Учебная программа содержит:
Зеленый дом (система учебных курсов) а.А. Плешаков
Система учебных курсов «Зеленый дом» обеспечивает ознакомление младших школьников с окружающим миром, их естественнонаучное и экологическое образование и включает следующие курсы: 1. Мир вокруг нас (основной курс). 2. Природоведение (основной курс). 3. Экология для младших школьников (факультативный курс). 4. Планета загадок (факультативный курс).
Мир вокруг нас (1-2 классы)
Приоритетная задача курса «Мир вокруг нас» – формирование единого ценностно-окрашенного образа мира, как дома, своего собственного и общего для всех людей, для всего живого. На этой основе происходит становление у детей современной экологически ориентированной картины мира, развивается чувство уважения к своему природному и социальному окружению.
Человек, природа и общество рассматриваются в данном курсе в их неразрывном, органичном единстве. В соответствии с экологической направленностью курса особое внимание уделяется раскрытию разнообразных экологических связей. В первом классе дети учатся задавать вопросы об окружающем мире и искать ответы на них. В курсе второго класса выделяется несколько содержательных линий.
Окружающий мир 1 класс: Школа России против Перспективы
Первая линия направлена на ознакомление с природой, конкретными природными объектами. Вторая линия знакомит с жизнью общества на примере своего города или села, с экономикой. Третья линия включает вопросы, связанные со здоровьем и безопасной жизнедеятельностью ребенка, и нацелена на формирование гигиенических навыков, умений ориентироваться в опасных ситуациях.
Четвертая линия направлена на обучение детей умению общаться, освоение азбуки вежливости и норм этики. Пятая линия связана с обучением простейшим способам ориентирования на местности и формированием первоначальных географических представлений. С этой целью используются мысленные «путешествий» по глобусу и карте.
Природоведение (3-4 классы)
Курс «Природоведение» является продолжением курса «Мир вокруг нас». Цель данного курса – воспитание гуманной, творческой, социально активной личности, бережно, ответственно относящейся к богатствам природы и общества. Учащиеся узнают о реальных экологических проблемах, вставших перед людьми.
К таким проблемам относятся: защита неживой природы и почв от загрязнения, разрушения и истощения; сохранение многообразия видов организмов и целостности их сообществ; охрана природы как необходимое условие сохранения здоровья людей. В 3-м классе в начале учебного года изучается тема «Природа и мы», которая дает возможность обобщить, систематизировать, расширить уже имеющиеся у детей представления о многообразии природы, взаимодействии природы и человека и служит введением в курс.
В 4-м классе курс открывается темой «Мы – жители Земли». Работая с глобусом и картой полушарий, учащиеся получают общие представления о Земле – ее форме, размерах, вращении вокруг своей оси и т. д., о материках и океанах. Дети на конкретных примерах знакомятся с экологическими проблемами планеты, возможными путями их решения. Главная отличительная черта авторских программ А.А.
Краткая характеристика образовательных программ начальной школы
Плешакова – экологическая направленность. Знакомство с экологическими проблемами происходит на глобальном, национальном и краеведческом уровнях. Большое внимание уделяется вопросам безопасности жизнедеятельности и охраны здоровья.
Источник: studfile.net
Характеристика программы окружающий мир Плешакова А.А. Цель и задачи курса,характеристика УМК
— формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
— духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
Основными задачами реализации содержания учебного предмета являются:
1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
Программа обеспечена следующим учебно-методическим комплектом:
Рабочие программы. 1-4 кл., учебники с приложением на электронном носителе: с 1 по 4 класс, рабочие тетради к этим учебникам с 1-по 4 кл., тетради для самостоятельных и проверочных работ, атласы, электронные материалы. А также методические пособия для учителей. Комплект соответствует не только обязательному минимуму содержания образования, но и рассчитан на учеников, которые могут работать по программе, превышающей обязательный минимум, дает возможность учесть познавательные потребности продвинутых учащихся. Таким образом, у каждого ребенка есть возможность взять столько, сколько он может.
Учебники имеют определённую структуру: анонсирование раздела; система вопросов перед текстовой информацией (в специальной рамке с условным знаком «Вспоминаем изученное, узнаём новое»), актуализирующая знания и наблюдения учащихся, а также в дополнение к ним даются вопросы проблемного характера, которые мотивируют получение нового знания, помогают определить учебно-познавательную задачу. Система заданий после изучения каждого смыслового блока учебной информации служит для осуществления обратной связи с учащимися (определение степени усвоения знаний и умений для коррекции действий учителя).
В конце раздела дана система вопросов для повторения учебного материала всей темы и указание на работу с тетрадью тестовых заданий (тематический контроль в конце изучения темы). Это поможет учителю моделировать учебный процесс, определять этапы урока, а также осуществлять пошаговый контроль (внутри каждого урока).
В тетрадях на печатной основе, входящих в комплект, разработан механизм оценивания своей деятельности, т. е. ученик сам оценивает свою работу, используя определенный цвет.
Сотрудничество ученика и учителя при использовании комплекта помогает услышать и понять друг друга. Постоянный диалог рождает сотрудничество. Учебники комплекта – союзники и сотрудники и учителя, и ученика.
Изучая данный интегрированный курс, младшие школьники получают научные знания природоведческой и исторической и экологической направленности, у них формируется
мировоззрение на окружающий мир. Данный курс решает одну из важных задач – социализацию личности. Также в данной программе отражена экологическая направленность, что связано с необходимостью увеличить сведения о многогранной значимости природы для человека, о положительном и отрицательном влиянии его на природу, о взаимосвязях в природе.
Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:
Источник: studopedia.ru
Сравнительный анализ образовательных программ по курсу окружающий мир

I. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ПО КУРСУ ОКРУЖАЮЩИЙ МИР.
УМК «Школа России»
А.А.Плешакова «Окружающий мир».
А.А.Вахрушев, Д.Д.Данилов, А.С. Раутиан, С.В. Тырин )
для УМК системы «Перспективная начальная школа»
Авторы: О.Н. Федотова, Г.В. Трофимова, Л.Г. Кудрова
— формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научногопознания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
— духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России, уважительно и бережно относящегося к среде своего обитания, к природному и культурному до стоянию родной страны и всего человечества.
— осмысление личного опыта и приучение детей к рациональному постижению мира
— формирование исходных представлений о природных и социальных объектах и явлениях как компонентах единого мира;
— практико-ориентированных знаний о природе, человеке, обществе;
— формирование метапредметных универсальных учебных действий
— и практического применения правил безопасного и здорового образа жизни.
— формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
— осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
— формирование модели здоровьесберегающего и безопас ного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных ситуациях;
— формирование компетенций для обеспечения экологически и этически обоснованного поведения в природной среде,
— эффективного взаимодействия в социуме.
— воспитание умения учиться
— самоорганизации с целью решения учебных задач;
— индивидуальный прогресс в основных
— сферах личностного развития – эмоциональной, познавательной, саморегуляции) реализуются в процессе обучения всем предметам.
— сохранение и поддержка индивидуальности ребенка на основе учета его жизненного опыта;
— формирование у школьников УУД, основанных на способности ребенка наблюдать и анализировать, выделять существенные признаки и на их основе проводить обобщение, устанавливать и
— выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире;
— развитие умений работы с научно-популярной и справочной литературой, проведения фенологических наблюдений, опытных
— исследований и экспериментов, доступных ученику начальных
— классов, способов изучения природы и общества;
— воспитание у школьников понимания особой роли России в мировой истории; чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы; бережного отношения к объектам природы и результатам труда людей; сознательного отношения к здоровому образу жизни;
— формирование экологической культуры, навыков нравственного поведения;
— формирование уважительного отношения к семье, населенному пункту, региону, России, истории, культуре, природе нашей страны, ее современной жизни;
— осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
— формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни, в опасных и чрезвычайных ситуациях;
— формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия
Страницы всемирной истории (5 ч)
— Начало истории человечества
— Мир древности: далекий и близкий
— Средние века: время рыцарей и замков
— Новое время: встреча Европы и Америки
— Новейшее время: история продолжается сегодня
Страницы истории России (20 ч)
— Жизнь древних славян
— Во времена Древней Руси
— Из книжной сокровищницы Древней Руси 1
— Трудные времена на Русской земле
— Русь расправляет крылья
— Мастера печатных дел
— Михаил Васильевич Ломоносов
— Отечественная война 1812 года
— Страницы истории XIX века
— Россия вступает в XX
— Страницы истории 1920–1930-х годов
— Великая война и Великая Победа
— Страна, открывшая путь в космос
Раздел «Современная Россия» (9ч)
— Основной закон России и права человека
— Мы – граждане России
— Славные символы России
— Такие разные праздники
— Путешествие по России (по Дальнему Востоку, на просторах Сибири)
— Путешествие по России (по Уралу, по северу европейской России)
— Путешествие по России (по Волге, по югу России)
Человек в мире людей
— Что такое общество
— Как жить в мире людей
Человек и прошлое человечества
Человек и многоликое человечество
— Короли, президенты и граждане
— Кто во что верит
Человек и единое человечество
— Мировое сообщество государств
— Что человечество ценит больше всего?
Путешествие по странам мира (5 ч.)
— Соединенные штаты Америки
Москва как летопись истории России (4 ч.)
— День народного единства
— Москва: память о войне
— Память Москвы о героях
— войны 1941-1945 годов
— Памятники Москвы покорителям космоса
Мы – граждане России(5 ч.)
— Имя нашей страны – Россия; или Российская Федерация
— Основной закон страны
Источник: znanio.ru