Минюст доработает программу «Юстиция» с учетом мнения Счетной палаты
МОСКВА, 19 января. /ТАСС/. Министерство юстиции России доработает госпрограмму «Юстиция» с учетом предложений Счетной палаты. Об этом ТАСС сообщили в пресс-службе Минюста.
Там подчеркнули, что «с начала 2020 года ведется кардинальная переработка государственной программы «Юстиция» с учетом необходимости существенной корректировки ее целей, а также изменений механизмов реализации и оценки эффективности». «В целом в Минюсте России согласны с выводами Счетной палаты по итогам аудита за семь лет действия госпрограммы и намерены продолжить работу по ее совершенствованию, в том числе используя полученные рекомендации», — отметили в Минюсте.
Счетная палата РФ во вторник обнародовала отчет о результатах аудита государственной программы «Юстиция» на 2013-2020 годы. В целом программа соответствует задачам Минюста как федерального органа исполнительной власти, заключил аудитор Счетной палаты. В то же время в Счетной палате высказали ряд замечаний, отметив, что цели, задачи и основные направления деятельности уголовно-исполнительной системы (УИС) на период до 2020 года, определенные концепцией развития УИС, не нашли достаточно полного отражения в целях и задачах госпрограммы «Юстиция». Кроме того, аудитор обратил внимание на необходимость скорейшего утверждения новой концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации и формирования службы пробации.
Структура Министерства юстиции
В Минюсте отметили, что совместно с ФСИН России в настоящее время готовят проект концепции развития уголовно-исполнительной системы РФ до 2030 года, где в качестве основных целей определены гуманизация уголовно-правовой политики, обеспечение прав и свобод лиц, содержащихся под стражей и отбывающих наказания, повышение уровня взаимодействия с институтами гражданского общества, социальная адаптация осужденных. Документ планируется утвердить в первой половине текущего года.
О госпрограмме «Юстиция»
Утвержденная правительством РФ в апреле 2014 года госпрограмма «Юстиция» нацелена на развитие в обществе правовой модели поведения граждан, преодоление правового нигилизма, поддержание устойчивого уважения к закону. Она направлена на развитие рынка профессиональных юридических услуг, включая адвокатуру и нотариат, повышение качества и доступности юридических услуг для всех слоев населения и хозяйствующих субъектов, усовершенствование порядка предоставления государственных услуг в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния, в том числе в электронной форме, развитие судебно-экспертной деятельности.
В мае 2020 года она заняла первое место в рейтинге эффективности реализации госпрограмм в 2019 году среди всех госпрограмм (степень эффективности оценена Министерством экономического развития как высокая — 99,2%). По оценке Счетной палаты, степень эффективности госпрограммы «Юстиция» в 2018 и 2019 годах соответствовала среднему уровню эффективности, а уровень качества управления госпрограммой оценивался как высокий.
Функции министерства юстиции
Источник: tass.ru
Постановление Правительства «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Юстиция»»(Извлечение)
1. Утвердить прилагаемую государственную программу Российской Федерации «Юстиция».
2. Министерству юстиции Российской Федерации разместить государственную программу Российской Федерации «Юстиция», утвержденную настоящим постановлением, на своем официальном сайте, а также на портале государственных программ Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в 2-недельный срок со дня официального опубликования настоящего постановления.
3. Признать утратившим силу распоряжение Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2013 г. N 517-р.
Председатель Правительства
Российской Федерации
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 15 апреля 2014 г. N 312
Государственной программы Российской Федерации «Юстиция»
Ответственный исполнитель Программы
— Министерство юстиции Российской Федерации
— Федеральная служба исполнения наказаний, Федеральная служба судебных приставов
Подпрограммы Программы, в том числе федеральная целевая программа
— подпрограмма 1 «Обеспечение защиты публичных интересов, реализации прав граждан и организаций»;
— подпрограмма 2 «Развитие судебно-экспертных учреждений Министерства юстиции Российской Федерации»;
— подпрограмма 3 «Регулирование государственной политики в сфере исполнения уголовных наказаний»;
— подпрограмма 4 «Повышение качества принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц и обеспечения установленного порядка деятельности судов»;
— подпрограмма 5 «Повышение эффективности государственного управления при реализации государственной программы Российской Федерации «Юстиция»;
— федеральная целевая программа «Развитие уголовно-исполнительной системы (2007 — 2016 годы)» (реализация завершена);
— федеральная целевая программа «Развитие уголовно-исполнительной системы (2018-2026 годы)»
— развитие в обществе правовой модели поведения граждан, преодоление правового нигилизма, поддержание устойчивого уважения к закону
— повышение уровня исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, включая модернизацию системы принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а также обеспечения установленного порядка деятельности судов;
повышение уровня исполнения судебных актов и уголовных наказаний, включая разработку общей стратегии государственной политики в сфере исполнения уголовных наказаний;
обеспечение управления при реализации Программы;
повышение уровня защиты публичных интересов, реализации прав граждан и организаций;
разработка общей стратегии в сфере судебно-экспертной деятельности и модернизация судебно-экспертных учреждений Министерства юстиции Российской Федерации
Целевые индикаторы и показатели Программы
соотношение числа нотариусов, сведения о которых внесены в реестр нотариусов и лиц, сдавших квалификационный экзамен, должностных лиц органов местного самоуправления, имеющих право совершать нотариальные действия, и численности населения Российской Федерации;
объем выполненных судебных экспертиз и экспертных исследований в стоимостном выражении;
объем выполненных судебных экспертиз и экспертных исследований в натуральном выражении;
соблюдение требований законодательства Российской Федерации при принятии решений о государственной регистрации некоммерческих организаций (отношение количества решений, признанных незаконными судом или Министерством юстиции Российской Федерации, к общему количеству принятых решений);
обеспечение законности при производстве дознания по уголовным делам, подследственным Федеральной службе судебных приставов;
доля решений должностных лиц Федеральной службы судебных приставов, признанных судами незаконными при осуществлении исполнительного производства, в общем объеме исполнительного производства (качество работы, включая ее правильность, своевременность и полноту);
доля услуг, оказанных гражданам, использующим механизм получения государственных услуг в сфере деятельности некоммерческих организаций в электронной форме (включая граждан, обращающихся за представлением информации о зарегистрированных некоммерческих организациях, подающих обращения, жалобы и предложения), в общем объеме оказанных государственных услуг в сфере деятельности некоммерческих организаций;
законность действий судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов
Сроки реализации Программы
— 1 января 2013 г. — 31 декабря 2026 г.
Объемы бюджетных ассигнований Программы
— объем бюджетных ассигнований, выделенных на реализацию Программы из средств федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов, составляет 4056070994,6 тыс. рублей,
на 2013 год — 244642437,2 тыс. рублей;
на 2014 год — 290635613,6 тыс. рублей;
на 2015 год — 305494213,5 тыс. рублей;
на 2016 год — 265631588,6 тыс. рублей;
на 2017 год — 244807832,9 тыс. рублей;
на 2018 год — 262542297,8 тыс. рублей;
на 2019 год — 282044728,1 тыс. рублей;
на 2020 год — 298005331,8 тыс. рублей;
на 2021 год — 308350351,3 тыс. рублей;
на 2022 год — 316893665,5 тыс. рублей;
на 2023 год — 313283177,6 тыс. рублей;
на 2024 год — 311494511,8 тыс. рублей;
на 2025 год — 307200327,6 тыс. рублей;
на 2026 год — 305044917,3 тыс. рублей
Ожидаемые результаты реализации Программы
— создание условий, обеспечивающих эффективную реализацию гражданами Российской Федерации конституционных прав и свобод;
повышение уровня защиты прав и законных интересов граждан и хозяйствующих субъектов;
улучшение качества исполнения судебных решений, актов иных органов
подпрограммы 1 «Обеспечение защиты публичных интересов,
реализации прав граждан и организаций» государственной
программы Российской Федерации «Юстиция»
Ответственный исполнитель подпрограммы (соисполнитель Программы)
— Министерство юстиции Российской Федерации
Программно-целевые инструменты подпрограммы
— повышение уровня защиты публичных интересов, реализации прав граждан и организаций
— совершенствование порядка предоставления государственных услуг в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния как наиболее востребованных (массовых) и приоритетных;
повышение доступности нотариальных услуг и качества нотариальных действий, совершенных нотариусами и должностными лицами органов местного самоуправления;
осуществление перехода на предоставление государственных услуг в сфере деятельности некоммерческих организаций в электронной форме, в том числе с использованием федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)»;
обеспечение оказания квалифицированной юридической помощи адвокатами, в том числе бесплатной;
повышение качества взаимодействия государства и общества путем расширения возможностей получения гражданами информации о нотариусах;
упорядочение системы оказания квалифицированной юридической помощи, в том числе бесплатной, и регулирование рынка оказания квалифицированной юридической помощи
Целевые индикаторы и показатели подпрограммы
— объем (количество) юридической помощи, оказанной государственными юридическими бюро бесплатно в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации»;
число адвокатов в Российской Федерации;
количество выданных выписок из реестра нотариусов и лиц, сдавших квалификационный экзамен;
число нотариусов в Российской Федерации;
количество нотариальных округов, в которых отсутствует нотариус;
удовлетворенность граждан качеством и доступностью государственных услуг в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния;
защита прав некоммерческих организаций при осуществлении государственного контроля, снижение административных барьеров (увеличение доли документарных проверок по отношению к выездным);
увеличение количества нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, введенных в единый банк данных, по отношению к базовому значению;
объем внутренних затрат на исследования и разработки в рамках реализации Программы
Этапы и сроки реализации подпрограммы
— I этап — 1 января 2013 г. — 31 декабря 2014 г.;
II этап — 1 января 2015 г. — 31 декабря 2026 г.
Объемы бюджетных ассигнований подпрограммы
— объем бюджетных ассигнований, выделенных на реализацию подпрограммы из средств федерального бюджета, составляет 9717694,7 тыс. рублей,
на 2013 год — 7068678,4 тыс. рублей;
на 2014 год — 230417,9 тыс. рублей;
на 2015 год — 226130,7 тыс. рублей;
на 2016 год — 185331,8 тыс. рублей;
на 2017 год — 171438,9 тыс. рублей;
на 2018 год — 171336,7 тыс. рублей;
на 2019 год — 258260,2 тыс. рублей;
на 2020 год — 197034,1 тыс. рублей;
на 2021 год — 201511 тыс. рублей;
на 2022 год — 201511 тыс. рублей;
на 2023 год — 201511 тыс. рублей;
на 2024 год — 201511 тыс. рублей;
на 2025 год — 201511 тыс. рублей;
на 2026 год — 201511 тыс. рублей
Ожидаемые результаты реализации подпрограммы
— создание единого рынка услуг по оказанию квалифицированной юридической помощи;
создание условий, обеспечивающих эффективную реализацию гражданами Российской Федерации конституционных прав и свобод;
наиболее полное обеспечение реализации гражданами и организациями своих имущественных и иных прав и законных интересов;
повышение эффективности, качества и оперативности предоставления государственных услуг в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния;
повышение уровня защиты прав и законных интересов граждан и организаций
Источник: fparf.ru
Государственная программа Юстиция
Минюст опубликовал новый вариант концепции регулирования рынка профессиональной юрпомощи. Обновленная программа предусматривает введение адвокатской монополии в России с 1 января 2023 года. В документе подробно расписано, как можно будет получить адвокатский статус в упрощенном порядке и какие требования будут предъявляться к иностранным юристам. За внедрение большей части нововведений будут отвечать Минюст и ФПА.
Первый этап: новые законы
Из опубликованного документа следует, что концепция будет реализовываться в три этапа. На первом из них в 2018 году собираются разработать нормативные акты по нескольким направлениям:
1) Создать возможности для выбора адвокатами существующих организационно-правовых форм коммерческих организаций, чтобы вести адвокатскую деятельность.
2) Обеспечить адвокатам возможность работать по трудовому договору с адвокатскими образованиями.
3) Детализировать режим налогообложения адвокатов и адвокатских образований в зависимости от той организационной формы, которую они выберут.
4) Обеспечить адвокатским образованиям возможность использовать средства индивидуализаци и участвовать в госзакупках.
5) Ввести правило о том, что иностранные юристы и защитники смогут оказывать в России юрпомощь только после регистрации в специальном реестре, который будет вести Минюст. Иностранцы смогут консультировать в нашей стране только по вопросам права своего зарубежного государства, если там власти дают аналогичную возможность для российских адвокатов (принцип взаимности).
6) Ввести правило о том, что иностранцы смогут получить статус адвоката в РФ, если они имеют высшее юридическое образование вуза России, СССР или иностранного университета той страны, где действует принцип взаимности с Россией.
7) Ввести требование к адвокатским образованиям, которое запретит прямой или косвенный контроль иностранных лиц над ними.
В документе указано, что для достижения перечисленных целей потребуется внести изменения в целый ряд актов: Закон об адвокатуре, Гражданский кодекс, Трудовой кодекс, Налоговый кодекс, в процессуальное законодательство и законодательство о госзакупках. На первом этапе реализации Концепции для укрепления статуса адвоката планируется при участии ФПА разработать предложения, которые будут обеспечивать повышение эффективности адвокатской деятельности: дальнейшее развитие института адвокатского запроса, защиты адвокатской тайны, упрощение процедур подтверждения работы адвокатов по назначению.
Второй этап: упрощенный экзамен не для всех
В 2019 году должен пройти второй этап реализации концепции, в рамках которого планируется разработать законы, регулирующие временный упрощенный порядок перехода юристов в адвокатуру. Чтобы получить адвокатский статус по облегченному механизму, надо будет успешно пройти тест на знания только законодательства об адвокатской деятельности и адвокатуре. Упрощенный порядок будет действовать в переходный период до 1 января 2023 года для тех специалистов, кто соответствует общим требованиям Закона об адвокатуре и одновременно отвечает ряду дополнительных критериев.
Всем остальным юристам придется сдавать квалификационный экзамен на получение статуса адвоката в общем порядке. Авторы концепции указывают на то, что сдачу экзамена надо сделать удобной и технологичной с использованием интернета. Разработкой такой системы займется ФПА.
Правила предоставления статуса адвоката как в упрощенном порядке, так и в общем предстоит унифицировать, сделать максимально прозрачными и публичными. Их должны будут совместно утвердить ФПА и Минюст. Вопрос с уплатой взносов при вступлении в адвокатуру тоже предстоит упростить. Разработчики документа предлагают установить единый необременительный размер таких сумм.
В перспективе планируется предусмотреть преференции для адвокатских образований, которые оказывают помощь pro bono. В частности, наличие такой практики у адвокатов могут сделать обязательным условием для участия в гостендерах на оказание юруслуг. Число адвокатов будет стремительно расти, поэтому ФПА в 2019 году придется создать все условия для эффективной и системной работы квалификационных комиссий адвокатских палат субъектов РФ.
Финальный аккорд: сроки могут продлить
Последний этап реализации Концепции собираются провести за 3 года – с 2020 по 2022 год. За это время собираются принять в адвокатуру в упрощенном порядке всех желающих, которые отвечают заявленным требованиям. С 1 января 2023 года представительство во всех судах вправе будут осуществлять только адвокаты, а также госслужащие, муниципальные служащие, инхаусы в интересах своих компаний, законные представители, руководители организаций и НКО.
Кроме того, с этой же даты только адвокаты и адвокатские образования смогут оказывать юридическую помощь в РФ на возмездной основе. Всем юркомпаниям придется до этого времени привести свои фирменные наименования, учредительные документы, партнерские соглашения, трудовые договоры, а также соглашения с доверителями в соответствие с новыми правилами Закона об адвокатуре, и получить статус адвокатских образований.
Во время третьего этапа ФПА и Минюст будут вести мониторинг тех результатов, которые удалось достичь с 2018 по 2020 год в процессе реализации поставленных задач:
- Установить число лиц, которые получили статус адвоката в упрощенном порядке, уточнить динамику увеличения численности адвокатского сообщества;
- Оценить доступность адвокатских услуг для всех категорий граждан в денежном эквиваленте;
- Подсчитать число вновь зарегистрированных адвокатских образований
- и их организационно-правовые формы;
- Узнать число адвокатов, которые заключили трудовые договоры с адвокатскими образованиями;
- Выявить проблемы правоприменения, которые возникли при реализации Концепции.
Если в ходе мониторинга выяснится, что к 1 января 2023 года численность адвокатов не обеспечивает потребностей граждан и организаций в получении квалифицированной юрпомощи либо имеются иные проблемные аспекты, то срок третьего этапа реализации концепции могут увеличить.
Тем временем сегодня Законодательный комитет Госдумы по итогам своего заседания рекомендовал принять в первом чтении законопроект, который предлагает альтернативные правила представительства для юристов в российских судах (см. «Представителей в судах обяжут иметь высшее юридическое образование»). Его автором является депутат Госдумы, председатель Комитета по государственному строительству и законодательству Павел Крашенинников.
О законопроекте
Его идея состоит в том, чтобы прописать в законе требования о наличии специального образования у тех, кто хочет представлять чьи-либо интересы в суде. При этом представитель гражданина или организации должен иметь присвоенную в Российской Федерации ученую степень по юридической специальности или получить образование по программе с государственной аккредитацией. К иностранным гражданам законопроект предъявляет точно такие же требования.
Если проект примут, то в АПК вместо слов «иные лица» появится такое уточнение: «дееспособные граждане, имеющие высшее юридическое образование, полученное по имеющей российскую государственную аккредитацию образовательной программе, либо присвоенную в Российской Федерации ученую степень по юридической специальности, либо имеющие юридическое образование, полученное за рубежом, и сдавшие профессиональный экзамен по юридической специальности в общероссийской общественной организации граждан, которые имеют юридическое образование». Такую же норму пропишут в ГПК и КАС.
Что касается компаний, то представителями смогут быть как российские организации, так и иностранные. Последние при этом будут обязаны иметь специальную аккредитацию от «общероссийской общественной организации, определяемой Правительством».
Источник: www.advokatorium.com
Государственная программа «Юстиция»
Целью государственной программы «Юстиция» является развитие в обществе правовой модели поведения граждан, преодоление правового нигилизма, поддержание устойчивого уважения к закону и повышение доверия к правосудию.
Достижение указанной цели обеспечивается решением следующих задачгосударственной программы:
повышение уровня защиты публичных интересов, реализации прав граждан и организаций;
разработка общей стратегии в сфере судебно-экспертной деятельности и модернизация федеральных бюджетных судебно-экспертных учреждений Министерства юстиции Российской Федерации;
повышение уровня исполнения судебных актов и уголовных наказаний, включая разработку общей стратегии государственной политики в сфере исполнения уголовных наказаний;
повышение уровня исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, включая модернизацию системы принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а также обеспечение установленного порядка деятельности судов.
Достижение указанной цели и решение задач характеризуется следующими основными целевыми индикаторами (таблица 4.75):
Отношение общего количества адвокатов, имеющих индикаторы и действующий статус, сведения о которых внесены в реестр, к населению Российской Федерации (процент)
Объем выполненных судебных экспертиз и экспертных исследований (в натуральном выражении) (млрд. рублей)
Отношение общего количества нотариусов, сведения о которых внесены в реестр, к населению Российской Федерации (процент)
Доля оконченных фактическим исполнением исполнительных производств (в процентном отношении от общего количества находящихся на исполнении в отчетном периоде исполнительных производств) (процент)
Доля осужденных, освободившихся из мест лишения свободы без профессии (специальности) (процент)
Количество следственных изоляторов, в которых условия содержания подследственных соответствуют законодательству Российской Федерации (в процентах от общего количества следственных изоляторов)
Количество исправительных учреждений, в которых условия содержания осужденных соответствуют законодательству Российской Федерации (в процентах от общего количества исправительных учреждений)
Расходы федерального бюджета в 2013 – 2016 годах на государственную программу Российской Федерации «Юстиция» представлены в таблице 4.76.
2013 год (Закон № 216-ФЗ)
Отклонение от Паспорта
Изменение к предыду-щему году, %
Отклонение от Паспорта
Изменение к предыду-щему году, %
Отклонение от Паспорта
Изменение к предыду-щему году, %
в том числе:
Подпрограмма 1 «Обеспечение защиты публичных интересов, реализации прав граждан и организаций»
Подпрограмма 2 «Развитие судебно-экспертных учреждений Министерства юстиции Российской Федерации»
«Регулирование государственной политики в сфере исполнения уголовных наказаний»
Подпрограмма 4 «Повышение качества принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц и обеспечение установленного порядка деятельности судов»
Подпрограмма 5 «Повышение эффективности государственного управления при реализации Государственной программы»
ФЦП «Развитие уголовно-исполнительной системы (2007-2016 годы)»
В проекте федерального бюджета на 2014-2016 годы предусмотрены бюджетные ассигнования на реализацию государственной программы «Юстиция» в 2014 году – 290 633,4 млн. рублей, в 2015 году – 301 395,0 млн. рублей и в 2016 году – 299 987,3 млн. рублей.
Предусмотренные в законопроекте объемы бюджетных ассигнований по сравнению с утвержденными в паспорте государственной программы увеличены в 2014 году на 41 805,6 млн. рублей, в 2015 году – на 33 728,4 млн. рублей, в 2016 году – на 42 186,4 млн. рублей. Указанное отклонение обусловлено, главным образом, увеличением расходов на реализацию мероприятий подпрограммы «Регулирование государственной политики в сфере исполнения уголовных наказаний» в части:
медицинского обеспечения спецконтингента в объеме по 1 700,0 млн. рублей ежегодно;
перераспределения бюджетных ассигнований, зарезервированных на осуществление реформы денежного довольствия в объеме в 2014 году – 54 999,0 млн. рублей, в 2015 году – 57 036,0 млн. рублей и в 2016 году – 57 036,0 млн. рублей.
Сокращение расходов на реализацию мероприятий подпрограммы «Обеспечение защиты публичных интересов, реализации прав граждан и организаций» связано с формированием в рамках государственной программы «Региональная политика и федеративные отношения» единой субвенции из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, включающей в том числе ранее предоставляемые в рамках государственной программы «Юстиция» субвенции на осуществление полномочий по государственной регистрации актов гражданского состояния – в 2014 году – 7 314,5 млн. рублей, в 2015 и 2016 годах – по 7 564,1 млн. рублей.
В 2014 году относительно уровня 2013 года рост расходов на реализацию государственной программы составит 45 991,0 млн. рублей, в 2015 относительно уровня 2014 года – 10 761,7 млн. рублей, в 2016 году относительно уровня 2015 года – 1 407,8 млн. рублей. Это связано с действием вышеуказанных факторов.
Источник: studfile.net