Характеристика основных целевых программ

В социальной работе применяется программно-целевое управление, — управление процессом разработки программы и управление процессом ее реализации. Необходимость разработки программы как инструмента управления появляется тогда, когда возникает серьезная и широкая проблема, решение которой требует принятия особых мер, сосредоточения усилий, сочетания действий разных организаций.

Особой важной частью системы программного регулирования являются целевые программы общенационального, регионального и местного уровней, что позволяет ускорить развитие приоритетных отраслей и подотраслей, отдельных регионов и привлекать для этого дополнительные ресурсы и инвестиции и имеет своей целью составление проектов программ решения важнейших проблем межотраслевых, отраслевых, региональных и локальных (на уровне хозяйствующих субъектов) проблем [1, с.105].

Особое место в системе целевых программ, разрабатываемых в процессе планирования, занимают целевые комплексные программы. Исследователи А.И. Жуковский, С.В. Васильев под целевой комплексной программой понимают увязанный по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления комплекс социально-экономических, производственных, научно-технических, организационно-хозяйственных и других заданий и мероприятий, направленных на решение важной народнохозяйственной проблемы наиболее эффективными способами и в установленные сроки [1, с.106] .

Подготовка заявок на конкурсы целевых программ.

В современном экономическом словаре дается трактовка понятия Целевая комплексная программа как система увязанных между собой по содержанию, срокам, ресурсам мероприятий (действий) производственно-технического, научно-технического, социального, организационного характера, направленных на достижение единой цели, решение общей проблемы. В такой программе должны быть представлены цели, средства решения программной проблемы. Известны федеративные региональные, научно-технические, социально-экономические экологические целевые комплексные программы [5].

Характеристика основных целевых программ

Проведенное исследование показало, что в Российской Федерации нет единой методики оценки эффективности целевых программ, поэтому в субъектах РФ разрабатываются свои, которые конкретизируются для различных отраслевых и ведомственных программ. В статье предложена методика оценки эффективности государственной программы, которая представляет собой алгоритм оценки фактической эффективности в процессе и по итогам реализации государственной программы и должна быть основана на оценке результативности государственной программы с учетом объема ресурсов, направленных на ее реализацию, а также реализовавшихся рисков и социально-экономических эффектов, оказывающих влияние на изменение соответствующей сферы социально-экономического развития Российской Федерации. Предлагаемая методика оценки эффективности целевых программ развития АПК включает в себя систему критериев, которые рассмотрены в статье.

целевые программы
программно-целевое регулирование
методика оценки эффективности целевых программ

ЧТО ТАКОЕ ЦЕЛЕВЫЕ ПРОГРАММЫ?

1. Государственная программа Республики Мордовия развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013–2020 годы [Электронный ресурс]. – Доступ из справ.-прав. сист. «Консультант-Плюс».

2. Методика оценки эффективности целевых программ: Постановление Правительства Хабаровского края от 30.08.2012 г. № 301-пр [Электронный ресурс]. – режим доступа: http://garant-khv.ru/index.php?option = com_contentid = 97:postanovlenie-pravitelstva-habarovskogo-kraia-ot-30-avgysta-2012-g-n-301-pr-ob-ytverjdenii-poriadka-priniatiia-reshenii-o-razrabotke-dolgosrochnyh-kraevyh-celevyh-programm-ih-formirovaniia-i-realizacii-i-poriadka-provedeniia-ocenki-effektivnosti-proektov-Itemid = 465 (дата обращения 21.05.2013 г.)

3. О программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Республики Мордовия на 2008–2012 годы: Постановление Правительства республики Мордовия от 07.03.2008 г. № 79 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://mordovia.news-city.info/docs/sistemsw/dok_iegrmo/page2.htm (дата обращения 17.09.2012 г.)

4. Об утверждении порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Российской Федерации: Постановление Правительства Российской Федерации от 2 августа 2010 г. № 588 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://base.garant.ru/198991 (дата обращения 11.08.2013 г.)

5. Об утверждении Методических указаний по разработке и реализации государственных программ Российской Федерации: Приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от22.12.2010 г. № 670 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.rg.ru/2011/04/23/gosprogrammy-site-dok.html (дата обращения 17.03.2013 г.)

В настоящее время нормативными документами для оценки эффективности целевых программ являются:

  • Программа Правительства Российской Федерации по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года [6];
  • Постановление Правительства Российской Федерации от 2 августа 2010 г. № 588 «Об утверждении порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Российской Федерации» [4];
  • Методические указания по разработке и реализации государственных программ Российской Федерации (далее – Методические указания) [5].

В Методических указаниях описаны 2 типа отчётных документов: подробный годовой отчет о ходе реализации и оценке эффективности государственной программы; оперативный и компактный документ – доклад ответственного исполнителя о ходе реализации государственной программы на отчётную дату, формируемый в целях обеспечения Правительства Российской Федерации актуальной информацией о ходе реализации государственной программы.

Методика оценки эффективности государственной программы [5] представляет собой алгоритм оценки фактической эффективности в процессе и по итогам реализации государственной программы и должна быть основана на оценке результативности государственной программы с учетом объема ресурсов, направленных на ее реализацию, а также реализовавшихся рисков и социально-экономических эффектов, оказывающих влияние на изменение соответствующей сферы социально-экономического развития Российской Федерации.

Методика оценки эффективности государственной программы учитывает необходимость проведения оценок:

1) степени достижения целей и решения задач подпрограмм и государственной программы в целом;

2) степени соответствия запланированному уровню затрат и эффективности использования средств федерального бюджета;

3) степени реализации мероприятий (достижения ожидаемых непосредственных результатов их реализации).

В системе стратегического управления оценка эффективности целевых программ может осуществляться на различных этапах программирования и в зависимости от конкретных целей, что отражено на рис. 1, иллюстрирующем взаимосвязь целей, параметров и критериев оценки.

pic_72.wmf

Рис. 1. Модель структуры оценки целевых программ[1]

Во-первых, целесообразна оценка потребности (needs assessment) в программе или оценка социально-экономических условий, которые диктуют необходимость разработки и реализации целевой программы. Так, нередко программы разрабатываются не потому, что это объективно необходимо, а по рекомендации сверху или это может быть единственной возможностью привлечь в регион (межотраслевой комплекс, отрасль или ведомство) средства из федерального бюджета.

Читайте также:
Подготовка и разработка анимационных программ это

Во-вторых, возникает необходимость оценки процесса реализации (process evaluation), которая представляет собой анализ качества подготовки программы (состав и компетентность разработчиков, анализ методических материалов, использовавшихся при разработке, логическая схема программы, экспертиза содержания и ресурсной обеспеченности программы).

Целесообразно это делать при неоднократных разработке и реализации аналогичных программ. Так, например, Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия действовала в РФ и регионах в 2008–2012 годах [3], затем пролонгирована на 2013–2020 годы [1]. Устранение ошибок и недостатков предыдущего этапа позволит в следующем повысить эффективность процесса реализации программ.

Значимость программ определяется с помощью оценки влияния (impact evaluation), позволяющей определить:

1) причинно-следственные связи между параметрами социально-экономического развития и программными мероприятиями;

2) степень воздействия программы на социально-экономическое развитие региона.

Как было отмечено выше, для государственных программ обязательна оценка результативности (outcomes evaluation), а именно экспертиза результатов, достигнутых в ходе выполнения программы, их сравнение с запланированными показателями.

И, наконец, оценка эффективности (effectiveness evaluation) программ, которую определяют с помощью сопоставления полученных результатов с затраченными в ходе реализации программы ресурсами.

Оценка эффективности реализации целевых программ занимает особое место в системе анализа, поскольку позволяет судить не только о результативности реализации программы, но и о цене достигнутых результатов. Результаты оценки эффективности включают в себя наиболее полную информацию относительно целесообразности реализации программы на предварительном этапе и результатов реализации на промежуточном и конечном этапе.

Оценка эффективности целевых программ осуществляется в целях достижения оптимального соотношения связанных с их реализацией затрат и достигаемых в ходе реализации результатов, а также обеспечения основных принципов бюджетной системы Российской Федерации: эффективности использования бюджетных средств, прозрачности, достоверности бюджета, адресности и целевого характера бюджетных средств.

В стране нет единой методики оценки эффективности целевых программ, поэтому в субъектах РФ разрабатываются свои, которые конкретизируются для различных отраслевых и ведомственных программ. Одной из наиболее удачных следует признать Методику оценки эффективности, рекомендованную Правительством Хабаровского края для целевых программ (Постановление № 301-пр от 30 августа 2012 г.) [2], базирующуюся на балльном методе. В методике используются комплексные и частные критерии. Комплексные критерии оценивают следующие аспекты программы:

  1. Соответствие целевой программы системе приоритетов социально-экономического развития РФ и региона.
  2. Постановка в целевой программе проблем, условием решения которых является применение программно-целевого метода.
  3. Уровень проработки показателей (индикаторов) целевой программы.
  4. Адекватность системы программных мероприятий целям и задачам целевой программы.
  5. Уровень ресурсного обеспечения целевой программы.

Частные критерии раскрывают каждый из этих аспектов в деталях. Например, первый комплексный критерий раскрывается в следующих частных критериях:

1) соответствует ли проблема, на решение которой направлена программа, социально-экономическим приоритетам федерального уровня (да – 10 баллов, нет – 0);

2) соответствует ли проблема, на решение которой направлена программа, социально-экономическим приоритетам регионального уровня (да – 10 баллов, нет – 0);

3) соответствуют ли намеченные в программе задачи и мероприятия полномочиям органов государственной власти регионального уровня (да – 10, отчасти – 5, нет – 0).

За соответствие критерию частным оценкам присваивается некоторое количество баллов от 0 до 10, которые затем складываются в комплексные критерии, а те в свою очередь ‒ в интегральную оценку (таблица). В процессе оценки вводятся также весовые коэффициенты для повышения значимости отдельных частных критериев в комплексном критерии.

Интегральный показатель эффективности целевых программ

Количественное значение интегрального показателя эффективности

Качественная характеристика целевой программы

Больше или равен 8,0 баллам

Источник: fundamental-research.ru

Характеристика основных мероприятий и подпрограмм, федеральных целевых программ, включенных в Государственную программу

Подпрограммы и включенные в них основные мероприятия, а также федеральные целевые программы представляют в совокупности комплекс взаимосвязанных мер, направленных на решение наиболее важных текущих и перспективных целей и задач, обеспечивающих продовольственную независимость страны, поступательное социально-экономическое развитие агропромышленного комплекса на основе его модернизации и перехода к инновационной модели функционирования в условиях расширения мирохозяйственных связей, устойчивое развитие сельских территорий, позитивное влияние на макроэкономические показатели страны.

Подпрограммы развития растениеводства и животноводства построены по схеме, включающей четыре блока основных мероприятий: производство сельскохозяйственной продукции соответствующих видов, ее переработки, развития инфраструктуры и регулирования рынков, кредитование и страхование.

Подпрограмма «Развитие подотрасли растениеводства, переработки и реализации продукции растениеводства» включает основные мероприятия:

повышение плодородия почв, вовлечение неиспользуемых сельскохозяйственных земель в сельскохозяйственный оборот;

сохранение и рациональное использование генетических ресурсов культурных растений;

развитие селекции и семеноводства;

стимулирование развития производства основных сельскохозяйственных культур;

развитие садоводства, поддержка закладки и ухода за многолетними насаждениями и виноградниками;

развитие производства продукции растениеводства в защищенном грунте;

поддержка сельскохозяйственных товаропроизводителей в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;

развитие инфраструктуры и логистического обеспечения рынка продукции растениеводства;

кредитование подотрасли растениеводства;

развитие переработки продукции растениеводства;

регулирование рынка продукции растениеводства и продуктов ее переработки.

В качестве целевых индикаторов подпрограммы используются объемы производства основных видов продукции растениеводства, пищевых продуктов, выпускаемых из растениеводческого сырья, площади закладки многолетних насаждений и виноградников, площади посевов кормовых культур в районах Крайнего Севера, удельный вес отечественного производства в ресурсах внутреннего рынка зерна, сахара, растительного масла, картофеля.

Читайте также:
Какие бывают стандартные программы

Объем бюджетных ассигнований на реализацию подпрограммы из средств федерального бюджета за весь период ее реализации составляет
561 197 025,10 тыс. руб., в том числе в 2020 г. – 97 063 854,32 тыс. руб.

В подпрограмме «Развитие подотрасли животноводства, переработки и реализации животноводческой продукции» выделены основные мероприятия:

развитие мясного и молочного животноводства;

развитию козоводства и овцеводства;

развитие северного оленеводства и табунного коневодства;

мероприятия в области ветеринарии;

развитие переработки животноводческой продукции;

поддержка сельскохозяйственных товаропроизводителей в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;

развитие инфраструктуры и логистическое обеспечение мясного и молочного рынков, регулирование мясного и молочного рынков;

кредитование подотрасли животноводства;

регулирование мясного и молочного рынков.

Индикаторами реализации подпрограммы являются объемы производства скота и птицы на убой в хозяйствах всех категорий, сыров, масла животного, мощностей по убою скота и его первичной переработки, удельный вес отечественной мясной и молочной продукции в общих их ресурсах.

Объем бюджетных ассигнований на реализацию подпрограммы из средств федерального бюджета составит за весь период ее реализации
672 897 893,09 тыс. руб., в том числе в 2020 г. – 99 760 996,40 тыс. руб.

Подпрограмма «Поддержка малых форм хозяйствования» представляет собой продолжение и расширение мероприятий государства в области поддержки малого предпринимательства, включая основные направления:

поддержка начинающих крестьянских (фермерских) хозяйств;

развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств;

субсидирование процентной ставки по долгосрочным, среднесрочным и краткосрочным кредитам малым формам хозяйствования;

государственная поддержка сельскохозяйственных потребительских кооперативов, в том числе кредитных;

оформление земельных участков в собственность фермерскими хозяйствами.

В качестве индикаторов подпрограммы предусмотрены следующие: количество вновь созданных крестьянских (фермерских) хозяйств; количество построенных ими или реконструированных семейных животноводческих ферм; объемы субсидируемых кредитов и займов, взятых малыми формами хозяйствования; прирост выручки сельскохозяйственных и потребительских кооперативов; площадь земельных участков, оформленных в собственность крестьянскими (фермерскими) хозяйствами.

Общий объем финансирования мероприятий подпрограммы за весь период ее реализации за счет средств федерального бюджета составит
109 241 301,34 тыс. руб., в том числе в 2020 г. – 15 696 560,37 тыс. руб.

В подпрограмму «Техническая и технологическая модернизация, инновационное развитие» вошли следующие основные мероприятия:

обновление парка сельскохозяйственной техники;

энергосбережение и повышение энергетической эффективности в сельскохозяйственном производстве;

модернизация машиноиспытательных станций;

развитие системы сельскохозяйственного консультирования в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях;

создание и развитие деятельности инновационных центров.

Индикаторами реализации подпрограммы являются: объемы приобретения основных видов техники сельскохозяйственными организациями; объемы испытаний сельскохозяйственной техники и оборудования машинно-испытательными станциями; доля энергетических ресурсов, производимых сельскохозяйственными организациями с использованием возобновляемых источников энергии; количество региональных организаций сельскохозяйственного консультирования и инновационных центров; удельный вес организаций, осуществляющих технологические инновации в сельском хозяйстве и в производстве пищевых продуктов.

Объем финансирования подпрограммы за счет средств федерального бюджета за весь период ее реализации составит 121 567 195,08 тыс. руб., в том числе в 2020 г. – 18 084 800,52 тыс. руб.

Подпрограмма «Создание Государственной автоматизированной системы управления в сфере АПК (ГАСУ АПК)» предполагает осуществление следующих основных мероприятий:

создание корпоративной защищенной информационно-коммуникационной сети;

совершенствование системы сбора и обработки статистической информации;

создание системы автоматизированного ведения паспортов сельскохозяйственных товаропроизводителей и учета результатов сельскохозяйственной переписи;

создание системы комплексного оперативного мониторинга;

создание системы анализа угроз и рисков развитию АПК и обеспечению продовольственной безопасности, выработки прогнозов, решений и рекомендаций в сфере управления АПК;

развитие системы оказания государственных услуг;

обеспечение государственного мониторинга земель сельскохозяйственного назначения.

Индикаторами реализации подпрограммы предусмотрены: доля региональных и муниципальных органов управления АПК, использующих индивидуальные ресурсы СГИО (ГАСУ АПК); уровень паспортизации сельскохозяйственных товаропроизводителей; доля земель сельскохозяйственного назначения, охваченных системой государственного мониторинга; количество видов государственных и консультационных услуг и сервисов, предоставляемых в электронном виде.

Общий объем финансирования мероприятий подпрограммы за счет средств федерального бюджета за весь период ее реализации составит
1837 210,83 тыс. руб., в том числе в 2020 г. – 164 169,87 тыс. руб.

Подпрограмма «Научное обеспечение реализации мероприятий Государственной программы» включает основные мероприятия:

реализация перспективных инновационных проектов, финансируемых на конкурсной основе Министерством сельского хозяйства Российской Федерации;

фундаментальные исследования в соответствии с Планом фундаментальных исследований сельскохозяйственной науки, который формируется в составе программы фундаментальных научных исследований государственных академий наук, принимаемой Правительством Российской Федерации.

Индикаторы реализации подпрограммы: число отечественных и зарубежных патентов на объекты интеллектуальной собственности, полученных научными организациями сельскохозяйственной науки; объем средств, поступивших научным организациям от передачи технологий; объем средств, поступивших научным организациям по договорам с предприятиями на выполнение НИОКР.

Объем финансирования мероприятий подпрограммы за счет средств федерального бюджета за весь период ее реализации составляет по Министерству сельского хозяйства Российской Федерации 15 580 652,64 тыс. руб., в том числе в 2020 г. – 2 310 070,28 тыс. руб., Россельхозакадемии – 64 188 000,00 тыс. руб., в том числе в 2020 г. – 8 792 000,00 тыс. руб.

Подпрограмма «Обеспечение функции управления реализацией Государственной программы» включает следующие основные мероприятия:

совершенствование управления реализацией Государственной программы;

совершенствование системы налогообложения в сельском хозяйстве;

совершенствование системы финансового оздоровления;

Читайте также:
Описание программы reg organizer

выполнение государственных услуг и работ в рамках реализации Государственной программы.

В качестве индикаторов реализации мероприятий подпрограммы предусмотрены: индексы объема производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий и пищевых продуктов, включая напитки, и табака, в % к предыдущему году, уровень рентабельности сельскохозяйственных организаций.

В Государственную программу входят федеральные целевые программы по проблеме социального развития сельских территорий:

«Социальное развитие села до 2013 года», являющаяся продолжением аналогичной программы, принятой Правительством Российской Федерации на период до 2012 года и пролонгированной на 2013 год;

«Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года».

Федеральная целевая программа, рассчитанная на период до 2020 года, состоит из следующих основных мероприятий:

диверсификация сельской экономики;

улучшение жилищных условий сельского населения и обеспечение жильем молодых семей, молодых специалистов;

развитие социальной и инженерной инфраструктуры в сельской местности;

поддержка комплексной компактной застройки и благоустройства сельских поселений в рамках пилотных проектов;

поддержка местных инициатив, направленных на улучшение условий жизнедеятельности сельского населения;

формирование позитивного отношения к сельскому образу жизни.

Индикаторы реализации мероприятий Федеральной целевой программы включают: ввод (приобретение) жилья для граждан, проживающих в сельской местности, в том числе для молодых семей и специалистов; ввод в действие основных объектов социальной сферы сельских территорий; количество пилотных проектов по комплексной застройке и благоустройству сельских территорий; количество субъектов Российской Федерации, получающих федеральную поддержку на реализацию региональных проектов развития несельскохозяйственной деятельности; количество сельских поселений, получивших грантовую поддержку на реализацию местных инициатив.

Общий объем финансирования Федеральной целевой программы за счет средств федерального бюджета за 2014-2020 гг. составит 294 540 000,00 тыс. руб., в том числе в 2020 г. 54 440 000,00 тыс. руб.

Федеральная целевая программа «Развитие мелиорации сельскохозяйственных земель России на период до 2020 года» предусматривает осуществление следующих основных мероприятий по:

техническому перевооружению, реконструкции и строительству мелиоративных систем и отдельно расположенных гидромелиоративных сооружений;

противопаводковым мероприятиям, мелиоративным мероприятиям на рыбоводных прудах, агролесомелиоративным и фитомелиоративным мероприятиям;

поддержке сельскохозяйственных товаропроизводителей по созданию, восстановлению, реконструкции и модернизации внутрихозяйственных оросительных и осушительных систем;

научно-исследовательским и опытно-конструкторским работам в области мелиорации.

Индикаторами реализации Федеральной целевой программы являются: увеличение сельскохозяйственных угодий, на которых осуществлено строительство новых, реконструкция и техническое перевооружение гидромелиоративных систем; площади, на которых предотвращено выбытие их из оборота за счет проведения культуртехнических и других работ; водосбережение за счет повышения КПД гидромелиоративных систем; площади обводнения территорий и защита от затопления и подтопления.

Объем финансирования за счет средств федерального бюджета за весь период реализации Федеральной целевой программы составит 61 069 841,44 тыс. руб., в том числе в 2020 г. – 9 015 800,15 тыс. руб.

Характеристика ведомственных целевых программ и основных мероприятий, включая сведения о сроке их реализации, ответственном исполнителе, ожидаемом непосредственном результате, взаимосвязи с показателями Государственной программы (подпрограммы) и о последствиях их невыполнения приведены в приложении №2.

7. Обобщенная характеристика мер государственного
регулирования

Меры государственного регулирования реализации Государственной программы включают следующие группы экономических инструментов.

7.1. Прямое субсидирование отдельных мероприятий за счет средств федерального бюджета, как правило, с софинансированием из бюджетов субъектов Российской Федерации.

К таким мероприятиям относятся:

развитие селекции и семеноводства сельскохозяйственных культур, племенного дела в животноводстве и птицеводстве, стимулирование развития скотоводства;

компенсация части затрат на приобретение сельскохозяйственными товаропроизводителями основных видов материально-технических ресурсов, включая новую технику, минеральные удобрения и средства защиты растений, энергоресурсы, на отдельные мероприятия, в том числе на страхование посевов сельскохозяйственных культур;

государственная поддержка (в виде субсидий) уплаты процентов по кредитам, полученным сельскохозяйственными и другими товаропроизводителями АПК в коммерческих банках;

7.2. Прямые финансовые вложения на осуществление мероприятий капитального характера, в том числе на мелиорацию земель сельскохозяйственного назначения, развитие инфраструктуры агропродовольственного рынка, социальное развитие сельских территорий;

7.3. Таможенно-тарифное регулирование с учётом конъюнктуры внутреннего и мирового рынка.

Характеристика мер государственного регулирования в разрезе ведомственных целевых программ и основных мероприятий, включая обоснование необходимости и оценку результатов их применения приведены в приложении №3.

8. Прогноз сводных показателей реализации
Государственной программы

Прогноз реализации Государственной программы основывается на достижении уровней её основных показателей (индикаторов), а также частных индикаторов по соответствующим подпрограммам и федеральным целевым программам, включенным в Государственную программу.

В части основных показателей Государственной программы прогнозируются:

индекс производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий в 2020 г. к 2010 г. – 139% (к 2009 г. – 127,6%), в том числе продукции растениеводства – 163,1% (к 2009 г. – 125,7%), продукции животноводства – 125,0% (к 2009 г. – 129,3%);

индекс производства пищевых продуктов, включая напитки, и табака в 2020 г. к 2009 г. – 1,6 раза;

индекс физического объема инвестиций в основной капитал сельского хозяйства в 2020 г. к 2010 г. – 2,3 раза;

уровень рентабельности по всей хозяйственной деятельности сельскохозяйственных организаций к 2020г. – 27%;

достижение соотношения уровней заработной платы в сельскохозяйственных организациях и в среднем по экономике страны к 2020 г. до 95%;

индекс производительности труда в хозяйствах всех категорий в 2020 г. к 2010 г. – 1,7 раза.

Источник: cyberpedia.su

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru