SHOP.SEVIBA.COM
канцтовары в Нур-Султане (Астане) с доставкой по Казахстану
Попкова Надежда Викторовна
Мастер производственного обучения
Житикаринский политехнический колледж
Социальные программы Казахстана
Социальная защита населения является неотъемлемой функцией любого ориентированного государства. Система социальной защиты поддерживает социальную стабильность в обществе, способствует сохранению его устойчивости в периоды ускоренного развития или трансформации от одной системы к другой.
Основное направление наших социальных программ в Казахстане — долгосрочная помощь малоимущим и социально незащищенным группам населения, в том числе детям, ветеранам войн и инвалидам. Наша социальная ответственность закреплена официально в 2011 году.
В нашей республике в системе социальной защиты можно выделить систему мер по государственному социальному обеспечению.
Социальные рабочие места
В соответствии с Законом Республики Казахстан «О занятости населения» от 23 января 2001 года № 149 местные исполнительные органы обеспечивают реализацию политики занятости населения путем организации социальных рабочих мест.
Урок 1. Конституция РК.
Социальное рабочее место создаётся работодателем на договорной основе с местным исполнительным органом, для трудоустройства безработных из целевых групп с частичной компенсацией затрат работодателя на оплату их труда. Эти рабочие места предназначены специально для граждан из целевых групп, их количество не ограничено, работа носит временный характер, и для ее организации не могут быть использованы постоянные рабочие места и вакансии.
Расходы работодателя на оплату труда безработного, трудоустроенного на социальное рабочее место, в течение шести месяцев частично возмещаются из средств местного бюджета в размере 50% от минимальной заработной платы, установленной законодательством Республики Казахстан.
Социальная защита и реабилитация инвалидов
Социальная поддержка и защита инвалидов, обеспечение им равных возможностей в реализации экономических, политических и других прав и свобод гарантированы Конституцией Республики Казахстан, а также действующими нормативными правовыми актами.
Основным законом, определяющим правовые, экономические и организационные условия обеспечения социальной защиты инвалидов, создания им равных возможностей для жизнедеятельности и интеграции в общество, является Закон РК «О социальной защите инвалидов в Республике Казахстан» от 13 апреля 2005 года № 39-III.
Инвалиды за счет средств государственного заказа проходят курс медицинской, социальной и профессиональной реабилитации, обеспечиваются специальными средствами передвижения, санаторно-курортным лечением, сурдотехническими, тифлотехническими и иными средствами реабилитации.
Наряду с гарантированными выплатами инвалидам пособий из государственного бюджета, одним из элементов социальной защиты инвалидов является реабилитация, представляющая комплекс медицинских, психологических, педагогических, социально-экономических мероприятий, направленных на восстановление и компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, способностей к самообслуживанию, различным видам профессиональной деятельности.
Конституция РК. Краткое содержание для подготовки к тестам на госслужбу или экзаменам (рус. вариант)
Социальная помощь детям-инвалидам, воспитывающимся и обучающимся на дому, назначается на основании заключения психолого-медико-педагогической-консультативной комиссией, в случае, когда отсутствует возможность осуществлять воспитание и обучение детей-инвалидов в общих или специальных дошкольных организациях и других учебных заведениях. Размер социальной помощи составляет 6,5 МРП в квартал.
Оказание жилищной помощи
Оказание государственной адресной социальной помощи
В соответствии с Законом РК «О государственной адресной социальной помощи» от 17.07.2001 года № 246-II, Законом РК «О государственных пособиях семьям, имеющим детей» от 28.06.2005 г. № 63 социально-уязвимые слои населения получают следующие виды социальной поддержки: государственная адресная социальная помощь, государственное пособие на детей до 18 лет.
Право на адресную социальную помощь имеют граждане РК, оралманы, лица, имеющие статус беженца, иностранцы и лица без гражданства, постоянно проживающие в РК, со среднедушевым доходом, не превышающим черты бедности. Размер адресной социальной помощи составляет разницу между среднедушевым доходом и чертой бедности на каждого члена семьи.
Адресная социальная помощь не назначается безработным, не зарегистрированным в уполномоченных органах по вопросам занятости, кроме инвалидов и лиц в период их нахождения на стационарном лечении более одного месяца, учащихся и студентов, слушателей и курсантов дневной формы обучения, включая магистратуру, а также граждан, занятых уходом за инвалидами I и II группы, лицами старше восьмидесяти лет, детьми в возрасте до семи лет.
Государственное пособие на детей до 18 лет
Право на государственное пособие на детей до 18 лет имеют граждане РК, постоянно проживающие в РК, и оралманы со среднедушевым доходом ниже стоимости продовольственной корзины. Размер пособия на детей составляет 1 МРП на ребенка в месяц.
Пособие на детей не назначается на период, когда в семье трудоспособные родители (усыновители) ребенка не работают, не учатся на дневной форме обучения, не служат в армии и не зарегистрированы в качестве безработного в органах занятости, кроме случаев, когда отец или мать (усыновители) заняты уходом за инвалидами первой, второй группы, детьми-инвалидами, лицами старше 80 лет, ребенком до 3 лет.
Источник: agartu.com
Обзор законодательства Республики Казахстан в сфере электронного правительства
Обзор законодательства Республики Казахстан в сфере электронного правительства. Часть 1: Общий обзор
В Казахстане в 2013 году была принята государственная программа «Информационный Казахстан — 2030». Цель программы: обеспечение эффективности системы государственного управления, обеспечение доступности информационно-коммуникационной инфраструктуры, а также создание условий для перехода к информационному обществу.
Программа «Информационный Казахстан — 2020» должна быть реализована в два этапа: первый этап реализуется с 2013 года по 2017 год, второй этап – с 2018 по 2020 год.
Целевые индикаторы для определения эффективности реализации государственной программы «Информационный Казахстан — 2020» установлены следующие (по задаче «Развитие «Электронного правительства»):
- индекс «электронного правительства» (по методике ООН) в 2020 году должен находиться в числе первых 25 стран;
- доступность информационно-коммуникационной инфраструктуры в домохозяйствах Республики Казахстан — 100 %;
- количество пользователей сети Интернет в 2020 году — 75 %;
- доля сектора информационно-коммуникационных технологий (далее — ИКТ) в ВВП страны — 4 %;
- доля государственных услуг, предоставляемых в электронном формате, — 50 %;
- доля оказанных электронных государственных услуг по отношению к общему числу услуг, полученных в традиционном виде, — 80 %.
Для реализации государственной программы «Информационный Казахстан-2020» и достижения целевых индикаторов необходимо было реформировать законодательство: принять ряд новых НПА, внести соответствующие изменения и дополнения в действующие законы и подзаконные акты, а также разработать соответствующие подзаконные акты для реализации принятых законов.
В настоящее время законодательство Республики Казахстан, регулирующих деятельность «Электронного правительства», состоит из следующих нормативных правовых актов.
- Закон РК «Об информатизации»;
- Закон РК «О доступе к информации»;
- Закон РК «Об электронном документе и электронной цифровой подписи»;
- Закон РК «О государственных услугах»;
- Закон РК «О разрешениях и уведомлениях»;
- Закон РК «О государственных закупках»
- Постановление Правительства Республики Казахстан от 29 января 2016 года № 39 «О создании некоммерческого акционерного общества «Государственная корпорация «Правительство для граждан»;
- Постановление Правительства Республики Казахстан от 20 июля 2010 года № 745 «Об утверждении реестра государственных услуг, оказываемых физическим и юридическим лицам» и т.д.
- Приказ министра национальной экономики Республики Казахстан от 20 ноября 2014 года № 98 «Об утверждении Правил ведения реестра государственных услуг»;
- Приказ и.о. министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан от 19 марта 2015 года № 296 «Об утверждении перечня государственных услуг, оказываемых в электронной форме на основании одного заявления»;
- Приказ и.о. министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан от 30 декабря 2015 года «Об утверждении Правил размещения и публичного обсуждения проектов концепций законопроектов и проектов нормативных правовых актов на интернет-портале открытых нормативных правовых актов»;
- Приказ и.о. министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан от 30 декабря 2015 года №1271 «Об утверждении Правил размещения информации на интернет-портале открытых бюджетов»;
- Приказ и.о. министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан от 26 января 2016 года «Об утверждении требований к содержанию, ведению и информационному наполнению электронными информационными ресурсами веб-портала «электронного правительства» и т.д.
Стандарты государственных услуг. Регламенты оказания государственных услуг
За последний год законодательство, регулирующее деятельность «Электронного правительства» в Казахстане, существенно изменилось. Были приняты новая редакция Закона РК «Об информатизации» и Закона РК «О государственных закупках». Новая редакция Закона РК «О государственных закупках» расширяет возможности проведения электронных государственных закупок товаров и услуг, а изменение редакции Закона РК «Об информатизации» структурирует развитие государственных и негосударственных информационных ресурсов и систем; регламентирует вопросы их создания, деятельности, технического и административного обеспечения.
В ноябре 2015 года был принят совершенно новый закон «О доступе к информации», который регламентирует процедуру и перечень общедоступной информации, которая подлежит размещению на официальных интернет-ресурсах государственных органов. Помимо этого, Закон РК «О доступе к информации» регламентирует порядок размещения государственными органами информации на интернет-портале «Открытое правительство».
Кроме этого, в начале 2016 года Казахстане создано некоммерческое акционерное общество «Государственная корпорация «Правительство для граждан». Основной предмет деятельности общества — оказание государственных услуг в соответствии с законодательством Республики Казахстан, организация работы по приему заявлений и выдаче их результатов получателю по принципу «одного окна», а также обеспечение оказания государственных услуг в электронной форме.
Целями функционирования «электронного правительства» являются:
1) обеспечение доступности, качества и оперативности оказания государственных услуг в электронной форме, а также взаимодействия физических и юридических лиц с государственными органами;
2) повышение гласности в деятельности государственных органов, обеспечение доступности информации, общественного контроля и участия населения в решении вопросов государственного управления на всех уровнях;
3) обеспечение реализации и сопровождения административной реформы государственного управления;
4) оптимизация деятельности государственных органов посредством использования информационно-коммуникационных технологий;
5) сокращение (исключение) использования документов на бумажном носителе и требований по их представлению.
При функционировании «электронного правительства» обеспечивается:
1) доступ физических и юридических лиц к общедоступной информации о деятельности государственных органов;
2) доступ государственных органов к информации, содержащейся в информационных системах государственных органов;
3) автоматизация деятельности государственных органов;
4) использование электронного документооборота в деятельности государственных органов, в том числе при осуществлении государственных функций и оказании государственных услуг в электронной форме;
5) исключение дублирования при сборе, накоплении и хранении государственных электронных информационных ресурсов;
6) информационная безопасность и защита объектов информатизации «электронного правительства»
Обзор подготовлен ОФ «Правовой медиа-центр Астана по заказу Digital.Report
Источник: digital.report
Управление государственными проектами и программами
В октябре 1997 года в Послании Президента Республики Казахстан народу страны «Процветание, безопасность и улучшение благосостояния всех казахстанцев» была представлена Стратегия развития Республики Казахстан до 2030 года. Стратегия «Казахстан-2030» обозначила долгосрочный путь развития суверенной республики, направленный на трансформацию страны в одно из самых безопасных, стабильных, экологически устойчивых государств мира с динамично развивающейся экономикой. Реализация стратегии «Казахстан 2030» состоит из нескольких долгосрочных этапов.
Первым долгосрочным этапом реализации Стратегии «Казахстан-2030» стал Стратегический план развития Республики Казахстан до 2010 года, утвержденный Указом Президента Республики Казахстан в декабре 2001 года. Следующим этапом реализации Стратегии «Казахстан-2030» является Стратегический план развития Республики Казахстан до 2020 года [1]. На рисунке 1 представлена структура реализации Стратегии «Казахстан-2030».
Рисунок 1 – Структура реализации Стратегии «Казахстан2030»
На основе Стратегического плана развития РК разрабатываются Программы Правительства на определенный период. В настоящее время Правительством разработаны несколько Государственных программ, реализация которых направлена на достижение целей поставленных Стратегическим Планом развития РК до 2020 года. На рисунке 2 представлены программы, входящие в Стратегический план развития РК до 2020 года.
* Источник: составлено авторами по данным сайта www.akorda.kz
Рисунок 2 – Программы Стратегического плана развития РК до 2020 года
Государственные программы формируются на основе выработанных стратегических целей Стратегического плана развития Республики Казахстан уполномоченным органом по государственному планированию с учетом предложений заинтересованных государственных органов и утверждается Президентом Республики Казахстан.
В отличии от корпоративных программ, разрабатываемых и реализуемых на предприятиях, государственные программы имеют свои особенности разработки и реализации:
Многоуровневость. Разработка осуществляется на всех уровнях государственного управления. Государственные Программы должны обеспечивать скоординированную работу большого числа людей, которые не связаны в единую организацию привычной административно-командной системой, то есть не связаны отношениями «начальник-подчиненный».
Участие большого числа организаций и учреждений в разработке и реализации государственных программ. Это заказчики, инвесторы, исполнители, финансово-кредитные и контролирующие организации, поставщики материальных ресурсов и т.д. При этом президентом Республики Казахстан определяется государственный орган, ответственный за разработку и реализацию государственной программы.
Наличие у Государственный программ и проектов многоцелевого характера, включая План мероприятий по реализации государственной программы и конечных измеряемых результатов.
Необходимость получения обратной связи от гражданского общества по эффективности реализации государственных проектов, оценке результативности отдельных проектов, в том числе с привлечением независимых экспертов.
Управление госпрограммами и проектами включает комплексное планирование с учетом складывающейся обстановки на рассматриваемый момент времени; размещение заказов, непрерывный мониторинг реализации программы, контроль выполняемых работ, затрат средств и ресурсов, а также других показателей проектов; регулирование хода выполнения проектов посредством перепланирования с учетом складывающейся ситуации.
В целях единого и целостного подхода к разработке, реализации, мониторинга, оценки и контроля государственных программ и проектов Указом Президента РК от 17.06.2014 № 840 введены в действия «Правила разработки, реализации, проведения мониторинга, оценки и контроля Стратегического плана развития Республики Казахстан, Прогнозной схемы территориальнопространственного развития страны, государственных программ, стратегических планов государственных органов, программ развития территорий» [2].
В правилах описываются требования, предъявляемые к проектам государственных программ. Это такие требования, как:
- проект государственной программы должен разрабатываться в целях реализации вышестоящих документов Системы государственного планирования;
- проект должен быть ориентирован на решение задач межсферного и межведомственного характера;
- проект должен ориентироваться на удовлетворение потребностей целевой группы благополучателей;
- проект должен содержать систему согласованных по срокам, ресурсам и исполнителям целей, целевых индикаторов, задач и мер, обеспечивающих достижение стратегических целей вышестоящих документов Системы государственного планирования;
- проект должен обеспечивать адресность мер, четкое определение сроков и последовательности их реализации, строгую ориентацию деятельности исполнителей на достижение программных целей;
- проект должен обеспечивать сбалансированность финансовых, трудовых и материальных ресурсов и источников их обеспечения;
- проект должен излагаться кратко и четко, в тезисном формате.
Также Правилами описана структура государственной программы с описанием содержания каждого раздела, порядок реализации, мониторинга и оценки результатов государственных программ.
Государственные программы – это масштабные проекты, призванные решать задачи, с которыми может справиться только государство. Мировой опыт реализации госпрограмм говорит о том, что они могут быть действительно успешными лишь тогда, когда управление ими будет проводиться по принципам проектного менеджмента.
С учетом жестких финансовых ограничений опыт профессионалов в области проектного менеджмента становится как никогда востребованным. Существует область менеджмента, позволяющая получить уникальный результат своевременно и с учетом сокращения ресурсов – проектное управление. Именно моделями, описанными в проектном управлении, уже давно пользуются наши соседи: Россия, Украина, Прибалтийские страны, Китай.
Стандарты проектного управления четко выделяют роли: «Заказчик» – лицо, ответственное за формулирование требований, приемку и использование результата; «Руководитель проекта» – лицо, несущее полную ответственность за достижение целей проекта [3]. Каждая роль – это конкретный сотрудник. Как и в хозяйственной деятельности, где конкретное должностное лицо предприятия дает поручение другому конкретному должностному лицу, в госпрограммах должны быть обозначены точные заказчик и исполнитель. Это позволит повысить мотивацию ответственных за выполнение.
Практика управления государственными программами в Казахстане свидетельствует о том, что понятие «руководитель проекта» не очень четко определено. Но принятие Стандарта ISO-21500 как национального стандарта должно решить эту проблему как в государственных программах, так и в программах и проектах на предприятиях.
В последнее время довольно часто проектные офисы создаются органами государственной власти. Использование такого «инструмента» не совсем характерно для традиционной схемы работы этих органов. Однако, являясь частью «дополнительной» системы управления, проектные офисы вполне оправдывают свое существование, т.к. позволяют избежать характерных для органов власти проблем (недостаточное развитие горизонтальных коммуникаций, функциональная разъединенность подразделений, сложность процедур согласования и принятия управленческих решения и пр.). Наибольшую пользу при реализации государственных программ и проектов проектный офис приносит именно в части координации участников, играя роль информационного и методического центра при планировании и мониторинге хода работ.
Еще одной особенностью проектных офисов, формируемых для государственных программ и проектов, зачастую является недостаток специалистов со стороны заказчика, обладающих достаточными предметными компетенциями, необходимыми для реализации программы или проекта. Это приводит к «разрыву» в понимании проблемного поля заказчиком и исполнителями, что не позволяет первому в полной мере обеспечить контроль, предсказуемость развития, а значит и достижение целей программы или проекта. Вот почему от специалистов проектного офиса нередко требуется наличие необходимых для программы предметных компетенций.
Сегодня развитие экономики происходит именно, через реализацию государственных программ и проектов. Мировая практика показывает нам, что это самый выгодный и эффективный способ развития экономики страны. И для достижения поставленных целей необходимо решить ряд задач:
- постоянно повышать уровень компетенции государственных служащих, занимающихся реализацией государственных программ, в области управления проектами и программами;
- уделять особое внимание и время процессам планирования проектов, с фиксацией для каждого этапа проекта промежуточного результата (вехи);
- создавать проектный офис для каждой государственной программы, являясь частью «дополнительной» системы управления, проектные офисы вполне оправдывают свое существование, т.к. позволяют избежать характерных для органов власти проблем (недостаточное развитие горизонтальных коммуникаций, функциональная разъединенность подразделений, сложность процедур согласования и принятия управленческих решения и пр.);
- одной из специфик государственных проектов является их долгосрочность, т.е. имеется неопределенность относительно выполнения некоторых работ. При планировании проекта желательно использовать метод «набегающей волны», суть которого состоит в том, что задачи ближайшего этапа прорабатываются детально, а последующие (отдаленные) задачи – в общих чертах. По мере реализации проекта план детализируется, т.е. волна «проталкивается».
Таким образом, применение инструментов управления проектами в разработки и реализации государственных программ и проектов позволит получить уникальный результат своевременно и с учетом ограниченности ресурсов. Для сокращения характерных для органов власти проблем руководства проектами по вопросам координации участников, а также для снижения уровня недостаточности компетенций необходимых для реализации программ, создание «проектных офисов» является весьма актуальным инструментом управления.
Литература
- http://www.akorda.kz/ru/category/gos_programmi_razvitiya 29.08.2014 Правила разработки, реализации, проведения мониторинга, оценки и контроля Стратегического плана развития Республики Казахстан, Прогнозной схемы территориально-пространственного развития страны, государственных программ, стратегических планов государственных органов, программ развития территорий. Указ Президента РК от 06.2014 № 840
- Руководство к своду знаний по управлению проектами (Руководство РМВОК). – 4-е изд. – Ньютон Сквейр: PMI, 2008. – 496 с.
Источник: articlekz.com
Государственное регулирование развития регионов Республики Казахстан
Расулов, Ж. Ш. Государственное регулирование развития регионов Республики Казахстан / Ж. Ш. Расулов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 28 (423). — С. 93-94. — URL: https://moluch.ru/archive/423/94024/ (дата обращения: 24.12.2022).
В данной статье автор сформулировал авторское понятие, что представляет из себя государственное регулирование, а также раскрыл важные инструменты государственного регулирования развития регионов и проанализировал результаты государственной программы развития регионов на 2020–2025 годы.
Ключевые слова: государственное регулирование, государственная программа региона, государственное регулирование региона.
Государственное регулирование является неотъемлемой частью эффективного механизма реализации региональной политики. В данном контексте под государственным регулированием регионального развития следует понимать влияние органов государственной власти (государственных и местных) (прямыми и косвенными средствами) на экономические процессы в регионе с целью обеспечения устойчивого социально-экономического развития региона [1, c. 304].
Предполагается, что прямое или косвенное влияние региональных органов власти (дотации) направлено только на хозяйствующие субъекты государственного сектора, тогда как прямое или косвенное влияние государства (в основном через финансово-экономический рычаг) направлено на оба субъекта государственного сектора, т. к. так и в частном секторе рыночной экономики.
Таким образом, понятие государственного регулирования, под которым понимается прямое (направляющее) влияние государства на региональную экономику, считается идентичным понятию «экономическое государственное управление» [2, c. 736].
С научной точки зрения термин «государственное регулирование» (прямое и косвенное влияние государства) применяется (за небольшим исключением) только к экономическим организациям, эффективно функционирующим и приносящим прибыль. В противном случае следует использовать термин «государственный патернализм» (лат. paternus, отец, отцовство), который трактуется как экономическая политика государства по отношению к неэффективным и убыточным фирмам, хотя на самом деле способствует экономической стагнации и наркомании под прикрытием финансовой поддержки [3, c. 320].
Объектами государственного регулирования региональной экономики являются регионы, отрасли и ситуации, явления и социально-экономические условия в регионе, в которых возникают или могут возникнуть трудности, проблемы, которые не могут быть решены рыночными механизмами или которые не будут решены в ближайшее время, но которые необходимо решать для поддержания эффективного функционирования экономики и социальной стабильности. Основными направлениями государственного регулирования региональной экономики являются структура отраслей и отраслей экономики, условия накопления капитала, занятость, денежное обращение и др. [4, c. 618].
Национальная программа регионального развития Республики Казахстан на 2020–2025 годы (далее — Национальная программа) разработана и утверждена Постановлением Правительства Республики Казахстан от 27 декабря 2019 г. № 990.
Целью госпрограммы развития регионов является повышение экономической конкурентоспособности регионов и улучшение качества жизни населения за счет управляемой урбанизации.
В 2021 году на реализацию Госпрограммы включительно выделено 157,2 млрд тенге.
— 142,3 млрд тенге из государственного бюджета.
— Местные бюджеты 14,9 млрд тенге
— Внебюджетные средства (средства компании) — 15 млн тенге.
Расходы составили 154,5 млрд тенге или 98,3 %.
Основными причинами невыплаты средств являются:
— Экономия за счет государственных закупок;
— Несоблюдение договорных обязательств;
— Иные причины (несвоевременная подача документов по выполненным работам, внесение изменений в проекты и планы работ, судебные иски подрядчиков за неисполнение договорных обязательств) и другие причины [5].
В национальной программе определены три целевых индикатора.
1. Уровень урбанизации по регионам, % (цель не достигнута).
На 1 января 2021 года уровень урбанизации составило 59,1 %, а по плану— 59,5 %. По сравнению с 2019 годом уровень урбанизации увеличился на 0,9 %, т. е. городское население увеличилось на 451,5 тыс. человек.
Окончательные данные по этому показателю были доступны в мае 2021 года.
Причины, по которым цель урбанизации не была достигнута, связаны с негативным влиянием пандемии на внешнюю и внутреннюю миграцию населения.
Самые высокие показатели выше республиканского уровня зарегистрированы в Караганде (79,9 %), Павлодаре (70,6 %), Актюбинской (71,7 %) и Восточно-Казахстанской (62,4 %).
Низкие уровни в Жамбылской (39,9 %) и Мангиштинской (40,0 %) областях.
2. Различия в развитии между регионами по показателю валового национального дохода (ВНД) на душу населения, или (целевой показатель в развитии) [5].
За первые девять месяцев 2020 года ВНД на душу населения был в 2,5 раза выше между регионами. План 3,1 раза ниже, чем в 2019 году (3,1 раза) в 0,4 раза.
Окончательные годовые данные по этому показателю были опубликованы в сентябре 2021 года.
3. Темп роста реальных денежных доходов населения (уровень 2016 г.), % (выполняется задание).
По итогам января-сентября 2020 года темп роста реальных денежных доходов населения составил 16,6 % по сравнению с 2016 годом при плане 12,0 % [5].
Регуляторные программы адаптируются в процессе реализации государственных управленческих мер регионального социально-экономического развития, путем оценки их эффективности и социальной значимости, определения соответствия понесенных затрат полученным результатам и мониторинга их со стороны гражданского общества.
- Голышева, Мария Антикризисное государственное регулирование реальной экономики / Мария Голышева. — М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2019. — 304 c.
- Государственное регулирование рыночной экономики. — М.: Экономика, 2019. — 736 c.
- Губин, Е. П. Государственное регулирование рыночной экономики и предпринимательства. Правовые проблемы / Е. П. Губин. — М.: ЮРИСТЪ, 2019. — 320 c.
- Губин, Е. П. Государственное регулирование рыночной экономики и предпринимательства: правовые проблемы / Е. П. Губин. — М.: Норма, 2018. — 618 c.
- Отчет о реализации Государственной программы развития регионов РК на 2020–2025 годы. Дата обращения 9.07.2022 года.
Основные термины (генерируются автоматически): государственное регулирование, млрд тенге, национальная программа, региональная экономика, уровень урбанизации, государственный сектор, денежный доход населения, Казахстан, косвенное влияние государства, показатель были.
Ключевые слова
государственное регулирование, государственная программа региона, государственное регулирование региона
государственное регулирование, государственная программа региона, государственное регулирование региона
Похожие статьи
Модель государственного регулирования экономики.
В статье рассматривается модель государственного регулирования экономики Республики Казахстан для экономического роста на основе открытой рыночной экономики с высоким уровнем иностранных инвестиций и внутренних сбережений, а также поддержание и.
Анализ бюджета Республики Казахстан с учётом влияния пандемии
Государственный бюджет является важным инструментом реализации экономической политики государства .
В статье рассматриваются такие вопросы как государственный бюджет Республики Казахстан, доходы и расходы государственного бюджета и, конечно же.
Анализ эффективности реализуемых государственных программ.
После реализации государственных программ поддержки малого и среднего бизнеса доля промышленного производства увеличилась с 3,7 % в
Доля зарегистрированных безработных в численности экономически активного населения в январе 2019 года составила 0,6 % (в январе.
Роль оценки лояльности в системе управления персоналом.
В статье автор обосновывает необходимость оценки уровня лояльности персонала, рассматривает методы и инструменты оценки лояльности.
Экономическое развитие Казахстана за годы независимости
За 25 лет независимости экономика Республики Казахстан претерпела ряд глобальных
Сравнивая макроэкономические показатели первых лет Независимости с нынешними, трудно
Что касается реального сектора экономики, то объем промышленного производства за годы.
Неформальный сектор экономики Республики Казахстан
Ключевые слова: формальная экономика, неформальный сектор экономики, республика Казахстан, неформальная экономика
Диспропорции в региональном и отраслевом развитии влияют также на основные направления миграции населения, так как вектор внешней и.
Государственная поддержка малого и среднего.
Ермагамбетов, Д. Н. Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства в Республике Казахстан / Д. Н. Ермагамбетов.
Эффективность реализуемых программ выражается в экономическом росте государства, а также в увеличении основных.
Влияние государства на национальную денежную систему
Государственное регулирование монетарных процессов — это воздействие денежных властей государства на денежную систему при помощи различных методов, инструментов и механизмов. Этот фактор усиливает положительное воздействие на денежную систему и.
Некоторые показатели развития отраслей производства.
Динамика уровня жизни населения показывает рост доли населения с доходами ниже прожиточного минимума за 1996- 2011 гг. сократилась более, чем в 5 раз. Приоритетные показатели социальной результативности развития национальной экономики на первое.
Источник: moluch.ru
Закончилась эпоха госпрограмм – пришло время нацпроектов
Игорь ПРОХОРОВ – «Эксперты высказались о 10 новых нацпроектах, которые недавно утвердил Токаев» — Президент в Послании народу Казахстана от 1 сентября 2020 года отметил необходимость перехода на формат лаконичных национальных проектов, понятных всем гражданам. В качестве целеполагания следует определить главенство результата над процессом, – говорит Ермек ТОКТАРОВ, ведущий научный сотрудник отдела социально-политических исследований Казахстанского института стратегических исследований (КИСИ) при Президенте РК.
По его словам, переход от формата государственных программ к национальным проектам означает изменение подхода к решению актуальных вопросов. Раньше государственные органы ориентировались на продолжительные интервенции. И зачастую госпрограммы содержали меры административного характера, что уже входит в функциональные обязанности государственных органов. Кроме этого, госпрограммы носили цикличный характер, то есть возобновлялись по истечении срока.
Принципиальное отличие национальных проектов заключается в том, что они представляют собой изначально краткосрочные и единовременные интервенции. Их нельзя будет продлить или возобновить без оценки полученного результата.
Все 10 нацпроектов нацелены на получение общественных благ, которые касаются каждого гражданина: образование, здоровье, экология, госуслуги, безопасность, качество жизни и многое другое. Нацпроекты – это прямой ответ государства на текущие системные запросы со стороны общества.
Нацпроекты позволяют, с одной стороны, Правительству четко понимать перечень стоящих перед ним задач и сроки их выполнения, с другой стороны, гражданскому обществу оценивать качество работы центральных и местных государственных органов.
Ержан ЕСИМХАНОВ – «А что вы чувствовали, когда читали про десять новых национальных проектов?» — Я могу сказать, что чувствую я сам. Тоску, недоумение, и острое ощущение дежавю. Чувство, что это все уже с нами было. Причем много раз.
Ведь мы это уже видели. Двадцать-тридцать, двадцать-пятьдесят, программа форсированного индустриального развития, общество всеобщего труда, нурлы жол, третья модернизация Казахстана и прочее рухани жангыру.
Прорывные проекты, инновационные проекты, приоритетные проекты, цифровые проекты. Цифровая экономика, здоровье нации, энергетика будущего, туристская инфраструктура, социальные лифты, передовые технологии, модернизация городской среды. Все это было уже. Было много раз.
Даже когда читаешь названия этих новых, утвержденных президентом проектов, что-то знакомое вязнет в зубах. Вот, к примеру, национальный проект «Технологический рывок за счет цифровизации, науки и инноваций». Двадцать с лишним лет назад, готовясь к первой в жизни школьной олимпиаде, я читал стратегию-2030, она была обязательной в школьной программе. И там был «Экономический рост, базирующийся на открытой рыночной экономике». В чем разница между тогдашним «экономическим ростом» и нынешним «технологическим рывком»?
Нет ее, этой разницы. Зато есть одно колоссальное сходство.
И то, и другое – заклинания, друзья. Заклинания, волшебство такое. Это не проекты.
Мы такие примеры видим постоянно. Что далеко ходить, двадцать раз грозно рычали с левого берега – остановить точечную застройку Алматы! Остановить немедленно! И что же изменилось? Достаточно проехаться по любому предгорному району города – каждые свободные шесть соток застраиваются шестиэтажным ЖК под названием «Royal Grand Luxury Diamond House». Каждый свободный участок земли.
И всем наплевать. Всем.
И это Алматы, ребята. Я уже молчу про то, что в аулах происходит. В стране – исполнительский паралич. Импотенция полная. Прикажи президент завтра в 9 утра каждому руководителю каждого города и района страны взять в руку синюю ручку – половина не сделает. Кто-то на больничном. Кто-то в Дубае.
Кто-то прочитает послезавтра. Кто-то не синюю ручку возьмет, а золотой «Монблан». Кто-то ничего не поймет и срочно в Астану полетит, у шефа получать инструкции. У кого-то ручки в офисе не найдется, отправит без пяти девять водителя на «Лексусе» ее покупать, водитель опоздает, конечно.
Расул РЫСМАМБЕТОВ – «Национальны ли национальные проекты?» — В 2021 году активы Нацфонда упали до уровня где-то 2012 или 2017 года. 2020 год исчерпал значительную часть ресурсов государства и, если сейчас ВВП останется на прежнем уровне, Нацфонд достигнет 30% от ВВП, после чего, в теории, нельзя оттуда будет брать средства, даже гарантированный трансферт. Мы останемся лишь с собранными налогами.
На фоне всего этого президент подписал направления 10 национальных проектов – здоровье, образование, развитие регионов, предпринимательство, устойчивый экономический рост, сельское хозяйство и другие.
Касым-Жомарт Кемелевич, как кадровый дипломат, одобрил направления, но ждет деталей этих проектов. Насколько я понимаю тут есть плюс — в Казахстане закончилась эпоха госпрограмм.
Что такое госпрограмма – это когда правительство смутно представляет себе цель прикидывая сроки и бюджет, однако по ходу исполнения госпрограммы – может менять какие-то параметры.
Отличие проекта от программы в том, что в проекте должен быть детально расписан бюджет, deliverables (то есть цели проекта) и – самое главное – ОТВЕТСТВЕННЫЕ за исполнение.
При ближайшем рассмотрении и сравнении направлений – проекты пришли на смену госпрограммам.
Как ни крути, экспертный уровень в Казахстане упал. Виноваты в этом две стороны – госорганы, которые пытаются купить экспертов и сами эксперты – потому что продаются. Поэтому в этот раз с экспертов особый спрос.
Закрыв карманы и положа руку на сердце, надо признать, что уровень доверия к государству у людей нулевой. Любая программа, любой проект воспринимается как попытка кражи госсредств. Выполнение проектов, раз уж мы их пытаемся начать, невозможно без одновременного выстраивания доверия к госструктурам, улучшения коммуникаций.
И есть еще один фактор риска, который мы все должны учитывать – денег в стране, мягко говоря, мало. Реальный уровень ЕНПФ и Нацфонда неуклонно снижается.
Данияр АШИМБАЕВ – «Памяти государственных программ» — В этом году Казахстан перешел на новую систему планирования. Президент утвердил план развития до 2025 года и национальные приоритеты, по которым правительством вместе с агентствами при главе государства разработали национальные планы, заменившие прежние госпрограммы.
Можно сколько угодно нахваливать новые национальные проекты, но нужно помнить, что их разрабатывали те же люди, что писали (и реализуют) нынешние государственные программы.
Для имиджа и тех, и других было бы полезно все-таки подвести итоги реализации госпрограмм, зачастую скандальных, не слишком прозрачных и малоэффективных.
Наиболее оптимальный вариант — провести слушания в Мажилисе с участием Счетного комитета, агентств по финмониторингу и по борьбе с коррупцией, экспертов, СМИ. Обсудить достижения, недостатки, уроки на будущее.
Уходящие в небытие госпрограммы — это не частная лавочка отдельных министерств, это огромные финансовые потоки и многочисленные задачи, которые нужно было бы реализовать.
Нужен конкретный разговор.
Что молодые министры, что опытные акимы — все ведут себя как снежинки, у которых от любых острых вопросов начинается депрессия.
Но, подчеркиваю, по государственным программам нужен обстоятельный отчет и открытое обсуждение.
Иначе никакого смысл принимать и, так сказать, реализовывать новые нацпланы — нет никакого смысла.
Вячеслав ЩЕКУНСКИХ – «Нацпроекты в Казахстане – упорядочивание или новое название для старых мер?» — Очевидно, что глава Казахстана Касым-Жомарт ТОКАЕВ ожидал, что профильные министерства предоставят ему полноценные и проработанные десять национальных проектов, которые он анонсировал в своем сентябрьском послании, и которые 1 июля были утверждены на Высшем президентском совете. Однако успели подготовиться не все. И это еще одно свидетельство слов Токаева в финале его послания народу Казахстана – о саботаже…
Из истории независимого Казахстана напрашивается еще одно наблюдение, о котором не говорил только ленивый. В Бразилии это называют термином Queima de arquivo (дословно переводится как сжигание архивов) – действительно, каждый новый администратор в правительстве «сжигает» прежние достижения. Так происходит и со всеми госпрограммами, которые замели под ковер, чтобы начать работу с чистого листа с помощью нацпроектов.
Правление первого президента РК прошло под флагами масштабных госпрограмм, которые были на слуху у населения – часть дали плоды, а за неисполнение других кто-то так и не ответил. В пользу нового формата можно сказать, что у нацпроектов есть ответственные лица, руководители и кураторы. С учетом ближнего горизонта в четыре года можно предположить, некоторые из них доведут дело до финала.
Мурат ТЕМИРХАНОВ – «Казахстан уже больше не стремится в 30-ку конкурентоспособных стран» — «Слышащее государство» вдруг стало «глухим», перестав обсуждать проекты стратегических документов с парламентом и общественностью. Опять нет критического анализа выполнения старых стратегий и госпрограмм, зато много планов, на которых можно будет и дальше «пилить» бюджет.
Один из ключевых нацпроектов имеет довольно показательное название – «Устойчивый экономический рост, направленный на повышение благосостояния казахстанцев». Исходя из названия можно было бы предположить, что в данном нацпроекте суммируются меры макроэкономической политики на следующие пять лет. Однако, это оказалось совсем не так.
Ни в НП-2025, ни в одном нацпроекте совсем нет описания мер макроэкономической политики, которые приведут в «выдающимся» цифровым показателям, указанным в этих документах. Напомню, что макроэкономическая политика — это государственные меры, целью которых является ограничение уровней безработицы и инфляции, поддержка роста экономики, предотвращение экономических кризисов, обеспечение стабильного функционирования экономики. В макроэкономической политике выделяют, в частности, налогово-бюджетную, денежно-кредитную и внешнеэкономическую политики, а также политику вмешательства государства в рыночную экономику.
Без описания этих мер все нацпроекты, связанные с развитием экономики и бизнеса, не имеют смысла. Например, при разных мерах фискальной и монетарной политики, а также при разных уровнях вмешательства государства в рыночные отношения, Казахстан может прийти к результатам, противоположным тому, что описано в нацпроектах. Если же власти не стали описывать текущую макроэкономическую политику, поскольку не собираются её менять, то они должны объяснить, почему за последние десять лет она не принесла ожидаемых результатов, и за счет чего может что-то измениться в новых нацпроектах?
Создаётся впечатление, что, внедряя «новую» систему государственного планирования, власти решили лишь продолжить свою старую игру – «не выполнил старые планы, забудь и начни новые».
В каждой госпрограмме (неважно, плохо или хорошо) всегда делался анализ текущей ситуации в стране и практически всегда описывался лучший мировой опыт в этой сфере государственной политики. Затем ставились определённые цели и задачи. И после этого подробно описывалась государственная политика и правительственные меры по достижению запланированных целей.
В нацпроектах есть только общие лозунги и непонятно откуда взявшиеся плановые цифра. Очень трудно понять логику АСПИР, но агентство вдруг решило, что в новой системе госпланирования можно не делать анализа текущей ситуации и не описывать государственную политику и правительственные меры в сфере действия такой политики.
Однако самой большой проблемой старой и новой системы государственного планирования является отсутствие критического анализа выполнения предыдущих планов. Посмотрите любые старые или новые стратегические документы по развитию экономики и бизнеса в Казахстане. Вы сразу обнаружите, что практически нигде нет описания невыполнения старых планов. Создаётся впечатление, что внедрение новой системы госпланирования было задумано как повод опять начать всё с чистого листа.
В целом переход на новую Систему госпланирования и, в частности, трансформация госпрограмм в нацпроекты выглядит даже не как имитация реформ, а как откат от них. Разработка и внедрение так называемой «новой системы государственного планирования» потребовала больших финансовых и человеческих ресурсов с очень сомнительным результатом.
Источник: zonakz.net