Гвоздь программы в кавычках или нет

Очень часто встречаю: 1.Проверяем, что выбран именно тот гвозд ь, который нам подходит в данном случае, и приступаем к работе. 2.Проверяем, что работает инструмент функции N, и начинаем производить действия. «Проверяем, что.. «, «Проверяем, чтобы. «. Или просто нужно выбрать совершенный вид и никак иначе. «удостоверившись, что. приступаем к работе».

Ответ справочной службы русского языка

В предложениях вроде _проверяем. и приступаем. _ передается последовательность действий, такие конструкции корректны.

Вопрос № 225069

Проверьте, пожалуйста, знаки препинания: Такие ингредиенты, как корица, гвозд ика, яблочный сидр являются дополнительными и добавляются по вкусу.

Ответ справочной службы русского языка

Пропутинский переворот, раскол элит. Максим Шевченко / Особое мнение // 26.06.23 @MaximShevchenko

Правильно: Такие ингредиенты, как корица, гвозд ика, яблочный сидр, являются дополнительными и добавляются по вкусу.

Вопрос № 217705

У старушки в саду росли цветы: гвозд ики, розы и лилии. Есть ли тут еще слова — подлежащие, кроме слова цветы, если нет — объясните, пожалуйста, почему.

Ответ справочной службы русского языка

Согласно учебнику Н. С. Валгиной, слова _цветы, гвозд ики, розы, лилии_ выступают в роли подлежащих. Вот цитата: _Обобщающие слова или сочетания выполняют в предложении функцию тех же членов, что и перечисляющиеся однородные, т. е. однородные члены вместе с обобщающими единицами занимают одну (или одинаковую) синтаксическую позицию_.

Вопрос № 208629

Каково происхождение и толкование поговорки «менять шило на мыло»?

Ответ справочной службы русского языка

_Менять шило на мыло_ — выбирать из плохого худшее. Оборот восходит к диалектному _выменять шило на свайку_ (_свайка_ — толстый гвозд ь или шип с большой головкой для игры в свайку). Логичность внутренней формы этого фразеологизма несомненна, особенно если учесть отрицательную окраску «нетрудового» термина _свайка_ по сравнению с названием инструмента _шило_. Замена компонента _свайка_ на _мыло_ в сочетании _выменять шило на мыло_ регулируется рифмой.

Вопрос № 208594

Недавно увидел это пожелание в кафе на трассе Москва-Санкт-Петербург, а сегодня услышал на Авторадио — Ни гвозд я, ни жезла! По аналогии с пожеланием «ни пуха, ни пера» получается, что нам пожелали собрать на дороге все гвозд и и всех милиционеров, ведь «ни пуха, ни пера» желают в надежде на то, что и пух и перо будет. Или я не прав? Заранее благодарю.

Ответ справочной службы русского языка

См. http://spravka.gramota.ru/phrases.html?let=н PADDING-LEFT: 20px; COLOR: #fff»>Вопрос № 208020

Мультфильм про Май Литл Пони. Дружба — это чудо 5 сезон! Гвоздь программы

Как правильно написать: Тогда ты Гвозд ика! Правильно написание с прописной буквы, и нужны ли кавычки? Спасибо.

Ответ справочной службы русского языка

Не видим оснований для использования прописной буквы и кавычек.

Вопрос № 207174

Здравствуйте, подскажите, нужно ли в словосочетании » гвозд ь программы» слово » гвозд ь» брать в кавычки? В одной из газет встретился именно такой вариант. Благодарю за ответ заранее.

Ответ справочной службы русского языка

Кавычки не нужны: _ гвозд ь программы_.

Вопрос № 202284

Что означает фраза «шило на мыло менять»? Приведите пример. Спасибо.

Ответ справочной службы русского языка

_Менять шило на мыло_ — значит совершать бессмысленный обмен. Оборот восходит к диалектному _выменять шило на свайку_ (свайка — толстый гвозд ь или шип с большой головкой для игры в свайку). Логичность внутренней формы этого фразеологизма несомненна, особенно если учесть отрицательную окраску «нетрудового» термина _свайка_ по сравнению с названием инструмента шило. Замена компонента _свайка_ на _мыло_ в сочетании _выменять шило на мыло_ регулируется рифмой.

Источник: www.gramota.tv

Правила оформления прямой речи и мыслей

Диало́г — литературная или театральная форма устного или письменного обмена высказываниями (репликами, вопросами и ответами) между двумя и более людьми, также бывает письменный диалог между двумя или более людьми посредством написания текста в письмах или другими методами; специфическая форма общения и коммуникации, диалог — это вопросы и ответы двух и более оппонентов, участвующих в разговоре или обсуждении чего-либо.

Википедия

Почти во всех книгах присутствует разговоры между персонажами (диалоги) и их мысли. Но очень часто натыкаюсь в книгах на неправильное их оформление. Вот и решила еще раз заострить на этом внимание.

Оформление диалогов

При оформлении диалогов используются пробелы и тире. Однако часто пробелы просто игнорируют или тире пишут слитно с последующим текстом, особенно первое. А некоторые просто ставят дефис вместо тире. Ниже приведен пример из рассказа, опубликованного на сайте.

-Уважаемый,-поперхнулся Харон,- мне это точно не грозит.

Пробелы ставятся после каждого тире и перед всеми, кроме первого, тоже должен иметься пробел. Также пробелы ставятся после всех знаков препинания, кроме дефисов (не путать с тире).

— Уважаемый, — поперхнулся Харон, — мне это точно не грозит.

Но заметить дефисы на тире очень легко, так как на АТ предусмотрена функция «Оттипографить».

Просто в режиме редактирования нужно выделить текст и нажать на данную кнопку. Все дефисы автоматически заменятся на тире, а еще все кавычки «» станут «».

Если с пробелами и тире все понятно и просто, то со знаками препинания и строчными или заглавными буквами возникает путаница, что приводит к ошибкам при оформлении диалогов. Но начнем разбираться по порядку:

Запятая и строчная буква

В русском языке, предложение, содержащее прямую речь и слова автора, является сложным бессоюзным. Вспоминая пунктуацию сложных предложений, можно сделать вывод, что между частями ставится запятая, а не точка. Следовательно, когда речь персонажа закончилась и должна стоять точка, но дальше имеются слова автора, ставится запятая. Исключением являются имена собственные.

— Спасибо, милорд, вы вовремя подоспели иначе мне бы уже не жить, — и рыцарь поднял забрало, под которым оказалось лицо двадцатилетнего юноши.

— Ушедших не вернуть, Стиви, — Дана свернула губы в трубочку и сочувственно склонила голову набок.

Точка и заглавная буква

Существует только один случай, в котором точку можно употребить при написании прямой речи.

Если слова автора никак не комментируют прямую речь, то ставится точка.

То есть, опираясь на случай с запятой, можно сказать, что это не сложное бессоюзное предложение.

— Ты уж постарайся. — Блондин продолжил свой путь.

Слова автора не содержат ничего, что говорило бы о том, к кому шло обращение, с какой интонацией и какими эмоциями. Это просто два разных предложения, никак не поясняющие друг друга.

P.S. Но если поставить запятую и продолжить писать с маленькой буквы, вы никогда не ошибётесь. Точки и большие буквы — уже на усмотрение автора.

Вопросительный знак и строчная буква

Иногда можно встретить вот такое предложение:

-Куда теперь попал, Асклепий?-Спросила Смерть.

С вопросительными предложениями всё обстоит достаточно просто: слова автора после них всегда пишутся с маленькой буквы. Исключением являются только имена собственные, которые всегда пишутся с большой буквы.

— Куда теперь попал, Асклепий? — спросила Смерть.

— Как ты, друг? — Гарри швырнул стерильные перчатки в мусорное ведро.

Восклицательный знак и строчная буква

С восклицательными предложениями ситуация аналогична: слова автора опять идут с маленькой буквы, если не стоит имя собственное.

— Спускайтесь аккуратней, миссис Винсент! — крикнула Дана, когда клиентка пошатнулась на каблуках.

— Вот повезло! — Сергей светился от радости.

Многоточие и строчная буква

Также среди остальных знаков реже, но все же встречается многоточие. Оно свидетельствует о неуверенности персонажа или незаконченности мыслей, или когда говорящего перебивают. Но и с этим знаком все обстоит просто: после многоточия слова автора пишутся с маленькой буквы, если не начинаются с имени собственного.

— Ты бы это, Петрович. — нестройно начали «делегаты», а самая смелая соседка шагнула едва не на грядку.

— Не везёт. — Сергей посмотрел вслед уходящей подруге.

Теперь рассмотрим оформление диалогов, в которых слова автора располагаются внутри прямой речи.

В таких предложениях уже нужно думать над тем, с какой буквы начать писать вторую часть речи персонажа, да и опять могут возникнуть вопросы по поводу знаков препинания перед словами автора. Разберём подробно каждый случай.

Слова автора, расположенные внутри одного предложения персонажа

Первый случай: персонаж не закончил и одного своего предложения, а автор уже оставляет свой комментарий к его словам.

В данном случае получается, что перед словами автора будет ставиться запятая и текст после неё, естественно, пишется с маленькой буквы. Но, так как персонаж не закончил предложение, в конце слов автора снова ставится запятая, и речь продолжается с маленькой буквы. То есть, чтобы было проще понять: убрав авторский комментарий, мы получим обыкновенное предложение, возможно, простое. Как и ранее, исключение составят только имена собственные.

— Ага, — подтвердил Харон, — вредные привычки для бессмертного это круто!

— И звать его, — Тристан перевёл взгляд на их лидера, — Илларион.

Убирая авторские комментарии в обоих случаях, мы получаем одно предложение, которое, по сути, никак не делится на два. А если поделить, то выйдет откровенный бред.

Второй случай: не всегда при написании можно поставить запятую после первой части, иногда так и тянет влепить многоточие. Данный случай почти не отличается от предыдущего, только на месте первой запятой будет стоять многоточие. Остальные знаки и строчные буквы не меняются. С именами собственными та же ситуация.

— Я понимаю тебя, но всё же. — большая яркая бабочка опустилась ему на палец, заставив на секунду замолкнуть, — постарайся следовать принятым правилам.

— Ну. — Илларион перевёл безразличный взгляд на провинившуюся парочку, — а мне что делать прикажете?

— Тогда. — он хитро улыбнулся, — Вирджин и пояснит всё.

Повествование. Слова автора расположены между двумя предложениями

Теперь, когда разобраны два самых затруднительных случая, пойдём по стандартной схеме. Как обычно, начнем с простых повествовательных предложений. С ними дела обстоят так же, как и в случае, где после слов автора персонаж ничего больше не высказывал. То есть, говоря проще, перед комментарием автора ставится запятая, и текст продолжает писаться с маленькой буквы.

В конце слов автора ставится точка, и дальше текст пойдёт с большой буквы. В виде исключений снова выступают имена собственные.

— Жалко Гермиону, — посочувствовал Уизли. — Хотя она, конечно, и задавака.

— Не моё дело, — Селевк был спокоен и безразличен, впрочем, как и всегда. — И не надо дуть губы на каждый мой отказ.

Тут всё просто, только добавилось ещё одно предложение после слов автора.

Вопрос. Слова автора между двумя предложениями

Случай почти не отличается от вопросов, рассматриваемых ранее. Снова появляется дополнительное предложение после слов автора, которое, кстати, может и не являться вопросом. Сейчас всё внимание стоит сконцентрировать на первой части, идущей до авторского комментария. Именно она заканчивается вопросом.

Слова автора пишутся с маленькой буквы, в конце ставится точка, а новое предложение пишется с большой буквы. Имена собственные снова исключаются из общих правил.

— Ты что, интернет не читаешь? — удивился Петрович и отряхнул от сахарной пыли крепкие рабочие руки. — В тюрьму писак уже год как не сажают. Тюрьма ещё никого не перевоспитала.

— А тогда ты о чём думала? — Тристан недовольно глянул на шатенку, которую нисколько не мучила совесть. — Думаешь, я снова так легко тебе поверю?

Восклицание. Слова автора между двумя предложениями

Вот так неправильно писать.

-Твою ж мать!- Горько высказалась Смерть.- Фортуна на его стороне.

После восклицательного знака слова автора пишутся с маленькой буквы. В конце ставится точка, а новое предложение будет писаться с большой буквы. Имена собственные — исключение.

— Твою ж мать! — горько высказалась Смерть. — Фортуна на его стороне.

— Отпусти, говорю тебе! — Лина не оставляла попыток не только вырваться, но и оглушить блондина своим звонким голосом. — Отпусти!

Многоточие. Слова автора между двумя предложениями

А теперь пришло время разобраться еще с одним знаком препинания — многоточие. В одном из ранее разобранных случаев было ясно видно, что знак этот не так прост. То ли после него речь будет с большой буквы, то ли с маленькой. У многих часто возникает путаница в этих случаях.

Ранее рассматривалось многоточие как знак, свидетельствующий о незаконченности предложения с имеющимся продолжением после слов автора. Сейчас же поговорим о том, когда предложение всё же закончено или не имеет логического завершения, или у говорящего произошла в голове быстрая смена мыслей, что напрямую отразилось в его речи. В этом случае после многоточия слова автора по-прежнему пишутся с маленькой (строчной) буквы, в конце ставится точка, а речь будет писаться с прописной (большой) буквы. Имена собственные — исключение.

— Эх. — тяжело вздохнул юноша, подпирая голову рукой. — И что мне с вами делать?

— Ты достал. — Мэрикейт смотрела полным ненависти взглядом на парня. — Продолжишь и дальше приставать — убью.

Двоеточие. Знак после слов автора

Однако слова автора, прерывающие прямую речь, которые кажутся на первый взгляд практически аналогичными тем, которые не прерывают, имеют и ещё свои подводные камни. Если раньше были рассмотрены только те случаи, когда после слов автора ставится точка или запятая, то следует упомянуть и двоеточие. Когда и где ставится знак двоеточия: если последнее предложение слов автора комментирует или поясняет ту часть речи персонажа, которая идёт после них, ставится двоеточие, тире, а предложение пишется с прописной буквы; если в авторских словах внутри прямой речи имеются два глагола со значением высказывания, из которых один относится к первой части прямой речи, а другой — ко второй, то после слов автора ставятся двоеточие и тире, причём первое слово второй части начинается с прописной буквы.

— А я же тебе говорила, что он связан с Советом! — не унималась Каролина, укоризненно смотря на опечаленного парня. Такой его вид просто не мог не вызывать жалости, отчего у девочки возникло желание успокоить друга: — Ну. ты, Ил, не расстраивайся так.

— Я думаю, — нерешительно проговорил он и добавил: — Мне нелегко принять сразу это решение.

С оформлением диалогов немного разобрались, а теперь остановимся на правилах оформления мыслей.

Оформление мыслей

По своей структуре мысли очень сильно схожи с диалогами, так как в данном случае происходит тот же разговор, но он не озвучивается присутствующим. Например, это может быть телепатический разговор, простые мысли, беседа со своим внутренним «Я» у сумасшедших людей и так далее.

Главное — мысль не может услышать каждый, как обыкновенную речь. Все неозвученные фразы персонажа оформляются так же, как и в обычной речи, но разница только в том, что отсутствует тире в самом начале и слова заключаются в кавычки. Но и тут имеются свои трудности, потому что в кавычках пишется не всё.

Слова автора после мыслей. Постановка кавычек

В этом случае все достаточно просто относительно знаков препинания: они ставятся так же, как и при оформлении диалогов, слова автора всегда пишутся с маленькой буквы. Однако есть одно «но». При оформлении мыслей со словами автора после них никогда не ставится точка. Да, она была в диалогах, но в мыслях её быть не может. Совсем не может.

Ещё одна особенность постановки кавычек: слова автора, стоящие после мысли персонажа, не включаются в кавычки.

«Она. » — без особого удовольствия девушка всё же удостоила вниманием ребёнка.

Пример хорошо отражает все нюансы, оговоренные ранее: первое тире отсутствует, слова автора пишутся за пределами кавычек. Также обратим внимание ещё на несколько вещей: открывающаяся кавычка пишется слитно с первым словом, то есть в отличие от прямой речи здесь не ставится пробел; тире, стоящее после прямой речи, пишется после закрывающей кавычки и отделяется от неё пробелом. В остальном никаких изменений не произошло.

Но особенность мыслей ещё в том, что не все знаки ставятся внутри кавычек, поэтому более подробно остановимся на этом.

Знак препинания внутри кавычек

Просто нужно запомнить, что многоточие, вопросительный и восклицательный знаки всегда пишутся внутри кавычек!

«Да им-то что? Мирон математику сечёт, а Илья. » — Вадим фыркнул.

«Ну и где вы?» — мысленно спросил он.

«Вот дурак!» — недовольно цокнула языком блондинка, наблюдая за товарищем.

Знак препинания за пределами кавычек

Еще раз напомню, что при оформлении мыслей точка не ставится. А ставится запятая, но именно её постановка требует отдельного внимания. Запятая — единственный знак, стоящий после закрывающей кавычки. Никогда она не может писаться внутри них.

«Она бы не успела усвоиться», — пожал плечами Вадим.

Здесь хотелось бы обратить внимание на то, что запятая пишется, не отделяясь пробелом от закрывающей кавычки. Перед тире пробел ставится, а дальше всё оформляется так же, как и с прямой речью.

7 ситуаций, когда легко ошибиться с кавычками

Фото автора Маргарита Воронцова

Кавычки в русском языке используются при прямой речи, в цитатах, с названиями и для передачи необычного или иронического значения слова или фразы. Кажется, всё просто. Однако есть нюансы, в которых легко запутаться.

1. Условные и реальные названия

Условные названия — это такие, в которых буквальные значения слов не совпадают с тем, что они называют: «Современник» — это театр, а не живущий в одно время с кем‑то человек; «Яблоко» — партия, а не фрукт; «Локомотив» — футбольный клуб, а не часть поезда. Такие названия всегда пишутся в кавычках.

В реальных названиях слова употребляются в прямом значении: Книга рекордов Гиннесса — это реально книга, Большой театр — это театр, Московская типография № 2 — это типография. В таких названиях кавычки не нужны.

Однако реальное название выделяется кавычками, если оно употребляется с родовым наименованием (чаще всего это организационно‑правовая форма): ОАО «Московская типография № 2», ФГБУ «Президентская библиотека имени Б. Н. Ельцина».

2. Названия, ставшие нарицательными в бытовом общении

Многие наименования со временем становятся нарицательными и теряют кавычки. Так уже произошло, например, с ксероксом и памперсом — словами, которые изначально были названиями фирм.

Узнайте больше

А сейчас интересная история происходит с названиями соцсетей и мессенджеров. Их можно писать латиницей, и тогда кавычки не ставятся: страница в Facebook*, пост в Instagram*. Но если использовать кириллицу, то нужно обращать внимание на значение.

Когда мы имеем в виду именно название, пишем в кавычках и с заглавной буквы: акции «Фейсбука*», техподдержка «Телеграма», нововведения в «Инстаграме*».

Однако в обычном, повседневном общении у этих слов появилось значения «блог», «личная страница», «мессенджер»: разместил у себя в инстаграме* (разместил на странице, в блоге), написал в телеграме (написал в мессенджере). В подобных случаях допустимо писать со строчной буквы и без кавычек.

Названия продуктов и напитков, которые стали нарицательными, в личной или неформальной переписке также можно употреблять без кавычек и со строчной буквы: выпил кока‑колу, съел любительскую колбасу, купил ессентуки‑17.

3. Названия станций и остановок

Названия станций метро и остановок наземного транспорта заключаются в кавычки: станция «Охотный Ряд», остановка «Детская поликлиника».

А вот названия железнодорожных станций, вокзалов и аэропортов пишутся без кавычек: станция Лаврики, Ладожский вокзал, аэропорт Шереметьево.

4. Прозвища

Прозвища исторических фигур и легендарных персонажей передаются в текстах без кавычек, каждое слово — с заглавной буквы: Владимир Красное Солнышко, Всеволод Большое Гнездо, Ричард Львиное Сердце. То же самое касается кличек животных и подобных по структуре имён литературных персонажей: Белый Бим Чёрное Ухо, Федька Умойся Грязью.

Следуя этой же логике, такие прозвища, как, например, Гарик Бульдог Харламов или Дуйэн Скала Джонсон, также стоит писать без кавычек.

5. Устойчивые выражения

Слова, которые используются в переносном или непривычном значении, могут заключаться в кавычки. Это делается для того, чтобы читатель знал, что смысл не нужно понимать буквально.

Но со временем такое необычное употребление становится обычным, так что уже нет никакой необходимости подчёркивать небуквальное понимание. Тогда и писать следует без кавычек: изюминка (в значении «особенность»), звезда (знаменитость), золото (награда), телефон доверия, белая зарплата, круглый стол, мешки под глазами, под ключ, час пик.

6. Оценки

Названия оценок пишутся без кавычек: пятёрка, четвёрка, тройка. То же самое касается и отлично, хорошо, удовлетворительно, неудовлетворительно. Значения всех этих слов не только не воспринимаются как необычные, но и закреплены в словарях, поэтому кавычки не нужны.

7. Слова и выражения после «так называемый»

После словосочетания «так называемый» кавычки не ставятся: так называемый местный падеж, так называемый резервный фонд. Однако если слово или фраза используются в необычном или ироничном значении, то кавычки нужно поставить: Я получил 10 рублей, а ему отдал свой телефон — так называемый «честный обмен» состоялся.

  • 13 слов, в которых часто путают «е» и «ё»
  • Веришь-не-веришь и ещё 6 случаев, когда в слове два дефиса
  • 9 случаев, когда запятые не нужны, но многие их ставят

*Деятельность Meta Platforms Inc. и принадлежащих ей социальных сетей Facebook и Instagram запрещена на территории РФ.

Источник: lifehacker.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru