В целях обеспечения условий развития в Российской Федерации индустрии туризма как основы повышения потенциала и конкурентоспособности национального туристического комплекса постановляю:
1. Одобрить прилагаемую концепцию реорганизации и развития туризма в Российской Федерации.
2. Признать приоритетной задачей государства оказание всемерной поддержки отечественным туристическим организациям в реализации федеральной целевой программы «Развитие туризма в Российской Федерации».
3. Одобрить инициативу Государственного комитета Российской Федерации по физической культуре и туризму, Национального фонда спорта, Национальной туристской ассоциации, акционерных обществ «Интурист-Холдинг компания», «Мосинтур», «Интуртранс» и коммерческого банка развития иностранного туризма «Интурбанк» о создании финансово-промышленной группы — Национальной туристической корпорации.
4. Правительству Российской Федерации после создания и регистрации в установленном порядке Национальной туристической корпорации рассмотреть вопрос об осуществлении в соответствии с законодательством Российской Федерации мер государственной поддержки этой корпорации, включая передачу в ее управление находящихся в федеральной собственности долей и паев в активах организаций — участников корпорации, а также наделение коммерческого банка развития иностранного туризма «Интурбанк» полномочиями по финансовому обслуживанию федеральной целевой программы «Развитие туризма в Российской Федерации».
Путешествия по России. Перспективы развития внутреннего туризма
5. (Утратил силу — Указ Президента Российской Федерации от 06.04.2000 № 634)
6 — 7. (Утратили силу — Указ Президента Российской Федерации от 09.07.1997 № 711)
8. Настоящий Указ вступает в силу со дня его подписания.
Президент Российской Федерации Б. Ельцин
22 декабря 1995 года
ОдобренаУказом ПрезидентаРоссийской Федерацииот 22 декабря 1995 г. № 1284
КОНЦЕПЦИЯ реорганизации и развития туризма в Российской Федерации
1. Анализ состояния сферы туризма
Россия, обладая колоссальным туристическим потенциалом, занимает весьма скромное место на мировом рынке туристических услуг. На ее долю приходится менее 1,5 процента мирового туристического потока. Дефицит платежного баланса по статье «Туризм» составил в 1994 году около 5 млрд. долларов США. Существующая материальная база туризма более чем на 80 процентов нуждается в реконструкции.
Не созданы условия, стимулирующие приток в отрасль частных инвестиций, в том числе из-за рубежа. Ощущается острый дефицит квалифицированных специалистов. Отсутствует система научного и рекламно-информационного обеспечения продвижения национального туристического продукта на внутреннем и внешнем рынках.
Такое положение во многом объясняется изменением геополитической ситуации, распадом хозяйственных связей, падением производства, инфляцией и, как итог, снижением уровня жизни и резким усилением дифференциации доходов населения, вызвавшими сокращение внутреннего туризма. Не способствует росту туризма существование «горячих» точек и криминогенная ситуация в ряде регионов страны.
Деньги на бизнес от государства в 2022 году
Недостаточно эффективная система государственного регулирования туризма открывает возможности для недобросовестной конкуренции, нарушения прав потребителей туристических услуг, слабо стимулирует развитие иностранного и внутреннего туризма, создает возможности для криминализации туристического бизнеса, экспансии иностранных фирм на отечественном туристическом рынке.
Инвестиции в отечественный туризм носят только тактический характер и затруднены в силу негарантированности возврата средств и получения прибыли, отсутствия планового характера деятельности и возможности осуществлять долгосрочную инвестиционную стратегию.
В сфере туризма наблюдаются объединительные процессы, но хозяйства объединяются не столько для наполнения рынка разнообразными услугами, сколько для передела собственности и сфер влияния.
Преодоление этих негативных тенденций предполагает активизацию государственной политики в сфере туризма, создание правовых, организационных и экономических основ формирования в России современной, конкурентоспособной индустрии туризма.
2. Основные меры по развитию туризма
Главная цель концепции — создание в России современного высокоэффективного и конкурентоспособного туристического комплекса, обеспечивающего, с одной стороны, широкие возможности для удовлетворения потребностей российских и зарубежных граждан в туристических услугах, а с другой — значительный вклад в развитие экономики страны, в том числе за счет увеличения количества рабочих мест, налоговых поступлений в федеральный бюджет, притока иностранной валюты, сохранения и рационального использования культурного и природного наследия.
Меры по реализации этой цели предполагают:
включение туризма в перечень основных направлений структурной перестройки российской экономики;
выполнение федеральной целевой программы «Развитие туризма в Российской Федерации»;
создание нормативно-правовой базы развития туризма, соответствующей мировому опыту и правовой практике;
формирование экономических механизмов стимулирования развития иностранного и внутреннего туризма, привлечения инвестиций в эту сферу и защиты внутреннего туристического рынка путем предоставления налоговых и таможенных льгот, государственных гарантий и иных мер государственной поддержки;
введение жесткой системы сертификации и лицензирования туристической деятельности;
создание благоприятных условий для кооперации туристических, банковских структур, транспортных, гостиничных и страховых компаний в целях формирования высокотехнологичных комплексов туристического обслуживания и развития материально-технической базы отрасли.
3. Организационные меры
Для реализации поставленной цели наряду с Государственным комитетом Российской Федерации по физической культуре и туризму, обеспечивающим государственное регулирование в отрасли, будут действовать Координационный комитет по физической культуре, спорту и туризму при Президенте Российской Федерации (далее именуется — Комитет) и финансово-промышленная группа — Национальная туристическая корпорация (НТК).
Учитывая сложный многоотраслевой характер сферы туризма, требующей адекватной по сложности системы управления, обеспечения и регулирования, в Комитет могли бы войти представители различных государственных, общественных и предпринимательских структур, принимающих участие в туристической деятельности.
Комитет должен обеспечить:
разработку основ государственной политики в сфере туризма;
участие в разработке законодательства Российской Федерации по туризму;
координацию работ по экспертизе нормативных правовых актов и федеральных программ в сфере туризма;
анализ состояния национального туризма и выработку предложений по его развитию.
Решения Комитета должны иметь рекомендательный характер, его деятельность должна осуществляться на общественных началах и с периодичностью, необходимой для постановки задач и их решения.
НТК должна обеспечить:
объединение финансовых и материальных ресурсов туристических, банковских и иных коммерческих структур в целях содействия в реализации программ развития туризма;
создание национальных гостиничных сетей, конкурентоспособных на мировом рынке;
строительство и реконструкцию гостиниц, других туристических объектов и комплексов, их финансирование, ввод в действие и последующую эксплуатацию;
инвестирование проектов, направленных на комплексное развитие регионов, перспективных в области иностранного и внутреннего туризма;
содействие в привлечении инвестиций, в том числе иностранных, в туристическую индустрию России;
продвижение совместно с Государственным комитетом Российской Федерации по физической культуре и туризму национального туристического продукта на внешний и внутренний рынки;
выполнение функций доверительного управления федеральной государственной собственностью и реализацию иных задач в соответствии с законодательством Российской Федерации.
НТК может быть основана на смешанном предпринимательском и государственном капитале.
Деятельность НТК должна определяться общепринятыми отечественными и мировыми стандартами.
Источник: www.kremlin.ru
Правительство утвердило госпрограмму по развитию туризма до 2030 года
Источник фото: pixabay.com
Премьер-министр Михаил Мишустин утвердил госпрограмму «Развитие туризма» до 2030 года. Общий объём ее финансового обеспечения до 2024 года составляет 724 млрд рублей, из них 168,4 млрд – средства федерального бюджета, 75,8 млрд рублей – средства консолидированных бюджетов регионов, 542,1 млрд рублей – внебюджетные источники. Соответствующее постановление было опубликовано 31 декабря 2021 года.
Госпрограмма включает в себя три федеральных проекта – «Развитие туристической инфраструктуры», «Повышение доступности туристических продуктов» и «Совершенствование управления в сфере туризма», входящих в нацпроект «Туризм и индустрия гостеприимства», а также комплекс мероприятий «Обеспечение системы управления в сфере туризма».
Вице-премьер Дмитрий Чернышенко подчеркнул, что развитие внутреннего туризма в России является национальным приоритетом. «Страна имеет колоссальный туристический потенциал. В этом году принят национальный проект »Туризм и индустрия гостеприимства«, а с начала 2022 года заработает утверждённая председателем правительства Михаилом Мишустиным госпрограмма »Развитие туризма«.
Инвесторы в этом году получили льготные кредиты на строительство отелей общей вместимостью почти 14 тыс. номеров. В рамках новой госпрограммы до 2024 года за счёт льготных кредитов по всей стране должно появиться уже свыше 19,5 тыс. номеров. Содействие инвесторам будет оказываться в том числе при строительстве обеспечивающей инфраструктуры к туристическим объектам.
И работу в этом направлении ведут совместно Минстрой России и корпорация Туризм.РФ. В ближайшие три года гранты получат не менее 2,5 тыс. предпринимательских инициатив, направленных на развитие внутреннего туризма. В 2021 году аналогичную меру поддержки получило 452 проекта. В комплексе все эти меры позволят нам к 2030 году увеличить количество путешествий внутри страны до 140 млн поездок в год, создать не менее 1,7 млн новых рабочих мест и повысить вклад отрасли в экономику до 8,3 трлн рублей», – сказал он (его слова приводятся в сообщении правительства).
Участниками государственной программы стали 17 министерств и ведомств, ответственный исполнитель указанной госпрограммы — Минстрой, Ростуризм является ответственным исполнителем нацпроекта «Туризм и индустрия гостеприимства».
В результате реализации госпрограммы граждане должны быть обеспечены современной туристической инфраструктурой, создана и внедрена система поддержки общественных и предпринимательских инициатив по развитию внутреннего туризма, созданы условия для обеспечения доступности гражданам поездок по стране. Также в число целей входят создание и внедрение цифровых решений, обеспечивающих гражданам доступ к информации о возможностях отдыха внутри страны, а также к туристическим цифровым сервисам; создана сквозная система финансовой и нефинансовой поддержки, направленной на развитие экспорта туристских услуг. Кроме того, программа поспособствует увеличению числа рабочих мест и повышению кадрового потенциала туристической отрасли, усовершенствованию госуправления, в том числе цифровизации.
Также в рамках постановления были утверждены правила предоставления субсидий бюджетам субъектов РФ на господдержку инвестиционных проектов путем софинансирования строительства (реконструкции) объектов обеспечивающей инфраструктуры с длительным сроком окупаемости. Отдельно прописаны правила софинансирования развития курорта Шерегеш в Кемеровской области.
- #инвестиции
- #правительство_РФ
- #Михаил_Мишустин
- #туризм
- #субсидии
- #Дмитрий_Чернышенко
Источник: rosinfra.ru
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА РАЗВИТИЯ ОТРАСЛИ ТУРИЗМА В РФ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»
стратегия развития / туризм / кадровый потенциал / Распоряжение Правительства РФ / государственная поддержка / Мастера Гостеприимства / development strategy / tourism / human resources / Decree of the Government of the Russian Federation / public support / Masters of Hospitality.
Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Алиева Вероника Самедовна
Туризм является одной из наиболее динамично-развивающихся отраслей несырьевой экономики государства. В статье приведен анализ основных государственных программ РФ, направленных на развитие внутреннего и въездного туризма . Отчетливо прослеживается тенденция, что государство все больше внимания уделяет именно кадровой политике. В качестве кейса представлен конкурс « Мастера Гостеприимства » в рамках федерального проекта «Социальные лифты для каждого» национального проекта «Образование».
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Алиева Вероника Самедовна
ТРАНСФОРМАЦИЯ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ СФЕРЫ ТУРИЗМА
Анализ и динамика развития российского туризма до 2035 года
ИНДУСТРИЯ ТУРИЗМА РОССИИ: ПРОБЛЕМЫ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ
Новые стратегические приоритеты развития туризма в России
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СФЕРЕ ТУРИЗМА: СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ И РАСШИРЕНИЕ ИНСТРУМЕНТАРИЯ
i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
PUBLIC SUPPORT FOR THE DEVELOPMENT OF TOURISM INDUSTRY IN RF
Tourism is one of the most dynamically developing non-resource economic sectors of the country. The article analyzes the main programs of the Government of Russian Federation aimed at the development of domestic and incoming tourism . There is a clear trend that the government pays more and more attention to HR policy. As a case study the author presents the competition «Masters of hospitality» within the framework of the Federal project «Social elevators for everyone» of the national project «Education» is presented.
Текст научной работы на тему «ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА РАЗВИТИЯ ОТРАСЛИ ТУРИЗМА В РФ»
Научные междисциплинарные исследования
Алиева Вероника Самедовна Alieva Veronika Samedovna
студент магистратуры Master student
Северо-Кавказский федеральный университет North-Caucasus Federal university
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА РАЗВИТИЯ ОТРАСЛИ
PUBLIC SUPPORT FOR THE DEVELOPMENT OF TOURISM
Аннотация: Туризм является одной из наиболее динамично-развивающихся отраслей несырьевой экономики государства. В статье приведен анализ основных государственных программ РФ, направленных на развитие внутреннего и въездного туризма. Отчетливо прослеживается тенденция, что государство все больше внимания уделяет именно кадровой политике. В качестве кейса представлен конкурс «Мастера Гостеприимства» в рамках федерального проекта «Социальные лифты для каждого» национального проекта «Образование».
Abstract. Tourism is one of the most dynamically developing non-resource economic sectors of the country. The article analyzes the main programs of the Government of Russian Federation aimed at the development of domestic and incoming tourism. There is a clear trend that the government pays more and more attention to HR policy. As a case study the author presents the competition «Masters of hospitality» within the framework of the Federal project «Social elevators for everyone» of the national project «Education» is presented.
Ключевые слова: стратегия развития, туризм, кадровый потенциал, Распоряжение Правительства РФ, государственная поддержка, Мастера Гостеприимства.
Key words: development strategy, tourism, human resources, Decree of the Government of the Russian Federation, public support, Masters of Hospitality.
Отрасль туризма является одной из крупнейших в несырьевом сегменте международной торговли. По статистике Всемирной туристской организации ООН (UN WTO) объем доходов туристского сектора занимает 3 место в мире,
VIII Международная научно-практическая конференция опережая продукцию автопрома. Его превосходят по объемам лишь
энергоносители и продукция химической/фармацевтической отраслей [1]. Для
ряда стран именно отрасль туризма приносит самые большие доходы от
экспорта. По данным на 2019 году общий объем экспортных доходов в секторе
туризма и путешествий составил 1 742 миллиардов долларов США, это
примерно 4,7 млрд. долларов США в день. Таким образом в 2019 году туризм
занимал более 7 % международного объема экспорта товаров и услуг (22 900
миллиардов долларов США) [2].
Туризм является одной из наиболее динамичных отраслей. Вклад туристической отрасли в ВВП России может вырасти до 7,5% к 2025 году. Развитие данной отрасли экономики является одним из государственных приоритетов РФ. Проведем анализ основных документов, определяющих развитие туризма в РФ на государственном уровне.
Новым документом, определяющим развитие этой сферы, является Распоряжение Правительства РФ от 20 сентября 2019 г. № 2129-р «О Стратегии развития туризма в РФ на период до 2035 г.» [2]. Программа развития внутреннего и въездного туризма предусматривает реализацию комплексных инфраструктурных проектов, проектирование и продвижение туристских территорий, формирование узнаваемых брендов.
Детский. Основное стратегическое направление — разработка и продвижение на внутреннем и международном рынках качественных конкурентоспособных продуктов в сфере туризма и гостеприимства. В программе предусмотрен комплекс специальных мероприятий для развития различных видов туризма: культурно-познавательного, горнолыжного, круизный, экологического, делового, детского. Особое важное значение в данном документе придается развитие цифровых технологий.
Стратегия подчеркивает обеспечение доступности туристских услуг, отдыха и оздоровления для граждан Российской Федерации, и важность усиления социальной роли туризма.
Научные междисциплинарные исследования
Стратегия развития туризма в Российской Федерации на период до 2035
года — не первая масштабная программа поддержки отрасли туризма в РФ. Ей предшествовала «Государственная программы Российской Федерации «Развитие культуры и туризма», утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 317 [3]. На ее реализацию в федеральном бюджете на 2019 год были предусмотрены бюджетные ассигнования на предоставление бюджетам 16 субъектов Российской Федерации субсидий в общем объеме 5 512 070,8 тыс. рублей. Средства были предусмотрены на софинансирование строительства (реконструкции) объектов обеспечивающей инфраструктуры с длительным сроком окупаемости, входящих в состав инвестиционных проектов по созданию в субъектах Российской Федерации туристских кластеров (далее — объекты).
Другим эффективным инструментом государственной поддержки является Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. В ней определен целевой ориентир сбалансированного пространственного развития. В соответствии с этим Программа нацелена на обеспечение устойчивого социально-экономического развития субъектов Российской Федерации для максимально полного использования потенциала территорий субъектов Российской Федерации, в том числе для развития туризма. Сфера туризма особенно важна, так как рекреационно-туристический сектор экономики — это не только одна из основных составляющих и драйвер экономического роста, но и важный фактор решения социальных проблем, способствующий расширению спектра предоставляемых услуг, увеличению занятости населения, созданию среднего класса [4].
Документом, непосредственно предшествующим Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2035 года, определяющим формы государственной поддержки, является «Концепция федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2019 — 2025 годы)» [5]. Она утверждает, что отрасль туризма и рекреации в
VIII Международная научно-практическая конференция России обладает всеми необходимыми ресурсами для активного развития
практически всех видов отдыха. В этой связи в программе было предусмотрено
создание и продвижения на рынке новых межрегиональных туристских
продуктов и маршрутов. Например, к успешным туристским маршрутам с 50-
летней историей «Золотое кольцо» и круизам по реке Волге добавились
межрегиональные туристские проекты в границах федеральных округов России:
— Центральный федеральный округ (ФО) — «Русские усадьбы»;
— Северо-Западный ФО — «Серебряное ожерелье»;
— Северо-Кавказский ФО — «Великий шелковый путь»;
— Дальневосточный и Сибирский ФО — «Восточное кольцо России»;
— Сибирский ФО — «Великий чайный путь»;
— Центральный, Северо-Западный, Приволжский ФО — «Узоры городов России»;
— Приволжский ФО — «Красный маршрут»;
— Приволжский, Центральный и Южный ФО — «Великая Волга»;
-Уральский, Сибирский, Дальневосточный ФО — «Сибирский тракт».
Одной из важных задач для развития внутреннего и въездного туризма
названо создание условий для формирования туристской экосистемы, интегрированной с внешними источниками данных и социальными платформами, которая объединяет всех участников рынка на онлайн-платформе для формирования лучшего клиентского опыта.
Система, заложенная в данной программе, предусматривала внедрение цифровых технологий в сферу туризма, включая перевод всех услуг туристской деятельности в электронный вид; интеграцию государственных информационных систем для обеспечения туристской деятельности, использование цифровых решений для оптимизации взаимодействия предприятий отрасли с предпринимательским и экспертным сообществом при разработке и реализации проектов в отрасли туризма.
Особое внимание государство уделяет поддержке и развитию кадров для отрасли туризма и гостеприимства. Был проведен анализ текстов трех
Научные междисциплинарные исследования Распоряжений Правительства РФ, определяющих развитие туризма, на предмет
направлений развития кадрового потенциала. Была выявлена выраженная
тенденция, что государство все больше и больше внимания уделяет именно
кадровой политике. В документе «Развитие культуры и туризма» 2019 года
детально расписана целостная система обеспечения отрасли
квалифицированными кадрами [2]. Среди планируемых мероприятий
государственной программы — проведение конкурсов в сфере туризма.
В соответствии с этой целью в рамках федерального проекта «Социальные лифты для каждого» национального проекта «Образование» был создан новый проект президентской платформы «Россия — страна возможностей» -Всероссийский конкурс «Мастера гостеприимства» [6]. Конкурс был впервые проведен с ноября 2019 года по октябрь 2020. Организатором конкурса являлся Общенациональный союз индустрии гостеприимства. Генеральными партнёрами программы «Мастера Гостеприимства» являются Ростуризм и Росмолодёжь.
Конкурс направлен на раскрытие потенциала профессионалов, повышение стандартов сервиса и престижа профессий во всех сферах индустрии гостеприимства, формирование новых традиций. Эта уникальная площадка собрала менеджеров, руководителей, специалистов, студентов, экспертов, предпринимателей. На конкурс было подано 20 935 заявок.
Целью данного проекта является повышение стандартов, генерация и реализация новых идей/проектов в сфере туризма, кадровое обеспечение туристской отрасли, раскрытие потенциала участников, повышение престижа профессий в сфере гостеприимства, формирование новых традиций.
Конкурс «Мастера гостеприимства» проходил в три этапа: первый -заочный, состоящий из нескольких важных шагов (отборочный этап -тестирование, описание своего проекта и др.), региональные полуфиналы (участие в выбранном центре состояло из двух блоков- оценка компетенций и защита проектов) и финал (участие победителей полуфинала по подобной структуре оценивания в г. Москва). Чтобы стать участником, нужно было
VIII Международная научно-практическая конференция зарегистрироваться на сайте конкурса, заполнить анкету, загрузить свое
видеоприветствие выбранного города или туристского объекта.
Для конкурса было важно сделать акцент на развитие туризма в регионах. Именно поэтому организаторы решили провести полуфиналы в 9 федеральных округах страны.
Приведу личный пример. Я подавала на участие в конкурсе «Мастера гостеприимства» и успешно прошла все отборочные этапы. Очный этап -полуфинал проходил в г. Пятигорск, где собралось более 100 участников. Эксперты оценивали профессиональные знания конкурсантов, личностные качества и управленческие компетенции. По результатам отбора в финал прошли 15 человек.
Во второй день участники защищали проекты, направленных на развитие внутреннего туризма в сфере гостеприимства. В финал прошли 4 участника, среди которых была и я. Мой проект «Safe meal Развитие культуры и туризма» (с изменениями и дополнениями) (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 317).
4. Государственное и муниципальное управление в сфере туризма: учебник / коллектив авторов; под общ. ред. Е.Л. Писаревского. — М.: Федеральное агентство по туризму, 2014. — 192 с.
5. Федеральная целевая программа «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2019 — 2025 годы)» (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 5 мая 2018 г. №2 872-р).
Источник: cyberleninka.ru