Система отечественного школьного образования в последнее время подвергается кардинальным изменениям, которые связаны с введением Федерального государственного образовательного стандарта, поиском оптимальных решений по осуществлению его ведущих требований. Общеизвестно, что физическую культуру можно определить, главным образом, уровнем овладения знаниями и умениями по применению ценностей физической культуры с целью удовлетворения собственных потребностей в укреплении здоровья, физическом совершенстве, организации здорового образа жизни.
Приобщение человека к регулярным занятиям физической культурой активно осуществляется в младшем школьном возрасте на базе развивающихся возрастных интересов к двигательной деятельности. Младший школьный возраст принято считать самый благоприятным периодом для формирования ведущих двигательных умений, совершенствования двигательных функций, для воспитания интереса к физической культуре.
В данном возрасте закладываются основы культуры движений, успешно осваиваются новые, ранее не известные упражнения и действия, физкультурные знания. Проблему исследования особенностей организации занятий по физической культуре для учащихся начальной школы изучали Б. А. Ашмарин, В.Н. Выдрин, Л.П. Матвеев, И. И. Пономарев и др. Также внимание исследователей, которые занимались школьным физическим воспитанием, привлекали проблемы: развития основ самостоятельной деятельности (труды В. Н. Шаулина), развитие физкультурных потребностей на занятиях по физической культуры (работу В. В. Кайносова), развития у учащихся активного интереса к физической культуре (статьи П. К. Дуркина), педагогических условий усвоения знаний по физической культуре (работы И. А. Рыбаковой), формирования мотиваций самостоятельной физкультурно-оздоровительной деятельности (труды Н. А. Симона).
Иванова И.П. — Общая характеристика младшего школьного возраста
школьное образование
физическое воспитание
урок по физической культуре
физическое развитие
1. Кирякина, О. В. Особенности современного урока физкультуры в начальной школе школы [Электронный ресурс]. Режим доступа https://multiurok.ru/files/osobiennosti-sovriemiennogho-uroka-fizkul-tury-v-nachal-noi-shkolie.html (21.01.2019).
2. Раджапов, У. Р., Зайниддинов Т. Б. Методические особенности проведения уроков физической культуры в 1–3 классах школы [Электронный ресурс]. Режим доступа https://moluch.ru/th/4/archive/52/1696/ (21.01.2019).
3. Славнова, М. Ю. Планирование самостоятельной деятельности по физической культуре учащихся начальной школы с опорой на учебную мотивацию [Электронный ресурс]. Режим доступа disserCat http://www.dissercat.com/content/planirovanie-samostoyatelnoi-deyatelnosti-po-fizicheskoi-kulture-uchashchikhsya-nachalnoi-s-0#ixzz5dPxkqgn1 (20.01.2019).
Первооснователь научно обоснованной теории физического воспитания П. Ф. Лесгафт одним из ведущих задач физического воспитания считал формирование у школьников умения с наименьшими затратами усилий и в короткий отрезок времени осознанно осуществлять наибольшую работу. Совокупность указанных выше качеств и позволяет определить уровень «двигательной культуры» младшего школьника. Высокий уровень сформированности таких умений и качеств важен для обучения, для большинства современных профессий, а кроме того для бытовых действий и военного дела. Формирования умения эффективно реализовывать двигательные действия считаются главным компонентом всестороннего гармоничного развития личности.
ЛЕКЦИЯ 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
Ведущей формой физического воспитания считается занятие по физической культуры, так как на нем решаются следующие главные задачи: образовательные, оздоровительные, воспитательные, а так же обеспечения безопасности жизнедеятельности младших школьников в современных условиях
Главенствующее положение занятия по физической культуры (как ведущей формы занятий физическими упражнениями) характеризуется тем, что в нем заложены условия для решения стратегических задач физической культуры — всестороннего, гармоничного развития учеников, их направленной и эффективной подготовки к жизни (к трудовой деятельности, военной службе и др.).
Содержательная сторона занятия по физической культуре описывается программой по физическому воспитанию, в которой строго расписаны цели, задачи, учебные темы, требования и нормативы. Она разработана таким образом, чтобы младшие школьники изучили ее разделы на уроках за отведенное количество часов.
М. Ю. Славнова в диссертационной работе «Планирование самостоятельной деятельности по физической культуре учащихся начальной школы с опорой на учебную мотивацию» отмечает, что по сравнению с прочими формами физического воспитания учащихся занятия по физической культуры обладают следующими плюсами:
1) считаются самой массовой формой организации, регулярных занятий школьников физическими упражнениями;
2) реализуется на базе научно подтвержденной программы физического воспитания, которая рассчитана на большой срок обучения;
3) реализуется под контролем педагогов по физической культуре и спорту, принимаются во внимание возрастно-половые и индивидуальные особенности учащихся;
4) способствует целенаправленному развитию и физической подготовке школьников, оптимизации их физического состояния [3].
У. Р. Раджапов и Т.Б. Зайниддинов в статье «Методические особенности проведения уроков физической культуры в 1-3 классах школы» отмечают следующие особенности проведения уроков по физической культуре у учеников начальных классов:
Л. П. Матвеев выделяет следующие методы организации занятия по физической культуре:
— Фронтальный – совместное выполнение всеми учащимися какого-либо упражнения (игры, упражнения на правильную осанку, построения перестроения) – данный метод организации занятий используют при проведении строевых, общеразвивающих упражнений в водной части урока.
— Поточный — школьники должны выполнить одно и то же упражнение соблюдая очередь, один за другим, беспрерывным потоком (например, в процессе лазанья по гимнастической стенке, скамейке, выполнении прыжков в длину, бег).
— Посменный – школьники делятся на смены, на очереди для того, чтобы выполнить упражнения (упражнения по метанию, акробатические упражнения, лазанью).
— Индивидуальный – применяется в учетных уроках.
— Групповой — ученики, разделенные на группы, по указанию учителя выполняют упражнения самостоятельно, в определённой последовательности различные виды упражнений.
О. В. Кирякина отмечает, что младшие школьники на современном уроке по физической культуре обязательно должны изучать и теоретический материал. На уроках О. В. Кирякина предлагает применять учебник В. И. Ляха «Физическая культура », компьютер с подключенным проектором: демонстрация презентаций о различных видах спорта, правил безопасности и т.д. Теоретические знания способствуют более полноценному освоению учебного материала [1].
По мнению И. И. Пономарева, каждое занятие по физической культуры должно отвечать нижепредставленным требованиям:
Изменение режима жизни, которое связано с началом учебы в школе, равно как и незаконченный еще процесс развития двигательного аппарата, определяет важность проявления осторожности при определении физических нагрузок младших школьников. С осторожностью нужно устанавливать силовые упражнения, тренировочные нагрузки на выносливость и время проведения отдельных занятий.
Занятие по физической культуре должно планироваться таким образом, чтобы оно было взаимосвязано с материалом, который изучает школьник на других школьных предметах, к примеру: с математикой (способность вести контроль и считать в игре, эстафете, осознавать единицы длины в процессе метания, прыжков, беге на разные дистанции и осознавать единицы времени), с окружающим миром (как функционируют мышцы, сердце у
спортсменов и значимость физических упражнений для укрепления сердца), с музыкой (чувствовать темп, воспринимать ритм). Умение сочетать знания различных предметов, позволяет воспринимать процесс обучения комплексным, единым. И у ребенка развивается целостная картина мира и физического воспитания.
Также, важно отметить, что современное занятие по физической культуре требует выполнения современных условий. Важно, чтобы это был хорошо оборудованный спортивный зал с качественным современным инвентарём и оборудованием, выполнены все гигиенические нормы, грамотно разработано расписание занятий. Чтобы настроение младших школьников, даже только при виде оформления спортивного зала, поднималось и возникало желание двигаться – бегать, прыгать, бросать мяч.
Таким образом, современный спортзал и современные подходы к организации урока по физической культуры в рамках ФГОС делают занятие ярким, интересным, активным, позитивным. А это способствует выработки у младших школьников положительных эмоций и желание в дальнейшем вести здоровый образ жизни.
Источник: eduherald.ru
Структура современного урока физкультуры в начальных классах, условия его эффективности и специфики организации
Вдовиков А.А. Структура современного урока физкультуры в начальных классах, условия его эффективности и специфики организации // Совушка. 2021. N2 (24). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/24/ (дата обращения: 12.07.2023).
Под структурой урока понимается ориентировочный план, которым можно пользоваться как основой при составлении отдельного урока. Структура урока помогает учителю в рациональном подборе упражнений, наиболее правильном расположении материала и определении возможной нагрузки на уроке.
Учитель должен решать педагогические задачи, требующих значительных усилий со стороны занимающихся, не в начале урока, а в середине, после некоторой подготовки. Решение основных задач урока требует и соответствующей организационной подготовки занимающихся, создания у них необходимого настроения и желания приступить к выполнению этих задач. Выполнение основных педагогических задач чаще всего совпадает с самым большим напряжением и активностью занимающихся.
После общего относительно большого напряжения организма и, как правило, повышенного эмоционального состояния учащихся недопустим резкий переход к состоянию покоя. Поэтому в построении урока отражается постепенный переход к состоянию покоя и организованное завершение занятия.
Таким образом, в построении каждого урока различаются три части:
- первая часть – организующая, подготавливающая учащихся к выполнению наиболее трудных задач урока, условно называется вводной;
- вторая часть – направленная на выполнение основных задач урока, условно называется основной;
- третья, во время которой организованно завершается урок, условно называется заключительной.
Эффективность урока, прежде всего, зависит от:
- подготовки учителя и выполнения им плана-конспекта урока;
- от заблаговременной подготовки мест занятий, применения рациональных форм организации деятельности учащихся, методических приемов, обеспечивающих постоянную занятость детей, применения наглядных пособий, средств ТСО, использования музыкального сопровождения (как фонового, так и специально-подобранной музыки), привлечения к проведению урока помощников из числа учащихся.
Для управления активностью учащихся используют ряд методических приемов:
- конкретизация задач (как общих, так и на каждый фрагмент урока);
- постановка задач поискового характера;
- варьирование содержания и способов организации выполнения упражнений;
- объяснение учителем техники упражнения по ходу его выполнения одним из учеников;
- задания по самоанализу в старших классах;
- задания с выбором способа для наиболее рационального решения задач;
- задания творческого характера (составление комбинаций, комплексов упражнений);
- использование беспредметных связей;
- использование элементов проблемного обучения – в этом случае учитель предлагает задачи, создающие проблемную ситуацию как на 1 урок, так и на серию уроков. Способы постановки проблемных задач могут быть в одном случае, когда ученики знакомятся со всеми средствами решения задач и выбирают лучшее, либо самостоятельно подбирают средства, опираясь на полученные знания. Повышает эффективность применения игрового и соревновательного методов, за счет эмоциональной напряженности и соперничества.
Повышение эффективности урока физической культуры.
Эффективность педагогической деятельности учителя – это комплексная характеристика реальных результатов деятельности с учётом соответствия этих результатов социальному заказу общества школе.
Эффективность деятельности педагога складывается из:
Целевая эффективность – способность ставить перед собой реальные диагностируемые цели, направленные на достижения необходимого уровня конечных результатов.
Ресурсная эффективность – характеризует степень целесообразности использования всех ресурсов. За счет чего был достигнут конечный результат. Проводится мониторинг физического и психологического здоровья учеников.
Социально-психологическая эффективность – это степень влияния деятельности учителя на морально-психологический климат, удовлетворённость учеников своим трудом, развитие их потребностей и мотивов.
Технологическая эффективность – ученик поставлен в такие условия, что ему необходимо разрабатывать новые формы и методы освоения ЗУН (знания, умения, навыки), т.е. формируется умение планировать и осуществлять оценку в ходе выполнения физических упражнений.
Составляющие эффективности урока:
- конкретность поставленной цели и задачи;
- заинтересованность учителя и ученика;
- результативность;
- разнообразие и рациональное применение методов;
- эмоциональная атмосфера;
- индивидуальная работа;
- выбор типа урока;
- прогнозирование результата;
- польза;
- доступность;
- активная самостоятельность;
- ТСО;
- моторная плотность;
- заинтересованность и доступность;
- личность учителя;
- толчок к поиску;
- обратная связь.
Эффективность работы учителя оценивается через следующие качественные характеристики:
- целенаправленность его деятельности на уроке;
- характер отношения с учащимися;
- индивидуально-личностный подход;
- дифференцированный подход;
- методы обучения и формы;
- работа по формированию общеучебных ЗУН;
- работа по развитию познавательного интереса;
- объективность оценки ЗУН.
Эффективность работы учащихся складывается из следующих позиций:
- уровень самостоятельности;
- отношение учащихся к предмету, учителю, друг к другу;
- наличие познавательного интереса;
- знание учениками фактического материала и уровень его усвоения.
При проведении уроков физической культуры нужно обязательно учитывать специфику младших школьников, обусловленную их анатомо-физиологическими и психологическими особенностями.
Прежде всего, каждый педагог должен постоянно помнить, что на уроке мало лишь физически нагрузить учащихся согласно учебной программе. Все уроки должны приносить детям наслаждение от различных физических упражнений, эмоциональной их подачи, способствовать физическому совершенствованию. Необходимо найти такие методы и средства обучения, которые вызвали бы наибольшую активность и заинтересованность школьников. В то же время в каждом классе начальной школы учащиеся должны освоить определенный объем знаний, приобрести конкретные умения и навыки, улучшить свою физическую подготовленность. В младших классах нужно стремиться так, подбирать физические упражнения, чтобы они не только были направлены на обучение двигательным действиям, но и активно содействовали укреплению здоровья и гармоническому физическому развитию детей, развивали необходимые двигательные качества, способствовали формированию правильной осанки, становлению школы движений.
На каждом уроке необходимо обеспечивать постоянную занятость и активность учащихся.
При высокой плотности урока иногда бывает, что дети утомляются, особенно первоклассники. В этом случае надо быстро переключиться на другие упражнения со значительно меньшей нагрузкой. Активизации внимания содействуют строевые упражнения с простейшими перестроениями, а также выполнение различных движений под музыкальное сопровождение.
Учитывая психологические особенности младших школьников, уроки физической культуры необходимо строить на фоне положительных эмоций. В связи с этим наравне с другими методами проведения упражнений нужно чаще использовать игровой метод.
Урок физической культуры, особенно в 1 классе, должен быть занимательным. Говоря о занимательности, мы имеем в виду не развлечение детей пустыми забавами, а занимательность форм, в которые облекаются физические упражнения.
Педагогически оправданная занимательность имеет целью привлечь и усилить внимание детей, активизировать двигательную активность учащихся.
В работе с младшими школьниками используются упражнения подражательного характера. Подражая действиям зайчика, мышки, дети входят в образ и с большим удовлетворением выполняют упражнения. Возникающие при этом положительные эмоции побуждают детей к многократному выполнению действий, способствующему их закреплению, воспитанию физических качеств. Дети могут подражать движениям, повадкам животных, птиц, насекомых, растениям, различным видам транспорта.
Большое значение в решении задач физического воспитания в работе с младшими школьниками имеют подвижные игры. Они включают в себя все основные виды движений: ходьбу, бег, прыжки, метания, лазанье, равновесие. Подвижные игры способствуют развитию быстроты, силы, выносливости, ловкости, воспитанию активности и инициативы, дружбы и товарищества.
Подвижные игры с бегом и прыжками должны быть краткими по времени и сопровождаться частыми передышками.
Учитывая, что мышцы и связки у детей этого возраста еще недостаточно окрепли, нельзя давать игры с большими силовыми напряжениями.
Физкультурное воспитание в системе воспитания детей школьного возраста (Физическое воспитание детей младшего школьного возраста)
Физическая культура — это вид индивидуальной деятельности человека, играющий важную роль в развитии общества и формирующий здоровый образ жизни.
Физическое воспитание – это педагогический процесс, направленный на формирование физически развитого, здорового, активного и морально стойкого подрастающего поколения.
Физическое воспитание имеет не мало важное значение, способствуя развитию ребенка. Является основой его всестороннего развития на протяжении всей жизни.
Возможности человека расширяются, улучшается его выносливость, сопротивляемость организма к неблагоприятным условиям окружающей среды, благодаря его физической подготовке. Физическая активность помогает развитию умственных качеств.
Актуальность. Здоровье является одним из важных показателей. О пользе физической культуры знают все, однако далеко не каждый человек рассматривает целенаправленную двигательную активность как важный компонент своего образа жизни, уделяя ему лишь малое количество времени.
Можно предположить, что желание человека должно быть направленно на сохранение и укрепление своего здоровья. Но, однако это не всегда так. Многие люди забывают о своем здоровье и физической культуре в целом.
Появляется необходимость мотивировать молодых людей заниматься спортом, совершенствоваться физически и вести здоровый образ жизни.
Все это нужно начинать развивать и закладывать еще в детском возрасте, приобщая ребёнка в школе к физической культуре.
Именно в период школьной жизни человека значение физической культуры состоит в создании фундамента для разностороннего физического развития, а также укрепления здоровья. Полноценное развитие детей школьного возраста без активных физкультурных занятий практически невозможно.
Доказано, что недостаток двигательной активности ухудшает здоровье растущего организма ребенка, ослабляя его защиту от негативного воздействия окружающей среды. Физическое развитие становится неполноценным.
Пик физического развития приходится на возраст 16-18 лет (IX-XI класс). Основные физические возможности развиваются именно в школьном возрасте. Этот период является очень важным в жизни человека по отношению ко всем физическим качествам. На более позднем этапе воспитать такие качества, как в школьном возрасте, будет практически невозможно.
Вместе с тем, школьный возраст считают самым подходящим временем для обучения ребенка двигательным навыкам и умениям. В будущем это поможет быстрее выполнять освоенные ранее движения в различных условиях двигательной деятельности.
В школьном возрасте дети достигают определенного уровня физической работоспособности, а также умственной активности. Все это помогает лучше осваивать теоретический материал учебных дисциплин в будущем.
Объект исследования – процесс физкультурного воспитания детей младшего, среднего и старшего школьного возраста.
Предмет исследования – особенности организации, содержания и методики преподавания урока физической культуры в школьном возрасте.
Цель исследования – провести теоретический анализ литературы, выявить возрастные периоды во время обучения детей в школе, и определить индивидуальные особенности каждого возрастного периода. Найти наиболее подходящие методы для проведения уроков физической культуры в младшем, среднем и старшем школьном возрасте.
Задачи:
- Провести анализ особенностей физического развития детей младшего, среднего, старшего школьного возраста;
- Рассмотреть систему воспитания детей в школьном возрасте в определенные периоды их жизни;
- Изучить процесс физкультурного воспитание детей школьного возраста в системе.
Тема, цель и задачи исследования обусловили выбор совокупности методов: теоретический анализ учебно-методической литературы и интернет-ресурсов, анализ и обобщение педагогического опыта.
Структура работы: введение, четыре главы, заключение, список литературы.
ГЛАВА I. ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Возрастные особенности физического развития детей младшего школьного возраста
Младший школьный возраст (детский) охватывает детей с 6-7 до 11 лет (I–IV классы). Именно в этом возрасте происходит процесс завершения анатомо-физиологического созревания систем, которые обеспечивают двигательную активность ребенка. Однако эти системы в начале еще далеки от созревания, а сам процесс развития моторики далек от своего завершения, хотя протекает с высокой интенсивностью в данном периоде.
Младший школьный возраст имеет определенные характеристики:
- Равномерное развитие опорно-двигательного аппарата;
- Интенсивность роста отдельных размерных признаков;
- Длина тела увеличивается больше, чем его масса;
- Очень подвижные суставы;
- Эластичный связочный аппарат;
- В скелете содержится большое количество хрящевой ткани;
- Наиболее подвижный позвоночный столб (до 8-9 лет);
- Мышцы имеют тонкие волокна, в составе содержат небольшое количество белков и жиров;
- Небольшими темпами увеличивается жизненный объем легких;
- Сильнее развиты крупные мышцы конечностей.
В возрасте 6-11 лет морфологическое развитие нервной системы уже почти подходит к завершению, структурная дифференциация нервных клеток и их рост заканчивается. Хотя функционирование нервной системы характеризуется преобладанием процессов возбуждения.
В период младшего школьного возраста демонстрируются высокие темпы прироста практически всех показателей физических качеств (табл. 1.1.).
Исключение составляет лишь показатель гибкости, его темпы прироста начинают снижаться.
Биодинамика движений и координационный комплекс ребенка развиваются бурно в возрасте 7-10 лет. Именно этот возраст особенно благоприятен для развития почти всех двигательных и координационных способностей, осуществляемых в двигательной активности человека.
Показатели функциональных возможностей организма являются важными критериями при выборе физических нагрузок, структур двигательных действий необходимых для практики физического воспитания детей.
Потребность в высокой двигательной активность является естественной для детей младшего школьного возраста. Под двигательной активностью подразумевают суммарное количество действий (двигательных), выполняемых человеком в повседневной жизни. При свободном режиме в летний период за сутки дети от 6-7 до 10 лет совершают в среднем 14 тыс. движений. Естественная суточная активность мальчиков на 15-30% выше, чем у девочек, которые нуждаются в организованной форме физического воспитания, проявляя маленькую долю самостоятельной активности.
В зимний период, по сравнению с весенним и осенним, двигательная активность детей падает, примерно на 35%.
Во время системного обучения в школе у детей 6-7 лет двигательная активность сокращается в половину. При переходе из класса в класс физическая активность постепенно уменьшается. Очень важно обеспечить детям в соответствии с их возрастом и состоянием здоровья необходимый объем суточной двигательной деятельности.
1.2. Задачи физического воспитания детей младшего школьного возраста
В младшем школьном возрасте необходимо обращать внимание на задачи физического воспитания:
- Оздоровительные:
- улучшение, укрепление осанки и здоровья;
- профилактика плоскостопия;
- выработка устойчивости к неблагоприятным условиям внешней среды;
- Образовательные:
- развитие координационных способностей;
- точность движений;
- быстрота реагирования;
- согласованные движения;
- Воспитательные:
- приобщение к самостоятельным занятиям;
- выявление интересов и предрасположенности к спорту;
- воспитание нравственных качеств.
1.3. Особенности методики физического воспитания
Начало школьного периода связанно с длительным сидением за партой, что является риском для хронической перегрузки позвоночника. Это нужно учитывать во время подбора упражнений для проведения занятий физической культуры. Рационально использовать наклоны, прогибания и вращения.
В возрасте 6-7 лет возрастают резервные возможности сердечно-сосудистой, а также дыхательной систем, по сравнению с детьми 4-5 лет. Эти возможности позволяют выполнять длительное время аэробную работу умеренной интенсивности. Многими исследованиями была доказана возможность развития выносливости у 6-7 летних детей с помощью добавления в уроки физической культуры циклически повторяющихся комплексов упражнений: равномерный бег, ходьбы на лыжах и других физических упражнений цикличного характера. Развитию выносливости необходимо способствовать, так как оно взаимосвязано с работоспособностью ребенка и определяет его подготовленность к обучению в школе, стимулирует успешному преодолению учебных нагрузок, более хорошему усвоению знаний по общеобразовательным предметам.
Умеренные нагрузки, способствуют повешению функциональных возможностей организма, сокращению его заболеваемости.
Способность детей к выполнению низко интенсивных физических упражнений в течение сравнительно продолжительного времени увеличивается. Наиболее высокая восприимчивость к их действию, развивает выносливость у детей в возрасте 11 лет. В возрасте 12-15 лет эффективность мало интенсивных упражнений снижается, выносливость стабилизируется или снижается.
Младший школьный возраст – очень ответственный период жизни в развитии двигательных координаций ребенка. Основы культуры движений, не знакомые ранее упражнения, удачно осваиваются именно в этом возрасте.
С началом учебы в школе изменяется режим жизни, процесс формирования двигательного аппарата ещё не завершён, появляется необходимость проявления осторожности при нормировании физических нагрузок для детей младшего школьного возраста. Ограничения касаются как применения силовых упражнений, так и физических нагрузок на выносливость.
В это время происходит появление индивидуальных мотиваций и интересов к занятиям физической культуры, в том числе и спорту.
Интерес к расширению диапазона физических способностей посредством овладения основами техники спортивных упражнений, необходимо воспитывать у ребенка в период младшего школьного возраста. Развитие двигательных координаций – одна из главных направленностей физической подготовки детей в возрасте 6-11 лет. В конце периода рационально ориентировать ребенка на занятия теми видами спорта, которые значительно соответствуют его способностям и интересам, а также могут реализовать в конкретных условиях жизни.
Большинство двигательных умений приобретаются детьми без специального инструктажа, благодаря их способности к изучению техники движений. Дети, в период младшего школьного возраста быстрее осваивают новые элементы техники спортивных упражнений, в отличие от подростков и юношей.
Силовой образ движения, а также ритмический дети воспринимают в ощущениях и общих впечатлениях, в меньшей мере способом «осознанного» освоения деталей техники выполнения. Поэтому обучение полноценному упражнению в этом возрасте имеет лучший результат, чем изучение его по отдельным элементам. Дети практически самостоятельно, только понаблюдав, способны освоить, например: передвижение на коньках, проявление спортивно-игровых способностей, владение мячом.
Тренировочный режим ребенка, направленный на обеспечение общей физической подготовки, является наиболее адекватным для двигательного потенциала человека в данный период жизни.
В возрасте 7-10 лет появляются интересы и склонности к определенным видам физической активности, предрасположенность к спорту. Все это создает условия для успешного физкультурно-спортивного развития детей младшего школьного возраста, определения каждому из них индивидуального пути физического совершенствования.
1.4. Рекомендации по проведению урока физической культуры.
Уроки физической культуры являются основным видом занятий физическими упражнениями для детей в начальной школе. Они строятся на основе общих педагогических положений и методических правил физического воспитания. Необходимо учитывать возрастные особенности занимающихся при составлении программы по физическому воспитанию.
Для начальной школы, необходимо на уроке совершенствовать естественные двигательные действия (бег, прыжки, ходьба, лазание и т.п.)
На одном уроке рационально решать 2-3 задачи, связанные с усвоением учебного материала.
Чем младше дети, тем больше необходимо уделять внимания укреплению мышц стопы, формированию правильной осанки.
На каждом занятие обязательно проводить активные игры, половину времени от урока с детьми до 10-11 лет.
Следует обращать внимание на точность и правильность выполнения упражнений, сочетать процесс обучения и развитие двигательных способностей ребёнка.
При объяснении задания необходимо, чтобы дети правильно понимали, что им необходимо делать и как. Именно поэтому стоит четко ставить задачу в конкретной форме, например: добежать, поймать, догнать, попасть и т.д.
Детям, учащимся в начальной школе, по возможности нужно исключать упражнения, связанные с задержкой дыхания.
Направлением активизации двигательных действий учащихся младшего школьного возраста является выполнение двигательных упражнений под рассказы. Ученики во время рассказа преподавателя выполняют соответствующие движения, стараясь творчески воспроизвести всю ситуацию. Желательно, чтобы рассказы имели сюжетный характер. Так физические упражнения становятся в форме игры.
Физическая активность детей от 6-7 до 11 лет в виде школьных уроков физической культуры, можно дополнять ежедневной утренней зарядкой и тренировками 2-3 раза в неделю. За исключением, если ребенок занимается в спортивной секции, то домашние занятия могут быть ограниченны.
ГЛАВА II. ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1. Возрастные особенности физического развития детей среднего школьного возраста
Средний школьный возраст (подростковый) охватывает детей в возрасте от 12 до 15 лет (V-VIII классы).
Этот возраст можно охарактеризовать интенсивным ростом и увеличением размеров тела. Годичный прирост длины тела в среднем достигает от 4 до 7 см, в основном за счет удлинения ног, а масса тела ежегодно увеличивается от 3 до 6 кг. В 13-14 лет наступает наиболее интенсивный темп роста у мальчиков, длина тела увеличивается за год на 7-9 см. В 11-12 лет у девочек происходит интенсивное увеличение роста, примерно не 7 см.
Средний школьный возраст имеет определенные характеристики:
- Длинные трубчатые кости верхних и нижних конечностей быстро растут,
- Рост позвонков в высоту ускоряется,
- Позвоночный столб очень подвижен,
- Сильные мышечные нагрузки ускоряют процесс окостенения,
- Рост трубчатых костей в длину может замедляться, благодаря чрезмерным мышечным нагрузкам,
- Быстрыми темпами развивается мышечная система,
- За счет увеличения толщины мышечных волокон, происходит быстрый скачек в увеличении общей массы мышц (с 13 лет),
- Высокие темпы развития дыхательной системы.
У мальчиков в 13-14 лет особенно интенсивно нарастает мышечная масса. У девочек этот процесс происходит раньше, с 11 до 12 лет.
Начинают появляться существенные различия в половом созревании и сроках у девочек и мальчиков. Обычно у девочек процесс полового созревания происходит на 1-2 года быстрее мальчиков. В одном классе могут обучаться подростки с различной степенью полового созревания. Поэтому у них могут быть разные функциональные способности. Актуальной становится проблема индивидуализации обучения в подростковом возрасте.
У обучающихся в среднего школьного возраста из-за морфологической, функциональной незрелости сердечно-сосудистой системы и ещё развивающейся ЦНС (Центральная нервная система), становится заметной незавершенность формирования механизмов. Эти механизмы регулируют и координируют различные функции сосудов и сердца. Именно поэтому у детей 12-15 лет адаптационные системы кровообращения при мышечной активности значительно ниже, чем в юношеском возрасте. Их система кровообращения реагирует на нагрузки менее экономично.
У обучающихся V-VIII классов режим дыхания менее эффективен, по сравнению со взрослыми. Подросток потребляет за один дыхательный цикл 14 мл кислорода, взрослый – 20 мл. Взрослые больше способны задержать дыхание, чем подростки, у которых быстрее снижается обогащение крови кислородом. Поэтому им будет сложно находиться в местах с недостатками кислорода.
Подростковый возраст является периодом еще продолжающегося двигательного развития моторных способностей, возможностей в совершенствовании двигательных способностей (табл. 2.1).
Высокими темпами становятся лучше определенные координационные способности, например: метание на дальность, метание на меткость.
У детей улучшаются силовые способности и выносливость, увеличиваются скоростные способности. Но можно отметить и слабые темпы развития гибкости.
Источник: www.evkova.org