Берсенева, Д. А. Государственная политика по развитию малого и среднего предпринимательства: понятие и цели / Д. А. Берсенева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 16 (358). — С. 301-304. — URL: https://moluch.ru/archive/358/80102/ (дата обращения: 13.07.2023).
В данной статье раскрывается, как и дефиниция государственной политики в целом, так и понятие государственной политики по развитию малого и среднего предпринимательства. Также автором охарактеризованы цели государственной политики по развитию малого и среднего предпринимательства, содержащиеся в Федеральном законе «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ».
Ключевые слова: государственная политика, субъекты малого и среднего предпринимательства, государственная поддержка.
Субъекты малого и среднего предпринимательство (далее по тексту — МСП) являются важным элементом экономической системы не только отдельно взятой страны, но и мира в целом. В связи с этим, данному сегменту бизнеса уделяется особое внимание со стороны государства, выражаемое в разработке государственной политики по развитию малого и среднего предпринимательства.
Введение локдауна, поддержка предпринимателей и проект госбюджета. Полный разбор
Для установления дефиниции государственной политики обратимся к политологии. С. Г. Кара-Мурза определяет государственную политику как «сферу деятельности на стыке политической и государственно-управленческой, в рамках которой происходят выработка и согласование с основными политическими субъектами системы целей государственного управления» [1, с. 23]. Кроме этого, государственная политика также осуществляет такую функцию государства как целеполагание.
Д. Ф. Воронцов определяет государственную политику как «комплекс целей, мер, задач, программ, установок, реализуемых государством, все то, что относится к государству, к внутренней или внешней государственной жизни». [3, с. 13] Суть государственной политики заключается в легальном закреплении норм права, сформировавшиеся на определенном этапе развития общества. Данные нормы регламентируются, прежде всего, посредством принятия нормативных правовых актов.
На основе вышеуказанных определений можно выделить черты присущие государственной политике, среди них: наличие конечной цели, четкое планирование действий, определение ответственных лиц или органов, а также исполнителей, установление сроков, мер стимулирования и прочее.
Рассматривая государственную политику по развитию малого и среднего предпринимательства, необходимо обратиться к статье 6 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» [8] (далее по тексту — Закон о развитии МСП). Указанная статья закрепляет легальную дефиницию государственной политики по развитию малого и среднего предпринимательства. В соответствии с указанной статьей, государственная политика — это совокупность правовых, политических, экономических, социальных, информационных, консультационных, образовательных, организационных и иных мер, которые осуществляют органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти ее субъектов, органами местного самоуправления. Закрепляются и принципы вышеуказанной политики, среди них: разграничение полномочий по поддержке субъектов МСП среди всех уровней государственной власти, возложение на органы власти ответственности за обеспечение благоприятных условий для развития указанных субъектов, участие субъектов МСП в формировании и реализации государственной политики, которая касается их деятельности и обеспечение равного доступа субъектов к получению поддержки, которая установлена государственными программами. Данный перечень является закрытым.
Программы поддержки предпринимательства/Специальный репортаж (08.01.20)
Цели государственной политики по развитию малого и среднего предпринимательства закреплены в статье 6 Закона о развитии МСП.
На первом месте в перечне данных целей находится — развитие субъектов МСП в целях формирования конкурентной среды в экономике Российской Федерации. Можно предположить, что это не случайно, так как политика в области конкуренции определяет конкурентоспособность организаций, уровень которой не одинаков у субъектов малого, среднего и крупного бизнеса.
Также конкурентная среда способствует максимально эффективному использованию факторов производства, тем самым увеличивая количество предложения на рынке, что, в свою очередь, влияет непосредственно на рост экономики как отдельной страны, так и мира в целом. Значимость субъектов МСП в развитии конкурентных отношений достаточно велика. Так, данные субъекты обладают способностью быстро подстраиваться под изменения законодательства, различных требований государственных органов и других изменений внешней среды, тем самым они составляют существенную конкуренцию представителям крупного бизнеса, которые менее мобильны. Особенно ярко это можно было отследить в 2020 году в период пандемии коронавируса. Большинство микро и малых предприятия, под воздействием ограничительных мер стали переходить на удаленную работу с использованием онлайн-инструментов.
Следующей целью политики по развитию малого и среднего предпринимательства является обеспечение благоприятных условий для развития данных субъектов. Еще в 2008 году был издан Указ Президента Российской Федерации от 15 мая 2008 г. № 797 «О неотложных мерах по ликвидации административных ограничений при осуществлении предпринимательской деятельности» [7], который обязывал Правительство
Российской Федерации разработать законопроекты, предусматривающие послабления административных барьеров, а также направленные на повышение защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля и надзора. Ярким примером обеспечения благоприятных условий является реформа контрольно-надзорной деятельности, которая происходит с 2016 года, а также расширение мер государственной поддержки.
Третья цель звучит как обеспечение конкурентоспособности субъектов МСП. Субъектам МСП достаточно тяжело конкурировать на различных рынках с крупным бизнесом. К тому же, последствия экономических кризов и других социально-экономических потрясений, происходящих в последние годы, значительно сокращает количество малых предприятий, так как они, зачастую, не имеет устойчивой базы, благодаря которой смогли бы пережить сложные времена, поэтому им особенно необходима поддержка со стороны государственных органов. Кроме этого, увеличение на рынках разных уровней товаров и услуг, поставляемых субъектами МСП, отразится для потребителей снижением стоимости определенных товаров и услуг, повышением их качества и ассортимента.
Далее следует цель оказания содействия субъектам МСП в продвижении производимых товаров (работ, услуг), результатов интеллектуальной деятельности на рынок Российской Федерации и рынки иных стран. Данное содействие происходит посредством принятия нормативных правовых актов, упрощающих порядок выхода на рынок. Так, например, АО «Российский экспортный центр» (далее по тексту — АО «РЭЦ») оказывает поддержку субъектам МСП в выходе их продуктов на международные рынки. Большая часть указанных субъектов, имея желание выхода на международные рынки, сдерживается незнанием правовых норм других стран, их рынков сбыта и сложностью оформления иностранных документов, именно АО «РЭЦ» и его отделения в регионах могут помочь в решении данных проблем. В соответствии с ежегодным отчетом АО «РЭЦ» [4, с. 7] в 2018 году субъекты МСП составили 72 % в структуре поддержанных экспортеров, а на их поддержку Группой РЭЦ было выделено 713,9 миллионов долларов США.
Следующая цель — увеличение количества субъектов МСП. Малый и средний бизнес — это необходимый элемент экономики любой страны. При этом, рост субъектов МСП решает не только экономические задачи, такие как, например, увеличение государственной казны посредством уплаты налогов и участия во внутреннем валовом продукте страны, но и социальные, в частности, увеличение занятости населения, развития творческих возможностей общества при ведении определенной деятельности, например, народные промысел и ремесла. Безусловно, росту количества указанных субъектов способствуют меры государственной поддержки, а также популяризация предпринимательства в обществе, например, путем разработки и реализации таких проектов как «Женское предпринимательство», «Молодежное предпринимательство» и прочее.
Далее идет цель обеспечения занятости населения и развития самозанятости. Стоит отметить, что данная цель носит скорее социальный характер, чем экономический.
Обязанность по содействию занятости граждан лежит на государстве, которое путем разработки и реализации программ, создания дополнительных и квотированных рабочих мест, обучения или переобучения, переквалификации и прочее, обеспечивает исполнение указанной цели. Данная цель напрямую взаимосвязана с предыдущей, так как увеличение лиц, работающих в таких организациях, возможно только при росте количества самих субъектов. В последнее время активно развивается самозанятость. По состоянию на 01.07.2020 года в Федеральную налоговую службу было подано 4 448 уведомлений об осуществлении деятельности по оказанию услуг физическому лицу, в 2018 году указанных уведомлений было подано 722, а в 2017–213 [5]. Не исключается, что некоторая часть самозанятых впоследствии может перерасти в малые предприятия, при поддержке государства.
Седьмая цель государственной политики звучит как повышение в объеме валового внутреннего продукта доли товаров (работ, услуг), которые производят субъекты МСП. По информации Федеральной службы государственной статистики за 2018 год, доля малого бизнеса в экономике России составила 20,2 %, что соответствует уровню 2015 года, в 2017 году показатель был на уровне 22 %. Соответственно, происходит явное снижение.
Данная цель нашла свое отражение в национальном проекте «Малое и среднее предпринимательство». Так, на основании данного проекта, доля малого и среднего бизнеса во внутреннем валовом продукте должна достичь показателя 32,5 % к 2024 году. Соответственно, для увеличения доли производимых товаров необходимо оказывать более успешную государственную поддержку субъектам МСП, в большей части, в отраслях экономики, где задействовано меньше всех указанных субъектов. На основании данных Статистического сборника «Малое и среднее предпринимательство с России 2019» [5, с. 13–16], можно сделать вывод, что в некоторых видах экономической деятельности наблюдается наименьшее количество малых и микропредприятий, для их увеличения необходимо более конкретное оказание поддержки, возможно по отдельным отраслям.
Последней целью является увеличение доли уплаченных субъектами МСП налогов в доходах бюджетов на всех уровнях. Меры, которые будут применяться для осуществления указанной цели, должны постоянно сопровождаться оценкой фискальной нагрузки на хозяйствующий субъект. Примером данных мер является: мораторий на повышение налоговой нагрузки в течение 3 лет для субъектов МСП (законодателями предлагается продлить данный период), введение специального режима для «самозанятых граждан», переход на обязательное применение контрольно-кассовой техники, введение различных специальных налоговых режимов, снижение размера ставок в некоторых регионах до 0 %, снижение налоговых ставок для субъектов МСП, занимающихся определенными видами деятельности и прочее.
Вследствие социально-экономических явлений в мировой экономике и экономике Российской Федерации за последние несколько лет, малый и средний бизнес, с одной стороны, не является способом смягчения кризисных явлений, а с другой не обладает необходимой мощностью для инновационной модернизации и структурной перестройки экономики в России. Причин данного явления множество, например, Е. М. Бухвальд, указывает, что негативную роль здесь играют также и долговременно сложившиеся структурные деформации экономики; ее высокая зависимость от негативного влияния факторов внешнего характера; ограниченность средств государственного регулирования и стимулирования экономики; высокая степень ее бюрократизации и прочее [2, с. 9].
Таким образом, можно отметить, что малый бизнес не обделен вниманием государственных органов всех уровней. Различные послабления, касающиеся деятельности субъектов МСП, которые введены за последнее время, являются важными составляющими законотворчества и направлены на популяризацию предпринимательства в России. Но в то же время, ситуация для указанных субъектов в положительную сторону почти не изменяется. Многие правоприменители скептически отзываются о проводимой, в настоящий момент, государственной политике по развитию малого и среднего предпринимательства и причиной, в большинстве случаев, являются как раз фактически недостижимые, при действующем законодательстве, показатели и цели. К тому же неэффективной реализации государственной политики в данной сфере способствует и внешние факторы, воздействующие на экономику в целом.
Основные термины (генерируются автоматически): государственная политика, развитие малого, Российская Федерация, субъект, предпринимательство, среднее, государственная власть, государственная поддержка, крупный бизнес, Россия.
Источник: moluch.ru
Государственная поддержка малого предпринимательства — сущность, цели, задачи и программы
В хорошо развитой рыночной экономике малый бизнес занимает достойное место и выполняет ряд важных функций. Малый бизнес является основой для более высокого уровня и масштаба предпринимательской деятельности.
Малый бизнес наиболее чувствителен к социально-экономической ситуации и любым мерам, направленным на его регулирование. С одной стороны, это может проявиться в сокращении масштабов и структуры предпринимательства из-за неоправданных дополнительных запретов и ограничений, вводимых властями. С другой стороны, малый бизнес немедленно использует любые неточности или неосмотрительность в законодательстве в своих интересах. Быстрая реакция малого бизнеса на малейшие изменения в законодательстве или в отношениях с исполнительными органами обусловлена отсутствием инерции, «резерва власти» на данном уровне предпринимательства. Отсюда вытекает необходимость наибольшего внимания к малому бизнесу, в котором сосредоточены практически все трудности предпринимательской деятельности.
Во всех развитых странах государство оказывает экономическую и социальную поддержку малому предпринимательству. Необходимость такой поддержки признается и в России, и в этом направлении принимаются некоторые меры. В России функционирование малого бизнеса поддерживается нормативно-правовой базой. К законам, касающимся малого бизнеса, относятся: Закон РФ от 31 июля 1998 г. «О едином налоге на вмененный доход для отдельных видов деятельности»; Закон РФ от 29 декабря 1995 г. «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства»; Закон РФ от 24 июля 2007 г. «О развитии малого предпринимательства». «О развитии малого и среднего бизнеса в Российской Федерации» и т.д. В работе рассматриваются эти нормативные акты, а также законы о малом бизнесе на региональном уровне.
Однако разрыв между формальным заявлением об экономической и социальной ответственности государства и фактическим положением дел существенен. К сожалению, до сих пор существуют проблемы в создании малого бизнеса как на государственном уровне, так и в регионах. В связи с существованием таких проблем тема «Государственная поддержка малого бизнеса» является очень актуальной.
Малый бизнес (сущность, цели, задачи). государственная поддержка малого бизнеса
Российское законодательство определяет предпринимательство как «самостоятельную, самостоятельную деятельность, направленную на систематическое получение прибыли от использования имущества, реализации товаров, выполнения работ, оказания услуг лицам, зарегистрированным в качестве таковых в установленном законом порядке» (Гражданский кодекс РФ). Предпринимательство — деятельность физического лица, связанная с созданием и развитием хозяйствующих субъектов для производства продукции или услуг и получения прибыли, осуществляемая под ответственность и риск физического лица. В современной интерпретации предпринимательство также рассматривается как специфический фактор производства наряду с землей, капиталом и трудом.
Малый бизнес является одной из организационных форм предпринимательства наряду с корпоративным бизнесом и бизнесом среднего класса. Кроме того, малый бизнес может функционировать как предварительный этап организации крупного или среднего предприятия (фирмы) и как самостоятельная форма существования. Термин «малый бизнес» широко используется в отечественной литературе и отражает определенный социально-экономический феномен, на который в зарубежной литературе ссылаются такие термины, как «малый бизнес», «малые и средние предприятия».
Малый бизнес — это предпринимательская деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики по определенным критериям (показателям), установленным законами, составляющими суть данного понятия. Как правило, наиболее распространенными критериями, на основании которых субъектами рыночной экономики считаются субъекты малого предпринимательства, являются численность работников (наемных работников), размер уставного фонда, размер имущества, объем реализации (прибыль, доход) и др.
По данным Всемирного банка, общее количество показателей, по которым предприятия считаются малыми, превышает 50. Наиболее часто используемыми критериями являются: средняя численность работников, занятых на предприятии, годовой оборот, который предприятие обычно достигает в течение года, и объем активов.
Однако почти во всех развитых странах критерием отнесения предприятий к категории малых является численность работников. В Европейском сообществе с 1 января 1995 года малыми предприятиями считаются те, которые не превышают следующие критерии: Численность работников до 50 человек; годовой оборот менее 4 млн. евро, итого бухгалтерский баланс менее 2 млн. евро. При определении мер поддержки предпринимательства на уровне ЕС для классификации предприятий в качестве малых можно использовать другие критерии. Критерии, предложенные Комиссией ЕС (ЕЭП) для признания предприятий малыми, являются следующими: Количество сотрудников не должно превышать 100 человек; собственный капитал должен быть меньше, чем ECU 75, при условии, что на более крупные компании не приходится более одной трети собственного капитала фирмы. В ЕЭП различают микропредприятия с количеством работников до 10 человек (подавляющее большинство из них — индивидуальные предприниматели и фермерские хозяйства) и малые предприятия с количеством работников от 10 до 99 человек.
Программы государственной поддержки малого бизнеса
- Государственный кредит для предпринимателей.
- Совместные программы.
- Субсидии для определенных видов деятельности.
- Средства для начала индивидуального предпринимательства.
Каждый пункт этого списка обсуждается более подробно:
- Правительственный кредит. В настоящее время предпринимателю довольно сложно получить кредит. Банки незаконно классифицируют их как юридические лица и намеренно завышают ставки. Поэтому государство предлагает помощь наименее защищенным слоям экономического общества в виде льготного кредита. Процентные ставки на него значительно снижены, и получить его может только предприниматель. Он должен быть законопослушным налогоплательщиком и не иметь проступков.
- Совместные программы. Предположим, что предприниматель совершил несколько проступков, поэтому он не может получить кредит от государства. В этом случае ему доступны совместные программы с государством. Участвуя в таких проектах, предприниматель получает железные гарантии успеха. Для участия в программе необходимо пройти процедуру отбора и собрать все необходимые документы. Не каждый может пройти через эту процедуру. Процедура довольно сложная и длительная.
- Субсидирование определенных видов деятельности. В настоящее время наше общество стало обществом потребления. Есть еще несколько производственных и сельскохозяйственных предприятий. Чтобы изменить эту ситуацию, на государственном уровне был принят закон о поддержке некоторых видов деятельности единовременными государственными грантами. Они вручаются руководителю предприятия для развития бизнеса. По получении средств предприниматель должен отчитаться о целевом использовании средств. Для этого необходимо подготовить отчет и передать его в место получения субсидии. Если все будет настроено правильно, больше никаких вопросов к предпринимателю не будет.
Предприниматели пытаются получить государственный грант, потому что не обязаны возвращать его государству. - Средства для начала индивидуального предпринимательства. Заинтересованные предприниматели часто имеют только идею и мечту о собственном бизнесе. Государство поощряет начинающих предпринимателей и помогает им собирать средства для начала собственного бизнеса. Для этого предприниматель должен обратиться в центр занятости по месту жительства, подготовить бизнес-план и представить его на рассмотрение комиссии. Планы, утвержденные комиссией, поддерживаются единовременным платежом.
Государство и предприниматели
Малый бизнес с момента своего создания привлекает большой интерес со стороны государства.
Некоторые люди обладают достаточными знаниями и навыками, чтобы начать свой собственный бизнес. Предприниматели должны определиться с видом бизнеса, ассортиментом услуг, ценовой политикой и системой налогового учета.
Малый бизнес индивидуальной коммерческой деятельности — вид коммерческой деятельности без образования юридического лица. Законодатель не классифицирует малые предприятия как юридические лица.
Они остаются физическими лицами, то есть гражданами, которые имеют право заниматься коммерческой деятельностью и получать прибыль.
В современной экономической жизни предприниматель занимает ключевую позицию. Именно за счет малых форм коммерческой деятельности пополняется региональный бюджет. Предприниматели платят налоги в казну. Поэтому чем больше предпринимателей, тем лучше для региона. Рассмотрим более подробно взаимодействие предпринимателей и государства.
Государство уделяет большое внимание экономической деятельности. Наличие малого бизнеса является индикатором экономического здоровья системы. Если предпринимателей много, то система здорова. Это беспокоит, когда количество предпринимателей быстро уменьшается. Этот негативный феномен наблюдается во время кризиса.
Предприниматели — наименее защищенные предприниматели. В отличие от руководителей других компаний, предприниматели несут ответственность собственными активами.
Поэтому предприниматели рискуют потерять не только деньги, но и собственное имущество. Чтобы обезопасить себя, предприниматели меняют правовую форму в трудные моменты развития экономической системы. Рассмотрим программы государственной поддержки малого бизнеса.
- Экономическая теория
- Экономика
- Виды смешанной экономики — аспекты, сущность и модели
- Промышленное развитие в 20 веке — история и развитие
- Цели и задачи дивидендной политики — особенности, концепция, суть и задачи
- Неформальная экономика — причины, этапы, отличие и подходы
- Особенности потребительского спроса — закон об уменьшении, понятия и характеристики
- Экономическое равновесие рынка — концепция и важность
- Вексель — виды и обязательные требования
- Хозяйственный механизм рыночной экономики — экономика и политика, концепция, законы и теории
При копировании любых материалов с сайта evkova.org обязательна активная ссылка на сайт www.evkova.org
Сайт создан коллективом преподавателей на некоммерческой основе для дополнительного образования молодежи
Сайт пишется, поддерживается и управляется коллективом преподавателей
Telegram и логотип telegram являются товарными знаками корпорации Telegram FZ-LLC.
Cайт носит информационный характер и ни при каких условиях не является публичной офертой, которая определяется положениями статьи 437 Гражданского кодекса РФ. Анна Евкова не оказывает никаких услуг.
Источник: www.evkova.org
1. Государственная и муниципальная поддержка бизнеса, её цели и задачи
На развитие предпринимательства оказывают влияние очень многие факторы, такие как, экономическое положение в стране и регионах, политическая ситуация, правовая среда, четко устанавливающая права, обязанности, ответственность предпринимателей и других субъектов рыночной экономики, стабильность национальной денежной единицы и многое другое. Важно то, что многие факторы, так или иначе, зависят от государства. Государство имеет возможность использовать многие инструменты воздействия на предпринимательство для достижения своих целей.
Государственная поддержка бизнеса – это различные направления правового, экономического и политического характера, способствующие развитию предпринимательства, учитывающие интересы субъекта экономической деятельности и всех структур государства.
Цель государственной поддержки — это создание благоприятных экономических и организационных условий для развития предпринимательской деятельности (рис.1).
Рисунок 1 — Цели государственной поддержки
Цели государственной поддержки:
— разработать положения для эффективных изменений в экономике России;
— способствование образованию и развитию бизнеса, увеличение его роли в улучшении экономики государства;
— поддержка собственного производства, помощь в продвижении на внутренний рынок национальных товаров;
— создание ситуации, при которой снизиться процент безработицы в связи с возникновением новых структур бизнеса, дающих рабочие места.
Систему государственной поддержки в России составляют:
— юридические аспекты, административные, нормативные документы, содействующие правомерному развитию бизнеса;
— аппарат государственного правления, представляющие собой институциональные структуры, ответственные за правильное функционирование предпринимательства;
— государственная инфраструктура (рис.2), в которую входят коммерческие и некоммерческие организации, которые необходимы для реализации мероприятий поддерживающих бизнес.
Рисунок 2 — Государственная инфраструктура поддержки бизнеса
Одной из приоритетных задач деятельности Правительства России по социально-экономическому развитию страны является развитие малого и среднего предпринимательства как рыночного института, обеспечивающего формирование конкурентной среды, самозанятость населения и стабильность налоговых поступлений. Правительство РФ приняло программу социального и экономического развития страны до 2020 года. В ней отражены особенности оказания помощи малому и среднему бизнесу. Применение форм содействия направлено на создание здоровой конкуренции, а также улучшения общего уровня жизни населения.
На сегодняшний день, бизнес поддерживается в основном на уровне государства, а местные власти значительно меньше участвуют в процессе развития предпринимательства. Это является проблемой для нашего государства, необходимо исправлять эту ситуацию и привлекать муниципальные органы к улучшению и развитию бизнеса.
2. Формы государственной поддержки малого и среднего бизнеса
Помощь предпринимателям оказывается в рамках федеральных программ. Присутствуют и региональные проекты. Мероприятия, проводимые в рамках федеральных программ, а также требования для участия в них устанавливаются приказом Минэкономразвития РФ. В рамках реализации норм Федерального закона от 24.07.2007 №209 «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ» во многих областях, городах и районах активно осуществляется работа по созданию условий для всестороннего развития малого бизнеса.
В рамках программ реализуются следующие формы поддержки (рис.3):
Рисунок 3 — Формы поддержки малого предпринимательства
1) Предоставление субсидий. В ряде ситуаций государство оказывает финансовую помощь на безвозмездной основе. Однако предприниматель должен соответствовать требованиям, предъявляемым к участникам программы. Размер субсидии может доходить до 300 000 рублей. Решение об ее предоставлении принимается после анализа бизнес-плана.
2) Оказание бесплатных консультаций. Мероприятия проводятся на базе центров занятости, ФНС или Фондов по развитию бизнеса. Работники учреждений готовы ответить на вопрос предпринимателя, связанный с налогообложением, ведением бухгалтерии, планированию и других сфер, касающихся взаимодействия с государственными органами.
3) Обучение ведению бизнеса. Региональные фонды по развитию бизнеса периодически проводят тренинги и лекции. Они направлены на оказание помощи начинающим предпринимателям. Посетить их может любой желающий. Однако потребуется предварительно записаться.
4) Предоставление земли и помещений в аренду на льготных условиях. Предприниматель может получить во временное пользование участок земли или недвижимость. Это позволяет сэкономить на приобретении собственного помещения у частных лиц.
5) Выдача льготных кредитов. Сегодня действует ряд программ, позволяющих получить деньги в долг на запуск и развитие своего дела под низкую процентную ставку.
6) Допуск к участию в выставках и ярмарках на безвозмездной основе. Размещение продукции на бесплатных торговых площадках позволит уменьшить затраты на проведение рекламной компании.
Использование доступных форм государственной поддержки позволяет облегчить запуск своего дела с нуля.
Основными принципами поддержки малого и среднего бизнеса являются:
— заявительный порядок обращения за оказанием поддержки;
— доступность инфраструктуры поддержки;
— равный доступ субъектов малого и среднего предпринимательства к участию в программах поддержки;
— оказание поддержки с соблюдением требований, установленных Федеральным законом от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»; — открытость процедур оказания поддержки.
Условия и порядок оказания поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП), устанавливаются федеральными, региональными и муниципальными программами развития субъектов МСП.
При обращении субъектов малого и среднего предпринимательства за оказанием поддержки необходимо предоставить документы, перечень которых определяется соответствующими нормативными правовыми актами органов государственной власти и местного самоуправления. Как правило, в пакет этих документов входят: заявление о предоставлении поддержки, копия свидетельства о государственной регистрации организации (ИП), нотариально заверенные копии учредительных документов юридического лица, документы, подтверждающие соответствие признакам малого (среднего) предприятия, иные документы.
Деятельность по реализации мероприятий федеральных программ развития малого и среднего бизнеса координирует Правительство РФ. Сроки рассмотрения обращений устанавливаются соответственно программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства.
3. Финансовая поддержка, как основной механизм государственной поддержки
Финансовая поддержка государства включает в себя налоговые и кредитные аспекты. Основные рычаги финансовой политики государства делятся на две группы: прямые и второстепенные.
Прямые включают в себя такие виды поддержки бизнеса:
— создание государственных фондов;
— формирование специализированных финансовых организаций.
Второстепенные методы со временем начинаю превосходствовать над прямыми. К ним относят в первую очередь:
— налоговые компромиссы (частичное или полное освобождение от налогов);
— ускоренные способы расчёта амортизации.
Предприятия могут использовать финансирование в таких целях: развитие нового дела; освоение новых технологий и выпуск новых видов продукции; расширение успешного бизнеса; программы обучения кадров и совершенствование информационных ресурсов; освоение новых рынков сбыта.
Приоритетными направлениями финансирования являются:
— научно-техническая и инновационная деятельность;
— производство, в том числе импортозамещающей и экспортноориентированной продукции;
— технологическое оснащение и переоснащение производства;
— малое и среднее предпринимательство в жилищной сфере, в сферах коммунального хозяйства и предоставления бытовых услуг;
— создание и развитие инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
Кредитных источников для развития малого предпринимательства в России слишком мало. Эта ситуация сложилась благодаря инфляции и некоторым проблемам в банковской деятельности. В связи с этим банки выдают только краткосрочные кредиты с большими процентами, а это никак не удовлетворяет нынешних бизнесменов.
Займы выдаются только тем физическим и юридическим лицам, которые соответствуют критериям, определенным статьей 4 Федерального закона от 24.07.2007г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».
Займы не выдаются предприятиям:
— являющимся кредитными организациями, страховыми организациями, инвестиционными фондами, негосударственными пенсионными фондами, профессиональными участниками рынка ценных бумаг, ломбардами;
— являющимся участниками соглашений о разделе продукции;
— осуществляющим предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса;
— являющимся в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о валютном регулировании и валютном контроле, нерезидентами Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных международными договорами Российской Федерации;
— осуществляющим производство и реализацию подакцизных товаров, а также добычу и реализацию полезных ископаемых;
— не являющимся производственными предприятиями сферы услуг (риэлтерские компании, осуществляющим сдачу внаем нежилых и жилых помещений);
— осуществляющим инвестиционную деятельность.
Предоставление государственной поддержки упрощает запуск своего дела с нуля. Создавая компанию, предприниматель сталкивается с недостатком денежных средств и информации. Современные формы помощи способны выручить в сложившейся ситуации. Однако государственной поддержки не всегда достаточно для успешного старта. На сегодняшний день ведутся работы по модернизации сферы и внедрения в нее инновационных разработок.
Источник: znanio.ru