В настоящее время процесс создания образовательных программ продолжается. В сфере современного дошкольного музыкального образования также появляется большое количество различных парциальных программ и авторских методик, опирающихся на имеющийся мировой опыт музыкального воспитания.
Перед дошкольным учреждением встает трудная задача — выбрать программу, которая может быть успешно реализована педагогическим коллективом и будет способствовать эффективному развитию и воспитанию детей.
Для выбора программы музыкального образования детей, по мнению Г.А.Прасловой, необходимо уметь:
■ ориентироваться в основных тенденциях программно-методического оснащения музыкального образования детей;
■ анализировать программу, включая решение задач музыкального развития, выделять ключевые положения, понимать педагогические технологии;
■ оценивать достоинства программы, новаторство ее авторов, определять спорные позиции; оценивать трудности в реализации программы;
Программы по музыкальному воспитанию и развитию дошкольников.
■ прогнозировать работу педагогического коллектива и достижения детей в области музыкального развития в условиях реализации программы;
■ учитывать наличие учебно-методического обеспечения про
граммы.
Среди многообразия современных программ по музыкальному воспитанию можно выделить наиболее общие тенденции, задачи которых:
■ формировать основы музыкальной культуры, народной культуры и общей духовной культуры личности;
■ определять приоритет художественно-творческого развития каждого ребенка, комплексный подход к нему, совместное творчество педагога и ребенка;
■ устанавливать иные, чем в авторитарной системе, взаимоотношения детей и педагога, поиск путей общения средствами различных видов музыкальной деятельности;
■ предоставить педагогу лишь основные направления, ориентиры музыкально-педагогической деятельности, что предполагает
большее использование собственной инициативы, творческой импровизационной работы;
■ организовывать занятия с опорой на специфику искусства, на диалогический характер творческого общения: участие в различных видах музыкальной деятельности как возможность стимулирования свободного творческого самовыражения, развитие коммуникативных способностей;
■ использовать на музыкальных занятиях с детьми синтеза искусств.
■ создать эстетически развивающую среду, предметное и психологическое пространство для формирования эстетического отношения к окружающему, развития интеллектуальных и художественно-творческих способностей (схема 10). Создаваемые программы музыкального воспитания основаны как
на использовании нескольких форм музыкальной деятельности, так и ее отдельных видов: слушанья-восприятия музыки, ритмических движений, музицирования и т. п.
Программа «Музыкальные шедевры» 1
Научно обоснованная и методически выстроенная программа формирования основ музыкальной культуры детей дошкольного возраста как части общей духовной культуры. Это реализуется через взаимосвязь разных видов музыкальной и художественно-эстетической деятельности (ритмопластика, оркестровка, певческие импровизации, рисование, сочинение сказок, детских опер, спектаклей-игр и др.).
Физическое развитие детей средств физического воспитания
Предлагаемая концепция обосновывает важность накопления, начиная с раннего возраста, музыкально-интонационного опыта восприятия искусства в разных видах музыкальной деятельности, подобно овладению ребенком речью, и направлена на развитие эмоциональной отзывчивости, мышления и воображения дошкольников, активизацию проявлений творчества.
Основной принцип построения программы — тематический. Каждая из шести тем изучается в течение одного-двух месяцев и повторяется на новом материале в каждой возрастной группе. («Музыка выражает настроения, чувства, характер людей», «Песня, танец, марш», «Музыка рассказывает о животных и птицах», «Природа и музыка», «Сказка о музыке», «Музыкальные инструменты и игрушки».)
Автор О. П. Радынопа
При этом тема «Музыка выражает настроения, чувства, характер людей» является сквозной темой программы, важной для понимания детьми эмоциональной сущности музыкального искусства.
Особое место занимает и тема «Песня, танец, марш», поскольку осуществляет преемственность дошкольного и школьного образования, так как является основной в программе Д. Б. Кабалевского, используемой в большинстве школ.
■ концентрический, или принцип цикличности, предполагает повторяемость тем во всех возрастных группах;
■ контрастного сопоставления репертуара — в каждой теме репертуар подобран в сравнении пьес с одинаковыми или близкими названиями;
■ адаптивности предполагает гибкое применение содержания и методов музыкального развития детей в зависимости от индивидуальных и психофизиологических особенностей каждого;
■ синкретизма — это взаимосвязь музыкальной и художественно-эстетической деятельности при объединяющей роли восприятия музыки.
В программе представлены критерии оценки уровня сформированное™ основ музыкальной культуры детей в разных возрастных группах. Программа оснащена учебно-методическим комплектом, включающим методические рекомендации, нотные приложения, конспекты занятий и развлечений, комплект аудиокассет с методическими рекомендациями и дидактическим альбомом.
Программа рекомендована Министерством общего и профессионального образования РФ.
Программа «Искусство слышать» 1
Программа направлена на воспитание у детей музыкальной культуры как части общей духовной культуры. Программа базируется на теории развивающего обучения В.В.Давыдова и Д.Б.Эльконина и на концепции педагога-музыканта Д. Б. Кабалевского и рассчитана на детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.
Одной из основных задач программы является развитие музыкального восприятия — основы приобщения к искусству, которое осуществляется
в процессе детского художественного творчества: «омузыкаливания» загадок и пословиц, музицирования на детских музыкальных инструментах, разыгрывания песен, народных музыкальных игр и т. д. В основу технологии, таким образом, ложится перевод элементарных игровых действий в сферу художественной игры.
Основополагающими принципами программы являются:
■ моделирование процесса художественного творчества: ребенок с помощью различных видов музыкально-художественной деятельности (композитора, исполнителя, слушателя) проходит путь рождения музыки, воссоздает ее, что можно реализовать в народных музыкально-поэтических произведениях, где исполнители становятся поэтами, музыкантами, заново создающими музыкально-поэтическое произведение;
■ органичного рождения танца (пластическое интонирование), движения как естественного выражения того или иного чувства, переживания или характера музыки;
■ образно-игрового вхождения в музыку — предусматривает создание образно-игровых ситуаций, также требующих от детей перевоплощения, работы фантазии, воображения.
В программе четыре раздела, в каждом из которых тема «Как можно услышать музыку» рассматривается под определенным углом зрения.
Раздел первый | «Искусство слышать» отвечает на вопрос: как можно услышать музыку — она доносится ветром, звучит в душе и т. п. |
Раздел второй | Позволяет решить проблему, как можно услышать музыку, через воспитание у детей любви к творчеству, к «сочинению уже сочиненного» |
Раздел третий | Усиливает внимание к слову слышать: дети должны осознать особенности музыкальной ткани в выразительных значениях ее возможности в отображении внутреннего мира человека и окружающей его жизни |
Раздел четвертый | Концентрируется внимание на том, что такое музыка! Его функция — обобщить и предопределить дальнейшее музыкальное развитие детей |
Авторы В.О.Усачева, Л.В.Школяр, В. А.Школяр.
Программа рекомендована Министерством образования и науки РФ.
Программа разностороннего музыкального развития дошкольников всех возрастов, рассматриваемого как средство общего психического развития (воображения, творческого мышления, коммуникативных способностей и др.), нравственного и общекультурного воспитания детей.
Основным видом музыкальной деятельности в реализации познавательной и коммуникативной функций музыки в программе выступает ее восприятие и анализ.
Введение ребенка в мир музыки, по мнению авторов, связано с необходимостью:
■ подбора музыкального peпepтуapa и методов работы с ним;
■ использования на занятиях по слушанию музыки других видов музыкальной деятельности, в том числе музыкальных игр-драматизаций;
■ использования произведений других видов искусства (изобразительного, литературного и др.).
■ связь музыки с ведущими интересами детей: музыкальные занятия строятся по тематическим блокам, доступным и интересным детям этого возраста: «Игрушки», «Животные», «Мои родные и я сам» и др.;
■ сочетание в музыкальном репертуаре высоко художественной народной, классической и современной музыки;
■ сюжетно-игровое единство занятия на основе единого сюжета с эмоциональным и сознательным «погружением» детей в
■ импровизационность — у всех участников педагогического
процесса (педагога и детей) создается «установка на творчество»,
импровизацию.
Авторами предлагаются программы по каждому виду деятельности, где сформулированы задачи и даны некоторые методические подходы к их решению, а также хрестоматия музыкального репертуара и записанная на кассеты музыка.
Авторский коллектив под руководством К. В. Тарасовой.
Программа музыкального образования детей от рождения до 7 лет, ориентированная на развитие музыкальности каждого ребенка и его музыкальной культуры.
Впервые в завершение каждой ступени выделены задачи общего развития личности ребенка:
■ творческие, художественные, интеллектуальные, физические способности;
■ познавательные процессы и личностные новообразования и т. д.
Доминирующее место отведено задачам развития универсального вида музыкальной деятельности — восприятию музыки. Большое внимание уделяется развитию музыкально-сенсорного восприятия у детей, так как дошкольный возраст благоприятен для развития сенсорики, способствующей развитию их интеллекта.
В программу введен раздел, посвященный участию родителей в музыкальном воспитании и развитии своего малыша. Учтены также здоровьесберегающий и оздоровительный факторы, что связано с охраной голоса ребенка, созданием психологического комфорта и эмоционального благополучия для каждого.
Репертуар программы подобран с учетом возрастных возможности детей и связи содержания музыкальных произведений с их жизнедеятельностью.
Автор применяет личностно ориентированную модель музыкально-педагогического процесса с субъектным партнерским взаимодействием.
Важным условием для успешности организации музыкальной деятельности является, по мнению автора, музыкальная предметно-развивающая среда.
Новым является подход к процессу подготовки и проведения праздников: основной груз ложится на плечи взрослых — педагогов и родителей, а дети подключаются к их деятельности. При этом зрители, как таковые, отсутствуют.
Автор Э. П. Костина.
Программа допущена Министерством образования и науки РФ.
Предназначена для работы с детьми 4-5 лет в системе дополнительного музыкального образования: в доинструментальных группах музыкальных школ, в группах раннего развития, в семейном воспитании.
Цель программы: развивать музыкальные (чувства ритма, ладового чувства, звуковысотных представлений) и общие способности детей (воображения, мышления, фантазии и интуиции) с помощью музыкально-творческой игры.
■ развивать навыки импровизации и сочинения в различных видах музыкальной деятельности;
■ познакомить с элементами музыкальной грамоты;
■ развивать координацию движений под музыку.
Задания программы изложены в порядке возрастающей сложности, с усложнением характера музыкально-образного и логического мышления ребенка.
Программа «Ребенок в мире музыки» 2
Программа музыкального развития детей старшего дошкольного возраста в группах кратковременного пребывания.
Цель программы: обеспечить необходимые условия для базового музыкального образования детей 5-6 лет. В задачах и содержании программы отражен минимум знаний, умений и навыков в музыкальной деятельности, представлений о музыке, которыми должен овладеть ребенок для обучения в школе.
В основе содержания программы четыре основных компонента.
Эмоциональный |
Осознание ребенком эмоциональной природы музыки, накопление опыта эмоциональных переживаний
Познавательный | Знания и представления детей о музыке как искусстве, средстве развития мышления |
Деятельностный | Музыкальное развитие ребенка в процессе музыкальной деятельности |
Социально- личностный | Творческое самовыражение, сопереживание настроению музыки, как база для установления положительных взаимоотношений с окружающими |
В рекомендациях к программе выделен раздел «Взаимодействие с семьей», где намечены подходы к организации этой работы, включены примерные конспекты занятий и развлечений с их участием.
В программе выделяются следующие основные направления:
■ «Музыка вокруг нас»,
■ «Музыка внутри нас »,
■ «Мы сами можем творить музыку».
Акцент в обучении делается на взаимодействии музыкальной и театрализованной деятельности и на использовании музыкального фольклора, являющегося связующей основой для этих видов деятельности.
Программа «Каждый ребенок — музыкант» 1
Целостная система воспитания музыкой детей от 3 до 9 лет, направленная на то, чтобы подвести ребенка к восприятию музыки, показать ему, как можно взаимодействовать с ней. Занятия по программе, по мнению автора, можно рассматривать как общеподготовительные, поскольку они способствуют выработке качеств и способностей, необходимых в учебной деятельности. Они также развивают:
■ понимание и чувствование явлений природы;
Автор С. А. Рогова.
Авторы Л. Н, Комиссарова, Г. В. Кузнецова.
Автор Т. А. Рокитянская
■ исторический, географический, этнографический кругозор.
Занятия строятся в определенном порядке, который опирается на ритм дня, времена года, годовые праздники, что способствует развитию ритмической системы ребенка — залога успешной учебной деятельности.
Пособие разбито на разделы, каждый из которых посвящен одному виду упражнений:
■ ритмические игры и т. д.
Большое место занимают в программе произведения музыкального фольклора, прежде всего календарные песни, становящиеся центральным звеном в занятиях. Автор отказывается от обычной в детских садах подготовки концертов «напоказ».
В программу включен также раздел «Образно-двигательная музыкальная грамота». Образная — потому что действует через душу, эмоции; двигательная — через тело, мышцы; грамота — через ум, мышление.
Раздел программы «Упражнения с флейтой» опирается на сравнительную легкость овладения этим инструментом. Предлагается подробно разработанная система занятий, направленная на обучение детей игре на флейте.
Большое значение отводится в программе театрализованной деятельности. При этом отмечается, что театральная работа является обобщающей, так как в ней соединяются все направления работы по программе.
Источник: poisk-ru.ru
И развитию дошкольников. Глава 4. Традиционная и вариативные образовательные программы по музыкальному развитию детей дошкольного возраста
В течение многих десятилетий советская система дошкольного воспитания, отражающаяся в «Программе воспитания и обучения в детском саду» (под ред. М-А. Васильевой), была обязательной для всех детских садов.
Программа имела как достоинства:
■ гарантию того, что каждый ребенок получит определенный объем педагогических воздействий;
■ комплексную подготовку специалистов для ее реализации; так и недостатки, ограничивающие развитие ребенка и охрану его эмоционального благополучия:
■ жесткую регламентацию деятельности и игнорирование индивидуальности детей и воспитателей;
■ ориентацию на умственное развитие ребенка, на формирование определенного набора знаний, умений и навыков;
■ не учитывалась и специфика дошкольного возраста, так как на дошкольников переносился школьный тип обучения;
■ не оставлялось свободы для самостоятельности, творчества ни ребенку, ни воспитателю.
Эстетическое воспитание детей составляло важную часть программы, но все сказанное относится и к эстетическому, в частности музыкальному, воспитанию.
Разработкой системы музыкального воспитания дошкольников в этот период занималась группа ученых под руководством Н. А. Ветлугиной. Программа музыкального воспитания была построена с учетом комплексного подхода к применению музыки как средства общего и музыкального развития ребенка. Приобщение к музыке осуществлялось как на занятиях, так и на праздниках, развлечениях, в играх, на прогулке, т. е. в разных формах детской деятельности.
Музыкальные занятия должны были знакомить дошкольников с музыкальными понятиями и развивать музыкальные способности, но главное внимание уделялось формированию навыков пения и музыкально-ритмических движений.
В программе раскрывалась динамика музыкального развития детей, приводилась характеристика его примерного уровня к моменту поступления их в школу, а также была заложена преемственность в воспитании и обучении.
Материал программы распределялся по видам музыкальной деятельности в соответствии с семью возрастными группами и включал определенный объем практических действий, помогающих детям овладеть навыками и умениями при слушании музыки, пении, движении и игре на инструментах.
Задача развития художественного воображения и детского творчества, хотя и заявлялась в программе как общее направление в работе по музыкальному воспитанию, никак не была конкретизирована в методике.
В программе выделялись музыкально-дидактические игры, связанные с задачей развития сенсорных способностей, и художественная самостоятельная деятельность.
Музыкальный репертуар также определялся программой для каждой возрастной группы с учетом возрастных особенностей дошкольников. Основным критерием для отбора было его соответствие педагогическим задачам, требованиям художественности и доступности.
Музыкальное воспитание осуществлялось главным образом на занятиях, но музыка пронизывала всю жизнь детского сада. Так, например, важную часть эстетического воспитания составляли общенародные праздники, для каждого из которых предлагался единый сценарий.
Обобщая, отметим, что по своему всенародному охвату советская система дошкольного воспитания, отраженная в «Программе обучения и воспитания в детском саду», представляет собой уникальное явление, так как большинство детей огромной страны воспитывались по единой программе, реализующей задачи всестороннего развития, с учетом особенностей каждого возрастного периода.
Источник: studopedia.org
§ 1. Характеристика программы музыкального воспитания
В результате обобщения передового педагогического опыта и проведения целого ряда научных исследований была составлена «Типовая программа воспитания и обучения в детском саду». Эта программа определяет основной объем знаний и умений, которыми должны овладеть дети в дошкольном учреждении, а также основные требования к организации педагогического процесса.
На основе Типовой программы с учетом условий жизни, национальных особенностей и традиций созданы программы союзных республик.
Органической частью этой программы является программа по музыкальному воспитанию дошкольников.
Программа музыкального воспитания разработана с учетом следующих положений:
весь материал программы, ее репертуар и организация детской деятельности отвечают современным требованиям педагогической науки и практики;
постепенно и последовательно проходит процесс формирования музыкальных интересов ребенка, его способностей;
осуществляется преемственность музыкального развития ребенка на разных возрастных этапах с целью планомерной подготовки его к школе.
Материал программы распределяется по видам музыкальной деятельности и соответствует семи возрастным группам (две группы раннего детства, две младшие, одна средняя, старшая и подготовительная к школе группы).
знания и навыки
Музыкально-образовательные сведения условно можно разделить на сведения общего и специального характера.
Сведения общего характера связаны со всеми видами музыкальной деятельности (пением, движением и т. д.):
музыка всегда выражает разные чувства, о чем-то повествует, она различна по своему характеру;
музыка развивается, изменяется, в ней можно отметить схожие и контрастные отрывки, а в связи с этим различные части, музыкальные фразы, запев, припев;
музыку создают композиторы, народ.
Сведения специального характера связаны с конкретным видом деятельности. При обучении пению детям дают понятия:
о характере звучания (протяжно, отрывисто, напевно, легко);
о правильной дикции (ясно, отчетливо, выразительно);
о мелодической линии (мелодия движется вверх или вниз, звуки повторяются или один выше, другой ниже);
о метроритме (звук короткий или долгий и т. д.).
При обучении музыкально-ритмическим движениям даются понятия:
о характере движения в связи с характером музыки (ходить бодро, четко, плавно, бегать легко, стремительно и т. д.);
о форме музыкальных произведений в связи с ритмическими, темповыми, динамическими оттенками (скоро, медленно, тише, громче и т. д.);
об элементах танцевальных движений (шаг польки, переменный шаг, галоп и т. д.);
о перестроениях (шеренги, колонны и т. д.).
Эти сведения даны не только в программе, но и в практических упражнениях (певческих и музыкально-ритмических) и делают процесс обучения более осознанным. # Программа включает определенный объем практических действий, помогающих детям овладеть навыками и умениями при слушании музыки, пении, движении и игре на инструментах.
Конечно, программа по каждому из этих видов деятельности построена в соответствии с основами различных видов музыкального искусства и с учетом возрастных особенностей детского восприятия и исполнения.
Программа по слушанию музыки включает ознакомление с музыкальными произведениями и развитие навыков музыкального восприятия. Обогащается музыкальный опыт детей. Они знакомятся с различными жанрами народной музыки, песнями и пьесами классиков и современных композиторов. Дети накапливают музыкальные впечатления.
Усвоение навыков музыкального восприятия способствует формированию первоначальных основ культуры слушания музыки: дослушивать произведения до конца, узнавать их, различать форму (вступление, части), отличать вокальную и инструментальную музыку и их различные жанры (танцевальный, лирический, торжественно-героический).
Известно, что хоровое искусство строится с учетов вокально-хоровых основ: вокальных (звукообразование, дикция, дыхание) и хоровых (строй, чистота интонации и ансамбль, слаженность по темпу, динамике, тембру) навыков. При этом берутся во внимание голосовые возможности дошкольников.
Музыкально-ритмические движения строятся на основе развития восприятия художественных образов музыки и умения отобразить их в движении. Отсюда в программе предусмотрено усвоение музыкально-ритмических навыков и навыков выразительного движения.
Музыкально-ритмические навыки включают упражнения на развитие эмоциональной отзывчивости, реакции на смену музыкальных образов, их характер, на смену частей, фраз в структуре произведений, а также на метроритмические, динамические, темповые изменения.
Навыки выразительного движения связаны с различными источниками. Из области физических упражнений заимствованы основные виды движений (ходьба, бег, поскоки), гимнастические упражнения и перестроения. Из области танца отобраны простейшие элементы народного, бального и характерного танца. Кроме того, используются драматизации, сюжетно-образные движения.
Содержание обучения игре на детских музыкальных инструментах включает знакомство с различными инструментами, с их устройством. Дети, участвуя в небольшом ансамбле, овладевают навыками правильного звукоизвлечения индивидуально и коллективно.
. Программа музыкального воспитания решает задачи развития эстетического отношения к музыке, развития музыкальных способностей в области слушания, пения, музыкально-ритмических движений, игры на инструментах в процессе освоения музыкального репертуара.
Создавая правильные условия для музыкального воспитания и развития дошкольников, педагог устанавливает тесную взаимосвязь различных форм организации музыкальной деятельности.
Источник: studfile.net