Характеристика профессиональных умений и знаний педагога как автора программы

Деятельность учителя – довольно непростой труд, требующий от человека высочайшей идейности, прочных знаний, стабильных интересов, отчетливо выраженного профнаправления, познания в законах детства, теории и практики обучения и воспитания.

При объединении данных качеств работа осуществляется целостно и последовательно, что и характеризует личность учителя.

Требования к современному преподавателю устанавливаются современным обществом, без которых его специальность невозможна. Они основываются на уже ранее сформированных, но утверждаются в новейших условиях. Оговариваются виды развития, как системы воспитания, так и становления общества в целом.

Требования к современному учителю прописаны в профессиональной программе педагога, в Законе Российской Федерации «Об образовании», в программе модернизации педагогического образования и в концепции улучшения российского образования, в ГОСВПО.

Профессиональная программа является характеристикой профессии или моделью специалиста. Ее основными составляющими считаются требования к знаниям и умениям, которые дают гарантию на высокую производительность труда, определенную рамками соответственной специальности.

Структура, виды, уровни педагогической деятельности. Профессиональные функции педагога

Описание профессии имеет характеристики:

  • производственно-технические;
  • социально-экономические;
  • социально-психологические;
  • санитарно-гигиенические.

Профессиональная программа учителя – это качественно-описательная модель, квалификационная характеристика, определяющая объем и соответствие профессионально-педагогических знаний, умений, навыков, возможностей, свойств личности, необходимых для преподавательской деятельности.

По В.А. Сластенину профессиональная программа учителя должна состоять из:

  • объема и состава особой подготовки;
  • характеристик и свойств, устанавливающих социальную, профессионально-педагогическую, познавательную направленность личности учителя;
  • запросов к психолого-педагогической подготовке;
  • содержания методической специализации согласно специальности.

Ученый говорит о том, что учительский труд основывается на профнаправленности, прочных знаниях, твердых интересах, высочайшей идейности и глубоких познаниях в теории, практике обучения и воспитания.

Закон РФ «Об образовании» четко указывает на основную роль преподавателя в достижении целей воспитания, настроенных на разностороннее формирование растущих поколений с ответственностью педагогических и научных работников за высокое качество обучения детей. Чтобы уровень подготовки учащихся был соответственный, необходимо привлекать наиболее профессиональных специалистов. Это способствует повышению качества знаний.

Концепция модернизации российского воспитания подчеркивает важность современных образованных и нравственных людей, способных решать серьезные вопросы. Если имеется ситуация, где следует выбирать, то они должны уметь работать в команде, быть ответственными за судьбу страны, отличаться мобильностью и энергичностью. Задача школы и преподавателя – формирование личности и будущего специалиста, способного принимать решения в сложных ситуациях.

2023-06-14 Семинар Федерального методического центра. 14 июня 2023

Программа модернизации педагогического воспитания предусматривает обновление системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации преподавателей для подтверждения и углубления имеющихся умений и знаний, предъявленных ранее к кадрам. Учителя призваны становиться носителями идей обновления на базе не только хранения, но и наличия мирового опыта.

Это указывает на профессионализм и социально обусловленные требования к современному педагогу в качестве личности и специалиста.

Государственным образовательным стандартом высшего образования считается конкретный нормативно-правовой акт, описывающий минимум образовательных программ, объем учебной нагрузки, требования к уровню подготовки учащихся.

Требования к знаниям и умениям педагога

Будущий специалист должен соответствовать определенным требованиям и обязан владеть:

  • системой познания в сфере воспитания, содержания, сути и структуре образовательного процесса;
  • знаниями возрастных и индивидуальных особенностей человека;
  • системой познания о человеке в качестве субъекта образовательного процесса;
  • умениями осуществления внеурочной деятельности учащихся;
  • соблюдением правил и свобод детей;
  • знаниями о системе образовательного учреждения с основами управления ими, организации исследовательских работ в области воспитания.

Требования к психолого-педагогической подготовке педагога

К преподавателю предъявляются определенные требования, соответствующие его психолого-педагогической подготовке. Рассматривают имеющиеся умения и знания.

Умения классифицируют на:

  • выявление уровня воспитанности и обучаемости ребенка;
  • анализирование ситуаций, возникающих в течение учебного процесса, планирование их решений и конструирование итогов;
  • формулирование определенной педагогической задачи;
  • продумывание выбора способов, форм и средств, улучшающих учебно-воспитательную работу;
  • планирования своей деятельности.

Знания подразделяют на:

  • регулярность социального формирования и закономерностей становления учащегося как личности;
  • методологические основы, категории педагогики;
  • индивидуальные и психологические закономерности характерных черт личности;
  • правильность становления учащихся по определенному возрастному промежутку;
  • понимание целей, задач способов и форм обучения.

К современному учителю предъявляется много требований, в том числе и мораль, высокая цивилизованность, требовательность, принципиальность, вера в способности детей, полная самоотдача, великодушие. Преподаватель должен быть заинтересованным, проявлять свои возможности и талант в специализации, сочетая с педагогическим опытом, с добавлением творческого отношения. Задача учителя – соблюдение интеллигентности, то есть служить примером меры культуры, соединенной с моралью.

Читайте также:
Программа navitel navigator updater не видит навигатор

Источник: zaochnik-com.com

УП Профессиональные знания и умения педагога
учебно-методический материал

2. Объединиться в группы по 4 человека, изучить ситуации, письменно ответить на вопросы и выполнить задания. Оформить на листочке (один от группы).

3. Спроектировать свою ситуацию, в которой учитель проявил или не проявил профессиональные знания или умения (можно взять из личного опыта). Оформить на том же листочке.

Профессиональные знания и умения педагога.

Рассматривать данный вопрос можно с разных позиций. Одни авторы говорят о процессе и результате труда учителя; другие оценивают знания и умения с позиции сфер деятельности педагога (работа с детьми, родителями, администрацией).

Для выполнения большого многообразия функций учителю, по мнению Н. И. Болдырева, необходимы следующие умения :

  • устанавливать деловые отношения с администрацией школы, с родителями, общественностью (умения общения, по сегодняшним представлениям, близкие к коммуникативным);
  • информационные умения и навыки;
  • умение ярко, выразительно, логично излагать свои мысли (по сегодняшним представлениям — дидактические и речевые);
  • умение убедить, привлечь к себе, сделать своим сторонником (по сегодняшним представлениям — дидактические, коммуникативные).
  • хорошо было бы овладеть некоторыми прикладными творческими художественными умениями:
  • рисовать (изобразительные),
  • играть на музыкальных инструментах, петь (музыкальные);
  • выразительно читать (художественно-литературные),
  • танцевать (хореографические),
  • ходить в походы (спортивно-туристские или спортивно-трудовые).

Классному руководителю важно знать основы теории и методики воспитания, уметь:

  • работать с родителями (общественностью);
  • планировать воспитательную работу;
  • отбирать на основе диагностики коллективов (групп), отдельных личностей необходимые виды деятельности;
  • правильно учитывать и оценивать результаты воспитания;
  • выявлять и организовывать актив;
  • осуществлять контроль и помощь в выполнении поручений.

Знания и умения педагога в процессе обучения.

В условиях личностно-ориентированного обучения необходимо предоставить каждому ученику, опираясь на его способности, склонности, интересы, ценностные ориентации и субъектный опыт, возможность реализовать себя в познании, учебной деятельности, в процессе изучения и усвоения научных знаний, заданных в содержании различных учебных предметов.

Последние достижения отечественной экспериментальной психологии и педагогики (В.В.Давыдов, И. Зак, А.Н.Тубельский и др.) дают основание утверждать, что дети, начиная с младшего школьного возраста, способны не просто воспринимать и осмысливать учебный материал, а вступать в диалог, ставить конкретные цели, анализировать способы своей деятельности (осуществлять рефлексию) и благодаря этому преобразовывать учебный материал, что существенно улучшает его усвоение.

Действительное усвоение возможно только тогда, когда ученик активно действовал с учебным материалом, пробовал применять соответствующие знания, что способствовало выработке определенных умений и навыков. Отсюда является важным, как была организована познавательная деятельность школьников, какая познавательная активность была при этом обеспечена, при каких педагогических условиях она наиболее ярко проявлялась.

  • умение осуществлять постановку целей усвоения учебного материала;
  • умение стимулировать положительную мотивацию в процессе усвоения;
  • умение организовать успешное восприятие учебного материала;
  • умение обеспечить осмысливание изучаемого;
  • умение организовать закрепление и применение знаний, выработку умений и навыков;
  • умение осуществлять контроль за ходом усвоения знаний;
  • умение выполнять корректировку процесса усвоения.

Опорные дидактические знания

  1. Знание сущности процесса обучения, его движущих сил и функций.
  2. Знание основных этапов усвоения знаний.
  3. Знание дидактических принципов и их реализации в процессе обучения.
  4. Знание содержания школьного образования.
  5. Знание методов обучения, требований, предъявляемых к ним в настоящее время, различных классификаций методов обучения.
  6. Знание о проблемном и программированном обучении.
  7. Знание типологии уроков и их структуры, современных требований к уроку.
  8. Знание педагогических требований, предъявляемых к проверке знаний, умений и навыков школьников, видов и функций проверки.
  9. Знание критериев оценок устных и письменных ответов учащихся.

Опорные психологические знания

  1. Знание о деятельности, ее строении и различных типах, об освоении деятельности.
  2. Знание направленности личности: мотивах поведения и интересах, потребностях и особенностях их проявления в младшем школьном возрасте.
  3. Знание о видах и свойствах внимания, его особенностях и формировании у детей младшего школьного возраста.
  4. Знание о познавательных процессах личности: восприятии, мышлении, памяти, воображении и способах их развития у младших школьников.
  5. Знание сущности эмоционально-волевой сферы личности и ее проявлений.
  6. Знание психологических особенностей личности: темперамента, характера, способностей.
  7. Знание анатомо-физиологических, возрастных и индивидуальных особенностей детей младшего школьного возраста.

В деятельности учителя выделяется две стороны: процесс труда и результат труда. Каждая из этих сторон предполагает несколько компонентов, а каждый из компонентов предполагает наличие профессиональных знаний и умений:

Профессиональные знания и умения.

Стороны труда учителя

Проф. пед. умения

1. пед. деятельность учителя

Самостоятельная постановка пед. целей и задач; владение широким спектром воздействия на учащихся; постоянный самоконтроль за ходом и состоянием своей пед. деятельности.

1. умение планировать обучение на основе результатов психологического изучения учащихся.

Читайте также:
Корпоративные программы для сотрудников это

2. «чему учить» — умение работать с учебным материалом, выделять ключевые моменты, осуществлять межпредметные связи.

«кого учить» — умения изучать учащихся, умение выявлять ЗБР, умение работать с разными категориями детей.

«как учить» — умение отбирать и применять сочетания приёмов и форм обучения и воспитания.

3. умения производить самоанализ.

2. пед. общение учителя

Знание типов общения; знания о строении общения; знания способов общения; знание стилей руководства.

1. умения создать условия психологической безопасности в общении.

2. умение понять позицию другого в общении, проявить интерес к его личности, умение встать на точку зрения ученика, умение владеть разными ролями как средством предупреждения конфликтов в общении, умение воздействовать на ученика не только прямо, но и косвенно.

3. личность учителя

Знания структуры личности; знание индивидуальных стилей деятельности.

1. умение удерживать устойчивую проф. позицию, умения развития своих пед. способностей, умение управлять своим эмоциональным состоянием.

2. умения осознавать перспективу своего проф. развития, умение осознавать и развивать инд. Стиль.

4. обученность школьников

Знание понятий обученность и обучаемость

Диагностические умения для анализа и развития обученности и обучаемости.

5. воспитанность школьников

Знание понятий воспитанность и воспитуемость.

Диагностические умения для анализа и развития воспитанности и воспитуемости.

Б О Р Т О В О Й Ж У Р Н А Л

Фамилия Имя___________________________________ Группа_________

Ключевые понятия темы:

Схема (рисунок), в которой можно получить представление о теме:

Связи, закономерности, логика, которые я могу установить по теме:

Оставшиеся вопросы по теме:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Качества знаний и умений новичков, зачисляемых на третий год обучения в хореографическое объединение «Миллениум»

Качества знаний и умений новичков хореографического оъединения.

Презентация «Виды, функции, методы и формы контроля знаний и умений»

В презентации представлены: виды, функции, методы и формы контроля. Материал будет полезен для начинающих преподавателей (молодых специалистов), для преподавателей с небольшим опытом работы, для тех, .

Какие знания и умения в области развития речи и готовности к овладению грамотой должны быть сформированы у будущего первоклассника

В рекомендациях дается краткое описание речевой нормы будущего первоклассника, перечислены возможные недочеты в подготовке, которые можно устранить самостоятельно, используя некоторые игровые приемы.

Урок систематизации и обобщения знаний и умений (с элементами игровых технологий) «Деньги правят миром»

Деньги ли правят миром? Они ли являются выражением наших стремлений, исканий, достижений, всем тем, ради чего живет и развивается человечество.

Контрольно-оценочный материал как средство контроля профессиональных знаний и умений

В соответствии ФГОС чтобы получить качественный методический продукт в деятельностипедагога и мастера производственного обучения, необходимо владеть методикой диагностики зн.

ПРИМЕНЕНИЕ ФОРМ И МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ, СПОСОБСТВУЮЩИХ ФОРМИРОВАНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ

Актуальность данной темы не вызывает сомнений. Математика одна из дисциплин, которая способствует формированию профессиональных знаний и умений, имеет большие возможности для формирования ключевых ком.

Формирование предметных знаний и умений дисциплины Русский язык при реализации профессиональной образовательной программы профессии 29.01.25 Переплетчик. (опыт работы)

Почти 10 лет назад появившийся образовательный стандарт для средней школы предлагал проверять не знания, а то, что должен уметь делать человек, прошедший курс предметной подготовки.

Источник: nsportal.ru

Профессиональные знания и умения педагога

Профессиональные знания— это сведения из социальной педагогики, теории и истории социальной работы, социальной психологии, методики социально-педагогической деятельности и других общепрофессиональных и специальных дисциплин, составляющих суть профессии и определенных государственным стандартом соответствующего образования.

Можно представить профессиональные знания социального педагога в определенной иерархии (Маслова Н.Ф., 1994).

Теоретико-методологические знания. Комплексное знание о человеке как биосоциопсихокосмическом существе. Знание закономерностей взаимодействия личности и общества, социального поведения и формирования личности. Знание закономерностей (с.49) воспитания, обучения, развития личности во всех стадиях онтогенеза, влияние среды на процесс социализации личности. Знание целей, принципов, содержания, методов, форм социальной деятельности в институциональной и открытой среде.

Методические знания. Знание основ методики, форм, методов, технологий социально-педагогической работы с разными категориями населения, в различных сферах микросреды, в различных социальных институтах; знание практических основ прогнозирования, проектирования, моделирования социальной деятельности.

Прикладные знания. Знания способов, приемов, видов социальной помощи детям, семьям, подопечным, имеющим особые проблемы; знание образовательно-воспитательных, оздоровительных, культурно-досуговых форм социально-педагогической деятельности.

Профессиональные умения— способность специалиста применять полученные профессиональные знания в практике своей деятельности. Общие профессионально-педагогические умения можно сгруппировать следующим образом:

— гностические (поиск, восприятие и отбор информации);

— проектировочные (постановка целей и задач, прогнозирование);

Читайте также:
Как в программе word добавить лист

— конструктивные (подбор и сочетание содержания, методов и средств);

— организаторские (создание условий, стимулирующих целенаправленное иприродосообразное изменение обучаемых);

— коммуникативные (контактность, общение, взаимоотношения);

— оценочные (восприятие и критический анализ действий субъектов педагогического процесса);

— рефлексивные (самоанализ собственной личности, деятельности и общения).

Профессиональные умения социального педагога отражают общепедагогические умения и специфику его профессиональной дея­тельности.

Профессионально важные качества учителя. Авторитет личности педагога.

Общая характеристика пед. общения

Педагогическое общение — совокупность средств и методов, обеспечивающих реализацию целей и задач воспитания и обучения и определяющих характер взаимодействия педагога и учащихся.

Педагогическое общение — специфическая форма общения, имеющая свои особенности, и в то же время подчиняющаяся общим психологическим закономерностям, присущим общению как форме взаимодействия человека с другими людьми, включающей коммуникативный, интерактивный и перцептивный компоненты.

Будет ли педагогическое общение оптимальным, зависит от педагога, от уровня его педагогического мастерства и коммуникативной культуры.

Процесс педагогического общения может складываться в двух крайних вариантах:

1) взаимопонимание, слаженность выполнения учебной деятельности, развитие способности прогнозировать поведение друг друга

2) отчужденность, неспособность понять и предугадывать поведение друг друга, появление конфликтов.

Достижение положительного результата общения и взаимодействия связано с накоплением и правильным обобщением информации друг о друге, зависит от уровня развития коммуникативных умений педагога, его способности к эмпатии и рефлексии, к наблюдательности, «сенсорной остроте», установлению «раппорта» и умению учитывать репрезентативную систему собеседника, зависит от умения слушать, понимать студента, воздействовать на него посредством убеждения, внушения, эмоционального заражения, изменения стилей и позиций общения, умения преодолевать манипуляции и конфликты. Важную роль играют психолого-педагогическая компетентность преподавателя в области психологических особенностей и закономерностей общения, взаимодействия

Можно выделить шесть основных стилей руководства преподавателем учащихся:

Функции пед. общения

Педагогическое общение — совокупность средств и методов, обеспечивающих реализацию целей и задач воспитания и обучения и определяющих характер взаимодействия педагога и учащихся (Л.Д. Столяренко).

Функции педагогического общения:

— познавательная, обозначающая объяснение окружающего мира;

— эмотивная, представляющая собой отношение говорящего к со­общаемому и собеседнику;

— воспитывающая, целенаправленно формирующая социально-полезные качества личности учащегося;

— регулятивная, побуждающая адресата к действию, координации деятельности путем общения;

— функция самоактуализации, производящая процесс актуализации своих возможностей;

— коммуникативная, состоящая в передаче необходимого контента, в связи с чем, часто называется информационно-коммуникативной.

— интерактивная, функция регулирования коммуникации, ее назначение во взаимной корректировке действий при осуществлении совместной деятельности.

— перцептивная, относится к эмоциональной сфере человека и отвечает потребностям в изменении своего эмоционального состояния, в понимании состояния субъектов коммуникации.

Структура пед. общения

Общение выступает в трех аспектах:

• во-первых, как средство решения учебных задач;

• во-вторых, как система социально-психологического обеспечения воспитательного процесса;

• в-третьих, как способ организации взаимоотношений учителя и ученика, в котором сочетаются обучение и воспитание, и как процесс воспитания личности и творческой индивидуальности.

Этапы педагогического общения включают:

1. Прогностический этап: моделирование педагогом общения с группой, потоком в процессе подготовки к педагогической деятельности.

2. Начальный период общения: организация непосредственного общения с аудиторией, группой.

3. Управление общением в развивающемся педагогическом процессе.

4. Анализ осуществленной системы общения и моделирование общения в предстоящей деятельности

Стили педагогического общения

Известный психолог В. А. Кан-Калик выделял следующие стили педагогического общения:

1. Общение на основе высоких профессиональных установок педагога, его отношения к педагогической деятельности в целом. О таких говорят: «За ним дети (студенты) буквально по пятам ходят!» Причем в высшей школе интерес в общении стимулируется еще и общими профессиональными интересами, особенно на профилирующих кафедрах.

2. Общение на основе дружеского расположения. Оно предполагает увлеченность общим делом. Педагог выполняет роль наставника, старшего товарища, участника совместной учебной деятельности. Однако при этом следует избегать панибратства. Особенно это касается молодых педагогов, не желающих попасть в конфликтные ситуации.

3. Общение-дистанция относится к самым распространенным типам педагогического общения. В этом случае во взаимоотношениях постоянно прослеживается дистанция во всех сферах, в обучении, со ссылкой на авторитет и профессионализм, в воспитании со ссылкой на жизненный опыт и возраст. Такой стиль формирует отношения учитель-ученики. Но это не означает, что ученики должны воспринимать учителя как сверстника.

4. Общение-устрашение — негативная форма общения, антигуманная, вскрывающая педагогическую несостоятельность прибегающего к нему преподавателя.

5. Общение-заигрывание, характерное для молодых преподавателей, стремящихся к популярности. Такое общение обеспечивает лишь ложный, дешевый авторитет.

Дата добавления: 2018-04-04 ; просмотров: 7243 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Источник: studopedia.net

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru