Целью данной работы является изучение механизма государственного воздействия на развитие малого и среднего бизнеса, а также увеличение занятости в разрезе регионов Казахстана посредством изучения и анализа программы «Дорожная карта бизнеса 2020».
1.3
ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗРАБОТКИ ПРОГРАММЫ «ДОРОЖНАЯ КАРТА БИЗНЕСА 2020»
Сущность и необходимость разработки государственной программы «Дорожная карта бизнеса 2020»…. ……………………….
Основные направления реализации программы и меры государственной поддержки при ее осуществлении .…………………..
Опыт зарубежных стран при реализации государственных программ поддержки предпринимательства и его адаптация в Казахстане.
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ «ДОРОЖНАЯ КАРТА БИЗНЕСА»
Место и роль программы в развитии малого и среднего бизнеса в Казахстане …………………………………………………….
Социально-экономическая эффективность реализации государственной программы (на примере г. Алматы)………….
Особенности реализации программы в Жетысуском и Ауэзовском районах г. Алматы………………………………………………………..
Республика. Государственная программа развития образования РК
3.2
ПЕРСПЕКТИВЫ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРОГРАММ ПОДДЕРЖКИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
Программа «Дорожная карта бизнеса» и Схема развития и размещения производительных сил ……………………………………..
Перспективы реализации программы «Дорожная карта бизнеса» в рамках форсированного индустриально-инновационного развития Казахстана…………………………………………………………
Список использованных источников…………………
81
Прикрепленные файлы: 1 файл
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
КАЗАХСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ имени Т.РЫСКУЛОВА
Кафедра «Государственное регулирование экономики»
на тему «Реализация государственной программы РК «Дорожная карта бизнеса 2020»
специальность 5В051000- «Государственное и местное управление»
Выполнили- Ахметова Г.С.
Научный руководитель — к.э.н., доцент
(степень, должность) Омаров Б.Р.
Допускается к защите решением кафедры (протокол № ____ от «____» _______________ 2013г.)
д.э.н., профессор Г.Ж.Доскеева
ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗРАБОТКИ ПРОГРАММЫ «ДОРОЖНАЯ КАРТА БИЗНЕСА 2020»
Сущность и необходимость разработки государственной программы «Дорожная карта бизнеса 2020»…. ………………………. .
Основные направления реализации программы и меры государственной поддержки при ее осуществлении .…………………..
Опыт зарубежных стран при реализации государственных программ поддержки предпринимательства и его адаптация в Казахстане.. .
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ «ДОРОЖНАЯ КАРТА БИЗНЕСА»
Место и роль программы в развитии малого и среднего бизнеса в Казахстане ……………………………………………………. .
Социально-экономическая эффективность реализации государственной программы (на примере г. Алматы)………….
Особенности реализации программы в Жетысуском и Ауэзовском районах г. Алматы………………………………………………………..
ПЕРСПЕКТИВЫ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРОГРАММ ПОДДЕРЖКИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
Урок 1. Конституция РК.
Программа «Дорожная карта бизнеса» и Схема развития и размещения производительных сил ……………………………………..
Перспективы реализации программы «Дорожная карта бизнеса» в рамках форсированного индустриально-инновационного развития Казахстана…………………………………………………… ……
Список использованных источников…………………
В приоритетных направлениях развития общества, поставленных Президентом страны Н. Назарбаевым в своих Посланиях народу Казахстана, центральное место занимает экономический рост, базирующийся на открытой рыночной экономике и реальной конкуренции с высоким уровнем иностранных инвестиций и внутренних сбережений.
На новом этапе развития Казахстан решает широкий круг задач, связанных с повышением конкурентоспособности национальной экономики. Это, прежде всего, такие как реструктуризация экономики, развитие инфраструктуры и институтов рынка, а также преодоление недостатков, унаследованных от предыдущего этапа: несовершенство отраслевой и технологической структуры; слабая внутренняя интегрированность, недостаточная жизнеспособность производительных сил. Одним из способов достижения обозначенных ориентиров является программа «Дорожная карта бизнеса 2020».
Программа «Дорожная карта бизнеса 2020» (ДКБ 2020) разработана для реализации послания Президента Республики Казахстана народу Казахстана «Новое десятилетие – Новый экономический подъем – Новые возможности Казахстана» и Стратегического плана развития Казахстана до 2020 года.
Программа является одним из механизмов реализации Государственной программы, а также логическим продолжением реализации дорожных карт 2009 и 2010 годов, при этом акцент смещается на посткризисное развитие, сохранение действующих и создание новых постоянных рабочих мест.
Государственной программой предусматривается ускоренное развитие не сырьевых секторов экономики, обеспечивающих ее диверсификацию и рост конкурентоспособности [1].
Зарубежный опыт экономического и социального развития подтверждает, что предпринимательство может стать реальным фактором не только стабилизации, но и роста экономики Казахстана. Малое предпринимательство содействует поддержанию на должном уровне конкуренции, гибкой перестройке производства, ускорению инновационных процессов, формированию социальной направленности рыночных отношений и росту занятости. В связи с этим научный анализ экономических проблем малого бизнеса в Казахстане приобретает особую значимость в условиях реформирования экономики, характеризующейся, в первую очередь структурной перестройкой хозяйства, необходимостью стабилизации воспроизводственных процессов и обеспечения в перспективе устойчивого экономического развития [2].
В своем послании 2010 года «Новое десятилетие – Новый экономический подъем – новые возможности Казахстана», Президент страны Н.А. Назарбаев отметил, что предпринимательство является ядром диверсификации экономики и движущей силой модернизации [3].
В «Дорожной карте бизнеса 2020» Президентом отмечено, что «…ядром диверсификации будет предпринимательство [1].
При этом наряду с реализацией крупных инвестиционных проектов в традиционных экспорт ориентированных секторах экономики, инициаторами которых являются национальные холдинги, системообразующие компании топливно-энергетического комплекса и металлургической промышленности, приоритетом государственной программы является развитие малого и среднего предпринимательства для создания современных производств с перспективой развития их экспортной ориентированности.
Малое и среднее предпринимательство оказывает серьезное влияние на развитие народного хозяйства, решение социальных проблем, увеличение численности занятых работников. По численности работающих, по объему производимых и реализуемых товаров, выполняемых работ и услуг субъекты малого и среднего предпринимательства в отдельных областях играют ведущую роль. Проблема государственной поддержки предпринимательства и увеличения занятости населения в настоящее время является нерешенной, что обуславливает актуальность рассматриваемой темы.
Связь предпринимательства с деятельностью государственного аппарата четко прослеживается на всех этапах развития казахстанской экономики.
Предпринимательство в современном Казахстане получило динамичное развитие. В зависимости от этого происходит усиление государственного регулирования и содействия развитию бизнеса, меняются организационные формы взаимодействия государственных органов с субъектами частного бизнеса, происходят существенные сдвиги в целях, механизме, аппарате управления, в сочетании государственного и рыночного механизмов регулирования.
Успешная реализация важнейших стратегических задач индустриализации и модернизации казахстанской экономики во многом зависит от характера и степени задействования имеющегося в ней предпринимательского ресурсного потенциала. Особую значимость приобретает всестороннее обновление организационно-экономических компонентов в регулятивной среде данного потенциала, направленного, с одной стороны на увеличение его масштабности, а с другой — активизацию его мобильности. Как правило, в любом обществе повышение деловой активности свидетельствует о позитивных сдвигах в сфере хозяйствования, концентрации различных его ресурсов на стержневых задачах социально-экономического развития.
Правительство каждой страны, безусловно, имеет свои собственные цели на каждом конкретном этапе и добивается их решения доступными ему методами и средствами применительно к складывающейся экономической ситуации в своей стране и в мировом хозяйстве. Поэтому цели и задачи государственного регулирования подвержены изменениям, между тем, как механизм регулирования достаточно хорошо отработан, хотя и имеет особенности в каждой отдельно взятой стране [4].
Целью данной работы является изучение механизма государственного воздействия на развитие малого и среднего бизнеса, а также увеличение занятости в разрезе регионов Казахстана посредством изучения и анализа программы «Дорожная карта бизнеса 2020».
Для осуществления данной цели были определены следующие задачи:
— охарактеризовать сущность и предпосылки разработки программы;
— рассмотреть основные направления государственного воздействия на предпринимательскую деятельность в рамках программы ДКБ 2020;
— изучить опыт зарубежных стран при реализации государственных программ поддержки предпринимательства;
— провести социально-экономический анализ реализации программы ДКБ 2020 в целом по республике, а также в разрезе регионов – г.Алматы, Ауэзовский район г.Алматы, Жетысуский район г.Алматы;
— обосновать перспективы реализации программы ДКБ 2020.
Объектом исследования представляется государственная программа поддержки предпринимательства и увеличения занятости населения – «Дорожная карта 2020».
Предметом исследования данной работы является государственное регулирование механизма реализации стратегических программ развития государства.
Научная новизна дипломной работы состоит в том, что в ней, проведен анализ практической реализации программы «Дорожная карта бизнеса 2020» и представлены рекомендации по ее усовершенствованию на основе зарубежного опыта.
Методы исследования: статистический метод, фундаментальный метод, анализ причин и последствий, сравнительный анализ, статистический метод.
Методология исследования. Теоретической основой работы являются научные исследования представителей зарубежной и отечественной экономической мысли, законодательные и нормативные акты Республики Казахстан. В работе также использовались монографические исследования, статьи, опубликованные в открытой периодической печати, данные Агентства Республики Казахстан по статистике, статистические материалы стран СНГ, зарубежные источники, материалы отдельных казахстанских предприятий малого и среднего бизнеса.
В свете изложенного, по структуре настоящая работа состоит из введения, трех разделов, заключения, списка использованной литературы, приложений.
В первой главе рассматривается сущность, характерные черты, функции программы «Дорожная карта бизнеса 2020».
Во второй главе проводится социально-экономический анализ реализации программы в разрезе регионов РК.
В третьей главе приводятся основные проблемы и перспективы реализации программы.
Глава 1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗРАБОТКИ ПРОГРАММЫ «ДОРОЖНАЯ КАРТА БИЗНЕСА 2020»
- Сущность и необходимость разра ботки государственной
программы «Дорожная карта бизнеса 2020»
Программа «Дорожная карта бизнеса 2020» (ДКБ 2020) разработана для реализации послания Президента Республики Казахстана народу Казахстана «Новое десятилетие – Новый экономический подъем – Новые возможности Казахстана» и Стратегического плана развития Казахстана до 2020 года.
В «Дорожной карте бизнеса 2020» Президентом отмечено, что «…ядром диверсификации будет предпринимательство. Мы хотим видеть мощный предпринимательский класс, готовый брать на себя риски, осваивать новые рынки, внедрять инновации».
Именно предприниматели, являются движущей силой модернизации экономики.
Целью программы является создание постоянных рабочих мест за счет развития нового слоя предпринимательства в регионах, прежде всего, малого и среднего бизнеса. Более подробно целевые ориентиры установлены в рамках соответствующих направлений программы (таблица 1).
Использование средств программы должно осуществляться по следующим направлениям:
— субсидирование процентной ставки по кредитам;
— частичное гарантирование кредитов малому и среднему бизнесу;
— сервисная поддержка ведения бизнеса;
— переподготовка кадров и повышение квалификации, молодежная практика и социальные рабочие места.
«Дорожная карта бизнеса – 2020» открывает новые возможности, как для предпринимательства, так и для банков и инвесторов по финансированию несырьевых проектов [1].
Правительство совместно с акимами должно разработать в рамках трехлетнего бюджета общие лимиты финансирования в разбивке по годам, основанные на расчетах экономического потенциала каждого региона. Эти средства передаются регионам.
Акимы будут нести полную ответственность за проекты МСБ финансируемые по программе.
Правительством переданы СПК местным исполнительным органам, которым предстоит на деле стать региональными корпорациями по развитию бизнеса».
Таблица 1 – Основные цели программы в соответствии с направлениями ее реализации
Субсидирование кредитов (по I направлению)
Субсидирование финансового лизинга (по I направлению)
Гарантирование кредитов СЧП (по II направлению)
Оздоровление предпринимательского сектора (по II направлению)
Субсидирование кредитов (по III направлению)
Субсидирование финансового лизинга (по III направлению)
Усиление предпринимательского потенциала
Источник: www.referat911.ru
Государственная программа рк это
им. К.Жубанова, Казахстан
Роль и место государственных и отраслевых программ в системе социальной защиты населения Республики Казахстан
В настоящее время в Республике Казахстан действуют 5 государственных программ, 24 отраслевые программы в реализации Государственной программы по форсированному индустриально-инновационному развитию на 2010-2014 годы (далее – ГПФИИР), 20 других отраслевых программ [1].
В современных условиях особое место в реализации политики социальной защиты населения в Республике Казахстан занимает механизм государственных целевых программ.
Для стратегического планирования существенное значение имеет четкость трактовок понятий «государственная программа», «целевая программа», «социальная программа» и «отраслевая программа».
Государственная программа – это документ общенационального, межотраслевого характера, определяющий стратегию, стратегические направления, цели, задачи и ожидаемые результаты развития определенной сферы деятельности с указанием необходимых ресурсов [2].
Целевая программа – это скоординированное по целям, срокам, содержанию текущее и перспективное планирование комплекса мер, направленных на решение проблем системного характера в сфере социально-экономического развития страны в соответствии с приоритетами государственной политики, на основе рационального использования материально-технических, кадровых и финансовых ресурсов [3].
Социальная проблема – это объективно возникающее в процессе функционирования и развития общества противоречие; комплекс вопросов, требующих решения средствами социального управления [4].
Таким образом, мы определяем, что государственная социальная программа – это инструмент государственного регулирования социальной и социально-экономической сферы, обеспечивающий достижение перспективных целей и задач путем использования имеющихся ресурсов.
Государственная программа развития здравоохранения Республики Казахстан «Саламатты Казақстан» на 2011-2015 годы |
Отраслевые социальные программы в реализации ГПФИИР |
Другие отраслевые социальные программы |
Государственные социальные программы |
Программа |
модернизации жилищно-коммунального хозяйства
в Республике Казахстан
в Республике Казахстан
развития физической культуры и спорта
в Республике Казахстан
Рисунок 1. Государственные социальные программы и отраслевые социальные программы, действующие в Республике Казахстан.
Примечание – Составлен автором на основе исследований
Отраслевая программа – документ, определяющий комплекс взаимосвязанных организационных, нормотворческих, экономических, социальных, финансовых и других мер, направленных на решение важных задач отраслевого значения [5].
Социальные программы республики казахстан реферат
1. Теоретические аспекты формирования и реализации системы социальной политики РК……………………………..……………………………………. 7
1.1 Сущность социальной политики государства и ее цели………………………7
1.2 Направления и принципы формирования социальной политики в РК……..11
2. Анализ формирования и реализации социальной политики РК……………. 28
2.1 Социальное обеспечение и социальная помощь гражданам РК…………….28
2.2 Анализ системы образования в РК……………………………………………38
2.3 Реализация Государственных Программ в сфере здравоохранения РК…….43
2.4 Финансирование социальной сферы из бюджета РК………………………. 46
3. Перспективы развития и реализации социальной политики в РК……………52
3.1 Пути совершенствования системы здравоохранения и образования в РК…52
3.2Совершенствование системы социальной защиты и социального обеспечения в РК……………………………………………………………. 55
Введение
Экономическая деятельность человека, в конечном счете, имеет целью создание материальной базы для улучшения условий жизни. Поскольку люди в своей экономической деятельности тесно связаны друг с другом, поскольку и изменения условий жизни отдельного индивида не может происходить в отрыве от изменения этих условий для других индивидов. В свою очередь, это требует согласования деятельности по обеспечению благоприятных условий жизни.
В XX веке в промышленно развитых странах всё более распространяется концепции и доктрины, возлагающие на государство задачу обеспечения таких прав человека, как право на определённый стандарт благосостояния. Особую популярность приобретает теория и практика “социального рыночного хозяйства”, означающая широкие социальные мероприятия, проводимые государством.
Таким образом, в реальной жизни распределение доходов в странах с рыночной экономикой осуществляется в результате свободной игры рыночных сил, но и на основе государственного регулирования различных потоков доходов путем их перераспределения.
Наиболее масштабной задачей социально ориентированной экономики государства в формирующемся рыночном хозяйстве нашей страны является деятельность по социальной защите всех слоев общества и по выработке стратегии эффективной социальной политики. Формой ее реализации выступает фактический образ действий государства, воплощенный в социальную политику, которая охватывает все сферы экономических отношений в стране. Одним из важнейших направлений его деятельности является регулирование занятости и стимулирование высококвалифицированного и производительного труда и, как следствие, увеличения национального дохода.
Список литературы
* Категория работы носит оценочный характер в соответствии с качественными и количественными параметрами предоставляемого материала. Данный материал ни целиком, ни любая из его частей не является готовым научным трудом, выпускной квалификационной работой, научным докладом или иной работой, предусмотренной государственной системой научной аттестации или необходимой для прохождения промежуточной или итоговой аттестации. Данный материал представляет собой субъективный результат обработки, структурирования и форматирования собранной его автором информации и предназначен, прежде всего, для использования в качестве источника для самостоятельной подготовки работы указанной тематики.
Наиболее масштабной задачей социально ориентированной экономики государства в формирующемся рыночном хозяйстве Республики Казахстан является деятельность по социальной защите всех слоев общества и по выработке стратегии эффективной социальной политики. Формой ее реализации выступает фактический образ действий государства, воплощенный в социальную политику, которая охватывает все сферы экономических отношений в стране. Одним из важнейших направлений его деятельности является регулирование занятости и стимулирование высококвалифицированного и производительного труда и, как следствие, увеличения национального дохода.
Введение
1 Основные направления социальной политики РК
1.1 Сущность социальной политики государства
1.2 Основные направления социальной политики государства
2 Социальная политика Казахстана
2.1 Конституция РК – гарант социальной защищенности граждан
2.2 Социальное страхование
2.3 Социальная защита граждан
2.4 Здравоохранение, образование и культура
Заключение
Список использованной литературы .
Содержимое работы — 1 файл
2) обеспечение занятости населения
Государственные гарантии в сфере занятости предусматривают: свободу выбора ими вида занятости, защиту их трудовых прав; защиту от любых форм дискриминации и обеспечение всем равных возможностей в получении профессии и работы; подбор подходящей работы и трудоустройство. Государство обеспечивает дополнительные гарантии категориям граждан, особо нуждающимся в социальной защите, таким как: молодежи до 20 лет; одиноким и многодетным родителям, воспитывающим несовершеннолетних детей; родителям, воспитывающим детей-инвалидов до 16 лет; инвалидам; лицам, продолжительное время, более одного года, не имеющим работы, независимо от основания последнего увольнения; лицам предпенсионного возраста (за 2 года); лицам, освобожденным из мест лишения свободы; беженцам, мигрантам и испытывающим трудности в поиске работы, путем реализации целевых программ содействия занятости молодежи; женщинам; сельскому населению; населению, проживающему в регионах экологического бедствия.
Черта бедности служит критерием для оказания социальной помощи малообеспеченным гражданам. Исходя из этого минимальные размеры месячной заработной платы и пенсии, ежегодно утверждаются законодательным актом на основе прожиточного минимума и из принципа поэтапного повышения их до величины прожиточного минимума.
Другой формой социальной защиты малообеспеченного населения являлись жилищные пособия, которые стали выплачиваться с 1996 года в связи с тем, что государство прекратило финансовые дотации предприятиям, предоставляющим жильцам многоквартирных домов воду, отопление, электричество. Жилищные пособия предоставлялись в том случае, если фактические расходы на оплату содержания жилища и потребление коммунальных услуг превышали 30 процентов от дохода семьи.
Государство было не в состоянии в полном объеме выполнить обязательства по рассматриваемым социальным выплатам гражданам и к 1999 году перед получателями пособий сложились огромные суммы задолженности. В этих условиях стала очевидной необходимость проведения реформ в области социальной защиты населения, не имеющего достаточных средств для существования. Одним из приоритетных направлений в новой социальной политике стала борьба с бедностью. Бедность в середине 90-х представляет не только как показатель уровня жизни народа, но и отражает общее самочувствие всего общества. Так, на конец 1996 года почти 34,6 процента казахстанцев не могли себе позволить объем минимальной потребительской корзины и удовлетворение основных человеческих потребностей.
В целях решения данной проблемы Правительством РК 22 июля 1999 года были утверждены Временные правила оказания адресной социальной помощи на 1999 г. Основной целью данного решения стало повышение ее адресности. Механизм социальной поддержки населения основывается на доплате до черты бедности и признанным нуждающимися в социальной помощи.
В среднем по республике в 2000 году по оценке Министерства труда и социальной защиты населения РК черта бедности составила около 2600 тенге на душу населения. Поэтому учитывая то, что борьба с бедностью является одним из условий обеспечения национальной безопасности, Президентом РК в конце декабря 1999 года перед Правительством была поставлена задача определить 2000 год как Год борьбы с бедностью и разработать трехлетнюю программу занятости населения. В соответствии с этим поручением Акимами областей были разработаны региональные программы, такие же программы разработаны в городах и районах. Так, в Государственной программе по борьбе с бедностью и безработицей на 2000-2002 гг. с учетом регионального различия уровня бедности предусматривается выделение из государственного бюджета средств на социальное обеспечение населению в размере 0,8 процента ВВП в 2000 г., 1 процент — в 2001 г., и столько же – в 2002 г. Размер социальной помощи зависит от глубины бедности – чем беднее семья, тем больший размер социальной помощи она может получить. Этот дифференцированный подход позволит повысить эффективность социальной защиты малообеспеченных семей и отдельных граждан наиболее нуждающихся в помощи в пределах имеющихся финансовых ресурсов.В целях смягчения безработицы в рамках новой социальной политики намечены меры на: развитие системы профориентационных услуг и профобучения незанятого населения; переподготовка работников; развитие сферы услуг в области трудоустройства; создание специально ориентированных фондов по социальной поддержке, обеспечивающих нуждающихся бесплатным питанием, одеждой, ночлегом; внедрение республиканских и региональных программ развития малого и среднего бизнеса, включающих обучение основам предпринимательства, психологическую подготовку. Из Послания Президента РК Н. Назарбаева народу Казахстана от 28 февраля 2007 года:
Казахстанский бизнес уже прочно стоит на ногах, начинает осознавать свою социальную ответственность и выстраивать свою деятельность в соответствие с ней. Пример в этом подают наши национальные компании и крупные инвесторы, выделяя средства на благотворительность, проекты в образовании, здравоохранении, спорте и культуре, оказывая реальную поддержку социально незащищенным гражданам. Для бизнеса – среды такая практика должна стать нормой так, как это происходит в развитых странах.
В 2001 году была принята Концепция социальной защиты населения Республики Казахстан (утверждена Постановлением Правительства Республики Казахстан от № 886 на период до 2005 года). В документе поставлена задача перехода от солидарной системы социальной защиты к смешанной. В данном документе поставлены основные цели и задачи социальной защиты — это справедливость в предоставлении защиты при наступлении рисковых случаев всем гражданам, эффективное функционирование и максимально полный охват населения. Но высокие социальные гарантии, как показывал советский опыт, ослабили материальные стимулы к труду, извратили саму суть этих гарантий. Второй подход, который распространен достаточно широко в настоящее время, исходит из первичности индивидуальных потребностей; социально справедливым признается распределение доходов по факторам производства.
Немногие исследователи пытались осмыслить развитие социальной политики независимого Казахстана. В 1997 году И. Н. Тасмагамбетов [5,234] выделил три этапа развития социальной политики Республики Казахстан: — на первом этапе (1991–1993 гг.) происходил перенос старых методов управления социальной сферой в новые экономические и политические условия; — второй этап (1993–1995 гг.) ознаменовался началом процесса разрушения традиционных механизмов социальной поддержки населения на фоне нарастания кризисных процессов и явлений в обществе; — временной отрезок с 1995–1997 гг. охватывает третий этап, в этот период реформирование социальной сферы, имеющее акцент на параметры человеческого развития.
Основными характеристиками реформ являлись: внедрение новых подходов к экономическому обеспечению социальной сферы за счет оптимизации расходования бюджетных средств, привлечение внебюджетных источников финансирования и регулирование прав собственности. А. Р. Масалимов проводя анализ эволюции социальной политики в Казахстане проводит разделение социальной политики на советский период развития и современный этап [6,15]. В Концепции социального развития Республики Казахстан до 2030 года выделено три основных этапа в становлении социальной модели страны: Первый этап (1991–1998 годы) характеризуется огромным количеством декларированных социально-экономических гарантий, оставшихся в наследство от советского периода и в новых экономических условиях, неподкрепленных бюджетной базой. Второй этап (1999–2008 годы) осуществлялась рационализация социально-экономических гарантий, распределение ответственности между государством, работодателем и работником. Третий этап (с 2009 года) повышается качество и доступность государственных услуг, создаются достойные социально-экономические условия за счет стабильной бюджетной основы, внедряются принципы обусловленной социальной помощи и развиваются активные формы занятости.
Основные термины (генерируются автоматически): Казахстан, социальная политика, социальная защита, социальная рыночная экономика, ориентированная рыночная экономика, ориентированное рыночное хозяйство, социальная справедливость, социальная сфера, устойчивый экономический рост, рыночная экономика.
им. К.Жубанова, Казахстан
Роль и место государственных и отраслевых программ в системе социальной защиты населения Республики Казахстан
В настоящее время в Республике Казахстан действуют 5 государственных программ, 24 отраслевые программы в реализации Государственной программы по форсированному индустриально-инновационному развитию на 2010-2014 годы (далее – ГПФИИР), 20 других отраслевых программ [1].
В современных условиях особое место в реализации политики социальной защиты населения в Республике Казахстан занимает механизм государственных целевых программ.
Государственная программа – это документ общенационального, межотраслевого характера, определяющий стратегию, стратегические направления, цели, задачи и ожидаемые результаты развития определенной сферы деятельности с указанием необходимых ресурсов [2].
Целевая программа – это скоординированное по целям, срокам, содержанию текущее и перспективное планирование комплекса мер, направленных на решение проблем системного характера в сфере социально-экономического развития страны в соответствии с приоритетами государственной политики, на основе рационального использования материально-технических, кадровых и финансовых ресурсов [3].
Социальная проблема – это объективно возникающее в процессе функционирования и развития общества противоречие; комплекс вопросов, требующих решения средствами социального управления [4].
Таким образом, мы определяем, что государственная социальная программа – это инструмент государственного регулирования социальной и социально-экономической сферы, обеспечивающий достижение перспективных целей и задач путем использования имеющихся ресурсов.
модернизации жилищно-коммунального хозяйства
в Республике Казахстан
в Республике Казахстан
развития физической культуры и спорта
в Республике Казахстан
Рисунок 1. Государственные социальные программы и отраслевые социальные программы, действующие в Республике Казахстан.
Примечание – Составлен автором на основе исследований
Отраслевая программа – документ, определяющий комплекс взаимосвязанных организационных, нормотворческих, экономических, социальных, финансовых и других мер, направленных на решение важных задач отраслевого значения [5].