Поляницына, Ю. П. Внедрение основ алгоритмизации и программирования для дошкольников в цифровой образовательной среде «ПиктоМир» (из опыта работы) / Ю. П. Поляницына. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 46 (388). — С. 300-302. — URL: https://moluch.ru/archive/388/85475/ (дата обращения: 13.07.2023).
Согласно Л. С. Выготскому, осознание любого общего принципа требует комплексного освоения ребенком некоторой системы научных понятий: «Научные понятия являются воротами, через которые осознанность входит в царство детских понятий».
В современном мире все большая роль отводится процессам цифровизации –это преобразование информации в цифру и перехода на электронную систему образования; развитию цивилизации в этом направлении, на сегодняшний день цифровые технологии играют важную роль в повышении качества дошкольного образования, в организации взаимодействия педагога и родителей [1].
Основной вид деятельности дошкольника — игра. Так вот и основное условие использования цифровых технологий для детей дошкольного возраста это игра. А самая распространенная цифровая игра — это компьютерная. Появление таких игр в жизни ребенка оказывает как положительное влияние на интеллектуальное развитие и подготовки его к жизни в информационном веке, так и отрицательное. Положительное влияние становиться возможным, потому что помимо развлекательного направления, в последнее время все больше можно говорить об обучающих и развивающих играх, которые формируют и развивают у детей высшие психические функции — восприятие, память, мышление, речь [2].
Программирование для малышей. Пиктомир. Преподаватели POLYCENT рассказывают о своих курсах
Поиск новых психолого-педагогических подходов к развитию умственной активности детей становится все более значимым, так как именно активность ума является одним из основополагающих свойств личности [2].
У детей необходимо развивать творческие способности, умение анализировать, сравнивать, сопоставлять, логически мыслить, решать логические и алгоритмические задачи. Робототехника, конструирование, программирование, моделирование, проектирование и многое другое — вот что теперь интересует современных детей. Ребенок овладевая основами алгоритмики, проявляет инициативу и самостоятельность в среде программирования, общении, познавательно-исследовательской деятельности и моделировании своей деятельности [3]; учится составлять программы управления виртуальным роботом из простых пиктограмм, на компьютере; расширяются начальные знания и элементарные представления об алгоритмике, компьютерной среде, графический язык, создает алгоритмы их действий на компьютере; способен выбрать технические решения, участников команды; имеет навыки работы с различными источниками информации; обладает развитым воображением; умеет запускать программы на планшете для роботов — исполнителей; знакомится с основными составными частями компьютера, основными понятиями, командами [4].
Успешные практики внедрения программы «ПиктоМир» в ДОУ
У детей развита устная речь, способны объяснить техническое решение, могут использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации творческо-технической и исследовательской деятельности; развита крупная и мелкая моторика, он может контролировать свои движения и управлять ими при работе планшета и условными моделями — исполнителями.
В процессе решения виртуальных образовательных задач у детей развиваются: творческий потенциал, инициатива, любознательность, настойчивость, трудолюбие, ответственность, что является целевыми ориентирами ФГОС дошкольного образования [5].
Цифровая образовательная среда « ПиктоМир » — это инновационная деятельность, направленная на организацию в образовательном пространстве дошкольных организаций цифровой образовательной среды ПиктоМир с основами алгоритмизации и программирования, а также предметной техносреды, соответствующей возрастным особенностям дошкольников в условиях реализации ФГОС и адекватной современным требованиям к интеллектуальному развитию детей в сфере современных информационных и телекоммуникационных технологий [5].
«ПиктоМир» — самая первая часть курса Программирования, платформа для конструирования практикумов по изучению алгоритмики дошкольниками. «ПиктоМир» позволяет ребенку «собрать» из пиктограмм на экране планшета несложную программу, управляющую виртуальными роботами-исполнителями. На занятиях используются реальные роботы, управляемые из «ПиктоМира» [5, 6].
«ПиктоМир» идеальная среда для пропедевтики изучения алгоритмических языков [7].
При работе с «ПиктоМиром» программа в материальном мире может составляться из свободно перемещаемых ребенком материальных объектов [7].
Для начала работы по внедрению алгоритмизации и программирования для дошкольников в цифровой образовательной среде «ПиктоМир» в детском саду, необходимо, чтобы педагоги прошли повышение квалификации «Формирование основ алгоритмизации и программирования у дошкольников в цифровой образовательной среде «ПиктоМир». Только при условии, что педагоги подготовлены и могут вести работу с детьми по алгоритмизации и программированию в цифровой образовательной среде «ПиктоМир», будет достигнут успех в повышении интеллектуального развития детей.
МБДОУ Детский сад «Теремок» — присвоен статус «Федеральная сетевая инновационная площадка «ПиктоМир» Апробация и внедрение основ алгоритмизации и программирования для дошкольников и младших школьников в цифровой образовательной среде «ПиктоМир», МИНОБРНАУКИ России, Федеральное государственное учреждение «Федеральный научный центр научно-исследовательский институт системных исследований Российской академии наук», Приказ Минобрнауки РФ. От 17.05.2021г № П-95.
В нашем детском саду дети осваивают начальный опыт в цифровой образовательной среде «ПиктоМир». Дети знакомятся с понятием — робот, команда, компьютер, программа, программист, с основными видами команд и движениями. На начальном этапе дети играют и выполняют различные упражнения без использования электронных средств обучения. Они учатся отдавать команды, создавать из набора команд программы, выполнять их по шагам и находить ошибки.
Большой популярностью пользуются игры, в которых один ребенок изображает Капитана, отдающего команды, а другой — выполняющего их Робота, строят различные лабиринты для Робота, запускают двух Роботов, которые могут передавать друг другу важные сообщения, устраивают различные соревнования, выполняют задания на бумаге, составляют устные планы и т. д., самостоятельно составляют программы, отрабатывая новый материал на планшетах или экранах ноутбука. «ПиктоМир» определяет следующие формы реализации образовательной среды в ДОУ — интеграционная форма организации инновационной деятельности; и с детьми — это образовательная деятельность, соревнования, досуговая, игровая и другие виды детской деятельности [5].
- Бастрыкина А.Ю «Ребёнок — дошкольник в мире цифровых технологий» Тамбов, 2019 г.
- Бревнова Ю. А., Коч Л. А. «Дошколенок + компьютер»
- Рогожкина И. Б., Кушниренко А. Г. «ПиктоМир: дошкольное программирование, как опыт продуктивной интеллектуальной деятельности», 2011 г.
- Кушниренко А. Г. «ПиктоМир: опыт использования и новые платформы», 2011
- https://www.piktomir.ru/
- А. Левенчук «Пиктомир: дошкольное программирование, как опыт продуктивной интеллектуальной деятельности» https://ailev.livejournal.com/98015
- Бесшапошников Н. О., Кушниренко А. Г., Леонов А. Г., Собакинских О. В. «Цифровая образовательная среда «ПиктоМир»: опыт, разработки и внедрение программирования для дошкольников», 2020.
Основные термины (генерируются автоматически): цифровая образовательная среда, ребенок, детский сад, дошкольное образование, программирование, инновационная деятельность, интеллектуальное развитие детей, образовательная среда, положительное влияние, Робот.
Похожие статьи
Цифровая образовательная среда как инструмент создания.
Ключевые слова: имидж дошкольной образовательной организации, цифровая образовательная среда
Цифровая среда — это, прежде всего, информационная культура всех участников
Цифровая среда в образовательной деятельности с дошкольниками.
Создание современной образовательной среды для.
Создание современной образовательной среды, через внедрение и использование ИКТ, а
● повышение эффективности процесса воспитания и развития детей (повышение качества
Создание модели информационно-развивающей среды дошкольного образовательного.
Ребенок-дошкольник в современном цифровом мире: значение.
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, педагогические работники, реализующие образовательную программу, должны обладать компетенциями, необходимыми для создания условий развития детей.
ребенок, образовательная среда, детский сад, психологическая.
Игра в дошкольном учреждении является ведущей детской деятельностью. Она способствует развитию воображения, мышления, речи и
дошкольное образовательное учреждение, родитель, дошкольное учреждение, детский сад, ребенок, воспитательный процесс.
Организация познавательной деятельности дошкольников.
В статье представлена актуальная проблема познавательного развития детей в детском саду — организация познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста в условиях цифровой образовательной среды. Поставлена цель — обосновать возможность.
Влияние цифровизации на развитие личности современных детей
Информатизация социального пространства, цифровая среда оказывает огромное влияние на эмоционально-личностное и психическое развитие.
Дети с самого рождения погружаются в цифровое пространство. Параллельно со всеобщей цифровизацией идёт развитие детей.
ребенок, птица, детский сад, воспитатель, возможность.
ребенок, занятие, дошкольное воспитание, использование компьютера, возможность компьютера, дошкольное образование, дошкольный возраст, использование новых, ознакомление материала.
Создание интерактивного образовательного пространства как.
В центре среды стоит ребенок с его запросами и интересами, а образовательное учреждение (педагогический коллектив) предлагает качественные образовательные услуги, нацеленные на развитие самобытности, уникальности и индивидуальности каждой личности.
Применение ИКТ в дошкольном образовании | Статья в журнале.
В дошкольном образовании используют следующие категории ИКТ: ресурсы федеральных образовательных порталов в системе образования Российской Федерации
Характеристика и особенности применения программы пиктомир в младшем школьном возрасте
ПиктоМир — программная система для изучения азов программирования дошкольниками и младшими школьниками. Даже для малышей, которые еще не освоили чтение и письмо, информатика окажется понятным и увлекательным предметом. Ваш ребенок научится из пиктограмм «собирать» на экране несложные программы для управления виртуальным роботом-исполнителем. В игровой форме он освоит важнейшие концепции программирования и получит необходимые умения и навыки в области кодирования.
Забронировать место
Модуль «Интуитивное программирование на платформе ПиктоМир» в Первой Международной КиберШколе — возможность создавать программы даже без навыков чтения и работы с текстами. Тьюторы модуля познакомят дошкольников и младших школьников с основами блочного программирования и алгоритмическими конструкциями. Занятия проходят легко и весело, при этом ребята в игровой форме учатся приемам «серьезного» программирования. Модуль также способствуют формированию алгоритмического и абстрактного мышления, учит детей планировать и организовывать свою деятельность, работать в команде. Во время обучения особое внимание уделяется развитию математических способностей и творческого мышления.
Особенности модуля «Интуитивное программирование на платформе ПиктоМир»
ПиктоМир — бестекстовая, пиктограммная среда программирования с привлекательным интерфейсом, разработанная для дошкольников и младших школьников по заказу Российской Академии Наук. Ребята уже в 6 лет могут составлять программы для управления экранными роботами.
К окончании модуля ваш ребенок, решив все задания ПиктоМира и пройдя самые сложные, недоступные многим взрослым игры, освоит базовые концепции программирования и управления виртуальным роботом, получит навыки алгоритмизации и пошагового выполнения программ. Этот модуль облегчит прохождение школьных курсов математики и информатики, к тому же он формирует интерес к кодированию и позволяет детям плавно перейти на более серьезные языки программирования.
С мальчишками и девчонками в нашей КиберШколе занимаются ведущие сотрудники крупных IT-компаний и дизайн-студий. Обучение будет не только эффективным, но и интересным: практике отводится 80% урока, в течение которых дети с удовольствием решают полученные задачи и головоломки, а результат их действий виден сразу же на экране.
Программа модуля включает в себя:
- знакомство со средой программирования ПиктоМир и «правилами игры»;
- изучение основ программирования и алгоритмического мышления;
- создание линейных программ и их пошаговая отладка;
- освоение важнейших концепций кодирования, в т.ч. знакомство с понятиями ветвления, циклов, подпрограмм и условных операторов;
- групповые игры, способствующие развитию навыков работы в коллективе, умению излагать свои мысли и обсуждать правила;
- развитие логического мышления, пространственного воображения;
- тренировки для развития мелкой моторики и усидчивости, для повышения концентрации внимания и улучшения памяти.
Инновационная площадка «ПиктоМир»
На основании Приказа ФГУ «ФЕДЕРАЛЬНЫЙ НАУЧНЫЙ ЦЕНТР НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ СИСТЕМНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК» (ФГУ ФНЦ НИИСИ РАН) от 12.05.2022 № П-89 «О внесении дополнений к приказу от 18.11.2020 № П-188 «Об утверждении сетевой инновационной площадки ФГУ ФНЦ НИИСИ РАН» МБДОУ № 8 присвоен статус областной инновационной площадки по теме «Апробация и внедрение основ алгоритмизации и программирования для дошкольников и младших школьников в цифровой образовательной среде ПиктоМир».
Инновационный проект направлен на организацию в образовательном пространстве дошкольных организаций и начальной школе цифровой образовательной среды ПиктоМир с основами алгоритмизации и программирования, а также предметной техносреды, соответствующими возрастным особенностям дошкольников и учеников начальной школы в условиях реализации ФГОС и адекватной современным требованиям к интеллектуальному развитию детей в сфере современных информационных и телекоммуникационных технологий.
Учитывая возрастающие темпы информатизации общества, цифровизации промышленности, образования и науки, в рамках перехода к цифровой экономике, специалисты ФГУ ФНЦ НИИСИ РАН разработали учебную систему ПиктоМир, в которой начинается раннее знакомство дошкольников с системой научных понятий программирования.
ПиктоМир – идеальная среда для пропедевтики изучения алгоритмических языков, единственный (на сегодня) в мире курс программирования для дошкольников, который имеет продолжение в начальной школе, что позволяет говорить о преемственности уровней образования.
Нормативные и локальные документы
Участники сетевой инновационной площадки
- Авторы и разработчики Цифровой образовательной среды «ПиктоМир» для массового внедрения годового курса программирования для дошкольников – Н.О. Бесшапошников, А.Г. Кушниренко, А.Г. Леонов, М.В. Райко, О.В. Собакинских
- Куратор программы – Леонов Александр Георгиевич, кандидат физико-математических наук, профессор, заведующий кафедрой ДПО ФГУ ФНЦ НИИСИ РАН, профессор МПГУ, ГУУМ
- Руководитель – Сундукова Алла Константиновна
- Образовательные организации Российской Федерации
Свободно распространяемая программная система для изучения дошкольниками азов программирования. ПиктоМир позволяет ребенку «собрать» из пиктограмм несложную программу, управляющую виртуальным исполнителем-роботом. ПиктоМир ориентирован на дошкольников, еще не умеющих писать, или на младших школьников, не очень любящих писать.
- Главная
- Новости
- Сведения о ДОУ
- Основные сведения
- Структура и органы управления образовательной организацией
- Документы
- Образование
- Образовательные стандарты и требования
- Руководство. Педагогический (научно-педагогический) состав
- Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса
- Стипендии и меры поддержки обучающихся
- Платные образовательные услуги
- Финансово-хозяйственная деятельность
- Вакантные места для приема (перевода) обучающихся
- Доступная среда
- Международное сотрудничество
- Организация питания в образовательной организации
- Безопасность
- Уголок ПДД
- Награды и достижения
- Инновационная деятельность
- Проект «Адаптация к ДОУ»
- Проект «Вдохновение»
- Проект «Профессии будущего»
- Проект «ПиктоМир»
- Правила приема в МБДОУ
- Памятки и рекомендации
- Консультационный пункт
- Работа с детьми с ОВЗ
- Фотогалерея
- Наша видеотека
- Семейные ценности и ответственное родительство
- Анкета НОКО
- Часто задаваемые вопросы
- Книга отзывов
- Обратная связь
Источник: www.mbdou8.ru