Характеристика многопартийности по типу политической программы

Поскольку борьба за власть является одним из сущностных признаков политической партии, возникает потребность в механизме цивилизованного прихода партий к власти и участия в ней, что обеспечивается институтом многопартийности. Его возникновение детерминировано, прежде всего, многообразием интересов различных социальных групп, неоднородным национальным и конфессиональным составом населения, идеологическим плюрализмом и т.д. При этом существование нескольких партий имеет смысл только в рамках правового государства, в противном случае, для данной политической системы будет характерен монопартизм или система партии-гегемона. Таким образом, партийная система и тип политического режима взаимовлияют друг на друга. Кроме того, тот или иной тип многопартийности определяется как количеством политических партий, так и рядом качественных характеристик: социально-политическими и правовыми условиями их деятельности, в том числе реальными возможностями доступа партий к власти; спецификой устройства политических партий; условиями коалиционной политики; типом электоральной системы.

ФОРМЫ ГОСУДАРСТВА ЗА 13 МИНУТ. ПОЛИТИЧЕСКИЕ РЕЖИМЫ. ФОРМЫ ПРАВЛЕНИЯ. ГОСУДАРСТВЕННОЕ УСТРОЙСТВО. ЕГЭ

Под партийной системой, таким образом, понимается способ взаимодействия политических партий, ведущих борьбу за власть. Она состоит из совокупности самостоятельных, но взаимозависимых партий, действующих в данной стране.

Партийные системы традиционно различаются в зависимости от количества партий, участвующих в борьбе за власть. Наиболее распространенная типологии, построенная на основании данного критерия, выделяет однопартийные, двухпартийные и многопартийные системы.

Однопартийная система характеризуется исключительным правом одной партии на фактическое осуществление политической власти.

Двухпартийная система построена на конкуренции двух сильных партий, каждая из которых способна к принятию власти и самостоятельному ее осуществлению. Следует отметить, что двухпартийность нельзя трактовать как наличие в данной стране только двух партий. Партий гораздо больше, но на выборах они способны набрать небольшое количество голосов.

Многопартийная система характеризуется тем, что ни одна из партий, как правило, не способна завоевать поддержку абсолютного большинства избирателей, поэтому неизбежно создается правящая коалиция.

Данная типология может быть сопоставлена с классификацией партийных систем на конкурентные и неконкурентные, в зависимости от характера межпартийных отношений. Очевидно, что к конкурентным системам можно отнести двух- и многопартийную, а однопартийная демонстрирует все признаки неконкурентной.

Многообразие партийных систем не исчерпывается предложенными вариантами типологии. Условия конкретных стран порождают множество модификаций в рамках вышеперечисленных образцов. Дж. Сартори предложил базовую классификацию партийных систем на основе вектора движения от монополии на власть к политическому плюрализму:

Однопартийная (неконкурентная) система или монопартизм основана на монополизации единственной партией всей политической власти в стране. Партия в данной системе исключительно многофункциональна и фактически сращивается с государственным аппаратом. Монопартизм подразделяется на идеологический (СССР, Куба) и президенциалистский (африканские страны). При тоталитарных режимах однопартийность логически вытекает из специфики утопической идеологии, не терпящей конкуренции, а в развивающихся странах связана с традициями вождистского правления.

Политические партии | ЕГЭ по обществознанию | Станислав Валентиныч | 100балльный репетитор

Системы партии-гегемона являются фактически однопартийными, хотя создание в них других партий не запрещено законом. Данная система была характерна для стран т.н. «социалистического лагеря» — ГДР, Болгарии и др. Формальное наличие в них партий-сателлитов фактически не ограничивало власти коммунистических партий.

Системы доминирующей партии. Эту разновидность многопартийности впервые выделил М. Дюверже, отметивший, что доминирующей может считаться партия, стабильно набирающая 30-40% голосов на общенациональных выборах. Возникновение системы доминации в той или иной стране имеет определенные социальные, политико-культурные и институциональные предпосылки. Как правило, доминирующая партия опирается на стабильный средний класс (Социал-демократические партии в Швеции, Дании, Норвегии), а в сознании общества воспринимается как главная движущая сила выхода из кризиса, национального возрождения и т.п. Таковы Либерально-демократическая партия Японии, Индийский Национальный Конгресс, Демо-Христианская партия Италии.

Кроме того, доминации способствует наличие сильной президентской власти, которая не заинтересована во фрагментировании политических сил в парламенте. Президенциализму необходимо устойчивое парламентское большинство, которое представлено т.н. «партией власти». Тенденции формирования подобной партийной системы характерны для современной России, где в качестве «партии власти» выступает «Единая Россия», созданная в 2001 г. на базе трех крупных политических сил – движений «Единство», «Отечество» и «Вся Россия».

Доминирующую партию, имеющую относительное большинство мест в парламенте, следует отличать от мажоритарной, стабильно получающую абсолютное большинство мандатов. Именно на наличии и деятельности мажоритарных партий основана двухпартийная система.[204]

Двухпартийная система (бипартизм) наиболее ярко представлена в англосаксонских странах. Ее истоки находятся в социально-политическом расколе общества на сторонников парламента и защитников монархии в Великобритании, на федералистов и республиканцев в США. Именно в эпоху буржуазных революций в этих странах сформировались основы бипартизма, который в настоящее время представлен Демократической и Республиканской партиями США, консерваторами и лейбористами в Великобритании.

Специфика функционирования данной системы состоит в отсутствии жесткой привязки партий к определенным социальным категориям. Партии чередуются у власти, обеспечивая, таким образом, наиболее полное представительство интересов граждан. К несомненным достоинствам бипартизма относится наличие устойчивого парламентского большинства и стабильность правительства. При этом партийная принадлежность главы государства зависит от «жесткого» или «мягкого» варианта двухпартийности. «Жесткий» бипартизм (Великобритания, ФРГ) предусматривает, что партия, победившая на выборах, формирует парламентское большинство и выдвигает премьер-министра – фактического главу государства. «Мягкий» вариант, представленный в США, допускает парламентское большинство оппозиционной партии, что является частью системы «сдержек и противовесов». По условиям этой же системы, обе ведущие партии США принципиально «мягкие», что обеспечивает нормальную работу института президентства.

Приоритет двух ведущих мажоритарных партий благоприятствует эффективному управлению государством, но, с другой стороны, имеет целый ряд недостатков. Они связаны с фактическим отсутствием политического центра и удалением с политической арены малых партий и организаций, играющих роль принципиальной оппозиции.

В определенной степени эти недостатки преодолеваются в рамках несовершенного бипартизма (2,5 — партийной системы), существующего в ФРГ. Его специфика состоит в том, что помимо двух крупных партий – ХДС и СДПГ, значительную роль в предвыборной борьбе играет Либеральная партия, которая набирает достаточное количество голосов для того, чтобы претендовать на участие во власти. Бипартизм в данном случае представляет собой сосуществование правящей партии и противостоящей ей коалиции двух других партий и, соответственно, коалиционный характер правительства. Благодаря функциональности данной системы, состоящей из разумного количества партий в парламенте и нескольких доминирующих партий, немецкий вариант двухпартийности именуют «рациональным парламентаризмом».

Партийные системы, в рамках которых ни одна партия не может претендовать на превосходство над другими, М. Дюверже определил как «интегральную многопартийность» (мультипартизм). Ее практикуют в различном объеме большинство западных стран, за исключением англоязычных. Согласно классификации Дж. Сартори мультипартизм подразделяется на три разновидности:

— системы умеренного плюрализма, включающие от трех до пяти партий (характерны для Франции и Бельгии);

— системы крайнего плюрализма (от шести до десяти партий), в рамках которых происходит поляризация партийного спектра и создание сложных коалиций (характерны для Финляндии и Нидерландов);

— атомизированные системы (несколько десятков партий), отличительной чертой которых является рассредоточение политического влияния и ролей (Мексика, Малайзия).

Все варианты многопартийности, безусловно, способствуют развитию политического плюрализма. Вынужденная работа партий в коалициях формируют толерантность и способность к компромиссам. Это особенно важно, если учесть, что право на парламентскую трибуну получают различные малые партии.

Читайте также:
Как называется программа для звонков с компьютера

В отличие от жестко организованного бипартизма, многопартийная система более пластична и приближена к разнообразным группам интересов. Однако, в связи с этим, возникает проблема недостаточного агрегирования этих интересов. Программы многочисленных партий фактически одинаковы с точки зрения рядового избирателя, что значительно затрудняет его выбор. Другим существенным недостатком многопартийности является отсутствие спаянного парламентского большинства и, как следствие, правительственная нестабильность.

Данные проблемы можно разрешить путем создания стабильных и прочных партийных союзов, чему способствуют парламентские выборы по мажоритарной системе в два тура. Подобная система практикуется в современной Франции и носит название «двухблоковой». Суть ее состоит в том, что накануне выборов любого уровня формируются два блока партий – т.н. «правые» и «левые», которые соперничают в борьбе за власть. Основой существования блока является безусловный компромисс, хотя до вхождения в блоки партии ожесточенно соперничают между собой. Коалиции «правых» и «левых» продолжают сосуществовать в рамках парламента – таким образом, возникает биполяризация политических сил, своего рода промежуточный этап между двухпартийностью и мультипартизмом.

Из приведенного примера видно, что особое влияние на конфигурацию партийной системы оказывает специфика электоральной системы, что убедительно доказал М. Дюверже. Он вывел три закона этого влияния («политологические законы М. Дюверже») согласно которым:

— пропорциональное представительство ведет к системе многочисленных, жестко структурированных, самостоятельных и стабильных партий;

— мажоритарная система в два тура ведет к системе нескольких партий, стремящихся к объединению в две коалиции;

— мажоритарная система в один тур ведет к двухпартийности с чередованием у власти больших самостоятельных партий.

М. Дюверже подчеркивал, что выявленные закономерности носят самый общий характер и определяют только базовые тенденции. Он сравнивал действие избирательной системы с действием тормозов или акселератора: один электоральный режим облегчает создание партий, другой препятствует этому; однако роли мотора избирательная система не играет.

Формирование той или иной партийной системы всегда происходит естественно-историческим путем и напрямую зависит от политической практики, следовательно, всегда открыто для изменений. В России основы формирования многопартийности были заложены III Съездом народных депутатов СССР в марте 1990 г. и опирались на богатый исторический опыт начала ХХ века. В действующей Конституции Российской Федерации признается политическое многообразие и многопартийность (ст.13 п.3), что создает условия для постоянного развития и совершенствования партийной системы.

Можно выделить следующие этапы становления партий в современной России:

1. Неформальные клубы (1987 — 1988);

2. Клубы избирателей и фракции (1988 – начало 1990);

3. Противостояние распадающейся КПСС и широкого антикоммунистического фронта, этап массового создания легальных политических партий (1990 – конец 1991);

4. Этап формирования посткоммунистического политического спектра.

Первый этап начался после прекращения уголовного преследования по политическим мотивам в январе 1987 года. В это время появляются неформальные общественные объединения, не зависящие от властей. В их рамках оттачивались новые идеологические подходы, формировались группы будущих политических лидеров и активистов, которые в дальнейшем формировали новые партии и движения. Наиболее известными в этот период были клубы «Перестройка», «Демократическая перестройка», Клуб социальных инициатив, Федерация социалистических общественных клубов, Всесоюзный социально-политический клуб, «Община», Московский народный фронт.

На втором этапе неформальные политические объединения получили возможность выхода на массовое общественное мнение через участие в избирательных кампаниях. Ключевыми событиями в этом отношении стали выборы на XIX конференцию КПСС и на I съезд народных депутатов СССР.

В рамках третьего этапа различные некоммунистические организации образуют широкую антикоммунистическую коалицию «Демократическая Россия». Противостояние завершается в августе 1991 года неудавшейся попыткой консервативного переворота. На этом этапе появляются организации, называющие себя партиями. Наиболее видными в этот период были Демократическая партия России, Социал-демократическая партия России, Республиканская партия Российской Федерации.

После неудавшегося путча новое правительство России начинает коренные экономические реформы. Новая ситуация создает совершенно новую структуру социально-экономических и политических интересов, а это в свою очередь определяет новую расстановку политических сил.

Ведущей тенденцией процесса партийного строительства современной России является создание сильной «партии власти» в центре политического спектра. Это предопределяется целым рядом факторов:

— реалиями демократического транзита, требующего сильного государства для преодоления негативных последствий реформирования страны;

— конституционным устройством Российской Федерации как демократического правового государства с сильной президентской властью;

— законом «О политических партиях» 2001 г., в котором заложен механизм ограничения фрагментации партийной системы и появления новых политических партий;

— эволюцией политических и электоральных настроений россиян в направлении центристских и консервативных ценностей.

В настоящее время наблюдается укрупнение существующих политических партий. Электоральная реформа, предусматривающая выборы в Государственную думу по пропорциональной системе должна способствовать формированию стабильного партийного представительства в парламенте в качестве опоры сильной президентской власти.

Вопросы для самоконтроля

1. Что входит в понятие негосударственных политических институтов и каким образом они могут выражать политический интерес?

2. Какие условия способствуют установлению института лоббизма? В чем заключаются его достоинства и недостатки?

3. Перечислите факторы, непосредственно повлиявшие на становление политических партий современного типа?

4. Какова структура политической партии, и какие функции она выполняет?

5. Классифицируйте политические партии по известным вам критериям.

6. Чем отличаются функции политических партий в рамках демократического и недемократических режимов?

7. Охарактеризуйте достоинства и недостатки различных партийных систем и их модификаций.

8. Какие условия влияют на формирование однопартийной системы? Приведите исторические примеры.

9. На основании различных критериев определите тип партийной системы современной России.

Литература

  1. Голосов Г. Партийные системы России и стран Восточной Европы. — М., 1999.
  2. Галкин А.А., Красин Ю.А. Россия: Quo vadis. – М., 2003.
  3. Джордан Г. Группы давления, партии и социальные движения: есть ли потребность в новых разграничениях? // МЭИМО. – 1997. — № 1.
  4. Дюверже М. Политические партии / Пер. с фр. — М., 2000.
  5. Заславский С. Е. Политические партии России: Проблемы правовой институционализации. — М., 2003.
  6. Зеленко Б. И. Партии и выборы в современной России. — М., 2003.
  7. Коргунюк Ю.Г. Современная российская многопартийность. – М., 1999.
  8. Косов Г.В. К вопросу о партогенезе в современной России // Вестник Ставропольского института им. В.Д. Чурсина. – Ставрополь, 2002. — Выпуск 2.
  9. Кочетков А.П. Политические партии и политические системы // Вестник Московского университета – серия 12-1998-№6.
  10. Кодин М.И. Теоретико-методологические проблемы социально-экономических и социально-политических преобразований в России в конце ХХ века. – М.: Наука, 2002. – 268 с.
  11. Ленин В.И. Политические партии в России // Полн. собр. соч. Т. 21.
  12. Лепехин В.А. Лоббизм. – М., 1995.
  13. Макаренко В.П. Групповые интересы и властно-управленческий аппарат: к методологии исследования // Социс. – 1996. – № 11.
  14. Маслов Ю.К. Введение в теорию политических партий (обзор идей и концепций). – М., 2005.
  15. Мейтус В.В., Мейтус В.Ю. Политическая партия: стратегия и управление. – Киев, 2004.
  16. Олсон М. Логика коллективных действий: общественные блага и теория групп. – М., 1996.
  17. Осторогорский М. Я. Демократия и политические партии. — М., 1997.
  18. Перегудов С.П., Лапина Н.Ю., Семененко И.С. Группы интересов и российское государство – М., 1999.
  19. Попов С.А. Партии, демократия, выборы. – М., 2003.
  20. Полунина Г. В. Многопартийность как сумма и как система партий // Власть. — 2003. — № 12.
  21. Политические партии России (программные документы) // Под ред. В.В.Рябова и В.И. Добренькова — М. 1994.
  22. Селютин В. И. Многопартийная система в Российской Федерации и ее роль в современном политическом процессе. — Воронеж, 2000.
  23. Сулакшин С.С. Современная российская многопартийность: видимость и сущность. – М., 2001.
  24. Тимошенко В.И. Доктрины российских партий // Вестник МГУ- серия 12-1995-№4.
  25. Федоринов В. Е. Становление политического плюрализма и формирование многопартийности в России (сравнительно-политологический анализ). — Воронеж, 2002.
  26. Холодковский К.Г. Социально-психологическая дифференциация населения и процесс формирования партий // Свободная мысль. – 2001. — № 11.
  27. Холодковский К.Г. Партии: кризис или закат? // Политические институты на рубеже тысячелетий. – Дубна, 2001.
Читайте также:
Настройка bloody v8 программа

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:

Источник: studopedia.ru

Многопартийная система в России. Формирование многопартийной системы и ее особенности

Современная политическая обстановка в России характеризуется формированием демократического режима, основным признаком которого является наличие политического и идеологического плюрализма, правового государства и гражданского общества. Процесс этот – сложный и растянутый во времени. Одним из его важнейших проявлений может служить складывание таких институтов, как многопартийная политическая система и ответственный перед народом государственный аппарат.

Партийная система и ее сущность

Многопартийная система

Политическая система любого государства представляет собой чрезвычайно сложный механизм, включающий в себя множество разнообразных элементов. Одним из ее связующих элементов является партийная система, представляющая собой не только всю совокупность партий данного государства, но и социально-правовые механизмы взаимодействия между ними, а также степень понимания гражданами необходимости и важности их существования.

Основные виды партийных систем

Большинство западных политологов и социальных исследователей уже давно пришли к выводу, что наличие той или иной партийной системы достаточно точно отражает политическую развитость общества. Так, многопартийная система свидетельствует и о развитости социальной структуры, и о высокой степени влияния гражданского общества на решения органов государственной власти. Наоборот, однопартийность – неизменный признак тоталитарного общества, свидетельствующий о том, что людям намного проще переложить ответственность на чиновников, чем взять ее на себя.

Формирование многопартийной системы

В целом ряде государств (например, в США и Великобритании) уже сравнительно давно действует двухпартийная система. При этом двухпартийность вовсе не означает существование именно такого количества партий. Просто реальная борьба идет именно между ведущими политическими силами, для других партий и движений практически шансов прийти к власти нет.

Многопартийная система и ее особенности

Особенности многопартийной системы включают в себя как внешние отличия от других систем, так и сложную внутреннюю сущность. К первым можно отнести наличие более двух партий, большинство из которых имеют реальные шансы придти к власти, развитое избирательное законодательство, активную деятельность институтов гражданского общества, сменяемость политической элиты.

Внутренние особенности вытекают из того, что суть многопартийной системы – это сложный компромисс между огромным количеством участников. Это максимально публичная система, построенная на основах состязательности и взаимного уважения друг к другу. Она позволяет каждому гражданину найти именно ту политическую силу, которая будет наиболее полно представлять его интересы и интересы окружающих его людей. Это многопартийная система, заставляющая каждого гражданина постоянно интересоваться происходящими в стране событиями.

Классический тип

Многопартийная система существует в различных разновидностях. Она зависит не только от партийного уклада, но и от существующей в том или ином обществе политической традиции и политической культуры.

Однопартийные и многопартийные системы

Классической считается так называемая многопартийная раздробленность, которая существует в настоящее время в таких странах, как Дания, Австрия, Бельгия. В этой системе нет партии-лидера, ни одна из политических сил не получает на выборах абсолютного большинства, поэтому вынуждена вступать в те или иные коалиции. Эта система нестабильна, вследствие чего стремится перейти в другое состояние.

Другие разновидности многопартийных систем

Одно из наиболее устойчивых состояний политической системы связано с блоковой многопартийностью. Данная многопартийная система, действующая, например, во Франции, разделяет все основные политические силы по нескольким основным блокам. Такая структура заставляет партии и их лидеров идти на определенные уступки со своими союзниками, более взвешенно относиться к составлению предвыборных программ и внутрипартийной дисциплине.

Многопартийная система в России

Наконец, существует многопартийная система, в которой ключевую роль играет одно, самое крупное объединение. Здесь оппозиционные силы раздроблены и не в состоянии предложить гражданам внятной альтернативы. Главным недостатком такого режима, который характерен, например, для Индии и Швеции, является то, что он чаще всего ведет к застою в политической жизни и вызреванию в недрах общества стремлений к революционным изменениям.

Становление многопартийной системы в России: дореволюционный период

Многопартийная система в России начала складываться гораздо позже, чем в большинстве развитых стран Западной Европы и Америки. Главной причиной этого был господствующий несколько столетий крепостной строй с ярко выраженной самодержавной властью.

Реформы шестидесятых годов XIX века привели не только к бурному экономическому росту, но и к заметным изменениям на политической арене страны. Это, прежде всего, относится к процессу резкой политизации общества, когда разные социальные слои искали возможность оказывать влияние на постепенно теряющее свое влияние самодержавие.

Многопартийная система в России берет свое начало в конце XIX – начале ХХ вв., когда за неполное десятилетие оформилось более пятидесяти партий. Безусловно, этот процесс был напрямую связан с бурными событиями первой русской революции и изданием Манифеста от семнадцатого октября 1905 года. Среди наиболее заметных политических организаций стоит выделить РСДРП, Конституционно-демократическую партию, Октябристов, Союз русского народа и Партию социалистов-революционеров.

В то же время стоит отметить, что формирование многопартийной системы в нашей стране проходило в условиях серьезных социальных изменений, и до революции этот процесс так и не был завершен. Главными препятствиями здесь были сложная многоступенчатая система выборов, неравные условия для партий в политической деятельности, а также сохранявшееся доминирующее положение самодержавия на политической арене.

Советский период

С приходом в октябре 1917 года к власти революционно настроенной партии большевиков деятельность всех других политических объединений стала постепенно сворачиваться. Уже к лету 1918 года РСДРП(б) осталась единственной легально действующей политической партией, все остальные были или закрыты, или самораспустились. На долгие десятилетия в стране установилась монополия одной силы.

Многопартийная система в СССР

Многопартийная система в СССР стала возрождаться в конце 1980-х гг., когда в связи с перестройкой и политикой демократизации общества в стране стали появляться оппозиционные политические движения. Особенно быстрыми темпами этот процесс пошел после отмены в 1990 году шестой статьи Конституции, которая гарантировала господствующее положение КПСС.

Уже в первые месяцы после знаменитого мартовского съезда народных депутатов министерством юстиции СССР было зарегистрировано около двадцати политических партий и движений. К моменту распада государства их уже насчитывалось более шестидесяти.

Становление многопартийности в России: современный этап

Формирование многопартийной системы в России перешло на качественно иной уровень после принятия в декабре 1993 года новой Конституции. Именно здесь, в тринадцатой статье, закреплен такой политико-правовой институт, как многопартийность. Он подразумевает существование неограниченного количества партий, которые, с одной стороны, имеют право в законном порядке бороться за власть, а с другой – должны отвечать за свои действия перед избирателями.

Формирование многопартийной системы в России

В России в настоящее время не существует какой-либо официальной идеологии, поэтому политические партии могут иметь и правый, и левый уклон. Основное условие – отсутствие в их программных требованиях призывов к расовой или национальной дискриминации, а также к революционным действиям с целью радикально изменить существующий строй. Памятуя о советском опыте, создание партийных ячеек на заводах, в организациях и учреждениях запрещено.

Читайте также:
Как попасть на программу дачный ответ в качестве участника условия контракта

К наиболее крупным и известным политическим движениям, деятельность которых продолжается уже не один избирательный цикл, следует отнести КПРФ, «Единую Россию», «Яблоко», ЛДПР, «Справедливую Россию». Эти партии отличаются друг от друга не только программными требованиями, но и своей организационной структурой, и методами работы с населением.

Особенности современной российской многопартийной системы

Рассматривая формирование многопартийной системы в нашей стране, анализируя ее особенности, следует помнить, что ее становление и развитие проходило в сложных условиях перехода от одной общественной системы к другой. Кроме того следует иметь в виду особенность складывания отечественных партий, а также скептическое отношение большинства граждан к самой партийной системе.

Одной из важнейших составляющих процесса многопартийности в нашей стране следует признать то, что он носит скачкообразный характер. Многопартийная система в современной России сильно подвержена влиянию внешним процессам. Это связано, прежде всего, с тем, что многие партии формируются исключительно из сиюминутных целей, не ставя перед собой решения серьезных социальных и идеологических задач.

Особенность многопартийности в России заключается еще и в том, что практически все партии (за исключением, наверное, КПРФ) создаются вокруг конкретного лидера, а не как выразители интересов определенных социальных слоев или классов. Лидеры же, в свою очередь, рассматривают создание политического объединения как возможность для себя попасть в эшелоны власти и встроиться в существующую политическую модель.

Основные трудности и пути их решения

Главная сложность в процессе развития политического и идеологического плюрализма в нашей стране связана с тем, что в обществе за более чем двадцатилетний переходный период так и не выработалось основного идеологического стержня. Во многом именно поэтому партии ориентированы на сиюминутные выгоды, не заботясь о системной планомерной работе. Выходом из данной ситуации может стать последовательная совместная работа государства и гражданского общества, которая приведет к выработке понятных для всех идеологических ориентиров.

Становление многопартийной системы

Еще одна трудность состоит в том, что многопартийная система, примеры которой рассматривались выше, в большинстве стран формировалась в процессе так называемых буржуазных революций. В нашей стране многопартийность стала развиваться после семидесяти лет существований жесткой авторитарной модели. Это, в свою очередь, наложило отпечаток на отношение простых граждан к власти, на их желание и стремление активно участвовать в жизни общества.

Основные выводы и перспективы

Однопартийные и многопартийные системы в тех или иных странах отражают обстановку в политических сферах, дают представление о традициях и менталитете народа. Современная Россия находится в сложном переходном периоде, когда долгое время считавшиеся незыблемыми установки оказались стремительно разрушены, а новые идеологические ориентиры так и не сформировались.

В этих условиях многопартийная система обречена на длительный и сложный процесс своего становления. В то же время мировой опыт дает возможность предположить, что все основные трудности будут со времен преодолены, и Россия перейдет к более активному строительству современного демократического общества.

Источник: fb.ru

Партийная система

Политология

В настоящее время в политической науке существует формула, согласно которой число партий в многопартийной системе на единицу больше числа социальных расколов в обществе. Однако она верна лишь для стабильных демократических режимов.

Типы и типология партийных систем

Партийные системы различаются по числу партий и их качественным признакам: однопартийные, двухпартийные, двух с половиной партийные, многопартийные, системы с доминирующей партией. Структура партийной системы и се функциональная определенность во многом зависят от типа политического режима. В связи с этим различают демократические, авторитарные и тоталитарные партийные системы.

Однопартийная система наиболее характерна для тоталитарных и авторитарных политических режимов. Такие режимы исключают плюрализм мнений и открытую конкуренцию различных политических сил.

Однопартийность — это фактическая монополия одной партии на власть. Такая партийная система сливается с государственными структурами, и их функции непросто разграничить.

Некоторые исследователи считают, что однопартийную систему нельзя причислять к числу партийных систем как таковых, поскольку один элемент не может образовывать систему. Однако на практике однопартийные системы существуют.

Двухпартийные системы наиболее характерны для устоявшихся демократических режимов власти (США, Англия, Австралия). В таких политических системах каждая из партий способна самостоятельно, без коалиции с другими политическими силами, сформировать правительство и осуществлять власть.

Двухпартийная (бипартийная) система имеет свои сильные и слабые стороны. К сильным относятся: стабильность политической системы; высокая степень управляемости государством; предсказуемость политической деятельности и др. К недостаткам можно отнести то, что такая система достаточно консервативна, не способна адекватно выражать все многообразие социальных интересов различных общественных групп и классов; закрыта для вхождения в политику «свежих» альтернативных сил; правящая партия сращивается с государственным аппаратом.

Двух с половиной партийные системы — нечто среднее между двухпартийной и многопартийной системой. Суть такого симбиоза заключается в том, что ни одна из двух основных соперничающих политических партий не в состоянии набрать необходимое число голосов для формирования правительства. Например, одна партия набрала 46 % голосов, другая — 42 %, в то время как для формирования правительства необходимо иметь 50% плюс один голос. В этой ситуации несколько процентов голосов, которые имеет некая малозначительная промежуточная партия, становятся решающими для политической перспективы любой из двух основных партий. Таким образом, небольшая партия может приобрести значительные властные полномочия в политической системе.

Многопартийная система состоит из трех и более однопорядковых по своему влиянию политических партий. Ни одна из них не располагает достаточной поддержкой со стороны избирателей и не в состоянии без вступления в коалицию победить на выборах и сформировать правительство.

Многопартийная система более дифференцированно отражает разнообразные интересы различных социальных групп. У избирателей появляется больше вариантов выбора и соответственно больше удовлетворенность от того, что есть политическая партия, которая выражает сугубо их интересы и интересы их единомышленников. Кроме того, многопартийная система является более открытой для различного рода инноваций.

В то же время многопартийная система также имеет определенные недостатки. Она менее стабильна, создаваемые ею правительства также неустойчивы. Разногласия между партнерами по коалиции не всегда способствуют созданию эффективного и легитимного правительства. Поиски компромиссов во время формирования правительства и в периоды принятия важных решений могут привести к конфликтам и даже к его расколу (роспуску). Кроме того, на согласование различных вопросов уходит много времени и средств.

Партийные системы с доминирующей партией возникают в условиях реальной многопартийности, когда за власть на регулярных общенародных выборах борются несколько партий. В этом отличие данной системы от однопартийной, которая не предполагает альтернативы.

Суть партийной системы с доминирующей партией состоит в том, что одна партия в течение длительного периода времени побеждает своих конкурентов и находится у власти. Так, Либерально-демократическая партия в Японии находилась у власти без перерыва 38 лег (до 1993 г.). Многие политики объясняют данный феномен тем, что экономика страны в тот период находилась на подъеме («японское экономическое чудо»). Партия Индийский Национальный Конгресс также находилась у власти более 30 лет (с 1947 г.).

В числе причин существования партийной системы с доминирующей партией можно назвать:

  • эффективную политику, проводимую находящейся у власти партией (например, Япония);
  • неразвитость партийной системы (например, Индия, Россия);
  • использование правящим классом административного ресурса для создания «партии власти» и недопущение реальной демократической конкуренции в ходе предвыборной кампании, на выборах и при подсчете голосов (например, Россия).

Источник: www.grandars.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru