Алексей Рыбников — о судьбе осиротевшего театра
После неожиданной смерти Александра Градского художественным руководителем театра «Градский-холл» назначен композитор Алексей Рыбников
Текст: Валерий Кичин/РГ
По этому поводу в прессе блуждало много слухов и домыслов: наследники знаменитого певца и композитора тревожились за судьбу театра, труппа — за свое будущее, и само назначение Рыбникова повсеместно называлось временным. С этого мы и начали нашу беседу с выдающимся
К сожалению, как и в большинстве случаев, вопрос акустического оформления зала встал в самый последний момент. В таких условиях пришлось разработать архитетурно-акустическое решение, в которое необходимо было «вписать» мысли маэстро.
В 2013 году, когда были выделены деньги на проектирование, основываясь на спецификации звукового, светового, проекционного оборудования, ознакомившись с эскизами дизайна, было начато проектирование: построена 3-мерная модель зала в акустическом симуляторе E.A.S.E. v.4.3., в нее заложены существующие материалы и рассчитано время реверберации RT60.
«Из его гримерки сделали кладовку»: как изменился театр Градского спустя год после смерти маэстро
В одной из попыток реконструкции, предпринятых в 2011 г. были проведены акустические измерения пустого зала как исходной точки для проектирования.
Удалось найти эти результаты измерений и так как за 2 года в зале ничего не происходило, результаты можно было сравнить.
Как видно из графиков (частотных характеристик времени реверберации расчетной и измеренной) исходные данные для проектирования не изменились. Время реверберации завышено.
На основании СНиП 23-03-2003 «Защита от шума» СП 51.13330.2011. рекомендуемое оптимальное время реверберации на частотах 500 — 1000 Гц для помещений данного объема (порядка 5500 м³) и жанровой направленности (многофункциональное) должно составлять 1,3сек. ±10%, с возможным превышением на низких частотах до 20%.
Таким образом, получалось, что выдерживая общую концепцию зала согласно утвержденному дизайну, да еще и в серой цветовой гамме, нужно сильно снизить время реверберации во всем диапазоне частот.
Но и это стало не основной задачей! Финансирование именно акустического оформления, как всегда, оказалось недостаточным!
Учитывая, что зал многофункциональный, финансирование минимальное и дизайн-проект с цветом утвержден самим А.Б.Градским было предложено следующее решение.
Градский Холл. Промо 2021
Для широкополосного снижения времени реверберации были применены конструкции из минерального заполнителя и плит Кнауф-Акустика (что в народе всегда называли ППГЗ), для правой и левой стены — разноуклонный вариант конструкции сделан еще и в целях минимизации порхающего эха, причем конструкцию пришлось «разорвать» на две, т.к. на определенном уровне стены уже была укреплена рельса для камеры.
Дабы не смущать посетителей перфорированной отделкой, конструкции затянули акустически прозрачной тканью утвержденного цвета.
Задняя стена кинозала и стена с окнами операторских комнат отделили по той же схеме с уклоном.
Кресла, к сожалению, были выбраны давно и повлиять на этот выбор было уже невозможно.
Еще одна проблема реконструкции – это потолок. Потолок по всему периметру зала – профнастил с огнезащитой и многочисленными ходовыми мостками и галереями.
Данный объект культуры предназначен в первую очередь для шоу, поэтому изначально в спецификации было заложено огромное количество световых приборов, располагавшихся, например, на круглой ферме по центру зрительного зала.
Таким образом, сделать классический потолок было невозможно. Единственное, чем можно было внести дополнительный фонд поглощения и минимизировать акустические дефекты от потолочных мостков и галерей, – это укрепить по низу галерей и мостков 5-сантиметровые черные звукопоглощающие панели, которые на общем фоне черного потолка не были заметны, но акустически работали.
Очень неудачные, с точки зрения распределения звука места располагались на последних рядах в нише. Было предложено установить отдельную линию акустических систем для улучшения разборчивости в этой зоне, однако от этой идеи также пришлось отказаться.
Не состоявшуюся декорацию, а именно задник сцены и прилегающие стены было рекомендовано закрыть плотными портьерами, что и было выполнено с учетом требований пожарной безопасности.
Части стен, не закрытые акустическими конструкциями, были окрашены.
В последствии на сцене были смонтированы своеобразные аналоги порталов, откуда в классическом зале обычно выходят артисты, так как полностью открытая кинотеатральная сцена не предполагала подобных конструкций.
Отдельным разделом архитектурно-акустического проектирования является вентиляция, вопросы которой очень долго не могли быть решены в проекте, так как. подрядчиками не выполнялись требования СниП, и также потому, что выходы вентиляционных решеток не вписывались в утвержденный интерьер, а перенести их было невозможно.
На основании описанной акустической картины было проведено моделирование, результатом которого стала следующая частотная характеристика времени реверберации.
Как видно из рисунка, требования СНиП соблюдаются и частотная характеристика времени реверберации укладывается в отведенные нормы.
После акустического моделирования проводилось электроакустическое моделирование с той лишь разницей, что комплект оборудования не подбирался, так как он был уже куплен и не мог быть изменен, как и кресла.
Таким образом, концертный зал в первоначальном виде озвучивался по схеме:
•Центральный кластер (был «разорван» в горизонталь вопреки проекту): АС L-Acoustics V-DOSC – 2 шт.;
•Боковой фронтальный линейный массив: АС L-Acoustics V-DOSC – по 8 шт. на сторону;
•Боковой фронтальный напольный кластер: сабвуферы L-Acoustics DVSUB – по 1 шт. на сторону + АС L-Acoustics DV-DOSC – по 2 шт. на сторону.
•Боковой тыловой подвесной кластер: АС L-Acoustics V-DOSC – по 1 шт. на сторону.
Предвосхищая вопрос, откуда L-Acoustics V-DOSC, следует объяснить, что весь описанный комплект оборудования был выбран А.Б.Градским и несколько лет хранился у него.
По результатам архитектурно-акустического моделирования – оптимизации времени реверберации и выполненного коллегами в программном пакете Soundvision развеса существующего комплекта оборудования можно было рассчитать и оценить разборчивость.
В последствии во время тестирования световых приборов оказалось, что на светло-сером фоне световые эффекты не настолько ярки, как было задумано. Тогда было принято решение повторить все оформление зала без изменений, но в черном цвете.
Такой объект, как «Градский Холл», имеющий в составе комплекса звукозаписывающую студию, совсем не исключение из правил.
Во время одной из попыток реконструкции здания были произведены работы по организации студии: выделены помещения непонятно по какому принципу, предприняты меры по звукоизоляции как тон-ателье, так и аппаратной.
Однако предполагаемая аппаратная не соответствовала своему назначению: она была очень длинной и узкой, в стене уже был установлен один простой тонированный стеклопакет, расположенный таким образом, что обозрение тон-ателье было крайне затруднительным.
Данная задача была решена следующим образом.
Помещение аппаратной разделили на два, причем во второе помещение планировалось вынести все шумящее оборудование.Окно заложено, а вместо него использованы камера в тон-ателье и монитор в аппаратной.
Аппаратная максимально акустически отделана и выстроена. «Максимально» потому, что, противореча всем правилам, отделка велась без точной спецификации оборудования, а выбранные маэстро системы Genelec были просто велики для данной аппаратной по всем критериям.
Тон-ателье студии имеет достаточно большие размеры, но неудачную геометрию в плане. При площади порядка 100 м² оно имеет практически форму квадрата. Помимо этого, помещение двусветное и крыша уходит под конек, на высоту 8,5 м.
В тон-ателье были сформированы 2 тамбура при входах.
Так как тон-ателье имеет большой объем и позволило бы разместиться даже оркестру, было принято решение максимально устранить возможные акустические дефекты, возникающие из-за формы помещения, внести добавочный фонд звукопоглощения и максимально, в рамках бюджета, увеличить диффузность звукового поля посредством рассеивателей, а также применить элемент переменной акустики в виде раздвижного «занавеса»/портьеры по просьбе А.Б. Градского.
В сентябре 2015 года «Градский Холл» все-таки был открыт и Москва получила еще одну многопрофильную площадку для выступлений.
Источник: www.show-master.ru
Как Дина Гарипова назначала свидание на сцене великим женщинам
В конце сентября на сцене московского театра «Градский Холл» свой новый концертный сезон открыла Дина Гарипова. Столичная публика знает казанскую певицу в первую очередь по нашумевшему песенному телепроекту «Голос». Вероятно, поэтому концерт для публики театра Градского был создан исходя из зрительских предпочтений: шлягеры мировых и советских див от Кристины Агилеры до Клавдии Шульженко, спетые хрустальным голосом Гариповой. О том, кому певица посвятила новый концерт, сколько стоит ее автограф и что собой представляет загадочный «Градский Холл», — в материале корреспондента «БИЗНЕС Online».
Что такое «Градский Холл»?
Театр «Градский Холл», или, по неофициальной версии, просто театр Градского, — место удивительное для Москвы во всех смыслах. Оно уже 6 лет существует на культурной карте города как самостоятельная институция.
К слову, до реконструкции это был знаменитый среди москвичей кинотеатр «Буревестник», который с 1991 года получил нового хозяина в лице маэстро Александра Градского и ждал капитального ремонта вплоть до 1998-го. В итоге красивейшее желтое здание с величественными греческими колоннами на Коровьем Валу открыли только в 2015-м. Но мощной культурной институцией ему пока стать не удалось. В «Градском Холле» не бывает громких премьер, туда не стремится столичная элита, давя дорогими каблуками красные ковровые дорожки, пресса не обивает пороги в поисках входных на новые постановки. Театр занимает какую-то свою небольшую музыкальную нишу, причем делает это довольно успешно: билеты распродаются и залы заполняются даже после «ковидной» вычистки.
Конечно, ключом к успеху стал всем известный «Голос», который не только в определенном смысле реанимировал Александра Борисовича как певца и медиаперсону, но и заполнил новому театру постоянную труппу. Стоит только пройти в просторное фойе, как со стен на гостей посмотрят знакомые по проекту лица: Дина Гарипова, Александра Воробьева, Валентина Бирюкова, Сергей Волчков, Полина Конкина, Буша Гоман, Шарип Ухманов и др.
Здесь сразу организуют и сольные концерты (их афиши развешаны по внутренним колоннам на месяцы вперед), и сборные варианты с привлекательными названиями — например, «The Beatles Навсегда» или «Queen. Концерт посвящение», в которых участвуют не только артисты театра «Градский Холл», но и сам маэстро.
Вообще, формат «посвящения», как можно заметить, здесь любят: посвящение культовой британской рок-группе Queen, не менее культовым The Beatles или Майклу Джексону. Вот и Гарипова назвала свой сольный концерт «Tribute. Посвящение великим женщинам». Вообще, что интересно, команда артистки не очень хотела, чтобы журналисты писали об этом сольнике.
Дескать, это продукт сугубо для публики «Градский Холл», будут звучать только чужие песни, сама певица — только главный голос вечера, а за все остальное в музыкальном и техническом плане отвечает театр. Но, конечно, корреспондентов «БИЗНЕС Online» это не остановило. Дина Гарипова назвала свой сольный концерт «Tribute. Посвящение великим женщинам» Фото: Иветта Невинная
«Я могу еще очень много говорить»
Зал почти забит до предела. Лишь изредка в партере виднеются свободные кресла. И пустеют они скорее из-за антикоронавирусных ограничений по рассадке, хотя амфитеатр забит под завязку без всяких проблесков. В фойе стоят пресс-воллы с именной символикой певицы, сюда быстро выстроилась очередь за фото.
Развешаны фото Гариповой, афиши концерта, а напротив входа расположился даже небольшой переносной магазинчик. Здесь тебе и всякого рода печатная продукция с изображением красавицы Дины, да еще и с автографом певицы, и компакт-диски с песнями. Странно, конечно, что они еще в ходу в современный цифровой век, но популярностью все же пользуются.
А еще лежит книга о Гариповой с таинственным названием «Дина. Это все о ней». Словом, приятные мелочи для преданных поклонников, к тому же за символические деньги. Карточки с автографом — 200 рублей, диски с записью концерта — от 200 до 300 рублей, а книга — 1,5 тысячи. Кто знает, может, через два десятка лет подпись Гариповой будет стоить гораздо больше.
Поклонники это понимают и наперебой скупают все предложенное. приятные мелочи для преданных поклонников, к тому же за символические деньги. Карточки с автографом — 200 рублей, диски с записью концерта — от 200 до 300 рублей, а книга — 1,5 тысячи. Кто знает, может, через два десятка лет подпись Гариповой будет стоить гораздо больше. Поклонники это понимают и наперебой скупают все предложенное Фото: Иветта Невинная
Тем временем в зале все готово к концерту. По бокам от сцены расположились гигантские экраны, с которых обворожительно и несколько загадочно улыбается Дина, в центре сцене просматриваются музыкальные инструменты. Зал мгновенно забивается зрителями.
Причем возрастной контингент самый разный: здесь и пожилые женщины с мужьями, знающие всех участников любимого телепроекта, и дамы 45+, которые целенаправленно пришли с подружками послушать великие хиты, а потом добраться до близлежащего ресторанчика, и даже грозного вида байкеры в массивных косухах, весь вечер искренне умилявшиеся таланту артистки. Буквально через несколько минут появляется и сама Гарипова в залитом блестками аккуратном платье футляре. Она долго и искренне благодарит всех собравшихся, удивляясь количеству людей в зале, а потом стопорит сама себя: «Я могу еще очень много говорить, но сегодня лучше все будет сказано в песнях. Вы услышите композиции великих женщин, чье творчество сильно повлияло на меня в свое время и чьи песни поразили весь мир». Тем временем в зале все готово к концерту. По бокам от сцены расположились гигантские экраны, с которых обворожительно и несколько загадочно улыбается Дина, в центре сцене просматриваются музыкальные инструменты Фото: Иветта Невинная
После такого приветствия собственный оркестр театра Градского занял свои позиции и зазвучали известные ноты главного хита Уитни Хьюстон I Will Always Love You. В принципе, собравшимся хватило уже этого исполнения для счастья. Несколько женщин тут же побежали к сцене с букетами благодарить Дину. Но она сообщила зрителям концертный регламент и попросила его соблюдать.
В конце первого отделения будет время на цветы, а потом еще в конце второго. «А пока давайте все же насладимся музыкой. Я буду петь песни одну за другой, а вы подпевайте», — вкрадчиво сообщила певица. Сказано — сделано.
Все первое отделение Гарипова умело справлялась как с мировыми хитами Адель, Тины Тернер, Эллы Фитцджеральд, Ареты Франклин, так и великими песнями Анны Герман, Лидии Клемент, Аллы Пугачевой и Жанны Рождественской. А в конце на сцену вышла еще одна участница «Голоса» (только уже из команды Димы Билана, а не Градского)? Маргарита Позоян, и артистки дуэтом спели песню Мэрайи Кэри. Все первое отделение Гарипова умело справлялась как с мировыми хитами Адель, Тины Тернер, Эллы Фитцджеральд, Ареты Франклин, так и великими песнями Анны Герман, Лидии Клемент, Аллы Пугачевой и Жанны Рождественской Фото: Иветта Невинная
«Ах ты, степь широкая»
Во втором отделении драйвовые хиты, требующие мощного вокала, сменились лирическими композициями. Дина начала с исполнения татарской народной песни в новой обработке и напомнила, что вовсю работает над фольклорным альбомом. Затем перешла к русским напевам и в зале зазвучала «Ах ты, степь широкая», а затем и «Волга» Людмилы Зыкиной.
Судя по тому, что зрители доставали телефоны, чтобы снять себе кусочек на память, именно на этих песнях становится понятно — импортные хиты им мало нужны, а вот наши, родные, русские, — очень даже. И с ними, надо сказать, Дина справлялась лучше всего. Ее мягкий тембр и сильный голос прекрасно передавал интонации и смыслы именно композиций русских великих женщин.
А зарубежное рычание, необходимое в тех же треках Кристины Агилеры, выглядело скорее искусственно, чем правдиво, хотя, надо сказать, очень умело. Отдельным подарком слушателям была сольная партия саксофона Дмитрия Трифонова, который вместе с оркестром исполнил знаменитейший хит Кэнди Далфер Lily Was Here. А завершился двухчасовой концерт собственной песней Гариповой, которая, вероятно, таким образом намекнула, что не против со временем пополнить список великих женщин. Кто знает, возможно, со временем другая молодая певица будет посвящать свой концерт именно победительнице «Голоса» из Казани. В столице РТ же по-прежнему ждут ее больших выступлений, а также татарского альбома, который стал, можно сказать, легендой еще до своего выхода.
Фото на анонсе: Иветта Невинная
Источник: www.business-gazeta.ru
«Что дальше?»: новый худрук «Градский Холл» пустил наследие Градского на самотек
На готовый театр, который любовно обустраивал композитор, претендентов очень много.
«Градский Холл» после смерти своего руководителя не сменит название — так решили власти столицы. С тех пор как здание бывшего кинотеатра «Буревестник» было передано Александру Градскому для создания музыкального театра, он занимался его реконструкцией и успешно возглавлял творческое объединение на протяжении тридцати лет. Однако сын музыканта, Даниил, беспокоится, что теперь у их семьи отберут «Градский Холл», а театр лишится той атмосферы и потрясающей труппы, которые создал его отец.
С 30 ноября временным художественным руководителем театра назначен композитор Алексей Рыбников. Через несколько дней после похорон Александра Градского он объявил на сборе труппы о том, что пока коллектив продолжит работать в том графике, который составлял бессменный руководитель, но что будет дальше, не сообщил. А на днях стало известно, что Рыбников уехал из Москвы на неопределенное время, и его мобильный телефон недоступен уже в течение нескольких дней. В этом случае Даниил Градский предпочел воздержаться от комментариев, а отметил лишь, что говорить о ситуации, сложившейся вокруг театра, и о внезапном «исчезновении» Рыбникова будет, когда наступит нужный момент.
Но, по мнению театрального режиссёра Андрея Житинкина, нынешний руководитель театра ни от кого не прячется, а ведет себя очень грамотно, поскольку ему необходимо взять паузу в публичном пространстве, чтобы разработать дальнейшую стратегию развития театра.
«Рыбников назначен временно исполняющим обязанности, и поэтому ему не стоит делать каких-то конкретных заявлений. На готовый театр, который любовно обустраивал Александр Градский, претендентов очень много, и нынешний руководитель выбрал верную стратегию — пока молчать», — объяснил режиссер в интервью News.ru.
А вот артистам труппы, по мнению Житинкина, не стоит беспокоиться об увольнениях и сокращениях: в музыкальном театре найдутся роли для любых возрастных категорий. Более того, как считает режиссер, под руководством Алексея Рыбникова в театре наверняка появятся новые постановки. Александру Борисовичу при его занятости и востребованности не хватало времени на создание спектаклей, поэтому их было не так много. Но если новое руководство станет привлекать интересных режиссёров из других театров, то «Градский Холл» сможет обрести новое дыхание.
Источник: www.kinoafisha.info