Государственные программы как основа бюджетного планирования

1 ФБОУ ВПО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации. Владимирский филиал

Проведен анализ предпосылок актуализации вопросов государственного стратегического планирования и формирования стратегических планов развития в различных сферах государственного управления, в том числе в сфере бюджетных отношений. Определена необходимость комплексного подхода к процессу стратегического планирования социально-экономического и бюджетного развития, объясняемая высокой степенью зависимости реализации стратегических направлений социально-экономического развития от бюджетных возможностей и ограничений.

Максимальное влияние на процесс формирования бюджетной стратегии оказывают такие элементы системы государственного стратегического планирования, как прогнозирование социально-экономического развития, программно-целевое планирование и стратегический контроль. Уделено внимание вопросам документального обеспечения процессов стратегического планирования на федеральном и субфедеральном уровнях государственного управления. Действующим законодательством не установлено обязательное формирование бюджетной стратегии субъекта Российской Федерации, что в значительной степени затрудняет достижение целей долгосрочного социально-экономического развития региона и снижает эффективность государственного управления в субъектах РФ. Рассмотрены различные аспекты, характеризующие бюджетную стратегию федерального и субфедерального уровня как долгосрочный план, механизм формирования государственной политики, критерий эффективности государственного управления, механизм финансового контроля, инструмент развития бюджетного федерализма. Сделан вывод о необходимости развития процессов стратегического бюджетного планирования на субфедеральном уровне и формирования единых методологических подходов на региональном уровне.

Планирование и учет личных финансов Как сделать это приятным?

финансовой обеспечение социально-экономического развития
система государственного стратегического планирования
стратегический контроль
программно-целевое планирования
бюджетная стратегия
1. Модернизация региональных финансов: монография / Э. А. Исаев. — М.: Изд-во РАГС, 2009. — 224 с.

2. Модернизация финансовой сферы России: монография / под ред. В. К. Сенчагова. — М.; СПб.: Нестор-История, 2011 — 304 с.

3. Организация бюджетного планирования в регионе: вопросы теории и практики: монография / Ю. В. Лудинова. — СПб.: СПбГИЭУ, 2011. — 247 с.

4. Программный бюджет: учеб. пособие / под ред. проф. М. П. Афанасьева. — М.: Магистр: ИНФРА-М, 2012. — 384 с.

5. Региональное бюджетное прогнозирование и планирование (на примере бюджета города Москвы): монография / С. Ю. Попков. — М: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2009. — 149 с.

6. Российский федерализм. Экономико-правовые проблемы / Институт экономики РАН; Центр экономики федеративных отношений; отв. ред. С. Д. Валентей. — СПб.: Алетейя, 2008. — 320 с.

Баланс, PL, Кэш-фло — базовые понятия в финансах и основы финансового анализа.

Международный опыт внедрения концепции стратегического планирования на государственном уровне свидетельствует о возможности качественного изменения социально-экономической ситуации и повышения эффективности государственной бюджетной политики при применении эффективных методов стратегического планирования. Примером может служить опыт США, Канады, Германии, Франции, Италии, Японии, Южной Кореи и Китая, которые в различные периоды времени начали применять механизмы стратегического планирования развития в различных сферах государственного управления, в том числе и в сфере бюджетно-финансовых отношений [3, С. 43; 4, С. 104].

В России предпосылки формирования системы государственного стратегического планирования были заложены в положениях федерального закона № 115-ФЗ от 20.07.1997 г. «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации», которым предусмотрена разработка Концепции социально-экономического развития Российской Федерации, Программы социально-экономического развития Российской Федерации и прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочную, среднесрочную и краткосрочную перспективу. Сложно противоречит мнению Э. А. Исаева о том, что «данный закон носит формальный рамочный характер и не определяет ни существа прогнозирования, ни целевой ориентации общегосударственных и региональных бюджетных программ» [1, с. 119]. Реальный этап формирования системы государственного стратегического планирования в России начался после вступления в силу Указа Президента Российской Федерации № 536 от 12.05.2009 г. «Об основах стратегического планирования». Немаловажное влияние на развитие процессов стратегического планирования оказал проект федерального закона «О государственном стратегическом планировании», рассмотренном Государственной Думой во втором чтении.

Формирование и реализация стратегии развития территории должна основываться на некоторых основополагающих принципах, главными из которых являются комплексность, долговременность, систематичность, управляемость и обеспеченность. Иными словами, стратегические направления должны охватывать все стороны жизни сообщества, обеспечить устойчивый долгосрочный эффект, определять возможность гибкого изменения механизмов реализации стратегии при изменении внешних и внутренних факторов развития, а также иметь реальное ресурсное и финансовое обеспечение.

К процессам стратегического планирования бюджетной сферы вполне применимо мнение В. К. Сенчагова о том, что «модернизация финансов должна охватывать всю сферу финансовых отношений, включая федеральный бюджет, бюджеты субъектов федерации, внебюджетные фонды, систему страхования и корпоративных финансов» [2, С. 13]. Очевидно, что предлагаемая в проекте Федерального закона «О государственном стратегическом планировании» система стратегического планирования не уделяет должного внимания формированию бюджетной стратегии как одного из основных составляющих систему ГСП, предполагая лишь выявление определенных соотношений между стратегическими целями и бюджетными возможностями и увязку стратегических решений с бюджетными ограничениями. При таком подходе даже при наличии среднесрочных и долгосрочных бюджетных прогнозов реализация стратегических задач и достижение стратегических целей всегда будут зависеть от состояния бюджетов всех уровней. Реалистичность стратегических планов возможно только в том случае, если бюджетно-финансовая стратегия будет определена как самостоятельный документ, цели, задачи и программы которого будут взаимоувязаны со стратегиями социально-экономического развития различных уровней.

В связи с этим одним из ключевых направлений стратегического планирования развития территории является разработка бюджетной стратегии, являющейся неотъемлемой частью системы государственного стратегического планирования (ГСП).

Проект федерального закона «О государственном стратегическом планировании» закрепляет основные положения системы государственного стратегического планирования. Согласно этому закону система государственного стратегического планирования — это совокупность:

  • взаимосогласованных документов стратегического планирования, характеризующих приоритетные направления социально-экономического развития Российской Федерации;
  • элементов нормативно-правового, научно-методического, финансового, информационного и иного ресурсного обеспечения процессов стратегического планирования;
  • участников государственного стратегического планирования, осуществляющих и направляющих практическую деятельность в указанной сфере.

Основополагающими элементами системы государственного стратегического планирования являются прогнозирование социально-экономического развития, программно-целевое планирование и стратегический контроль.

Прогнозирование социально-экономического развития представляет собой разработку научно обоснованной информации о направлениях и результатах социально-экономического развития Российской Федерации, а также определение параметров социально-экономического развития в долгосрочном периоде. Данный документ оказывает наиболее сильное влияние на параметры и направления долгосрочной бюджетной стратегии как на федеральном уровне, так и на уровне субъекта федерации, поскольку прогнозные значения социально-экономического развития определяют то, какое количество финансовых ресурсов потребуется от бюджетной системы государства для достижения стратегических целей. Однако существует и серьезная обратная зависимость социально-экономических прогнозов от параметров долгосрочной бюджетной стратегии, в которой определяется общий объем возможных финансовых ресурсов, направляемых в будущем на достижение стратегических целей социально-экономического развития страны. В этом смысле бюджетная стратегия выполняет роль финансового ограничителя и является элементом контроля объективности и реалистичности социально-экономических прогнозов.

Программно-целевое планирование направлено на определение целей социально-экономического развития Российской Федерации, приоритетов социально-экономической политики, а также формирование комплексов мероприятий, обеспечивающих достижение указанных целей и приоритетов [5, С. 22].

Стратегический контроль предполагает, во-первых, осуществление мониторинга социально-экономического развития Российской Федерации и, во-вторых, контроль за реализацией решений, принятых в процессе государственного стратегического планирования. Цель стратегического контроля состоит в повышении эффективности функционирования системы государственного стратегического планирования. Для достижения поставленной цели должны быть решены следующие задачи:

  • сбор и систематизация информации о социально-экономическом развитии территорий;
  • оценка качества государственного прогнозирования и программно-целевого планирования;
  • оценка результативности и эффективности решений, принятых в процессе государственного стратегического планирования;
  • оценка реалистичности и степени достижения запланированных целей социально-экономического развития;
  • оценка влияния внутренних и внешних условий на плановый и фактический уровень достижения целей социально-экономического развития;
  • разработка предложений по повышению эффективности функционирования системы.

Основными документами государственного стратегического планирования федерального уровня являются:

  • Прогноз социально-экономического развития на долгосрочный период;
  • Концепция долгосрочного социально-экономического развития;
  • Научно-технологический прогноз развития на долгосрочный период;
  • Долгосрочные отраслевые документы;
  • Долгосрочная бюджетная стратегия;
  • Государственные программы;
  • Схемы территориального планирования;
  • Основные направления деятельности Правительства РФ;
  • Прогноз социально-экономического развития РФ на среднесрочный период.

Бюджетная стратегия Российской Федерации, являясь обязательным элементом системы государственного стратегического планирования, представляет собой нормативно-правовой документ, определяющий систему научно обоснованных представлений о том, насколько бюджетная система Российской Федерации обеспечена финансовыми ресурсами для достижения целей стратегического развития. Бюджетная стратегия в форме документа должна быть разработана и утверждена в соответствии с определенным порядком разработки и утверждения данного документа. Бюджетная стратегия может быть обсуждена на публичных слушаниях, а также подвержена экспертизе контрольно-счетными органами.

Читайте также:
Почему не переносятся данные с андроида на Айфон с помощью программы iOs

Процессы стратегического планирования на субфедеральном уровне должны базироваться на долгосрочных стратегических ориентирах федерального уровня, с учетом законодательно закрепленных полномочий субъекта РФ, его потенциальных ресурсных и финансовых возможностях. Основными документами государственного стратегического планирования, разрабатываемыми в субъектах РФ согласно нормам проекта федерального закона «О государственном стратегическом планировании», должны быть:

  • Стратегия развития субъекта Российской Федерации на долгосрочную перспективу;
  • Схема территориального планирования субъекта Российской Федерации;
  • Прогноз социально-экономического развития субъекта Российской Федерации на среднесрочный период;
  • Государственные программы субъекта Российской Федерации;
  • Программа социально-экономического развития субъекта РФ на среднесрочный период.

Отсутствие в перечне обязательных документов государственного стратегического планирования на субфедеральном уровне бюджетной стратегии региона является серьезным недостатком данной системы. Это объясняется высокой степенью зависимости реализации стратегических направлений субъекта РФ от финансового обеспечения стратегического плана и взаимосогласованного долгосрочного развития бюджетно-финансовой сферы региона. Планомерное социально-экономическое развитие региона в долгосрочной перспективе в значительной степени зависит от развития доходной базы субъекта РФ, формирования оптимальной структуры расходов регионального бюджета, повышения эффективности межбюджетных отношений, построение результативной системы бюджетного финансирования инновационных и инвестиционных процессов на территории субъекта РФ и т. д. Анализируя влияние бюджетной стратегии на результативность социально-экономического развития, можно рассматривать бюджетную стратегию Российской Федерации и бюджетную стратегию субъекта Российской Федерации с разных точек зрения в зависимости от выполняемых ими функций. Их сравнительная характеристика представлена в Таблице 1.

Характеристики и выполняемые функции бюджетной стратегии Российской Федерации и бюджетной стратегии субъекта Российской Федерации

Характеристика бюджетной стратегии

Бюджетная стратегия Российской Федерации

Бюджетная стратегия субъекта Российской Федерации

Научно обоснованный план развития бюджетной сферы Российской Федерации на 6 и более лет на основе оценки эффективности и результативности текущей бюджетной политики Российской Федерации.

Научно обоснованный план развития бюджетной сферы субъекта Российской Федерации на срок, законодательно установленный субъектом Российской Федерации на основе оценки эффективности и результативности текущей бюджетной политики субъекта Российской Федерации.

Документ, определяющий направления развития бюджетной сферы Российской Федерации, инструменты и механизмы реализации направлений бюджетного развития Российской Федерации.

Документ, определяющий направления развития бюджетной сферы субъекта Российской Федерации, возможные инструменты реализации выбранных направлений в целях достижения долгосрочного социально-экономического развития субъекта Российской Федерации.

Механизм формирования государственной политики

Информационный ресурс для принятии стратегических решений в области развития бюджетной системы Российской Федерации и определение приоритетных направлений бюджетной политики на долгосрочную перспективу, обеспечивающих достижение целей социально-экономического развития.

Информационный ресурс для принятия стратегических решений в области развития бюджетной сферы субъекта Российской Федерации по оптимизации бюджетных расходов, роста бюджетных доходов, повышения эффективности межбюджетных отношений, формирования долговой политики, финансирования отраслей экономики региона в соответствии с приоритетами социально-экономического развития.

Механизм финансового контроля

Документ, подлежащий экспертизе в части соответствия положений бюджетной стратегии стратегическим национальным приоритетам и обеспечения национальной безопасности, а также эффективности бюджетных расходов на достижение целей долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации.

Документ, позволяющей выявить степень соответствия бюджетного стратегического планирования долгосрочным направлениям социально-экономического развития субъекта Российской Федерации и оценить эффективность расходования бюджетных средств в рамках достижения целей социально-экономического развития субъекта Российской Федерации.

Критерий эффективности государственного управления

Публичный документ, содержащий перечень показателей, характеризующих состояние бюджетной системы в долгосрочном периоде и финансовое обеспечение стратегических направлений социально-экономического развития Российской Федерации. Достижение запланированных параметров и реализация стратегических направлений может свидетельствовать об эффективности государственного управления.

Публичный документ, разработанный по инициативе органов власти субъекта Российской Федерации, содержащий направления и параметры развития бюджетной сферы региона в долгосрочном периоде и имеющей целью определить финансовые возможности реализации направлений социально-экономического развития субъекта Российской Федерации. Реализация стратегических направлений и достижение запланированных параметров бюджетного и социально-экономического развития региона могут свидетельствовать об эффективности деятельности органов государственной власти субъекта Российской Федерации.

Инструмент развития бюджетного федерализма

Документ, координирующий цели и направления стратегического развития бюджетной системы между федеральным и региональным уровнем, упорядочивающий на долгосрочной основе распределение расходных полномочий, доходных источников и механизмов финансовой помощи между бюджетами различных уровней.

Документ, координирующий стратегические направления развития бюджетной сферы федерального и субфедерального уровня, создает возможности усиления самостоятельности и ответственности органов власти субъектов Российской Федерации за принимаемые стратегические и тактические решения в области бюджетного планирования, а также определяет развитие межбюджетных отношений с муниципальными бюджетами [6, С. 95].

Таким образом, можно сделать вывод о том, что бюджетная стратегия является важным элементом системы государственного стратегического планирования как на федеральном, так и на субфедеральном уровне. Бюджетная стратегия, выполняя ряд важнейших функций, позволяет определить финансовые возможности долгосрочного социально-экономического развития. При разработке бюджетной стратегии следует учитывать особенности стратегического планирования на федеральном и региональном уровне, обеспечивая эффективную реализацию направлений развития бюджетной сферы в долгосрочном периоде. Бюджетная стратегия может выступать эффективным инструментом государственного управления, позволяющим повысить результативность бюджетных расходов.

Рецензенты:

Филимонова Н. М., д.э.н., профессор, заведующий кафедрой менеджмента и маркетинга ФГБОУ ВПО «Владимирский государственный университет им. А. Г. и Н. Г. Столетовых», г.Владимир.

Калмыков В. В., д.э.н., профессор кафедры государственного и муниципального управления ФГБОУ ВПО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации. Владимирский филиал», г.Владимир.

Источник: science-education.ru

О переходе на «программный» бюджет

Губанова, Е. Е. О переходе на «программный» бюджет / Е. Е. Губанова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2013. — № 10 (57). — С. 300-302. — URL: https://moluch.ru/archive/57/7776/ (дата обращения: 04.07.2023).

Государственная программа — это новый инструмент государственного программно-целевого планирования и управления.

28 июня 2012 года Президент РФ озвучил послание о Бюджетной политике в 2013–2015 годах, где ставится одна из приоритетных задач реализации бюджетной политики на 2013 год — переход к «программному бюджету».

Программный бюджет — это отражение финансового обеспечения программ, это не распределение по ведомствам, а распределение именно по программам. Соответственно, управление бюджетом, управление деятельностью органов власти идет в проектом ключе. Если до этого программы существовали отдельно от бюджета, осуществлялось управление портфелем ведомства, то сейчас будет осуществляться управление программами. Все приложения к бюджету по расходам носят программный характер.

Бюджет по программному принципу будет сформирован на основе государственных программ.

Для реализации данного перехода внесены изменения в Бюджетный кодекс в части статьи 179. 7 мая 2013 г. Президент РФ подписал Федеральный закон «О внесении изменений в бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием бюджетного процесса» (№ 104-ФЗ) где, статья 179, согласно поправкам, предусматривает государственные программы вместо долгосрочных целевых программ.

Согласно срокам переход в полном объеме необходимо осуществить начиная с федерального бюджета на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов, а его отдельные элементы должны быть задействованы в федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов [2].

Большей частью регионов также предприняты конкретные действия по переходу к формированию программного бюджета на основе государственных программ. В частности:

— 45 субъектов РФ приняли правовые акты о порядке разработки и реализации государственных программ;

— 16 субъектов РФ утвердили государственные программы;

— в 12 субъектах РФ в законах о бюджетах на 2013 год (на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов) утверждено (установлено) распределение бюджетных ассигнований по государственным программам [3].

Государственные программы — это система мероприятий (взаимоувязанных по задачам, срокам осуществления и ресурсам) и инструментов государственной политики, обеспечивающих в рамках реализации ключевых государственных функций достижение приоритетов и целей государственной политики в сфере социально-экономического развития и безопасности [1].

Государственная программа может включать в себя подпрограммы, содержащие в том числе ведомственные целевые программы и отдельные мероприятия органов государственной власти.

Деление государственной программы на подпрограммы осуществляется исходя из масштабности и сложности решаемых в рамках государственной программы задач.

Разработка и реализация государственной программы осуществляются органом исполнительной власти, определенным в качестве ответственного исполнителя государственной программы с другими главными распорядителями средств краевого бюджета — соисполнителями государственной программы.

Государственные программы подразумевают строгое соответствие и ориентирование на достижение целей, задач и показателей, установленных в Концепции долгосрочного социально — экономического развития Российской Федерации.

Ключевыми параметрами государственных программ являются:

— строгое соответствие и ориентирование на достижение целей, задач и показателей, установленных в Стратегии долгосрочного социально-экономического развития Краснодарского края;

— установление конкретного органа исполнительной власти, ответственного за разработку и реализацию государственной программы, т. е. за достижение заявленных показателей;

Читайте также:
Программа где можно вырезать лицо

— установление жестких требований к системе результирующих показателей;

— охват государственными программами большей части бюджетных ассигнований;

— введение требования о регулярной оценки результативности и эффективности реализации государственных программ.

Задачи, решаемые в рамках одной программы межотраслевые, поэтому важным элементом государственных программ является межведомственное взаимодействие.

Государство сможет сосредоточить в рамках государственных программ все инструменты, которыми оно располагает для развития экономики. Это могут быть контрольно-надзорные меры, меры по совершенствованию законодательства по снижению административных барьеров и иное нормативное правовое регулирование, тем самым, мы устраним один из главных ограничителей повышения эффективности деятельности органов власти — оторванность структурных реформ и мер государственного регулирования от бюджетного процесса.

Тем не менее, до сих остается не до конца решенной проблема перехода к программному бюджету — проблема несовершенства нормативной базы.

На данный момент не утверждена бюджетная стратегия, что не позволяет урегулировать правовые вопросы реализации государственных программ.

Так же в 2013 году планируется утвердить программную классификацию и все государственные программы, предусмотренные федеральным перечнем государственных программ. Минфин готовит изменения в бюджетную классификацию — переход к буквенному кодированию разделов и подразделов классификации расходов бюджетов, что позволит увеличить разрядность кода целевой статьи до девяти знаков, сохранив при этом разрядность кода классификации расходов бюджета.

Кроме того, государственные программы в рамках «программного бюджета» должны быть реализованы в рамках бюджетной стратегии на период до 2030 года. Главная задача — определение основных моментов бюджетной политики при различных вариантах развития российской и мировой экономики.

Бюджетная стратегия должна обеспечить предсказуемость реакций бюджетной системы на вызовы и возможности, которые могут возникать в рамках различных вариантов развития мировой экономики, предусматривать применение необходимых мер при негативном воздействии внешних экономических факторов.

В бюджетной стратегии на период до 2020 года, согласно бюджетному посланию Президента РФ, будут определены предельные размеры бюджетных ассигнований по государственным программам.

Для перехода к формированию и исполнению «программного бюджета» необходимо внедрение современной государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами «Электронный бюджет», которая позволит перейти на новый уровень управления государственными финансами и создать инструментарий для принятия обоснованных управленческих решений в целях повышения эффективности и результативности бюджетных расходов. Система «Электронный бюджет» должна обеспечивать прозрачность финансово-хозяйственной деятельности каждого отдельного участника бюджетного процесса, гарантировать достоверность и открытость их деятельности, предусматривать возможность участия граждан, общественных институтов, профессиональных сообществ, бизнеса и контролирующих организаций в процессах формирования, утверждения и исполнения бюджета.

На региональном уровне цели перехода на программный бюджет должны быть тесно связаны с целями функционирования органов власти как гарантов предоставления государственных (муниципальных) услуг населению. Структура программ предполагает включение в систему стратегических целей, тактических задач, их показателей и мероприятий, необходимых для решения заявленных задач. Мероприятия направлены на достижение непосредственных результатов деятельности органов исполнительной власти.

В связи с этим становится необходимым усовершенствование используемых инструментов бюджетирования, ориентированного на результат, создание системы бюджетного планирования, при которой объемы бюджетных ассигнований будут определяться результативностью деятельности органов власти, важностью решаемых ими задач для достижения целей социально-экономического развития региона.

Программы, являясь сложным инструментом бюджетного планирования, требуют тщательной проработки и высококвалифицированной оценки их содержания как на этапе разработки и утверждения, так и на этапе оценки достигнутых результатов. Кроме того, важность решаемых задач и объем распределяемого финансирования требуют, чтобы принимающий программы орган имел высокий административный статус, а также мог обеспечить открытость и прозрачность процесса распределения бюджетных средств между программами.

По нашему мнению, работа по переходу к программному бюджету должна внести принципиальные изменения в сам принцип работы государственных ведомств, повысить их ответственность, в том числе на уровне конкретных авторов и исполнителей муниципальных программ.

В целом, можно выделить следующие перспективы внедрения государственных программ:

— государственные программы позволят увязать процессы стратегического и бюджетного планирования Краснодарского края, формировать краевой бюджет по программному принципу

— работа министерств, департаментов и управлений тесно увязывается с общими приоритетами развития, достижениями стратегических целей

— повышается качество управления бюджетными средствами (усиление роли финансового контроля за эффективностью расходования бюджетных средств)

— государственная программа является инструментом повышения открытости (прозрачности) и публичности бюджетного процесса

— решение проблемы социально-экономического развития комплексно, учитывая весь объем полномочий и мероприятий.

Таким образом, экономика получит понятный инструмент развития, комплексный и долгосрочный. Субъекты предпринимательства увидят долгосрочные ориентиры государства, а общество — реальные результаты работы органов власти, измеримые в удовлетворении потребностей и улучшении качества жизни, а не только в объемах расходуемых государственных средств и количестве построенных объектов.

1. Федеральный закон от 7 мая 2013 г. № 104-ФЗ «О внесении изменений в бюджетный кодекс российской федерации и отдельные законодательные акты российской федерации в связи с совершенствованием бюджетного процесса».

2. Бюджетное послание Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2014–2016 годах // http://www.kremlin.ru/acts/15786

3. Белоусов Ю. В., Тимофеева О. И. «Направления совершенствования программно-целевых инструментов бюджетного планирования и управления бюджетными расходами // «ГосМенеджмент электронный журнал». 2013. № 09.

Основные термины (генерируются автоматически): программа, программный бюджет, государственная программа, бюджетная стратегия, Российская Федерация, бюджетная политика, бюджетный процесс, достижение целей, исполнительная власть, плановый период.

Похожие статьи

Система государственного стратегического планирования

Государственная программа Российской Федерации (далее — государственная программа) — документ, определяющий цель, задачи, результаты, основные направления и инструменты государственной политики, направленные на достижение целей и реализацию приоритетов.

Программный бюджет: региональный уровень

программный бюджет, социально-экономическое развитие, бюджетное планирование, задача, исполнительная власть, программа, состав программы, достижение целей, государственное управление.

Совершенствование планирования расходной части бюджета РФ

Российская Федерация, программа, бюджетное планирование, бюджетный процесс, расход, программный бюджет, бюджетная система РФ, повышение эффективности, эффективное использование.

Программно-целевой метод планирования бюджета.

Программный тип бюджетного планирования заключается в определении и отборе основных целей экономического, социального, научно- технического развития, разработке мероприятий по их достижению в максимально короткие сроки.

Программа повышения эффективности управления.

Российская Федерация, бюджетная политика, стратегическое планирование, федеральный бюджет, орган, общественный контроль, Государственная Дума, внутренний контроль, Счетная палата, программа.

Реализация государственных и муниципальных программ.

Оренбургская область, программа, областной бюджет, расход, плановый период, муниципальное образование, программный бюджет, бюджетное планирование, бюджетный процесс, государственная программа.

К вопросу о сущности бюджетного процесса | Статья в сборнике.

бюджетный процесс, Российская Федерация, исполнение бюджета, бюджетная система, стадий, бюджетная отчетность, бюджетное законодательство, государственная власть, местное самоуправление.

Анализ основных причин необходимости корректировки.

Российская Федерация, программа, государственная программа, Бюджетный кодекс, внесение изменений, государственная политика, программный бюджет, федеральный уровень, Счетная палата.

Проблемы и направления совершенствования бюджетной.

Ключевые слова:бюджетная система,бюджетный процесс,бюджетная политика,финансовые средства, доходы бюджета, расходы бюджета, налоговая система, государственный бюджет.

  • Как издать спецвыпуск?
  • Правила оформления статей
  • Оплата и скидки

Источник: moluch.ru

Бюджетное планирование и прогнозирование

Учебное пособие содержит методическое обеспечение учебных занятий по дисциплине «Государственные и муниципальные финансы» для программы бакалавриата (профили обучения «Государственные и муниципальные финансы», «Государственный финансовый контроль»). Соответствует требованиям федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования последнего поколения. Предназначено для студентов, осваивающих основную профессиональную образовательную программу по направлению 38.03.01 «Экономика».

  • 6523: Планирование. Экономическое прогнозирование
  • 6526: Финансы. Денежное обращение
  • ВО — Бакалавриат
  • 38.03.01: Экономика
  • 38.03.04: Государственное и муниципальное управление
  • ВО — Магистратура
  • 38.04.01: Экономика
  • 06: ЭКОНОМИКА И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
  • 06.73.15: Государственные финансы. Налоги

Только для владельцев печатной версии книги: чтобы получить доступ к дополнительным материалам, пожалуйста, введите последнее слово на странице №110 Вашего печатного экземпляра.

Макашина, О. В. Бюджетное планирование и прогнозирование : учебное пособие / О.В. Макашина. — Москва : ИНФРА-М, 2020. — 247 с. + Доп. материалы [Электронный ресурс]. — (Высшее образование: Бакалавриат). — DOI 10.12737/995607. — ISBN 978-5-16-014646-1. — Текст : электронный. — URL: https://znanium.com/catalog/product/995607 (дата обращения: 04.07.2023). – Режим доступа: по подписке.

Скопировать запись

Фрагмент текстового слоя документа размещен для индексирующих роботов. Для полноценной работы с документом, пожалуйста, перейдите в ридер.

БЮДЖЕТНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ О.В. МАКАШИНА Москва ИНФРА-М 2020 УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ Рекомендовано Межрегиональным учебно-методическим советом профессионального образования в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению подготовки 38.03.01 «Экономика» (квалификация (степень) «бакалавр») (протокол № 12 от 24.06.2019)

Введение • виды и источники формирования финансовых ресурсов; • особенности формирования бюджетов бюджетной системы Российской Федерации; • информационную базу для составления проектов бюджетов; уметь • охарактеризовать взаимосвязи между звеньями сферы государственных и муниципальных финансов финансовой системы России; • анализировать и интерпретировать статистические данные о финансовых процессах и явлениях; • проводить оценку показателей проектов бюджетов и отчетов об исполнении бюджетов в части доходов, расходов и источников финансирования дефицита бюджетов; • проводить анализ показателей бюджетного прогноза на долгосрочный период; владеть • понятийным аппаратом в области экономики и финансов; • современными методами сбора, обработки и анализа экономической и финансовой информации; • навыками анализа основных направлений бюджетно-налоговой и долговой политики публично-правовых образований; • навыками выбора методов расчета показателей бюджетов бюджетной системы Российской Федерации; • навыками применения нормативных правовых актов, регламентирующих составление проектов бюджетов и отчетов об их исполнении.
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ 1.1.

Читайте также:
Что такое g90 в программе

БЮДЖЕТНОЕ ПРОГНОЗИРОВАНИЕ КАК РАЗНОВИДНОСТЬ ФИНАНСОВОГО ПРОГНОЗИРОВАНИЯ Прогнозирование представляет собой выработку на длительную перспективу изменения финансового состояния объекта в целом и его различных частей. Оно может осуществляться как на основе экстраполяции прошлого в будущее с учетом экспертной оценки тенденций изменений, так и на основе прямого предвиденья изменений.

Прогнозирование — это сложная интеллектуальная работа, направленная на то, чтобы понять, как соотносится сегодняшняя практика с будущим. Практическая сторона этого процесса — умение соизмерять неопределенности с имеющимися ресурсами для их преодоления. По сути прогнозирование — часть общего процесса планирования, аналитическая основа плана.

При этом оно имеет специфические методологические основы, отличные от методологии планирования. Состав показателей прогноза может значительно отличаться от состава показателей будущего плана. В чем-то прогноз может оказаться менее подробным, чем расчеты плановых заданий, а в чем-то он будет более детально проработан. Цикл прогнозирования можно представить следующими этапами.

На первом этапе происходит постановка целей. Правильно поставленная цель прогнозирования позволяет планирующим лицам осуществить выбор наилучших альтернатив.
Глава 1. Теоретические основы прогнозирования На втором этапе происходит сбор релевантной информации, которая позволяет выявить причины возникновения проблем.

В ходе сбора и изучения информации важно видеть различия между релевантной и неуместной информацией и уметь акцентировать внимание только на релевантной. На третьем этапе происходит применение методов прогнозирования, к которым относятся: • методы экономической статистики; • математико-статистические методы изучения связей; • методы оптимального программирования; • эконометрические методы; • методы теории принятия решений.

Выбор метода прогнозирования основывается прежде всего на необходимости обеспечения функциональной полноты, достоверности и точности прогноза, а также необходимости уменьшить затраты времени и денежные средства на осуществление процесса прогнозирования. Следующий этап — оценка результатов.

Критерии оценки прогнозных результатов, показатели, используемые для анализа качества прогноза, можно разделить на три группы — абсолютные, относительные и сравнительные показатели точности прогнозов. Подобный подход к оценке точности прогноза возможен только при условии, когда период прогноза уже окончился и имеются фактические данные о прогнозируемых показателях, а также при ретроспективном прогнозировании.

Результаты прогнозов являются основой для принятия управленческих решений. На последнем этапе происходит координация с другими сферами управленческой деятельности. Одной из разновидностей прогнозирования является финансовое прогнозирование.

Под финансовым прогнозированием понимается выдвижение предположений о развитии финансов, их объемах и направлениях использования, основанное на научно обоснованных расчетах. Применительно к сфере общественных фи
1.1.

Бюджетное прогнозирование как разновидность финансового прогнозирования нансов финансовое прогнозирование — выдвижение предположений, основанное на научно обоснованных расчетах о развитии государственных и муниципальных финансов, объемах доходов бюджетов и направлениях расходования бюджетных средств. Финансовое прогнозирование — один из важнейших эта пов бюджетного планирования.

Цель финансового прогнозирования — увязка материально-вещественных и финансовостоимостных пропорций в экономике на перспективу; оценка предполагаемого объема доходов бюджетов; определение вариантов финансового обеспечения; выявление возможных отклонений от принимаемых проектировок. Вообще финансовое прогнозирование может осуществляться на трех уровнях экономики: общегосударственном, территориальном, хозяйствующих субъектов.

На общегосударственном уровне производятся расчеты, с помощью которых формируются финансовые ресурсы страны, определяются направления их развития, составляется сводный финансовый баланс государства. Расчеты позволяют правильнее разрабатывать экономическую и финансовую политику государства.

Финансовое прогнозирование увязывается с достижениями научно-технического прогресса, прогнозами изменения ресурсов, цен и др. Главная черта финансового прогнозирования — вариантность, что позволяет исполнительному органу точнее оценить проблему, выбрать оптимальное решение, предусмотреть последствия от принимаемых решений.

Аналогично проводится финансовое прогнозирование на всех территориальных уровнях. В процессе финансового прогнозирования применяются различные методы: • метод экспертных оценок; • метод экономико-математического моделирования; • метод экстраполяции. Метод экспертных оценок целесообразен, когда прогноз строится на базе оценок, сделанных и обоснованных специа

Глава 1. Теоретические основы прогнозирования листами в сфере общественных финансов. Метод экономикоматематического моделирования позволяет учесть влияние на финансовые показатели бюджетов ряда факторов. С помощью метода экстраполяции определяется перспектива, исходя из практики за предшествующий период.

Одним из способов экстраполяции финансовых показателей является построение линий регрессии, надежность которых повышается при использовании многошаговых корреляционных моделей, в которых прогнозируемые финансовые показатели зависят от нескольких переменных величин. В практике финансового прогнозирования чаще всего применяется сочетание разных методов.

В свою очередь разновидностью финансового прогнозирования является бюджетное прогнозирование. Бюджетное прогнозирование — это обоснованное, опирающееся на реальные расчеты предположение о направлениях развития бюджетов всех уровней бюджетной системы страны, возможных состояниях доходов и расходов бюджетов в будущем, путях и сроках достижения этих состояний1.

Бюджетное прогнозирование служит базой бюджетного планирования, частью бюджетного процесса. Разработке прогноза предшествуют анализ состояния бюджета за определенный период, выявление вариантов достижения запланированных бюджетных показателей, определение тенденций и закономерностей в достижении результатов и нахождение оптимального варианта бюджета.

Посредством бюджетного прогнозирования соответствующие органы имеют возможность выбора наилучшего из существующих вариантов. В ходе бюджетного прогнозирования анализируются различные варианты бюджетной политики государства, разные варианты развития бюджета с учетом ряда факторов, воздействующих на сферу обще 1 Управление финансами территорий, ориентированное на результат / под ред. д.э.н., проф.

К.И. Таксира. М.: Финансы, 2006. 416 с.
1.1.

Бюджетное прогнозирование как разновидность финансового прогнозирования ственных финансов. В ходе бюджетного прогнозирования происходит постоянное уточнение бюджетных показателей по мере формирования новых данных. Для составления прогнозов используются два подхода: генетический и нормативно-целевой.

При генетическом подходе все проблемы исследуются с точки зрения ее возникновения и прошлого развития, определяются причинно-следственные связи, прогнозирование ведется от прошлого к будущему. При нормативно-целевом подходе сначала определяется будущая цель, затем возможные направления ее достижения с учетом заранее установленных норм и нормативов, изучаются возможные мероприятия, которые следует провести для достижения необходимого результата.

Бюджетное прогнозирование основывается: • на статистических данных по основным макроэкономическим показателям (валовой внутренний продукт; темпы инфляции; объемы производства и продажи продукции (услуг); размеры бюджетных инвестиций в основной капитал; фонд оплаты труда; объемы и рост прибыли); • данных об исполнении бюджетов разных уровней бюджетной системы за предыдущие периоды; • прогнозах социально-экономического развития страны в целом, регионов, муниципальных образований на плановый период; • прогнозах развития государственного, региональных и муниципальных секторов экономики; • приоритетах социально-экономической политики соответствующей территории; • запланированных стабилизационных и антикризисных мерах; • предполагаемых доходах и расходах хозяйствующих субъектов; • данных о размере имущества хозяйствующих субъектов; • данных о поступлении и использовании доходов от государственного (муниципального) имущества; • данных об объемах доходов населения и т.п.
Глава 1. Теоретические основы прогнозирования От того насколько точно был составлен прогноз основных показателей социально-экономического развития страны, в первую очередь зависит качество бюджетного прогнозирования.

Кроме того, качество прогнозирования зависит от правильности определения динамики рыночной конъюнктуры, обоснованности предполагаемых изменений, состояния денежного обращения, курса рубля и т.п., поэтому и разрабатываются несколько вариантов социально-экономического развития страны в прогнозируемом периоде. Анализ вариантов позволяет определять три возможных модели развития экономики: при наиболее благоприятных, средних и наихудших условиях.

Эти модели берутся за основу бюджетных прогнозов, при разработке которых выбирается наиболее вероятный вариант развития социально-экономических процессов в прогнозируемом периоде. При этом учитываются осуществляемые государством меры по регулированию экономики (если они проводятся), по стимулированию производства и т.п.

Прогнозы позволяют правильно оценивать фактически складывающиеся в обществе тенденции развития и возможные последствия выполнения государственных целевых программ. «В процессе бюджетного прогнозирования применяются следующие методы: математического моделирования; индексный; нормативный; экспертных оценок; балансовый и др. Метод математического моделирования, основанный на применении экономико-математических моделей, позволяет учесть множество взаимосвязанных факторов, влияющих на бюджетные показатели, и выбрать из нескольких вариантов проекта бюджета наиболее подходящий — соответствующий принятой концепции социально-экономического развития страны и проводимой бюджетной политике. При индексном методе используются разнообразные индексы, отражающие динамику цен, уровень жизни, реальные доходы населения и т.д. Широко применяется дефлятор (индекс цен) — коэффициент пересчета цен в неизменные, предназначенные для рас

Источник: znanium.com

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru