Элементом ГОС является Базисный учебный план общеобразовательного учреждения, на основе которого разрабатываются учебные планы: (типовой и учебный план школы).
Базисный учебный план общеобразовательного учреждения − это основной государственный нормативный документ, являющийся составной частью государственного стандарта в этой области образования. Он служит основой для разработки типовых и рабочих учебных планов и исходным документом для финансирования школы.
Он определяет минимальное количество часов на изучение образовательных областей. На основе Федерального плана разрабатываются региональные планы.
Типовые учебные планы носят рекомендательный характер. Они разрабатываются на основе государственного базисного учебного плана и утверждаются Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации.Учебный план общеобразовательной средней школы составляется с соблюдением нормативов базисного учебного плана. Существуют два типа учебных планов школы: собственно учебный план школы, разрабатываемый на основе государственного базисного учебного плана на длительный период и отражающий особенности конкретной школы (в качестве учебного плана школы может быть принят один из типовых учебных планов); рабочий учебный план, разрабатываемый с учетом текущих условий и утверждаемый педагогическим советом школы ежегодно.
Структура образовательной программы
В учебных планах, как и в государственном стандарте общего среднего образования,выделяются федеральный, национально-региональный и школьный компоненты.
Федеральный компонент обеспечивает единство школьного образования в стране и включает в себя в полном объеме такиеобразовательные области, как «Обществознание», «История», в которых выделяются учебные курсы общекультурного и общенационального значения.
Национально-региональный компонент обеспечивает потребности и интересы в области образования народов нашей страны в лице субъектов Федерации и включает в себя в полном объеме такие образовательные области, как «Родной язык и литература», «Второй язык», и частично остальные области, в большинстве которых выделяются учебные курсы или разделы, отражающие национальное своеобразие культуры.
Интересы конкретного образовательного учреждения с учетом федерального и национально-регионального компонентов находят отражение в школьном компоненте учебного плана.
Структура учебного плана школы в значительной мере обусловлена необходимостью отражения в нем инвариантной и вариативной частей. Он состоит из двух частей: инвариантной и вариативной. В инвариантной обозначены образовательные области, обеспечивающие формирование личностных качеств обучающихся в соответствии с общечеловеческими идеалами и культурными традициями, создающие единство образовательного пространства на территории страны. В вариативной части, учитывающей региональные, национальные и местные социокультурные особенности, обеспечивающих индивидуальный характер развития школьников в соответствии с их склонностями и интересами.
Структура основной образовательной программы начального общего и основного общего образования
Эти взаимодополняющие и относительно автономные части Учебного плана не являются полностью независимыми. В результате их пересечения в учебном плане любого общеобразовательного заведения выделяются три основных вида учебных занятий: обязательные занятия, составляющие базовое ядро общего среднего образования; обязательные занятия по выбору учащихся; факультативные занятия (необязательные занятия по выбору).
Базисный учебный план средней общеобразовательной школы как часть государственного стандарта охватывает следующий круг нормативов:
– продолжительность обучения (в учебных годах) общая и по каждой из его ступеней;
– недельная учебная нагрузка для базовых учебных курсов на каждой из ступеней общего среднего образования, обязательных занятий по выбору учащихся, факультативных занятий;
– максимальная обязательная недельная учебная нагрузка для: учащихся, включая число учебных часов, отводимых на обязательные занятия по выбору;
– суммарная оплачиваемая государством нагрузка, учитывающая максимальную учебную нагрузку, факультативные занятия, внеклассную работу, деление (частичное) учебных групп на подгруппы.
. Изучение обществознания (включая экономику и право) на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
– развитие личности в ответственный период социального взросления (10 -15 лет), ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; развитие нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;
– воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции РФ;
– освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;
– овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных социальных ролях, характерных для подросткового возраста;
– формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности; в межличностных отношениях, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповедований самостоятельной познавательной деятельности; правоотношениях; семейно-бытовых отношениях.
Обязательный минимум содержания основных образовательных программ включает: Человек и общество и Основные сферы жизни общества.
Выделено право, его роль в жизни общества и государства. Понятие и признаки государства. Формы государства. Гражданское общество и правовое государство. Нормы права. Нормативный правовой акт.
Система законодательства. Субъекты права. Понятие прав, свобод и обязанностей. Понятие правоотношений. Признаки и виды правоотношений.
Понятие и виды юридической ответственности. Презумпция невиновности.
Конституция РФ, Основы конституционного строя РФ.
Федеративное устройство России. Органы государственной власти РФ, Правоохранительные органы. Судебная система. Адвокатура. Нотариат.
Взаимоотношения органов государственной власти и граждан.
Права и свободы человека и гражданина России, их гарантии. Конституционные обязанности гражданина. Права ребенка и их защита. Особенности правового статуса несовершеннолетних. Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина.
Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов.
Гражданские правоотношения. Право собственности. Основные виды гражданско-правовых договоров. Права потребителей. Семейные правоотношения.
Права и обязанности родителей и детей. Жилищные правоотношения. Право на труд и трудовые правоотношения. Трудоустройство несовершеннолетних Административные правоотношения, правонарушения и наказания. Основные понятия и институты уголовного права.
Уголовная ответственность несовершеннолетних. Пределы допустимой самообороны.
Опыт познавательной и практической деятельности.
Требования к уровню подготовки выпускников.
Применительно к среднему (полному) общему образованию стандарт предполагает преподавание обществознания на базовом и профильном уровнях. На базовом уровне предлагается в рамках обязательного минимума содержания основных образовательных программ Раздел правовое регулирование общественных отношений
Источник: studfile.net
Базисный учебный план, структура, отличительные особенности.
Базисный учебный план ОУ РФ, реализующих основную образовательную программу начального общего образования (далее — базисный учебный план) фиксирует:
* максимальный объём учебной нагрузки обучающихся,
* состав учебных предметов и
* направлений внеурочной деятельности,
* учебное время на освоение содержания образования по классам и учебным предметам.
БУП определяет общие рамки принимаемых решений при разработке содержания образования, требований к его усвоению и организации образовательного процесса, а также выступает в качестве одного из основных механизмов его реализации.
Содержание образования на ступени НОО реализуется за счёт введения учебных курсов, обеспечивающих целостное восприятие мира, системно-деятельностного подхода и индивидуализации обучения.
БУП обеспечивает в случаях, предусмотренных законодательством РФ в области образования, возможность обучения на государственных языках субъектов РФ и родном (нерусском) языке, возможность их изучения, а также устанавливает количество занятий, отводимых на изучение этих языков, по классам (годам) обучения.
Базисный учебный план состоит из 2 частей — обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса, включающей внеурочную деятельность.
• формирование гражданской идентичности обучающихся, приобщение их к общекультурным, национальным и этнокультурным ценностям;
• готовность обучающихся к продолжению образования на последующих ступенях основного общего образования, их приобщение к информационным технологиям;
• формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в экстремальных ситуациях;
• личностное развитие обучающегося в соответствии с его индивидуальностью.
Образовательное учреждение самостоятельно в организации образовательного процесса, в выборе видов деятельности по каждому предмету (проектная деятельность, практические и лабораторные занятия, экскурсии и т. д.).
Часть базисного учебного плана, формируемая участниками образовательного процесса, обеспечивает реализацию индивидуальных потребностей обучающихся. Время, отводимое на данную часть внутри максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся (в 1 классе в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями эта часть отсутствует), может быть использовано: на увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных учебных предметов обязательной части; на введение учебных курсов, обеспечивающих различные интересы обучающихся, в том числе этнокультурные.
В часть, формируемую участниками образовательного процесса, входит и внеурочная деятельность. В соответствии с требованиями Стандарта внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное, спортивно-оздоровительное).
Организация занятий «Внеурочной деятельности» является неотъемлемой частью образовательного процесса в образовательном учреждении. Общеобразовательные учреждения предоставляют обучающимся возможность выбора широкого спектра.
Федеральный базисный учебный план для I-IV классов ориентирован на 4-летний нормативный срок освоения образовательных программ НОО. Продолжительность учебного года: I класс – 33 учебные недели, II-IV классы – не менее 34 учебных недель. Продолжительность урока для I класса – 35 минут, для II-IV классов – 35-45 минут.
Отличительные особенности БУП:
Базисный учебный план состоит из трех основных компонентов:
федерального, национально-регионального и школьного.
Федеральный компонент — инвариантная (неизменяемая, обязательная) часть учебного плана, В него входят учебные предметы, подлежащие изучению во всех общеобразовательных школах Российской Федерации.
Национально-региональный компонент — вариативная (изменяемая) часть учебного плана; перечень учебных предметов в составе данного компонента определяется региональными органами управления образованием с учетом национальных и региональных традиций, особенностей экономического и социокультурного развития, потребностей и интересов граждан, проживающих на данной территории.
Региональный базисный учебный план может создаваться (или не создаваться) по усмотрению органов управления образованием.
Школьный компонент — вариативная часть учебного плана формируется педагогическим коллективом образовательного учреждения с учетом потребностей и интересов обучающихся, мнений их родителей, возможностей образовательного учреждения, спецификой развития территории (города, района, села). Школьный учебный план разрабатывается в обязательном порядке.
Источник: mykonspekts.ru
2.1.3. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММ ПО ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ
- Характеристики возрастных возможностей психического развития ребенка и его личности.
- Задачи развития.
- Показатели развития.
- Базисные характеристики личности: компетентность, креативность (творчество) и инициативность, произвольность, самостоятельность, ответственность, безопасность и свобода поведения, самосознание личности и способность к самооценке [21, с. 5—6].
Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Эмма Яковлевна Степаненкова. — 2-е изд., испр. — М.: Издательский центр «Академия», 2006. — 368 с.
Добавить в закладки:
- 2.7.9. АКТИВНЫЙ ОТДЫХ ДОШКОЛЬНИКОВ
- 1.3.2. СРЕДСТВА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
- 2.1.3. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММ ПО ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ
- Физкультурные занятия на воздухе
- 2.6.4. КАТАНИЕ НА РОЛИКОВЫХ КОНЬКАХ
- 2.2.4. ФОРМИРОВАНИЕ ДВИГАТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ И ВОСПИТАНИЕ ПСИХОФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ
- 2.6.2. ОБУЧЕНИЕ ХОДЬБЕ НА ЛЫЖАХ
- ЕДИНСТВО ОБУЧЕНИЯ, ВОСПИТАНИЯ
- 1.1.4. МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ В ТЕОРИИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
- ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
Источник: i-gnom.ru