Развивающая программа предназначена для работы с детьми 6-7 лет, направленных на развитие нравственного потенциала и развитие навыков межличностного взаимодействия со взрослыми и сверстниками.
Данная Программа предназначена для педагогов- психологов дошкольных образовательных учреждений.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №21 «Сказка» города Белово комбинированного вида »
Рабочая программа
«Открой себя»
Данилюк Елена Михайловна
Составитель Данилюк, Е.М., педагог- психолог
Развивающая программа предназначена для работы с детьми 6-7 лет, направленных на развитие нравственного потенциала и развитие навыков межличностного взаимодействия со взрослыми и сверстниками.
Данная Программа предназначена для педагогов- психологов дошкольных образовательных учреждений.
Дошкольный возраст — особый период в жизни человека. Именно в этом возрасте формируется тот сравнительно устойчивый внутренний мир, который дает основание называть ребенка личностью. Понимание своих эмоций и чувств также является важным моментом в становлении личности растущего человека. Эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии дошкольников, так как никакое общение, воздействие не будет эффективным, если его участники не способны, во-первых, «читать» эмоциональное состояние другого, а во-вторых, управлять своими эмоциями.
Тайны Вселенной: Откройте для себя сокровенные секреты глубокого Космоса
И хотя в последние годы происходит активное реформирование системы дошкольного воспитания (растет сеть альтернативных дошкольных учреждений, появляются новые программы дошкольного воспитания, разрабатываются оригинальные методические материалы), развитию эмоциональной сферы ребенка не уделяется достаточное внимание в отличие от его интеллектуального развития. Результаты диагностики уровня развития дошкольников, наблюдения за эмоциональными проявлениями детей, консультирования, показали, что чаще всего гармоничному развитию ребенка препятствует эмоциональная нестабильность, расстройства эмоциональной сферы.
А если говорить о нормальном развитии ребенка, то, как справедливо указывали Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, только согласованное функционирование интеллектуальной и эмоциональной систем, их единство может обеспечить успешное выполнение В дошкольной психологии этот вопрос тоже стоит очень остро. Этой проблемой занимались А.В. Запорожец, Я.З. Неверович.
Умение определять эмоциональное состояние других людей дошкольниками подробно изучали А.М. Щетинина, В.К. Манеров, Л.П. Стрелкова. Эмоциональные нарушения у детей дошкольного возраста рассматривали Г.М.
Бреслав, Г.Е. Сухарева, В.В. Ковалев.
Дети старшего дошкольного возраста в целом способны правильно воспринимать эмоциональное состояние человека (по результатам исследований современных психологов Ю.М. Милинич, Т.Д. Зинкевич — Евстигнеева , 95% опрошенных детей пяти — семи лет в целом правильно определяют эмоции других людей). При этом дети достаточно легко отличают радость, восхищение, веселье и затрудняются в распознавании грусти (эту эмоцию правильно назвала половина опрошенных дошкольников), испуга (всего 7% детей дали правильные ответы), удивления (лишь 6%).
Помните пару, над которой все СМЕЯЛИСЬ? Вот, что с ними произошло после ЭТОГО…
Большое значение в поведении ребенка-дошкольника имеют мотивы установления и сохранения положительных взаимоотношений с взрослыми и детьми.
В среднем и особенно старшем дошкольном возрасте на первый план выдвигается усвоение правил взаимоотношений с другими детьми. Усложнение деятельности детей приводит к тому, что часто возникает необходимость учесть точку зрения товарища, его права и интересы. Детям нелегко усвоить правила взаимоотношений, и они нередко на первых порах применяют их формально, не понимая особенностей данного конкретного случая. Овладение правилами взаимоотношений происходит только в результате опыта, получаемого детьми в практике изменения, нарушения и восстановления этих прав.
У детей с эмоциональными нарушениями преобладают такие отрицательные эмоции как горе, страх, гнев, стыд, отвращение. У них имеется высокий уровень тревожности, а положительные эмоции проявляются редко. Отсюда возникает задача контроля за эмоциональным развитием детей и при необходимости применения психокоррекционных программ.
С целью удовлетворения социального запроса на гармоничное развитие ребенка и была создана рабочая программа по развитию эмоционального мира дошкольников.
При составлении данной программы были изучены и переработаны авторские материалы: пособие для практических работников детских садов: «Давай познакомимся! Тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников 4-6 лет» автор-составитель И.А. Пазухина, О. Князева, «Я-ты-мы» Г. Барднер, «Я хочу», Н. Клюева «Учим детей общению».
При планировании занятий учитывается
- последовательность выбранного материала, постепенное усложнение;
- разнообразие и чередование различных видов активности
( речевая – двигательная, спокойные – подвижные игры)
- содействие формированию у детей старшего дошкольного возраста способности устанавливать социальные контакты и развитие навыков, умений, необходимых для совместных действий в быту и игровой деятельности.
- способствовать развитию коммуникативных навыков и социальной адаптации детей;
- воспитывать у дошкольников умение адекватно реагировать в жизненных ситуациях, развивать эмоциональную произвольность;
- знакомить детей с характеристикой эмоциональных состояний (радость, грусть, доброта, злость, гнев, упрямство), соотносить их с конкретной ситуацией;
- развивать творческие способности и совершенствовать познавательные процессы.
Методы и приемы, лежащие в основе проведения занятий
- психогимнастика, предполагает адекватное ролевое формирование эмоциональной децентрации и произвольного развития у дошкольников, а также регуляция поведения;
- элементы библиотерапии (чтение психологических сказок, стихов);
- эмоциональный тренинг ( соотнесение эмоциональных состояний с природными и общественными явлениями, оценка собственных эмоциональных состояний, выражение их доступными средствами – мимикой, пантомимикой);
- эмоционально – символические (превращение образов фантазии в рисунки);
- элементы мнемотехники, предполагает зарисовывание пиктограмм эмоциональных состояний;
- коммуникативные игры ;
- релаксационные методы: использование упражнений, основанных на методах активной нервно – мышечной релаксации;
- наблюдение за эмоциональным фоном, выраженностью эмоций;
- беседа, выявляющая осознание и понимание детьми своих эмоциональных состояний;
- тест «Рисунок семьи» — диагностика внутрисемейных межличностных отношений;
- методика «Моя группа» — выявление взаимоотношения детей с воспитателями и сверстниками, их эмоциональный комфорт в группе;
- методика «Мое настроение» — согласно использованию цветовой палитры и содержанию рисунка, определить эмоциональное состояние ребенка, его страхи, проблемы, взаимоотношение с окружающими.
В основу программы легли принципы развития и коррекции эмоционального состояния, предложенные академиком Петровским А.В.
Для создания комфортной атмосферы
- принцип свободного участия. Если кто- то из детей не склонен участвовать в какой- либо игре, следует разрешать выходить из игры и спокойно возвращаться в нее;
- принцип взаимного уважения. Это своего рода правила группы, которое можно составить совместно с детьми, например, следующие:
- каждый имеет право высказывать свое мнения и предложения;
- каждый имеет право быть выслушанным;
- спорные вопросы решаются путем голосования.
- принцип осознанности. Перед началом занятия психолог объясняет детям его цель, структуру, чтобы достичь понимания и согласия;
- принцип рефлексии. Для закрепления результатов важно получение обратной связи. В конце занятия следует совместно с детьми подвести итоги: что больше или меньше понравилось, какой опыт приобрели. После подведения итогов занятия выполняется финальное упражнение, которое всегда должно быть одним и тем же.
Так например, дети могут образовывать круг и, взявшись за руки, некоторое время постоять закрыв глаза. Им предлагается подумать о чем-нибудь приятном, а затем взрослый слегка пожимает руку соседу, тот сжимает руку своему соседу. Можно спеть любимую всеми детьми песню или выполнить какое-нибудь движение. Главное, чтобы ритуал вызывал и стабилизировал приятные эмоциональные состояния.
Ожидаемый результат реализации программы
- нормализация самооценки;
- Формирование умения соблюдать дистанцию в отношениях с окружающими;
- выработка умения руководствоваться в своем поведении нравственными ценностями социальной и общественной жизни;
- конструктивное управление собственным поведением;
- развитие творческих способностей и познавательных процессов у детей.
Критерии результативности проводимых занятий
- Преобладание положительных эмоций у детей.
- Умение сдерживать нежелательные эмоции и применение приемлемых способов их проявления в общении со взрослыми и детьми.
- Изменение характера рисунков у детей (преобладание светлых красок, уверенный контур рисунка, выражение положительных эмоций через рисунок, характера рисунка).
- Произвольность поведения во время общения.
Результаты контрольной диагностики
По результатам обследования выявлены следующие результаты работы программы :
- 81% умеют интегрировать разнообразные сильные эмоции и переживания;
- 71% детей умеют самостоятельно находить выход своим позитивным и негативным чувствам способом, приемлемым для самой личности ребенка и для социума;
- 84% дошкольников взаимодействуют с окружающим миром в позитиве и благополучии.
Таким образом, можно говорить о результативности деятельности по программе.
Программа рассчитана для детей 6-7 летнего возраста, включает 32 занятия. Занятия проводятся 1 раз в неделю по подгруппам 7-10 детей. Продолжительность одного занятия 30- 35 мин.
Источник: nsportal.ru
Парционная программа. Париальная рограмма Открой себя. Программа Открой себя Программа Открой себя

Единственный в мире Музей Смайликов
Самая яркая достопримечательность Крыма

Скачать 7.17 Mb.
Педагогическая технология «Открой себя», автор Е. В. Рылеева
Подготовила студентка группы ЗДОу-121
Русяева Алёна Максимовна
Программа «Открой себя»
Программа «Открой себя» одобрена Министерство образования (1999г.).
Программа рассчитана на детей 2—6 лет.
На каждом году обучения ребенок возвращается к определенному кругу проблем(«Я сам!» , «Социальная действительность», «Мир природы!», «Я могу!»). Завершается тематический цикл контрольным занятием.
Цель программы «Открой себя»
Помочь ребенку осознать человеческую природу, свою принадлежность к роду человеческому и одновременно с этим раскрыть свою индивидуальность, особенность, неповторимость.
Тематические блоки программы
Всего тем 31, объединенных в четыре тематических блока:
Я сам!
Социальная действительность.
Мир природы!
Я могу!
1 блок « Я сам!»
Задача I блока, как уже видно из самого его названия, состоит в том, чтобы ребенок осознал собственную уникальность, неповторимость, единственность в своем роде. Ее осуществление возможно, если родители и другие члены семьи будут интересно и с увлечением рассказывать малышу о его «прошлом» (о прошлом и настоящем его рода), если ребенок будет искать и находить словесные обозначения своих внутренних переживаний, душевных состояний; если научится наблюдать за собой в повседневной жизни. Темы первого блока
Имя.
Внешность.
Семья.
Чувства.
Тело.
Проявления жизни.
Человеческое.
Уникальность, неповторимость.
2 блок «Социальная действительность»
II блок подводит дошкольника к осознанию себя как частички человечества, как одного из людей, имеющего общие, сходные со всеми черты. Задача эта решается через размышления о своем будущем, через осмысление того факта, что осуществить свои замыслы невозможно без помощи и участия других людей. В конечном счете все это приводит к пониманию необходимости учиться и возникновению потребности в этом. Темы второго блока
Руки людей.
Речь, язык, сердце.
Два начала человеческой природы.
Среда обитания человека.
Мир профессий.
Спорт.
Искусство.
Люди и время.
3 блок «Мир природы»
Особым обучающим эффектом обладает III тематический блок. Дети знакомятся с разными явлениями окружающего мира, с его законами. Однако это знакомство осуществляется с позиции человека, осознающего, с одной стороны, свои огромные возможности, с другой — последствия вмешательства в хрупкий мир природы. Развитие экологического сознания — одна из главных задач, решаемых на занятиях по тематике блока. Темы третьего блока
Земля и Космос.
Время.
Вода.
Суша.
Воздух.
Лики народов Земли.
Климат.
Жизнь на Земле.
4 блок «Я могу!»
И наконец, последний, IV блок как следует из названия, призван сформировать у дошкольника первичные навыки планирования своей деятельности и будущей жизни. А для этого ему необходимо осмыслить свои сильные стороны и качества, знать, что на жизненном пути встретится немало трудностей и преодолеть их можно только путем расширения границ своих возможностей. Темы четвертого блока
Анкетные данные.
Достижения.
Пристрастия и интересы.
Взгляд в будущее.
Трудности и способы их преодоления.
Самооценка возможностей.
ведущей деятельностью дошкольника является игра. Игра отличается от учебного процесса тем, что в ней ребенок никому ничего не должен;
педагогом оценивается не точность выполнения заданий, а попытка ребенка найти нестандартные решения или много решений одного задания;
анализируется каждое выполненное задание обучающегося;
задания, предлагаемые детям, либо вытекают из их повседневного опыта, либо усваиваются в процессе работы;
чем меньше возраст обучающегося, тем чаще сменяются виды активности, в которых ребенку предлагается познакомиться с учебным материалом.
Источник: topuch.com
педагогическое партнерство

Программа развития самосознания дошкольников «Открой себя» может быть с одинаковым успехом использована как в учебно-воспитательном процесс детского сада, так и в семейном образовании — только силами семьи. Но лучшие результаты получаются во взаимодействии семьи и детского сада на паритетных началах.
Педагогам детского сада
- для детей до 3-х лет
- для детей 4-х лет
- для детей 5-ти лет
- для детей 6 лет
Сценарии досугов:
- Зимние именинники: сценарий для групп детского сада с активным участием родителей
- Математика вокруг нас
Источник: pedpartnerstvo.ru