Современная система образования в ДОУ проходит этап значительных изменений, что связанно с социальными и экономическими изменениями, происходящими в обществе. Постоянно усиливающееся влияние различных отрицательных факторов на организм детей, таких как экологические проблемы, различные отрицательные бытовые факторы, химические добавки в продуктах питания, некачественная вода приводит к ухудшению состояния их него здоровья, а так же к снижению умственного и физического потенциала [16, 185]. А всё возрастающие требования к подготовке к обучению детей дошкольного возраста в школе приводят к снижению их двигательной активности, за счет увеличения часов отводимых на интеллектуальное развитие [36].
Нами были проанализированы основные комплексные и парциальные программы воспитания в детском саду, а так жебыл проведен анализ диссертационных работ, исследования в которых проводились в сфере физического воспитания дошкольников.
Комплексные программы
«Детство»(1991) – программа была создана научным коллективом кафедры дошкольной педагогики РГПУ им. А. И. Герцена под руководством В.И. Логиновой, Т.И. Бабаевой, 3.А. Михайловой, Н.А. Ноткиной [82]. «Детство» — программа с ярко выраженной гуманистической направленностью.
Физическое воспитание и развитие дошкольников: традиции и инновации
Развитие ребенка понимается как процесс самодвижения, возникновения и преодоления внутренних противоречий. Физическое воспитание в ней представлено в основном парциальной программой по танцевально-игровой гимнастике «Са-Фи-Дансе». Авторы: Ж.Е. Фирилева, Е.Г. Сайкина.
«Радуга»(1989) – программа разработана в лаборатории дошкольного воспитания НИИ общего образования Министерства общего и профессионального образования РФ под руководством Т. Н. Дороновой [79].
Это первая инновационная программа дошкольного образования, получившая рекомендацию Министерства образования. Одной из основных задач программы является «сохранение и укрепление здоровья детей, формирование у них привычки к здоровому образу жизни».
Раздел «Физическая культура» в соответствии с каждой возрастной группой имеет разное название и структуру.Так для детей старшей группы представлены: перечень двигательных навыков, правила организации физических упражнений, особенности организации прогулок (длительность, назначение и этапы прогулки, требования к одежде детей в соответствии со временем года), организация и особенности проведения утренней гимнастики и гимнастики после сна.
«Истоки»(1995) – Центр «Дошкольное детство» им. А.В. Запорожца, руководители – Л.А. Парамонова, С.Л. Новоселова и др.
Программа рекомендована к использованию в Москве и Московском регионе [6].
Парциальные программы
Цель программы — оптимально реализовать оздоровительное, воспитательное и образовательное направление физического воспитания, учитывая индивидуальные возможности развития ребенка во все периоды дошкольного детства.
Задачи программы имеют следующие направления:
оздоровительное — обеспечение качественной работы дошкольных учреждений по укреплению здоровья детей;
ЛЕКЦИЯ 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
воспитательное — обеспечение социального формирования личности ребенка, развитие его творческих сил и способностей;
образовательное — обеспечение усвоения систематизированных знаний, формирование двигательных умений и навыков, развитие двигательных способностей.
Программа представляет собой комплексную систему воспитания физически здорового, разносторонне развитого, инициативного, раскрепощенного ребенка-дошкольника [192].
Созданию программы «здоровье» способствовало исследование, в результате которого выяснилось, что общепринятая программа физического воспитания не реализует потребность детей в движении.
В частности, было установлено, что система закаливания не учитывала условий детского сада и требовала большой предварительной работы.Однообразные физкультурные занятия, подчиненные жесткой методике проведения, не развивали у детей интерес к спорту, не стимулировали развитие способностей; нормативы физической подготовки не учитывали степень физического развития и состояние здоровья детей; наблюдался также усредненный подход к системе физического воспитания в целом [36].
В противовес этому автор стремилась разработать такую систему физического воспитания, которая бы решала вопросы психологического благополучия, нравственного воспитания, имела связь с другими видами деятельности и просто нравилась детям.
Отличительной чертой программы является новый подход к физическому воспитанию — с новой идеологией, философией, методикой.
Театр — это игровая по форме, новая система физического оздоровления, коррекции, профилактики и творческого самовыражения детей [36].
Автор видоизменил общепринятую структуру основных движений, учитывая, что ни одного этапа двигательного развития новорожденного игнорировать нельзя, поскольку в Природе нет ничего «лишнего», а предыдущий вид движений предопределяет последующий. В соответствии с этим выделены основные двигательные режимы: плавательный, лежачий, сидячий, стоячий, лазательный, беговой, прыжковый [192].
В программе изменена традиционная структура основных движений. Упражнения в положении сидя предлагается считать полноценным основным движением, таким же, как ходьба, бег. Упражнения в лазании выделены в отдельный раздел и не объединены с упражнениями в ползании. Из перечня основных движений изъято упражнение в равновесии, поскольку оно, по мнению автора, считается двигательным качеством, а не основным движением. Упражнения в метании заменены на более естественные и нужные предметно-манипуляторные действия.
Анализ содержания комплексных и парциальных программ физического воспитания детей дошкольного возраста, вскрыл отсутствие применения элементов игры в гандбол, как в целях общеоздоровительной направленности, так и в целях роста уровня развития двигательных действий, физических качеств и умственного развития.
Источник: infopedia.su
Презентация, доклад Характеристика программ по физическому воспитанию
ПланКлассификация программ образования дошкольников в области физической культуры ;Обзор комплексных программ;Обзор парциальных оздоровительных программ;Обзор парциальных специализированных программ;Программы дополнительного образования
- Главная
- Спорт
- Презентация Характеристика программ по физическому воспитанию
Слайд 1Характеристика программ образования дошкольников в области физической культуры
Слайд 2План
Классификация программ образования дошкольников в области физической культуры ;
Обзор комплексных программ;
Обзор
парциальных оздоровительных программ;
Обзор парциальных специализированных программ;
Программы дополнительного образования
Слайд 3 Принятый в Российской Федерации Закон «Об образовании» предоставил
дошкольным учреждениям право выбора программ, по которым они осуществляют физическую подготовку ребенка. Каждое учреждение вправе самостоятельно разрабатывать стратегию и тактику построения работы по физическому воспитанию, ориентированные модели воспитания и физической культуры; обеспечивать условия для развития движений, активности, самостоятельности и творчества ребенка.
Слайд 4Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) — совокупность обязательных требований к образованию определенного
уровня и (или) к профессии, специальности и направлению подготовки, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования
Слайд 5 Содержание Программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и
способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие образовательные области:
социально-коммуникативное развитие;
познавательное развитие;
речевое развитие;
художественно-эстетическое развитие;
физическое развитие.
Слайд 6Целевые ориентиры по ФГОС ДО
приобретение опыта в следующих видах поведения
детей:
двигательном, в том числе связанном с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук
а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны),
формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере
овладение элементарными нормами и правилами здорового образа жизни (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).
Слайд 7«От рождения до школы».
Программа построена с учетом возрастных и психофизиологических особенностей
детей раннего и дошкольного возраста и охватывает все традиционно выделяемые стороны развития ребенка. Физическое воспитание в дошкольном учреждении должно осуществляться как на специальных занятиях, так и в повседневной жизни. Во всех возрастных группах большое внимание уделяется воспитанию у детей культурно-гигиенических навыков, правильной осанки.
Слайд 8 Авторским коллективом преподавателей РГПУ им. А. И. Герцена разработана
программа «Детство». В ней условно выделено четыре блока, в том числе блок «Здоровый образ жизни», который представлен во всех возрастных периодах разделом «Растим детей здоровыми, крепкими, жизнерадостными». В нем определены основы гигиенической и двигательной культуры.
Слайд 9В разделе «Физическое развитие» раскрываются основы физической культуры ребенка, воспитания у
детей потребности в физическом самосовершенствовании, в движении на базе «мышечной радости».
В программе впервые подробно обозначены ведущие линии не только разностороннего развития жизненно важных двигательных действий, навыков и умений, но и сопряженного с ним развития двигательных способностей.
Слайд 10Двигаться ребенок должен на протяжении всего дня (2/3 длительности периода бодрствования).
Обязательны ежедневные специально организованные целенаправленные занятия (классические физкультурные или музыкальные ритмические). В прогулки включаются занятия по физическому воспитанию как их составные части.
Для успешного физического воспитания авторы программы предлагают составить на каждого ребенка своеобразную карту – прогноз с разнообразной характеристикой состояния ребенка, его физического развития и двигательной активности
Слайд 11ОБЗОР ПАРЦИАЛЬНЫХ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ
Программа «Здоровье»
Руководитель – В.Г. Алямовская. Это комплексная
система воспитания ребенка – дошкольника. Она включает в себя четыре основных направления:
Обеспечение психологического благополучия;
Охрана и укрепление здоровья детей;
Духовное здоровье;
Нравственное здоровье, приобщение ребенка к общечеловеческим ценностям.
Направление «Группы здоровья» для дошкольников – система физического воспитания детей.
Слайд 12Программа «Здоровый дошкольник». Автор – доктор медицинских наук, профессор Ю.Ф. Змановский.
Слайд 13 Парциальные специализированные программы
В группу специализированных программ входят программы по физической культуре,
адресованные профессиональным руководителям и инструкторам физического воспитания дошкольных учреждений.
Слайд 14Программа «Старт». Разработана Л.В. Яковлевой, Р.А.Юдиной и Л.К. Михайловой.
авторов программы, обследование двигательной деятельности детей обычно проводится без учета их природных наклонностей и способностей.
Задатки, существующие у ребенка от природы, следует развивать как ключевое звено в цепи других необходимых дошкольнику физических качеств.
Слайд 15 Программы дополнительного образования
«Са-Фи-Дансе». Оздоровительно-развивающая программа по танцевально-игровой гимнастике для дошкольных учреждений.
Программа разработана Е.Г. Сайкиной и Ж.Е. Фирилевой на кафедре гимнастики Российского государственного педагогического университета им. А.И.Герцена и названа по именам разработчиков.
Содержание программы взаимосвязано с программами по физическом воспитанию в дошкольном учреждении.
Слайд 16«Путешествие в Олимпию».
Программа олимпийского образования дошкольников (автор – С.О. Филиппова).
Программа имеет целью ознакомление старших дошкольников с первоначальными сведениями об истории олимпийского движения древности и современности как достижения общечеловеческой культуры.
Слайд 17В дошкольном учреждении можно встретить использование так называемых нетрадиционных программ. Авторы
предлагают «разнообразить» физкультурные занятия включением в них элементов различных оздоровительных систем. Наибольшей популярностью пользуется хатха-йога, гимнастика ушу, психогимнастика.
Источник: shareslide.ru