В результате обобщения передового педагогического опыта и проведения целого ряда научных исследований была составлена «Типовая программа воспитания и обучения в детском саду». Эта программа определяет основной объем знаний и умений, которыми должны овладеть дети в дошкольном учреждении, а также основные требования к организации педагогического процесса.
На основе Типовой программы с учетом условий жизни, национальных особенностей и традиций созданы программы союзных республик.
Органической частью этой программы является программа по музыкальному воспитанию дошкольников.
Программа музыкального воспитания разработана с учетом следующих положений:
весь материал программы, ее репертуар и организация детской деятельности отвечают современным требованиям педагогической науки и практики;
постепенно и последовательно проходит процесс формирования; музыкальных интересов ребенка, его способностей;
осуществляется преемственность музыкального развития ребенка на разных возрастных этапах с целью планомерной подготовки его к школе.
История музыки. Часть I
Материал программы распределяется по видам музыкальной деятельности и соответствует семи возрастным группам (две группы раннего детства, две младшие, одна средняя, старшая и подготовительная к школе группы).
Знания и навыки
Музыкально-образовательные сведения условно можно разделить на сведения общего и специального характера.
Сведения общего характера связаны со всеми видами музыкальной деятельности (пением, движением и т.д.):
музыка всегда выражает разные чувства, о чем-то повествует, она различна по своему характеру;
Стр. 17
музыка развивается, изменяется в ней можно отметить схожие и контрастные отрывки, а в связи с этим различные части, музыкальные фразы, запев, припев;
музыку создают композиторы, народ.
Сведения специального характера связаны с конкретным видом деятельности. При обучении пению детям дают понятия:
о характере звучания (протяжно, отрывисто, напевно легко);
о правильной дикции (ясно, отчетливо, выразительно);
о мелодической линии (мелодия движется вверх или вниз, звуки повторяются или один выше, другой ниже);
о метроритме (звук короткий или долгий и т. д.).
При обучении музыкально-ритмическим движениям даются понятия:
о характере движения в связи с характером музыки (ходить бодро, четко, плавно, бегать легко, стремительно и т. д.);
о форме музыкальных произведений в связи с ритмическими, темповыми, динамическими оттенками (скоро, медленно, тише, громче и т. д.);
об элементах танцевальных движений (шаг польки, переменный шаг, галоп и т. д.);
о перестроениях (шеренги, колонны и т. д.).
Эти сведения даны не только в программе, но и в практических упражнениях (певческих и музыкально-ритмических) и делают процесс обучения более осознанным.
Программа включает определенный объем практических действий, помогающих детям овладеть навыками и умениями при слушании музыки, пении, движении и игре на инструментах.
Тест по МУЗЫКЕ
Конечно, программа по каждому из этих видов деятельности построена в соответствии с основами различных видов музыкального искусства и с учетом возрастных особенностей детского восприятия и исполнения.
Программа по слушанию музыки включает ознакомление с музыкальными произведениями и развитие навыков музыкального восприятия. Обогащается музыкальный опыт детей. Они знакомятся с различными жанрами народной музыки, песнями и пьесами классиков и современных композиторов. Дети накапливают музыкальные впечатления.
Усвоение навыков музыкального восприятия способствует формированию первоначальных основ культуры слушания музыки: дослушивать произведения до конца, узнавать их, различать форму (вступление, части), отличать вокальную и инструментальную музыку и их различные жанры (танцевальный, лирический, торжественно-героический).
Известно, что хоровое искусство строится с учетом вокально-хоровых основ: вокальных (звукообразование, дикция, дыхание) и хоровых (строй, чистота интонации, и ансамбль, слажен-
Стр. 18
ность по темпу, динамике, тембру) навыков. При этом берут во внимание голосовые возможности дошкольников.
Музыкально-ритмические движения строятся на основе развития восприятия художественных образов музыки и умения отобразить их в движении. Отсюда в программе предусмотрено усвоение музыкально-ритмических навыков и навыков выразительного движения.
Музыкально-ритмические навыки включают упражнения на развитие эмоциональной отзывчивости, реакции на смену музыкальных образов, их характер, на смену частей, фраз в структуре произведений, а также на метроритмические, динамические, темповые изменения.
Содержание обучения игре на детских музыкальных инструментах включает знакомство с различными инструментами, с их устройством. Дети, участвуя в небольшом ансамбле, овладевают навыками правильного звукоизвлечения индивидуально и коллективно.
Программа музыкального воспитания решает задачи развития эстетического отношения к музыке, развития музыкальных способностей в области слушания, пения, музыкально-ритмических движений, игры на инструментах в процессе освоения музыкального репертуара.
Источник: infopedia.su
11.Характеристика программы по музыке, разработанной под руководством г.П. Сергеевой.
Программа начальной школы направлена на максимальное раскрытие духовно-нравственного потенциала муз. иск-ва и «базовых» категорий музыки – интонация, жанр, стиль, образ, муз. язык.
Цель – формирование муз. культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников.
- Воспитание интереса и любви к муз. иск-ву, худ-ого вкуса, чувства музыки как основы муз-ой грамотности;
- Развитие активного прочувствованного и осознанного восприятия школьниками лучших образцов мировой муз. культуры прошлого и настоящего.
- Увлеченность;
- Опоры на отечественную муз. культуру;
- Интонационности;
- Триединства понятия «композитор – исполнитель — слушатель»;
- Концентричность.
Раздел 1. «Музыка вокруг нас». Муз. И ее роль в повседневной жизни чел-ка. Песни, танцы и марши – основа многообразных жизненно-муз-ых впечатлений детей.
Источник: studfile.net
§ 1. Характеристика программы музыкального воспитания
Знания и навыки
Методика музыкального воспитания в детском саду: «Дошк. воспитание»/ Н.А. Ветлугина, И.Л. Дзержинская, Л.Н. Комиссарова и др.; Под ред. Н.А.
Ветлугиной. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 1989. – 270 с.: нот.
Методика музыкального воспитания в детском саду: «Дошк. воспитание»/ Н.А. Ветлугина, И.Л. Дзержинская, Л.Н. Комиссарова и др.; Под ред. Н.А.
Ветлугиной. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 1989. – 270 с.: нот.
Добавить в закладки:
- § 6. Методика приобщения к пению детей раннего возраста
- § 1. Содержание и структура музыкальных занятий
- § 1. Характеристика программы музыкального воспитания
- § 2. Музыка и физкультура
- §3. Музыка и развлечение
- § 3. Репертуар для слушания музыки
- § 4. Характеристика песенного репертуара
- § 7. Методика обучения пению детей младшего дошкольного возраста
- § 2. Программные требования развития музыкально-ритмических движений
- §1. Слушание музыки — вид деятельности
Источник: i-gnom.ru