На уроке можно использовать следующие методы обучения: объяснительно-иллюстративный; частично-поисковый; проблемный.
Разнообразить формы организации познавательной деятельности: индивидуальную, групповую (коллективную).
Показать задания со вспомогательными вопросами, цель которых – помочь обучающемуся вспомнить знания, которые являются необходимой основой для выполнения задания; задания с наличием образца выполнения; задания с сопутствующими указаниями, способствующими усвоению изученного материала; задания с теоретическими (историческими) справками, направленными на формирование умений обосновывать выбор того или иного действия, воспитание нравственных качеств, подтвержденных примерами; задания с применением классификации (показать характер главной героини с разных сторон, представить материал в определенном порядке.
Скачать:
![]() |
31.3 КБ |
Предварительный просмотр:
1. ИНФОРМАЦИЯ О РАЗРАБОТЧИКЕ ПЛАНА
А.Н. Островский «Гроза». Смысл названия и критика. Видеоурок 16. Литература 10 класс
Практическая работа: разработка технологической карты урока литературы
Куадже Ася Шумафовна
ГБОУ «Адыгейская республиканская гимназия», г. Майкоп
2. ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ ПО УРОКУ
По тематическому планированию ПРП
Н. А. Островский. Драма «Гроза» («Луч света в темном царстве»)
Планируемые результаты (по ПРП)
Способность оценивать ситуацию, в том числе представленную в литературном произведении, и принимать осознанные решения, ориентируясь на морально-нравственные нормы и ценности, характеризуя поведение и поступки персонажей художественной литературы
Самостоятельно формулировать и актуализировать проблему, заложенную в художественном произведении, рассматривать её всесторонне
Знание содержания, понимание ключевых проблем и осознание историко-культурного и нравственно-ценностного взаимовлияния произведений русской классической литературы
Ключевые слова (введите через запятую список ключевых слов, характеризующих урок):
«Луч света в темном царстве», мир, в котором живет героиня, характер, любовь, трагедия героини (Катерины)
Краткое описание(введите аннотацию к уроку, укажите используемые материалы/оборудование/электронные образовательные ресурсы)
Использовать следующие методы обучения : объяснительно-иллюстративный; частично-поисковый; проблемный. Разнообразить формы организации познавательной деятельности: индивидуальную, групповую (коллективную). Показать задания со вспомогательными вопросами, цель которых – помочь обучающемуся вспомнить знания, которые являются необходимой основой для выполнения задания; задания с наличием образца выполнения; задания с сопутствующими указаниями, способствующими усвоению изученного материала; задания с теоретическими (историческими) справками, направленными на формирование умений обосновывать выбор того или иного действия, воспитание нравственных качеств, подтвержденных примерами; задания с применением классификации (показать характер главной героини с разных сторон, представить материал в определенном порядке (составить план).
Уделить внимание рефлексивно-оценочному этапу урока и предложить им самостоятельную работу (тест для самодиагностики знаний и умений).
Научная литература (справочники, пособия, учебник)
Сеть Интернет, произведения отечественной литературы http://nsportal.ru/asya»> Сайт учителя русского языка и литературы Куадже Аси Шумафовны
https://педталант.рф /Куадже Ася Шумафовна
gufo.me-фразеологический словарь Федорова-темное царство
Крутецкая В.А. Русская литература в таблицах и схемах. 9-11 классы. Издательский дом «Литера», 2010 (Серия «Средняя школа»)
Контрольно-измерительные материалы. Литература.10 класс/Сост. Н.В.Егорова. М.: ВАКО, 2018. /соответствует ФГОС
3. БЛОЧНО-МОДУЛЬНОЕ ОПИСАНИЕ УРОКА
БЛОК 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала
Этап 1.1. Мотивирование на учебную деятельность
Мотивировать учащихся на позитивный настрой в работе.
Предложить отправиться на небольшую экскурсию во вторую половину ХVIII века» (историческая справка)
Вторая половина XVIII века – противоречивый период истории России.
Россия стала европейской державой, добилась успехов в военной области, экономике, торговле.
Положение дворянства укрепилось, а эксплуатация крестьян усилилась.
Авторы стремились создавать героев, достойных подражания. Внушить читателю, что жить нужно ради пользы общества. Объяснить, как нужно жить настоящему гражданину.
Литература России не стала исключением. Вместе с литературой продолжил развитие и русский литературный язык. Сама Екатерина II рассматривала ее как средство воспитания подданных и способ пропаганды государственной политики.
И на такой исторической ноте начать урок.
Этап 1.2. Актуализация опорных знаний
Задать вопросы, корректировать ответы обучающихся, оценить работу каждого ученика.
Этап 1.3. Целеполагание
Корректировать цели и задачи, создать проблемную ситуацию.
БЛОК 2. Освоение нового материала
Этап 2.1. Осуществление учебных действий по освоению нового материала
«Моя задача – служить русскому драматическому искусству» А.Н. Островский.
Главная заслуга драматурга-создание русского национального театра. За 40 лет Островский написал для русской сцены около 50 пьес. В них показана вся русская жизнь от сказочных времен («Снегурочка»), исторических («Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский» и др.) до современности («Бедность не порок» и др.).
А.Н. Островский обращался к темам актерской среды («Без вины виноватые» и др.), к образам русских интеллигентов («Бесприданница» и др.), к «темному царству» купцов («Гроза» и др.).
Н.А. Добролюбов назвал произведения А.Н. Островского «пьесами жизни». Они основаны на достоверной исторической или социально-бытовой информации и «острой» критики. В пьесах показаны все житейские проблемы русской действительности и дают ответы на вопросы — о любви, смысле жизни, счастье.
Катерина-главная героиня в пьесе «Гроза», как раз в поисках смысла жизни, ищет любовь и счастье. Она попала в семью, где господствовали домострой, самодурство, грубость и унижения.
Запись на доске.
Словарь: домострой, самодурство, грубость, унижение.
Работа со слайдом.
Домострой — это свод житейских правил, наставлений. Отражает принципы патриархального быта, известен предписанием строгости домашнего уклада.
Самодурство – сам Островский определяет, что означает слово «самодур» в пьесе «Гроза»: «Это коли человек никого не слушает: ты ему хоть кол на голове теши, а он все по-своему…Это – крутой сердцем, властный и дикий человек» (Дикой и Кабаниха).
Грубость – это отрицательное моральное качество, характеризующее пренебрежение культурой поведения, противоположно вежливости. Грубиян стесняет окружающих. Он не стремится умышленно причинить вред людям, не желает унизить или оскорбить. Грубость не тождественна наглости или жестокости, хотя нередко приводит к бесцеремонным и уязвляющим поступкам. (Дикой)
Унижение – поведение человека, целью или результатом которого является падение у унижаемого чувства собственного достоинства и его достоинства в глазах других людей; один из видов психологического насилия.
«Острая» критика – острая критика действительности в пьесе, трагические судьбы персонажей (Катерины).
(Ответы: коллективная, индивидуальная работа).
Этап 2.2. Проверка первичного усвоения
Пьеса «Гроза» была написана в 1859 году. Поставлена в театрах Москвы и Петербурга. Напечатана в 1860 году. Сюжет взят из жизни. Сам Островский назвал пьесу драмой, но по характеру конфликта пьеса ближе к социально- нравственной драме. В пьесе 5 действий: I-действие — завязка (явления 5-9); II и III – развитие действия; IV-кульминация — признание Катерины в своем грехе; V – развязка
1.Что автор показывает в экспозиции (I действие, явления 1-4)? (Создает атмосферу купеческого города Калинова, представляет жестокие нравы данного города).
2.На что обратил внимание зрителей/читателей Н.А. Островский в завязке (I действие, явления-5-9)? (Обозначился главный конфликт пьесы: «темное царство» и Катерина, задыхающаяся в его тисках. Наблюдается и внутренний конфликт в душе главной героини. Гроза приближается, гремит гром).
3. Назовите главные события во II и III действиях пьесы? (Катерина оставляет ключ от калитки у себя. В душе Катерины происходит внутренняя борьба с собой, но в этом состязании побеждает любовь. Любовное свидание Катерины и Бориса состоялось).
4.Почему IV действие пьесы носит кульминационный характер? (Признание Катерины в своем грехе — кульминационный момент, пик (основное событие) в развитии действия пьесы. Драма завершается нравственной победой Катерины над силами, которые сковывали ее свободу. Она бросила вызов «темному царству», в финале идет на самоубийство.).
5. В чем заключается особенность развязки в V действии пьесы? (Последний монолог Катерины-прощание ее с жизнью. Набожная Катерина не тонет в воде, а разбивается о якорь – есть надежда на спасение души. Смерть Катерины потрясла Тихона, он завидует ей: «Хорошо тебе, Катя! А я — то зачем остался жить на свете и мучиться!» Такой финал вселяет надежду на скорую гибель «темного царства»).
(Ответы: коллективная, групповая, индивидуальная работа).
БЛОК 3. Применение изученного материала
Этап 3.1. Применение знаний, в том числе в новых ситуациях
Цитаты об Островском (раздаточный материал).
1.«У нас есть свой русский, национальный театр. Он, по справедливости, должен называться: «Театр Островского». И.А. Гончаров
2. «Слово Островского – обличение самодурства нашей жизни. В этом его значение, его заслуга как художника; в этом сила его, сила его действия на массу, на эту последнюю для него как для драматурга инстанцию». А.А. Григорьев
3. «Автор, проникший во все тайны темного царства и выставивший их на всеобщий суд и осуждение…». С.В. Максимов
4. «… Островский бросил луч света в темное царство ». П.М. Невежин
Беседа о цитатах. Раздаточный материал. Карточки. Индивидуальная работа.
Этап 3.2. Выполнение межпредметных заданий и заданий из реальной жизни
В статье Н.А. Добролюбова «Луч света в темном царстве» (так критик назвал главную героиню пьесы) писал, что Катерина обладает пылкой и страстной душой, сильным характером и ее самоубийство словно грозовой вспышкой на миг осветило беспробудный мрак «темного царства».
Беседа. Вопросы. Почему Н.А. Добролюбов назвал Катерину «Лучом света в темном царстве»? В каком мире живет героиня?
Назовите черты характера героини. В чем заключается трагедия героини? Какое место занимает любовь в жизни героини? (Ответы на вопросы: индивидуальная, коллективная работа).
Словарная работа (значение, толкование слова «луч света»-полоса света, исходящая от какого-либо источника света (Образ Катерины), светящегося предмета;
«темное царство» — невежественная, косная общественная среда. Наружная покорность и тупое, сосредоточенное горе, доходящее до совершенного идиотства и плачевнейшего обезличения, переплетаются в темном царстве, изображаемом Островским, с рабской хитростью, гнуснейшим обманом, бессовестнейшим вероломством (Добролюбов «Темное царство»).
Наглядный материал (Слайд).
(Ответы: коллективная, индивидуальная работа).
.Этап 3.3. Выполнение заданий в формате ГИА (ОГЭ, ЕГЭ)
Какую идейную нагрузку несут на себе финальные сцены пьесы А.Н. Островского «Гроза»? (Ответы: коллективная, групповая, индивидуальная работа).
Финальные сцены пьесы А. Н. Островского «Гроза» несут на себе огромную идейную нагрузку. В них проявляются основные темы произведения: революционное преобразование крестьянской жизни, борьба за свободу и государственную независимость. В финальных сценах бурлят страсти, достигается главное конфликтное разрешение, искренне прорывается чувство истинной любви. Главные герои пьесы вынуждены принимать сложные решения и платить за них высокую цену. Главная героиня погибает (Катерина).
Этап 3.4. Развитие функциональной грамотности
В задания включить действия, исследования, поиска, отбора и структурирования необходимой информации, моделирование изучаемого содержания; формирование логических действий анализа, синтеза, сравнения, установления связей, способностей к выделению существенных и несущественных признаков.
Задание . Распределить по группам положительные и отрицательные персонажи.
Савел Прокофьевич Дикой – купец, значительное лицо в городе; Борис Григорьевич – племянник его, молодой человек, порядочно образованный; Марфа Игнатьевна Кабанова (Кабаниха) – богатая купчиха, вдова; Тихон Иваныч Кабанов – ее сын; Катерина – жена его; Варвара – сестра Тихона; Кулигин – мещанин, часовщик-самоучка, отыскивающий перпетуум – мобиле; Ваня Кудряш – молодой человек, конторщик Дикова; Феклуша – странница; Глаша – девка в доме Кабановой; Барыня с двумя лакеями – старуха 70 – ти лет, полусумашедшая; Городские жители обоего пола.
Наглядный материал (слайд). Раздаточный материал-карточки.
(Ответы: индивидуальная, коллективная работа).
Этап 3.5. Систематизация знаний и умений
БЛОК 4. Проверка приобретенных знаний, умений и навыков
Этап 4.1. Диагностика/самодиагностика
Тест для самодиагностики знаний и умений – раздаточный материал. (В приложении).
Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.
БЛОК 5. Подведение итогов, домашнее задание
Этап 5.1. Рефлексия
Помочь сделать учащимся выводы по итогам урока, рекомендовать им совершенствовать навыки подведения итогов своей деятельности, умение делать выводы, правильно выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью
Этап 5.2.Домашнее задание
Дать комментарий к выполнению домашнего задания, учащимся предложить записать в дневник домашнее задание.
Тест по драме «Гроза»
1.Где юный А.Н. Островский служил и набирался впечатлений для своих будущих произведений? (Ответ: в Московском совестном суде, в коммерческом суде).
2.Какая пьеса принесла А.Н. Островскому литературную известность? (Ответ: «Банкрот»/ «Свои люди сочтемся»)
3.Какое путешествие предшествовало написанию А.Н. Островским драмы «Гроза»? (Ответ: экспедиция по Верхней Волге)
4.Столкновение каких общественных сил символически изображено А.Н. Островским в драме «Гроза»? (Сельской и городской культуры, народной нравственности и домостроевских порядков).
5.Какой герой пьесы, кроме Катерины, отражает народное начало? (Ответ: Кудряш).
6.В чем внутренний конфликт Катерины? (Ответ: Конфликт между чувством и долгом, любовью и осознанием собственной греховности, свободой и необходимостью).
7. Выберите три утверждения, которые соответствуют содержанию и художественным особенностям драмы «Гроза»
1) Кулигин на протяжении пьесы цитирует А.С. Пушкина.
2) Родители Бориса умерли.
3) Прилюдное признание Катерины в грехе-кульминация пьесы.
4) Реплика « А по-моему: делай, что хочешь, только бы шито да крыто было» принадлежит Кудряшу.
5) Н.А. Добролюбов увидел в образе Катерины протест против «темного царства» (Ответ:125).
8.Установите соответствие между персонажами пьесы и их репликами.
А) «Ведь от любви родители и строги-то, к вам бывают, от любви вас и бранят-то, все думают добру научить»
Б) «…недели две никакой грозы надо мной не будет…
В) «Да здесь все как будто из-под неволи»
Тест по драме «Гроза»
1.Почему современники прозвали А.Н. Островского «Колумбом Замоскворечья»? (Ответ: Он открыл зрителю /читателю патриархальный мир купечества, русский народный мир).
2.В пьесе «Бедность не порок» А.Н. Островский соединяет «…с комическим». Запишите пропущенное слово. (Ответ: Высокое).
3.Где происходит действие в начале драмы «Гроза»? (Ответ: Общественный сад на высоком берегу Волги).
4. В чем символический смысл названия драмы «Гроза»? (Ответ: В метафорическом изображении социальных потрясений, перемен в обществе).
5.Как Катерина объясняла свой страх перед грозой? (Ответ: «Не то страшно, что убьет тебя, а то, что смерть вдруг тебя застанет, как ты есть, со всеми твоими грехами…»).
6.Какой прием использует А.Н. Островский, называя своих героев так: Кабаниха, Тихон, Дикой? (Ответ: Говорящие фамилии).
7. Выберите три утверждения, которые соответствуют содержанию и художественным особенностям драмы «Гроза».
1) Кулигин на протяжении пьесы цитирует А.С. Пушкина.
2) Родители Бориса умерли.
3) Прилюдное признание Катерины в грехе-кульминация пьесы.
4) Реплика «А по-моему: делай, что хочешь, только бы шито да крыто было» принадлежит Кудряшу.
5) Н.А. Добролюбов увидел в образе Катерины протест против «темного царства». (Ответ:235)
8. Установите соответствие между персонажами пьесы и их репликами.
А) « Я понимаю, что все это наше русское, родное, а все-таки не привыкну никак».
Б) «Обманывать –то я не умею, скрыть-то ничего не могу».
В) «Что мне тебя судить! У меня свои грехи есть».
Источник: nsportal.ru
В помощь школьнику. 10 класс. А. Н. Островский. «Гроза» (1859)
1-я неделя сентября. В начале сентября десятиклассникам предстоит понять, кто же все-таки Катерина: луч света в темном царстве или типичная героиня своего времени
Текст: Ольга Разумихина *
Коллаж: ГодЛитературы.РФ/кадр из фильма Григория Константинопольского «Гроза», 2020
Каждое произведение, которое проходят в школе, может стать отправной точкой для важного — познавательного и откровенного — разговора между подростками и преподавателем. Но обсуждение часто заходит в тупик, если педагог навязывает «единственно верную» точку зрения. Драма (не трагедия!) А. Н. Островского «Гроза» — яркое тому подтверждение.
Стоит за дело взяться преподавателю, который вслед за критиком Н. А. Добролюбовым повторяет, что Катерина — «луч света в темном царстве», и не допускает никакого вольнодумства, — и школьники теряют всякий интерес к обсуждению. Да и правильно делают, ведь Островский, как любой хороший автор, изображает героев, чьи поступки нельзя истолковать однозначно.
Так кто из персонажей «Грозы» достоин сочувствия, а кто — порицания? Давайте подумаем вместе. Но сначала, как обычно, вспомним сюжет: прочитанные за лето произведения имеют свойство быстро выветриваться из головы.
Уездный город N
Действие пьесы «Гроза» происходит в несуществующем местечке Калинове. Прием этот — создание эдакого «собирательного» села или города — был облюбован русскими классиками задолго до Островского. Так, А.
С. Пушкин сделал Ивана Петровича Белкина (того самого, который якобы написал и «Выстрел», и «Метель», и остальные повести сборника) владельцем села Горюхина, ставшего символом закрепощенной России. Но чаще всего вымышленные населенные пункты встречаются в творчестве Н. В. Гоголя: что в «Старосветских помещиках», что в «Ревизоре», что в «Мёртвых душах» действие происходит в местах, которые либо не названы вообще, либо имеют буквенные обозначения; так, Чичиков останавливается в городе NN, и, хотя литературоведы и видят в этом «топониме» намек на Нижний Новгород, прямо автор этого не говорит. Забегая вперед, скажем, что и после Островского писатели вовсю эксплуатировали образ «неназванного уездного города»: подобные населенные пункты встречаются и у Достоевского, и у Чехова, и у Ильфа и Петрова (в «Двенадцати стульях»), а советский писатель Л. И. Добычин в 1934 году издал целый роман, который так и называется — «Город Эн».
. Вот и Островский помещает своих героев — Кабаниху, Тихона, Дикого, Катерину и многих других — в Калинов, о котором известно только то, что это «благословенное место» на берегу Волги. Но почему? Возможно, писатель, задумавший произведение о людях неотесанных и самолюбивых, не захотел обидеть жителей какого-либо реального города?
И это, разумеется, тоже; но в первую очередь автор, который описывает местечко с вымышленным названием, желает указать на типичность представленных в его произведении явлений. Если бы Островский поместил героев в реальный приволжский город (допустим, Саратов или Волгоград, который в XIX в. назывался Царицын), можно было бы подумать, что «высокие нравы» характерны лишь для этой территории, а в других местах, как говорится, и небо голубее, и трава зеленее. Но нет, «среднестатистическое» село Горюхино, или NN, или Калинов — это места, которых на карте России настолько много, что выбирать какое-то одно не имеет смысла: куда ни глянь, везде — увы — царят мракобесие и произвол.
Не пытайтесь покинуть Калинов
Итак, Калинов — сравнительно небольшой городок, жители которого ведут будничную жизнь. Они ходят в церковь, хлопочут по хозяйству, торгуют, а главное — целыми днями друг с другом ругаются. Купец Дикой вечно орет на племянника Бориса, который ждет от него решения по наследству, и на подчиненных, — но те хотя бы могут «не дать ему спуску». Вот, например, что говорит Кудряш, служащий у Дикого конторщиком:
Кудряш. Мало у нас парней-то на мою стать, а то бы мы его озорничать-то отучили.
Шапкин. А что бы вы сделали?
Кудряш. Постращали бы хорошенько.
Шапкин. Как это?
Кудряш. Вчетвером этак, впятером в переулке где-нибудь поговорили бы с ним с глазу на глаз, так он бы шелковый сделался.
Шапкин. Недаром он хотел тебя в солдаты-то отдать.
Кудряш. Хотел, да не отдал, так это всё одно, что ничего. <. >Это он вам страшен-то, а я с ним разговаривать умею.
Шапкин. Уж будто он тебя и не ругает?
Кудряш. Как не ругать! <. >Да не спускаю и я: он слово, а я десять; плюнет, да и пойдет. Нет, уж я перед ним рабствовать не стану.
Итак, подчиненные Дикого, если совсем «прижмет», могут дать ему отпор или и вовсе уйти искать счастья в другом месте (хотя последнее спорно — в Калинове вряд ли много рабочих мест). И всё же совсем другое дело с Кабанихой — женщиной лет сорока-пятидесяти, которая после смерти супруга (и также, очевидно, его родителей, ведь жить отдельно от свекра и свекрови в XIX веке было не принято) осталась одна с двумя детьми, Тихоном и Варварой, — и стала для них настоящим тираном. Теперь взрослым отпрыскам Кабанихи приходится выслушивать постоянные нравоучения, исполнять все ее требования, следовать старинным обрядам. И только попробуй ослушаться — иначе на тебя обрушится поток оскорблений и проклятий.
В сложившейся ситуации Кабановы-младшие пытаются хоть как-то отвести душу. Варвара, кажется, пошла характером в мать: она ничего и никого не боится («по-моему: делай, что хочешь, только бы шито да крыто было»), мастерски прячется и врет — и не видит в этом ничего плохого. С одной стороны, ее умение плыть против течения вызывает уважение, — но, с другой, Варвара эгоистична, и такие слова, как «любовь», «мечта», «совесть» для нее — пустой звук. Тихон же, также будучи человеком самолюбивым, при этом хрупок и раним, поэтому он топит горе на дне стакана — и, как только представляется возможность, идет выпивать с Савёлом Прокофьичем Диким. В этом, кстати, горькая ирония Островского: убегая от одного тирана, Тихон сидит за столом с другим.
Но вот в Калинове появляется новое лицо — чувственная, искренняя, свободолюбивая Катерина. А. Н. Островский не случайно указывает, что главная героиня пьесы выросла в другом городе: все-таки, сколько бы по России ни было раскидано Калиновых, не везде нравы настолько жестоки. Будучи девочкой, а затем подростком, Катерина не боялась бунтовать:
Катерина. Такая уж я зародилась, горячая! Я ещё лет шести была, не больше, так что сделала! Обидели меня чем-то дома, а дело было к вечеру, уж темно; я выбежала на Волгу, села в лодку, да и отпихнула ее от берега. На другое утро уж нашли, верст за десять!
Но подобные случаи были редки: Катерина росла в волшебной атмосфере любви, свободы и мечтаний о чудесах. С помощью воображения она уносилась в дивные края, где всё исполнено благодати:
Катерина. <. >И до смерти я любила в церковь ходить! Точно, бывало, я в рай войду и не вижу никого, и время не помню, и не слышу, когда служба кончится. Точно как всё это в одну секунду было. Маменька говорила, что все, бывало, смотрят на меня, что со мной делается.
А знаешь: в солнечный день из купола такой светлый столб вниз идет, и в этом столбе ходит дым, точно облако, и вижу я, бывало, будто ангелы в этом столбе летают и поют. <. >Или рано утром в сад уйду, еще только солнышко восходит, упаду на колена, молюсь и плачу, и сама не знаю, о чем молюсь и о чем плачу; так меня и найдут. И об чем я молилась тогда, чего просила, не знаю; ничего мне не надобно, всего у меня было довольно. А какие сны мне снились, Варенька, какие сны! Или храмы золотые, или сады какие-то необыкновенные, и всё поют невидимые голоса, и кипарисом пахнет, и горы и деревья будто не такие, как обыкновенно, а как на образах пишутся.
Однако, переехав вслед за Тихоном в Калинов, Катерина с ужасом обнаруживает, что на свете существуют совсем другие места: негостеприимные, мрачные. Будучи типичной скромной девушкой, воспитанной в духе XIX века, она, разумеется, терпит издевательства снохи, холодность супруга; отводит душу в разговорах с Варварой, которая поневоле становится ее самой близкой подругой (хотя, впрочем, покидает Катерину именно в тот момент, когда ей больше всего нужна моральная поддержка…). Но в итоге главная героиня оказывается не в силах противиться чувствам — и решается на ночное свидание с Борисом, который обходится с ней ничуть не лучше остальных. Во избежание спойлеров не будем говорить, чем закончилась пьеса, — скажем только, что закончилась она очень печально. Но давайте задумаемся: были ли у бедняжки способы вырваться из Калинова?
Луч света в темном царстве?
Н. А. Добролюбов в той самой работе «Луч света в темном царстве», на которою обожают ссылаться учителя, делает вывод, что участь Катерины была предрешена едва ли не с самого начала, ведь она, словно прекрасный цветок, не могла «произрастать» на столь бедной почве. Критик, посвятивший размышлениям о «Грозе» огромную по современным меркам статью, — 47 страниц! — видит Катерину героем безусловно положительным, почти идеалом; все ее ошибки он объясняет (впрочем, справедливо) отсутствием личного опыта и «широкого образования».
Но кто знает: может, если бы Катерину не покинули буквально все и у нее осталась бы хоть какая-то отдушина, она могла бы, пусть даже через долгие годы, смириться с происходящим в Калинове? Если бы, к примеру, в нужное время рядом оказалась Варвара; или Тихон, узнав, что супруга ему изменила, решился на доверительный разговор и дал ей понять, что прощает ее; а там, глядишь, у них с Катериной родился бы ребенок, — а ведь главная героиня пьесы так любит детей и так жалеет, что у нее пока нет своего маленького ангела?
Но даже если бы всё вышло именно так, надеяться на то, что у Катерины всё стало бы хорошо, — слишком наивно. Скорее всего, она бы, год за годом проходя через бытовые мытарства и сталкиваясь с осуждением даже незнакомых людей, зачерствела, обозлилась — и через пятнадцать-двадцать лет мало чем отличалась бы от Кабанихи.
Или, может, преподаватели и критики что-то упускают и у Катерины был еще какой-то выход? Вполне возможно! Думайте, спорьте, отстаивайте свою точку зрения: уроки словесности нужны именно для этого. (Хотя на ЕГЭ по русскому и литературе от слишком смелых теорий лучше, конечно, воздержаться.)
Ольга Разумихина — выпускница Литературного института им. А. М. Горького, книжный обозреватель и корректор, а также репетитор по русскому языку и литературе. Каждую неделю она комментирует произведения, которые проходят учащиеся 9—11 классов.
Колонка «В помощь школьнику» будет полезна и тем, кто хочет просто освежить в памяти сюжет той или иной книги, и тем, кто смотрит глубже. В материалах О. Разумихиной найдутся исторические справки, отсылки к трудам литературоведов, а также указания на любопытные детали и «пасхалки» в текстах писателей XVIII— XX вв.
Источник: godliteratury.ru
А. Н. Островский. Материалы к урокам в 10 классе
1 урок — «Колумб Замоскоречья». Архив включает презентацию и видеоролик, который можно посмотреть чуть ниже.
Перед просмотром биографического ролика предлагаются вопросы:
- Почему Малый театр называют «Домом Островского»?
- Сколько пьес отдал он театру?
- Что представляло собой Замоскворечье во времена Островского?
- Почему Островского называют «Колумбом Замоскворечья»?
- Где родился будущий писатель? Кем был его отец?
Изучение драмы А. Н. Островского «Гроза»
Этот урок знакомит с жителями города Калинова: Диким, Кабановой, Тихоном, Борисом, Варварой, Кудряшом, даёт представление о социальном конфликте драмы. Презентация включает ролик «История сознания «Грозы».
Проблема конфликта в драме «Гроза» (презентация)
На данном уроке рассматривается внутренний конфликт Катерины. В архиве вы найдёте индивидуальные карточки к уроку и презентацию.
4 урок конфликт.zip
Compressed Archive in ZIP Format 3.3 MB
Познакомьтесь с групповой работой на уроке литературы в 10 классе по драме «Гроза». Каждая группа должна была подготовить ответ, опираясь на вопросы, рассказать об одном из действующих лиц пьесы.
Тесты
Сочинение ученицы
Предлагаю вашему вниманию сочинение ученицы, когда-то лет 10 назад опубликованное в каком-то журнале. Я его переписала и с тех пор давала учащимся для рецензии.
«Катерина — отнюдь не луч света в тёмном царсте. Почему? Потому что «лучи света» не гуляют тёмной ночью от своих мужей. У Катерины был ключ от калитки и все условия гульнуть от мужа. Настоящий «луч света» выбросил бы заветный ключик в воду. Но Катерина так не сделала. Добролюбов считает характер Катерины оптимальным для женщины.
Я так не считаю. Может, в 19 веке этот характер и был бы идеальным, но не сейчас.
Катерина — избалованная, ленивая женщина. Мама никогда не заставляла её работать, одевала, как куклу, не заставляла учиться. В общем, жила девушка как у Христа за пазухой. И вдруг её выдали замуж. И свекровь, вот вредная, работать заставляет, гулять от мужа не даёт.
Вы представляете, какая каторга? И неудивительно, что Катерине свет не мил стал. И рядовая семья Кабановых стала для неё тёмным царством. Кабаниха, конечно, была для Катерины извергом. А на самом деле? У Кабанихи твёрдый характер. Она говорит человеку всё, что думает о нём.
И говорит в глаза. В наше время она была бы хорошим руководителем какого-нибудь предприятия. Кабаниха — портрет хорошего, трудолюбивого помещика тех времён. Не она ли приказывала сыну, чтобы тот взял с Катерины клятву не гулять по мужикам? А он Катерине верил.
А та, не успел муж от дома отъехать, сразу пошла к Борису. Понятно, что остальным с Кабанихой трудно. А уж что касается «луча света в тёмном царстве», то он просто должен повеситься. Но Катерина утопилась. В наше время считается, что самоубийца — человек слабохарактерный. Таким людям нужна помощь психиатра.
Добролюбов говорит, что смерть Катерины — это протест против нравов «тёмного царства». Таких протестующих на свете много. Но ни один из них ещё ничего не доказал. Катерина умерла. Бориса сослали. Любящий Катерину и готовый простить ей всё Кабанов потерял единственную любовь. Кабанова сказала: «Ну и слава Богу, от стыда избавились». Мир пополнился ещё одной сплетней.
Бесспорно, положительным в Катерине является то, что она хорошо молится. А другая девушка, например, хорошо танцует, что так же бесполезно. И что, теперь за это их медалями обвешать? и возносить до небес?
Для Катерины гораздо эффективнее было бы меньше грешить. Тогда бы и замаливать было нечего и некогда.
Я думаю, что Островский не ставил своей целью разоблачение таких «тихих омутов», как Катерина и подобных святош. Его целью было вывести на чистую воду жителей «тёмного царства» и их нравы. Но невольно у него получилось и то, и другое. Пьеса «Гроза» — история истинно несчастной любви.
*Стилистика и орфография истоника сохранены.
Источник: perova.jimdofree.com