Характеристика программ дошкольного образования

Презентация по предмету «Дошкольные (подготовительная группа)» на тему: «ОБЗОР СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ДОШКОЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ ОБЗОР СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ДОШКОЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ.». Скачать бесплатно и без регистрации. — Транскрипт:

1 ОБЗОР СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ДОШКОЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ ОБЗОР СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ДОШКОЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ДОУ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ДОУ

2 В жизни каждого человека дошкольное образование также как начальное и высшее имеет особое значение. Этот этап как стартовая площадка для перехода на следующий уровень его жизни…

3 В Постановлении Правительства РФ (октябрь2001г) «о Концепции модернизации российского образования за период до 2010г.» особое внимание уделено решению проблемы доступности дошкольного воспитания, обеспечения условий для качественной подготовки детей к обучению в школе, повышению уровня квалификации педагогов и родителей для достижения соответствия образования актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. О модернизации российского образования

Кузнецова С.С. Федеральная образовательная программа дошкольного образования: вопросы и ответы

4 Целостность педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении обеспечивается реализацией той или иной программы В условиях вариативности образования закрепленной в «законе об образовании» для дошкольных учреждений разработан целый ряд отечественных программ нового поколения О вариативности в дошкольном образовании

5 Программы делятся на комплексные и специализированные (парциальные) Комплексные – направлены на формирование у ребенка универсальных способностей и развитие их до уровня, соответствующего возрастным возможностям и требованиям современного общества. Парциальные (специализированные) – включают одно или несколько направлений развития ребенка.

6 1.Системность. Развитие ребенка – процесс, в котором взаимосвязаны, взаимозависимы и взаимообусловлены все компоненты, поэтому необходима работа по развитию речи и моторики, зрительного восприятия и зрительно-моторной координации, организации деятельности, запаса сведений, знаний и т.п. 2. Комплексность (взаимодополняемость).

Развитие ребенка – комплексный процесс, в котором развитие одной познавательной функции определяет и дополняет развитие других функций. 3. Соответствие возрастным и функциональным способностям. Индивидуальная программа может быть разработана с учетом особенностей развития каждого ребенка. Особенности программ

8 Перечень комплексных программ Программа воспитания и обучения в детском саду ( Под ред. М.А.

Васильевой) Программа «Радуга» Программа «Из детства — в отрочество» Программа «Детство» Программа развития и воспитания дошкольников в образовательной системе «Школа 2100» «Детский сад 2100» Программа «Развитие» Программа «Одаренный ребенок» Программа «Истоки» Программа «Преемственность» под редакцией Н.А.Федосовой. Программа «Детский сад – дом радости» под. ред. Н.М. Крыловой и др.

Федеральная образовательная программа дошкольного образования: изучаем, обсуждаем, размышляем

9 Программа воспитания и обучения в детском саду ( Под ред. М.А. Васильевой) Издательства « Мозаика- Синтез», « Сфера» Главная задача- охрана жизни и укрепление здоровья детей, всестороннее воспитание и подготовка детей к школе. Программа предусматривает физическое, умственное, нравственное,трудовое и эстетическое воспитание и развитие дошкольников в соответствии с из возрастными и индивидуальными психофизиологическими особенностями. Программа воспитания и обучения составлена по возрастным группам (ранний возраст, младший школьный, средний возраст и старший дошкольный возраст).

10 УМК к программе воспитания и обучения в детском саду ( Под ред. М.А. Васильевой)

11 Программа «Радуга» Цель программы – сформировать такие качества личности, как воспитанность, самостоятельность, целеустремленность, умение поставить перед собой задачу и добиться ее решения.

12 Программа « Радуга» под ред. Т.Н.Дороновой издательство «Просвешение» Программа включает 7 важнейших видов деятельности детей и занятий, в процессе которых происходит воспитание и развитие ребенка: физическая культура (самый важный предмет — красный цвет) игра (положенная в основу программы – оранжевый цвет) изобразительная деятельность, ручной труд ( на основе знакомства с народным декоративным искусством – желтый цвет) конструирование ( развитие воображения) – зеленый цвет) занятия музыкальным и пластическим искусством (формирование эстетических переживаний – голубой цвет ) занятия по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром ( синий цвет) математика ( фиолетовый цвет)

13 УМК « Радуга» под ред. Т.Н.Дороновой

14 Программа для родителей и воспитателей направлена на укрепление здоровья и развитие детей 4-7 лет, большое внимание уделено преемственности детского сада и школы. Имеет гриф Министерства образования РФ и рекомендована к использованию в дошкольных образовательных учреждениях. Программа «Из детства — в отрочество» издательства «Просвещение», «РОСМЭН»

15 Программа разработана авторским коллективом под руководством Т.Н. Дороновой. В основе лежит важнейший стратегический принцип современной системы образования- его непрерывность, которая на этапах дошкольного и школьного детства обеспечивается тесной координацией трех социальных институтов образования-семьи, детского сада и школы. Программа помогает решать задачи в условиях семьи и детского сада по двум направлениям: «Здоровье» и «Развитие» Программа «Из детства — в отрочество» издательства «Просвещение», «РОСМЭН»

16 Издательства «Просвещение», «Росмэн» УМК «Из детства — в отрочество»

18 Программа «Детство» Издательство «Детство- Пресс» Программа «Детство» разработана в 1995 г.коллективом преподавателей кафедры дошкольной педагогики РГПУ им.А.Герцена.

19 Цель программы: обеспечение целостного развития личности ребенка в период дошкольного детства: интеллектуального,физического,эмоционально- нравственного,волевого,социально-личностного. Программа,ориентированная на социально-личностное развитие ребенка включает новый важный раздел- «Отношение к самому себе». Содержание программы разделено на 4 блока: «Познание», «Гуманное отношение», «Созидание», «Здоровый образ жизни». Программа «Детство»

21 Программа развития и воспитания дошкольников в образовательной системе «Школа 2100» «Детский сад 2100» Предполагаемая программа рассматривает психолого-педагогические и методические аспекты развития и воспитания детей дошкольного возраста от 3 до 6 лет Является одним из структурных компонентов образовательной системы «Школа 2100» Издательство «Баласс»

22 Реализует преемственность между дошкольным и начальным образованием. Это отражено в концептуальных основах комплекта в Образовательной системе «Школа 2100». Это отвечает требованиям создания и сохранения у ребенка целостной картины мира. Программа «Школа 2100 «Детский сад 2100»»

23 Программа «Школа-2100» (детский сад-2100) основана на идее непрерывного образования и по существу предполагает реализацию целей, принципов, перспектив развития содержания и технологии российского образования на ближайшие 10 лет. Общая цель программы: подготовка в процессе дошкольного и школьного развивающего обучения грамотной личности как показателя качественного обучения, обеспечение готовности школьника к дальнейшему развитию. Программа «Школа 2100 (Детский сад 2100)»

24 Программа «Развитие» Разработана коллективом сотрудников Учебного центра Л.А. Венгера Основная цель программы – развитие умственных и художественных способностей детей дошкольного возраста и художественных способностей детей дошкольного возраста.

25 Комплексная программа « Развитие» под редакцией Л.А. Венгера В основу программы положены 2 теоретических положения: о самоценности дошкольного периода развития ( ребенок не «опекаемый», а «созидатель») развитие способностей, которые понимаются как универсальные действия ориентированные в окружающем с помощью специфических для дошкольников задач. Издательство «Гном –Пресс»

26 Программа «Одаренный ребенок» Вариант программы «Развитие», для детей 6-7 г. жизни, обладающих высокими умственными способностями Ознакомление с пространственными отношениями; Развитие элементов логического мышления; Развитие речи и ознакомление с художественной лит-рой; Развитие элементарных математических представлений; Подготовка к обучению грамоте; Конструирование; Подготовка к сюжетно-ролевой игре; Ознакомление с природой; Ознакомление с элементарными физическими явлениями; Знакомство с изобразительным искусством

27 Программа «Истоки» Цель программы – разностороннее воспитание и развитие ребенка до семи лет. Название программы – отражает непреходящее значение дошкольного детства как уникального периода, в котором закладываются основы всего будущего развития человека. Символ – Источник – означает, что ребенок и взрослый оба черпают из неиссякаемого кладезя общечеловеческой культуры.

28 В программе поставлены задачи развития ребенка в процессе деятельности по четырем основным линиям: социального, познавательного, эстетического и физического. Базисную часть программы каждого возраста составляют следующие четыре компонента: характеристики возрастных возможностей психического развития ребенка и его личности (обозначены знаком «солнышко») задачи развития (цветок) показатели развития (яблоко) базисные характеристики личности ( « детское личико») Программа «Истоки»

29 Программа «Преемственность» под редакцией Н.А.Федосовой. Издательство «Просвещение» дошкольное обучение подготовка к школе Дошкольный компонент данной программы содержит вариативные подходы к организации работы по подготовке детей к школе, включая пропедевтические курсы на базе ДОУ с кратковременным пребыванием детей, учреждения « Начальная школа-детский сад», ОУ, а также в условиях семьи.

31 Программа «Кроха» Издательство « Просвещение» Цель программы: комплексное развитие воспитание и обучение детей в возрасте до трех лет. Программа состоит из четырех глав: «Мы ждем тебя, малыш! (предродовая педагогика); « Как я буду расти и развиваться» (характеристика особенностей психического развития ребенка от рождения до 3-х лет) «Гуленька» ( развитие и воспитание детей первого года жизни); «Я сам» (развитие и воспитание детей второго и третьего года жизни)

32 Программа «Детский сад – дом радости» под. ред. Н.М. Крыловой Основная цель данной педагогической системы – содействие всестороннему воспитанию и развитию индивидуальности каждого участника педагогического процесса через умелую организацию всей жизни и деятельности ребенка и его наставников, построение целостного педагогического процесса в дошкольном учреждении, преодолении межпредметной и междеятельностной раздробленности различных направлений воспитательно- образовательной работы с детьми, систематизации и интеграции различных научных знаний и передового педагогического опыта.

33 Специфика данной программы заключается в том, что впервые воспитатели получили новую форму организации труда- план-сценарий, определяющий с 6.00 до часов методику работы как с группой, так и с подгруппой, а главное, с каждым из воспитанником группы по всем направлениям педагогического процесса Программа «Детский сад – дом радости» под. ред. Н.М. Крыловой

Читайте также:
Лучшая программа для проигрывания музыки на ПК

34 Программа «Золотой ключик» под ред. Кравцова Г.Г. Программа представляет новую модель начального образования детей в возрасте от 3-х до 10 –ти лет, которая предусматривает такую организацию жизни в группах, при которой дети разного возраста (дошкольного и младшего школьного) живут и воспитываются вместе. Цель программы – достижение органического единства условий, обеспечивающих детям максимально полное, соответствующее возрасту развитие, эмоциональное благополучие и счастливую жизнь каждого ребенка.

35 СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ (ПАРЦИАЛЬНЫЕ) ПРОГРАММЫ

36 Перечень специализированных программ «Семицветик» ( Ашиков В.И.) «Наш дом – природа» ( Рыжикова Н.А.) «Юный эколог» ( Николаева С.Н.) « Приобщение к истокам русской народной культуры» ( Князева О.Л., Маханева М.Д.) « Я – человек» ( Козлова С.А.) « Природа и художник « (Копцева Т.А.) и.др.

37 Программа « Я, ты, мы» под ред. О.Л. Князевой Актуальна для всех видов дошкольных учреждений, дополняет любую программу дошкольного образования Направлена на формирование эмоциональной сферы и на развитие социальной компетентности ребенка В программу входят следующие разделы: «Уверенность в себе» «Чувства, желания, взгляды» «Социальные навыки»

38 УМК « Я, ты, мы» под ред. Князевой О.Л.

39 Программа по изобразительной деятельности в детском саду под ред. Г.С. Швайко Цель программы – развитие художественно-творческих способностей у детей дошкольного возраста Задачи программы: Развивать творческие способности детей посредством изобразительной деятельности; Развивать познавательную активность детей; Воспитывать культуру деятельности, формировать навыки сотрудничества

40 Пособия по программе изобразительной деятельности в детском саду, издательство «Владос»

41 Комплект «Ступеньки к школе» позволяет в полной мере реализовать идеи Л.С. Выготского о том, что только то обучение в детском возрасте хорошо, которое забегает вперед развития и ведет за собой, и обучать ребенка возможно только тому, чему он уже способен обучаться. Программа «Ступеньки к школе» под ред. М. Безруких

42 позволит реализовать следующие принципы организации занятий с дошкольниками. 1.Адекватность требований и нагрузок Постепенность (пошаговость) и систематичность формирования познавательных функций, следование от простых и доступных заданий к более сложным, комплексным Индивидуализация темпа – переход к новому этапу обучения только после полного освоения материалов предыдущего этапа Повторяемость (цикличность), дающая возможность формировать и закреплять механизмы реализации функций. Комплект «Ступеньки к школе«М.М.Бехруких

43 УМК «Ступеньки к школе»

44 УМК «Цветок здоровья» под. ред. М.Л. Лазарева Изд. «Мнемозина»

45 Программа социального развития дошкольников « Я – человек» под ред. Козловой С.А.

46 УМК «Я – человек» изд. «Школьная пресса»

47 УМК «Школа доброты» Юрия Куклачева Изд. «Мнемозина»

Источник: www.myshared.ru

Общая характеристика программ дошкольного образования

Анализируя современное состояние организации педагогического процесса и нормативно-программное обеспечение дошкольных учреждений, целесообразно сделать небольшой экскурс в историю.

Открытие научно-исследовательских институтов физической культуры содействовало совершенствованию системы дошкольного физического воспитания. В 1938 г. были опубликованы “Устав детского сада” и программно-методические указания, названные “Руководством для воспитателя детского сада”; эти документы стали обязательными для всех детских садов. В разделе “Физическое воспитание” воспитателям предписывались обязательные занятия по развитию движений, которые должны проводиться раз в неделю в каждой возрастной группе.

В 1962 г. на основе обобщения многолетних научных исследований и практики работы отечественных детских садов творческим коллективом под руководством А.П. Усовой была разработана “ Программа воспитания в детском саду ”.

На основе исследований и опыта 70-80-х гг. и с учетом потребности в обновлении программных материалов в 1985 г. была опубликована “Программа воспитания и обучения в детском саду”. Обучение дошкольников двигательным умениям и навыкам осуществлялось на физкультурных занятиях, проводимых три раза в неделю. Наряду с развитием у детей физических качеств (ловкости, быстроты, силы, выносливости, гибкости) подчеркивалась необходимость формирования умения оценивать качество выполнения упражнений, воспитания выразительности движений.

Появление в 1989 г. “ Концепции дошкольного воспитания ” положило начало обсуждению вопросов теоретического и прикладного характера, связанных с обновлением содержания дошкольного образования, в том числе, в области физического воспитания.

Произошедшие в нашей стране коренные политические и экономические изменения затронули все сферы жизни общества, в том числе – систему образования. В настоящее время ДОУ самостоятельно в выборе программы из комплекса вариативных программ, рекомендованных государственными органами управления образования, внесении изменений в них, в разработке собственных (авторских) программ в соответствии с требованиями Государственных образовательных стандартов.

Несмотря на тревожную тенденцию прогрессивного ухудшения состояния здоровья дошкольников и признание того, что среди различных факторов, оказывающих влияние на физическое и психическое развитие детей, по интенсивности воздействия важное место занимает физическое воспитание, во многих современных программах для ДОУ оно не является приоритетным разделом образования. Проблема состоит в ориентации содержания программ, преимущественно, на умственное (интеллектуальное) развитие детей, что зачастую оставляет за рамками интересов педагогов физическое и социально-личностное развитие ребенка.

Одной из особенностей современного образовательного процесса в ДОУ является возрастание объема и интенсивности познавательной деятельности. В недельное расписание занятий вводятся дополнительные предметы, например, ТРИЗ, иностранные языки, обучение чтению, письму и др. Особую озабоченность вызывает превышение количества занятий в течение дня и их длительности без учета возрастных и индивидуальных особенностей детей.

При этом отсутствует четкое разделение ответственности за дозирование учебной нагрузки на дошкольников и, следовательно, за их эмоциональное и физическое благополучие. Введение подобных дополнительных занятий неизбежно приводит не только к выраженному утомлению детей, но и к серьезным нарушениям режима дня: сокращению прогулки, дневного сна, времени для самостоятельной игровой и двигательной деятельности, что, безусловно, отрицательно сказывается на состоянии здоровья.

В прежней, единой для всех ДОУ России, государственной Программе воспитания и обучения в детском саду занятия по физической культуре проводились с кратностью три раза в неделю для всех возрастных групп (за исключением первой младшей). Сегодня, в соответствии с некоторыми современными программами для ДОУ, например, “Детство”, “Радуга”, прошедшими экспертизу федерального уровня и рекомендованными Министерством Образования Российской Федерации, количество занятий по физической культуре снизилось до двух, а иногда – и одного раза в неделю.

Выполненный анализ содержания отечественных программ по физической культуре дошкольников, появившихся в печати в последние годы, позволил выявить целый ряд недостатков. Отмечается, что многие разработки, заявленные как программы, таковыми не являются, поскольку представляют собой лишь описание идеи автора и опыта его работы. Кроме того, большинство так называемых “новых” программ являются лишь вариациями прежней Программы воспитания и обучения в детском саду.

Многие программы основываются только на гипотезах и не подкреплены объективными результатами педагогического эксперимента, а, следовательно, результат их воздействия на здоровье и физическое развитие ребенка непредсказуем. Часто за новацию выдается модифицированная программа, предназначенная изначально для школьников, а то и взрослых, и непригодная для детей дошкольного возраста.

С 1995 года в соответствии с “ Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении” каждое ДОУ имеет право выбирать комплексную образовательную программу, а каждый педагог – специализированную. Однако, анализируя деятельность педагогов, констатируется, что большинство из них недостаточно осведомлены или вовсе не имеют представления о современных программах по физическому воспитанию детей дошкольного возраста.

Реализация ДОУ права на внесение изменений в программы, рекомендованные государственными органами образования, с одной стороны, стимулирует педагогическое творчество, способствует разнообразию содержания физического воспитания, использованию новых, в том числе нетрадиционных оздоровительных систем (например, йога, ушу, цигун и др.). С другой стороны, нередко вызывает сомнение обоснованность внесенных изменений или применения новых авторских программ, как с точки зрения их оздоровительной эффективности и соответствия возрастным возможностям детей, так и квалификации преподавателей. Подчас это приводит к тому, что, выпускаясь из детского сада для поступления в школу, ребенок не осваивает программный материал по физическому воспитанию в полном объеме и не достигает необходимого уровня физической подготовленности.

Демократизация системы общественного дошкольного образования вызвала тенденцию проявления со стороны педагогов творческой инициативы в составлении различных вариантов так называемых “авторских” программ по физическому воспитанию дошкольников. Стремление к частичным изменениям или полной замене содержания действующих государственных программ “авторскими” заслуживает одобрения, если оно продиктовано профессионально значимыми мотивами, например, целесообразностью замены некоторых видов физических упражнений более действенными по своему развивающему эффекту.

На практике это приводит к неоправданному увеличению объема одних видов физических упражнений в ущерб другим. Отсутствие оптимальной сбалансированности содержания программ снижает возможность реализации разностороннего и гармоничного физического развития детей, полноценности их двигательной подготовленности и физкультурного образования.

Современные программы дошкольного образования подразделяют на комплексные и парциальные.

Комплексные (общеразвивающие) программы охватывают все разделы воспитания, в том числе – физическое; к ним отнесены: “Программа воспитания и обучения в детском саду”; “Детство”; “Радуга”; “Истоки”.

Парциальные (специализированные) программы по физическому воспитанию имеют различную направленность:

1. Физкультурно-оздоровительная – к ней отнесены следующие программы “Физическая культура – дошкольникам” (Глазырина), “Развивающая педагогика оздоровления” (Кудрявцев), “Здоровье” (Алямовская), “Театр физического воспитания дошкольников” (Ефименко), “Программа по физической культуре от 3 до 17 лет” (Щербаков), “Воспитание здорового ребенка” (Маханева).

2. Валеологическая – к ней отнесены программы “Здоровье с детства” (Казаковцева), “Здравствуй” (Лазарев).

3. Узкоспециализированная. К узкоспециализированным программам физического воспитания отнесены “Старт” (Яковлева, Юдина) и “Са-Фи-Дансе” (Фирмлева, Сайкина).

Практически все программы предлагают стандартный набор средств физического воспитания, включая гимнастику, подвижные игры, элементы спортивных игр, спортивные упражнения. Хотя новые программы отличаются друг от друга по структуре и содержанию, раздел “Физическое воспитание” базируется на основе комплексной “Программы воспитания и обучения в детском саду”. Эта программа, бывшая на протяжении многих лет основным и обязательным документом для всех ДОУ, сегодня является одной из альтернативных программ, которые рекомендованы Министерством образования Российской Федерации.

Читайте также:
Программа которая увеличит фпс

В разделе “Физическая культура” для старшей группы приведен неоправданно ограниченный перечень двигательных навыков, которыми ребенок должен овладеть к шести годам, и даны общие советы по организации физического воспитания. В программе по воспитанию, развитию и образованию детей 6-7 лет раздел “Физическая культура” отсутствует вообще. Следовательно, качественно осуществлять процесс физического воспитания в ДОУ на основе раздела “Формируем культуру движений” программы “Радуга” не представляется возможным.

Одним из несомненных достоинств комплексной программы “Истоки” является наличие двух блоков – базиса и варианта его реализации. Базисную часть составляют такие компоненты, как характеристики возрастных возможностей развития ребенка, задачи и показатели развития, базисные характеристики личности и общие условия реализации программы. Вариант реализации базиса приводится в разделе “Содержание и условия педагогической работы”. Программа “Истоки”, как и программа “Детство”, имеет четкую структуру, что также заслуживает положительной оценки.

Для каждой возрастной группы в разделе “Физическое развитие” дана характеристика возможностей детей, предложен примерный двигательный режим, приведены минимальные показатели развития моторики для мальчиков и девочек и ориентировочные показатели физического развития детей (длины, массы тела, окружности грудной клетки, жизненной емкости легких, кистевой динамометрии, физической работоспособности).

Отличительная особенность специализированной программы “Физическая культура – дошкольникам” состоит в нестандартной методике применения упражнений. Содержание упражнений приближено к природным явлениям, которые окружают дошкольников. Обучение движениям построено как творческий процесс, на основе исследовательской деятельности самих детей. Раскрыты принципы, регламентирующие деятельность педагога в физическом воспитании детей, дана характеристика основных направлений и задач физического воспитания.

Для всех возрастных групп представлены планы-конспекты занятий по физической культуре. Все выше перечисленное можно отнести к бесспорным достоинствам анализируемой программы. В то же время, вызывает некоторые сомнения последовательность освоения программного материала, в представленных планах-конспектах, где не прослеживается взаимосвязь задач и содержания данного занятия по физической культуре с предыдущим.

Основная идея специализированной программы “ Развивающая педагогика оздоровления” состоит в том, что приобщение детей к физической культуре разворачивается как процесс проблематизации, инверсии, творческого преобразования обыденного двигательного опыта ребенка и эталонов движений. Любые движения рассматриваются как особый объект освоения, преобразования, познания и оценки детей. В ходе постановки и решения различных двигательных проблем у дошкольников интенсивно формируется двигательное воображение – основа творческой, осмысленной моторики. Формирование двигательного воображения и осмысленной моторики неразрывно связано с развитием у детей выразительных движений, чему отводится особое место. На наш взгляд, все это заслуживает безусловного одобрения.

В программе для каждой возрастной группы обозначены общие приоритеты по приобщению детей к физической культуре, дана краткая характеристика физического и психического развития детей. Большое внимание уделяется предупреждению функциональных отклонений со стороны опорно-двигательного аппарата (нарушения осанки, плоскостопия) путем систематического применения общеразвивающих упражнений для укрепления определенных мышечных групп и упражнений корригирующего характера. Все перечисленное выше позволяет положительно оценить данную программу.

Специализированная программа “Воспитание здорового ребенка” рекомендована как дополнение к программе “Развитие”. Основная цель последней – развитие умственных и художественных способностей детей, в связи, с чем она не содержит раздела по физическому развитию дошкольников, хотя и предусматривает свободное время для проведения занятий по физической культуре, а также включает в себя дополнительный раздел “Выразительное движение”. В программе сформулированы основные задачи физического воспитания дошкольников, представлено перспективное планирование физкультурных занятий в спортивном зале. К недостаткам программы можно отнести отсутствие комплекса умений и навыков, которыми дети должны овладеть в течение учебного года, а также критериев оценки уровня их освоения.

Отличительная особенность узкоспециализированной программы “Старт” заключается в том, что программный материал, распределен по конкретным направлениям: прикладные, общеразвивающие, акробатические, дыхательные упражнения, элементы спортивной гимнастики (упражнения на снарядах – кольцах, турнике, батуте, прыжки через козла), художественной гимнастики (без предмета и с предметами), ритмика. Распределение его по возрастным группам условно, и дети средней группы могут выполнять программу для старших дошкольников, что не всегда оправдано. В процессе занятий происходит частая смена двигательных действий с разной физической нагрузкой, разным темпом, чередование развлекающих движений с движениями, требующими умственного и физического напряжения.

К недостаткам программы можно отнести следующее: не определены задачи, показатели и критерии оценки физического развития и физической подготовленности для каждой возрастной группы, не представлен перспективный план занятий. Анализ программы “Старт” показал, что по своему содержанию (большинство упражнений носит ациклический характер), условиям реализации (гимнастическое оборудование) и прогнозируемым достижениям воспитанников (больше подходящих для группы начальной подготовки детской спортивной школы по гимнастике) она является программой дополнительного образования, хотя частично может быть включена и в общеразвивающую программу. Эта программа может применяться в процессе физического воспитания в ДОУ в секционной работе, в дополнение, а не вместо занятий по физической культуре, проводимых на основе комплексных программ дошкольного образования или специализированных программ физического воспитания.

В программе представлены планы-конспекты занятий по всем возрастным группам, приведены требования по освоению знаний, умений и навыков, даны рекомендации к организации и проведению занятий, методике обучения, подбору музыкального сопровождения. Все это обеспечивает успешность реализации рассматриваемой программы дополнительного образования в практике работы ДОУ и ее популярность среди педагогов.

Программа – с одной стороны – документ, отражающий деятельность конкретного педагога, учреждения или целого региона; с другой стороны – вид творческой разработки (технологии) по какому-либо педагогическому учебно-воспитательному творческому виду деятельности как самого педагога (учреждения), так и занимающихся у него детей, поскольку педагогический процесс всегда носит двусторонний характер.

Образовательная программа – нормативный документ, определяющий приоритетные ценности и цели, особенности содержания организации, методическое обеспечение образовательного процесса.

Поташник, Лазарев выделяют следующие качества, которыми должна обладать программа:

1. Актуальность – ориентация на решение наиболее значимых проблем.

2. Прогностичность – способность соответствовать изменяющимся требованиям и условиям ее реализации.

3. Рациональность – возможность получать максимально полезный результат при достижении поставленной цели при помощи реально имеющихся ресурсов.

4. Реалистичность – соответствие между желаемым и возможным, между целями и реально необходимыми средствами.

5. Целостность – полнота и согласованность действий, необходимых для достижения цели.

6. Контролируемость – определение промежуточных целей, т.е. реальных способов проверки получаемых результатов.

7. Чувствительность к сбоям – возможность оперативного обнаружения отклонения и коррекции действий.

Образовательная программа включает следующие структурные элементы:

1. Титульный лист (дата, название программы, возраст детей, на который она рассчитана, срок реализации программы, Ф.И.О. авторов, год составления).

3. Пояснительная записка. Раскрывает образовательную область и предмет изучения, новизну, актуальность, педагогическую целесообразность изучаемого курса (раздела), цель и задачи программы, ее отличительные особенности, возраст детей, участвующих в реализации данной программы, краткая характеристика возрастных и индивидуальных особенностей детей, продолжительность реализации, формы и режим занятий, ожидаемые результаты, формы подведения итогов реализации программы.

4. Учебно-тематический план. Содержит перечень разделов, тем, количество часов по каждой теме, формы занятий.

6. Информационное обеспечение образовательной программы. Включает список литературы (методическое сопровождение), перечень видео- и аудиопродукции.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:

Источник: studopedia.ru

Важна ли программа в детском саду? По каким стандартам учат дошкольников и соблюдаются ли они на практике

Главный критерий при выборе детского сада для детей — чтобы было близко. Потом мы оцениваем его оснащение, воспитателей, а вот программа, по которой работает сад, остаётся за кадром. Решили разобраться: правда ли она так важна и стоит ли гнаться за какой-то определенной системой дошкольного образования?

Как устроен детский сад

Государственный детский сад сейчас не отдельная структура, а лишь дошкольная ступень школьного образования. Детские сады давно уже являются отделениями того или иного ГБОУ, и в каждом из них утверждена определённая образовательная программа.

Всего в России, согласно навигатору на сайте Федерального института развития образования, существует 21 комплексная программа дошкольного образования. Кроме них, есть ряд парциальных программ — это своего рода фрагменты образовательного пазла, которыми дополняют основную картину или из которых собирают комбинацию по своему усмотрению. Одни парциальные программы призваны развивать у детей разные навыки (счёт, чтение, письмо), другие направлены на эстетическое, художественное, музыкальное развитие.

Несмотря на такое видимое разнообразие, сегодня в детских садах встречается всего лишь 3–5 разновидностей образовательных программ — в зависимости от региона.

В 85% детских садов России принята одна универсальная программа «От рождения до школы»

Кроме вездесущего «От рождения…», распространены также «Золотой ключик», «Миры детства: конструирование возможностей», «Истоки», «Вдохновение». Особняком стоит «ПРОдетей», разработанная в том числе для детей с ОВЗ и направленная на самореализацию и развитие самостоятельности, а также принципиально новая программа «Превращение», которую вот-вот должны одобрить. Профессиональное сообщество её очень ждет, так как в её основе лежит эмпирический метод познания мира — опыты и эксперименты как основа обучения.

Узнать, какой программой руководствуется конкретный сад, можно на официальном сайте учреждения. Однако и здесь есть нюанс.

Какая бы программа ни была заявлена, не факт, что сад следует ей от начала и до конца

Дело в том, что каждый детский сад должен брать одобренную программу и делать на её основе собственную в пропорции 60 на 40. То есть 60% берётся из «основы», а всё остальное сад волен дополнять сам. Что это значит для родителей? Положим, в базовой программе предполагается наличие в группах центров активности — это когда пространство игровой (как в развивающей среде Монтессори) разделено на отдельные зоны: математика, водные игры, игры с песком и т. д. Но если у детского сада нет соответствующего оснащения, то он попросту может выкинуть какой-то пункт из программы.

Читайте также:
Как остановить выполнение программы matlab

Если говорить совсем обобщённо, то в двух садах с одинаковой программой жизнь может быть устроена совсем по-разному, так как каждый сад взял из «основы» разные положения и дополнил их совершенно разными деталями. И в итоге получились два мало похожих комбо.

Не менее важно: даже если вас устраивает программа, с которой вас ознакомили в детском саду, это не означает, что она будет полностью реализована. Почему? Потому что всё зависит от воспитателя. А проверить, чем занимаются дети в садике, до момента, пока они смогут сами вам в красках рассказать, нет никакой возможности.

Чем программы отличаются друг от друга

Все два десятка программ дошкольного образования разработаны на основе принятого в России ФГОС и довольно строго регламентированы. Их цель — добиться того, чтобы дошкольник рос мотивированным и всесторонне развитым. Разница между программами кажется несущественной: одни рассчитаны на возраст от младенчества до школы («Радуга» или «Теремок»), другие предполагают работу с детьми начиная с трех лет («Первые шаги»), — в остальном они, на первый взгляд, похожи. Но это лишь на первый взгляд.

«От рождения до школы»

Одна из старейших программ дошкольной педагогики — и именно её регулярно обновляют и дополняют. Почему? Прежде всего потому, что она самая распространённая в России.

Программа «От рождения до школы» преемственна по отношению к программе «Воспитание и обучение в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой, по которой многие годы работали почти все детские сады нашей страны. Авторский коллектив под руководством доктора психологических наук Н. Е. Вераксы разработал универсальную комплексную программу, которая идеально подходит для массовых дошкольных групп. В ней прекрасно сочетаются идеи классического дошкольного образования и современные образовательные технологии.

Реализуя подходы, заложенные в программе «От рождения до школы», педагоги обеспечивают преемственность с программой начального общего образования, что очень важно. В процессе целенаправленной образовательной деятельности ребенка, осуществляемой в партнерстве со взрослым, у старшего дошкольника формируются предпосылки универсальных учебных действий. Причём основным во взаимодействии детей и взрослых становится умение «слышать» ребёнка, поддерживать и развивать его инициативу.

Татьяна Доценко, заместитель директора московской школы № 1347

Говорится в программе и о переходе на новый, прогрессивный вид взаимодействия «взрослый — ребёнок», в котором воспитателю важно уметь слышать ребёнка, откликаться и развивать детскую инициативу. Воспитатели больше не руководят процессом игры, а встраивают образовательные моменты в спонтанные игры, старая модель фронтальных и групповых занятий сменяется проектами, образовательными событиями, утренними и вечерними кругами.

Но опять-таки не факт, что сад, который взял за основу программу «От рождения…», оставит в ней утренние круги и нефронтальную модель, ведь не каждый воспитатель готов расти и менять что-то в методике своей работы.

«Золотой ключик»

В основе программы — педагогическая концепция Льва Выготского, а её главная особенность в том, что рядом играют дети, которым только исполнилось три года, и пяти-шестилетки. Родителей такие группы нередко смущают: им кажется, что старшие будут обижать младших, а младшие в свою очередь будут перетягивать на себя всё внимание воспитателей.

Однако программа ориентирована на то, что больше всего нравится дошкольникам, — на игру, она не предполагает занятий за столами и традиционных календарно-тематических заданий. В неё заложена идея спонтанности обучения, и воспитателей у детей сразу двое, причём один из них всегда играет роль не привычного руководителя, а непосредственного участника детских игр.

«„Золотой ключик“ предполагает выстраивание отношений, похожих на идеальные семейные. Воспитатели в таких садах постоянно устраивают мозговые штурмы, чтобы придумывать события, которые по-настоящему увлекут детей. И здесь обычно знают всё и про „Звёздные войны“, и про Финдуса с Петсоном, и про троллей с маленькими пони».

Анна Якшина, младший научный сотрудник лаборатории развития ребёнка НИИ урбанистики и глобального образования МГПУ

Главный минус «Ключика» (если считать его минусом, конечно) — то, что у программы нет преемственности в школе и к учёбе как таковой она не готовит. У программы нет цели научить ребёнка читать, писать и считать. Задача — чтобы он проводил детство в детском саду в атмосфере, максимально приближенной к атмосфере семьи.

«Миры детства: конструирование возможностей»

Эта программа точно не понравится родителям, у которых слова «поделка» и «рисунок в садик» вызывают нервный тик. Возможно, по этой же причине «Миры детства» вообще не сильно распространены в крупных мегаполисах, где ритм жизни не позволяет родителям максимально включаться в жизнь ребёнка.

Изюминка «Миров» — дидактический календарь, предлагающий разнообразные домашние занятия с ребёнком (не надо ничего гуглить и придумывать, все уже сделали за вас). По словам авторов программы, развивающие и обучающие материалы «запускают механизм культурной трансляции» и позволяют родителям понять ценность детской деятельности и значимость её результатов.

«Конечно, не все родители настроены заниматься с детьми дома. Первое время ребёнок приходит в сад неподготовленный, не участвует в общих мероприятиях, расстраивается, и родителям приходится включаться. Но проходит какое-то время, и они начинают получать удовольствие от совместного процесса и лучше понимать своего ребёнка».

Елена Дидух, педагог московской школы № 2120

«ПРОдетей»

В основе программы, которая разрабатывалась и для детей с ОВЗ в том числе, лежит международная дошкольная система Tools Of the Mind. Создавалась она в России на экспорт — для работы в Европе и Америке. Её суть — игровой подход и развитие навыков планирования.

Пространство в садах, работающих по этой программе, организовано по принципу центров активностей, которые отделены друг от друга невысокими шкафчиками. Таким образом, дети не мешают друг другу, а воспитатели могут спокойно наблюдать сразу за всеми. Есть как шумные, так и тихие зоны, где дети могут уединиться с книжкой и любимой игрушкой и отдохнуть. А потом переместиться в центр строительства или центр письма и грамотности.

Каждый день у ребят начинается с утреннего круга, этакого мини-тимбилдинга. С помощью «Колеса выбора» дети составляют своё расписание занятий на день, которое фиксируют на личном листочке. Уметь читать и писать при этом не обязательно: рисунки, символы — каждый справляется как умеет. Этот ритуал учит ребёнка режиссировать свой день.

«ПРОдетей» предполагает максимальный простор для творчества и самореализации: дети в какой-то степени предоставлены сами себе, то есть они сами организовывают свой день, ищут компаньонов для игр, а воспитатель лишь направляет и помогает им.

Преемственности в школе у «ПРОдетей» нет. Эта программа, как и «Золотой ключик», про игру и про детство, а детские сады, которые взяли её за основу, ставят своей задачей не подготовку к школе, а именно проживание сензитивных периодов детства. Так что родителям, для которых сад — это залог успешного поступления в школу, такая программа вряд ли подходит.

«Превращение»

Самая свежая и инновационная программа, которая должна быть принята в ближайшем будущем, — педагоги дошкольного образования её очень ждут.

Её автор — ведущий научный сотрудник лаборатории развития ребёнка МГПУ и одновременно соавтор другой известной программы «От рождения до школы» Ольга Шиян. За основу «Превращения» она взяла инструменты ТРИЗ-педагогики (ТРИЗ — это теория решения изобретательских задач), и, по её задумке, дети должны познавать мир путём решения самых разных вопросов на своём пути.

«В основе программы — эмпирический метод: дети учатся решать реальные задачи и в процессе их решения получают новые знания. А после закрепляют их посредством творческой деятельности. Это методика творческих поисков и дебатов с воспитателем, когда изучается каждый предмет вокруг. Например, говоря о мебели, дети с воспитателями обсуждают, какая мебель какие проблемы может решать.

Именно во время таких дебатов дети придумали двухъярусные кровати в детском саду и создали их макет из спичечных коробков. Еще одно изобретение — стул для воспитателя, сидя на котором удобно помогать детям зашнуровывать шнурки».

Ольга Шиян, ведущий научный сотрудник лаборатории развития ребёнка МГПУ

Подобная программа действительно любопытное новшество, но реализовать её в массовой группе, где 25–30 детей, будет крайне сложно. Обсуждения с дошкольниками эффективны лишь в случае, когда их 5–10 человек максимум. Но даже в упрощённом варианте, как дополнение к другой программе, принципы «Превращения» могут быть полезны.

И что же выбрать

Несмотря на наличие двух десятков комплексных программ дошкольного образования, в России широко представлена лишь одна — «От рождения до школы».

А если хочется выбрать детский сад, в котором представлен другой подход к работе с дошкольниками, то его придётся поискать, да и ребёнка, скорее всего, надо будет туда возить. При этом даже «другая программа» не гарантирует, что вы в итоге не получите стандартный набор активностей без использования новых технологий и современных инструментов педагогики: очень многое зависит от того, кто работает на местах и насколько воспитатели заинтересованы в своей работе и в том, чтобы она была полезной для детей и родителей.

В идеале каждую весну детские сады должны запускать опрос эффективности образования, где есть закрытые и открытые вопросы, и на основании результатов дополнять или переписывать образовательную программу, подстраиваясь под интересы и запросы родителей. При этом для большинства родителей детский сад остаётся всего лишь возможностью (чаще всего единственной) выйти на работу — и вопрос о том, по какой программе он работает, не стоит в принципе.

Источник: mel.fm

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru