспекты занятий и развлечений, комплект аудиокассет с методи­ческими рекомендациями и дидактическим альбомом.

Программа рекомендована Министерством общего и профес­сионального образования РФ.

Программа «Искусство слышать» 1

Программа направлена на воспитание у детей музыкальной куль­туры как части общей духовной культуры. Программа базируется на теории развивающего обучения В.В.Давыдова и Д.Б.Эльконина и на концепции педагога-музыканта Д. Б. Кабалевского и рассчитана на детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.

Одной из основных задач программы является развитие музыкального восприятия — основы приобщения к искусству, которое осуществляется

в процессе детского художественного творче­ства: «омузыкаливания» загадок и пословиц, музицирования на детских музыкальных инструментах, разыгрывания песен, народных музыкальных игр и т. д. В основу технологии, таким образом, ложит­ся перевод элементарных игровых действий в сферу художественной игры.

Основополагающими принципами программы являют­ся:

■ моделирование процесса художественного творчества: ре­бенок с помощью различных видов музыкально-художественной деятельности (композитора, исполнителя, слушателя) проходит путь рождения музыки, воссоздает ее, что можно реализовать в народных музыкально-поэтических произведениях, где испол­нители становятся поэтами, музыкантами, заново создающими музыкально-поэтическое произведение;

Читайте также:
Программа чтобы поэтапно рисовать

■ органичного рождения танца (пластическое интонирование), движения как естественного выражения того или иного чувства, переживания или характера музыки;

■ образно-игрового вхождения в музыку — предусматривает соз­дание образно-игровых ситуаций, также требующих от детей перевоплощения, работы фантазии, воображения.

В программе четыре раздела, в каждом из которых тема «Как можно услышать музыку» рассматривается под определенным углом зрения.

Раздел первый «Искусство слышать» отвечает на вопрос: как можно услышать музыку — она доносится ветром, звучит в душе и т. п.
Раздел второй Позволяет решить проблему, как можно услышать музыку, через воспитание у детей любви к творчеству, к «сочинению уже сочиненного»
Раздел третий Усиливает внимание к слову слышать: дети должны осознать особенности музыкальной ткани в выразительных значениях ее возможности в отображении внутреннего мира человека и окружающей его жизни
Раздел четвертый Концентрируется внимание на том, что такое музыка! Его функция — обобщить и предопределить дальнейшее музыкальное развитие детей

Авторы В.О.Усачева, Л.В.Школяр, В. А.Школяр.

Программа рекомендована Министерством образования и нау­ки РФ.

Программа разностороннего музыкального развития дошколь­ников всех возрастов, рассматриваемого как средство общего пси­хического развития (воображения, творческого мышления, комму­никативных способностей и др.), нравственного и общекультурного воспитания детей.

Основным видом музыкальной деятельности в реализации по­знавательной и коммуникативной функций музыки в программе выступает ее восприятие и анализ.

Введение ребенка в мир музыки, по мнению авторов, связано с необходимостью:

■ подбора музыкального peпepтуapa и методов работы с ним;

■ использования на занятиях по слушанию музыки других видов музыкальной деятельности, в том числе музыкальных игр-драматизаций;

■ использования произведений других видов искусства (изобра­зительного, литературного и др.).

■ связь музыки с ведущими интересами детей: музыкальные за­нятия строятся по тематическим блокам, доступным и интерес­ным детям этого возраста: «Игрушки», «Животные», «Мои род­ные и я сам» и др.;

■ сочетание в музыкальном репертуаре высоко художественной народной, классической и современной музыки;

■ сюжетно-игровое единство занятия на основе единого сю­жета с эмоциональным и сознательным «погружением» детей в

■ импровизационность — у всех участников педагогического
процесса (педагога и детей) создается «установка на творчество»,
импровизацию.

Авторами предлагаются программы по каждому виду деятель­ности, где сформулированы задачи и даны некоторые методические подходы к их решению, а также хрестоматия музыкального репер­туара и записанная на кассеты музыка.

Авторский коллектив под руководством К. В. Тарасовой.

Программа музыкального образования детей от рождения до 7 лет, ориентированная на развитие музыкальности каждого ребен­ка и его музыкальной культуры.

Впервые в завершение каждой ступени выделены задачи обще­го развития личности ребенка:

■ творческие, художественные, интеллектуальные, физические способности;

■ познавательные процессы и личностные новообразования и т. д.

Доминирующее место отведено задачам развития универсально­го вида музыкальной деятельности — восприятию музыки. Большое внимание уделяется развитию музыкально-сенсорного восприя­тия у детей, так как дошкольный возраст благоприятен для развития сенсорики, способствующей развитию их интеллекта.

В программу введен раздел, посвященный участию родителей в музыкальном воспитании и развитии своего малыша. Учтены также здоровьесберегающий и оздоровительный факторы, что связано с охраной голоса ребенка, созданием психологического комфорта и эмоционального благополучия для каждого.

Репертуар программы подобран с учетом возрастных возмож­ности детей и связи содержания музыкальных произведений с их жизнедеятельностью.

Автор применяет личностно ориентированную модель музыкаль­но-педагогического процесса с субъектным партнерским взаимо­действием.

Важным условием для успешности организации музыкальной деятельности является, по мнению автора, музыкальная предметно-развивающая среда.

Новым является подход к процессу подготовки и проведения праздников: основной груз ложится на плечи взрослых — педагогов и родителей, а дети подключаются к их деятельности. При этом зри­тели, как таковые, отсутствуют.

Автор Э. П. Костина.

Программа допущена Министерством образования и науки РФ.

Предназначена для работы с детьми 4-5 лет в системе дополни­тельного музыкального образования: в доинструментальных группах музыкальных школ, в группах раннего развития, в семейном вос­питании.

Цель программы: развивать музыкальные (чувства ритма, ладового чувства, звуковысотных представлений) и общие способ­ности детей (воображения, мышления, фантазии и интуиции) с по­мощью музыкально-творческой игры.

■ развивать навыки импровизации и сочинения в различных ви­дах музыкальной деятельности;

■ познакомить с элементами музыкальной грамоты;

■ развивать координацию движений под музыку.

Задания программы изложены в порядке возрастающей слож­ности, с усложнением характера музыкально-образного и логиче­ского мышления ребенка.

Программа «Ребенок в мире музыки» 2

Программа музыкального развития детей старшего дошкольного возраста в группах кратковременного пребывания.

Цель программы: обеспечить необходимые условия для базового музыкального образования детей 5-6 лет. В задачах и со­держании программы отражен минимум знаний, умений и навыков в музыкальной деятельности, представлений о музыке, которыми должен овладеть ребенок для обучения в школе.

В основе содержания программы четыре основных компо­нента.

Эмоциональный

Осознание ребенком эмоциональной природы музыки, накопление опыта эмоциональных переживаний

Познавательный Знания и представления детей о музыке как искусстве, средстве развития мышления
Деятельностный Музыкальное развитие ребенка в процессе музыкальной деятельности
Социально- личностный Творческое самовыражение, сопереживание настроению музыки, как база для установления положительных взаимоотношений с окружающими
Читайте также:
Лучшие программы для подсчета калорий на Андроид

В рекомендациях к программе выделен раздел «Взаимодействие с семьей», где намечены подходы к организации этой работы, вклю­чены примерные конспекты занятий и развлечений с их участием.

В программе выделяются следующие основные направле­ния:

■ «Музыка вокруг нас»,

■ «Музыка внутри нас »,

■ «Мы сами можем творить музыку».

Акцент в обучении делается на взаимодействии музыкальной и театрализованной деятельности и на использовании музыкального фольклора, являющегося связующей основой для этих видов деятель­ности.

Программа «Каждый ребенок — музыкант» 1

Целостная система воспитания музыкой детей от 3 до 9 лет, на­правленная на то, чтобы подвести ребенка к восприятию музыки, показать ему, как можно взаимодействовать с ней. Занятия по про­грамме, по мнению автора, можно рассматривать как общеподгото­вительные, поскольку они способствуют выработке качеств и способ­ностей, необходимых в учебной деятельности. Они также развива­ют:

■ понимание и чувствование явлений природы;

Автор С. А. Рогова.

Авторы Л. Н, Комиссарова, Г. В. Кузнецова.

Автор Т. А. Рокитянская

■ исторический, географический, этнографический кругозор.

Занятия строятся в определенном порядке, который опирается на ритм дня, времена года, годовые праздники, что способствует развитию ритмической системы ребенка — залога успешной учеб­ной деятельности.

Пособие разбито на разделы, каждый из которых посвящен одно­му виду упражнений:

■ ритмические игры и т. д.

Большое место занимают в программе произведения музыкально­го фольклора, прежде всего календарные песни, становящиеся цен­тральным звеном в занятиях. Автор отказывается от обычной в детских садах подготовки концертов «напоказ».

В программу включен также раздел «Образно-двигательная му­зыкальная грамота». Образная — потому что действует через душу, эмоции; двигательная — через тело, мышцы; грамота — через ум, мышление.

Раздел программы «Упражнения с флейтой» опирается на срав­нительную легкость овладения этим инструментом. Предлагается подробно разработанная система занятий, направленная на обучение детей игре на флейте.

Большое значение отводится в программе театрализованной деятельности. При этом отмечается, что театральная работа являет­ся обобщающей, так как в ней соединяются все направления работы по программе.

Источник: poisk-ru.ru

И развитию дошкольников. Глава 4. Традиционная и вариативные образовательные программы по музыкальному развитию детей дошкольного возраста

В течение многих десятилетий советская система дошкольного воспитания, отражающаяся в «Программе воспитания и обучения в детском саду» (под ред. М-А. Васильевой), была обязательной для всех детских садов.

Программа имела как достоинства:

■ гарантию того, что каждый ребенок получит определенный объ­ем педагогических воздействий;

■ комплексную подготовку специалистов для ее реализации; так и недостатки, ограничивающие развитие ребенка и охрану его эмоционального благополучия:

■ жесткую регламентацию деятельности и игнорирование инди­видуальности детей и воспитателей;

■ ориентацию на умственное развитие ребенка, на формирование определенного набора знаний, умений и навыков;

■ не учитывалась и специфика дошкольного возраста, так как на дошкольников переносился школьный тип обучения;

■ не оставлялось свободы для самостоятельности, творчества ни ребенку, ни воспитателю.

Эстетическое воспитание детей составляло важную часть про­граммы, но все сказанное относится и к эстетическому, в частности музыкальному, воспитанию.

Разработкой системы музыкального воспитания дошкольников в этот период занималась группа ученых под руководством Н. А. Ветлугиной. Программа музыкального воспитания была построена с учетом комплексного подхода к применению музыки как средства общего и музыкального развития ребенка. Приобщение к музыке осуществлялось как на занятиях, так и на праздниках, развлечениях, в играх, на прогулке, т. е. в разных формах детской деятельности.

Музыкальные занятия должны были знакомить дошкольников с музыкальными понятиями и развивать музыкальные способности, но главное внимание уделялось формированию навыков пения и музыкально-ритмических движений.

В программе раскрывалась динамика музыкального развития детей, приводилась характеристика его примерного уровня к момен­ту поступления их в школу, а также была заложена преемственность в воспитании и обучении.

Материал программы распределялся по видам музыкальной дея­тельности в соответствии с семью возрастными группами и включал определенный объем практических действий, помогающих детям овладеть навыками и умениями при слушании музыки, пении, дви­жении и игре на инструментах.

Задача развития художественного воображения и детского твор­чества, хотя и заявлялась в программе как общее направление в работе по музыкальному воспитанию, никак не была конкретизиро­вана в методике.

В программе выделялись музыкально-дидактические игры, свя­занные с задачей развития сенсорных способностей, и художествен­ная самостоятельная деятельность.

Музыкальный репертуар также определялся программой для каж­дой возрастной группы с учетом возрастных особенностей дошколь­ников. Основным критерием для отбора было его соответствие педа­гогическим задачам, требованиям художественности и доступности.

Музыкальное воспитание осуществлялось главным образом на занятиях, но музыка пронизывала всю жизнь детского сада. Так, например, важную часть эстетического воспитания составляли обще­народные праздники, для каждого из которых предлагался единый сценарий.

Обобщая, отметим, что по своему всенародному охвату советская система дошкольного воспитания, отраженная в «Программе обу­чения и воспитания в детском саду», представляет собой уникальное явление, так как большинство детей огромной страны воспитывались по единой программе, реализующей задачи всестороннего развития, с учетом особенностей каждого возрастного периода.

Читайте также:
Узнать на кого зарегистрирована программа 1с

Источник: studopedia.org

§ 1. Характеристика программы музыкального воспитания

В результате обобщения передового педагогического опыта и проведения целого ряда научных исследований была составлена «Типовая программа воспитания и обучения в детском саду». Эта программа определяет основной объем знаний и умений, которыми должны овладеть дети в дошкольном учреждении, а также основные требования к организации педагогического процесса.

На основе Типовой программы с учетом условий жизни, национальных особенностей и традиций созданы программы союзных республик.

Органической частью этой программы является программа по музыкальному воспитанию дошкольников.

Программа музыкального воспитания разработана с учетом следующих положений:

весь материал программы, ее репертуар и организация детской деятельности отвечают современным требованиям педагогической науки и практики;

постепенно и последовательно проходит процесс формирования музыкальных интересов ребенка, его способностей;

осуществляется преемственность музыкального развития ребенка на разных возрастных этапах с целью планомерной подготовки его к школе.

Материал программы распределяется по видам музыкальной деятельности и соответствует семи возрастным группам (две группы раннего детства, две младшие, одна средняя, старшая и подготовительная к школе группы).

знания и навыки

Музыкально-образовательные сведения условно можно разделить на сведения общего и специального характера.

Сведения общего характера связаны со всеми видами музыкальной деятельности (пением, движением и т. д.):

музыка всегда выражает разные чувства, о чем-то повествует, она различна по своему характеру;

музыка развивается, изменяется, в ней можно отметить схожие и контрастные отрывки, а в связи с этим различные части, музыкальные фразы, запев, припев;

музыку создают композиторы, народ.

Сведения специального характера связаны с конкретным видом деятельности. При обучении пению детям дают понятия:

о характере звучания (протяжно, отрывисто, напевно, легко);

о правильной дикции (ясно, отчетливо, выразительно);

о мелодической линии (мелодия движется вверх или вниз, звуки повторяются или один выше, другой ниже);

о метроритме (звук короткий или долгий и т. д.).

При обучении музыкально-ритмическим движениям даются понятия:

о характере движения в связи с характером музыки (ходить бодро, четко, плавно, бегать легко, стремительно и т. д.);

о форме музыкальных произведений в связи с ритмическими, темповыми, динамическими оттенками (скоро, медленно, тише, громче и т. д.);

об элементах танцевальных движений (шаг польки, переменный шаг, галоп и т. д.);

о перестроениях (шеренги, колонны и т. д.).

Эти сведения даны не только в программе, но и в практических упражнениях (певческих и музыкально-ритмических) и делают процесс обучения более осознанным. # Программа включает определенный объем практических действий, помогающих детям овладеть навыками и умениями при слушании музыки, пении, движении и игре на инструментах.

Конечно, программа по каждому из этих видов деятельности построена в соответствии с основами различных видов музыкального искусства и с учетом возрастных особенностей детского восприятия и исполнения.

Программа по слушанию музыки включает ознакомление с музыкальными произведениями и развитие навыков музыкального восприятия. Обогащается музыкальный опыт детей. Они знакомятся с различными жанрами народной музыки, песнями и пьесами классиков и современных композиторов. Дети накапливают музыкальные впечатления.

Усвоение навыков музыкального восприятия способствует формированию первоначальных основ культуры слушания музыки: дослушивать произведения до конца, узнавать их, различать форму (вступление, части), отличать вокальную и инструментальную музыку и их различные жанры (танцевальный, лирический, торжественно-героический).

Известно, что хоровое искусство строится с учетов вокально-хоровых основ: вокальных (звукообразование, дикция, дыхание) и хоровых (строй, чистота интонации и ансамбль, слаженность по темпу, динамике, тембру) навыков. При этом берутся во внимание голосовые возможности дошкольников.

Музыкально-ритмические движения строятся на основе развития восприятия художественных образов музыки и умения отобразить их в движении. Отсюда в программе предусмотрено усвоение музыкально-ритмических навыков и навыков выразительного движения.

Музыкально-ритмические навыки включают упражнения на развитие эмоциональной отзывчивости, реакции на смену музыкальных образов, их характер, на смену частей, фраз в структуре произведений, а также на метроритмические, динамические, темповые изменения.

Навыки выразительного движения связаны с различными источниками. Из области физических упражнений заимствованы основные виды движений (ходьба, бег, поскоки), гимнастические упражнения и перестроения. Из области танца отобраны простейшие элементы народного, бального и характерного танца. Кроме того, используются драматизации, сюжетно-образные движения.

Содержание обучения игре на детских музыкальных инструментах включает знакомство с различными инструментами, с их устройством. Дети, участвуя в небольшом ансамбле, овладевают навыками правильного звукоизвлечения индивидуально и коллективно.

. Программа музыкального воспитания решает задачи развития эстетического отношения к музыке, развития музыкальных способностей в области слушания, пения, музыкально-ритмических движений, игры на инструментах в процессе освоения музыкального репертуара.

Создавая правильные условия для музыкального воспитания и развития дошкольников, педагог устанавливает тесную взаимосвязь различных форм организации музыкальной деятельности.

Источник: studfile.net

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru