Развитие системы вооружения Вооруженных Сил и других войск РФ осуществляется на основе двух основополагающих программных документов: Государственной программы вооружения (документ долгосрочного планирования) и государственных оборонных заказов (краткосрочный документ, формируемый на основе ГПВ и являющийся механизмом ее реализации). За время существования Российской Федерации разработаны и утверждены Президентом страны три Государственных программы вооружения (последняя — на 2007-2015 гг.). В настоящее время разрабатывается очередная ГПВ на 2011-2020 гг. (срок действия ГПВ — десять лет, но обновляется она каждые пять лет). ГПВ представляет собой увязанный по целям, задачам, направлениям развития, ресурсам и срокам комплекс мероприятий, обеспечивающий поддержание необходимого уровня обороноспособности и безопасности Российской Федерации.
Перманентное реформирование органов исполнительной власти и органов военного управления, повышение требований к качеству обоснования ГПВ вызывают необходимость корректировки методического базиса и организации разработки каждой программы, поэтому в статье рассматривается порядок разработки ГПВ на примере программы на 2011-2020 гг.
Российские космические аппараты специально разрабатывались для войны в космосе — Андрей Колесник
При участии заказчиков ВВСТ, заинтересованных ФОИВ и научных организаций формируется проект ГПВ, который затем рассматривается Военно-промышленной комиссией и утверждается Президентом РФ.
Содержание работ, выполняемых федеральными органами исполнительной власти и организациями в ходе разработки государственной программы вооружения, а также порядок их взаимодействия в этом процессе определяется комплексом нормативных и правовых документов.
Общая схема программного управления процессом развития системы вооружения Вооруженных Сил Российской Федерации (рис. 2) включает следующие основные элементы:
— объект управления (система вооружения, рассматриваемая на фоне группировок войск ВС РФ);
— блок формирования планов управления развитием системы вооружения;
— блок оценки качества управления развитием системы вооружения;
— механизмы реализации управленческих решений.
На схеме в общем виде показана взаимосвязь всех существенных факторов, оказывающих влияние на развитие системы вооружения ВС РФ, к числу которых относятся потребности в развитии системы вооружения, отражающие требуемые уровни решения задач ВС РФ, текущее состояние системы вооружения, объемы ассигнований для формирования ГПВ, стоимостные и временные показатели основных мероприятий по развитию ВВСТ, возможности предприятий ОПК по их реализации, а также нормативная, методическая и критериальная база для принятия решений. В дальнейшем указанные элементы, факторы и их взаимосвязь будут раскрыты более подробно.
Одним из основных элементов схемы программного управления процессом развития системы вооружения Вооруженных Сил Российской Федерации, на котором основывается процесс разработки ГПВ, является блок формирования системы исходных данных (рис. 3).
Система исходных данных призвана обеспечить единое понимание физических сущностей объектов и их характеристик, использование одинаковых значений этих характеристик для всех организаций и органов управления, участвующих в процессе обоснования, разработки и эксплуатации систем вооружения. Это одно из необходимых условий, при выполнении которого могут быть получены сравнимые и объективные результаты оценок различных вариантов развития системы вооружения.
⚡️ Украина изготовляет современные беспилотники. Детали от Вениславского
В качестве исходных данных разработки ГПВ также используется система нормативных документов (рис. 4). Она (в части касающейся) определяет параметры развития системы вооружения ВС РФ на планируемый программный период.
Обобщенный порядок применения системы исходных данных при разработке ГПВ (рис. 5) предусматривает анализ текущего состояния системы вооружения, обоснование требований к системе вооружения на программный период и определение существующих возможностей государства по развитию ВВТ. Исходя из предъявляемых требований и текущего состояния системы вооружения, формируется вариант развития ВВСТ, называемый «потребным».
Далее проводится оценка реализуемости сформированного варианта: соответствие требуемого и возможного уровня финансирования, наличие необходимых производственных мощностей ОПК. Причем, слова «возможный уровень финансирования» здесь не случайны. Зачастую к моменту формирования потребного варианта Минэкономразвития РФ не обеспечивает участников разработки ГПВ макроэкономическими исходными данными. Поэтому с использованием собственной методической базы это делают головные НИО силовых министерств и ведомств, ответственные за обоснование ГПВ.
Если экономические и промышленные возможности государства не позволяют обеспечить потребности, то решение данной проблемы заключается в поиске компромисса между «потребностями» и «возможностями». В этом случае, как правило, либо снижается уровень требований к системе вооружения, либо принимается решение по увеличению финансирования, наращиванию производственных мощностей ОПК.
Достижение равновесия свидетельствует о том, что при данных макроэкономических показателях социально-экономического развития страны и возможностях ОПК государство способно обеспечить требуемый уровень развития системы вооружения.
Важным моментом обоснования и формирования ГПВ является формулирование целей ее разработки и реализации. Пример таких формулировок приведен на рис. 6.
С учетом представленных выше целей разработки ГПВ и на основе анализа системы исходных данных формулируются основные принципы ее формирования (пример — на рис. 7).
При этом формирование и обоснование мероприятий развития системы вооружения осуществляется в соответствии с принятой в настоящее время декомпозицией системы вооружения ВС РФ на военно-технические системы, направленные на решение соответствующей системы задач (рис. 8).
Выделяется три основные системы вооружения:
— система стратегических вооружений, решающая задачу сдерживания потенциального противника от развязывания агрессии против РФ и ее союзников;
— система вооружений общего назначения, решающая задачу отражения агрессии на континентальных (КТВД) и морских (МТВД) театрах военных действий с использованием неядерных вооружений, а также задачу обеспечения деятельности ВС РФ;
— базовые военные технологии, обеспечивающие решение задачи создания научно-технического задела по развитию системы вооружения ВС РФ.
Обоснование перспектив развития системы вооружения осуществляется путем поиска оптимальных вариантов развития военно-технических систем, обеспечивающих решение стоящих перед ними задач в условиях ограничений (в соответствии с алгоритмом, показанным на рис. 5, но с учетом специфики каждой системы).
Содержание основных военно-технических мероприятий по поддержанию и развитию стратегических ядерных сил, систем и средств, обеспечивающих их эксплуатацию и боевое применение на 2011-2020 гг. и дальнейшую перспективу, определяется на основе действующей ГПВ, положений Договоров СНВ-1 и СНП, Указов и Решений Президента РФ, постановлений Правительства РФ, результатов комплекса проводимых в обоснование ГПВ научно-исследовательских работ, а также с учетом экономических возможностей государства, состояния технической и производственной базы оборонно-промышленного комплекса (рис. 9).
Силы и средства ядерного сдерживания должны на минимально-достаточном уровне решать задачу сдерживания развязывания против Российской Федерации и ее союзников ядерной (обычной) войны.
При формировании мероприятий развития сил общего назначения на начальном этапе решаются следующие задачи (рис. 10):
— проводится оценка боевого потенциала образцов ВВТ и группировок войск вероятного противника;
— определяются требования к боевому потенциалу группировки своих войск, исходя из прогноза масштабов и типов войн и вида боевых действий;
— определяется требуемое количество организационно-штатных формирований и их оснащения, обеспечивающего достижение требуемого боевого потенциала группировок своих войск.
Решение этих задач позволяет сформировать требования к системе вооружения, необходимые для последующего обоснования перечня программных мероприятий. Такое обоснование включает следующие основные этапы:
определение объема поставок ВВТ, требуемого для дооснащения войск с учетом динамики вывода вооружения и военной техники из боевого состава;
оценку возможности заказа ВВТ в требуемых объемах с учетом ограничений по финансированию;
оценку боевого потенциала группировок своих войск с учетом достижимого объема поставок;
оценку достигаемого уровня боевого потенциала, сравнение его с требуемым и принятие решения о достаточности эффективности системы вооружения.
В случае положительного решения о достаточности потенциальных возможностей системы вооружения при реализации полученного варианта программных мероприятий окончательно формируется проект ГПВ в части развития сил общего назначения.
Обоснование объемов ассигнований на проведение НИОКР проводится в соответствии с обобщенной схемой, включающей 4 этапа (рис. 11).
На первом этапе определяются потребности ВС РФ в проведении НИОКР.
На втором этапе проводится оценка соответствия комплекса ведущихся НИОКР потребностям в развитии вооружения, военной и специальной техники.
На третьем этапе определяются переходящие, находящиеся на завершающем этапе и вновь задаваемые НИОКР в обеспечение предъявляемых требований, а также прекращаемые НИОКР (потерявшие актуальность, не обеспеченные НТЗ и др.).
На завершающем четвертом этапе в соответствии с полученным перечнем НИОКР определяются рациональные технико-экономические показатели и минимальные объемы ассигнований на завершение или выполнение работ.
При формировании ГПВ-2020 необходимо также учитывать тот факт, что формирование проекта ГПВ осуществляется в тесной взаимосвязи с Комплексной программой оснащения (переоснащения) войск (сил), утвержденной Министром обороны РФ (рис. 12).
Результаты проведения этапа определения количества ВВТ, требующего замены (модернизации) являются основой как для формирования программных мероприятий, так и для формирования проекта плана перевооружения. При этом формируемый проект плана перевооружения воинских формирований подвергается корректировке до тех пор, пока не будет достигнут заданный уровень требований исходя из планируемых программных мероприятий, а также в полной мере учтены ресурсные ограничения. При невозможности выполнить требования или учесть ограничения проводится уточнение либо требований, либо ограничений до момента наступления равновесия между ними.
Для некоторых единичных (уникальных) систем и комплексов ВВТ проводится поиск оптимального решения в пространстве условий его эффективного функционирования и задач, решаемых этими системами. К ним можно отнести сложные подсистемы вооружения, для которых потребитель и разработчик определяют ее рациональные технико-экономические параметры, задаваемые тактико-техническим заданием (рис. 13).
Программа развития базовых военных технологий является составной частью Государственной программы вооружения и представляет собой систему фундаментальных (прогнозных, поисковых) и прикладных НИОКР, направленных на создание научно-технического задела для совершенствования существующего и разработки перспективного вооружения в интересах всех видов и родов войск Вооруженных Сил Российской Федерации.
Совокупность базовых и критических военных технологий сведена в Перечень базовых и критических военных технологий — нормативный документ, определяющий приоритеты научно-технологического развития государства в области обороны и безопасности на определенную временную перспективу.
49 критических технологий, включенных в действующий перечень БКВТ, отражают потребности в научных исследованиях всех заказчиков Минобороны России. В процессе формирования Программы развития базовых военных технологий каждая из критических технологий должна быть представлена конкретными проектами научных исследований.
В основе формирования проекта Программы развития базовых военных технологий положена разработанная специалистами методика оценки потребных ассигнований на основе концепции типовых успешных проектов (рис. 14).
В основу определения объемов ассигнований на Программу развития базовых военных технологий положены принципы, показанные на рис. 15.
На основе результатов обоснования облика ВТС формируется проект Государственной программы вооружения. Визуализация его осуществляется с использованием системы классификаторов, связанных с классификатором военно-технических систем. Следовательно, проект ГПВ может быть представлен в структуре классификатора Государственной программы вооружения, классификаторов комплексных целевых программ, классификатора заказывающих управлений и довольствующих органов, классификатора военной техники и т.п. в зависимости от предназначения формы представления (для утверждения Указом Президента РФ, для представления в органах исполнительной и законодательной власти, для экспертизы в органах военного управления и т.п.).
Безусловно, в рамках одной статьи невозможно детально описать все положения методологии обоснования перспектив развития системы вооружения. Подробное описание содержится в ряде монографий, основными из которых являются следующие: Буренок В.М., Ляпунов В.М., Мудров В.И. «Теория и практика планирования и управления развитием вооружения». Под ред. Московского А.М. М.: изд-во «Граница», 2005; Буренок В.М., Ивлев А.А., Корчак В.Ю. «Программно-целевое планирование и управление созданием научно-технического задела для перспективного и нетрадиционного вооружения» М.: изд-во «Граница», 2007; Буренок В.М., Косенко А.А., Лавринов Г.А. «Техническое оснащение Вооруженных Сил Российской Федерации: организационные, экономические и методологические аспекты» М.: изд-во «Граница», 2007.
Источник: www.vko.ru
Государственная программа вооружения разрабатывается на срок
Все материалы сайта доступны по лицензии:
Администрация Президента России 2023 год
авительством Российской Федерации по вопросам, находящимся в их ведении.
3. К документам стратегического планирования, разрабатываемым на федеральном уровне, относятся:
1) документы стратегического планирования, разрабатываемые в рамках целеполагания, к которым относятся:
а) ежегодное послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации;
б) стратегия социально-экономического развития Российской Федерации;
в) стратегия национальной безопасности Российской Федерации, а также основы государственной политики, доктрины и другие документы в сфере обеспечения национальной безопасности Российской Федерации;
г) стратегия научно-технологического развития Российской Федерации; (Дополнение подпунктом — Федеральный закон от 03.07.2016 № 277-ФЗ)
2) документы стратегического планирования, разрабатываемые в рамках целеполагания по отраслевому и территориальному принципу, к которым относятся:
а) отраслевые документы стратегического планирования Российской Федерации;
б) стратегия пространственного развития Российской Федерации;
в) стратегии социально-экономического развития макрорегионов;
3) документы стратегического планирования, разрабатываемые в рамках прогнозирования, к которым относятся:
а) прогноз научно-технологического развития Российской Федерации;
б) стратегический прогноз Российской Федерации;
в) прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочный период;
г) бюджетный прогноз Российской Федерации на долгосрочный период;
д) прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочный период;
4) документы стратегического планирования, разрабатываемые в рамках планирования и программирования, к которым относятся:
а) основные направления деятельности Правительства Российской Федерации;
б) государственные программы Российской Федерации;
в) государственная программа вооружения;
г) схемы территориального планирования Российской Федерации;
д) планы деятельности федеральных органов исполнительной власти.
4. К документам стратегического планирования, разрабатываемым на уровне субъекта Российской Федерации, относятся:
1) документ стратегического планирования, разрабатываемый в рамках целеполагания, — стратегия социально-экономического развития субъекта Российской Федерации;
2) документы стратегического планирования, разрабатываемые в рамках прогнозирования, к которым относятся:
а) прогноз социально-экономического развития субъекта Российской Федерации на долгосрочный период;
б) бюджетный прогноз субъекта Российской Федерации на долгосрочный период;
в) прогноз социально-экономического развития субъекта Российской Федерации на среднесрочный период;
3) документы стратегического планирования, разрабатываемые в рамках планирования и программирования, к которым относятся:
а) план мероприятий по реализации стратегии социально-экономического развития субъекта Российской Федерации;
б) государственные программы субъекта Российской Федерации;
в) схема территориального планирования двух и более субъектов Российской Федерации, схема территориального планирования субъекта Российской Федерации. (В редакции Федерального закона от 31.12.2017 № 507-ФЗ)
5. К документам стратегического планирования, разрабатываемым на уровне муниципального образования, относятся:
1) стратегия социально-экономического развития муниципального образования;
2) план мероприятий по реализации стратегии социально-экономического развития муниципального образования;
3) прогноз социально-экономического развития муниципального образования на среднесрочный или долгосрочный период;
4) бюджетный прогноз муниципального образования на долгосрочный период;
5) муниципальные программы. (В редакции Федерального закона от 30.10.2017 № 299-ФЗ)
1) на федеральном уровне Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации согласно их компетенции;
2) на уровне субъекта Российской Федерации органами государственной власти субъекта Российской Федерации, определенными в соответствии с настоящим Федеральным законом и законодательством субъекта Российской Федерации;
3) на уровне муниципального образования органами местного самоуправления, определенными в соответствии с муниципальными нормативными правовыми актами.
7. К разработке документов стратегического планирования могут привлекаться объединения профсоюзов и работодателей, общественные, научные и иные организации с учетом требований законодательства Российской Федерации о государственной, коммерческой, служебной и иной охраняемой законом тайне.
Статья 12. Государственная регистрация документов стратегического планирования
1. Документы стратегического планирования подлежат обязательной государственной регистрации в федеральном государственном реестре документов стратегического планирования в порядке и сроки, установленные Правительством Российской Федерации, с учетом требований законодательства Российской Федерации о государственной, коммерческой, служебной и иной охраняемой законом тайне.
2. Федеральный государственный реестр документов стратегического планирования создается федеральным органом исполнительной власти, определяемым Правительством Российской Федерации, в порядке и сроки, установленные Правительством Российской Федерации.
3. Руководители федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления несут ответственность за достоверность и своевременность представления информации для государственной регистрации документов стратегического планирования.
Статья 13. Общественное обсуждение проектов документов стратегического планирования
1. Проекты документов стратегического планирования выносятся на общественное обсуждение с учетом требований законодательства Российской Федерации, в том числе законодательства Российской Федерации о государственной, коммерческой, служебной и иной охраняемой законом тайне.
2. Форма, порядок и сроки общественного обсуждения проекта документа стратегического планирования определяются согласно полномочиям Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.
3. Замечания и предложения, поступившие в ходе общественного обсуждения проекта документа стратегического планирования, должны быть рассмотрены федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления, ответственными за разработку документа стратегического планирования.
4. В целях обеспечения открытости и доступности информации об основных положениях документов стратегического планирования их проекты подлежат размещению на официальном сайте органа, ответственного за разработку документа стратегического планирования, а также на общедоступном информационном ресурсе стратегического планирования в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее — сеть «Интернет»).
Статья 14. Информационное обеспечение стратегического планирования
1. В целях информационного обеспечения стратегического планирования создается обеспечивающая формирование и обработку данных федеральная информационная система стратегического планирования на основе распределенной информации, содержащейся в федеральных, региональных и муниципальных информационных ресурсах и системах, данных официальной государственной статистики, сведений, необходимых для обеспечения поддержки принятия управленческих решений в сфере государственного управления.
2. Федеральная информационная система стратегического планирования используется в целях:
1) государственной регистрации документов стратегического планирования;
2) ведения федерального государственного реестра документов стратегического планирования;
3) мониторинга и контроля реализации документов стратегического планирования;
4) мониторинга и контроля показателей социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации;
5) мониторинга эффективности деятельности участников стратегического планирования;
6) доступа участников стратегического планирования, юридических и физических лиц к документам стратегического планирования, осуществляемого с использованием единой системы идентификации и аутентификации;
7) разработки, общественного обсуждения и согласования проектов документов стратегического планирования;
8) информационно-аналитического обеспечения участников стратегического планирования при решении ими задач стратегического планирования.
3. Порядок функционирования федеральной информационной системы стратегического планирования, требования к технологическим и лингвистическим средствам, в том числе требования к обеспечению автоматизации процессов сбора, обработки информации, и порядок информационного взаимодействия федеральной информационной системы стратегического планирования с иными информационными системами устанавливаются Правительством Российской Федерации.
4. Оператора федеральной информационной системы стратегического планирования определяет Правительство Российской Федерации.
5. Оператор федеральной информационной системы стратегического планирования осуществляет ее создание, эксплуатацию и совершенствование в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
6. Требования к пользователям федеральной информационной системы стратегического планирования, обладателям информации, содержащейся в ней, эксплуатации и ведению данной системы устанавливаются Правительством Российской Федерации с учетом требований законодательства Российской Федерации о государственной, коммерческой, служебной и иной охраняемой законом тайне.
Глава 4. Документы стратегического планирования, разрабатываемые в рамках целеполагания на федеральном уровне
Статья 15. Ежегодное послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации
1. Ежегодное послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации о положении в стране и об основных направлениях внутренней и внешней политики государства является основой для определения стратегических целей и приоритетов социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, определения направления достижения указанных целей, важнейших задач, подлежащих решению, а также для разработки других документов стратегического планирования.
2. Во исполнение ежегодного послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации Президент Российской Федерации издает указы, в которых определяются стратегические цели и приоритеты социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, направления достижения указанных целей и решения важнейших задач в сфере социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, а также документы стратегического планирования, подлежащие разработке.
Статья 16. Стратегия социально-экономического развития Российской Федерации
1. Стратегия социально-экономического развития Российской Федерации разрабатывается каждые шесть лет на период, не превышающий периода, на который разрабатывается прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочный период, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере анализа и прогнозирования социально-экономического развития, совместно с другими участниками стратегического планирования.
2. Стратегия социально-экономического развития Российской Федерации утверждается Правительством Российской Федерации.
3. Стратегия социально-экономического развития Российской Федерации разрабатывается и корректируется на основе ежегодных посланий Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, содержащих основные направления и цели социально-экономической политики Российской Федерации, социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, приоритеты и цели регионального развития Российской Федерации, с учетом прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочный период и бюджетного прогноза Российской Федерации на долгосрочный период.
4. Порядок разработки и корректировки стратегии социально-экономического развития Российской Федерации определяется Правительством Российской Федерации.
5. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере анализа и прогнозирования социально-экономического развития, обеспечивает координацию и методическое обеспечение разработки и корректировки стратегии социально-экономического развития Российской Федерации.
6. Корректировка стратегии социально-экономического развития Российской Федерации осуществляется по решению Правительства Российской Федерации.
7. Стратегия социально-экономического развития Российской Федерации содержит:
1) оценку текущей социально-экономической ситуации и степени достижения целей социально-экономического развития Российской Федерации;
2) определение целей социально-экономического развития Российской Федерации и целевых показателей на долгосрочный период, а также условий, факторов их достижения и ограничений и рисков при их достижении с учетом задач обеспечения национальной безопасности Российской Федерации;
3) определение основных приоритетов и задач социально-экономической политики на долгосрочный период, обеспечивающих достижение целей социально-экономического развития Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации;
4) приоритеты и направления регионального развития Российской Федерации;
5) оценку позиций Российской Федерации в мировой экономике и их изменения на долгосрочный период;
6) обоснование основных реформ и программ, необходимых для достижения целей социально-экономического развития Российской Федерации;
7) основные направления, мероприятия и механизмы реализации стратегии социально-экономического развития Российской Федерации;
8) иные положения, определенные Правительством Российской Федерации.
8. Стратегия социально-экономического развития Российской Федерации является основой для формирования и корректировки перечня государственных программ Российской Федерации.
Статья 17. Документы в сфере обеспечения национальной безопасности Российской Федерации
1. Документы в сфере обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, требования к их содержанию, порядок их разработки, экспертизы и корректировки, критерии и показатели состояния национальной безопасности Российской Федерации, порядок мониторинга и контроля реализации указанных документов и оценки состояния национальной безопасности Российской Федерации определяются Президентом Российской Федерации.
2. Документы в сфере обеспечения национальной безопасности Российской Федерации по предложению Совета Безопасности Российской Федерации утверждаются (одобряются) Президентом Российской Федерации.
3. Независимая экспертиза документов в сфере обеспечения национальной безопасности Российской Федерации осуществляется в порядке, установленном Президентом Российской Федерации, с учетом ограничений, предусмотренных законодательством Российской Федерации о государственной, коммерческой, служебной и иной охраняемой законом тайне.
4. Оценка состояния национальной безопасности Российской Федерации и контроль реализации документов в сфере обеспечения национальной безопасности Российской Федерации осуществляются Советом Безопасности Российской Федерации.
Статья 18. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации
1. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации — документ в сфере обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, который разрабатывается Советом Безопасности Российской Федерации совместно с другими участниками стратегического планирования с учетом стратегического прогноза Российской Федерации на долгосрочный период, не превышающий периода, на который разработан стратегический прогноз Российской Федерации, и корректируется каждые шесть лет.
2. Совет Безопасности Российской Федерации осуществляет разработку и корректировку критериев и показателей обеспечения национальной безопасности Российской Федерации.
3. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации:
1) содержит приоритеты, цели и меры в области внутренней и внешней политики в сфере обеспечения национальной безопасности Российской Федерации;
2) содержит оценку текущего состояния национальной безопасности Российской Федерации и оценку угроз национальной безопасности Российской Федерации на долгосрочный период;
3) определяет национальные интересы Российской Федерации и стратегические национальные приоритеты в сфере обеспечения национальной безопасности Российской Федерации;
4) определяет цели и задачи обеспечения национальной безопасности Российской Федерации в различных областях и сферах развития Российской Федерации и соответствующие направления деятельности по противодействию угрозам национальной безопасности Российской Федерации;
5) определяет организационные, нормативные правовые и информационные основы обеспечения национальной безопасности Российской Федерации;
6) содержит основные показатели состояния национальной безопасности Российской Федерации;
7) содержит иные положения, определенные Президентом Российской Федерации.
4. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации является базовым документом в области планирования развития системы обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, в котором определяются порядок действий и меры по обеспечению национальной безопасности Российской Федерации. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации является основой для конструктивного взаимодействия органов государственной власти, организаций и общественных объединений в целях защиты национальных интересов Российской Федерации и обеспечения безопасности личности, общества и государства.
5. Концептуальные положения в сфере обеспечения национальной безопасности Российской Федерации основываются на фундаментальной взаимосвязи и взаимозависимости стратегии национальной безопасности Российской Федерации и стратегии социально-экономического развития Российской Федерации.
6. Совет Безопасности Российской Федерации обеспечивает координацию и методическое обеспечение разработки и корректировки стратегии национальной безопасности Российской Федерации.
7. Порядок разработки и корректировки стратегии национальной безопасности Российской Федерации определяется Президентом Российской Федерации.
8. Порядок мониторинга реализации стратегии национальной безопасности Российской Федерации и достижения показателей состояния национальной безопасности Российской Федерации определяется Президентом Российской Федерации.
Статья 181. Стратегия научно-технологического развития Российской Федера
Источник: www.kremlin.ru
Российская армия 2030-х: гиперзвук, квантовые компьютеры, гравилёты
В Вооруженных Силах России в обозримом будущем появится техника, которой позавидуют персонажи «Звездных войн».
Пресс-служба правительства Нижегородской области
Президент России Владимир Путин во время рабочей поездки в Саров
Новая государственная программа вооружений, рассчитанная до 2034 года, начинает разрабатываться в России. Об этом на совещании с с руководством Минобороны и представителями ОПК объявил президент Владимир Путин.
«Непростая международная ситуация, потенциальные риски и угрозы военной безопасности России, в том числе в непосредственной близости от наших границ, требуют от Вооружённых сил России постоянной и высокой боеготовности», — так обосновал президент необходимость новой программы.
Исполнение предыдущей, которая была рассчитана на срок до 2017 года, в целом Путина удовлетворило, так же, как и реализация более поздних планов.
«Все плановые мероприятия в армии и на флоте в 2020 году были выполнены, несмотря на пандемию коронавирусной инфекции», — констатировал глава государства.
Он напомнил, что в рамках предыдущей программы вооружений предприятия оборонно-промышленного комплекса и Минобороны наладили эффективное взаимодействие по поставкам и обслуживанию вооружений и техники на протяжении всего их жизненного цикла — от разработки и серийного производства до сервиса и ремонта. В воздушно-космических силах более 70 процентов зенитных ракетных полков были перевооружены на современные системы С-400; на очереди — поставка в войска комплекса С-500, испытания которого уже успешно завершаются. Были расширены боевые возможности Военно-морского флота, в том числе за счёт кораблей, вооруженных крылатыми ракетами «Калибр», а гиперзвуковая корабельная ракетная система «Циркон» находится на заключительной стадии госиспытаний.
Говоря о ближайших полутора десятках лет, президент поставил задачу выбрать образцы перспективных вооружений и техники, которые станут основой следующей программы вооружений.
Госпрограмма вооружений постоянно подвергается различным изменениям, поскольку военно-технический прогресс и геополитическая обстановка обгоняют любые долговременные планы. Министр обороны Сергей Шойгу еще в 2018 году предупреждал, что программу до 2027 года необходимо будет корректировать. Ровно четыре года назад в российском ОПК было принято принципиальное решение: сместить фокус с модернизации старых типов вооружений на создание новых образцов. Ставка должна быть сделана на создание «интеллектуального оружия» — боевых роботов для всех видов и родов войск. На прошлой неделе Сергей Шойгу объявил, что в России уже началось серийное производство боевых роботов с искусственным интеллектом, способных воевать самостоятельно.
Главное — не стрелять из пушек по воробьям
Разработка принципиально новых платформ вооружений во всех смыслах перспективнее, чем модернизация существующих. Именно поэтому основной акцент — как интеллектуальный, так и ресурсный — будет делаться на инновации, уверен директор по развитию Фонда «Содействие технологиям 21 века» Иван Коновалов. «Модернизация существующих систем происходит в первую очередь там, где это приводит к улучшению не только количественных, но и качественных характеристик, — говорит он. — Но в некоторых случаях, безусловно, дешевле и быстрее провести апгрейд имеющихся платформ, чем создавать их с нуля».
В качестве примера Коновалов приводит танки «Соратник» и «Маркер», подводный дрон «Посейдон» и другие образцы, создающиеся на базе уже имеющейся техники. С их помощью отрабатываются технологии технического зрения, связи, навигации, автономного движения и применение, группового управления. А на шасси Т72Б3 идет разработка танка-беспилотника.
Быстро заменить принципиально новыми видами вооружений более традиционные не получится, а в ряде случаев и не требуется, говорит Коновалов. Достаточно и того, что одна глубоко модернизированная единица техники может выполнять боевые задачи за две, три, а то и больше немодернизированных. «Минобороны уже обожглось на танке “Армата”.
При всех его неоспоримых достоинствах, танк оказался слишком дорогой игрушкой, под которую не просматривается боевых задач. А для тех, что просматриваются, “Армата” выглядит стрельбой из пушки по воробьям.
Поэтому Минобороны заказало не более 200 таких танков, а основной упор делает на модернизированный Т-72, который получил новую жизнь после танкового биатлона», — констатирует эксперт. Любая система, которая поддается модернизации, будет модернизироваться, что называется, до упора, говорит Коновалов. Но в любом случае, этот процесс не бесконечен.
Задачей программы до 2017 года было достижение уровня модернизации техники в 70 процентов от всей, поставленной на боевое дежурство, и задача была выполнена. Следующее поколение боевых систем будет дороже предыдущего, но это не должно отпугивать, считает эксперт. «Для боевой техники, как и для любой другой, важнейшим критерием является соотношение цены и качества, — говорит Коновалов. — Лучшим примером прорыва на этом направлении представляется гиперзвуковая ракета “Авангард” с планирующим блоком. Одна такая система решает столько же задач, сколько несколько обычных межконтинентальных баллистических ракет. Или зенитно-ракетные комплексы С-500 “Прометей”, которые придут на замену С-400 «Триумф», и у которых нет аналога ни в одной армии мира».
Лучше меньше, да лучше
Есть и еще один важный момент. При разработке принципиально новых систем вооружений новые решения и технологии в той или иной степени используются впоследствии в гражданских отраслях — то есть, «оборонка» движет (в том числе и финансово) технический прогресс и экономику в целом.
Простой же апгрейд замыкает финансовые потоки внутри ОПК и потому не служит драйвером роста. «Самый масштабный пример перетекания военных технологий в гражданский оборот — Интернет, который создавался как средство связи между компьютерами Пентагона, — напоминает Коновалов. — Он распространился далеко за пределы военной сферы, а затем вернулся обратно, создав совершенно новый театр военных действий — уже в киберпространстве. И такое проникновение военных и гражданских технологий происходит непрерывно, причем в обоих направлениях».
Эксперт по вооружениям Андрей Фролов полагает, что говорить о конкретных очертаниях программы вооружений на более чем десятилетнюю перспективу сегодня сложно, но принципы, которые заложены в саму идеологию, скорее всего, останутся неизменными. «У нас на модернизацию идет порядка 20 процентов военного бюджета, а все остальное — на НИОКР и новые закупки. Это соотношение вряд ли существенно изменится, потому что каждое следующее поколение вооружений обходится дороже предыдущего, как по разработке, так и по железу», — говорит он. По расчетам Фролова, следующая программа вооружений не обременит экономику России больше, чем предыдущая. Она обойдется в сумму около 20 трлн рублей с поправкой на инфляцию — за счет возрастания эффективности новых образцов по сравнению с предшествующими. «Новые вооружения дороже, но их и закупать понадобится меньше. Так что примерно в эту цифру всё должно уложиться», — полагает эксперт.
Инвестиции в «оборонку» — это инвестиции в будущее
Заместитель председателя научно-технического совета корпорации «Ростех» Александр Каширин предупреждает, что только на черновую разработку новой программы вооружений может понадобиться около года. И разработчики такой программы должны быть отчасти футурологами. «Известно, что правильная постановка задачи обеспечивает половину ее решения.
При разработке долговременных планов в столь быстро меняющейся отрасли как военная наука требуется учесть большое количество развилок, которые неизбежно появляются при реализации программ такого масштаба, — поясняет Каширин. —Возьмем, к примеру, разработку вооружений, основанных на новых физических принципах — для этого надо в первую очередь иметь представление о самих этих принципах, о том, что может появиться в физической науке вообще, а не только в военной ее части». Поэтому разработка новой программы вооружений должна учитывать глобальные вызовы не только геополитического, но и научно-технического характера и двигаться в прямой связке с прогнозами технологического развития. Каширин упоминает такие разработки, как графеновые электроды, квантовые компьютеры и совсем уж фантастические гравитационные двигательные установки (работа над которыми, утверждает он, в России сегодня ведется на достаточно реалистическом уровне). Каширин поддерживает Андрея Фролова в том, что не следует скупиться на финансирование оборонных НИОКР, поскольку косвенным образом эти средства идут и на развитие гражданских отраслей экономики. Немалые деньги, которые выделяются на такие разработки, открывают возможности для отраслей, у которых нет средств и мощностей, чтобы заниматься подобными вопросами самостоятельно. Статья по теме:
«Такие прорывные инновации могут в итоге находить применение за пределами целевых военных разработок, и даже более широкое, чем в оборонной промышленности, — говорит Каширин. — Это касается буквально всего — от авиационных двигателей и автомобильных шасси до информационных технологий. Да, процесс адаптации военных технологий к гражданским нуждам длится годы и десятилетия. Но вполне можно говорить о том, что инвестиции и наработка конкретных компетенций в «оборонке» являются одновременно инвестициями в экономику в целом — причем, в самые передовые ее отрасли — и поэтому являются драйверами общего роста».
Источник: expert.ru