Целевая программа
(англ. target program) – плановый комплекс научнотехнологических, производственных и организационных мероприятий, объединенных одной генеральной целью, охватывающих ряд стадий процесса «исследование – производство», взаимоувязанных по ресурсам, срокам и исполнителям и осуществляемых под единым менеджментом.
Программа целевая
комплекс объединенных одной генеральной целью научных исследований, опытно-конструкторских работ, производственно-технологических и организационных мероприятий, охватывающих ряд стадий процесса «исследование — производство», взаимоувязанных по ресурсам, срокам и исполнителям и осуществляемых под единым менеджментом.
Целевая программа
увязанный по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления комплекс научно-исследовательских, опытно-конструкторских, производственных, социально-экономических, организационно-хозяйственных и других мероприятий, обеспечивающих эффективное решение задач в области государственного, экономического, экологического, социального и культурного развития Российской Федерации.
Муниципальные целевые программы
Целевая программа
(goal-related programm) — комплекс мероприятий, направленных на достижение заданных конечных результатов и решение конкретных научно-технических, экономических, социальных проблем. Обычно представляет собой проектный и адресный документ, увязывающий действия разных организаций и лиц-соисполнителей вне зависимости от их ведомственной принадлежности и подчиненности по срокам выполнения этапов работ и выделяемым ресурсам.
ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
(entitlement program) Американский термин, обозначающий программу государственных расходов, получатели средств по которой имеют законодательно закрепленное право на соответствующие выплаты. Таким образом, правительство не может по своему усмотрению решать, кто должен получать средства в рамках данной программы; стоимость программы заранее не устанавливается и не может быть ограничена политическим решением без соответствующего принятия конгрессом поправок к программе. Наличие крупномасштабных целевых программ, таких, как программы социального обеспечения и медицинского обслуживания «Медикэр», резко осложняет решение проблемы ограничения совокупных бюджетных расходов, поскольку все сокращения расходов могут касаться только нецелевых разделов бюджета.
Источник: vocable.ru
Специфика правительственных программ и их отличия от других программ
Главным фактором успешности внедрения государственных программ является «жесткая, предельно иерархичная и максимально исключающая дублирование структура государственных программ». Введение универсальной методики по разработке и реализации государственных программ в РФ способно увеличить эффективность бюджетных процессов за счет объединения в одном документе проблемы, требующей решения, с целями, задачами, способами и инструментами их достижения; с четкими индикаторами достижения поставленной цели и, (как правило), поэтапным финансированием.
В Перевальском районе выполняется реализация государственной целевой программы
К принципам, на основе которых производится формирование государственных программ, относятся:
— создание государственных программ с учетом стратегических целей социально-экономического развития и наличия конкретных показателей достижения данных целей;
— широкий охват сфер социально-экономического развития и бюджетных средств;
— персонификация ответственного исполнителя государственной программы;
— формирование количественных и качественных результатов, ясно характеризующих степень достижения поставленных в рамках программы и подпрограмм, целей;
— интеграция правовых и финансовых позиций в рамках процесса;
— осуществление на регулярной основе оценки результативности деятельности соответствующих субъектов деятельности (в рамках конкретной государственной программы. содержится перечень соисполнителей и участников государственной программы, координируемых ответственным исполнителем).
Государственная программа | Федеральная целевая программа |
Государственной программой является система мероприятий (взаимоувязанных по задачам, срокам осуществления и ресурсам) и инструментов государственной политики, обеспечивающих в рамках реализации ключевых государственных функций достижение приоритетов и целей государственной политики в сфере социально-экономического развития и безопасности | Федеральные целевые программы представляют собой увязанный по задачам, ресурсам и срокам осуществления комплекс научно-исследовательских, опытно-конструкторских, производственных, социально-экономических, организационно-хозяйственных и других мероприятий, обеспечивающих эффективное решение системных проблем в области государственного, экономического, экологического, социального и культурного развития Российской Федерации, а также инновационное развитие экономики |
Итак, в отличие от ФЦП государственная программа — это система не только мероприятий, но и инструментов государственной политики. Кроме того, в отличие от ФЦП, направленной на «эффективное решение системных проблем», госпрограмма ставит своей целью «достижение приоритетов и целей государственной политики». Конечная цель государственной программы более глобальна, что подразумевает больший временной период ее действия, больший масштаб мероприятий и используемых ресурсов.
Как видно, принципиальным новшеством государственных программ является включение в них мер правового регулирования (вплоть до перечня и графика вступления в силу необходимых нормативно-правовых актов) и мер государственного регулирования в сфере реализации программы. Также очевидно, что объем и степень проработки госпрограммы намного выше, чем у ФЦП. Сами существующие ФЦП будут включены в состав государственных программ и будут иметь такой же статус, как подпрограммы государственных программ.
studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2022 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с) .
Источник: studopedia.org
Государственные целевые программы и национальные проекты
В России активно формируется новая система планирования, в которой особое место отводится государственным целевым программам как инструменту решения сложных проблем общества. Программно-целевое планирование стало одной из форм государственного регулирования в нынешних условиях. Это объясняется тем, что, во-первых, оно широко и эффективно используется в странах с рыночной экономикой, во-вторых, за годы централизованного управления в нашей стране достигнут высокий уровень теоретической и методической разработки целевых программ и накоплен практический опыт их реализации.
После принятия закона «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития РФ», а также др. документов, начался интенсивный и, к сожалению, бессистемный рост числа федеральных целевых программ всех направлений. При этом игнорирование экономических условий привело к низкой эффективности государственных программ.
В 2001 году в стране было около 130 целевых федеральных программ. Рост количества их отрицательно сказался на качестве их исполнения. Поэтому в 2001-2002 гг. было принято решение сократить их число до 50. В 2006 году их насчитывалось 53, а с учётом подпрограмм — 137. Согласно планам правительства, в перспективе, программно-целевой метод должен стать основным механизмом управления государственными инвестициями.
Совершенствованию процессов формирования и реализации целевых программ уделяется большое внимание, но имеют место и недостатки. Подтверждением тому может служить низкий уровень выполняемое™ программы «Жилище», которая сейчас выступает основным инструментом реализации приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жильё — гражданам России». Эта программа разработана ещё бывшим Госстроем РФ в 2001 году. Программа перерабатывалась несколько раз, но до сих пор недостаточно скорректирована. В частности не предусматривает мер по развитию строительной индустрии и промышленности стройматериалов, мощности которых недостаточны для задекларированного удвоения объёмов жилищного строительства.
Распоряжением высших государственных структур России национальные проекты определены в качестве приоритета внутренней политики государства на ближайшую перспективу. И от успеха их реализации зависит благосостояние народа, а также авторитет страны на международном уровне.
Прогнозирование, программирование и индикативное планирование социально-экономического развития страны должно быть эшелонировано по временному горизонту на год, пять лет и двадцатилетний прогнозный период. Прогноз должен определяться сочетанием имеющихся возможностей и желаемых результатов.
Для этого он должен учитывать закономерности современного экономического развития, начинаться с формулирования четких целей социально-экономического развития на заданную перспективу и инвентаризации имеющихся ресурсов, которые могут быть задействованы путем создания соответствующих макроэкономических условий и мер государственного регулирования. В отличие от административных директив, планировавшихся сверху в советской плановой системе, индикативные планы и программы развития рыночной экономики России не должны содержать обязательных для исполнения хозяйствующим субъектам заданий, а являться ориентирами достижения поставленных целей развития. Юридическую базу в этом направлении определил «Федеральный закон о государственном прогнозировании, индикативном планировании и программах социально-экономического развития российской федерации» (собрание законодательства российской федерации, 1995, № 30, ст. 2871).
Источник: bstudy.net
Сущность и виды целевых государственных программ
Целевые программы являются одним из важнейших средств реализации структурной политики государства, активного воздействия на его социально-экономическое развитие и должны быть сосредоточены на реализации крупномасштабных, наиболее важных для государства инвестиционных и научно-технических проектов, направленных на решение системных проблем, входящих в сферу компетенции федеральных органов исполнительной власти.
Целевые программы — это один из основных способов проведения государственных решений в жизнь. Поэтому тема данной курсовой работы является актуальной для исследования и изучения.
Целью курсовой работы является изучение методов разработки и оценки целевых государственных программ.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
· рассмотреть теоретические аспекты формирования и разработки государственных целевых программ;
· провести анализ социально-экономического развития Брянской области;
· дать характеристику реализации целевой государственной программы «Развитие муниципальной службы в Брянской области» (2011-2015 годы);
· выдвинуть свои предложения по повышению эффективности реализации ЦГП на территории и Брянской области.
Объектом исследования при выполнении курсовой работы является целевая государственная программа «Развитие муниципальной службы в Брянской области» (2011-2015 годы).
Предметом исследования являются методы разработки и оценки целевых государственных программ.
Курсовая работа состоит из введения, двух разделов, заключения, списка используемых источников.
Методы, используемые при написании курсовой работы:
Содержание курсовой работы иллюстрируют 6 рисунков, 4 диаграммы, 8 таблиц.
Количество использованных источников — 20.
Объем курсовой работы 42 страницы.
Теоретические аспекты формирования и разработки целевых государственных программ
Сущность и виды целевых государственных программ
Одним из инструментов, широко используемым в системе государственного управления, является разработка и реализация федеральных и региональных целевых программ.
Целевые программы являются одним из важнейших средств реализации структурной политики государства, активного воздействия на производственные и экономические процессы.
Целевые государственные программы — это увязанный по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления комплекс научно- исследовательских, опытно-конструкторских, производственных, социально-экономических, организационно-хозяйственных и других мероприятий, и обеспечивающих эффективное решение задач в области государственного, экономического, экологического, социального и культурного развития государства.
Целевые программы — это один из основных способов проведения государственных решений в жизнь.
Одновременно они являются эффективным инструментом структурных преобразований в экономике, решения актуальных социальных проблем и призваны обеспечить необходимую концентрацию экономических и финансовых ресурсов на приоритетных направлениях государственной политики.
Классификация целевых программ по их основным признакам представлена на рис.1, рис.2, рис.3, рис.4.
Рисунок 1 — Классификация целевой программы по направленности и источнику финансирования
Рисунок 2 — Классификация целевой программы по уровню проблем
Рисунок 3 — Классификация целевой программы по характеру проблем
Рисунок 4 — Классификация целевой программы по срокам реализации
Последнее время все активнее разрабатываются не только федеральные, но и региональные программы. В настоящее время в России происходит процесс децентрализации, когда многие вопросы передаются в ведение региональных и местных властей. Поэтому федеральные программы обязательно должны быть тесно увязаны с региональными.
Растет количество международных программ. Сейчас существуют благоприятные возможности для развития международных связей и участия в совместных программах и проектах с зарубежными специалистами по линии Всемирного банка, Европейского Союза и т. д., что позволяет использовать мировой опыт.
Однако при этом необходимо учитывать готовность организации к участию в разработке и осуществлению таких программ, в том числе наличие подготовленных кадров, соответствующей инфраструктуры управления, знание национальных особенностей менеджмента, законодательства и т. д.
Разработка и реализация целевых программ подкреплена нормативно-правовой базой.
Источник: allrefrs.ru