Государственная программа– это физическое воплощение плана достижения конкретной поставленной цели в виде нормативного документа, который разрабатывает и принимает государственный орган исполнительной власти. Это метод реализации стратегии как плана действий по достижению целей. Также это способ привлечения финансовых ресурсов для реализации стратегии: бюджетных и внебюджетных (например, как вариант государственно-частного партнерства).
По Купряшину: Далеко не любая деятельность государственных организаций является программной. Программа обладает рядом отличительных черт. Характерными признакамигосударственных программ являются следующие:
— иерархия конкретных взаимосвязанных целей;
— согласованное выполнение взаимосвязанных действий, как правило, включающих координацию между несколькими организациями;
— ограниченная протяженность во времени, с определенным началом и концом, а также пространственная увязка;
— иновационность, а следовательно, уникальность.
ПРОГРАММА ПЕРЕСЕЛЕНИЯ В РОССИЮ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН. Последние изменения. Миграционные юрист
Целевые программы– это увязанный по задачам, ресурсам и срокам осуществления комплекс научно-исследовательских, опытно-конструкторских, производственных, социально-экономических, организационно-хозяйственных и других мероприятий, обеспечивающих эффективное решение системных проблем в области государственного, экономического, экологического, социального и культурного развития Российской Федерации.
Целевые программы являются одним из важнейших средств реализации структурной политики государства, активного воздействия на его социально-экономическое развитие и должны быть сосредоточены на реализации крупномасштабных, наиболее важных для государства инвестиционных и научно-технических проектов, направленных на решение системных проблем, входящих в сферу компетенции федеральных органов исполнительной власти.
Объектом управления в рамках программно-целевого подхода является проблема, то есть несоответствие между наблюдаемым или ожидаемым состоянием экономических, промышленных, социальных или культурных объектов, процессов, отношений, участвующих в них лиц, и желаемым или нормативным состоянием. Наличие проблемы важно правильно воспринимать, а именно, как стимул к определенной деятельности, а не как дискомфорт.
Так, управленческая цель – это желаемое состояние определенной характеристики управляемой системы или результатов деятельности. Проблема – это несоответствие между наблюдаемым или ожидаемым состоянием и целью. Констатация программной проблемы подразумевает формулировку целей.
В последнее время наблюдается своеобразный ренессанс программно-целевого подхода в государственном стратегическом управлении.
Программа – это группа из двух или более проектов, требующая взаимоувязки и ориентированная на долгосрочный период. Это своеобразная матрица проектов.
Целевая программа– это одно из важнейших средств реализации структурной политики государства, активно воздействующее на его социально-экономическое развитие и сосредоточенное на реализации крупномасштабных, наиболее важных для государства инвестиционных и научно-технических проектов.
Новый формат государственных программ субъектов РФ: проблемы и перспективы
По содержаниюцелевые программы подразделяются на ряд типов (видов):
Социально-экономическиепрограммы предусматривают решение проблем социального характера и повышение материального уровня жизни населения.
Научно-техническиепрограммы направлены на решение научных и технических проблем, ускорение внедрения в производство достижений науки и техники, позволяющих обеспечить в ближайший период значительный эффект. Перечень научно-технических программ формируется исходя из определенных приоритетов развития экономики.
Производственно-экономическиепрограммы предназначены для решения крупных межотраслевых проблем в области производства, способствующих повышению эффективности и развитию новых производств.
Территориальныепрограммы направлены на преобразование регионов, комплексное освоение новых территорий и решение других задач.
Экологическиепрограммы представляют комплекс мероприятий природоохранного и природообразующего характера.
По временной продолжительностицелевые программы могут быть долгосрочными(разрабатываемыми на период свыше пяти лет) и среднесрочными– продолжительностью до пяти лет. Целевые программы, как правило, содержат ряд программных мероприятий разного уровня, могут быть основой для разработки и принятия других целевых программ на уровне субъектов РФ.
Различают целевые программы в зависимости от уровня, на котором они принимаются:
5. На федеральном уровне принимаются федеральные целевые программы;
6. На региональном уровне – региональные целевые программы и целевые программы в зависимости от субъекта РФ (целевые программы автономного округа, края, областная целевая программа);
7. На местном уровне выделяют городские целевые программы.
8. Также существуют ведомственные целевые программы, которые принимаются отдельными ведомствами (например, министерствами).
И для федеральных, и для ведомственных целевых программ существуют определенные общие требования (признаки):
1. цели должны быть четко сформулированы и должны коррелировать с приоритетами национальной политикой. Это требование достигается с помощью подготовки и изучения Докладов о Результатах и Основных Направлениях Деятельности органов государственной власти РФ. Этот новый инструмент был введен в государственную службу РФ в ходе реализации серии административных реформ, чтобы повысить качество работы органов государственной власти.
2. необходимо описывать ожидаемые результаты, поддающиеся количественной оценке.
3. ЦП предполагает разработку системы показателей для измерения ожидаемых результатов.
4. обязательно необходимо определить систему управления реализацией этой программы.
5. в целевой программе должны быть четко обоснованы потребности в ресурсах.
Различиямежду федеральными и ведомственными целевыми программами:
v Содержание программной деятельности и мероприятий
v Отраслевой охват
v Уровень утверждения
v Принцип планирования расходов.
Таким образом, с помощью федеральных целевых программ осуществляется:
— глубокое и всестороннее обоснование стратегических решений по глобальным проблемам развития национальной экономики.
— планомерная концентрация ресурсов, необходимых для решения важнейших задач перспективного развития.
— повышение уровня сбалансированности мероприятий, обеспечивающих решение основных задач.
— координация и обеспечение своевременности решения задач всего цикла работ по осуществлению программы.
— согласование деятельности хозяйствующих субъектов, субъектов федерации и центральных органов власти в решении поставленных задач.
Структура государственной программы. Разделы:
1 — характеристика проблемы, на решение которой направлена целевая программа;
2 — основные цели и задачи ЦП с указанием сроков и этапов ее реализации, а также целевых индикаторов и показателей;
3 — перечень программных мероприятий;
4 — обоснование ресурсного обеспечения ЦП;
5 — механизм реализации ЦП, включающий в себя механизм управления программой и механизм взаимодействия государственных заказчиков;
6 — оценка социально-экономической и экологической эффективности ЦП.
Целевая программа также содержит паспортфедеральной (межгосударственной) ЦП.
К содержанию разделов ЦП предъявляются следующие требования.
Первый разделЦП должен содержать развернутую постановку проблемы, включая анализ причин ее возникновения, обоснование ее связи с национальными приоритетами социально-экономического развития, целесообразности программного решения проблемы на федеральном уровне. Раздел также должен содержать обоснование необходимости решения проблемы программно-целевым методом и анализ различных вариантов этого решения, а также описание основных рисков, связанных с программно-целевым методом решения проблемы.
Второй разделЦП должен содержать развернутые формулировки целей и задач программы с указанием целевых индикаторов и показателей. Требования, предъявляемые к целям программы:
— специфичность (цели должны соответствовать компетенции государственных заказчиков ЦП);
— достижимость (цели должны быть потенциально достижимы);
— измеряемость (должна существовать возможность проверки достижения целей);
— привязка к временному графику (должны быть установлены срок достижения цели и этапы реализации ЦП с определением соответствующих целей).
Третий разделЦП должен содержать перечень мероприятий, которые предлагается реализовать для решения задач ЦП и достижения поставленных целей, а также информацию о необходимых для реализации каждого мероприятия ресурсах (с указанием статей расходов и источников финансирования) и сроках. Программные мероприятия должны быть увязаны по срокам и ресурсам и обеспечивать решение задач ЦП.
В четвертом разделеЦП должно содержаться обоснование ресурсного обеспечения, необходимого для реализации программы, а также сроков и источников финансирования. Кроме того, раздел должен включать в себя обоснование возможности привлечения (помимо средств федерального бюджета) внебюджетных средств и средств бюджетов субъектов Российской Федерации для реализации программных мероприятий и описание механизмов привлечения этих средств.
Основные требования к пятому разделуЦП изложены в разделе VII постановления Правительства РФ от 25.12.2004 N 842 «О внесении изменений в порядок разработки и реализации федеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ, в осуществлении которых участвует Российская Федерация».
Шестой разделЦП должен содержать описание социальных, экономических и экологических последствий, которые могут возникнуть при реализации программы, общую оценку вклада ЦП в экономическое развитие, а также оценку эффективности расходования бюджетных средств. Оценка эффективности осуществляется по годам или этапам в течение всего срока реализации ЦП, а при необходимости и после ее реализации. Методика оценки эффективностиЦП разрабатывается государственными заказчиками (государственными заказчиками-координаторами) с учетом специфики программы и должна служить приложениемк тексту программы.
99. РИСКИ В ГОСУДАРСТВЕННОМ УПАВЛЕНИИ.
По учебнику Соловьёва «Принятие государственных решений» (начиная со стр. 284)
Государственный риск –потенциальная возможность незапланированных потерь при реализации институтами власти и управления конкретной программы (текущем выполнении своих обязательств), возникающих в условии неопределённости, задаваемых как природно-антропогенной средой (обуславливающей непрогнозируемое развитие ситуации, возникновение форс-мажорных обстоятельств), так и характерными для государства механизмами принятия решений.
1.)Научное понимание риска впервые предложил Ф. Найт, отличив его от понятие «неопределённость»
3 наиболее авторитетных научных подхода к интерпретации риска:
1. Классический (Дж. Милль):риск – вероятность понесения S потерь в зависимости от выбранной им стратегии действий.
2. Неклассический подход (А. Маршалл, А. Пичу):риск – показательотклонения от поставленных S целей (показатель несовпадения количественных и качественных параметров планируемой и реально осуществляемой деятельности, характер риска определяется в зависимости от величины отклонения ожидаемых результатов).
*Интерпретация риска через эти подходы:риск – вероятность неблагоприятных последствий политических решений, предпринимаемых в условиях неопределённости дефицита ресурсов, что ведёт к ущербу для участников политических действий».
3. Модернистский подход (У. Бек, Э. Гидденс):риск – органический элемент повседневности, следствие воспроизводства современных связей и отношений, подверженных неким характерным для сегодняшнего времени трансформациям, это не просто исключительный случай или результат неудачных действий человека; в обществе нарастают предпосылки новой организации жизни, в рамках которой риск становится составной части повседневной жизнедеятельности,
Вместо избираемых обществом руководителей функции управления возьмут на себя неизбираемые специалисты по кризисному управлению. (risk-takers).
Источник: megalektsii.ru
Государственные программы в Российской Федерации
Госуда́рственные програ́ммы в Росси́йской Федера́ции,инструменты государственного управления . Относятся к документам стратегического планирования . Разрабатываются и принимаются в целях устойчивого, планомерного развития РФ по отраслевому или территориальному (пространственному) принципу.
Современное государство призвано обеспечивать условия для устойчивого развития общества. В этих целях в РФ осуществляется стратегическое планирование, в рамках которого разрабатываются различные документы.
Федеральный закон от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон «О стратегическом планировании») устанавливает правовые основы стратегического планирования в РФ. В соответствии с этим законом стратегическое планирование представляет собой деятельность участников стратегического планирования по целеполаганию, прогнозированию, планированию и программированию социально-экономического развития РФ, её субъектов и муниципальных образований , которая определяет специфику документов стратегического планирования.
В соответствии с Федеральным законом «О стратегическом планировании», государственные программы РФ относятся к документам стратегического планирования, которые разрабатываются в рамках планирования и программирования .
Государственные программы включают в себя государственные программы РФ и программы субъектов РФ.
Федеральный закон «О стратегическом планировании» квалифицирует государственную программу РФ в качестве документа стратегического планирования, в котором содержится комплекс планируемых мероприятий, взаимоувязанных по задачам, срокам осуществления, исполнителям и ресурсам, и инструментов государственной политики, обеспечивающих в рамках реализации ключевых государственных функций достижение приоритетов и целей государственной политики в сфере социально-экономического развития. Кроме того, государственные программы нацелены на обеспечение национальной безопасности РФ.
В содержательном плане государственная программа субъекта РФ также является документом стратегического планирования, в котором содержится комплекс планируемых мероприятий, взаимоувязанных по задачам, срокам осуществления, исполнителям и ресурсам, и инструментов государственной политики, обеспечивающих наиболее эффективное достижение целей и решение задач социально-экономического развития субъекта РФ.
На уровне субъекта РФ государственная программа РФ также отнесена к документам, которые разрабатываются в рамках планирования и прогнозирования.
К разработке государственных программ могут быть привлечены заинтересованные стороны в лице объединений профсоюзов и работодателей , общественных, научных и иных организаций. Это осуществляется с учётом требования законодательства РФ о государственной , коммерческой , служебной и иной охраняемой законом тайне. Особенно велика роль экспертного сообщества в подготовке государственных программ, что является определённой гарантией качества данного вида документов стратегического планирования.
Государственные программы РФ могут быть вынесены на общественное обсуждение, особенно если мероприятия, заложенные в них, представляют большое социально-экономическое значение.
Государственные программы РФ подлежат обязательной государственной регистрации в федеральном государственном реестре документов стратегического планирования в порядке и сроки, установленные Правительством РФ, с учётом требований законодательства РФ о государственной, коммерческой, служебной и иной охраняемой законом тайне.
Документы стратегического планирования в рамках целеполагания на федеральном уровне разрабатываются по отраслевому и территориальному принципу.
К отраслевым документам стратегического планирования РФ относятся: отраслевые стратегии, в том числе схемы и стратегии развития отраслей экономики и сфер государственного управления ; стратегии отдельных сфер социально-экономического развития; иные документы стратегического планирования. Отраслевые документы являются документами, определяющими развитие определённой сферы или отрасли экономики. Кроме того, они могут послужить основой для разработки государственных программ как РФ, так и её субъектов.
Для совокупности отраслей социально-экономического развития или сфер государственного управления разрабатываются межотраслевые стратегии.
Поскольку РФ по территории является самой большой страной в мире, а её территории находятся на разных уровнях социально-экономического развития, по решению Правительства РФ в целях преодоления этой разницы разрабатываются стратегии пространственного развития России. Мероприятия, заложенные в стратегиях, могут учитываться при разработке и корректировке схем территориального планирования РФ, стратегий социально-экономического развития макрорегионов. Это касается как государственных программ РФ, так и стратегий социально-экономического развития её субъектов.
Стратегии социально-экономического развития макрорегионов могут быть основанием для принятия решения о разработке государственных программ РФ, сформированных по территориальному принципу [например, территория отдельного субъекта или макрорегион (Дальний Восток и др.)].
Государственные программы РФ разрабатываются федеральными органами исполнительной власти для достижения приоритетов и целей социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности РФ, определённых в стратегии социально-экономического развития РФ, отраслевых документах стратегического планирования РФ, стратегии пространственного развития РФ и основных направлениях деятельности Правительства РФ. Правительство РФ определяет сроки, на которые разрабатываются государственные программы. Они могут включать в себя подпрограммы, которые, как правило, включают целевые программы и отдельные мероприятия органов государственной власти РФ. Перечень государственных программ РФ утверждается Правительством РФ и формируется исходя из стратегии социально-экономического развития РФ, отраслевых документов стратегического планирования РФ и с учётом основных направлений деятельности Правительства РФ. Государственные программы РФ утверждаются Правительством РФ в соответствии с Бюджетным кодексом РФ .
Порядок разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ РФ определяется Правительством РФ.
Стратегии социально-экономического развития субъекта РФ содержат информацию о государственных программах субъекта РФ, утверждаемых в целях реализации стратегии.
Государственные программы субъектов РФ разрабатываются в соответствии с приоритетами социально-экономического развития, утверждёнными стратегиями развития субъекта (региона) с учётом отраслевых документов стратегического планирования. Перечень государственных программ субъекта РФ утверждается правительством субъекта и утверждается в соответствии с Бюджетным кодексом РФ.
Государственные программы РФ разрабатываются применительно к пяти сферам: новое качество жизни, эффективное государство, инновационное развитие и модернизация экономики, сбалансированное региональное развитие, обеспечение национальной безопасности. В настоящее время в РФ утверждены 44 государственные программы, реализуется 41 государственная программа , на их выполнение запланировано около 70 % бюджета , они включают более 2000 показателей, и в их реализации задействовано более 80 органов государственной власти . Контроль за реализацией принятых государственных программ осуществляется посредством мониторинга .
в 14:14 (GMT+3) Обратная связь
Информация
Области знаний: Нормативные правовые акты, Правовое регулирование правотворческой деятельности, Административное право, Теория государства и права
Источник: bigenc.ru
Государственные программы как механизм стратегического планирования на региональном уровне
Государственные программы на региональном уровне – это механизмы стратегического планирования, обеспечивающие сбалансированное и перманентное развитие региона в социально-экономическом плане, решение его проблем с целью удовлетворения потребностей его населения.
Место государственных программ в системе стратегического планирования на региональном уровне
Государственные программы регионального уровня представляют собой документацию стратегического планирования, содержащую в себе комплекс мероприятий, взаимоувязанных по срокам, задачам, ресурсам и исполнителям, а также инструменты государственного управления, обеспечивающие реализацию функций государственной власти на уровне регионов для достижения целей их социально-экономического развития.
Сдай на права пока
учишься в ВУЗе
Вся теория в удобном приложении. Выбери инструктора и начни заниматься!
Место государственных программ регионального уровня в системе стратегического развития можно определить следующим образом:
- во-первых, стратегия развития Российской Федерации разрабатывается на основе прогноза социально-экономического развития государства на длительный период;
- во-вторых, на основе стратегии развития Российской Федерации формируются стратегические планы развития отдельных регионов, учитывающих общую парадигму развития государства и специфику регионального развития, определяемую в соответствии с прогнозными показателями этого развития;
- в-третьих, в соответствии со стратегией развития государства и региона формируются государственные программы регионального развития, учитывающие цели и задачи стратегического развития, а также существующие бюджетные ограничения.
Нормативно-правовую основу разработки государственных программ регионального развития формируют следующие документы:
- во-первых, Бюджетный кодекс России;
- во-вторых, Федеральный закон «О стратегическом планировании в Российской Федерации»;
- в-третьих, федеральные законы, утверждающие бюджеты государства, регионов, внебюджетных государственных фондов;
- в-четвертых, нормативные документы, определяющие порядок разработки утверждения и реализации государственных программ, включая методические рекомендации.
«Государственные программы как механизм стратегического планирования на региональном уровне »
Готовые курсовые работы и рефераты
Решение учебных вопросов в 2 клика
Помощь в написании учебной работы
Государственные программы на региональном уровне обеспечивают планомерное развитие региона в соответствии со стратегией государственного развития, определяющей границы регионального развития. Применение государственных программ обеспечивает сбалансированность регионального развития, дает возможность уравновешивания этого развития в отношении дифференцированных по своим возможностям регионов, упорядочивает реализацию тех или иных мероприятий на территории отдельных регионов.
Характеристика структуры государственной программы, обеспечивающей стратегическое развитие региона
В общем виде структура государственной программы регионального уровня может включать в себя федеральную целевую программу, в которой указывается государственный заказчик, выступающий одновременно в роли координатора, а также подпрограммы, обеспечивающие привлечения соисполнителей к реализации государственной программы. Федеральная целевая программа включает в себя состав мероприятий, разделяемых по участникам, а также ведомственные целевые программы, которые содержат в себе состав скоординированных мероприятий, призванных обеспечивать решение конкретных задач и подпрограмм государственных программ регионального уровня.
Государственная программа регионального уровня включает в себя:
Паспорт государственной программы регионального уровня включает в себя следующие элементы:
- во-первых, ответственного исполнителя программы;
- во-вторых, состав соисполнителей и участников программы;
- в-третьих, подпрограммы государственной программы регионального уровня;
- в-четвертых, состав целей и задач государственной программы;
- в-пятых, состав целевых индикаторов и показателей государственной программы;
- в-шестых, сроки и этапы реализации государственной программы, а также объем бюджетных средств, выделяемых на реализацию программы;
- в-седьмых, описание ожидаемых результатов реализации государственной программы.
Аналогичные элементы содержат и подпрограммы государственных программ регионального уровня.
Табличные приложения к основной части государственной программы включают в себя:
- целевые индикаторы и показатели государственной программы в разрезе периодов реализации, обоснование этих индикаторов и показателей, в том числе в разрезе подпрограмм;
- сведения относительно мер правового регулирования, обеспечивающих получение результатов государственной программы в соответствии с планами;
- информацию относительно финансового обеспечения реализации государственной программы за счет бюджетов соответствующих уровней и так далее.
Обосновывающие и дополнительные материалы к государственным программам содержит параметры и направления реализации приоритетных национальных проектов регионального развития, меры государственного регулирования, обеспечивающие реализацию государственных программ в регионах, прогнозы сводных показателей государственных заданий, состав ресурсного обеспечения, оценку расходов бюджетной системы на реализацию программ, финансовое обеспечение основных мероприятий государственных программ в разрезе этих мероприятий и подпрограмм и так далее.
Источник: spravochnick.ru