В соответствии со Стратегией создание информационного общества рассматривается как платформа для решения задач более высокого уровня — модернизации экономики и общественных отношений, обеспечения конституционных прав граждан и высвобождения ресурсов для личностного развития.
Цели государственной информационной политики в сфере формирования информационного общества определяют необходимость решения задач не только в сфере информационных технологий, но и в других отраслях экономики, науке и технике, социальной сфере и государственном управлении. Поэтому в число показателей развития информационного общества в Российской Федерации, контрольные значения которых определены Стратегией, также включены показатели, отражающие уровень развития информационных технологий и степень их использования в разных сферах деятельности.
Текущее состояние готовности России к информационному обществу определяет в соответствии со Стратегией необходимость не только развития отрасли информационных технологий, но и определения приоритетов ее развития, создания на ее основе сервисов и обеспечения готовности граждан и организаций к использованию технических и технологических возможностей информационного общества. Отсюда на первый план выходят задачи координации действий различных участников информационного общества (агентов), согласования их интересов и ресурсов.
Информационное общество
В соответствии с целями и задачами государственной политики развития информационного общества в Российской Федерации Правительством РФ 20 октября 2010 г. принята Государственная программа Российской Федерации «Информационное общество (2011—2020 годы)» (далее — Программа), целью которой является получение гражданами и организациями преимуществ от применения информационных технологий за счет обеспечения доступа граждан и организаций к услугам па основе современных информационных технологий, развития технической и технологической основы становления информационного общества, а также обеспечения безопасности и предупреждения угроз, возникающих в информационном обществе (85).
Из ожидаемых результатов Программы можно выделить следующие:
- • обеспечение создания на всей территории РФ современной информационной и телекоммуникационной инфраструктуры;
- • достижение технологической независимости Российской Федерации в отрасли информационных технологий;
- • существенное сокращение транзакционных издержек в экономике за счет стандартизации процессов и внедрения информационных технологий;
- • высокое качество предоставления государственных услуг в электронном виде, осуществление подавляющего большинства юридически значимых действий в электронном виде;
- • обеспечение прав и основных свобод человека, в том числе права каждого человека на информацию;
- • сокращение «цифрового неравенства» субъектов РФ, предупреждение изолированности отдельных граждан и социальных групп;
- • развитие сервисов на основе информационных технологий в сферах культуры, образования и здравоохранения;
- • достижение такого уровня развития технологий защиты информации, который обеспечивает неприкосновенность частной жизни, личной и семейной тайны, безопасность информации ограниченного доступа.
Таким образом, итоговым результатом Программы станет наличие широкого спектра возможностей использования информационных технологий в производственных, научных, образовательных и социальных целях. Эти возможности будут доступны для любого гражданина вне зависимости от его возраста, состояния здоровья, региона проживания и любых других характеристик.
Информатика 11 класс (Урок№17 — Информационное общество.)
Достижение названных результатов обеспечивается путем выполнения мероприятий, сгруппированных в четырех подпрограммах.
Мероприятия подпрограммы «Информационно-телекоммуникационная инфраструктура информационного общества и услуги, оказываемые на ее основе» обеспечивают решение задачи развития технической и технологической основы становления информационного общества. В рамках указанной подпрограммы предусмотрено выполнение ряда мероприятий, задающих основу для выполнения мероприятий остальных подпрограмм.
Выполнение подпрограммы нацелено на достижение следующих результатов Программы: наличие на всей территории РФ современной информационно-телекоммуникационной инфраструктуры; оказание доступных и разнообразных услуг почтовой связи; обеспечение прав и основных свобод человека, в том числе права каждого человека на информацию; сокращение «цифрового неравенства» субъектов РФ до пределов, предупреждающих изолированность отдельных граждан и социальных групп.
Мероприятия подпрограммы «Информационная среда» реализуются в сфере средств массовой информации и обеспечивают решение задачи предупреждения угроз, возникающих в информационном обществе, в части недопущения распространения запрещенной и противоречащей приоритетам развития России информации, а также задачи обеспечения доступа граждан и организаций к услугам на основе информационных технологий в части обеспечения права на информацию, расширения и модернизации форм донесения информации, позиционирования России в мировом информационном пространстве, поощрения интереса к чтению и культурным традициям, потребности в нравственных ценностях.
Выполнение подпрограммы определит следующие результаты Программы: наличие на всей территории РФ современной информационной и телекоммуникационной инфраструктуры; обеспечение прав и основных свобод человека, в том числе права каждого человека на информацию; сокращение «цифрового неравенства» субъектов РФ до пределов, предупреждающих изолированность отдельных граждан и социальных групп; высокая степень интеграции Российской Федерации в мировое информационное общество.
Мероприятия подпрограммы «Безопасность в информационном обществе» обеспечивают решение задачи предупреждения угроз, возникающих в информационном обществе, посредством выполнения функции государственного контроля (надзора) в сфере реализации Программы, создания средств защиты информации, мониторинга угроз, регулярной оценки защищенности компонентов инфраструктуры, ликвидации неблагоприятных последствий нарушений ее защиты, своевременной модернизации систем защиты компонентов инфраструктуры.
Результаты выполнения подпрограммы определят следующее результаты Программы: технологическая независимость Российской Федерации в отрасли информационных технологий, опережающий рост российского рынка информационных технологий но отношению к общемировому уровню; значимое сокращение транзакционных издержек в экономике за счет стандартизации процессов, среды взаимодействия и внедрения информационных технологий; обеспечение прав и основных свобод человека, в том числе права человека на доступ к информации; внедрение развитых технологий защиты информации для обеспечения неприкосновенности частной жизни, личной и семейной тайны, безопасности информации ограниченного доступа.
Мероприятия подпрограммы «Информационное государство» обеспечивают решение задачи обеспечения доступа граждан и организаций к услугам па основе информационных и телекоммуникационных технологий. Указанная подпрограмма является отражением актуальных потребностей развития экономики и общества и может оперативно корректироваться в соответствии с задачами, решаемыми в той или иной сфере деятельности. Мероприятия указанной подпрограммы имеют, как правило, срочный характер, и но мере создания информационно-технологических решений они могут переноситься в иные государственные программы для последующей эксплуатации. Выполнение этой подпрограммы обеспечит переход к новой форме организации деятельности органов власти, качественно новый уровень оперативности и удобства получения организациями и гражданами государственных и муниципальных услуг, а также информации о результатах деятельности органов власти.
Реализация подпрограммы нацелена на: высокий уровень предоставления государственных услуг в электронном виде, осуществление подавляющего большинства юридически значимых действий в электронном виде; сокращение «цифрового неравенства» субъектов РФ до пределов, предупреждающих изолированность отдельных граждан и социальных групп; развитие сервисов на основе информационных технологий в сферах культуры, образования и здравоохранения, обеспечение возможности дистанционной работы и самозанятости; высокую степень интеграции Российской Федерации в мировое информационное общество.
Итоговым результатом Программы станет наличие широкого спектра возможностей использования информационных технологий в производственных, научных, образовательных и социальных целях. Названные возможности будут доступны для любого гражданина вне зависимости от его возраста, состояния здоровья, региона проживания и любых других характеристик.
Выполнение Программы создаст условия для повышения качества образования, медицинского обслуживания, социальной защиты населения на основе развития и использования информационных технологий.
Совершенствование системы государственных гарантий конституционных прав человека и гражданина в информационной сфере будет обеспечиваться постоянным мониторингом законодательства РФ, актуализацией нормативных правовых актов, приведением их в соответствие с требованиями текущих потребностей информационного общества и международными нормами права.
Следующим значимым результатом Программы станет повышение эффективности государственного управления и местного самоуправления, взаимодействия гражданского общества и бизнеса с органами государственной власти, качества и оперативности предоставления государственных услуг, а также снижение стоимости обеспечения государственного управления.
Реализация мероприятий по развитию государственной системы правовой информации позволит создать оптимальные условия максимально полного удовлетворения информационных потребностей государственных и общественных структур, предприятий, организаций, учреждений и граждан в использовании правовых актов на основе эффективной организации и использования информационно-правовых ресурсов с применением современных информационных технологий.
В области развития науки, технологий и техники, подготовки квалифицированных кадров в сфере информационных технологий мероприятия Программы обеспечат сокращение отставания от мировых лидеров в этой сфере, развитие технологий создания баз данных, формирование национальной системы управления транспортной инфраструктурой и распространение широкополосных беспроводных сетей.
Предполагается сократить дефицит квалифицированных пользователей информационных технологий, обеспечить обучение работников навыкам использования информационных технологий и повысить уровень компьютерной грамотности государственных и муниципальных служащих.
Мероприятия Программы обеспечат профилактику ряда угроз интересам России за счет обеспечения безопасности использования национального сегмента сети Интернет, сокращения возможностей нарушения доступа к российским сетевым информационным ресурсам и развязывания в сети Интернет информационного противоборства.
Всестороннее применение информационных технологий приведет к новому качеству взаимодействия людей в особенности через средства электронных коммуникаций и сеть Интернет, откроет новые возможности для индивидуального развития и развития всех форм хозяйствующих субъектов и органов государственной власти и, как следствие, повысит производительность труда, эффективность и конкурентоспособность экономики.
Источник: studme.org
Государственная программа информационное общество основные мероприятия
Постановление от 15 апреля 2014 года №313. Целью госпрограммы является повышение качества жизни граждан на основе использования информационных и телекоммуникационных технологий. Для достижения этой цели планируется решить задачи по обеспечению предоставления гражданам и организациям услуг с использованием современных информационных и телекоммуникационных технологий, развитию технической и технологической основы становления информационного общества, а также по предупреждению угроз, возникающих в информационном обществе.
Документ
Постановление от 15 апреля 2014 года №313
Госпрограмма разработана Минкомсвязи России.
Целью государственной программы является повышение качества жизни граждан на основе использования информационных и телекоммуникационных технологий.
Для достижения этой цели планируется решить задачи по обеспечению предоставления гражданам и организациям услуг с использованием современных информационных и телекоммуникационных технологий, развитию технической и технологической основы становления информационного общества, а также по предупреждению угроз, возникающих в информационном обществе.
Программа выполняется в два этапа – 2011–2014 годы и 2015–2020 годы. Общий объём финансирования составляет 1155,5 млрд рублей, из них в 2011–2014 годах – 506,2 млрд рублей, в 2015–2020 годах – 649,3 млрд рублей.
В государственную программу входят следующие подпрограммы (в том числе федеральные целевые программы).
1) «Информационно-телекоммуникационная инфраструктура информационного общества и услуги, оказываемые на её основе»:
цель – создание условий для равного уровня доступности современных информационно-телекоммуникационных технологий;
основные мероприятия – обеспечение доступности услуг электросвязи на территории России, развитие федеральной почтовой связи, совершенствование механизмов управления использованием радиочастотного спектра, управление развитием информационно-телекоммуникационной инфраструктуры информационного общества и услугами, оказываемыми на её основе.
2) «Информационная среда»:
цель – обеспечение равного доступа населения к медиасреде;
основные мероприятия – строительство, восстановление, реконструкция, переоборудование объектов телерадиовещания, электронные средства массовой информации, контент и доступ к нему, участие России в международном информационном пространстве, поддержка социально значимых проектов в сфере печати и издательской деятельности, развитие национальных информационных ресурсов.
3) «Безопасность в информационном обществе»:
цель – создание инфраструктуры, обеспечивающей информационную безопасность государства, граждан и субъектов хозяйственной деятельности;
основные мероприятия – контроль и надзор (в том числе разрешительная и регистрационная деятельность в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций), предупреждение информационно-технологических угроз национальным интересам России, противодействие терроризму, экстремизму, насилию.
4) «Информационное государство»:
цель – повышение уровня взаимодействия граждан, организаций и государства на основе информационных и телекоммуникационных технологий;
основные мероприятия – управление развитием информационного общества, развитие электронного правительства, повышение качества государственного управления за счёт создания и внедрения современных информационных технологий, услуги на основе информационных технологий в области медицины, здравоохранения и социального обеспечения, развитие сервисов на основе информационных технологий в области образования, науки и культуры, поддержка региональных проектов в сфере информационных технологий, развитие и эксплуатация государственной системы изготовления, оформления и контроля паспортно-визовых документов нового поколения.
5) федеральная целевая программа «Развитие телерадиовещания в Российской Федерации на 2009–2015 годы»:
цели – развитие российского информационного пространства, обеспечение населения многоканальным вещанием с гарантированным предоставлением общероссийских обязательных общедоступных телеканалов и радиоканалов заданного качества, повышение эффективности функционирования телерадиовещания;
основные мероприятия – строительство наземных сетей цифрового телевизионного вещания, создание многофункциональных космических аппаратов, в том числе для телерадиовещания, создание центра управления фондовыми материалами для их учёта, реставрации и цифровизации ФГБУ «Гостелерадиофонд», предоставление ФГУП «РТРС» субсидий на возмещение затрат, связанных с осуществлением эфирной наземной трансляции общероссийских обязательных общедоступных телерадиоканалов.
Работа Правительства:
- Государственная программа «Информационное общество»
- Электронное правительство
- Отрасль информационных технологий
- Медиасфера. Интернет
- Информационная безопасность
- Общие вопросы реализации государственных программ и федеральных целевых программ
Министерства и ведомства, органы при правительстве:
- Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации (Минкомсвязь России) (до 15.05.2018)
- Министерство экономического развития Российской Федерации (Минэкономразвития России)
Источник: government.ru
Государственная программа РФ «Информационное общество» скорректирована – постановление правительства
Правительство внесло изменения в госпрограмму РФ «Информационное общество».
Ранее Минцифры поясняло, что текст госпрограммы, её паспортов, подпрограмм и приложений предлагается изменить с целью приведения в соответствие с параметрами федерального бюджета на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов. Исходя из стратегических приоритетов правительства РФ по реализации национальных целей развития уточнены задачи, ожидаемые результаты, система показателей госпрограммы, подпрограмм госпрограммы на период до 2024 года.
В Минцифры D-Russia.ru подтвердили, что правительство приняло постановление в соответствии с предложениями, ранее подготовленными министерством.
Подпрограмма «Безопасность в информационном обществе» дополнена позицией «Федеральный проект «Искусственный интеллект».
Из подпрограммы «Информационное государство» исключено основное мероприятие «Развитие сервисов на основе информационных технологий в области медицины, здравоохранения, социального обеспечения, образования, науки и культуры» в соответствии с параметрами закона о бюджете.
Уточняется состав и плановые значения показателей госпрограммы и подпрограмм в связи с изменениями в соответствующих федеральных проектах национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации».
Начиная с 2020 года исключается ряд показателей из госпрограммы:
- «Место Российской Федерации в международном рейтинге по индексу развития информационных технологий»;
- «Динамика производительности труда по виду экономической деятельности «Деятельность в сфере телекоммуникаций»;
- «Число высокопроизводительных рабочих мест по виду экономической деятельности «Деятельность в сфере телекоммуникаций»;
- «Доля нарушений, выразившихся в невыполнении предписаний, в общем количестве нарушений, выявленных в ходе внеплановых проверок, в том числе в сфере персональных данных».
В связи со сложившейся социально-экономической ситуацией, связанной с распространением новой коронавирусной инфекции, введением режима повышенной готовности и самоизоляции в 2020 году скорректированы плановые значения по следующим показателям:
- «Доля функционирующих стационарных центров выдачи персонифицированных карт зрителей матчей UEFA Евро 2020 в г. Санкт-Петербурге, в общем числе запланированных»;
- «Доля проведённых контрольных мероприятий в сфере противодействия распространению идеологии терроризма, экстремизма и пропаганды насилия в общем количестве запланированных мероприятий»;
- «Средняя численность пользователей архивной информацией на 10 тысяч человек».
Начиная с 2021 года исключён из подпрограммы «Информационное государство» показатель «Доля учтённых научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ гражданского назначения в единой государственной информационной системе учёта научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ гражданского назначения в общем количестве научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ гражданского назначения» по причине прекращения реализации основного мероприятия «Развитие сервисов на основе информационных технологий в области медицины, здравоохранения, социального обеспечения, образования, науки и культуры».
Подпрограмма «Информационно-телекоммуникационная инфраструктура информационного общества и услуги, оказываемые на ее основе» дополнена следующими показателями:
- «Доля объектов ХХXII Всемирной летней универсиады 2023 года в г. Екатеринбурге, подключенных к мультисервисной сети передачи данных указанной универсиады, в общем числе объектов ХХXII Всемирной летней универсиады 2023 года в г. Екатеринбурге»;
- «Доля информационных систем (программных модулей), задействованных при подготовке и проведении ХХXII Всемирной летней универсиады 2023 года в г. Екатеринбурге, от общего числа программных модулей единой информационной системы для подготовки и проведения XXIX Всемирной зимней универсиады 2019 г. в г. Красноярске, размещенных в Национальном фонде алгоритмов и программ».
В связи с принятием постановления правительства РФ от 10 октября 2020 г. № 1646 «О мерах по обеспечению эффективности мероприятий по использованию информационно-коммуникационных технологий в деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов управления государственными внебюджетными фондами» показатель «Количество экспертиз документов по вопросам информатизации органов государственной власти» заменён на следующие показатели:
- «Количество проверок сведений об объектах учёта, технических средствах и программах для электронно-вычислительных машин, размещаемых в федеральной государственной информационной системе координации информатизации и федеральной государственной информационной системе «Национальный фонд алгоритмов и программ для электронных вычислительных машин»;
- «Количество экспертиз и согласований по проектам нормативных правовых актов, ведомственных программ цифровой трансформации государственных органов, концепций создания государственных информационных систем, технических заданий на создание (развитие) государственных информационных систем и иных документов по вопросам информатизации органов государственной власти».
Увеличены плановые значения по следующим показателям:
- «Доля пользователей информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», не сталкивавшихся с проблемами информационной безопасности, в общей численности населения, использовавшего информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет» в течение последних 12 месяцев»;
- «Охват аудитории телеканала «Russia Today»;
- «Уровень удовлетворённости граждан качеством предоставления государственных услуг в соответствии с оценками, переданными в автоматизированную информационную систему «Информационно-аналитическая система мониторинга качества государственных услуг»;
- «Охват средств массовой информации и иных информационных источников в рамках информационно-аналитического обеспечения деятельности Администрации Президента Российской Федерации и Аппарата Правительства Российской Федерации».
Скорректированы плановые значения следующих показателей:
- «Степень готовности объектов университетского кампуса федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики» в сторону уменьшения начиная с 2021 года с учётом параметров закона № 385-ФЗ (О бюджете);
- «Количество спутников связи и вещания государственной орбитальной группировки гражданского назначения, находящихся на геостационарной орбите»;
- «Коэффициент востребованности действующего спутникового радиочастотного ресурса государственной орбитальной группировки гражданского назначения (отношение используемого радиочастотного ресурса ко всему действующему ресурсу)»;
- «Доля реализованного спутникового радиочастотного ресурса государственной орбитальной группировки гражданского назначения на иностранных рынках в общем объеме спутникового радиочастотного ресурса государственной орбитальной группировки гражданского назначения».
С 1 января 2021 года из участников госпрограммы исключены министерство просвещения, министерство науки и высшего образования, министерство транспорта, министерство труда и социальной защиты.
Включены в состав участников госпрограммы: ФАС, Росреестр, ФСТЭК, ФНС, ФТС, министерство спорта, судебный департамент при Верховном суде, федеральное казначейство, федеральное агентство лесного хозяйства, федеральное агентство по рыболовству, федеральное агентство по управлению государственным имуществом.
Полномочия Роспечати и Россвязи, упразднённых соисполнителей госпрограммы, передаются Минцифры.
«Успешная реализация мероприятий госпрограммы позволит сформировать устойчивую информационно-коммуникационную инфраструктуру государственных и муниципальных органов, в том числе обеспечить бесперебойное функционирование критически важных для граждан и организаций государственных сервисов, в том числе сервисов удалённой идентификации, информационного обмена, хранения юридически значимой информации, цифровой платформы предоставления государственных и муниципальных услуг», – сообщалось ранее в пояснительной записке.
Документ предусматривает следующий объём финансирования госпрограммы на ближайшие годы:
• 2021 год – 278,7 миллиарда рублей;
• 2022 год – 325,1 миллиарда рублей;
• 2023 год – 305,2 миллиарда рублей;
• 2024 год – 300,7 миллиарда рублей.
По сравнению с действующей госпрограммой финансирование в 2021 году увеличивается на 19 миллиардов рублей, в 2022 году – уменьшается на 3,8 миллиарда, в 2023 году увеличивается на 5,6 миллиардов, в 2024 году – увеличивается на 37 миллиардов.
Источник: d-russia.ru