Характеристика детей с нарушением зрения для программы

Краткая характеристика особенностей психофизического развития и организации коррекционной работы с детьми дошкольного возраста с нарушением зрения.

Ундзенкова А.В.,

руководитель психолого-медико-педагогической комиссии, учитель-дефектолог

Муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад компенсирующего вида «Центр «Радуга »

Краткая характеристика особенностей психофизического развития и организации коррекционной работы с детьми дошкольного возраста с нарушением зрения

Несомненным фактом является то, что даже незначительное нарушение зрения оказывает влияние на процесс развития ребенка. Снижение общего количества получаемой от внешнего мира информации, изменение качества зрительного восприятия ограничивают возможности чувственного познания, формирования образов воображения и сохранения их в памяти. Это сказывается на развитии познавательно-речевой деятельности, формировании личностной и эмоционально-волевой сфер развития ребенка.

Психолого-педагогическая характеристика и образование детей с нарушениями зрения

Развитие зрительных функций у ребенка

– на 4–6 месяце жизни ребенок реагирует на появление рядом лиц

– на 7–10 месяце у ребенка появляется способность распознавать геометрические формы (куб, пирамида, конус, шар)

– на 2–3 году жизни нарисованные изображения предметов.

Амблиопия и косоглазие – наиболее часто встречающаяся зрительная патология у детей дошкольного возраста. По данным статистики 18 % детей с косоглазием и амблиопией, функциональными расстройствами зрения посещают дошкольные образовательные организации.

Из-за монокулярного характера, снижения остроты и функциональных расстройств зрения:

  • дети испытывают значительные трудности при определении насыщенности цвета, оттенков и светлоты предметов, величины объемных предметов;
  • восприятие объектов замедленное, фрагментарное, носит неточный характер;
  • практический опыт детей с нарушением зрения значительно беднее. Освоение предметного мира, развитие предметных действий, где требуется зрительный контроль и анализ происходит сложнее, они носят замедленный характер, чаще возникает стремление к непосредственному контакту с объектами;
  • недостаточность зрительно-двигательной ориентации обуславливает ошибки при определении правой и левой сторон, обозначении пространственного расположения частей тела, овладении пространственными терминами. Такие признаки пространства, как удаленность, глубина, объем, трудно поддаются анализу при монокулярном характере зрения, что и определяет недостаточность зрительно-пространственной ориентировки;
  • снижение двигательной активности приводит к сложностям ориентировки в пространстве и овладения движениями. Во время ходьбы и бега дети затрудняются в сохранении дистанции, наталкиваются друг на друга, руку протягивают вперед при движении в пространстве. Качество прыжков детей характеризуется несогласованностью движений рук и ног, приземлением на одну ногу, отсутствием отталкивания, слабой силой толчка за счет сложности видения глубины, удаленностью объектов при монокулярном зрении. При метании у детей наблюдается отсутствие прослеживания взором предмета и действий бросающей руки, снижение быстроты восприятия действий метания.

Важное значение приобретает понимание и учет общих особых образовательных потребностей дошкольников этой группы, разработку адаптированной образовательной программы, грамотное и системное сочетание лечебно-профилактических и коррекционно-педагогических мероприятий на всех этапах развития ребенка. Для эффективной реализации задач необходимо:

Особенности развития детей с нарушением зрения

  1. Организовать образовательный процесс с учетом выявленной патологии и сопутствующих нарушений развития: выраженное отставание в познавательно – речевом развитии; особенности высшей нервной деятельности: слабость нервных процессов, повышенная истощаемость, дефицит активного внимания, двигательная расторможенность, импульсивность, утомляемость; снижение двигательной активности и недостаточность зрительно-двигательной ориентации и другие особенности здоровья и развития.
  2. Усовершенствовать развивающую среду.
  3. Осуществлять сопровождение консилиумом образовательной организации (разработка графика, направленности коррекционных занятий с учителем-дефектологом, учителем-логопедом, педагогом-психологом и др.) с отражением динамики развития не реже 1 раза в квартал.
  4. Организовать коррекционно-развивающие занятия (по развитию зрительного восприятия, ориентировки в пространстве, социально бытовой ориентировке, развитию речи и др.) согласно основным направлениям коррекционной программы и рекомендациям психолого-медико-педагогической комиссии.
  5. Выполнять требования офтальмологического режима с учетом рекомендаций врача – офтальмолога и др. (согласно этапа наблюдения и лечения у врача). Соблюдать охранительный педагогический режим.
  6. Правильно организовать рабочее место ребенка.
  7. Учитывать особенности применения наглядно-дидактического материала с учетом особенностей зрительного восприятия ребенка.
  8. Использовать специальные педагогические подходы и методы обучения, воспитания и педагогической поддержки, основанные на знании особенностей зрительных нарушений и сопутствующих факторов ситуации развития ребенка.
  9. Формировать мотивацию к учебной деятельности, эмоционально-волевые установки, коммуникативные навыки.
  10. Повышать педагогическую грамотность и заинтересованность родителей в успехах ребенка.
Читайте также:
Программа для перекупщиков авто

Основные направления коррекционной деятельности педагога в работе с детьми, имеющими нарушения зрения должны включать компенсацию нарушений сенсорно – специфического и опознавательного процессов зрительного восприятия в единстве с развитием несенсорных психических функций (внимания, памяти, мышления, эмоций), стимуляцию зрительной, познавательной, творческой активности детей.

Основные задачи реализуются посредством:

развития у детей представлений о своих зрительных возможностях и умений пользоваться нарушенным зрением;

формирования умений получать информацию об окружающем мире с помощью всех сохранных анализаторов;

обучения использованию получаемой полисенсорной информации в предметно-практической, познавательной и коммуникативной деятельности, в пространственной и социально-бытовой ориентации.

  1. Формировать (расширять) знания о сенсорных эталонах;
  2. Закреплять представления о системе сенсорных эталонов;
  3. Формировать умения и навыки пользоваться сенсорными эталонами при анализе свойств и качеств предметов (фланелеграфы);
  4. Расширять представления о свойствах и качествах предметов реального мира.
  1. Обучать тактильным способам обследования предметов; использование приёма «Рука в руке».
  2. Формировать умения узнавать предметы в разных модальностях (по схеме: реальный предмет, изображение, силуэт, контур).
  3. Формировать навык зрительного, осязательного и полисенсорного восприятия объектов.
  1. Развивать навык прослеживания глазами за действием руки;
  2. Развить умение (совершенствовать навык) удерживать в поле зрения зрительный стимул;
  3. Развивать умение (совершенствовать навык) пользоваться ручкой, карандашом (проводить линии, соединять точки, писать цифры, буквы).
  4. Развивать тактильно-моторную чувствительность и моторную координацию.
  5. Формировать навык «программирования» выполнения действий
  1. Формировать пространственные представления.
  2. Совершенствовать восприятие глубины пространства.
  3. Обучать ориентировке на себе, от себя, относительно друг друга.
  4. Расширять опыт ориентировки в микро и макропространстве

Одним из важных аспектов в адаптации условий воспитания и обучения данной группы детей является грамотное использования некоторых характеристик наглядности.

Направления адаптации изобразительной наглядности :

  • четкое выделение общего контура изображения, усиление цветового контраста;
  • выделение главного в изображении контуром, линиями, цветом; уменьшение количества второстепенных деталей;
  • выделение переднего, среднего и заднего планов в многоплановых сюжетных изображениях.
  • должны быть точно переданы форма, цвет и строение изображенного предмета, пространственное расположение его частей, их пропорциональное соотношение.
  • материал, используемый в качестве раздаточного, должен быть оптимальных размеров: 10×10; 20×30

Для обследования наглядности детям с нарушением зрения должно предоставляться вдвое больше времени, чем нормально видящим.

Некоторым детям необходимо предоставить возможность приблизиться к демонстрируемой наглядности, внимательно рассмотреть ее, обследовать с помощью осязания.

Демонстрируемая наглядность должна быть размещена таким образом, чтобы каждый ребенок мог ее рассмотреть (в хорошо освещенном месте, на уровне глаз детей, на достаточном для их зрительного восприятия расстоянии)

– на горизонтальной плоскости (плоскость стола) работают дети с расходящимся косоглазием,

Особенности применения наглядных средств в развитии зрительного восприятия дошкольников с нарушениями зрения

Краткая характеристика особенностей психофизического развития и организации коррекционной работы с детьми дошкольного возраста с нарушением зрения.

  • ← “Победа глазами детей”
  • Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте для детей подготовительной к школе группы комбинированной направленности. Тема Звук Ж. Буква Ж →

Источник: xn--d1abbusdciv.xn--p1ai

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Селиванова В.Ф., Хромых А.М., Шипулин Д.А.

В связи с сильным влиянием зрительного дефекта на развитие человека, дети с нарушением зрения имеют характерные особенности, речь о которых пойдет в данной статье.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Селиванова В.Ф., Хромых А.М., Шипулин Д.А.

Исследования в тифлопедагогике как основа индивидуализации медико-психолого-педагогического сопровождения детей с нарушением зрения

Теоретическое осмысление психологической реабилитации слепых и слабовидящих детей в условиях коррекционного образовательного учреждения

Дидактические материалы обучения английскому языку для учашихся с нарушением зрения

Научные идеи И. С. Моргулиса о роли трудового обучения в коррекционновоспитательном процессе школ для слепых и слабовидящих учащихся

Читайте также:
Как настроить программу setracker

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ
i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ»

Студентка 4 курса Липецкий государственный педагогический университет имени П. П. Семенова-Тян-Шанского (Россия, г. Липецк)

Студентка 4 курса Липецкий государственный педагогический университет имени П. П. Семенова-Тян-Шанского (Россия, г. Липецк)

Студент 4 курса Липецкий государственный педагогический университет имени П. П. Семенова-Тян-Шанского (Россия, г. Липецк)

кандидат педагогических наук, доцент Липецкий государственный педагогический университет имени П. П. Семенова-Тян-Шанского (Россия, г. Липецк)

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ

Аннотация: в связи с сильным влиянием зрительного дефекта на развитие человека, дети с нарушением зрения имеют характерные особенности, речь о которых пойдет в данной статье.

Ключевые слова: нарушение зрения, слепые, слабовидящие, тифлопедагогика

Нарушение зрения у детей — это одна из важных проблем, встречающихся в современном обществе, т.к. 80% информации ребенок получает именно через зрительный анализатор.

Дети, у которых наблюдаются проблемы со зрением, сильно отличаются от своих сверстников, нуждаются в повышенном внимании, требуя иного подхода к обучению различным навыкам, нежели ровесники с хорошим зрением. У ребят, как правило, значительнее развиты другие органы чувств, с помощью которых они познают окружающий мир. Компенсация происходит за счёт отличного слуха и осязания. Получение знаний и методики обучения различаются, и зависят от индивидуальной степени ослабленного зрения [1,С.15].

Знание особенностей нарушения зрения позволяет понять психологические особенности личности слабовидящих детей. При нарушенном зрении значительная часть периферийной системы зрения страдает, что обуславливает своеобразие зрительных ориентаций, уровень осведомленности о предметном мире значительно снижается.

Тем не менее, психика слепых и слабовидящих существенно не отличается от психики нормально видящих людей, однако имеет свои особенности, в связи с той огромной ролью, которую играет зрение в процессах отражения действительности. Выпадение или глубокое нарушение функции зрения, прежде всего, сказываются на фундаментальном свойстве отражательной деятельности ребенка — активности. На формирование личности ребенка с нарушением зрения будут оказывать влияние не только биологические факторы, но и социальные: социальное окружение, неблагоприятные условия в семье, гипер- и гипоопека, ограниченные возможности получения информации для саморазвития и общения с другими людьми. При нарушении зрения существенно ухудшается ориентировка на большом пространстве, следствием чего является малоподвижность инвалидов по зрению. Малоподвижность, в свою очередь, приводит к развитию гипотонии мышц — их слабости.

Для слепых главным органом взаимодействия с какими либо предметами является рука, учитывая этот фактор у них должны быть хорошо развиты пальцевой, ладонный и кистевой способы восприятия. Незрячие должны овладеть навыком считывания

тактильно рельефнографических изображений, что сильно облегчает получение информации об окружающем мире [2,С.78].

Зрительная память отсутствует или ослаблена. Поскольку при нарушении зрения затруднена или отсутствует возможность зрительного контроля, незрячим приходится запоминать много информации о том, где находятся те или иные предметы и ориентиры. Чувства и эмоции являются неотъемлемой частью жизни человека и не могут не измениться под факторами нарушения зрения, поскольку меняются жизненные интересы и потребности. Учитывая, что слепые и слабовидящие имеют ту же «номенклатуру» эмоций и чувств, что и зрячие, но степень и уровень их развития могут быть отличными.

1. Борисова, Ю.М., Колоколова Т. А. Шаг на встречу / Социализация ребенка. Психологические и педагогические проблемы. — СПб.,1999. — 120 с.

2. Выготский, Л.С Основы дефектологии. — СПб.: Лань, 2003. — 654 с. — (Учебники для вузов. Специальная литература)

3. Ермаков, В.П. Основы тифлопедагогики: Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения / В. П. Ермаков, Г. А. Якунин.- М.: Владос, 2000. — 240с.

Источник: cyberleninka.ru

Характеристика детей с нарушением зрения для программы

Адрес: г. Екатеринбург, пр-т. Космонавтов 11Д

Психологические особенности детей с нарушением зрения

Психологические особенности детей с нарушением зрения

девочка с очками в очках

Из чего делается спермацетовый крем?
4 части тела, которые указывают на большую продолжительность жизни

Подписаться

0 комментариев

Межтекстовые Отзывы

Посмотреть все комментарии

Читайте также:
Команды добавления диаграммы в презентацию программы повер поинт

ИМЕЮТСЯ ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ. НЕОБХОДИМА КОНСУЛЬТАЦИЯ СПЕЦИАЛИСТА

Популярные теги

Войти с паролем ×

  • (+93) Afghanistan
  • (+355) Albania
  • (+213) Algeria
  • (+1) American Samoa
  • (+376) Andorra
  • (+244) Angola
  • (+1) Anguilla
  • (+1) Antigua
  • (+54) Argentina
  • (+374) Armenia
  • (+297) Aruba
  • (+61) Australia
  • (+43) Austria
  • (+994) Azerbaijan
  • (+973) Bahrain
  • (+880) Bangladesh
  • (+1) Barbados
  • (+375) Belarus
  • (+32) Belgium
  • (+501) Belize
  • (+229) Benin
  • (+1) Bermuda
  • (+975) Bhutan
  • (+591) Bolivia
  • (+599) Bonaire, Sint Eustatius and Saba
  • (+387) Bosnia and Herzegovina
  • (+267) Botswana
  • (+55) Brazil
  • (+246) British Indian Ocean Territory
  • (+1) British Virgin Islands
  • (+673) Brunei
  • (+359) Bulgaria
  • (+226) Burkina Faso
  • (+257) Burundi
  • (+855) Cambodia
  • (+237) Cameroon
  • (+1) Canada
  • (+238) Cape Verde
  • (+1) Cayman Islands
  • (+236) Central African Republic
  • (+235) Chad
  • (+56) Chile
  • (+86) China
  • (+57) Colombia
  • (+269) Comoros
  • (+682) Cook Islands
  • (+225) Côte d’Ivoire
  • (+506) Costa Rica
  • (+385) Croatia
  • (+53) Cuba
  • (+599) Curaçao
  • (+357) Cyprus
  • (+420) Czech Republic
  • (+243) Democratic Republic of the Congo
  • (+45) Denmark
  • (+253) Djibouti
  • (+1) Dominica
  • (+1) Dominican Republic
  • (+593) Ecuador
  • (+20) Egypt
  • (+503) El Salvador
  • (+240) Equatorial Guinea
  • (+291) Eritrea
  • (+372) Estonia
  • (+251) Ethiopia
  • (+500) Falkland Islands
  • (+298) Faroe Islands
  • (+691) Federated States of Micronesia
  • (+679) Fiji
  • (+358) Finland
  • (+33) France
  • (+594) French Guiana
  • (+689) French Polynesia
  • (+241) Gabon
  • (+995) Georgia
  • (+49) Germany
  • (+233) Ghana
  • (+350) Gibraltar
  • (+30) Greece
  • (+299) Greenland
  • (+1) Grenada
  • (+590) Guadeloupe
  • (+1) Guam
  • (+502) Guatemala
  • (+44) Guernsey
  • (+224) Guinea
  • (+245) Guinea-Bissau
  • (+592) Guyana
  • (+509) Haiti
  • (+504) Honduras
  • (+852) Hong Kong
  • (+36) Hungary
  • (+354) Iceland
  • (+91) India
  • (+62) Indonesia
  • (+98) Iran
  • (+964) Iraq
  • (+353) Ireland
  • (+44) Isle Of Man
  • (+972) Israel
  • (+39) Italy
  • (+1) Jamaica
  • (+81) Japan
  • (+44) Jersey
  • (+962) Jordan
  • (+7) Kazakhstan
  • (+254) Kenya
  • (+686) Kiribati
  • (+965) Kuwait
  • (+996) Kyrgyzstan
  • (+856) Laos
  • (+371) Latvia
  • (+961) Lebanon
  • (+266) Lesotho
  • (+231) Liberia
  • (+218) Libya
  • (+423) Liechtenstein
  • (+370) Lithuania
  • (+352) Luxembourg
  • (+853) Macau
  • (+389) Macedonia
  • (+261) Madagascar
  • (+265) Malawi
  • (+60) Malaysia
  • (+960) Maldives
  • (+223) Mali
  • (+356) Malta
  • (+692) Marshall Islands
  • (+596) Martinique
  • (+222) Mauritania
  • (+230) Mauritius
  • (+262) Mayotte
  • (+52) Mexico
  • (+373) Moldova
  • (+377) Monaco
  • (+976) Mongolia
  • (+382) Montenegro
  • (+1) Montserrat
  • (+212) Morocco
  • (+258) Mozambique
  • (+95) Myanmar
  • (+264) Namibia
  • (+674) Nauru
  • (+977) Nepal
  • (+31) Netherlands
  • (+687) New Caledonia
  • (+64) New Zealand
  • (+505) Nicaragua
  • (+227) Niger
  • (+234) Nigeria
  • (+683) Niue
  • (+672) Norfolk Island
  • (+850) North Korea
  • (+1) Northern Mariana Islands
  • (+47) Norway
  • (+968) Oman
  • (+92) Pakistan
  • (+680) Palau
  • (+970) Palestine
  • (+507) Panama
  • (+675) Papua New Guinea
  • (+595) Paraguay
  • (+51) Peru
  • (+63) Philippines
  • (+48) Poland
  • (+351) Portugal
  • (+1) Puerto Rico
  • (+974) Qatar
  • (+242) Republic of the Congo
  • (+40) Romania
  • (+262) Runion
  • (+7) Russia
  • (+250) Rwanda
  • (+290) Saint Helena
  • (+1) Saint Kitts and Nevis
  • (+508) Saint Pierre and Miquelon
  • (+1) Saint Vincent and the Grenadines
  • (+685) Samoa
  • (+378) San Marino
  • (+239) Sao Tome and Principe
  • (+966) Saudi Arabia
  • (+221) Senegal
  • (+381) Serbia
  • (+248) Seychelles
  • (+232) Sierra Leone
  • (+65) Singapore
  • (+1) Sint Maarten
  • (+421) Slovakia
  • (+386) Slovenia
  • (+677) Solomon Islands
  • (+252) Somalia
  • (+27) South Africa
  • (+82) South Korea
  • (+211) South Sudan
  • (+34) Spain
  • (+94) Sri Lanka
  • (+1) St. Lucia
  • (+249) Sudan
  • (+597) Suriname
  • (+268) Swaziland
  • (+46) Sweden
  • (+41) Switzerland
  • (+963) Syria
  • (+886) Taiwan
  • (+992) Tajikistan
  • (+255) Tanzania
  • (+66) Thailand
  • (+1) The Bahamas
  • (+220) The Gambia
  • (+670) Timor-Leste
  • (+228) Togo
  • (+690) Tokelau
  • (+676) Tonga
  • (+1) Trinidad and Tobago
  • (+216) Tunisia
  • (+90) Turkey
  • (+993) Turkmenistan
  • (+1) Turks and Caicos Islands
  • (+688) Tuvalu
  • (+1) U.S. Virgin Islands
  • (+256) Uganda
  • (+380) Ukraine
  • (+971) United Arab Emirates
  • (+44) United Kingdom
  • (+1) United States
  • (+598) Uruguay
  • (+998) Uzbekistan
  • (+678) Vanuatu
  • (+58) Venezuela
  • (+84) Vietnam
  • (+681) Wallis and Futuna
  • (+212) Western Sahara
  • (+967) Yemen
  • (+260) Zambia
  • (+263) Zimbabwe

Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи. x

Этот сайт использует cookie для хранения данных. Продолжая использовать сайт, Вы даете свое согласие на работу с этими файлами. OK

Источник: clinica-opora.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru