Характеристика программ по русскому языку

Русский язык является одним из основных предметов в специальной школе. В зависимости от года обучения на овладение навыками письма, чтения, устной речи учебным планом отводится примерно 20—50% учебного времени. Программа по русскому языку включает в себя следующие разделы: «Обучение грамоте», «Развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности», «Чтение и развитие речи», «Грамматика, правописание и развитие речи».

Коррекционная направленность программного материала в первую очередь проявляется в области речевого развития детей, поскольку, как говорилось ранее, важнейшая цель уроков русского языка — формирование речи как средства общения, как способа коррекции познавательной деятельности учащихся и облегчения их адаптации после окончания школы.

В процессе обучения проводится работа над устранением недостатков всех сторон речи ребенка. На специальных логопедических занятиях и непосредственно на уроках русского языка корригируются дефекты произношения, формируются фонетико-фонематические представления. Не случайно на протяжении шести лет обучения в программу входит специальный раздел «Звуки речи», который предусматривает проведение упражнений на звуковой анализ и синтез, на дифференциацию оппозиционных фонем (с — ш, с — з, р— л, ч — ц, м — м’ и др.), на соотнесение звуков и их графических обозначений, а также на ознакомление с некоторыми фонетическими понятиями.

Характеристика компетенций учителей русского языка

Неточность и бедность словаря, неправильное употребление грамматических форм, синтаксических конструкций устраняются на всех занятиях по русскому языку, будь то уроки, посвященные развитию устной речи, чтению, практическим грамматическим упражнениям или грамматике и правописанию.

Принимая во внимание неполноценность личного опыта школьников в любом виде деятельности, программа выделяет на всех этапах обучения пропедевтические периоды, в течение которых у детей коррегируют недостатки прошлого опыта, готовят учащихся к усвоению последующих разделов программы. Так, обучению грамоте предшествует добукварный период, направленный на коррекцию сенсомоторной сферы, сложных недостатков речи, неправильных представлений об окружающем мире, без чего невозможно приступать к формированию навыков чтения и письма.

Источник: pedlib.ru

ТЕМА 1.3. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ И УЧЕБНЫЕ ПОСОБИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

1. Общая характеристика современных УМК по русскому языку.

2. Характеристика УМК, вошедший в Федеральный перечень учебников 1917-1918 учебный год.

Обучение русскому языку как учебному предмету на современном этапе осуществляется по учебно-методическому комплексу (УМК).

Учебно-методический комплект (УМК) – это совокупность учебно-методических материалов и программно-технических средств, способствующих эффективному освоению учащимися учебного материала, входящего в программу предметного курса.

Примерные рабочие программы по учебным предметам «Русский язык» и «Родной язык (русский)»

примерные программы по предмету;

учебники (на бумажных и электронных носителях);

методические пособия (предназначены для учителя; они содержат общие рекомендации по разработке и проведению уроков);

рабочие тетради (для организации самостоятельной работы учащихся; учебники и рабочие тетради к ним составляют единое целое);

справочники и справочные материалы (содержат всю необходимую информацию для учащихся по курсу школьной программы).

книги для дополнительного чтения и др.

В современных программах и учебниках по русскому языку нашли отражение лучшие традиции в создании программ и учебников, а также ряд современных подходов.

Традиционный подход находит выражение в реализации предметного ядра курсов, сохраняя его связь с наукой, системность изучаемых знаний, направленность на формирование предметных умений и навыков.

Системно-деятельностный подход определяет деятельностный характер содержания, процесса его освоение и результатов обучения.

Деятельностный характер содержания предполагает приоритет

а) не описательных знаний, а знаний о том, как действовать (алгоритмы, предписания, схемы разбора и т.п.);

б) акцент на формировании умений предметного и метапредметного характера, на формировании учебной деятельности, универсальных учебных действий.

Деятельностный подход к процессу получения знаний заключается в том, чтобы дети не получали готовых знаний, а добывали их в ходе выполнения учебной деятельности: участвовали в постановке учебной задачи, осуществляли самостоятельное (под руководством учителя) её решение, осуществляли контроль и оценку полученных результатов усвоения.

Деятельностный подход предполагает, что главным результатом обучения любому предмету, в том числе и русскому языку, должны стать универсальные и предметные учебные действия, умения.

Одна из особенностей современных учебников выражается в их направленности на реализацию компетентностного подхода. На материале предметов филологического цикла формируется коммуникативная и читательская компетенции.

Современные программы и учебники реализуют личностно-ориентированный подход, который направлен на формирование индивидуальности ребенка, на создание условий, способствующих её развитию. Этот подход дает возможность выбора, движения в изучаемом материале по индивидуальному маршруту. Это реализуется в представлении изучаемого материала на разных уровнях глубины, в возможности у ребенка выбирать соответствующий ему уровень сложности.

Общая характеристика структуры примерных программ.

Примерная программа включает три раздела:

Пояснительную записку, раскрывающую характеристику и место учебного предмета в базисном учебном плане, цели его изучения;

Требования к уровню подготовки оканчивающих начальную школу.

Тематическое планирование в трех вариантах.

Планируемые результаты освоения программ начального образования по русскому языку (подробно по каждому разделу курса).

В последние десятилетия в педагогической науке и практике появилось новое понятие – учебно-методический комплект (УМК).

Учебно-методический комплект (УМК) – это совокупность учебно-методических материалов и программно-технических средств, способствующих эффективному освоению учащимися учебного материала, входящего в программу предметного курса.

Читайте также:
Как настроить программу qbittorrent

примерные авторские программы по предмету;

учебники (на бумажных и электронных носителях);

методические пособия (предназначены для учителя; они содержат общие рекомендации по разработке и проведению уроков);

рабочие тетради (для организации самостоятельной работы учащихся; учебники и рабочие тетради к ним составляют единое целое);

справочники и справочные материалы (содержат всю необходимую информацию для учащихся по курсу школьной программы).

книги для дополнительного чтения и др.

Каждый УМК разрабатывается большим авторским коллективом ученых, методистов, педагогов-практиков. Основу УМК по русскому языку составляет учебники: букварь, азбука (к ним прилагаются прописи) для обучения грамоте и учебник по русскому языку.

В настоящее время Министерством образования РФ для начальной школы рекомендовано несколько учебников по русскому языку.

1. УМК «Школа России»

Горецкий В.Г., Кирюшкин В.А., Виноградская Л.А. Азбука // http://uchebniki-chitat.ru/

Горецкий В.Г., Федосова Н.А. Прописи. 1-4 части. М.: Просвещение.

Горецкий В.Г., Канакина В.П. Русский язык (1 – 4 классы) // http://uchebniki-chitat.ru/

Главная концептуальная идея комплекса: Школа России должна стать школой духовно-нравственного и образовательного развития». В этом комплекте бережно сохранены лучшее традиции русской школы, а также использовано все, что накоплено и опубликовано в практике современной отечественной школы. Основные черты предлагаемой в этом комплекте образовательной модели: личностно-развивающее, граждански-ориентированное, глобально-ориентированное, экоадекватное образование.

Цели обучения русскому языку: духовно-нравственное воспитание и развитие ребенка средствами учебного предмета, формирование прочных умений и навыков письма, чтения, правильной речи. Основные особенности построения программы: изучение языка в единстве всех его сторон (фонетики, графики, лексики, морфологии, синтаксиса), постепенное нарастание трудностей в предъявлении учебного материала, постоянный возврат к уже изученному, но на новой основе (принцип концентризма), проблемно-поисковый подход в организации обучения, развитие творческих способностей ребенка, ежедневная работа над обогащением его речевой практики.

УМК «Школа 21 века»

Журова Л. Е., Евдокимова А. О. Букварь. 1 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2-х ч. – М.: Вентана-Граф.

Журова Л. Е., Евдокимова А. О. Прописи 1 класс. В 3-х ч. Рабочая тетрадь. (№ 1, № 2, № 3). – М.: Вентана-Граф.

Иванов С. В., Евдокимова А.О., Кузнецова М. И. и др. Русский язык. 1 – 4 классы. 4. – М.: Вентана-Граф.

УМК по русскому языку отвечает основополагающим принципах.

1. Личностно-ориентированное обучение предполагает: сохранность и поддержку индивидуальности ребенка; предоставление возможностей каждому ребенку работать в присущем ему темпе; создание условий для обязательной успешной деятельности; обучение в зоне «ближайшего развития», обеспечение своевременной помощи каждому ребенку при возникновении трудностей обучения; создание условий для реализации творческих возможностей школьника.

2. Природосообразность обучения рассматривается как соответствие содержания, форм организации и средств обучения психологическим возможностям и особенностям детей младшего школьного возраста.

3. Принцип педоцентризма предполагает отбор содержания обучения, наиболее адекватного потребностям детей этого возрастного этапа развития, знаний, умений, универсальных действий, наиболее актуальных для младших школьников. При этом учитывается необходимость социализации ребенка, осознание им своего места не только в «детском» мире, но и в школьном коллективе; овладение новыми социальными ролями («я – ученик», «я – школьник») с постепенным расширением его участия во «взрослом» мире. Учитывается также знания и опыт младшего школьника по взаимодействию со сверстниками, с другими людьми, со средой обитания, уровень осознания свой принадлежности к обществу людей (права, обязанности, социальные роли).

4. Принцип культуросообразности позволяет предоставить учащемуся для познания лучшие объекты культуры из разных сфер окружающей жизни.

5. Организация процесса обучения в форме учебного диалога (диалогичность процесса образования) включает ориентировку учителя на демократический стиль взаимоотношений обучающих и обучающихся; предоставление ребенку права на ошибку, собственное мнение, выбор учебного задания и партнера по деятельности. В начальной школе используются разные формы организации обучения, в процессе которых дети учатся сотрудничать, осуществлять совместную учебную деятельность (парная, групповая, общая коллективная).

6. Преемственность и перспективность обучения. Установление преемственных связей методической системы обучения с дошкольным, а также основным звеном образования

УМК «Гармония»

Соловейчик М.С, Бетенькова Н.М., Кузьменко Н. С., Курлыгина О. Е. Букварь. В 2-х ч. – Смоленск: Ассоциация ХХI век.

Кузьменко Н. С., Бетенькова Н.М. Прописи «Хочу хорошо писать». В 4-х ч. – Смоленск: Ассоциация ХХI век.

Соловейчик М.С, Кузьменко Н. С. Русский язык Учебник для 1 – 4 классов. – Смоленск: Ассоциация ХХI век.

О.В. Кубасова. Литературное чтение. Мои любимые страницы.

Особенности комплекса: преодоление объективно сложившегося в конце ХХ начале ХХI вв. противоречия между традиционной и развивающей системами в начальном образовании на основе органичного соединения подтвердивших жизненность положений традиционной методики и новых подходов к решению педагогических и методических проблем; воплощение основных направлений модернизации школьного образования; обеспечение условий для формирования у младших школьников основ учебной деятельности.

Общая характеристика УМК по русскому языку: цель обучения – осознание ребенком себя как языковой личности и формирование у него на этой основе уважения к языку и себе как его носителю. Осуществление коммуникативного подхода в изучении языка; обеспечение базы для повышения грамотности учащихся за счет системного развития орфографической зоркости и орфографического самоконтроля; расширение круга сведений о способах выполнения языковых и речевых действий; введение в программу сведений по культуре речи; развитие речи детей путем знакомства их с конкретными стилями и жанрами (записки, письма, поздравления, загадки, дневниковые записи, воспоминания, словесные зарисовки и др.); тщательный отбор и проработка дидактического материала в учебниках.

Читайте также:
Как назначить клавишу на запуск программы

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:

Источник: studopedia.ru

Анализ ФГОС 2021. сравнит анализ. Сравнительный анализ примерной рабочей программы по русскому языку фгос ноо 2009 2021

Единственный в мире Музей Смайликов

Самая яркая достопримечательность Крыма

Скачать 151.27 Kb.

Сравнительный анализ примерной рабочей программы по
русскому языку ФГОС НОО 2009/ 2021.
Требования к структуре основной образовательной программы
ФГОС 2009
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования. Предмет
«Русский язык» играет важную роль в реализации основных целевых установок начального образования: становлении основ гражданской идентичности и мировоззрения; формировании основ умения учиться и способности к организации своей деятельности; духовно-нравственном развитии и воспитании младших школьников. Содержание предмета направлено на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетентности. Русский язык является для младших школьников основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности. «Дитя входит в духовную жизнь окружающих его людей единственно через посредство отечественного языка, и, наоборот, мир, окружающий дитя, отражается в нём своей духовной стороной только через посредство той же среды — отечественного языка» (К.
Д. Ушинский). Изучение русского языка в начальных классах — первоначальный этап системы лингвистического образования и речевого развития, обеспечивающий готовность выпускников начальной школы к дальнейшему образованию.
Требования к условиям реализации программ обучения ФГОС 2009.
Представляют собой систему требований к кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования и достижения планируемых результатов начального общего образования.

Интегративным результатом реализации указанных требований должно быть создание комфортной развивающей образовательной среды: обеспечивающей высокое качество образования, его доступность, открытость и привлекательность для обучающихся, их родителей (законных представителей) и всего общества, духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся; гарантирующей охрану и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся; комфортной по отношению к обучающимся и педагогическим работникам.
В целях обеспечения реализации основной образовательной программы начального общего образования в образовательном учреждении для участников образовательного процесса должны создаваться условия, обеспечивающие возможность: достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования всеми.
Программа направлена на реализацию средствами предмета «Русский язык» основных задач образовательной области
«Филология»:
1. Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства
России, о языке как основе национального самосознания.
2. Развитие диалогической и монологической устной и письменной речи.
3. Развитие коммуникативных умений.
4. Развитие нравственных и эстетических чувств.
5. Развитие способностей к творческой деятельности.
Требования к структуре основной образовательной программы ФГОС
2009.
Основная образовательная программа начального общего образования.
1. Целевой раздел
— пояснительная записка;

— планируемые результаты; — система оценки.
2. Содержательный раздел
— программа формирования УУД;
— программы отдельных учебных предметов, курсов и курсов внеурочной деятельности;
— рабочая программа воспитания;
— программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни;
— программа коррекционной работы
3. Организационный раздел — учебный план;
— план внеурочной деятельности;
— календарный учебный график;
— календарный план воспитательной работы;
— система условий реализации программы.
Требования к результатам обучения ФГОС 2009
Стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования: личностным,
— включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию
-сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно- смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально- личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества;
-сформированность основ гражданской идентичности.
*метапредметным, включающим освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями. *предметным, включающим освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета

опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира.
Требования к условиям реализации программ обучения ФГОС 2021
Включают: общесистемные требования; требования к материально- техническому и учебно-методическому обеспечению; требования к психолого-педагогическим, кадровым и финансовым условиям.
Цели:
В системе предметов общеобразовательной школы курс русского языка реализует познавательную и социокультурную цели.
Познавательная цель предполагает ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаковосимволического восприятия, логического мышления и воображения учащихся.
Социокультурная цель изучения русского языка включает иформирование коммуникативных компетенций учащихся как показателя общей культуры человека, развитие устной и письменной речи.
Цель курса — открыть детям родной язык как предмет изучения, воспитать у младших школьников чувство сопричастности к сохранению чистоты, выразительности, уникальности родного слова, пробудить интерес и стремление к его изучению.
Задачи
• развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с особенностями и условиями общения;
• освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;

Читайте также:
Линейная программа это выберите ответ

• овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты описания и тексты повествования небольшого объема;
• воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
Планируемый результат
Выпускник на ступени начального общего образования:
• научится осознавать безошибочное письмо как одно из проявлений собственного уровня культуры;
• сможет применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в объёме изученного) при записи собственных и предложенных текстов, овладеет умением проверять написанное, при работе с текстом на компьютере сможет использовать полуавтоматический орфографический контроль, овладеет основными правилами оформления текста на компьютере;
• получит первоначальные представления о системе и структуре русского и родного языков: познакомится с разделами изучения языка — фонетикой и графикой, лексикой, словообразованием (морфемикой), морфологией и синтаксисом; в объёме содержания курса научится находить, характеризовать, сравнивать, классифицировать такие языковые единицы, как звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое предложение, что послужит основой для дальнейшего формирования общеучебных, логических и познавательных (символико-моделирующих) универсальных учебных действий с языковыми единицами.
В результате изучения курса русского языка и родного языка у выпускников, освоивших основную образовательную программу начального общего образования, будет сформирован учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу по русскому и родному языкам и способам

решения новой языковой задачи, что заложит основы успешной учебной деятельности при продолжении изучения курса русского языка и родного языка на следующей ступени образования.

Требования к структуре основной образовательной программы
ФГОС 2021
Программа начального общего образования
1. Целевой раздел:
— пояснительная записка;
— планируемые результаты; — система оценки.
2. Содержательный раздел: — рабочие программы учебных предметов, учебных курсов (в том числе внеурочной деятельности), учебных модулей;
— программа формирования УУД;
— рабочая программа воспитания.
3. Организационный раздел — учебный план;
— план внеурочной деятельности;
— календарный учебный график;
— календарный план воспитательной работы;
— характеристика условий реализации программы.
На уровне НОО убрали программу коррекционной работы и программу, формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни (п. 31 ФГОС НОО).
Требования к результатам обучения ФГОС 2021
ФГОС устанавливает требования к результатам освоения обучающимися программ начального общего образования:
*личностным, включающим:
-формирование у обучающихся основ российской гражданской идентичности; готовность обучающихся к саморазвитию; мотивацию к познанию и обучению;
-ценностные установки и социально значимые качества личности;
-активное участие в социально значимой деятельности;
* метапредметным, включающим:

-универсальные познавательные учебные действия
(базовые логические и начальные исследовательские действия, а также работу с информацией);
-универсальные коммуникативные действия (общение, совместная деятельность, презентация);
-универсальные регулятивные действия
(саморегуляция, самоконтроль);
*предметным, включающим освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт деятельности, специфической для данной предметной области, по получению нового знания, его преобразованию и применению.
Научно-методологической основой для разработки требований к личностным, метапредметным и предметным результатам обучающихся, освоивших программу начального общего образования, является системно- деятельностный подход.
Изучение русского языка в начальных классах – первоначальный этап системы лингвистического образования и речевого развития, обеспечивающий готовность выпускников начальной школы к дальнейшему образованию.
Целями изучения предмета «Русский язык» в начальной школе являются:
• ознакомление обучающихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;
• формирование коммуникативной компетенции обучающихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека. Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета:

Содержание букварного периода охватывает изучение первых согласных звуков и их буквенных обозначений; последующих гласных звуков и букв, их обозначающих; знакомство с гласными звуками, обозначающими два звука; знакомство с буквами, не обозначающими звуков.
Специфическая особенность данного этапа заключается в непосредственном обучении чтению, усвоению его механизма. Первоклассники осваивают два вида чтения: орфографическое и орфоэпическое; работают со слоговыми таблицами и слогами-слияниями; осваивают письмо всех гласных и согласных букв, слогов с различными видами соединений, слов, предложений, небольших текстов.
Послебукварный(заключительный)– повторительно-обобщающий этап.
На данном этапе обучения грамоте осуществляется постепенный переход к чтению целыми словами, формируется умение читать про себя, развиваются и совершенствуются процессы сознательного, правильного, темпового и выразительного чтения слов, предложений, текстов. После обучения грамоте начинается раздельное изучение русского языка и литературного чтения.
Систематический курс русского языка представлен в программе следующими содержательными линиями:
• система языка (основы лингвистических знаний): лексика, фонетика и орфоэпия, графика, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис);
• орфография и пунктуация;
• развитие речи.

Источник: topuch.com

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru