«НОВЫЙ КУРС » — РЕВОЛЮЦИОННАЯ РЕФОРМА
«ЧЕТЫРЕ ЧЕТВЕРТИ ПУТИ» АНТИКРИЗИСНОЙ ПОЛИТИКИ: ДО «НОВОГО КУРСА»
Американскую антикризисную политику, направленную на сдерживание и преодоление Великой депрессии, с некоторой долей условности можно разделить на четыре фазы:
- 1) антикризисная политика в президентство Г. Гувера (1929— 1932 гг.);
- 2) собственно «Новый курс» Ф. Рузвельта (1933—1936 гг.);
- 3) политика Ф. Рузвельта в предвоенные годы (1937—1938 гг.);
- 4) мероприятия, связанные с участием США во Второй мировой войне (1939—1945 гг.).
Как в песне В. С. Высоцкого, Соединенные Штаты «на свой необычный манер» прошли в борьбе с Великой депрессией смертельно опасные «четыре четверти пути». На этом пути американская экономика то и дело опасно кренилась, как не слишком опытный канатоходец, идущий без страховки по проволоке над ареной. Однако в конце концов этот тяжелый путь все же оказался пройденным.
Действия администрации Гувера
Историю «Нового курса» нередко представляют так, будто до прихода к власти Рузвельта его предшественники, упоенные верой в благотворность «невидимой руки» рынка, практически ничего для борьбы с кризисом не делали, а потом пришел великий Рузвельт и начал успешно-уверенно спасать капитализм полусоциалистическими методами. На самом деле все было гораздо сложнее. Прежде всего надо обратить внимание на то, что активное государственное регулирование началось уже в предыдущее президентство Г. Гувера. Однако даже в наши дни не вполне ясно, каков был эффект от этих мер: то ли они сдерживали развертывание кризиса, то ли, наоборот, его подстегивали, то ли (что наиболее вероятно) одновременно наблюдались оба этих эффекта.
Два дела Герберта Гувера
Правящий до 1933 г. президент-республиканец Герберт Кларк Гувер (1874—1964) являлся сторонником индивидуализма и принципиально выступал против использования государства для регулирования экономических процессов. (Этим он, безусловно, резко отличался от Рузвельта, который ярым сторонником индивидуализма и «невидимой руки» рынка определенно не был.) Как Гувер публично заявил в октябре 1928 г. после избрания на пост президента, Америке «предстоит дальнейший путь к прогрессу, который созвучен нашей американской системе — укреплению нашего индивидуализма путем сокращения, а не расширения вмешательства правительства в бизнес» [1] . Гувер, в частности, не поддерживал помощь безработным: когда в 1932 г. Конгресс США предложил ввести национальные пособия по безработице, Гувер наложил президентское вето.
В то же время политическая конъюнктура в условиях катастрофического развития кризиса заставляла правительство Гувера предпринять ряд мер для его преодоления, которые шли вразрез с консервативными убеждениями президента. С некоторой долей условности можно сказать, что «Новый курс» Рузвельта начался еще до прихода Рузвельта к власти, именно при Гувере.
Прежде всего при Гувере очень существенно — с 25 до 65% (почти как при «шведском социализме») — возросли налоги, взимаемые с богатых граждан.
ФБР против ЦРУ
Большое внимание Гувер уделял помощи разоряющимся фермерам. Уже в самом начале кризиса, в 1929 г., Гувер создал Американскую сельскохозяйственную сбытовую организацию, которая, скупая аграрную продукцию, должна была не допустить падения цен. Однако через небольшой промежуток времени цены все равно резко снизились.
Самой неудачной мерой Гувера оказался принятый в 1930 г. под давлением Национальной ассоциации производителей уже упоминавшийся протекционистский Закон Смута — Хоули, который увеличил пошлины на импортные товары на 40%. Идея тарифа заключалась в импортозамещении, в стимулировании внутреннего спроса на отечественную продукцию. Однако «хотели как лучше, а получилось как всегда»: другие страны в ответ повысили тарифы на продукцию из США. Пострадали традиционные экспортные отрасли американской промышленности — автомобильная, металлургическая, химическая. Американские фермеры потеряли третью часть рынков сбыта своей продукции [2] .
Для поддержки экономики правительством Гувера в январе 1932 г. была создана государственная организация — Реконструкционная финансовая корпорация. С помощью денежных вливаний она должна была воздействовать на наиболее важные области экономики. В первом полугодии 1932 г. корпорация выдала кредитов на сумму 1 млрд долл. Правда, 60% было выдано банкам, остальные деньги пошли на финансирование железнодорожных компаний, но эти кредиты так и не превратились в долгожданные инвестиции, поскольку железнодорожники сильно задолжали банкам и значительная часть полученных от государства денег была направлена ими на погашение кредитов [3] .
Дефицит госбюджета США в 1932 г. составил огромную, по меркам тех времен, величину — 3 млрд долл. [4] Однако американская экономика продолжала падение.
Для успешного проведения антикризисных мероприятий требовались дополнительные бюджетные деньги. Однако кризис привел к резкому падению налоговых поступлений. Надо было выбирать между падением производства и очень сильным бюджетным дефицитом, сопряженным с инфляцией. В конце концов мнение о поддержании малодефицитного бюджета взяло верх: правительство Гувера не решилось «слишком» увеличить расходы.
На репутацию Гувера (как и Рузвельта) сильно влияет принцип «Победитель всегда прав, проигравший — виноват». Когда утверждают, что гуверовские мероприятия не имели существенного положительного эффекта, то подразумевают, что эти меры не смогли остановить Великую депрессию. Однако при этом часто оговариваются, что в период раскручивания катастрофического кризиса остановить его было вообще вряд ли возможно. Быть может, Гуверу все же удалось затормозить кризис, который без принятых им мер оказался бы еще более разрушительным? Этот вопрос остается без ответа по сей день.
На непризнание заслуг Гувера в формировании «Нового курса» существенно влияет, видимо, и та позиция, которую экс-президент занимал после передачи власти Рузвельту. Убежденный защитник американского индивидуализма, Гувер в 1930—1940-е гг. активно критиковал этатистские мероприятия Рузвельта и государственный этатизм в целом. Тем самым он прочно закрепил представление о себе как о политике, для которого свобода рынка превыше всего, что в «век кейнсианства» рассматривалось многими как ретроградство. В тени оставалось то, что антиэтатист в теории мог на практике осуществлять (возможно, помимо желания) вполне этатистские меры.
Интересно отметить, что современные защитники свободного рынка тоже не жалуют Гувера, но уже не за слова, а за реальные дела. М. Ротбард, в частности, изображает администрацию Гувера главным виновником Великой депрессии, но не за то, что она регулировала экономику слишком слабо, а, наоборот, за то, что регулировала слишком сильно, подавляя способность рынка к «самолечению» [5] . Ротбард утверждает, что «Гувер, а не Франклин Рузвельт, стал основателем политики “Нового курса”. Рузвельт лишь придал этому размах, но первопроходцем был Гувер» [6] . В результате Гувер оказывается каким- то волком в овечьей шкуре, который под завесой «правильных» слов об американском индивидуализме втихую насаждал антиамериканские ценности.
Считая такой подход преувеличением, современные отечественные экономисты Л. Е. Гринин и А. В. Коротаев предлагают промежуточную позицию. Суть ее состоит в следующем. Мнение, будто Гувер ничего не сделал для спасения экономики США, — это заблуждение. Гувер предпринял меры, которые частью помогли экономике и отсрочили банковский кризис, а частью указали Рузвельту наиболее правильный путь. При этом названные ученые выдвигают мнение, будто «Новый курс» осуществлялся уже на излете кризиса, притом его многие отрицательные тенденции начинали исчерпываться частью сами собой, а частью в результате ранее предпринятых усилий общества и государства.
С точкой зрения, будто Рузвельт просто пожинал плоды политики Гувера, трудно согласиться. Закрытие всех кредитных организаций в США, с чего начал свои «100 дней» Рузвельт, — разве это излет кризиса? Скорее, правомерно утверждение, что Рузвельт начал спасать экономику США, когда, выражаясь языком синергетики, начался (или продолжался) режим с обострением, стадия сверхбыстрого нарастания разрушительных процессов.
И все же можно согласиться с тем, что позитивная роль Гувера в борьбе с кризисом осталась недооцененной. Увы, проигравший всегда виноват, а Гуверу в истории США выпала печальная роль прези- дента-неудачника, про которого говорили, что если дать ему в руку розу, то она завянет.
Противопоставление «Гувер — Рузвельт» в ряде аспектов, видимо, близко к «Ельцин — Путин». Первого президента России и 31-го президента США нередко считают главными виновниками катастрофических кризисов, в то время как их преемникам достаются лавры спасителей Отечества. Все понимают, что президент — отнюдь не всесильный демиург. Однако большинство (включая профессиональных обществоведов) склонно считать успехи, достигнутые в период правления имярека, результатом именно его и только его деятельности.
- [1] Гувер Г. Американский индивидуализм. URL: http://www.grinchevskiy.ru/1900—1945/amerikanskiy-individualizm.php.
- [2] См.: Грин Л. Е. Великая депрессия 1929—1933 гг. // Философия и общество. 2009.№ 2. С. 195-197.
- [3] См.: Ротбард М. История денежного обращения и банковского дела в США. Челябинск, 2005.С. 300.
- [4] Там же. С. 302.
- [5] См.: Ротбард М. Великая депрессия в Америке. М., 2012.
- [6] Цит. по: Гринин Л. Е., Коротаев А. В. Глобальный кризис в ретроспективе: Краткая история подъемов и кризисов: от Ликурга до Алана Гринспена. М., 2010. С. 133.
Источник: studref.com
Политика президента Гувера
Чрезвычайность ситуации в Соединенных Штатах в годы кризиса еще более усугублялась политикой «твердого индивидуализма» республиканской администрации, проводимой президентом Г. Гувером, избранным в 1929 г. Герберт Кларк Гувер (Herbert Clark Hoover) — 31-й президент США. Президент США со 4 марта 1929-го по 4 марта 1933 года.
Гувер и деятели его кабинета утверждали, что кризисные явления в экономике должны преодолеваться не усилиями правительства, а взаимодействиями бизнеса и других экономических групп во имя достижения «национального единства». Президент убеждал представителей бизнеса не свертывать производство, не увольнять рабочих и сохранять прежний уровень заработной платы. Со своей стороны Гувер добился от руководства Американской федерации труда официального отказа от стачек на период кризиса. Однако призывы президента большого отклика не имели.
Гуверовская администрация категорически отвергала любые предложения о государственной помощи безработным и особенно о введении системы социального страхования. Эти функции возлагались на частную благотворительность. Только в июне 1932 г. в обстановке избирательной кампании был принят закон о выделении 300 млн. дол. для непосредственной помощи безработным и 322 млн. дол. на займы штатам для организации общественных работ. Но эти проекты реализовывались крайне медленно: до конца 1932 г. было использовано только 30 млн. дол.
Осенью 1931 г. президент Гувер выступил с инициативой создания Национальной кредитной корпорации с капиталом в 500 млн. дол., который предполагалось собрать за счет добровольных взносов банковских групп. Однако банкиры не намеревались расходовать средства на помощь банкротам.
Тогда на спасение крупных финансовых учреждений были брошены государственные средства. В январе 1932 г. конгресс принял закон о создании Реконструктивной финансовой корпорации с капиталом в 2 млрд. дол. Вся эта сумма в течение года была распределена в форме субсидий и займов банкам, страховым и ипотечным компаниям, железнодорожным фирмам и другим корпоративным объединениям.
Таким образом, вмешательство правительство Гувера принимало форму не государственного регулирования экономики, а государственного субсидирования крупного корпоративного бизнеса. В сфере социальной политики, в сфере материальной помощи трудящимся республиканская администрация не предприняла практически ничего.
В такой чрезвычайно сложной обстановке в Соединенных Штатах развернулась волна массовых движений протеста. Важным событием социальной борьбы в США стал поход ветеранов первой мировой войны на Вашингтон летом 1932 г. В столице собралось около 25 тыс. ветеранов и членов их семей, которые настойчиво требовали помощи.
Движениями социального протеста было охвачено и фермерство. Средством борьбы стал бойкот, т. е. организованный отказ фермеров от продажи сельскохозяйственной продукции с целью добиться повышения цен. В августе — сентябре 1932 г. в штатах Среднего Запада развернулись массовые фермерские забастовки. Зимой 1932-1933 гг. в различных районах страны развернулось сопротивление принудительной распродаже фермерской собственности за неуплату долгов и налогов.
Традиционно Гувера принято обвинять как президента, не сумевшего предложить эффективной стратегии выхода из ситуации, наподобие Нового курса его преемника Рузвельта. Многие историки, однако, считают, что Гуверу просто не повезло: на пике кризиса никакие меры не помогали, и самый деятельный президент наткнулся бы на границы своих полномочий, а реформы Рузвельта были осуществлены и стали эффективными, когда низшая точка депрессии была уже позади. Кроме того, Рузвельт продолжил и значительно усилил ряд мер, предпринятых ещё администрацией Гувера
Источник: vuzlit.com
Кризис 1929-1934 годов в США. Политика администрации Г. Гувера
3) принял затяжной характер. 30-е годы вошли в историю как годы Великой депрессии.
Одной из причин кризиса стало то, что американская экономика заняла центральное место в мировой экономической системе. За годы войны она превратилась в мирового кредитора, поставив в финансовую зависимость основные страны Западной Европы. Таким образом, вся мировая экономика стала зависеть от благополучия американской экономики, а оно оказалось весьма хрупким.
Кроме того, инвестиции очень часто направлялись не в переоборудование промышленности, а в сферу финансовых спекуляций, что создавало угрозу финансово-экономической стабильности.
США это касалось в особенности, так как в условиях биржевого ажиотажа можно было хорошо заработать, если купить акции в благоприятное время и реализовать их позднее. Однако после «черного вторника», когда курсы акций начали падать, те, у кого они еще были, спешили их скорее продать. Вследствие паники курс акций опускался все ниже и ниже. Биржевой кризис перерос в банковский (разорение банков), а банковский – в индустриальный (крах связанных с банками промышленных предприятий). Кризис, начавшийся в США, повлек за собой и мировой кризис.
Кризис привел к полнейшему расстройству экономики США. Наибольшей остроты он достиг в 1933 году: почти наполовину уменьшилось промышленное производство, в 2 раза сократился национальный доход, объем внешней торговли, почти полностью прекратился вывоз капитала, обанкротилось свыше 10 тысяч банков, мелких фирм. Быстрыми темпами росло число безработных, это том, что система социального страхования трудящихся в США отсутствовала, не было пособия по безработице.
Кризис символизировал полное банкротство того политического курса, которому следовала Америка после окончания Первой мировой войны. Он оказал более сильное, чем в других странах, психологическое воздействие на массовое сознание:
1)резкое обнищание на фоне благополучия, резкий контраст с тем, что было до 1929 г. После «процветания» американцы морально не были готовы к трудным временам, кризис вызвал поначалу шок;
2)господство индивидуализма в менталитете большинства американцев. Убеждение в том, что их благосостояние зависит только от них самих, от их личного вклада, от их способностей к предпринимательству, на деле оказало иначе;
3) Полное отсутствие системы социальной защиты населения.
Центральной проблемой стал поиск путей выхода из кризиса, притом, что США приходилось опираться только на собственные ресурсы. Была выбрана либерально-реформистская модель государственного регулирования (использование различных форм либерального реформизма, преодоление трудностей через демократические реформы).
Герберт Гувер был один ин наиболее последовательных сторонников индивидуализма. Он считал, что экономика США вполне здорова и скоро стабилизируется сама по себе. Поэтому Гувер и члены его правительства в течение всего периода кризиса решительно возражали против использования государства для непосредственного регулирования социально-экономическими процессами.
Самое большее, на что могло пойти государство, так это стать координатором частной инициативы. Отсюда и действия Гувера:
— проведение консультаций и совещаний деловых кругов и профсоюзов для обеспечения социального перемирия в годы кризиса;
— призывы к расширению частной благотворительности для помощи нуждающимся;
— новый тарифный закон (высокие таможенные барьеры);
— создание Федерального фермерского управления для скупки излишков сельхозпродукции;
— снижение налогов на треть.
Осенью 1931 года, когда положение стало уже отчаянным, конгресс принял закон об основании Корпорации финансирования Реконструкции для выдачи займов на спасение железных дорог, банков, кредитно-строительных ассоциаций и других финансовых институтов.
Налицо – явное несоответствие глубины и масштабов кризиса и политики администрации президента Гувера, явно неадекватные действия. В итоге – падение влияния республиканской партии.
36. «Новый курс» Ф.Д. Рузвельта
Начиная с 1933 года, с целью выхода из Великой Депрессии администрация Ф.Д. Рузвельта проводила политику, получившую название «Нового курса». Данная политика предполагала ряд социально-экономических преобразований, которым даже на сегодняшний день не дано однозначной оценки.
С одной стороны, многие меры, предпринятые Рузвельтом, были прогрессивными в сложившейся на тот момент ситуации:
· был принят закон о социальном обеспечении, который предполагал:
ü создание Управления по социальному страхованию,
ü формирование пенсионного фонда и выплату пенсий гражданам США, достигшим 65-летнего возраста, отвечавшим определенным требованиям;
ü введение нового ежегодного налога на индивидуальные доходы работающих по найму;
ü создание системы страхования для рабочих.
! Закон о социальном обеспечении считается значительным шагом в истории развития социальной системы в США.
· принят закон о справедливом найме, устанавливал фиксированную минимальную продолжительность рабочего дня и минимум зарплаты; кроме того, был сокращен рабочий день, а детский труд был запрещен;
· произошла стабилизация денежной системы: запрещен вывоз золота за границу, проведена девальвация доллара, укрупнена банковская система;
· создана Федеральная корпорация по страхованию депозитов и Комиссия по ценным бумагам и биржам;
· предпринимались значительные меры по борьбе с безработицей: создавались специальные «трудовые лагеря», куда направлялись безработные, организовывались работы для молодежи, женщин-одиночек нанимали на швейные работы для нужд госпиталей и благотворительных организаций;
· 1935 г. — закон Вагнера — легализовалась деятельность профсоюзов, признавалось право на забастовки;
· предпринимались меры в области промышленности: к 1935 году в США произошел значительный рост объема производства;
· предпринимались меры для стимулирования жилищного строительства;
· боролся с дискриминацией по расовому признаку.
Однако, неслучайно политика «Нового курса» имеет неоднозначную оценку:
· чрезвычайно непопулярными были реформы в сельском хозяйстве: Администрации восстановления промышленности была запрещена, так как, согласно мнениям экономистов, могла превратить американскую экономическую систему в плановую.;
· в 1937 года произошла рецессия: резко упали уровни производства, прибыли, приостановился рост занятости населения, подскочил уровень безработицы.
Однако даже после этих событий Ф. Рузвельт не раз переизбирался на пост главы государства à граждане США доверяли свое будущее этому выдающемуся политику.
Источник: studopedia.ru
«Большая игра» Герберта Гувера
В России хорошо известна Американская администрация помощи (American Relief Administration — ARA), много сделавшая для спасения от голода сотен тысяч человек в России в начале 1920-х гг. Менее известно, что организация, которую возглавлял Герберт Гувер, до помощи России в годы Первой мировой войны много и интенсивно работала в Европе, помогая людям на оккупированных территориях получить столь необходимый им кусок хлеба. Как, чем и в каких количествах обеспечивали американцы под руководством Гувера нуждающееся население занятых немцами территорий Бельгии и Северной Франции?
Проблемы с продовольствием в оккупированной Бельгии
В ходе кампании 1914 года практически вся территория Бельгии, за исключением небольшого участка на севере, у франко-бельгийской границы, оказалась оккупирована немецкими войсками. Основной формой эксплуатации захваченной страны стал вывоз всего и вся для нужд немецкой экономики. Конечно, последнее, о чём думали немецкие оккупационные власти, было благосостояние самих бельгийцев.
Одним из наиболее мощных ударов по благосостоянию жителей королевства стало прекращение импорта продовольствия. Страна с населением около 7,7 млн человек примерно 3/4 своих продовольственных потребностей удовлетворяла именно за счёт поставок из-за рубежа. В похожей ситуации оказались и соседние Нидерланды, хотя они сохраняли статус нейтрального государства и сумели даже извлечь некоторую выгоду из создавшегося положения.
Бельгийские порты были заблокированы Антантой, которая резонно полагала, что любой груз, отправленный на оккупированную территорию так или иначе попадёт в руки немцев. Таким образом, снабжать Бельгию столь необходимым продовольствием означало кормить немецкую армию на Западном фронте.
Тогда пусть снабжением Бельгии занимаются немцы, раз уж они заняли страну и заставили работать на Германскую империю? Но немцы полагали, что ресурсы их государства должны быть полностью направлены на войну. Еды не хватало даже для населения в самой Германии. Так зачем делать что-то для бельгийцев, которые могут попытаться, как и раньше, импортировать необходимые им товары из-за рубежа? Естественно, в подобных условиях запасы продовольствия в стране стремительно таяли, над Бельгией замаячила угроза жестокого голода.
Создание Комиссии по помощи Бельгии
Бельгийское правительство в изгнании, озабоченное положением дел на родине, взывало к Антанте в надежде разрешить поставки продовольствия через нейтральные страны. Их усилия была вознаграждены. В октябре 1914 года состоялись переговоры с участием американского посла в Бельгии Брэнда Уитлока и американского посла в Великобритании Уолтера Пэйджа, а также испанского посла в Бельгии Родриго де Сааведра-и-Винент. Было решено учредить специальную благотворительную организацию, которая занялась бы поставками продовольственной помощи Бельгии (с апреля 1915 года в зону её ответственности включили и оккупированный север Франции).
Главой организации стал американский инженер и бизнесмен Герберт Гувер, который был знаком с Пэйджем. Правительства Франции и Великобритании согласились пропускать грузы этой организации в нейтральные страны для переправки в Бельгию, а германское правительство уверило, что это продовольствие не будет реквизировано оккупационными властями и будет распределено среди нуждающихся в помощи.
Как замечают исследователи, именно стабильность Западного фронта внезапно стала залогом успеха организации, потому что несколько лет в оккупированной Бельгии сохранялся военный режим, способствовавший правильному распределению продовольствия и гарантировавший отсутствие беспорядков. По выражению одного британского дипломата, подчеркнувшего экстраординарный характер «Комиссии по помощи Бельгии» (Commission for Relief in Belgium), она стала чем-то вроде «пиратского государства, созданного для благотворительных целей».
Почему именно Герберт Гувер оказался во главе Комиссии? К тому моменту Герберт Кларк Гувер, по словам его биографа Джорджа Нэша, был преуспевающим сорокалетним горным инженером, оказавшимся в Лондоне и давно «мечтавшим о государственной службе в Соединенных Штатах».
За его плечами были годы упорного труда. «Если человек не разбогател к 40 годам, он ничего не стоит», — говорил Гувер, когда ему было уже за 30. Но «просто зарабатывать деньги недостаточно», — также признавал он. Вместо этого он хотел (по его же выражению) «попасть в большую игру». Например, летом 1914 года Гувер вёл переговоры о покупке газеты в Калифорнии.
События в Европе заставили бизнесмена отказаться от этого плана. Если бы не «августовские пушки», он, наверное, вошёл бы в американскую общественную жизнь — и даже мог бы быть известен сегодня — как преуспевающий газетный магнат. Ведь он уже успел состояться как крупный бизнесмен в горнодобывающей промышленности, имевший дела в том числе и в России.
Будучи в Лондоне, где его застала война, Гувер вместе с другими активными американцами организовал экстренную помощь своим бежавшим из зон военных действий землякам, «предоставив им еду, временное жилье и финансовую помощь». Гувера заметил посол Пэйдж и выразил бизнесмену свою благодарность.
И вот, как пишет Нэш, когда бедственное положение Бельгии стало по-настоящему опасным, посол Пэйдж и его коллеги согласились, что Гувер, продемонстрировавший свою компетентность как организатор благотворительной помощи, может справиться с новой миссией. Так мечтавший о большой политике Гувер оказался в самой гуще Великой войны.
Работа Комиссии
Как указывает тот же Нэш, «первоначально никто не ожидал, что эта гуманитарная задача продлится более нескольких месяцев». Сам Гувер признавал: знание, что придётся проработать четыре года, найти миллиард долларов, перевезти пять миллионов тонн еды, организовать её выдачу, бороться «с воюющими правительствами и с мировым дефицитом продовольствия и кораблей», было милостиво «скрыто от нас». Комиссия под его началом обладала многими признаками независимого государства: у неё был собственный флаг, она заключала договоры с враждующими европейскими державами, а её руководство регулярно встречалось с дипломатами и министрами. Во главе этого квазигосударства стоял «главный пират», обладавший неофициальным дипломатическим иммунитетом и беспрепятственно проезжавший через границы всех государств. Чем же занималась Комиссия?
Прежде всего нужно было найти деньги. Их собирали по всему миру, отчасти с помощью специальных кампаний, отчасти за счёт субсидий со стороны правительств разных стран. На эти деньги Гувер и его подчиненные закупали пшеницу и другие продукты питания в обеих Америках и Австралии. Далее эти продукты морем добирались до Нидерландов, что само по себе было нетривиальной задачей в условиях подводной войны и тотального минирования акватории Северного моря. Дальше из Роттердама груз уходил в Бельгию.
В Бельгии часть продовольствия поступала сразу в пункты раздачи и столовые, а часть уходила на мельницы и в пекарни, разбросанные по 2500 деревням и городам. Конечно, сам Гувер и его люди не могли справиться со всем этим. На помощь приходила «огромная сеть из 40 000 бельгийских добровольцев», объединённых посредством Национального комитета помощи и питания (Comité National de Secours et d’Alimentation). Его возглавлял бельгийский предприниматель и дипломат Эмиль Франки, с которым у Гувера сложились вполне рабочие отношения, хотя оба бизнесмен и политика часами могли яростно спорить по разным вопросам.
Джозеф С. Грин, один из работников Комиссии, объяснял в письме, как происходила работа:
«Возьмите, например, одну буханку хлеба. Во-первых, начальник провинции [территориального органа Комиссии] должен периодически выяснять точное население на своей территории, а также точное количество местной пшеницы и ржи и имеющейся в наличии импортной пшеницы и кукурузы.
Потом он рассчитывает количество импортируемого зерна, необходимое для покрытия потребностей определенного периода. Об этом он сообщает в Брюссель, а Брюссель в Лондон. Лондон даёт корабли. Нью-Йорк покупает продовольствие и следит за погрузкой. Роттердам отправляет всё с помощью барж.
Тем временем Брюссель принимает решение о точном количестве зерна, которое будет отправлено на каждую мельницу в стране, и Роттердам отправляет соответственное количество барж. Начальник провинции должен позаботиться о разгрузке и помоле. Помол означает решение вопроса о процентном содержании отрубей и муки, смеси местного и иностранного зерна, утилизации побочных продуктов и так далее».
Потом получившуюся муку надо было распределить по пекарням, далее хлеб по магазинам, не забывая обо всех нуждающихся. В целом Гувер подсчитал, что «весной 1917 года более половины всего населения получало какую-то помощь, в том числе не менее 2 700 000, которым помог общественный благотворительный комитет», которым управляли сами бельгийцы. Особым объектом заботы Гувера и Комиссии стала молодежь и дети, и «к началу 1917 года 3/4 бельгийских детей ежедневно получали горячие обеды в столовых, созданных специально для этой цели».
Впрочем, одним продовольствием дело не ограничилось. Поддерживая ремесло знаменитых бельгийских кружевниц, — тысяч женщин, которые могли остаться без работы и средств к существованию, — Комиссия организовала закупку необходимых ниток и экспортировала часть готовой продукции за границу. Часть денег за ещё не вывезенную продукцию Комиссия выплачивала авансом, рассчитывая покрыть расходы после войны за счёт экспорта накопленной на складах продукции.
Вступление США в войну. Конец конфликта и наследие Комиссии
После того как США присоединились к Антанте, Гувер и Уитлок были вынуждены уехать из Бельгии. Гувер вернулся в США, чтобы возглавить новое учреждение военного времени — Продовольственную администрацию США. Но, как отмечают исследователи, «комиссия по оказанию помощи, которая принесла ему известность, продолжала функционировать, хотя и в реорганизованной форме, необходимой после прекращения американского нейтралитета».
На протяжении большей части своего существования американская Комиссия и бельгийский Комитет кормили каждый день в общей сложности более девяти миллионов человек в Бельгии и на севере Франции. В августе 1918 года Гувер, который по американским законам не мог принять иностранный дворянский титул, получил от короля Альберта уникальное звание «Друга бельгийского народа» (Ami de la Nation Belge).
Интересно, что после ликвидации в 1920 году у Комиссии обнаружился профицит в размере 35 млн долларов, 18 млн из которых в итоге были распределены в виде прямых пожертвований университетам Брюсселя, Гента, Льежа, Лувена и другим учебным заведениям. Остальную часть денег, как указывает Нэш, поделили между двумя образовательными фондами, — одним бельгийским и одним американским, — созданными в том же году.
Опыт, накопленный Гувером, пригодился ему и после Первой мировой войны. На плечи будущего президента легла задача накормить разорённые войной страны Восточной Европы, а затем поддержать и буквально спасти поражённые голодом огромные территории России в 1921–1922 гг.
- Little B. Humanitarian relief in Europe and the analogue of war, 1914–1918 // Finding common ground: new directions in First World War studies — Leiden; Boston: Brill, 2011
- Little B. Commission for Relief in Belgium (CRB) // International Encyclopedia of the First World War (https://encyclopedia.1914-1918-online.net)
- Nash G.H. An American Epic: Herbert Hoover and Belgian Relief in World War I // National Archives, 2016 (https://www.archives.gov)
Источник: warspot.ru
МЕРОПРИЯТИЯ АДМИНИСТРАЦИИ Г.ГУВЕРА ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ КРИЗИСА
Во время начала депрессии и в последующие три года президентом страны был представитель республиканской партии Герберт Гувер, вступивший в должность в марте 1929 г.
В основе мер правительства лежала иллюзорная вера Г. Гувера в неограниченные потенции либеральной хозяйственной модели, в способность произвольного саморегулирования рынка.
Взгляды удачливого политика и бизнесмена Г.Гувера нашли отражение во многих его предвыборных выступлениях и в политике администрации президента. Из речей Гувера наиболее известна произнесенная в Нью-Йорке 22 октября 1928 г. под названием «Американский индивидуализм».
Выступая, Г.Гувер определил, что «…одной из серьёзных задач правительства является выяснение пределов его вмешательства в торговлю и промышленность и того, что правительство оставляет на долю индивидуальных усилий. Одинаково важно, чтобы бизнес не вмешивался в деятельность правительства, а правительство — в дела бизнеса. Идеальной системы не существует». Гувер Г.К.
Американский индивидуализм // Иванян Э.А. История США. Хрестоматия: пособие для вузов. — М., 2005. С. 298.
Американский истеблишмент, исповедавший доктрину невмешательства государства в дела рынка поначалу, считал, что все придет в порядок само собой примерно за 2 месяца, чем и была обусловлена слабость экономических мер президента Гувера.
Однако говорить о полном бездействии президента и его администрации нельзя. В поддержку этого можно привести одно из высказываний президента: «Мы могли бы ничего не делать. Это было бы совершенной катастрофой.
Вместо этого мы, действуя в соответствии с ситуацией, обращаемся к частному бизнесу и конгрессу США с предложением самой гигантской программы экономической обороны и контратаки, когда-либо осуществлявшейся в истории нашей страны. Впервые за эту депрессию мы сократили дивиденды, прибыли и снизили стоимость жизни, чтобы сохранить зарплаты.
Наша реальная зарплата сегодня является самой большой в мире. Некоторые экономисты-реакционеры призывают нас допустить ликвидацию предприятий и банков с тем, чтобы экономика могла достичь дна. Мы клянемся в том, что не последуем этому совету и не допустим, чтобы все, у кого имеется задолженность, разорились» (октябрь 1932). Кизилов В., Сапов Г. Инфляция и её последствия / под ред.
Е.Михайловской. — М.: РОО «Центр «Панорама», 2006. С.117.
Герберт Гувер и министр финансов Эндрю Меллон призывали набраться терпения — они обещали, что оживление экономики должно вот-вот начаться. Когда провал был осознан, некоторые, по сути, правильные меры (государственные закупки сельскохозяйственной продукции, оказание помощи банкам и компаниям) были предприняты, но они проводились нерешительно и непоследовательно. В результате кризис продолжался. Смирнова А. Первый Кризис — Великая Депрессия 1929. Как всё было. // [Электронный ресурс] Режим доступа: http://radosvet.net/bilina/4788-pervyj-krizis-velikaya-depressiya-1929-kak-vsyo.html, свободный.
Поэтому первоначально правительством использовались уже апробированные временем рецепты борьбы с кризисом, такие, как усиление политики торгового протекционизма, о чём свидетельствует принятый в июне 1930 г. так называемый тариф Смута — Хоули, согласно которому были установлены высокие пошлины на импортные товары.
С конца же 1931 года правительство перешло к ряду более активных, прямых действий по спасению и поддержанию на плаву крупных банков, промышленных, торговых фирм, транспортных компаний и крупных фермерских хозяйств путём государственного кредитования. Гувер всеми силами стремился уменьшить количество банкротств. Он пошел на изменения законодательства, позволяющие неплатежеспособным компаниям существовать как можно дольше, нарушив права кредиторов. Стали предприниматься и попытки государственного регулирования процесса ценообразования. Всё это свидетельствовало о некотором пересмотре взглядов правительства на природу кризисных явлений и главное — на место и роль государства в системе хозяйственных отношений.
В январе 1932 года конгресс США принимает закон об основании Реконструктивной финансовой корпорации, чьей задачей было оказание финансовой помощи железным дорогам, финансовым институтам и крупным корпорациям. В июле этого же года функции корпорации были расширены для помощи сельскому хозяйству, финансирования государственных и местных общественных работ. Уткин А.И.
Как пережить экономический кризис. Уроки Великой депрессии. С. 40. Первоначальный капитал составлял 2 млрд. долл., который затем несколько раз увеличивался за счет новых бюджетных ассигнований. До марта 1933 г., т. е. до истечения срока полномочий гуверовской администрации, РФК распределила субсидий и займов на 2,1 млрд. долл.
Более 2/з этой суммы попало в руки банков, страховых и ипотечных компаний, железнодорожных фирм и других монополистических кредитно-финансовых учреждений. На долю же миллионов рабочих и фермеров достались лишь жалкие крохи. История США. В 4-х тт. Т.3. — М.: Наука, 1985.
С. 162.
Что касается мер по борьбе с безработицей, которая стремительно росла, увеличившись с 3 % до 25 % , в марте 1933 г. ее объем составил около 17 млн. человек. Смирнов А. Первый Кризис — Великая Депрессия 1929. Как всё было. // [Электронный ресурс] Режим доступа: http://radosvet.net/bilina/4788-pervyj-krizis-velikaya-depressiya-1929-kak-vsyo.html, свободный.
То следует отметить, что вся практическая деятельность правительства Гувера в сфере помощи безработным свелась к организации в небольших размерах общественных работ, а также к поощрению стихийно возникшего плана «разделения работы», т. е. к распространению системы частичной занятости на всех рабочих, числившихся до наступления кризиса в той или иной отрасли промышленности. История США. В 4-х тт Т.3. С. 160.
Значительно пострадала в период кризиса аграрный сектор экономики страны. Приведём данные, касающиеся данной сферы: производство пшеницы сократилось на 36 %, кукурузы — на 45%, падение цен на зерно составило около 2.7 раз, хлопок — более 3 раз. Смирнова А. Первый Кризис — Великая Депрессия 1929.
Как всё было. // [Электронный ресурс] Режим доступа: http://radosvet.net/bilina/4788-pervyj-krizis-velikaya-depressiya-1929-kak-vsyo.html, свободный. Правда, под давлением фермерства специальная сессия конгресса еще в июне 1929 г. приняла закон о сбыте сельскохозяйственных товаров.
На основании этого закона было создано специальное правительственное агентство — Федеральное фермерское управление, которое поставило своей задачей помочь фермерам добиться стабилизации сельскохозяйственного рынка. Была введена система субсидирования сельского хозяйства. Г.Гувер не является автором этой системы, он унаследовал ее от прошлых администраций. История США. Т.3.
С. 164.
Был увеличен подоходный налог, подняв его верхнюю предельную ставку с 25 до 63%. Фактически он делал все, что мог, чтобы депрессия не перешла в оживление. Журавлев С. Загадки эпохи джаза. Эксперт. 2008. №1. // [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.expert.ru/expert/2009/01/zagadki_epohi_dzhaza/, свободный
Мюррей Н. Ротбард в эссе «Экономические депрессии: их причины и методы лечения» утверждал, что «Именно Гувер, а не Франклин Рузвельт, стал основателем политики «Нового курса»: в сущности представляющей собой широкое применение государством как раз тех мер, от которых в первую очередь предостерегает мизесианская теория: поддержание ставок заработной платы выше уровней свободного рынка, поддержание уровня цен, инфляция кредита, выдача денежных займов неустойчивым деловым предприятиям. Рузвельт лишь придал всему этому размах, но первопроходцем был Гувер.» Ротбард М.Н. Экономические депрессии: их причины и методы лечения. // Экономический цикл: анализ австрийской школы. — Челябинск: Социум, 2002. С. 169-170.
Однако меры администрации Гувера оказались малоэффективными, о чём свидетельствовало дальнейшее углубление кризиса, а вместе с ним и нарастание общественного недовольства неумелыми действиями правительства. Большинство исследователей считают, что окончательно справиться с кризисными явлениями США удалось только к концу 30-х годов XX века.
Консенсус экономистов сегодня выражается точкой зрения, что главной ошибкой правительства Гувера было долгое удерживание ФРС от расширения денежного предложения, в то время как банковская паника и миллиарды потерянных вкладов вели к резкому сжатию денежной массы. Бездействие ФРС превратило первоначальный спад в длительную депрессию.
Источник: studbooks.net