Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Грандилевская Ирина Владимировна
Беременность относится к критическим нормативным событиям биологической природы. Это событие имеет позитивное значение, но женщины в этот период нуждаются в психологической адаптации. Любые дополнительные сложности могут стать для будущей матери серьезным испытанием, усилить внутренний конфликт или вызвать ситуацию острой эмоциональной напряженности. Следовательно, беременная нуждается не только в заботе близких, но и в профессиональном психологическом сопровождении в течение всего периода вынашивания ребенка.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Грандилевская Ирина Владимировна
Особенности психологического реагирования женщин на выявленную патологию беременности
Опыт использования медицинских и организационных инноваций Рязанским областным клиническим перинатальным центром
Психологическое сопровождение беременности. Контакт матери и ребёнка
Ранняя диагностика врожденной патологии как значимый резерв снижения заболеваемости и смертности населения (опыт республики Татарстан)
Стандарты для служб родовспоможения и охраны неонатального здоровья
Роль семейно-ориентированных технологий в перинатальной медицине уральского федерального округа
i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры?
Вы всегда можете отключить рекламу.
Comprehensive psychological support in pregnancy
Pregnancy is a normal biological event. Although it is usually a positive experience, some pregnant women might need additional psychological support . Any additional difficulties might present a serious challenge to an expectant mother, intensify an internal conflict or cause acute emotional stress . Therefore, pregnant women require both care from their loved ones and professional psychological support during the entire pregnancy.
Текст научной работы на тему «Комплексная программа психологического сопровождения беременных»
И. В. Грандилевская КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА
ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ БЕРЕМЕННЫХ
Современный человек характеризуется чрезвычайной потребностью в адаптации вследствие влияния быстро меняющихся социальных и технологических условий. Неумение и неспособность человека совладать со стрессом является основой расстройства здоровья, или, по крайней мере, ухудшения качества жизни в различных сферах.
Беременность относится к критическому нормативному событию биологической природы. Оно имеет позитивное значение, но психика женщины подвергается стойкой нагрузке из-за необходимости к адаптации. Любые дополнительные сложности могут стать для будущей матери серьезным испытанием, усилить внутренний конфликт или вызвать состояние острой эмоциональной напряженности. Следовательно, беременные нуждаются не только в заботе близких, но и в профессиональном психологическом сопровождении в течение всего периода вынашивания ребенка.
Что такое психологическое сопровождение беременности и в чем его польза?
Среди многообразия стрессоров, влияющих на психологическую адаптацию женщины в этот важный период ее жизни, значительное место занимает патология беременности. Каждая третья беременная госпитализируется в дородовые стационары для лечения. Число врожденных аномалий и хромосомных нарушений у плодов достигает 85 на каждую 1000 беременностей.
Около 40% всех врожденных пороков развития диагностируется пренатально. Необходимо отметить, что свойства личности беременной определяют психические и адаптивные реакции на возникшую патологию. Все больший интерес исследователей вызывают проблемы возникновения нарушений материнской сферы женщины и анализ причин осложнений материнско-детских отношений после рождения ребенка. Именно поэтому, объективная информация о влиянии стрессора «патология беременности» на особенности адаптивного реагирования женщин, оценка готовности беременных к материнству является основой повышения эффективности деятельности психолога в учреждениях родовспоможения.
Научное исследование, направленное на изучение некоторых психологических особенностей реагирования женщин на выявленную патологию беременности, позволило разработать комплексную программу психологического сопровождения беременности в учреждениях родовспоможения и медико-генетического консультирования.
Цель программы — совершенствование деятельности психолога в медицинских учреждениях родовспоможения и медико-генетического консультирования.
Основная задача — обеспечение действенной психологической поддержки женщин с учетом их психологических особенностей.
Были выделены типологические варианты психологической поддержки с учетом организационных, психосоциальных и психологических аспектов:
• соблюдение принципов желательности, рекомендательности, обязательности помощи;
• выделение уровней помощи с учетом интенсивности психологического вмешательства, применяемых психологических методик и приемов.
I уровень. Психологическая поддержка беременных в условиях женских консультаций, ориентированная на формирование отношения женщины к себе и «внутренней картине беременности».
II уровень. Психологическая поддержка беременных в условиях дородовых отделений родильных домов, носящая рекомендательный характер, ориентированная на создание рациональных представлений пациенток о патологии беременности.
III уровень. Психологическая поддержка и психологическая помощь беременным в условиях медико-генетического центра. Психологическое вмешательство носит обязательный характер, рассматривается как составляющая медицинской помощи.
Программа поддержки беременных в условиях женских консультаций
Психологическая поддержка беременных в условиях женской консультации основана на положениях, разработанных и апробированных авторами «Личностно-ориентированной (реконструктивной) психотерапии» Б. Д. Карвасарским, Г. Л. Исуриной, В. А. Ташлыковым. Естественно, программа упрощена, адаптирована к задачам, стоящим перед психологами, работающими в женской консультации, и является программой психологической поддержки, но не терапии.
Условно программа носит название «Я — беременная» и используется при групповых занятиях с беременными, испытывающими потребность в общении с профессиональным психологом по данному направлению.
Задачи программы сформулированы следующим образом.
1. Когнитивная сфера. Беременность — это новое состояние в жизни женщины, которое требует «осознание себя при беременности». На занятиях психолог должен помочь беременным понять, какие ситуации вызывают усиление напряжения и тревоги, страха и других негативных эмоций и связаны ли они с беременностью и предстоящими родами; осознать особенности своего поведения и эмоционального реагирования при беременности в различных ситуациях, их повторяемость, степень адекватности и конструктивности. Женщина должна быть осведомлена о медико-социальных потребностях ребенка после рождения; а также о характерных защитных механизмах и их конструктивности при воспитании и заботе о ребенке; понимать собственную роль, меру своего участия в рождении здорового ребенка. Работа психолога с беременными, направленная на когнитивный аспект личности, должна способствовать созданию устойчивой мотивации вынашивания плода и активному и осознанному участию в дородовом медицинском патронаже.
2. Эмоциональная сфера. Занятия направлены на то, чтобы обеспечить эмоциональную поддержку беременных со стороны психолога и участников группы, помочь пережить совместно положительные эмоции, связанные со скорым рождением ребенка; получить поддержку и взаимопомощь; научиться искренности в чувствах к себе, своему будущему ребенку, окружающим; стать более свободными в выражении своих позитивных и негативных эмоций; научиться более точно понимать и принимать, а также вербализовать свои собственные чувства; формировать эмоционально благоприятное отношение к себе и своему будущему ребенку.
3. Поведенческая сфера. В процессе занятий психолог должен помочь беременной увидеть неадекватные поведенческие стереотипы, в том числе относительно заботы о своем здоровье; приобрести навыки более искреннего и свободного общения; развить формы поведения, связанные с сотрудничеством, ответственностью и самостоятельностью; закрепить формы поведения, которые будут способствовать адекватной адаптации и функционированию после рождения ребенка.
Программа поддержки беременных в условиях дородовых отделений родильных домов
Программа психологической поддержки в дородовом отделении относится к рациональному направлению. Дюбуа (1912) выделил метод рациональной психотерапии как один из важнейших при работе с людьми, состояние которых требует медицинского вмешательства.
Рациональная психотерапия — это метод, в котором используется логическая способность пациента проводить сопоставление, делать выводы, доказывать их обоснованность. При работе с пациентками дородового отделения мишенью воздействия становится заболевание (осложнение беременности), которое привело женщину к необходимости госпитализироваться для интенсивного лечения. Трудности работы заключаются в том, что зачастую причиной госпитализации является не столько болезненное состояние матери, сколько угроза ее здоровью или здоровью плода. Это создает дополнительный источник эмоциональных переживаний для женщины.
Преодоление неопределенности, коррекция противоречивости, непоследовательности в представлениях пациенток, касающихся прежде всего осложнения, послужившего поводом для госпитализации, — таковы основные звенья воздействия психолога в дородовом отделении родильных домов.
Основными этапами взаимодействия психолога и пациенток дородового отделения должны быть следующие:
1. Объяснение, включающее истолкование сущности осложнения. В результате этого достигается более ясная, определенная картина осложнения, снимающая дополнительные источники тревоги и открывающая перед женщиной возможность более активно контролировать возникшее патологическое состояние. На этом этапе, помимо психолога, должны привлекаться акушеры, работающие непосредственно с пациентками. Для этого они должны иметь дополнительные знания по психологии, уметь общаться, а также неукоснительно соблюдать права пациента, закрепленные в «Основах законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан».
2. Убеждение — коррекция не только когнитивного, но и эмоционального компонента отношения к госпитализации и патологии беременности, способствующая переходу к модификации личностных установок.
3. Переориентация — достижение более стабильных перемен в установках беременной, прежде всего по отношению к возникшей патологии.
На групповых и индивидуальных занятиях психолог должен помочь беременной снизить тревожность, связанную с госпитализацией, а также способствовать осознанию позитивных перспектив для самой женщины и ее будущего ребенка.
Особенности психологического вмешательства при беременности в условиях медико-генетического центра
В конце прошлого столетия появились научные работы, в которых, показаны изменения, необходимые для совладания с хроническим стрессом в процессе психотерапии. Стресс, вызванный известием о наличии у плода врожденного порока развития (особенно, если порок требует хирургической коррекции и/или длительного постнатального лечения, приводит к ограничению жизнедеятельности ребенка) можно отнести к острому, но постепенно переходящему в хронический, который может оказывать негативное влияние на мать.
В условиях медико-генетического центра при пренатальной диагностике врожденного порока развития плода, несовместимого с жизнью, работа психолога носит только индивидуальный характер. В этом случае умение использовать нестандартные, интегративные подходы к преодолению стрессовых расстройств, которые позволят дифференцированно использовать многие методы психологических вмешательств и комбинировать их, ведет к достижению лучших результатов. Эффективность использования таких подходов имеет научное подтверждение.
При работе психолога с контингентами беременных, плоды которых имеют порок развития совместимый с жизнью, требуется высокий профессионализм, а также дополнительная подготовка по проблемам медицинской генетики, хирургии новорожденных, прогнозе и исходах лечения детей с врожденной патологией относительно последующего качества их жизни. Только в этом случае индивидуальные или групповые занятия, направленные на адаптацию к стрессу, будут эффективны. Женщины должны быть настроены на сотрудничество с медицинскими работниками, понимать свою значимость в лечении и воспитании больного ребенка, обладать навыками по преодолению хронического стресса, связанного с болезнью ребенка и необходимостью длительного лечения.
1. Абрамченко В. В. Психосоматическое акушерство. СПб., 2001. С. 311.
2. Айламазян Э. К. Антенатальная диагностика и коррекция нарушений развития плода // Рос. вестник перинатологии и педиатрии. 1999. №3. С. 6-11.
3. Вахарловский В. Г. Особенности медико-генетического консультирования в акушерско-гинекологической клинике // Сб. материалов конф. «Перинатальная психология в родовспоможении». СПб., 1997. С. 36-40.
4. Грандилевская И. В. Психологические особенности реагирования женщин на выявленную патологию беременности: Автореф. дис. . канд. психол. наук. СПб, 2004.
5. Добряков И. В. Психотерапия и перинатальная психология // Сб. материалов конф. «Перинатальная психология и нервно-психическое развитие детей». СПб., 2000. С. 11-16.
6. Психотерапевтическая энциклопедия / Под ред. Б. Д. Карвасарского. СПб., 1999. С. 709.
Источник: cyberleninka.ru
Психологическое сопровождение беременности. Что это? И для чего оно нужно?
В этой статье я буду говорить о желанной и неосложненной беременности. Думаю, что про это важно сказать в самом начале. Так как, если желанная беременность может сопровождаться психологическими сложностями, то беременность не желанная или протекающая с угрозой прерывания беременности, тем более не простое испытание для женщины.
Вопрос — кому и зачем нужно психологическое сопровождение беременности?
Ответ — беременной женщине, которая испытывает психологические сложности связанные своим новым состоянием, а точнее с беременностью.
Зачем? Спросите вы – ведь беременность не болезнь, физиологией женщины предусмотрено рожать и природа должна позаботиться он ней и о ребенке. Думаю, что услышу возражения: «Нас никто психологически не поддерживал и ничего – рожали».
Это не совсем так. Если заглянуть в недавнее прошлое жизни семьи, то рождение нового члена семьи, было нормальным и обыденным явлением. Семьи были большие, люди рождались и умирали дома. Для девочки, растущей в семье, где мама все время ходила бремененная или кормила грудью, своя беременность становилась чем-то само собой разумеющимся и как будто даже привычным состоянием.
Если девочка в многодетной семье была старшим ребенком, то ей приходилось видеть, как рождались последующие дети, ухаживать за младшими сестрами и братьями. Все это было частью ее повседневной жизни, и она постепенно знакомилась с ролью мамы. Женщины чаще занимались домом и хозяйством, а не учились в институтах, не строили карьеру, не содержали семью (что не редкость в современных семьях).
Сегодня ситуация изменилась. Семья с тремя детьми считается многодетной. Чаще в семье рожаются один или два ребенка. Наблюдаются беременные женщины в женских консультациях, сохраняют беременность так же в медучреждениях, родовспоможение оказывается в роддомах.
В современных условиях жизни, девочка не имеет возможность наблюдать рядом беременную маму со всеми ее страхами, тревогами, физиологическими психологическими особенностями и тем самым получать опыт того, как мама с этим обходиться. От детей скрываются сложности связанные с рождением нового члена семьи. Женщины часто молчат о том, что их волнует, порой, боясь признаться в этом даже самим себе. Это нормальная реакция, так работают защитные механизмы психики.
В современном мире ценность ребенка несравнимо выросла. На мой взгляд, если ценность жизни ребенка возросла, то и отношение к беременности должно измениться. Сейчас нормально иметь своего косметолога, стоматолога, гинеколога, астролога, парикмахера, маникюршу. Этот список можно продолжать еще долго. А вот психолог пока в этом списке появляется редко.
Почему? У меня есть гипотезы ответа на этот вопрос, но статья не про то. На мой взгляд, именно во время беременности психолог рядом необходим, так же как акушер – гинеколог. Врач осуществляет медицинское наблюдение за женщиной, таким образом, давая ей уверенность в благополучном исходе беременности и родов. А психолог осуществляет психологическое сопровождение и помогает в решении сложностей, связанных с ее новым состоянием.
Конечно, природа делает свое дело и в организме беременной женщины запускаются физиологические механизмы, связанные с зарождением в ней жизни. Однако, женщина не начинает чувствовать себя спокойно и уверенно, увидев на тесте две полоски. Эйфория может смениться тревогой, волнением, беспокойством, раздражительностью, частыми сменами настроения. Если беременность сопровождается токсикозом, то это только усугубляет физическое и психологическое состояние будущей мамы.
Возможно, женщина и готова делиться своими чувствами с близкими, но зачастую родные не готовы принимать ее «новую». Часто можно услышать – беременность это нормально, это не болезнь, ни ты первая, ни ты последняя. Все это обесценивает чувства женщины. Хочется понимания, тепла и принятия себя в новом состоянии. Может возникнуть ощущение экзистенциального одиночества.
Вынашивать ребенка придется самой, рожать самой, кормить грудью самой и никто за тебя это не сделает. Конечно, рядом будут любящие близкие люди (это в идеале), но никто за тебя не выносит и не родит. Как только произошло оплодотворение, женщина из ДОЧКИ в одночасье превращаешься с МАМУ.
Хотя это только физиология, но ты уже дышишь за двоих, у вас общая система кровообращения, ребенок влияет на тебя своими гормонами. Ты УЖЕ мама. В тебе растет и развивается новая жизнь. В голове роятся сотни вопросов. На некоторые из них можно найти ответ в интернете.
Но зачастую, это средняя температура по больнице.
Вы уникальны, ваша беременность уникальна, ваша жизненная ситуация уникальна. И конечно есть только один единственный уникальный ответ именно на ваш вопрос. Приходите и мы будем вместе узнавать и понимать, что с вами происходит.
Психотерапевт, перинатальный психолог
Источник: www.b17.ru
Психологическое сопровождение беременных женщин
Прежде чем рассмотреть психологическое сопровождение беременных женщин, важно изучить само понятие психологического сопровождения.
Несмотря на то, что термин «психологическое сопровождение» устойчиво вошел в понятийный аппарат практических психологов, однозначного определения его так и не существует.
Согласно словарю русского языка С.И. Ожегова, сопровождать – значит следовать вместе с кем-то, находясь рядом, ведя куда-либо или идя за кем-либо. Рассматривая непосредственно психологическое сопровождение как вид психологической помощи, Р.В.. Овчарова обозначает сопровождение специально организованным процессом, который направлен на создание так называемого «переходного пространства», т.е. таких условий, в которых возможен выход личности из негативного отчуждения (от себя, других людей, мира в целом). [32]
В.М. Целуйко применяет понятие «сопровождение» для обозначения недирективного оказания здоровым людям психологической помощи, которое направлено «на развитие и саморазвитие самосознания личности», помощи, которая способствует саморазвитию и активизации собственных ресурсов человека [27]
Сопровождение рассматривается как системная интегративная технология социально-психологической помощи семье и личности и как один из видов социального патронажа. [9]
Н.П. Коваленко отмечает, что психологическое сопровождение – это коллективная работа обучаемых и обучающих, которая направлена на раскрытие личностных ресурсов, имеющихся в психологическом арсенале индивидуума, таких как наличие определенных талантов, способностей, личностных свойств и качеств и пр., а также получение доступа к этим ресурсам, преобразование личности и, в итоге, достижение творческой самореализации, целостности и душевной гармонии [21, с. 113]
Психологическое сопровождение предполагает разрешение проблем и задач таких значительных направлений жизни человека, как развитие личности, творческой реализации и успешности, самопознания, воспитания детей, межличностных взаимоотношений и пр. Когда социально-психологическое сопровождение организованно успешно, оно открывает перспективы личностного развития, помогает человеку выйти из «зоны комфорта» в ту «зону развития», которая на данный момент ему еще недоступна. [23 с.4-12]
Наиболее полно принципы психологического сопровождения личности описаны Е.И. Казаковой [20]:
б) ориентация на максимальные возможности и ресурсы личности;
в) соответствие характера обучения, просвещения сензитивным периодам жизни человека;
г) организация личностно-ориентированного образования; д) забота о социальном самочувствии личности;
е) социально–психологическое сопровождение личности и ее самоопределение;
ж) деловой контакт со специалистами смежных профессий [22]
Также можно выделить этапы психологического сопровождения личности:
Постановка задачи. Клиент, также как и психолог должен представлять, результат их совместной работы, в какой момент можно завершить процесс, однако, в каждом персональном случае задачи сопровождения зависят от индивидуальных особенностей личности, которой оказывается психологическая помощь, и той непосредственной ситуации, в которой реализовывается сопровождение.
Выявление и анализ причин психологической проблемы. Данный этап является основополагающим в психологической помощи. В ходе его реализации может быть преодолено множество существующих проблем.
Овладение новыми способами поведения и взаимодействия с окружающими людьми и их закрепление [31].
Важнейшей характеристикой психологического сопровождения считается создание условий для возможности осуществления личностью самопомощи.
Проанализировав различные подходы к определению понятия психологического сопровождения, мы сделали вывод, что психологическое сопровождение личности – это некая система деятельности, которая направлена на создание благоприятных условий здоровой личности, а также на понимание ситуации, помощь в разрешении различных противоречий и конфликтов.
Так, можно определить, что в психологическом сопровождении нуждаются люди, испытывающие некоторые трудности на определенном этапе своей жизни и испытывающие потребность в психологической поддержке и помощи.
В предыдуших параграфах, рассматривая психологические особенности беременных женщин, мы выяснили, что женщина в данный период жизни уязвима и подвержена различным негативным психическим состояниям, таким как тревога, подавленность, страх, неуверенность в себе и пр. Таким образом, становится очевидно, что беременность – это острый период внутриличностных противоречий, этап организации женщины как матери, а в связи с тем, что успешная адаптация женщины к новой роли обеспечивает продуктивное выполнение ею материнских функций и формирование психического здоровья ребенка, важны не только включенность медицинского обследования, но и психологическое сопровождение женщины [22].
Важно отметить, что психологическое сопровождение беременных женщин является хоть и относительно новым направлением, но развивается достаточно активно.
До недавнего времени беременные женщины находились исключительно под наблюдением медицинских работников, целью которых является наблюдение и поддержание физического здоровья матери и ребенка. Данный этап жизни женщины стал настолько поглощен медициной, что психоэмоциональная сторона беременности, и пренатальное общение с ребенком давно перестало быть определяющим. Роды, в некотором смысле, стали схожи с операцией, осуществляемой исключительно в стационарных условиях, а беременность под систематичным наблюдением врача и контролем медицинских анализов – это подготовка к ней.
На сегодняшний день, перинатальная психология, являясь одной из относительно новых и еще недостаточно теоретически оформленных отраслей психологии, тем не менее, интенсивно развивается практически в виде психокоррекционных и просветительских программ для беременных женщин, рожениц, их семей [9].
И.В. Добряков сделал попытку разделить существующую массу теоретических подходов к обоснованию психологического сопровождения беременных женщин на 4 большие группы:
Эклектически-дилетантский подход зачастую встречается в практической деятельности лиц, не имеющих психологического образования. Недостаток медицинских и психологических знаний возмещается набором случайных идей и сведений, которые абсолютно не связаны друг с другом. Для данного подхода, ввиду ограниченного представления об особенностях беременных женщин, типичны склонность к организации сверхценных идей, зачастую религиозно-мистического содержания, стремление показать свой авторитет в глазах женщины, зачастую используя ее повышенную внушаемость, самоуверенность, твердость взглядов и суждений, непринятие конструктивной критики и замечаний, отрицание важности медицинской помощи, отрицание сотрудничества с медицинским персоналом, а также недостаточность внимания к личности беременной. Эффективность собственной работы дилетанты зачастую оценивают по субъективным критериям: собственные впечатления и положительные отзывы беременных.
Медико-редукционистский подход связан с тем, что в настоящее время, хоть и растет интерес к перинатальной психологии, но интерес к психологии и понимание ее у многих врачей-акушеров крайне поверхностны. Все проблемы связанные с репродуктивным здоровьем женщины объясняются только биологическими причинами, а психология воспринимается как набор тестов и техник, зачастую использующихся лишь для диагностики. Данный подход также характеризуется недостаточным вниманием, вплоть до полного игнорирования психологического состояния пациентки, а темы бесед с женщинами ограничены преимущественно медицинскими лекциями, соответственно внимания к личности беременной осуществляется минимально. Данный подход зачастую ведет к высокой степени риска возникновения ятрогений.
Психолого-редукционистский подход во многом схож с эклектически- дилетантским подходом, однако отличается от него наличием хорошей теоретической базы (преимущественно психологической, социальной, но иногда и наличие философских и даже эзотерических идей). Это характерно и для медико-редукционистского подхода, но в противоположность ему, при данном подходе считается, что проживание беременности и родов определяется главным образом психологическим состоянием женщины, поэтому при возникновении репродуктивных проблем используется попытка найти психологические причины обоснования проблемы и необходимость психотерапии и психокоррекции. Физиологическим, биологическим и медицинским факторам уделяется незначительное внимания. Также, такие специалисты категоричны в своих суждениях, у них проявлена повышенная самоуверенность, попытка навязать свое мировоззрение или веру и стремление стать для женщины незаменимым помощником.
Биопсихосоциальный подход представляет собой интеграцию психологических, биологических и социальных факторов в одну теоретическую модель, которая нацелена на максимально полное осмысление закономерности и взаимосвязи процессов, связанных с репродуктивной системой [15]
На сегодняшний день, в практике сопровождения беременных женщин преобладает преимущественно медико-редукционистский подход, осуществляемый массово на базе женских консультаций.
В науке, ведущим в сопровождении беременных является биопсихосоциальный подход (Г. Г. Филиппова [42], Н.П. Коваленко [21], И.В. Добряков [15]), авторы считают его единственно удовлетворительным для реализации сопровождения беременных женщин и активно внедряют его в практику сопровождения.
Л.Н. Рабовалюк в своей работе «Ценностные ориентации женщин с разными вариантами психологического компонента доминанты беременности» опирается на теории И.В. Добрякова в осуществлении психологического сопровождения беременных в теории биопсихосоциального подхода. На основании эмпирических данных, она сформулировала некоторые условия психологического сопровождения беременных женщин:
Разделение беременных женщин по группам медицинского и психологического риска.
Необходимость системы психопрофилактики до наступления беременности.
Психологическая помощь должна быть доступной и адресной.
Необходима своевременная диагностика готовности к материнству и ценностных ориентаций женщины.
Оказание психологической помощи на различных уровнях беременной женщины (личностный, эмоциональный, когнитивный, операциональный, психофизический, межличностный).
Оказание комплексной помощи женщине.
Работа с семейным окружением женщины [15].
Исследуя законодательство Республики Беларусь в области обеспечения гарантий и помощи беременным женщинам, можно увидеть, что достаточное количество нормативно-правовых актов регулируют социальные гарантии и трудовое право беременных женщин, а также деятельность учреждений здравоохранения в области оказания медико-социальной помощи и медицинского сопровождения беременных женщин. Психологическая поддержка, а, тем более, психологическое сопровождение практически не регулируется российским законодательством, отдавая приоритет в этом направлении различным религиозным, общественным или благотворительным организациям. Редкие нормативные акты, принятые в различных регионах страны, предполагают лишь оказание медико-психо-социальной помощи беременным, находящимся в трудной жизненной ситуации.
В Республике Беларусь значительное внимание уделяется охране материнства и детства. На основе теоретических исследований и эмпирического опыта разрабатываются новые подходы и методы по оказанию медико-социальной помощи беременным женщинам. Особую заботу вызывает категория беременных, безответственно относящихся к своему здоровью и к здоровью своего будущего ребенка, молодых матерей, обязанных лиц. Разработан алгоритм взаимодействия заинтересованных органов при принятии решения о возможности (невозможности) выписки из учреждений здравоохранения новорожденных детей, у родителей (матери) которых выявлены критерии и показатели социального неблагополучия. Сложившаяся практика совместной работы учреждений здравоохранения, образования, органов внутренних дел, социальных служб Республики позволяет значительно улучшить качество медицинского и социального сопровождения жизнедеятельности беременных и родильниц из группы высокого социального риска [26].
Изучив специфику проведения программ подготовки к родам, основанных на базе женских консультаций, можно увидеть, что установленное время проведения одного занятия варьируется от 40 до 60 минут, в то время как заявленная тематика каждого занятия достаточно обширна. Занятия проводятся врачами педиатрами и акушерами. Не во всех программах осуществляет работу психолог, а из тех программ подготовки, где предполагается наличие психолога, часто работа его сводится к проведению аутотренинга [34].
Таким образом, программы подготовки к родам, основанные на базе женских консультаций, использующие в своей основе медико- редукционистский подход, имеют среди своих достоинств максимальный охват беременных женщин, однако, к недостаткам можно отнести ограниченность во времени, перевес в сторону медицинских аспектов подготовки, незамотивированность или, иногда, полное отсутствие психологов. В таких программах используется преимущественно лекционный стиль проведения, зачастую с практически полным отсутствием к возможности рефлексии и обсуждениям.
Коммерческие и некоммерческие организации, а также индивидуально практикующие специалисты, используя в основе своей деятельности психолого-редукционистский, напротив, предпочитают лекционной форме подачи материала различные варианты воздействия и взаимодействия, такие как техники расслабления и дыхания; стабилизация эмоционального состояния; различные техники арт-терапии и телесно-ориентированной терапии, а в некоторых случаях и техники, направленные на развитие творческих способностей, развитие эмоциональной сферы, личностный рост, снятие тревоги, проработку образа ребенка прочее [36]
Биопсихосоциальный подход к психологическому сопровождению осуществляет интеграцию медико-физиологической составляющей и психологических практик. Исследуя такой вид психологического сопровождения беременных женщин, мы увидели, что он может быть достаточно эффективным. Данные программы ориентированы не только на групповую работу, но и имеют возможность использования индивидуального консультирования женщин или семейных пар. Занятия психолога включены в план программы и направлены на проработку страхов и снятие тревожности.
Однако, к минусам такого сопровождения можно отнести то, что целью реализации таких программ становится непосредственно подготовка к родам, а не повышение родительской компетентности, профилактика девиантного материнства и психологическую подготовку к материнству через развитие и формирование ценности ребенка и родительства в целом. Также, к минусам данных программ можно отнести то, что осуществление их происходит на коммерческой основе. Редкие программы психологической подготовки к родам, безвозмездно осуществляемые на базах общественных, религиозных организаций или в центрах социальной помощи, имеют своей целевой аудиторией женщин, находящихся в кризисном положении или трудной жизненной ситуации [38].
Также, изучая различные программы психологического сопровождения беременности, выявлена проблема в том, что данные программы, в большинстве своем, теоретически не обоснованны и нет данных об их эффективности.
Таким образом, на сегодняшний день, в практике сопровождения беременной женщины используются разные подходы, однако самым оптимальным считается биопсихосоциальный подход, который интегрирует медицинскую, психоэмоциональную и социальную помощь беременным.
Источник: studfile.net