Государственные программы Казахстана что это

Обзор жилищных программ в Казахстане

В ближайшие пять лет государство планирует обеспечить жильем 404 тыс. очередников.

https://the-steppe.com/razvitie/obzor-zhilishchnyh-programm-v-kazahstane
Время прочтения

Фотография: Иллюстрация Эмилии Хан

Нашли опечатку или ошибку? Выдeлите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Цены на недвижимость продолжают расти, а накопить на квартиру за короткое время становится невозможным.

К примеру, в прошлом году стоимость нового жилья увеличилась на 15,2%, а вторичного — на 23,1%.

Согласно опросу Ekonomist.kz, около 25% казахстанцев не имеют собственного жилья. В условиях гипервысоких цен, многие граждане пользуются жилищными программами, которые помогают распределить финансовую нагрузку на долгие периоды. Такие программы позволяют купить квартиру, заменяя аренду на ежемесячные выплаты по государственной ипотеке.

По сведениям АО «Байтерек девелопмент», для покупки стандартной квартиры, необходимо копить в среднем 7,4 года. Это при условии, что весь доход будет направляться на приобретение жилья. Но в реальной жизни не более 1/3 семейного дохода в год может уходить на приобретение квартиры, сохраняя нормальные условия существования. Учитывая это, полученный показатель вырастает в три раза. Соответственно, у среднестатистической казахстанской семьи уходит около 22,2 года на приобретение жилья.

Первый государственный визит Касым-Жомарта Токаева после переизбрания | President

Мы собрали список жилищных программ в Казахстане, а также составили краткий гайд о том, как ими пользоваться.

7-20-25

7-20-25 является одной из самых популярных программ с наиболее низкой ставкой по займу — 7%. Первоначальный взнос определен в размере от 20% от стоимости жилья. В Нур-Султане, Алматы, Актау, Атырау и Шымкенте максимальная стоимость квартиры по программе составляет 25 млн тенге. Для Караганды этот показатель доходит до 20 млн, а для остальных регионов Казахстана — до 15 млн тенге. Срок погашения займа единый для всех регионов — до 25 лет.

Главными требованиями для участников являются:

  • Наличие гражданства РК;
  • Отсутствие жилья на праве собственности;
  • Наличие постоянного подтвержденного дохода от предпринимательской или трудовой деятельности;
  • Отсутствие ипотечных кредитов.

Для тех граждан, которые не могут предоставить первоначальный взнос, существует возможность покрытия этой суммы путем получения «жилищного сертификата» от местного исполнительного органа.

Для участия необходимо обратиться в один из девяти банков-партнеров. Подробнее о программе можно узнать здесь.

Баспана хит

Получившая огромную популярность программа «7-20-25» не смогла охватить максимальное число желающих. Причиной такой тенденции стала нехватка первичного жилья. Для покрытия спроса появилась программа «Баспана хит», ориентированная на приобретение в ипотеку не только первичного, но и вторичного жилья.

Первоначальный взнос — от 20%, срок займа — до 15 лет.

😨Казахстан, осторожно. Россия нашла себе нового противника

Максимальная ставка для Нур-Султана, Алматы — 35 млн тенге для первичного рынка, 25 млн тенге для вторичного жилья; для Шымкента, Актау, Атырау — 25 млн тенге для первичного и вторичного жилья; для Караганды — 20 млн тенге для первичного и вторичного рынка; для остальных регионов — 15 млн тенге для первичного и вторичного жилья.

Номинальная ставка кредитования начинается от 11%, к которым добавляется маржа банков-посредников.

Бақытты отбасы

Программа предназначена для семей, где есть дети с ограниченной физической мобильностью, а также для неполных и многодетных семьей. Ставка по займу составляет 2% годовых. Минимальный первоначальный взнос — 10% от суммы займа. Срок займа — до 18 лет.

Для Нур-Султан, Алматы, Шымкент, Актау, Атырау максимальная сумма займа до 15 млн тенге, а в остальных регионах до 10 млн тенге.

Для участия доход на каждого члена семьи за последние шесть месяцев не должен превышать 3,1 кратной величины прожиточного минимума. В 2022 году прожиточный минимум составляет 36 018 тенге, соответственно, доход на каждого члена семьи не должен превышать сумму равную 111 656 тенге.

Например, если в семье проживает четыре человека, то поступаем следующим образом: 111 655,8 * 5 = 558 275 тенге.

Нұрлы жер

В программе могут принять участие вкладчики Жилстройсбербанка и граждане, состоящие в очереди на приобретение жилья. Преимуществом программы является то, что участникам можно самим выбирать квартиру в строящемся объекте.

Жилье предназначено для социально-незащищенных категорий граждан РК. Программа предоставляет возможность досрочного выкупа арендного жилья. Стоимость аренды за один квадратный метр — 1 455 тенге для Алматы, Нур-Султан, Шымкенте, Атырау, Актау и 1 232 тенге — для остальных регионов.

В Госпрограмме «Нұрлы жер» участвуют компании АО «Казахстанская Жилищная Компания» и АО «Отбасы банк». Соответственно, условия, которые предоставляют банки, отличаются.

Например, аренда с выкупом по программе «Нұрлы Жер» для очередников МИО предназначена для работников сферы образования и медицины. Она не требует первоначального взноса, а срок аренды может продлиться до 20 лет. Арендная ставка составляет 3,1% годовых. Согласно условиям программы, по истечении срока аренды жилье переходит в собственность арендатора.

В то время как виды ипотечных кредитов от АО «Отбасы банк» требуют первоначальный взнос в размере от 20% стоимости жилья, а ставка по кредиту составляет 5% годовых. При соблюдении этих условий, банк предлагает займы сроком до 25 лет.

Шаңырақ

Участниками пилотного проекта «Шаңырақ» могут быть граждане, состоящие на учете в акимате, как нуждающиеся в жилье.

Максимальная сумма займа для городов Алматы и Нур-Султан составляет — 18 млн тенге, для городов Атырау, Актау, Актобе, Шымкент, Туркестан, Караганда и Карагандинской области — до 15 млн тенге, для остальных регионов — до 12 млн тенге.

Размер дохода на одного члена семьи в 2022 году также не должен превышать 133 266,6 тенге. Ставка по кредиту составляет 5%, а сумма первоначального взноса не должна быть менее 10% от общей суммы займа. Со списком строительных компаний, у которых можно приобрести квартиру по программе «Шаңырақ», можно ознакомиться здесь.

По сведениям Азаттык, государство выделило на эту программу 390 млрд тенге. Если даже взять среднюю цену квартиры по 15 миллионов тенге, то будет выдано всего 26 тыс. квартир, в то время как в очередях стоят 540 тыс. человек.

Алматы Жастары

Программа позволяет алматинцам в возрасте до 35 лет получить льготный заем для приобретения квартиры.

По данным info.homsters, максимальная сумма займа увеличена в размере от 13 млн до 18 млн тенге. Максимальный срок выдачи кредита составляет 25 лет, первый взнос должен быть не менее 10%. Ставка составляет 5%.

Если цена недвижимости превышает 18 млн тенге — заявитель покрывает разницу из собственных денежных средств. Заявки принимаются на сайте.

Кандидаты будут оцениваться по балльной системе. На баллы влияют количество лет в браке, наличие детей, место и стаж работы, профессия, опыт работы в качестве индивидуального предпринимателя, длительность прописки в Алматы и другое.

Елорда Жастары

Максимальная сумма займа — до 18 млн тенге, процентная ставка — 5%, первоначальный взнос — 10%. Возраст участников не должен превышать 35 лет.

Участие принимают только работники государственных учреждений, имеющие постоянную регистрацию в Нур-Султан не менее одного года.

Если участником программы является семейная пара, то заявление может подать только один из супругов. Доход на одного человека в семье должен быть не более 308 718 тенге за текущие полгода. Заяки принимаются на сайте qatysu2.zhilfond.kz.

Читайте также:
My singtel что это за программа

После прохождения отбора участники в праве выбрать жилье на первичном или вторичном рынке. Последний прием заявок проходил с 14 по 21 октября 2021 года. Количество поданных заявлений составило — 1179.

Әскери баспана

Программа предназначена для военнослужащих и сотрудников специальных государственных органов. Чтобы стать участником системы жилстройсбережений, нужно открыть вклад в Отбасы банке.

Жилье можно купить в любом городе Казахстана. В сумму займа допускаются затраты на ремонт. Жилищные выплаты можно использовать на покупку жилья только один раз.

В случае внесения первого взноса в размере от 15 % до 50% для предварительного займа, ставка вознаграждения будет составлять 8% сроком кредитования до 25 лет.

Если внести 50% суммы для промежуточного займа, то ставка вознаграждения будет составлять 6% при сроке кредитования до 25 лет. Максимальная сумма займов может составлять 90 млн тенге.

Для получения жилищного займа по ставке от 3,5% до 5% годовых необходимо накопить на счете в Отбасы банк 50% от стоимости жилья.

Свой дом

В программе «Свой дом» могут принять участие все вкладчики Банка, накопившие не менее 500 тыс. тенге на момент подачи заявления на участие в программе. Участники выбирают квартиру в жилом комплексе еще на этапе строительства. Выбор происходит путем голосования на портале baspana.otbasybank.kz.

Программа также предоставляет три вида займов:

  • Предварительный заем включает в себя первый взнос в размере от 20%. Ставка составляет 7% с последующим снижением до 5%.
  • Промежуточный заем подразумевает внесение 50% суммы со ставкой 5-7%.
  • Для получения жилищного займа необходимо иметь 50% накоплений на депозите в течение трех лет и соответствовать требованиям оценочного показателя. В этом случае ставка будет составлять от 3% до 5%.

В зависимости от вида, займы по программе «Свой дом» предоставляются на срок от полугода до 25 лет. Главными преимуществами программы являются отсутствие требований к прописке и получение снижения налоговой нагрузки.

Жас отбасы

Максимальная сумма займа — до 100 млн тенге, процентная ставка — 6% годовых, срок кредитования — от 6 до 9 лет. В качестве залога рассматривается приобретаемое имущество.

В цели кредитования входит:

  • Покупка квартиры или дома на первичном и вторичном рынке;
  • Ремонт имеющегося жилья;
  • Строительство дома;
  • Покупка земельного участка.

Для получения займа «Жас отбасы» одному или обоим супругам необходимо открыть депозит в Отбасы банке и копить на нем минимум один год. За период накопления оценочные показатели должны составлять не менее 5 баллов. На момент подачи кредитной заявки нужно накопить или внести на депозит 50% от суммы покупки жилья.

Во время открытия депозита официальному браку не должно быть более пяти лет.

У заемщика должны отсутствовать непогашенные задолженности перед банками. Также нужно подтвердить доход и стаж работы — не менее шести месяцев.

В среднем ежегодно в Казахстане заключаются более 152 тыс. браков, и по статистике одной из причин разводов супруги называют отсутствие жилья.

  • Не предусматриваются ограничения по возрасту супругов, но при этом Жилстройсбербанк выдает займы только гражданам Казахстана в возрасте от 18 до 65 лет.
  • Можно открыть депозиты на обоих супругов, объединив их в семейный пакет и получать двойную премию государства.
  • Через два года после получения займа ставка снижается до 5% годовых после перехода на жилищный заем.

Умай

Максимальная сумма займа — до 30 млн тенге, процентная ставка — 13,5% с последующим понижением до 5%. Срок займа — от 6 месяцев до 25 лет.

Займы для женщин выдаются для покупки первичного и вторичного жилья, а в том числе по договору долевого участия. По программе также можно взять заём на ремонт в размере до 3,7 млн тенге.

Требования к участницам:

  • Заявительница должна быть совершеннолетней гражданкой Казахстана;
  • Наличие непрерывных пенсионных отчислений за последние шесть месяцев;
  • Ежемесячный доход не должен превышать 320 тыс. тенге;
  • Если женщина замужем, то ежемесячный общий семейный доход должен составлять не более 640 тыс. тенге.

Если семейный доход не превышает 550 тыс. тенге, то возможно получить кредит при наличии 15% первоначального взноса. Если доход составляет от 550 тыс. до 630 тыс. тенге, то заём можно получить при наличии суммы 20%. Общая сумма займа рассчитывается индивидуально в зависимости от дохода участницы.

Как стать участником программы

1. Обратиться в акимат, чтобы встать в очередь или подать заявку онлайн.

2. Заключить договор о жилстройсбережениях.

3. Пройти оценку платежеспособности.

4. Выбрать жилье, которое удовлетворит условия программы.

5. Получить одобрение на получение займа.

6. Внести первоначальный взнос.

7. Заключить договор купли-продажи с продавцом.

Помимо государственных программ, можно воспользоваться ипотеками, которые предлагают различные банки Казахстана. С процентными ставками и другими условиями банков можно ознакомиться тут.

Для людей, получивших кредит в «Отбасы Банк», предусматриваются льготы по уплате государственных налогов.

В ближайшее время также стартует новая программа «Жайлы тұрғын үй». До 2025 года на эту программу будет выделено 1,95 трлн тенге. В целом в 2022 году планируется возвести более 86 тыс. квартир для очередников.

Продолжится льготное кредитование населения через «Отбасы Банк» под 2% и 5%. Поддержкой будет охвачено 63 тыс. очередников с доходом выше одного прожиточного минимума. По предварительным данным, к 2025 году жильем будет обеспечено 404 тыс. очередников.

Источник: the-steppe.com

ГосутопияКак Казахстан 20 лет жил по госпрограммам

Как Казахстан 20 лет жил по госпрограммам — Госутопия на The Village Казахстан

В прошлом году казахстанцы узнали сравнительно новое для себя словосочетание — «национальный проект». Нацпроекты призваны продолжить славную традицию государственных программ, которые на протяжении последних двух десятилетий определяли направление и задавали темп практически каждой сфере нашей жизни. Они стали ключевым инструментом системы программно-целевого управления.

Авторы госпрограмм с разной степенью успешности пытались описывать в объемных документах целые государственные функции, в то время как методологически госпрограммы совсем для этого не предназначены. В действительности они предполагают узкий набор интервенций, направленных на достижение вполне конкретной цели с определенным набором ресурсов.

Однако, по мнению экспертов, методологическая путаница — лишь полбеды. Куда неприятнее, что казахстанские госпрограммы зачастую существовали вокруг целевых индикаторов (а не реальности) и управлялись через отчеты (а не через механизм мониторинга и программной оценки). Так, среди самых значимых госпрограмм независимого Казахстана едва ли удастся найти хоть одну, чьи неоднозначные итоги не стали бы поводом для критики принятого подхода к решению проблем.

В первом материале спецпроекта «Госутопия», посвященном государственным программам Казахстана, мы описываем хронологию наиболее значимых госпрограмм. Выборка составлена после консультаций с десятком специалистов из разных областей — они попытались из сотен программ выбрать те, которые или действительно улучшили статус-кво, или потенциально могли это сделать, или оказались «менее провальными» чем остальные. Отсчет мы начинаем с конца 90-х — начала 2000-х: именно тогда в республике утвердили первые госпрограммы в области здравоохранения и образования.

Читайте также:
Программа петерсон для начальной школы что это

Текст: Маргарита Бочарова

Источник: www.the-village-kz.com

история. Государственные программы основа развития Казахстана

Единственный в мире Музей Смайликов

Самая яркая достопримечательность Крыма

Скачать 15.63 Kb.

Алдибекова Анель, 10… группа

История: СРСП 11
Разработка программы или плана по теме: Государственные программы — основа развития Казахстана
Необходимость повышения эффективности регионального планирования, увязки стратегических программ развития регионов с республиканскими стратегическими планами является важной, но не исчерпывающей задачей по решению проблем регионального развития. К тому же эти задачи сегодня благополучно решаются в рамках существующей организационной структуры региональной политики. Но главной задачей должно стать обеспечение планомерного и устойчивого развития всех регионов Казахстана. В этой связи созданный орган будет отвечать за разработку региональной политики, направленную на снижение пространственных экономических и социальных диспропорций.
Настоящая проблема признается, и была поднята в Программе Правительства Республики Казахстан на 2003-2006 гг., утвержденной Указом Президента Республики Казахстан от 15 августа 2003 г. №1165. Была принята Концепция региональной политики Республики Казахстан. Реализуются мероприятия, направленные на повышение эффективности экономики регионов.
Происходит определенное снижение существующих между регионами различий в уровнях социально-экономического развития путем осуществления приоритетных инвестиционных проектов, способствующих укреплению инфраструктуры, достижению гарантированного объема социального обеспечения населения в сочетании с политикой адресной поддержки проблемных территорий.
В предстоящий период правительством планируется реализовать комплекс мер, направленный на обеспечение поступательного социально-экономического развития регионов. С 2004 г. началась реализация Государственной программы развития сельских территорий Республики Казахстан на 2004-2010 гг., предусматривающей меры по эффективному развитию сельских территорий и формированию оптимальных схем расселения, позволяющих концентрировать ресурсы в экономически перспективных местах и обеспечивающих достаточный уровень доходов сельского населения. В 2004 г. была принята Программа территориального развития Республики Казахстан до 2015 г., направленная на эффективное и сбалансированное развитие регионов страны с учетом рационального использования потенциала каждого из них. Она должна служить основой взаимодействия органов управления по обеспечению рациональной системы действий в области расселения и размещения производственной, энергетической, транспортной, коммуникационной, водохозяйственной, социальной и рекреационной инфраструктуры. В 2003 г. была принята Программа развития малых городов на 2004-2006 гг., определяющая основные направления развития малых городов в соответствии с их функциональной типологией, меры административно-правового и экономического характера, способствующие переходу их к саморазвитию на рыночных началах.

Таким образом, Правительство РК дает ясно понять, что альтернативы инновационному развитию у Казахстана нет. Инновационная экономика должна стать не только самостоятельным сектором казахстанской экономики, но и условием повышения конкурентоспособности других отраслей.

Кардинальное увеличение добавленной стоимости, создаваемой в инновационном секторе и с помощью инноваций в традиционных отраслях, должно стать одним из важнейших государственных приоритетов. Государственная региональная политика Казахстана, в свою очередь, должна стимулировать переход к инновационной модели развития и придать новый культурный и геоэкономический смысл региональным проектам и инициативам. Ее основная задача — обеспечить концентрацию ресурсов на приоритетных направлениях и создать условия для межрегиональной кооперации и стратегического партнерства власти, бизнеса и общественных институтов в рамках инновационной модели развития. Необходимо сформировать новые — инновационные — технологии управления развитием территорий, работающие на повышение конкурентоспособности казахстанских регионов и страны в целом.

Источник: topuch.com

Государственные программы развития регионов в Республике Казахстан

Необходимость повышения эффективности регионального планирования, увязки стратегических программ развития регионов с республиканскими стратегическими планами является важной, но не исчерпывающей задачей по решению проблем регионального развития. К тому же эти задачи сегодня благополучно решаются в рамках существующей организационной структуры региональной политики. Но главной задачей должно стать обеспечение планомерного и устойчивого развития всех регионов Казахстана. В этой связи созданный орган будет отвечать за разработку региональной политики, направленную на снижение пространственных экономических и социальных диспропорций.

Настоящая проблема признается, и была поднята в Программе Правительства Республики Казахстан на 2003-2006 гг., утвержденной Указом Президента Республики Казахстан от 15 августа 2003 г. №1165. Была принята Концепция региональной политики Республики Казахстан. Реализуются мероприятия, направленные на повышение эффективности экономики регионов.

Происходит определенное снижение существующих между регионами различий в уровнях социально-экономического развития путем осуществления приоритетных инвестиционных проектов, способствующих укреплению инфраструктуры, достижению гарантированного объема социального обеспечения населения в сочетании с политикой адресной поддержки проблемных территорий.

В предстоящий период правительством планируется реализовать комплекс мер, направленный на обеспечение поступательного социально-экономического развития регионов. С 2004 г. началась реализация Государственной программы развития сельских территорий Республики Казахстан на 2004-2010 гг., предусматривающей меры по эффективному развитию сельских территорий и формированию оптимальных схем расселения, позволяющих концентрировать ресурсы в экономически перспективных местах и обеспечивающих достаточный уровень доходов сельского населения. В 2004 г. была принята Программа территориального развития Республики Казахстан до 2015 г., направленная на эффективное и сбалансированное развитие регионов страны с учетом рационального использования потенциала каждого из них. Она должна служить основой взаимодействия органов управления по обеспечению рациональной системы действий в области расселения и размещения производственной, энергетической, транспортной, коммуникационной, водохозяйственной, социальной и рекреационной инфраструктуры. В 2003 г. была принята Программа развития малых городов на 2004-2006 гг., определяющая основные направления развития малых городов в соответствии с их функциональной типологией, меры административно-правового и экономического характера, способствующие переходу их к саморазвитию на рыночных началах.

Региональная политика в предстоящие годы будет направлена на концентрацию экономической деятельности в развитых региональных центрах, способных стать «локомотивами» экономической и социальной модернизации, на обеспечение рациональной территориальной организации экономического потенциала страны и расселения населения. В августе этого года Главой государства была утверждена специальная Стратегия территориального развития до 2015 г., определяющая стратегические направления территориального развития страны. Стратегия направлена на формирование конкурентоспособной специализации регионов; создание условий для концентрации производственных и трудовых ресурсов в экономически перспективных районах и становления «полюсов роста»; развитие инфраструктуры территорий во взаимоувязке со становлением кластеров.

Таким образом, Правительство РК дает ясно понять, что альтернативы инновационному развитию у Казахстана нет. Инновационная экономика должна стать не только самостоятельным сектором казахстанской экономики, но и условием повышения конкурентоспособности других отраслей.

Кардинальное увеличение добавленной стоимости, создаваемой в инновационном секторе и с помощью инноваций в традиционных отраслях, должно стать одним из важнейших государственных приоритетов. Государственная региональная политика Казахстана, в свою очередь, должна стимулировать переход к инновационной модели развития и придать новый культурный и геоэкономический смысл региональным проектам и инициативам. Ее основная задача — обеспечить концентрацию ресурсов на приоритетных направлениях и создать условия для межрегиональной кооперации и стратегического партнерства власти, бизнеса и общественных институтов в рамках инновационной модели развития. Необходимо сформировать новые — инновационные — технологии управления развитием территорий, работающие на повышение конкурентоспособности казахстанских регионов и страны в целом.

Принятие инновационной модели развития порождает ситуацию, в которой основная доля в добавленной стоимости достается центрам управления инновационными процессами. Наиболее прибыльная деятельность, финансовый и человеческий капитал начинают концентрироваться в небольшом количестве мест («центрах развития»), где скапливаются основные мощности инновационного уклада — центры принятия решений, информационные технологии, базы знаний.

Эти центры, как правило, контролируются иностранными инвесторами, но последние избирательны в своих инвестициях. Депрессивным регионам, у которых нет каких-либо сырьевых ресурсов, рассчитывать на что-то в этом смысле не приходится. Новая региональная политика Казахстана должна быть адекватна этим процессам. Нужны новые инфраструктуры, способные обеспечить всем регионам равный доступ к инновационному развитию.

Читайте также:
ГАЗ программа что это за приложение

Такими структурами в каждом регионе могут и должны стать социально-предпринимательские корпорации, которые будут являться дополнительными инструментами государственной региональной политики, направленной на снижение рисков асимметричного развития страны. В рамках новой Стратегии территориального развития Казахстана проработаны вопросы формирования в регионах социально-предпринимательских корпораций для управления активами, инициирования новых проектов и привлечения дополнительных инвестиций в интересах развития региона. Главным направлением деятельности этих корпораций будет создание спроса в регионе на продукты деятельности малых предпринимателей.

Развитие социально-предпринимательских корпораций будет оказывать содействие созданию крупных региональных центров, концентрирующих в себе экономическую активность не только своего, но и смежных регионов и способных выступить катализаторами формирования конкурентоспособных региональных кластеров.

В связи с расположенностью практически всех крупных городов в приграничных регионах будут приняты меры по их активному позиционированию в целях обеспечения их конкурентного (симметричного) развития с близлежащими городами сопредельных стран.

Не последнюю роль в разработке и реализации проектов, решающих проблемы регионального развития, должны сыграть государственный холдинг «Самрук-Казына», и основная задача Правительства РК состоит в координации их деятельности.

В целом в мировом опыте инструменты реализации региональной политики на страновом уровне делятся на шесть основных групп:

административно-управленческие (например, придание особого статуса северным территориям Канады как ресурсной зоне общестранового значения и выделение их из традиционной сетки административно-территориального устройства);

средства сдерживания размещения новых предприятий в перенаселенных районах (например, во Франции в отношении Парижа и его пригородов);

пространственное распределение экономической деятельности государства (например, в Италии через размещение предприятий государственного сектора осуществлялось воздействие на региональные рынки труда, а также до какого-то времени действовала схема предпочтительных государственных закупок у поставщиков из определенных районов);

финансовое стимулирование компаний (дотации на определенные суммы инвестиций, кредиты, финансовые льготы, субсидии в связи с созданием рабочих мест и т.п.);

создание физических инфраструктур (включая механизмы концессии в области транспорта, которые используются, например, в Скандинавских странах);

так называемые «мягкие» меры стимулирования развития (создание благоприятной бизнес-среды, поддержка информационных сетей, консалтинговой деятельности, образования, научных исследований и технических разработок).

Искусство региональной политики состоит в том, чтобы, сочетая использование вышеназванных инструментов, дать региону минимум, но минимум, достаточный для его развития. Все это можно с успехом применять и у нас, международный опыт должен широко учитываться при разработке региональной политики. Некоторые моменты уже сейчас активно используются.

В частности, в рамках Стратегии территориального развития планируется принять меры по эффективному развитию городов Алматы и Астаны как важнейших центров в евроазиатской системе товарных, финансовых, технологических и культурных обменов (бизнес-центры региона). В целом развитие этих городов будет ориентировано на становление их как центров региональной (центральноазиатской) дистрибуции и создание в них высокоорганизованной урбанистической среды жизни. Это так называемые «точки роста», которые должны подтянуть за собой все сопредельные регионы.

Данный принцип меняет уравнительную модель во взаимоотношениях центра и регионов, но оставляет за скобками ответ на вопрос: а что делать с территориями, где для роста нет «ни точки, ни кочки»?

Масштабные инвестиции, вкладываемые в отдельные города, может, и решают проблемы этих регионов, но не снимают бремени забот у соседей. Ведь каждый такой «локомотив» одновременно становится своеобразным пылесосом, выкачивающим с депрессивных территорий остатки квалифицированных рабочих ресурсов. Возможная угроза возникновения таких проблем должна учитываться. Решение ее видится в разработке эффективной системы мониторинга региональных ситуаций и региональных проблем в Республике Казахстан.

В общем, депрессивные регионы занимают особенное место в региональной политике любого государства. Не обошла эта проблема и Казахстан, и правительство делает определенные шаги в ее решении. В частности, в предстоящие годы в Казахстане планируется продолжить работу по дальнейшему обеспечению развития сельских территорий, решению проблем Приаралья, бывшего Семипалатинского полигона и других неблагополучных территорий. В этих целях продолжится реализация Государственной программы развития сельских территорий на 2004-2010 гг., программ по решению проблем бывшего Семипалатинского полигона, развитию малых городов, города Семипалатинска. В текущем году правительством планируется принять новую программу по решению проблем Приаралья.

Еще одним, не менее важным, институтом региональной политики любого государства является миграционная политика. В Казахстане в среднесрочной перспективе миграционная политика направлена на формирование оптимальной системы расселения и устройства территории страны за счет концентрации населения в экономически перспективных и благоприятных для жизнедеятельности территориях, с обеспечением рациональной заселенности страны.

Опорным каркасом системы расселения планируется сделать крупные городские агломерации и тяготеющие к ним сельские районы, формирующие зоны высокоорганизованной урбанистической среды жизни.

Перспективы сельского расселения определяются в первую очередь развитием существующих сел с высоким и средним потенциалом развития.

Таким образом, краткий анализ существующего положения дел в региональной политике и ближайших перспектив ее развития в контексте предстоящих реформ, направленных на политическую модернизацию, позволяет сделать определенные выводы. В целом на сегодняшний момент определенная система региональной политики и ее организационное обеспечение существуют, но если в условиях децентрализации и деконцентрации государственного управления в стране они усилятся, то, возможно, это потребует принятия определенных мер, в частности, создание специального уполномоченного органа, ответственного за разработку и координацию реализации государственной региональной политики, либо закрепление этих функций за каким-либо из существующих органов, например, за министерством экономики и бюджетного планирования.

В этой связи возникает необходимость разработки и принятия закона, в котором были бы определены приоритетные цели региональной политики Республики Казахстан. Среди приоритетных целей региональной политики, на наш взгляд, необходимо выделить:

  • · создание единого, равномерно развитого экономического и правового пространства;
  • · обеспечение государственной и территориальной целостности Республики Казахстан;
  • · укрепление основ гражданского общества;
  • · развитие системы местного самоуправления и создание условий для участия граждан государства в управлении процессами общественного развития;
  • · повышение стандартов уровня жизни и социальной защиты граждан Республики Казахстан;
  • · выравнивание условий социально-экономического развития регионов;
  • · определение приоритетности развития регионов, имеющих особое стратегическое и геополитическое значение.

Законодательного закрепления требуют также принципы, на которых должна строиться государственная региональная политика Республики Казахстан. Это принципы:

  • · государственной и территориальной целостности Республики Казахстан;
  • · суверенитета Республики Казахстан;
  • · верховенства республиканского права;
  • · единства политического, экономического, социально-культурного и правового пространства;
  • · единства системы государственных органов власти;
  • · равноправия регионов Республики Казахстан;
  • · разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Республики Казахстан и органами местной власти регионов Республики Казахстан;
  • · самостоятельности местного самоуправления;
  • · баланса интересов республиканского центра и регионов.

В целом государственная региональная политика Республики Казахстан должна базироваться в длительной перспективе на таких принципах, как:

  • · приоритет общественных интересов;
  • · учет особенностей регионов;
  • · социальная справедливость;
  • · обеспечение законности и стабильности в распределении властных полномочий между центром и регионами;
  • · ресурсное обеспечение проведения государственной региональной политики;
  • · создание системы регионального управления, отвечающей государственной региональной политике;
  • · предоставление регионам права самостоятельности в решении собственных проблем.

Источник: vuzlit.com

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru