Анализ действующих программ по изобразительному искусству на современном этапе по следующей схеме: в чем заключается цель программы и через какую систему задач эта цель достигается; основные виды занятий, предусмотренные программой; принцип планирования учебного материала в программе; характеристика разделов программы по классам; специфика данной программы. Региональные программы и учебники.
Основные дидактические положения методики преподавания изобразительного искусства в школе.
Характеристика основных дидактических принципов методики преподавания изобразительного искусства: принципа воспитывающего обучения, принципа научности и др.
Теория и методика преподавания изобразительного искусства как предмет изучения, цели и задачи курса. Социальная природа развития художественного образования.
Методика как предмет изучения, методика как наука, цели и задачи курса, связь курса с другими дисциплинами, практиками. Характеристика исторически сложившейся системы художественного образования. Три типа обучения (эмпирический, научно-практический, индивидуальная школа) и их историческая характеристика.
Прототип ИМЭУ по Изобразительному Искусству, 1 класс
Содержание занятий по изобразительному искусству в школе. Виды занятий, их сущность, учебно-воспитательные задачи.
Основные виды занятий на уроках изобразительного искусства: рисование с натуры (рисунок, живопись), рисование на темы и иллюстрирование и др. и их характеристика.
Особенности изобразительной деятельности детей младшего и среднего школьного возраста.
Характеристика основных стадий изобразительной деятельности ребенка, специфика изобразительной деятельности младшего школьника, среднего школьного возраста, «зона ближайшего развития».
Основные формы и методы обучения изобразительному искусству в школе.
Понятие «метод», классификации методов обучения изобразительному искусству и их характеристика (три основные группы), условия выбора методов обучения.
Методические особенности преподавания изобразительного искусства в сельской малокомплектной школе.
Характеристика программы по изобразительному искусству для сельских малокомплектных школ (авторы программы), специфика сельской школы и использование в работе с учащимися. Примерные планы уроков для сельской школы.
Виды учета успеваемости. Критерии оценки учебных работ по изобразительному искусству в школе.
Характеристика всех видов учета успеваемости. Характеристика критериев оценки детских рисунков по разным видам изобразительной деятельности.
2.9. Учитель как руководитель и организатор учебного процесса. Специфика построения календарно-тематического плана.Руководящая роль учителя на уроке изобразительного искусства. Принципы планирования учебного материала (календарно-тематический план, план-конспект урока).
Организация и методика проведения уроков рисования на темы и иллюстрирования. Основные правила и законы композиции на уроках тематического рисования.
Специфика данного вида изобразительной деятельности. Место такого урока в общем планировании. Основные правила и законы композиции (правило золотого сечения и др).
Выбор УМК и программы по изобразительному искусству
Организация и методика проведения уроков декоративного рисования. Народное искусство на уроках декоративного рисования.
Специфика данного вида изобразительной деятельности. Место такого урока в общем планировании. Характеристика народного искусства, народных художественных промыслов.
Организация и методика проведения уроков рисования с натуры. Учебно-методическое обоснование выбора предметов для натурных постановок, наглядных пособий к уроку. Специфика оформления кабинета изобразительного искусства.
Характеристика по возрастным группам подбора натурных постановок. Наглядность на уроках изобразительного искусства. Рабочее место ученика. Художественно-декоративное оформление кабинета изобразительного искусства, требования к оформлению, организация выставок.
Внеклассная и внешкольная работа учителя изобразительного искусства.
Кружковая деятельность учителя изобразительного искусства. Элективные курсы в старших классах.
Источник: allrefrs.ru
Анализ программ по изобразительному искусству в общеобразовательной школе
В настоящий момент разработано большое число образовательных программ обучения изобразительному искусству для общеобразовательной школы. Среди них получили достаточное распространение и признание среди практиков обучения программы Ростовцева Н.Н., Неменского Б.Н., Кузина В.С., Шпикаловой Т.Я., Сокольниковой Н.М., Юсова Б.П.
Сравним основные концептуальные принципы действующих в настоящее время программ и, исходя из них, определим специфику каждой. Для удобства присвоим им номера.
Программа № 1 «Изобразительное искусство» разработана под руководством В.С. Кузина (действует более 25 лет).
Программа № 2 «Изобразительное искусство и художественный труд» разработанная под руководством Б.М. Неменского (действует более 25 лет).
Программа № 3 «Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно-прикладного искусства» разработана под руководством Т.Я. Шпикаловой (действует более 15 лет).
Программа № 1 ориентирована на обучение реалистическим основам изображения через освоение графической грамоты. Ведущий вид деятельности – рисование с натуры, хотя и декоративной работе, и тематическому рисованию, и беседам об искусстве уделяется внимание на протяжении всех лет обучения.
Программа № 2 на первое место ставит эмоционально-образное развитие детей, постижение закономерностей искусства, но методике обучения основам реалистического изображения не уделяет должного внимания. Авторы полагают, что учащимся надо предоставить как можно больше свободы творчества, и очень часто ограничиваются весьма общими рекомендациями типа: работу надо начинать с основных, крупных форм, сразу подчеркивая движения, а детализировать только после того, как решена общая композиция (лепка фигуры человека или животного в движении по выбору за один урок, 3 кл).
В программе № 2 соединены принципы конструкции, идущие от содержания искусства, с языковым принципом, выработанным еще в программе Б.П. Юсова, элементы которой органически вошли в программу № 2. И это не случайно, так как люди, их создавшие работали рука об руку, а учителя-экспериментаторы просто были одни и те же.
Одной их концептуальных позиций программы Б.М. Неменского является то, что восприятие искусства и действительности должно находиться в неотрывном единстве с практической деятельностью. Именно данный момент способствует формированию целостности осознания художественного явления — будь то вид, жанр искусства, элементы его языка или проявления в жизни. При таком объединении занятий открываются возможности направить весь процесс познания ученика на понимание явлений искусства в полном единстве теории и практики. Однако практика при этом страдает, так как при продолжительности урока в 45 мин. на освоение изобразительной грамоты просто практически не остается времени.
На наш взгляд, введение игрового приема с мастерами Изображения, Украшения и Постройки не совсем удачно. Расчленять процесс создания художественного образа на эти этапы не правомерно. Так, народный мастер творит, добиваясь целостности формы и декора предметов, прослеживая их органическую взаимосвязь, а не разделяя на постройку и украшение. В том-то и состоит принципиальная разница, что орнамент не просто украшает предмет, а является неотъемлемой составляющей художественного целого. Даже можно привести примеры (кружевные салфетки, кованые подсвечники, сечка для капусты из просечного железа и др.), где орнамент является самой вещью.
Ну и как их разорвать на постройку и украшение? История возникновения этих мастеров связана с желанием авторов подражать хорошо известной программе по музыке для общеобразовательных школ Д.Б. Кабалевского, созданной раньше программы Б.М. Неменского и произведшей настоящую революцию. Но если в программе Д.Б.
Кабалевского «три кита», три основные структурные единицы – песня, танец и марш подходят на роль «китов», так как являются основными музыкальными жанрами, то изображение, украшение и постройка не являются жанрами изобразительного искусства, а обозначают процессы.
Можно привести еще много других художественных процессов: лепка, аппликация, конструирование, моделирование и т.д. А как же они? Почему моделирование архитектурных объектов из бумаги надо называть постройкой? Понятно желание авторов отнести этот процесс к архитектуре и строительству. Но зачем же запутывать детей, а не называть вещи своими именами?
Наверно затем, что один раз придумав своих «трех китов» в дальнейшем авторы становятся их пленниками и вынуждены изобретать все новые основания для их применения, пусть даже в ущерб основам искусства.
Программа № 3 уделяет должное внимание освоению основ изобразительной грамоты с учетом выявления взаимосвязей народного и профессионального изобразительного искусства, выраженных в художественном образе, а также приобщает к истокам русской национальной культуры, при этом акцент делает на изучении орнаментов и традиционных видов декоративного искусства России и мира.
За долгие годы своего существования программы № 1 и № 2 претерпели некоторые изменения.
Программу № 2 отличает то, что с самого начала своего существования (1974 г.) она основывалась на четком тематизме. Графическая модель концепции программы выглядит как храм, в основании которого (1-4 кл.) познание связей с искусством (от личности ребенка, через окружающий мир вещей и явлений, до связей с представлениями у разных народов о красоте). На следующем этапе (5-9 кл.) познание связей ИЗО идет вглубь, рассматриваются декоративное искусство, архитектура и монументальное искусство. Далее учащиеся подводятся к пониманию синтеза искусств и на новом уровне обращаются к теме начальной школы «Ты и искусство».
К сожалению, в настоящее время обучение ИЗО обычно заканчивается в 7 кл. или в лучшем случае в 8 кл. В концепции Б.М. Неменского выстроена идеальная модель, которая предполагает возможность обучения до 11 кл. В старших классах теоретические и практические занятия предлагается разделить. Теоретический курс – «Основы художественной культуры».
Крышу здания составляют два практических курса, предлагаемых на выбор – «Основы изобразительной грамоты» и «Основы конструктивной грамоты».
Программу № 1 первоначально упрекали в отсутствии тематизма и в 1982 г. темы блоков уроков были введены. Они связаны с видами и жанрами изобразительного искусства, временами года, календарными праздниками, историей России, устным народным творчеством, сокровищами мировой культуры и др.
В программе № 1 логика смены тем четвертей состоит в том, что темы варьируются из года в год, особенно не отличаясь разнообразием – в каждом классе дети рисуют природу, урожай, натюрморты, иллюстрации к сказкам или литературным произведения, тематические композиции типа «Наша Родина», осваивают традиционные народные художественные промыслы, орнаменты и др. Так, тема осени повторяется дважды (2 и 3 классы), тема сказки также и др. Однако, повторяясь, темы каждый раз усложняются не по содержанию, а по уровню постановки учебных задач. Так, если в 1-2 кл. учащиеся рисуют фрукты и овощи больше по представлению, то затем они переходят к рисованию с натуры простейших натюрмортов и сложных постановок с гипсовым орнаментом и драпировками в 7-8 кл. Принципиальная позиция авторов состоит именно в том, чтобы в каждом классе было рисование с натуры, рисование на темы, иллюстрирование, изучение народного искусства и декоративная работа.
В программе № 2 темы авторами выстроены в целостную линию поэтапного расширения познания связей искусства с жизнью. От художественных связей с природой и личной жизнью (1 класс) через осознание личных связей с искусством (2 класс) к пониманию его роли сперва в близком окружении (3 класс), затем в широком (4 класс). От личности — вширь. Такова начальная школа.
И тема каждой четверти жестко привязана к данному году-блоку, а не к другому. Попробуйте переставить темы четвертей или уроков 4 класса в 1 или 2 класс (или наоборот) — распадется система, распадется логика познания. Например, тему «Искусство в твоем доме» замените на «Искусство твоего народа» (3 и 4 классы).
«Искусство твоего народа» в 4 классе естественно объединяет знания предыдущего года (3 класс), на него опирается, а в 3 классе окажется без опоры. И почему, предположим, за ним пойдет «Искусство на улицах твоего города», являющееся его малой толикой? Целое логично давать как итог в изучении его элементов, как обобщение знаний.
Здесь существует логика последовательности в авторской редакции. Является ли это достоинством программы? Успевают ли учащиеся осознать свои личные связи с искусством за один год? Почему бы не посвятить этому больше времени?
Почему декоративное искусство очень близкое ребенку появляется только в 5 кл. и почти отсутствует в начальной школе? Почему дети вынуждены целый год заниматься только одним видом художественного творчества и не осваивать другие? Зачем уроки ИЗО заменять в 9 кл. уроками фотографии? Может быть потому, что рисовать на должном уровне детей не научили?
Является ли тематизм таким существенным преимуществом программы? Конечно, логика развития тем важна, но так ли уж обязательны предлагаемые в программах темы? Вопросов много.
В ходе практической работы было замечено, что порой навязанный детям тематизм не помогает, а мешает им учиться. Они забывают к концу четверти ее основную тему, устают заниматься одним и тем же, хотят смены видов деятельности или вынуждены выполнять весьма сложные задания, не соответствующие их возрастным особенностям. Например, тема «Музеи искусства» в 3 кл. программа № 2 вынуждает учащихся сразу на первом уроке нарисовать красками интерьер какого-нибудь музея с учетом перспективного сокращения стен, пола и потолка и размещением картин, скульптур и зрителей.
Если учесть, что в беседе учителю рекомендуется рассказать о всех самых известных в нашей стране музеях, то можно предположить, что на практическую работу у детей останется не более 10-20 мин. Нам представляется, что им весьма сложно будет на должном художественном уровне справиться с этим заданием. А на следующем уроке опять музей, и на следующем тоже и так до конца четверти.
А почему бы не посвятить теме «Музей» один урок в четверть? Нельзя, развалится тематический принцип программы. Вот и вынуждены бедные дети изображать или лепить увиденный мемориал воинской славы, так как приближается День Победы, и авторы помимо музеев должны отразить календарные праздники.
Считаем, что наиболее продуктивно проходят взаимосвязанные блоки уроков (3-4) на одну тему, но разные по видам творчества.
В программе №1 со временем раздел «Рисования с натуры» был заменен на «Рисунок» и «Живопись», при этом сохранился раздел «Тематическое рисование», в котором в практических заданиях так же выполняется рисунок и живопись. Можно понять, откуда взялось это «изменение»: из профессиональной художественной школы, где эти членения в форме «Рисунка», «Живописи», «Композиции», «Истории искусств» всегда существовали.
Однако в общеобразовательной школе не только возможности (1 час в неделю — против более 10-20 часов), но и задачи-то совсем иные. Понятно стремление авторов сделать программу, более современной, но провозгласить в целях то, что восприятие произведений искусства должно осуществляться в единстве с практической деятельность, не значит действительно достигнуть этого. Вероятно, эта формулировка возникла в программе №1 под влиянием программы №2. Пути достижения этой цели в программах разные.
Б.М. Неменский в книге «Мудрость красоты» (1987 г.) предложил сравнить взаимоотношения программ более наглядно, упростив их и, естественно, несколько примитивизировав — до ответа на три основных вопроса искусства: «что?», «как?» и «зачем?». В изобразительном искусстве всегда что-то изображено — предметы, люди, явления природы, общественные события, они как-то изображены — иначе не было бы реального изображения, и зачем-то изображены, т.е. у художника (а через него у общества) были какие-то определенные цели: например, выразить восторг перед изображенным, или наоборот, и т. д. Какой из этих вопросов сделали ведущим в программе ее авторы?
Программа № I на первое место ставит вопрос, что изображено (предметы, явления, события). Это прослеживается в конструкции (названии) четвертей и содержании уроков, в восприятии искусства и в практических заданиях. «Как?» рассматривается в связи с выполнением конкретных заданий или при анализе произведений искусства. Вопрос «зачем?» ставится в рамках идейно-нравственного и патриотического воспитания.
Программа № 2 ставит акцент на том, зачем изображено (декорировано, конструировано), т.е. подчеркивает социальную цель искусства. Ответы на вопросы «что?» и «как?», естественно, включаются в программу,— без этого невозможно осознать ответа на вопрос «зачем?», но они не главные.
Примеры художественно-образных тем: «Выражение намерений человека через конструкцию и декор» и «Образ человека и его характер» (2 кл.), «Образ художественной культуры Японии» и «Образ художественной культуры средневековой Западной Европы» (4 кл.) и т.п. Однако таких тем немного.
Большинство же тем уроков формулируется как «Гуашь, три основных цвета», «Бумага, ножницы, клей», «Линия как средство выражения. Ритм линий» и т.п. Это значит, что основным для авторов является вопрос, как освоить художественные материалы и средства выразительности, что при этом изображать, украшать или строить становится не так важно. В тоже время ряд тем конкретно называет объекты изучения: «В музеях хранятся портреты», «Мемориалы воинской славы», «Афиша», «Витрины на улицах», «Ажурные ограды» и др. При этом, по названию темы не понятно, какая предполагается практическая работа, что нужно для освоения изобразительных умений и навыков и зачем все это делать, ради освоения каких идей?
В программе № 3 вопросы «что?» и «как?» равнозначны (в структуре программы одинаково важны темы, посвященные языку ИЗО и образу художественной вещи), а ответ на вопрос «зачем?» раскрывает особенности духовно-нравственного и патриотического воспитания. Выделены темы разделов «Основы художественного изображения», «Орнамент в искусстве народов мира: построение и виды», «Народный орнамент России: творческое изучение в процессе изображения», «Художественный труд на основе знакомства с народным и декоративно-прикладным искусством (основы художественного ремесла)» (программа «Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно-прикладного искусства»).
За долгие годы своего существования программы № 1 и № 2 претерпели некоторые изменения.
В программе №1 раздел «Рисования с натуры» был заменен на «Рисунок» и «Живопись», при этом сохранен раздел «Тематическое рисование», в котором в практических заданиях там так же выполняется рисунок и раскрашивается красками. Можно понять, откуда взялось это «изменение»: из профессиональной художественной школы, где эти членения в форме «Рисунка», «Живописи», «Композиции», «Истории искусств» всегда существовали. Однако в общеобразовательной школе не только возможности (1 час в неделю — против более 10-20 часов), но и задачи-то совсем иные.
Затем был сделан еще один позитивный шаг, прежний раздел «Беседы об искусстве» был превращен в раздел «Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас», тем самым было расширено представление о связи искусства с действительностью. Понятно стремление авторов сделать программу №1 более современной. Считаем, что это желание возникло во многом под влиянием программы №2. В ней восприятие искусства и действительности находится в неотрывном единстве с практической деятельностью.И это ее важнейшее отличие: именно данный момент способствует формированию целостности осознания художественного явления — будь то вид, жанр искусства, элементы его языка или проявления в жизни.
При таком объединении занятий открываются возможности направить весь процесс познания ученика на понимание явлений искусства в полном единстве теории и практики. Эта возможность скорее всего является серьезным преимуществом данной программы. В очередной редакции программы №1 также провозглашается, что в нее на равных правах входят эстетическое восприятие действительности и искусства и практическая художественная деятельность учащихся. Однако, провозгласить это – еще не значит достигнуть, так как авторы программ шли к этому разными путями.
Поскольку программа №2 и №3 создавались как программы интегрированных курсов, объединяющих уроки ИЗО и труда, который превращался исключительно в художественный, то они, несомненно, имели преимущество перед программой №1 как по времени (3 часа в неделю против 1 часа), так и по возможности включать конструктивно-пластические виды деятельности в уроки. Безусловно, идея расширить границы общения с искусством в школе была весьма прогрессивной для своего времени. На протяжении всей истории развития методов обучения ИЗО вопрос количества часов на этот предмет вызывал самые жаркие споры.
Успешность обучения ИЗО проверяется тем, достигнут ли уровень художественного развития ребенка, зафиксированный в программе и Госстандарте.
Рассмотрим три вышеперечисленные программы и выявлены их основные ориентиры:
Изобразительное искусство и художественный труд (1-9 классы). Рук. и редакц. Б. М. Неменского. | «Изобразительное искусство», авт. В. С. Кузин и др. | «Изобразительное искусство», авт. Т. Я. Шпикалова и др. |
Цели | ||
Содержание и средства | ||
Особенности |
Но это лишь общая характеристика. При подробном исследовании программ было замечено, что тема пейзажа звучит во всех программах, но в разные года обучения (6 класс, 5класс и 1 у Б.М.Неменского, В.С.Кузина и Т.Я.Шпикаловой соответственно). Авторы решают разные задачи, используя тему пейзажа: Б.М.Неменский подходит к пейзажу как к пейзажу-настроению.
Он учит находить красоту природы в разных ее состояниях: утром, вечером, в полдень, сумерки, в солнечный или ненастный день и т. д., передавать красками яркие цветовые состояния природы; показать роль колорита в пейзаже, настроение, мироощущение; совершенствовать технику работы с красками. У В.С. Кузина эта тема звучит в уроках, посвященных временам года.
Он учит создавать разные сезоны года, наблюдая за природой и рисуя картины с натуры. Очень разнообразно тема пейзажа встречается в программе Т.Я.Шпикаловой. Основной задачей на этих уроках является создание образа и эмоционального состояния через технические приемы, колористическое решение (теплое или холодное, основные или составные цвета, яркие и неяркие).
При анализе программ был сделан следующий вывод: все выше приведенные программы существенно отличаются соотношением практического обучения художественно-творческой деятельности и знакомства детей с различными теоретическими аспектами изобразительного искусства (направлений, видов, стилей и т.д.). Это связано с целями программ, задачами и путями их реализации. Невозможно сказать, какая из программ лучше или хуже, так как каждая из них имеет определенную направленность и имеет свои плюсы и минусы.
Анализ программы.
(План написания анализа)
● Автор программы
● Программа и ее особенности
● Цель программы
● Задачи
● Основные принципы программы
● Основные виды деятельности
● Структура программы обучения изобразительному искусству
Источник: poisk-ru.ru
Новые программы преподавания ИЗО
Прочитав материал, я обнаружила откровенную критику и заподозрила предвзятость автора в отношении программы №1 и программы №2 в особенности. Программа №3 напротив, выделяется автором, как самая лучшая во всех аспектах. Поэтому конспектировать я буду только фактические данные, максимально исключая критику.
Мне кажется, что я, как будущий педагог должна уважать труд других педагогов, беспристрасно оценивать цели и концепции каждой разработанной программы, не отбрасывать программу в целом, а выбирать из них самое лучшее и применять в будущей своей работе.
Сравнительный анализ действующих программ по ИЗО
Программа № 1 «Изобразительное искусство» разработана под руководством В. С. Кузина (действует более 25 лет).
Программа № 2 «Изобразительное искусство и художественный труд» разработана под руководством Б. М. Неменского (действует более 25 лет).
Программа № 3 «Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно-прикладного искусства» разработана под руководством Т. Я. Шпикаловой (действует более 15 лет).
Программа № 1 Ориентация обучения рисование с натуры Программа ориентирована на обучение реалистическим основам изображения через освоение графической грамоты. Ведущий вид деятельности — рисование с натуры. Декоративной работе, тематическому рисованию и беседам об искусстве так же уделяется внимание на протяжении всех лет обучения. Концепция обучения В основе обучения школьников изо должно быть обучение рисованию с натуры с целью создания реалистического рисунка и освоения графической грамоты. Главной целью Программы №1 является формирование духовной культуры личности, приобщение к общечеловеческим ценностям, овладение национальным культурным наследием. Основными задачами программы являются овладение учащимися знаниями элементарных основ реалистического рисунка, формирование навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению, ознакомление с особенностями работы в области декоративно-прикладного и народного искусства; развитие у детей изобразительных способностей, эстетического восприятия, художественного вкуса, творческого воображения, пространственного мышления, эстетического чувства и понимания прекрасного, воспитания интереса и любви к искусству. Тематизм Программу первоначально упрекали в отсутствии тематизма и в 1982 г. темы блоков уроков были введены. Они связаны с видами и жанрами изобразительного искусства, временами года, календарными праздниками, историей России, устным народным творчеством, сокровищами мировой культуры и др. В данной программе логика смены тем четвертей состоит в том, что темы варьируются из года в год, особенно не отличаясь разнообразием — в каждом классе дети рисуют природу, урожай, натюрморты, иллюстрации к сказкам или литературным произведения, тематические композиции типа «Наша Родина», осваивают традиционные народные художественные промыслы, орнаменты и др. Так, тема осени повторяется дважды (2 и 3 классы), тема сказки также и др. Однако, повторяясь, темы каждый раз усложняются не по содержанию, а по уровню постановки учебных задач. Так, если в 1-2 классе учащиеся рисуют фрукты и овощи больше по представлению, то затем они переходят к рисованию с натуры простейших натюрмортов и сложных постановок с гипсовым орнаментом и драпировками в 7 — 8 классе. Принципиальная позиция авторов состоит именно в том, чтобы в каждом классе было рисование с натуры, рисование на темы, иллюстрирование, изучение народного искусства и декоративная работа. Ответы на вопросы искусства Программа № 1 на первое место ставит вопрос, что изображено (предметы, явления, события). Это прослеживается в конструкции (названии) четвертей и содержании уроков, в восприятии искусства и в практических заданиях. Вопрос «как?» рассматривается в связи с выполнением конкретных заданий или при анализе произведений искусства. Вопрос «зачем?» ставится в рамках идейно-нравственного и патриотического воспитания. Задачи: 1. Формирование опыта смыслового и эмоционально — ценностного восприятия визуального образа реальности и произведений искусства; 2. Формирование понимания эмоционального и ценностного смысла визуально-пространственной формы; 3. Развитие творческого опыта как формирование способности к самостоятельным действиям в ситуации неопределенности; 4. Воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в ее архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды и понимании красоты человека; 5. Развитие способности ориентироваться в мире современной художественной культуры; 6. Овладение средствами художественного изображения как способом развития умения видеть реальный мир, как способностью к анализу и структурированию визуального образа, на основе его эмоционально-нравственной оценки. Личностные результаты: · становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций; формирование основ гражданственности, любви к семье, уважение к людям и своей стране; воспитание чувства гордости за свою Родину, уважения к традициям и культуре других народов; · развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, на основе представлений о нравственных нормах; · формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; · развитие воображения, образного мышления, пространственных представлений, сенсорных способностей; · развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками; · формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. Предметные результаты: · формирование первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человек; · формирование основ художественной культуры, потребности в художественном творчестве и в общении с искусством; · овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства; · овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании), а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ; развитие способности к созданию на доступном уровне сложности выразительного художественного образа. | Программа № 2 Ориентация обучения свобода творчества Программа на первое место ставит эмоционально-образное развитие детей, постижение закономерностей искусства. Предоставляет как можно больше свободы творчества, учеников «направляют» рекомендациями. «работу надо начинать с основных, крупных форм, сразу подчеркивая движения, а детализировать только после того, как решена общая композиция (лепка фигуры человека или животного в движении по выбору, 3 класс)». Концепция обучения Знания и умения детей являются не столько целью в общеобразовательной школе, а становятся средством постижения духовной стороны искусства, через которое происходит развитие и обогащение внутреннего мира ребенка. Полноценное протекание этих процессов возможно лишь в творчестве и сотворчестве, сопереживании и сотрудничестве со сверстниками. Развитие художественного восприятия и практическая деятельность представлены в программе в их содержательном единстве. Разнообразие видов практической деятельности подводит учащихся к пониманию явлений художественной культуры, изучение произведений искусства и художественной жизни общества подкрепляется практической работой школьников. В данной программе соединены принципы конструкции, идущие от содержания искусства, с языковым принципом, выработанным еще в программе Б. П. Юсова, элементы которой органически вошли в программу. Главной целью обучения по программе является духовное развитие личности ребенка через единство и взаимодействие искусства с жизнью. Одной из концептуальных позиций программы Б. М. Неменского является то, что восприятие искусства и действительности должно находиться в неотрывном единстве с практической деятельностью. Именно данный момент способствует формированию целостности будь то вид, жанр искусства, осознания художественного явления — элементы его языка или проявления в жизни. При таком объединении занятий открываются возможности направить весь процесс познания ученика на понимание явлений искусства в полном единстве теории и практики. Тематизм Программу № 2 отличает то, что с самого начала своего существования (1974 г.) она основывалась на четком тематизме. Графическая модель концепции программы выглядит как храм, в основании которого (1-4 класс) познание связей с искусством (от личности ребенка, через окружающий мир вещей и явлений, до связей с представлениями у разных народов о красоте). На следующем этапе (5-9 класс) познание связей ИЗО идет вглубь, рассматриваются декоративное искусство, архитектура и монументальное искусство. Далее учащиеся подводятся к пониманию синтеза искусств и на новом уровне обращаются к теме начальной школы «Ты и искусство». К сожалению, в настоящее время обучение ИЗО обычно заканчивается в 7 классе или в лучшем случае в 8 классе. В концепции Б. М. Неменского выстроена идеальная модель, которая предполагает возможность обучения до 11 класса. В старших классах теоретические и практические занятия предлагается разделить. Теоретический курс — «Основы художественной культуры». Крышу здания составляют два практических курса, предлагаемых на выбор, — «Основы изобразительной грамоты» и «Основы конструктивной грамоты». В программе № 2 темы авторами выстроены в целостную линию поэтапного расширения познания связей искусства с жизнью. От художественных связей с природой и личной жизнью (1 класс) через осознание личных связей с искусством (2 класс) к пониманию его роли сперва в близком окружении (3 класс), затем в широком (4 класс). От личности — вширь. Такова начальная школа. И тема каждой четверти жестко привязана к данному году-блоку, а не к другому. Ответы на вопросы искусства Б. М. Неменский в книге «Мудрость красоты» (1987 г.) предложил сравнить взаимоотношения программ более наглядно, упростив их до ответа на три основных вопроса искусства: «что?», «как?» и «зачем?». В изобразительном искусстве всегда что-то изображено – предметы, люди, явления природы, общественные события. Они всегда изображены каким-то образом (иначе не было бы реального изображения) и с какой-то целью, например, выразить восторг перед изображенным, или наоборот, и т.д. Программа № 2 ставит акцент на том, зачем изображено (декорировано, конструировано), т.е. подчеркивает социальную цель искусства. Ответы на вопросы «что?» и «как?», естественно, включаются в программу, — без этого невозможно осознать ответа на вопрос «зачем?», но они не главные. Задачи: 1. Совершенствование эмоционально-образного восприятия произведений искусства и окружающего мира; 2. Развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни (музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.); 3. Формирование навыков работы с различными художественными материалами. Личностные результаты: · эмоционально-ценностное отношение (к семье, Родине, природе, людям); · толерантное принятие разнообразия культурных явлений, национальных ценностей и духовных традиций; · художественный вкус и способность к эстетической оценке произведений искусства, нравственной оценке своих и чужих поступков, явлений окружающей жизни. · способность к художественному познанию мира; · умение применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности. · навыки использования различных художественных материалов для работы в разных техниках: живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство, конструирование); Предметные результаты: · понимание значения искусства в жизни человека и общества; · восприятие и характеристика художественных образов, представленных в произведениях искусства; · умение различать основные виды и жанры пластических искусств, характеризовать их специфику; · сформированность представлений о ведущих музеях России и художественных музеях своего региона. · умение различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношение к природе, человеку, обществу; · проявление устойчивого интереса к художественным традициям своего народа и других народов. · умение использовать различные материалы и средства художественной выразительности для передачи замысла в собственной деятельности; · моделирование новых образов путем трансформации известных (с использованием средств изобразительного искусства и компьютерной графики). | Программа № 3 Ориентация обучения традиции народного искусства Программа уделяет особое внимание освоению основ изобразительной грамоты с учетом выявления взаимосвязей народного и профессионального изобразительного искусства, выраженных в художественном образе, а также приобщает к истокам русской национальной культуры, при этом акцент делает на изучении орнаментов и традиционных видов декоративного искусства России. Концепция обучения Основными концептуальными позициями программы является традиционность народного искусства; вариативность и импровизация как принципы народного творчества; коллективный характер народного творчества; синкретизм; фольклорность мировосприятия народного мастера, отраженная в символике языка народного искусства, в связях с обрядовыми функциями, с умением народного мастера видеть мир поэтически, ощущать родство, единство с природой, свою причастность к народу; фольклор как художественная форма отражения нравственно-эстетических взглядов народа; взаимодействие народного искусства с другими видами художественного творчества, в системе национальной культуры и культуры народов мира. Цель и задачи курса подчинены становлению и развитию личности школьника на национальной основе. Программа представляет собой интегрированный курс таких дисциплин, как изобразительное искусство, трудовое обучение и обучение чтению. В ее основу положен синкретический характер народного искусства. Содержание раскрывается по видам народного искусства. Тематизм … Ответы на вопросы искусства В программе № 3 вопросы «что?» и «как?» равнозначны (в структуре программы одинаково важны темы, посвященные языку ИЗО и образу художественной вещи), а ответ на вопрос «зачем?» раскрывает особенности духовно-нравственного и патриотического воспитания. Выделены темы разделов «Основы художественного изображения», «Орнамент в искусстве народов мира: построение и виды», «Народный орнамент России: творческое изучение в процессе изображения», «Художественный труд на основе знакомства с народным и декоративно-прикладным искусством (основы художественного ремесла)». Задачи: 1. Совершенствование эмоционально-образного восприятия произведений искусства и окружающего мира; 2. Развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни (музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.); 3. Формирование навыков работы с различными художественными материалами. Личностные результаты: · формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; · становление гуманистических демократических ценностных ориентаций; · формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органическом единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; · формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; · овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; · принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; · формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; · развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; · развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; · формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. Предметные результаты: · сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека; · сформированность основ художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края, эстетического отношения к миру; понимание красоты как ценности; потребности в художественном творчестве и в общении с искусством; · овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства; · овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, декоративно-прикладной деятельности, художественном конструировании), а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликации и пр.) |
Источник: studopedia.net