Государственные отраслевые программы это

Содержание

Текст научной статьи на тему «ПРИМЕНЕНИЕ ПРОБЛЕМНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ МЕТОДИКИ АНАЛИЗА ОТРАСЛЕЙ АПК ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОТРАСЛЕВЫХ ПРОГРАММ»

Применение проблемно-ориентированной методики анализа отраслей АПК при формировании государственных отраслевых программ

Аннотация. Приводятся аргументы о необходимости развития методической базы формирования программ развития отраслей АПК. Изложены результаты применения проблемно-ориентированной методики анализа к птицеводству яичного направления. Доказывается, что в действующих отраслевых программах имеют место несоответствия между обозначенными приоритетными направлениями развития отрасли и целевыми индикаторами. Предложены меры по рационализации государственной программы развития птицеводства в России.

Abstract. Arguments about the need to develop the methodical base of the formation of agricultural industries development programs are given. The results of the application of problem-oriented analysis techniques for egg production. Proved that existing sectoral programs have discrepancies between the designated priority areas of industry and target indicators. Proposed measures to rationalize government poultry development program in Russia.

Н.А. Бегчин: Новации в части разработки и реализации государственных программ

Ключевые слова: проблемно-ориентированная ные отраслевые программы.

Keywords: problem-oriented technique, analysis dustry programs.

Существующие тенденции усиления международной конкуренции в условиях ВТО делают необходимым целенаправленное регулирование отраслей АПК. В новых экономических условиях непрерывное совершенствование производства сельскохозяйственной продукции на основе инноваций является безальтернативным.

Эффективное управление развитием отраслей АПК требует разработки мер государственного регулирования с учетом отраслевых особенностей. В современной практике государственного регулирования анализ проблем развития отраслей АПК зачастую носит фрагментарный или бессистемный характер. В действующих отраслевых программах обозначенные приоритетные направления нередко не соответствуют системе целевых индикаторов.

Эти обстоятельства делают необходимым развитие методической базы формирования государственных программ развития отраслей АПК. В данной статье изложен опыт применения проблемно-ориентированной методики анализа к отраслевой программе «Развитие птицеводства в Российской Федерации на 2013 — 2015 годы» (далее — Программа).

Метод проблемно-ориентированного анализа предполагает построение «дерево проблем» отрасли путем декомпозиции общей проблемы, после чего полученная конструкция трансформируется в «дерево решений». Построение «дерева проблем» отрасли предполагает разбиение проблемного множества, ассоциированное с каждым типом проблем на подмножества, т.е. декомпозицию проблем по их типам.

Алгоритм структурирования препятствующих инновационному развитию отрасли факторов и построения «дерева проблем» предпо-

методика, анализ отраслей АПК, государствен-

branches of agrarian and industrial complex, state in-

Н.А. Бегчин: «Новации в части разработки и реализации государственных программ»

лагает следующие этапы: формулировка основной проблемы управления отрасли; выявление основного множества проблем организации на основе контент-анализа научных публикаций; разбиение проблемного множества на подмножества; распределение полученных групп по типам проблем; выявление и отбор ключевых проблем на основе оценок, содержащихся в трудах ведущих экспертов; анализ соотношения и взаимосвязей различных типов проблем, исходя из причинно-следственных связей, освященных в специальной научной литературе; переход к построению «дерева целей».

Традиционная методика проблемно-ориентированного анализа, как правило, основана на построении «дерева проблем» и «дерева целей» посредством экспертного метода в форме мозгового штурма или анкетирования. Количественная оценка значимости проблем и приоритетности решений требует не только создания группы экспертов, но и прямого взаимодействия исследователей с экспертами.

В представленном исследовании мнения ведущих экспертов были учтены на основе научных публикаций в открытой печати. Такой подход не предоставил возможности получить количественные оценки проблем, однако позволил существенно расширить количество экспертов, публикации которых использовались как база для контент-анализа при построении «дерева проблем» и «дерева целей». Оценка значимости проблем осуществлялась качественно, исходя из содержания публикаций, аргументации, а также и на основе частоты упоминания проблем в трудах ведущих экономистов-аграрников.

Читайте также:
Программа диагностики автомобилей ВАЗ 2115

Основываясь на результатах анализа проблем отрасли в форме «дерева проблем», необходимо сформировать «дерево целей», где

в качестве общей цели в случае птицеводства будет принята необходимость повышения экономической эффективности. В ходе формирования «дерева целей» группы проблем трансформируются в группы целей первого уровня, декомпозиционный анализ которых позволили выявить условия и средства, которые необходимы и достаточны для достижения общей цели — повышения конкурентоспособности яичного производства.

Следующий шаг — определение системы показателей для количественной и качественной оценки степени достижения целей. Такого рода анализ должен осуществляться периодически для актуализации целей, проверки соответствия между системами целей и целевых показателей.

Влиянию инновационного развития на эффективность агарного производства в условиях российской экономики посвящены работы ряда отечественных ведущих экономистов-аграрников. На основе последних научных работ ученых Л. В. Агарковой, В. П. Агафонычева, Н.В. Банниковой, Г.А. Бобылевой, О.Н. Кусакиной, В.И. Нечаева, И.С.

Санду, В.И. Трухачева, И.П. Ушачева, В.И. Фисинина и др. нами были выявлены и методом проблемно-ориентированного анализа систематизированы ключевые проблемы развития птицеводческих предприятий в России (рисунок 1).

В ходе декомпозиции проблемы повышения эффективности и конкурентоспособности птицепродуктового подкомплекса были выделены три группы факторов, определяющих экономическую эффективность яичного птицеводства: институциональные, экономические и научно-технические.

В институциональной сфере к наиболее существенным общеотраслевым проблемам относятся наднациональные ограничения в части государственной поддержки и защиты внутреннего рынка в связи с участием РФ в ВТО; необходимость трансформации системы господдержки и использовании мер в рамках «зеленой корзины» ВТО. Конкурентоспособность птице-продуктового подкомплекса также ослабляют неразвитость рыночной инфраструктуры АПК; недостаточность и несоответствие международным нормам нормативной базы подкомплекса (стандарты, технические регламенты и т.д.); слабая интеграция между предприятиями подкомплекса и пищевой промышленности.

Экономические условия хозяйствования включают в себя подгруппы факторов, определяющих низкую эффективность функционирования птицеводства. Прежде всего, это проблема несбалансированности рынка яичной продукции, что связано со значительными сезонными потерями из-за колебания спроса на натуральные яйца, неразвитостью спроса на яичные продукты, а также ростом доли импортных яйцепродук-тов на рынке.

Низкие цены реализации продукции отрасли определяются импортным и технологическим давлением крупных международных конкурентов, рыночной властью торговых сетей и ростом внутриотраслевой конкуренции.

Проблемно-ориентированный анализ роли научно-технической сферы в повышении эффективности производства позволил выделить следующие подгруппы проблем: дефицит

продуктовых инноваций; дефицит технологических инноваций; дефицит ресурсных инноваций; дефицит технологической безопасности.

Недостаток продуктовых инноваций определяется бедным по сравнению с развитыми странами ассортимент продукции подкомплекса, особенно в части продуктов глубокой переработки. Дефицит технологических инноваций на птицеводческих предприятиях яичного направления определяется двумя группами факторов — технологической отсталостью, а также нередко избыточной технологической открытостью подкомплекса в отношении импорта.

Основными элементами технологической отсталости производства являются невысокое качество продукции комбикормовой промышленности, низкая санитарная культура и несоблюдение технологических норм, устаревшие способы хранения и утилизация помета, несбалансированность кормовых рационов птицы, а также несогласованность стандартных показателей яичных продуктов с информационными потребностями покупателей.

Избыточная технологическая открытость связана с недостаточной кормовой базой по растительному белку, что делает необходимым значительный по объему импорт соевого шрота, а также неразвитое отечественное производство премиксов.

Наиболее сложными элементами технологической открытости является зависимость от импорта биоресурсов и оборудования для отрасли. Недостаток ресурсных инноваций определяется, прежде всего, отставанием системы отечественного племенного птицеводства и высокими ветеринарно-санитарными рисками импорта племенной продукции.

Технологические угрозы в отрасли также является актуальной проблемой для птицеводства: нестабильная эпизоотическая ситуация, зараженность продукции сальмонеллой, нехватка современных методик и техники для контроля параметров безопасности продукции.

Читайте также:
Программа маркетинга проекта это

Таким образом, результатом трансформация агропродовольственной системы России и дезорганизации институциональной и научно-технической сфер стало снижение экономической эффективности яичного производства, что привело к утрате конкурентных преимуществ, суженному воспроизводству, усилению продовольственной и технологической зависимости, нерациональному использованию ресурсов.

Несмотря на значительную роль институциональных и экономических условий, в современных экономических условиях научно-технической группе факторов принадлежит ключевая роль, что подтверждается характером «дерева проблем»

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Источник: naukarus.com

Программы отраслевые

(секторальные) — программы, разрабатываемые министерствами и ведомствами и утверждаемые Правительством страны, направленные на решение стратегических и наиболее важных задач отдельных отраслей (секторов) экономики.

Найдено научных статей по теме — 9

Особенности отраслевых программ развития промышленности

Кулиш Е.В., Телюк В.А.

На основі аналізу концептуальних положень розвитку машинобудування, чорної та кольорової металургії, викладених у державних програмах їх розвитку і реформування, надано оцінку комплексності запропонованих заходів з позиції досягне

Опыт реализации отраслевых программ во Франции 1960-1970-х годов

Татевосян Георг Мартинович, Магомедов Руслан Шарапутдинович

Предмет. В настоящей статье приводится обзор программ промышленного развития, которые были реализованы в высокотехнологичных и традиционных отраслях экономики Франции в 1960-1970-х годах.

Оценка приоритетности отраслевых программ в социально-культурной сфере муниципалитета

Пенюгалова А.В., Новикова И.И.

В статье рассматривается проблема определения оптимального объема и структуры расходов социально-культурной сферы муниципального бюджета с позиций обоснованности управленческих решений при выборе программных мероприятий.

Методология формирования региональных отраслевых программ в области сельского хозяйства

Чекмарев Олег Петрович

В статье дан обзор проблемных областей в существующих методиках формирования отраслевых программ социально-экономического развития в сельском хозяйстве.

Роль региональной криминологии в процессе разработки и внедрения отраслевых программ профилактики

Нурпеисова В.А.

В статье рассматриваются вопросы создания системы профилактики правонарушений в регионе, анализируются основные направления профилактической деятельности, а так же рассмотрены организационно-структурные и технологические аспекты р

Институциональные основы оценки эффективности государственных, отраслевых и региональных программ в

Вечкинзова Елена Анатольевна

Исследуется нормативная база проведения оценки эффективности программ, разрабатываемых и реализуемых в Республике Казахстан.

Программа и учебно-методические материалы по курсу «Теория отраслевых рынков» (уровень бакалавриата)

Розанова Н. М.

Цель данной программы заключается в том, чтобы показать, каким образом действуют фирмы в современной экономике, их методы и способы принятия решений, последствия таких решений для экономики в целом и для отдельных рынков.

Источник: determiner.ru

Господдержка

Министерство промышленности и торговли Российской Федерации — федеральный орган исполнительной власти России, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере промышленного и оборонно-промышленного комплекса.

Государственные программы Минпромторга России

Общая информация

Министерство промышленности и торговли Российской Федерации Министерство промышленности и торговли Российской Федерации — федеральный орган исполнительной власти России, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере промышленного и оборонно-промышленного комплекса, а также в области развития авиационной техники, технического регулирования и обеспечения единства измерений, а также функции уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственное регулирование внешнеторговой деятельности.

Министерство промышленности и торговли Российской Федерации реализует свои полномочия в том числе через территориальные органы министерства в регионах, которые включают в себя 19 Управлений и 21 отделение в составе Управлений. Общая штатная численность территориальных органов на сегодняшний день составляет 149 человек.

Территориальные органы Минпромторга России были сформированы в 2008 году на базе соответствующих подразделений реорганизованного Министерства экономического развития и торговли РФ в качестве межрегиональных и региональных структур.

В апреле 2015 года в целях усиления роли территориальных органов в реализации комплекса правовых, экономических, организационных и иных мер, направленных на устойчивое развитие промышленного потенциала Российской Федерации, поддержки региональных производств, оказания им точечного содействия в рамках сложившейся экономической ситуации, содействия экспорту функции территориальных органов Минпромторга России были изменены. Соответствующие коррективы внесены в Положение о территориальном органе Минпромторга России.

Читайте также:
На какой программе стирать тюль чтобы не гладить

Территориальные органы Минпромторга России формируют систему «единого окна» министерства в регионах и осуществляют следующие функции:

  • Выдача лицензий организациям, осуществляющим внешнеторговую деятельность, по таким группам товаров, как мясо скота и домашней птицы, необработанная древесина хвойных пород, гражданское и служебное оружие, опасные отходы, озоноразрушающие вещества и содержащая их продукция, шифровальные средства, биоматериалы (в т.ч. органы и ткани человека), ядовитые вещества, химические средства защиты растений и др.
  • Участие в разработке предложений по реализации единой промышленной политики;
  • Взаимодействие в целях оказания методологической помощи с промышленными организациями, органами власти регионов по основным государственным программам (стратегиям) развития промышленности, планам содействия импортозамещению в промышленности и реализации инвестиционных проектов сферы ведения Минпромторга России;
  • Оказание методической помощи и информационное взаимодействие с региональными органами власти, промышленными предприятиями по правилам получения финансовой поддержки и способам участия в реализуемых министерством государственных программах;
  • Участие в мониторинге подготовки и реализации отдельных инвестиционных проектов регионов, получивших государственную поддержку в рамках государственных программ, реализуемых Минпромторгом России;
  • Подготовка докладов, аналитических обзоров, экономико-статистических данных и других информационных материалов по вопросам развития промышленности; Анализ существующих мер государственной поддержки развития промышленности регионов и оценка эффективности их применения;
  • Взаимодействие с ассоциациями промышленников, региональными органами власти, курирующими промышленность (участие в совещаниях, конференциях, заседаниях), по вопросам разработки и реализации региональных программ развития промышленности, учет их предложений в целях реализации комплекса мер содействия развитию промышленности, в т.ч. в рамках импортозамещения;
  • Мониторинг состояния градообразующих предприятий, расположенных в моногородах, на предмет оценки их текущего состояния, перспектив и возможного влияния на развитие моногорода; Мониторинг ситуации в промышленности субъектов Российской Федерации в целях предотвращения возможных кризисных явлений в сфере деятельности, отнесенной к компетенции Минпромторга России (в т.ч. мониторинг забастовок, голодовок, протестов, пикетов, митингов);
  • Взаимодействие с региональными антикризисными комиссиями по разработке мер, направленных на предотвращение развития негативных тенденций в промышленности при влиянии отрицательных внешних факторов;
  • Методологическое и организационное содействие органам власти субъектов Российской Федерации, промышленным предприятиям в рамках мероприятий отраслевых планов по импортозамещению в гражданских отраслях промышленности, реализуемых Минпромторгом России.
  • Взаимодействие с РЭЦ и оказание информационной поддержки российским экспортерам и региональным институтам развития по вопросам применения сервисов РЭЦ;
  • Анкетирование предприятий-экспортеров региона для выявления потребностей в части поддержки экспорта;
  • Формирование реестра экспортно-ориентированных инвестиционных проектов. Методологическое содействие российским производителям и участникам внешнеторговой деятельности по вопросам защиты их экономических интересов на внутреннем и внешних рынках.
  • Обеспечение взаимодействия промышленных предприятий и региональных институтов, оказывающих поддержку промышленным предприятиям, с Фондом развития промышленности (ФРП);
  • Оказание информационной поддержки по вопросам применения сервисов ФРП.
  • В целях обеспечения противодействия незаконному ввозу, производству и обороту промышленной продукции, в т.ч. контрафактной, территориальные органы Минпромторга России в соответствии с Указом Президента России № 31 от 23 января 2015 года включены в состав 64 региональных Комиссий по противодействию незаконному обороту промышленной продукции.
  • С 2016 года в пяти территориальных органах Министерства реализуется пилотный проект по взаимодействию с территориальными органами Росстандарта, в части оказания консультативной поддержки промышленным предприятиям в вопросах применения мер государственного стимулирования проектов, сертификации продукции и услуг, информирование приобретателей, изготовителей и продавцов по вопросам соблюдения требований технических регламентов, предоставления информации о технических регламентах и стандартах.
  • Привлечение российских организаций (промышленные предприятия, компании малого и среднего бизнеса, институты развития, научно-исследовательские организации) к участию в проектах по производству инновационной продукции с компаниями стран-членов Европейской научно-технической программы «Эврика».
  • Развитие проектной деятельности, направленной на расширение международного торгово-экономического сотрудничества, в том числе с государствами Азиатско-Тихоокеанского региона.

Источник: ackr22.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru