1. Активная направленность курса на формирование мировоззрения младших школьников. Этому способствуют не только систематизация отобранных произведений по темам духовно-нравственного содержания, но и характер вопросов и заданий, которые предлагаются в учебниках после текстов.
2. Развитие творческих способностей учащихся. Этому способствуют специальные задания, обучающие иллюстрированию (графическому, словесному), выразительному чтению и инсценированию, азам словесного творчества (подбору рифм, сравнений, творческому пересказу, сочинению небольшого высказывания по подобию и т.д.).
4. Развитие эмоциональной сферы. Осознанию эмоций и чувств служат вопросы и задания, привлекающие внимание детей к авторским ремаркам, к анализу особенностей речи и поведения персонажей. Адекватному выражению эмоционального состояния способствует систематическая работа над выразительностью чтения и применение различных форм драматизации, которая направляется в учебниках специальными заданиями (анализ иллюстраций с точки зрения «эмоциональных знаков», постановка «живых картин», произнесение реплики персонажа с использованием мимики и пантомимики, чтение по ролям, развернутая драматизация и др.).
Анализируем учебник по литературному чтению 1 класса в соответствии с примерной рабочей программой
5. Развитие речи читателя. С этой целью в учебники включены задания по работе над заголовком, планом, всеми видами пересказа, над созданием собственных высказываний, по наблюдению над правильностью, точностью, богатством, выразительностью художественной речи. Определяющим для развития речи является формирование у учащихся отношения к чтению как к процессу общения с автором. Этому способствует активизация методическими средства мотивационной стороны чтения, акцент на внимании к личности писателя, к его «присутствию» в произведении, развитие бережного отношения к авторскому замыслу и другие методические приемы.
6. Комплексный подход к формированию умений, обеспечивающих учащемуся способность быть читателем – становление правильности, беглости, осознанности, выразительности чтения, умения работать с текстами разных жанров, умение ориентироваться в книге и в мире книг.
Развивающие системы обучения (анализ программ и учебников по чтению
Сравнительный анализ современных учебников по литературному чтению
Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, Голованова «Литературное чтение»
(комплект «Школа России»)
Основная цель обучения – приобщение младших школьников к литературе, осознание литературы как искусства слова.
Художественно-эстетический принцип определяет стратегию отбора произведений для чтения, и поэтому в круг чтения младших школьников вошли преимущественно художественные тексты. Внимание детей привлекается к тому, что перед ними не просто познавательные интересные тексты, а именно произведения словесного искусства, которые раскрывают перед читателем богатство окружающего мира и человеческих отношений, учат понимать прекрасное, формируют в ребенке собственное отношение к действительности.
Учащиеся знакомятся с основными пластами литературы: произведениями фольклора, творчеством русских детских писателей, классиков отечественной литературы, зарубежных авторов детских книг.
КАК БЫСТРО ВЫУЧИТЬ СТИХОТВОРЕНИЕ?
Литературоведческий принцип в преломлении к особенностям начального этапа обучения реализуется при анализе литературного произведения, выдвигает на первый план художественный образ.
Работа над художественным произведением не должна сводиться к набору эпитетов, сравнений и других средств художественной выразительности. В начальной школе анализ образных средств языка, должен помочь детям почувствовать целостность художественного образа и адекватно сопереживать герою.
Литературоведческий принцип находит свое выражение и в том, что программа охватывает все основные литературные жанры: сказки, стихи, рассказы, басни, драматические произведения (в отрывках). При анализе произведения этот принцип нацеливает на рассмотрение таких аспектов произведения, как тема, проблематика, нравственно-эстетическая идея, художественная форма, композиция.
Программа четко ориентирована на формирование и развитие у младших школьников речевых навыков, главным из которых является навык чтения.
Параллельно с формированием беглого чтения в течение всех лет проводится целенаправленная работа по развитию умения постигать смысл прочитанного, обобщать и выделять главное.
Кроме навыка чтения и речеведческих умений (деление текста на части, озаглавливание, составление плана, сжатый и полный пересказ прочитанного), в программу литературного чтения включается такой раздел, как «Круг чтения», который должен постепенно расширить читательские возможности детей и их знания об окружающем мире.
Для углубления читательского опыта детей в программу введены некоторые произведения, повторяющиеся затем в программе средней школы.
1) тематический принцип построения учебного материала;
2) основную часть произведений составляет золотой фонд детской литературы, значительное место занимают произведения современных писателей;
3) вопросы и задания к текстам представлены как после изучения произведения, так и после изучения раздела и направлены на выработку у учащихся своей точки зрения;
4) наличие творческих заданий, упражнений на развитие речи;
5) достаточно внимания уделено словарной работе, наличие толкового словаря;
6) книги для чтения предусмотрены, начиная с 1-го класса;
7) принцип построения материала — спиралевидный;
8) доступен всем учащимся, красочен.
1) тематика произведений не соответствует временам года;
2) недостаточно произведений патриотической тематики;
3) недостаточно биографических сведений об авторах;
4) малый объем материала.
— в новом издании (Л.Ф. Климанова на первом месте):
1) рамки на страницах учебника влияют на психику ребенка;
2) неоправданно из содержания учебников исключены ряд текстов.
Источник: infopedia.su
литературное чтение. Доклад по литературному чтению. Анализ комплекта учебников умк Литературное чтение по программе Школа России, авторы Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий
Единственный в мире Музей Смайликов
Самая яркая достопримечательность Крыма
Скачать 50.5 Kb.
Тема: Анализ комплекта учебников УМК «Литературное чтение» по программе Школа России, авторы Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий,
М.В. Голованова, Л.А. Виноградская, М.В. Бойкина
Подготовила: Бояркина Т.Т.
Группа: 1НШ 2021
Наиболее интересной в плане возможностей культурно-нравственного развития школьников, на мой взгляд, выступает следующая программа: «Литературное чтение», авторы Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова, Л.А. Виноградская, М.В. Бойкина, УМК Школа России
Главной своей целью авторы учебников и учебных пособий считают, что «Школа России» должна стать школой духовно-нравственного развития. Опираясь на произведения, подобранные в учебниках для литературного чтения, учитель воспитывает в детях любовь Отечеству, своему народу, его языку, духовным ценностям, уважительное отношение к людям, к чужому мнению, культуру диалога, что хорошо согласуется с задачей толерантности как важнейшего личностного качества.
Содержание учебников построено так, что у учителя есть возможность обращаться к формированию тех или иных духовно-нравственных качеств в каждом классе. Делать это он может с учетом взросления детей, накопление ими жизненного опыта.
Важной особенностью выбора произведений, включенных в учебники, является их соответствие возрастным особенностям младшего школьника. В этой связи важно, что учебники дают возможность обратиться к произведениям устного народного творчества, особенно к сказкам. Именно сказки по своему сюжету (борьба добра и зла) по своей идее (победа добра), дают обширный материал в понятной и доступной детям форме для формирования таких качеств, как: трудолюбие, доброта, смелость, настойчивость и ответственность, способность сопереживать, готовность помогать друг другу.
Таким образом, рассмотренная мною программа по литературному чтению призвана решать задачу умственного и культурно-нравственного развития детей. В ней разработаны все необходимые методы и приемы обучения, творческая направленность деятельности учителя и учащихся, стимулирований учителей к самообразованию и привлечению родителей к руководству детским чтением.
При осуществлении работы по учебникам и пособиям «Литературное чтение» младшие школьники смогут достичь личностных результатов, таких как: с уважением относиться к традициям семьи, любовью к месту, где родился; отзываться положительно о своей Родине; осознавать свою принадлежность к народу; с уважением относиться к людям другой национальности; проявлять интерес к чтению произведений устного творчества своего народа и народов других стран. К предметным результатам, которых тоже могут добиться учащиеся, относится понимание литературы и мировой культуры как средства, сохраняющего ценности и традиции; формирование гражданской идентичности, чувства гордости за Родину, российский народ и историю России, осознание этнической принадлежности и др.
Действительно, при рассмотрении программ и учебников обнаруживается, что центром анализа на уроке литературного чтения становятся важные для ребенка младшего школьного возраста этические правила поведения в семье и детском коллективе, морально-нравственные нормы жизни человека в социуме, а также проблемы отношения к природе человека, в том числе и маленького человека. Первоклассников ожидает чтение и изучение народных сказок – «Курочка Ряба», «Теремок», «Рукавичка», «Петух и собака», и авторских сказок – А.С.
Пушкина, К.Д. Ушинского и Л.Н. Толстого, что дает возможность сопоставления, важного для различения историко-филологических понятий «фольклор» и «художественная литература». Учащиеся также читают загадки, песенки, в том числе русские народные и английские народные песенки (осуществляется знакомство с фольклором других народов), потешки и небылицы.
Это небольшой раздел под названием «Сказки, загадки, небылицы», предполагающий малое количество часов для изучения. Но он идет вторым после раздела «Жили-были буквы», после обучения чтению и грамоте. Изучению сказок и произведений жанров детского фольклора, как видим, придается большое значение. Работа с загадками, пословицами и поговорками проходит и в других разделах.
Во втором классе также в первой половине года изучению младших школьников подлежит раздел «Устное народное творчество» уже с большим количеством часов. Главной идеей раздела является приобщение школьников к культурному наследию русского народа, воспитание чувства гордости за его нравственные принципы, уважения к народному творчеству, ремёслам и промыслам, чувства восхищения трудолюбием, сообразительностью и юмором русского человека.
Здесь обучение направлено на разграничение малых и больших жанров устного народного творчества, много внимания уделяется таким жанровым формам, как пословицы и поговорки. Далее идет знакомство с жанрами детского фольклора – прибаутками, потешками, считалками, небылицами, загадками.
Количество русских народных сказок для чтения увеличивается, усиливается жанровое разнообразие (кумулятивные сказки, сказки о животных, бытовые и др.). Назовем сказки, предлагаемые для чтения и освоения, – «Петушок и бобовое зёрнышко». «У страха глаза велики», «Лиса и тетерев». «Лиса и журавль», «Каша из топора», «Гуси-лебеди». Загадки и пословицы отрабатываются во всех разделах.
В раздел «Люблю природу русскую» включена русская народная сказка «Два Мороза». В разделе «Литература зарубежных стран» предполагается изучение произведений фольклора различных народов с целью ознакомления с мировым наследием. Отметим, что третье издание учебника для учащихся второго класса, на основе которого мы проведем наше опытно-экспериментальное исследование (2 параграф работы), было изменено для соответствия Федеральному образовательному стандарту и представляет собой новое концептуальное пособие. Практическая часть учебника содержит необходимые вопросы и задания, которые не только помогают успешно освоить изучаемый материал, но и формируют у детей навыки совместной исследовательской работы.
Учащимся 3 класса в самом начале учебного года в разделе «Устное народное творчество» из интересующих нас жанров предоставляется возможность изучить докучные сказки (в сочетании со знакомством с произведениями прикладного искусства), волшебные сказки – «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Иван-царевич и серый волк», «Сивка-бурка» (вкупе с произведениями изобразительного искусства, которые представлены на страницах учебника, и музыкального искусства). Основой учебника для 3 класса является формирование различных принципов младших школьников при изучении литературы – художественно-эстетического, коммуникативно-речевого и литературоведческого.
Такой подход способствует нравственному воспитанию учеников. Учебник позволяет постепенно задействовать учеников в самостоятельной деятельности, при этом дифференциально подходя к каждому из них. Обучение основано на проектном методе. Необходимые материалы дополнительно записаны на компакт-диск и прилагаются к изданию.
Источник: topuch.com
Анализ УМК по литературному чтению для начальной школы
Литературно-творческие умения – это способность передавать свои жизненные впечатления с помощью создания словесного образа.
Учебный курс «Литературное чтение»
В соответствии с Концепцией государственного стандарта образования в структуре начального образования особое место занимает учебный курс «Литературное чтение». Он является одним из основных предметов в системе подготовки учеников начальных классов. Литературное чтение наряду с русским языком формирует функциональную грамотность школьника, способствует его воспитанию и общему развитию. Успешность изучения данного курса обеспечивает результативность изучения других предметов начальной школы.
Целями изучения курса «Литературное чтение» в начальной школе являются:
- овладение школьником навыком правильного, осознанного, выразительного, беглого чтения, являющегося базовым в системе образования младших школьников;
- совершенствование всех видов речевой деятельности;
- формирование читательского кругозора;
- умение работать с различными видами информации;
- воспитание интереса к чтению;
- развитие познавательных, художественно-творческих способностей и эмоциональной отзывчивости;
- обогащение нравственного опыта ребенка;
- развитие нравственных чувств;
- развитие уважения к культуре народов России.
Формирование читательской компетентности, осознание себя как читателя, развитие способностей к творческой деятельности – приоритетная цель изучения курса «Литературное чтение».
Так как курс «Литературное чтение» для начальной школы – это первая ступень непрерывного курса литературы, то на данном этапе наряду с формированием навыка осмысленного чтения вслух, происходит и подготовка к изучению литературы на доступном для детей 6-10 лет уровне.
Выполнение задачи по овладению речевой, коммуникативной и письменной культурой связано с развитием навыков работы с различными видами текстов, умения ориентироваться в книге и использовать ее для расширения знаний о мире. Младшие школьники в ходе обучения принимают участие в диалоге, составляют монологические высказывания, основанные на прочитанных произведениях и личном опыте, самостоятельно пользуются справочным материалом.
«Анализ УМК по литературному чтению для начальной школы»
Готовые курсовые работы и рефераты
Решение учебных вопросов в 2 клика
Помощь в написании учебной работы
Воспитание эстетического отношения к отраженной в художественной литературе действительности способствует пониманию произведения литературы как особого вида искусства. Ребенок учится определять его художественную ценность, анализировать средства выразительности (на доступном для него уровне). У школьника формируется умение сравнивать искусство слова с другими видами искусства.
Учитывая особенности, нравственную сущность художественной литературы, ее влияние на становление личности ребенка, особое значение приобретает решение задачи по формированию нравственного сознания и эстетического вкуса школьника. Он в процессе работы с произведением осваивает нравственно-эстетические ценности взаимодействия с окружающей действительностью. Кроме того, младший школьник учится анализировать положительные и отрицательные действия героев произведения. понимание значения эмоциональной окрашенности произведения способствует эмоциональному воспитанию ребенка.
Разделы курса «Литературное чтение»
Одним из разделов курса «Литературное чтение» является «Круг детского чтения». В нем реализуются принципы отбора произведений, обеспечивающих формирование устойчивого интереса школьника к самостоятельному чтению. В предполагаемом содержании должны быть представлены малые и большие фольклорные формы, произведения разных жанров как отечественных, так и зарубежных писателей, а также современных авторов.
В разделе «Творческая деятельность учащихся», являющемся ключевым элементом начального этапа литературного образования, опыт творческой деятельности воплощается в системе речевой и читательской деятельности. Это обеспечивает перенос знаний, полученных детьми, в продуктивную творческую деятельность: чтение по ролям, драматизация, инсценировки, постановка «живых картин». Особо внимание здесь уделяется созданию разных форм интерпретации текста: разные формы пересказа, устное словесное рисование, текст по аналогии.
Определение 2
Текст по аналогии – это создание учеником собственного текста на основе прочитанного художественного произведения.
«Внеурочная деятельность по литературному чтению» — вспомогательный элемент содержания курса литературного образования. Внеурочная деятельность по данному предмету основывается на создании различных проектов по темам литературных произведений и организацией кружковой работы, которая обеспечивает расширение круга чтения детей и развитие их литературно-творческих умений.
Замечание 1
Литературно-творческие умения – это умения отбирать и использовать для реализации замысла языковые средства, аналогичные изученным в рамках предметного содержания.
Особенности УМК «Школа России»
УМК «Школа России» ориентирован на личностно-развивающее образование младших школьников. При организации работы УМК особое внимание уделяется проблемно-поисковому подходу, который предусматривает создание проблемных ситуаций и поиск аргументов, формулирование выводов и сопоставление результатов с эталоном. При таком подходе у учеников возникает естественная мотивация к обучению, развивается способность понимать смысл задачи, планировать работу, контролировать ее и оценивать результат.