Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кошелев Алексей Михайлович, Мальцева Мария Олеговна, Шоронова Ирина Александровна
Целью написания данной статьи стали анализ и изучение госпрограмм как по существу единственного отработанного и эффективно действующего инструмента программно-целевого метода планирования в Российской Федерации. На сегодняшний день в России государственные программы это наиболее прозрачный инструмент проведения социально-экономической политики с использованием поддержки из федерального бюджета. В статье описываются основные функции государственного управления, а также понятие, особенность и роль государственных программ . В настоящее время изучение, совершенствование и расширение практики программно-целевого планирования является важнейшей задачей развития государственной системы управления, поэтому исследования в этой области становятся всё более актуальными.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Кошелев Алексей Михайлович, Мальцева Мария Олеговна, Шоронова Ирина Александровна
Программно-целевое управление государственным долгом
Теоретико-методические аспекты разработки государственных программ на региональном уровне
Подходы к формированию модели управления высокотехнологичным холдингом
Программно-целевые инструменты государственного регулирования АПК проблемного региона
Стоит ли выбирать специальность Государственное и муниципальное управление
Оценка эффективности реализации региональных целевых программ (на примере Тюменской области)
i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
STATE PROGRAMS AS A TOOL OF STATE REGULATION OF ECONOMY
The purpose of writing this article was to analyze and study of state programs as essentially the only mature and well-functioning instrument program-target method of planning in the Russian Federation. To date, the Russian state programs this is the most transparent tool of social and economic policy with support from the federal budget. The article describes the basic functions of government, as well as the concept of singularity, and the role of government programs. In the current study, improvement and expansion of program-oriented planning is the most important task of the state management system, so research in this area are becoming more relevant.
Текст научной работы на тему «Государственная программа как инструмент государственного регулирования экономики»
Кошелев А. М., Мальцева М. О., Шоронова И. А.
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА КАК ИНСТРУМЕНТ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ
2.13. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА КАК ИНСТРУМЕНТ
ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ
Кошелев Алексей Михайлович, инженер-исследователь 2 категории
Место работы: Акционерное общество «Российская корпорация ракетно-космического приборостроения и информационных систем» (АО «РКС»)
УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ. Три главные ошибки руководителя || Михаил Москотин
Мальцева Мария Олеговна, инженер-исследователь 2 категории
Место работы: Акционерное общество «Российская корпорация ракетно-космического приборостроения и информационных систем» (АО «РКС»)
Место работы: Акционерное общество «Российская корпорация ракетно-космического приборостроения и информационных систем» (АО «РКС»)
Аннотация: Целью написания данной статьи стали анализ и изучение госпрограмм как по существу единственного отработанного и эффективно действующего инструмента программно-целевого метода планирования в Российской Федерации. На сегодняшний день в России государственные программы — это наиболее прозрачный инструмент проведения социально-экономической политики с использованием поддержки из федерального бюджета. В статье описываются основные функции государственного управления, а также понятие, особенность и роль государственных программ. В настоящее время изучение, совершенствование и расширение практики программно-целевого планирования является важнейшей задачей развития государственной системы управления, поэтому исследования в этой области становятся всё более актуальными.
Ключевые слова: государственная программа, государственное регулирование экономики, федеральные целевые программы, бюджетное финансирование.
STATE PROGRAMS AS A TOOL OF STATE REGULATION OF ECONOMY
Koshelev Aleksei M., Engineer
Work place: Joint Stock Company «Russian Space Systems» (JSC «RSS»)
Maltseva Mariya O., Engineer
Work place: Joint Stock Company «Russian Space Systems» (JSC «RSS»)
Shoronova Irina A., Engineer
Work place: Joint Stock Company «Russian Space Systems» (JSC «RSS»)
Annotation: The purpose of writing this article was to analyze and study of state programs as essentially the only mature and well-functioning instrument program-target method of planning in the Russian Federation. To date, the Russian state programs — this is the most transparent tool of social and economic policy with support from the federal budget. The article describes the basic functions of government, as well as the concept of singularity, and the role of government programs. In the current study, improvement and expansion of program-oriented planning is the most important task of the state management system, so research in this area are becoming more relevant.
Keywords: state program, the state regulation of the economy, federal programs, government funding.
Одним из необходимых условий роста конкурентоспособности промышленности и обеспечения её устойчивого развития является повышение эффективности государственного управления за счет проведения административной реформы, совершенствования методов бюджетирования, переход от «планирования ресурсов» к «планированию результатов». Решение этих задач осуществляется с помощью программно-целевого метода управления, то есть с помощью государственных и федеральных целевых программ, главные особенности которых и были рассмотрены в данной статье.
Понятие и роль государственного управления в развитии промышленности
Государственное управление — осуществляемая на основе законов и иных нормативных актов организующая, исполнительная и распорядительная деятельность государственных органов, органов местного самоуправления, общественных и других негосударственных формирований, наделённых соответствующими государственно-властными полномочиями.
К общим функциям государственного управления (рисунок 1) относятся:
— организация (определение организационных положений, устанавливающих порядок управления, регламенты, нормативы, требования, ответственность и др.);
— прогнозирование и моделирование (научное предвидение, систематическое исследование состояния, структуры, динамики и перспектив управленческих явлений и процессов);
— планирование (определение цели, необходимых ресурсов, способов, сроков, форм и методов поэтапного контроля за действиями объекта). Планирование часто применяется в государственном управлении в виде принятия государственных комплексных программ;
— регулирование (через нормативно-правовые акты, государственный бюджет, государственные контракты, налоговую систему, стандарты, таможенные тарифы, определение приоритетов развития отраслей и др.). Под этим термином понимают регламентацию государством в законодательных и других нормативно-правовых актах общих требований к государственной управленческой деятельности, которая осуществляется органами государственного управления;
— координация (обеспечивает согласование деятельности систем управления). Координация представляет собой согласованность деятельности разных государственных органов для достижения общих целей и задач;
— контроль (направленный на обеспечение законности, дисциплины). Контроль дает возможность установить соответствие или несоответ-
Бизнес в законе.
ствие фактического состояния дел в системе государственного управления тем требованиям, которые устанавливаются нормативно-правовыми актами. Контроль должен быть последовательным, объективным, обоснованным, законным, оперативным и гласным [1, с.209].
Рисунок 1. Функции государственного управления.
Рисунок составлен авторами по материалам источника [1].
В части исполнительной ветви власти государство реализует эти функции посредством федеральных органов исполнительной власти.
Впервые определение государственной программы в ее новом качестве было дано в Программе Правительства Российской Федерации по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года, а затем, для федерального уровня, понятие было уточнено постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2010 г. № 588 «Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Российской Федерации». Согласно последнему документу, государственной программой является система мероприятий (взаимоувязанных по задачам, срокам осуществления и ресурсам) и инструментов государственной политики, обеспечивающих в рамках реализации ключевых государственных функций достижение приоритетов и целей государственной политики в сфере социально-экономического развития и безопасности [2].
Государственная программа является инструментом государственного регулирования экономики, направленным на достижение перспективных целей.
Важная методологическая особенность государственных программ — использование для достижения поставленных целей всех инструментов государственного управления, таких как: бюджетное финансирование, меры государственного регулирования, механизмы взаимодействия с органами государственной власти и местного самоуправления, государственными и муниципальными учреждениями, организациями иных организационно-правовых форм, гражданами.
В настоящий момент перечнем государственных программ РФ предусмотрены 45 госпрограмм. Утверждены и реализуются 41 государственная программа, остальные находятся в стадии разработки.
Все госпрограммы сгруппированы в пять программных блоков:
— «Новое качество жизни»;
— «Инновационное развитие и модернизация экономики»;
— «Обеспечение национальной безопасности»;
— «Сбалансированное региональное развитие»;
Таким образом, разработка четких, целевых критериев для каждой госпрограммы является необходимым условием эффективного управления и контроля ее реализации. Это сложная методологическая задача, поскольку каждая программа имеет свои конкретные цели и соответствующие целевые показатели. Именно разработка этих показателей должна быть для государственных заказчиков основным направлением работы при формировании всей совокупности своих расходов.
В данной статье описывается, каким образом отдельные социальные и экономические проблемы решаются посредством государственных программ. Опыт их использования в качестве инструмента государственного регулирования экономики свидетельствует о его перспективности и преимуществах по сравнению со сметным финансированием при решении ряда долгосрочных социально-экономических задач. Государственные программы позволяют также решать задачи, которые могут быть неподъемны или малопривлекательны для бизнеса.
1. Афанасьев М.В., Чурсин А.А. Реформирование и развитие ракетно-космической промышленности России. — М.: Издательский дом «Спектр», 2014. — 451 с.: ил.
2. Багриновский К.А. Основные черты современного механизма научно-технического развития // Менеджмент в России и за рубежом. — 2002. — №5
3. Государственная программа «Развитие промышленности и повышение её конкурентоспособности» [Электронный ресурс]// Портал государственных программ Российской Федерации http://government.ru/programs/203/about/
4. Портал государственных программ Российской Федерации [Электронный ресурс]// http://programs.gov.ru
5. Портал федеральных целевых программ [Электронный ресурс] // http://fcp.economy.gov.ru
В современной экономике доказана важность и необходимость государственного регулирования основных экономических процессов с целью повышения конкурентоспособности отраслей промышленности и государства в целом.
В статье рассмотрены очень важные и актуальные вопросы повышения эффективности государственного регулирования с помощью государственных программ на базе государственно-целевого метода планирования.
Авторами сделан важный вывод, что планирование осуществляется не по затратам, а по результатам. В статье формулируются ключевые приоритеты государственной политики развития и меры поддержки. Подчеркивается транспорентность государственных программ, как основного инструмента проведения социально-экономической политики с использованием поддержки из федерального бюджета.
Авторами определены основные функции государственного управления, а также особенность и роль государственных программ в развитии национальной экономики.
Статья может быть рекомендована к публикации в открытой печати и ранее не публиковалась.
канд. экон. наук, доцент кафедры прикладной экономики ИКТ РУДН
Ермаков Владимир Анатольевич
Источник: cyberleninka.ru
Программно-целевой подход в государственном и муниципальном управлении
Программно-целевой подход в государственном и муниципальном управлении – это инструмент реализации государственной и муниципальной политики социально-экономического развития страны, ее субъектов и муниципальных образований.
Сущность программно-целевого подхода к государственному и муниципальному управлению
Государственное и муниципальное управление в настоящее время имеет четкую стратегическую направленность. Стратегическое государственное и муниципальное управление направлено на решение комплекса задач, взаимосвязь которых прослеживается по таким критериям как время, ресурсное обеспечение, иные параметры. Период реализации стратегического государственного и муниципального управления, как правило, превышает двенадцать месяцев.
Сдай на права пока
учишься в ВУЗе
Вся теория в удобном приложении. Выбери инструктора и начни заниматься!
Рост длительности периода стратегического государственного и муниципального управления ведет к усложнению процесса согласованности планов развития государства, его регионов и муниципальных образований. Задача публичной власти состоит в обеспечении взаимоувязки долгосрочных целей развития государства, его регионов и муниципальных образований с текущими заданиями управления. Решение этой задачи обеспечивается путем применения такого универсального инструмента государственного и муниципального управления как программно-целевое управление, получающее фактическое воплощение в форме целевых программ.
Нормативно-правовую основу программно-целевого подхода к организации государственного и муниципального управления формируют:
- Федеральный закон «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития РФ»;
- президентские указы;
- правительственные постановления;
- нормативные акты регионального уровня;
- нормативные акты муниципального уровня.
Отличительные особенности программно-целевого подхода к государственному и муниципальному управлению
«Программно-целевой подход в государственном и муниципальном управлении»
Готовые курсовые работы и рефераты
Решение учебных вопросов в 2 клика
Помощь в написании учебной работы
Программно-целевой подход к государственному и муниципальному управлению обладает определенными отличительными особенностями, к числу которых можно отнести следующие:
- во-первых, применение программно-целевого метода государственного и муниципального управления в совокупности с методами стимулирования, способными обеспечить рост заинтересованности участников в реализации программ социально-экономического назначения;
- во-вторых, новизна процедуры доведения программных заданий до исполнителей. В рамках других подходов государственному и муниципальному управлению задачи доводились до исполнителей в виде директивно-административных заданий. Переход к рыночной экономике изменил этот процесс, трансформировав ему в систему договорных отношений между органами государственного и муниципального управления и коммерческими организациями, выступающими в качестве исполнителей.
Под целевой программой понимают совокупность мероприятий или действий, которые направлены на решение существующей проблемы для достижения определенной цели. Отличительной особенностью целевой программы выступает планомерность проведения мероприятий, указанных в ней, их согласованность по содержанию, скоординированность во времени и пространстве, обеспеченность ресурсами.
Осуществление работы с целевой программой предполагает движение по следующим этапам:
- во-первых, выбор проблемы, на решение которой направлена программная разработка;
- во-вторых, принятие решений относительно разработки целевой программы и осуществление работы по ее формированию;
- в-третьих, проведение экспертизы и оценки целевой программы;
- в-четвертых, управление практического воплощения целевой программы и контроль ее исполнения.
Самым сложным этапом работы с целевой программы является этап ее разработки, в котором можно выделить следующие стадии:
- во-первых, определение целевой установки программы, дающей представление относительно целей и задач программы;
- во-вторых, осуществление разработки и обоснования способов и путей реализации программы, то есть выполнение ее проектно-научной разработки;
- в-третьих, осуществление структурной разработки программы, то есть выделение проектов и подпрограмм, формирование исполнительной и функциональной структуры, определение состава мероприятий программы в разрезе проектов и подпрограмм;
- в-четвертых, осуществление ресурсной разработки программы, выполняемое в разрезе ресурсов материального, финансового, трудового, информационного характера.
Классификация целевых программ государственного и муниципального управления
Целевые программы государственного и муниципального управления отличаются значимым разнообразием. В зависимости от определенных критериев можно выделить несколько типов целевых программ. Например, в соответствии с уровнем целевые программы государственного и муниципального управления делятся на следующие типы:
- во-первых, федеральные целевые программы. Этот тип целевых программ предназначен для решения хозяйственных проблем, связанных с экономикой государства в целом, ее отдельными сферами, отраслями;
- во-вторых, региональные целевые программы. Этот тип целевых программ направлен на решение проблем социального и экономического характера регионального уровня. Как правило, эти программы распространяют свои мероприятия на экономику региона;
- в-третьих, отраслевые целевые программы. Этот тип целевых программ выходит за рамки определенных территорий, поскольку ориентирован на развитие отдельных отраслей народного хозяйства;
- в-четвертых, целевые программы развития различных территориальных единиц, в том числе крупных городов, иных муниципальных образований;
- в-пятых, целевые программы, направленные на развитие отдельных хозяйствующих субъектов.
Срок реализации целевых программ позволяет выделить такие их типы как долгосрочные, среднесрочные и краткосрочные.
По своей структуре целевые программы включают в себя следующие блоки: целевой, структурный, ресурсный и блок технико-экономического обоснования.
Источник: spravochnick.ru
Государственное регулирование экономики
Под регулированием любой из систем понимается комплекс из действий, способов, управленческих решений, применяемых для корректировки данной системы. В разное время своего различия, различные типы экономических систем либо строились полностью полагаясь на государственное регулирование, либо полностью отрицали роль государства в экономическом развитии. Современные реалии говорят о том, что в некоторых сферах и областях данный инструмент является обязательным, но не отрицает существование частного бизнеса и партнерства с ним.
Государственное регулирование экономики – определение термина
Государственное регулирование экономики (ГРЭ) — комплекс из действий, способов, управленческих решений, применяемых для приведения экономической системы в нужное состояние. Осуществляется ГРЭ путем воздействия на ценообразование, социальную сферу, эмиссионную политику, бюджетную политику, иные экономические показатели.
Жесткое ГРЭ присуще административному (командному) типу экономических систем, характеризующемуся плановыми показателями, централизацией, монополией на ресурсы и директивным установлением цен.
На любые бизнес-цели без залога
Альфа-Банк, Лиц. № 1326
до 300 млн
Получить кредит
Для модели рыночной экономики присущи снижение регулирующей функции государства, она основана на праве частной собственности, рыночном ценообразовании и конкуренции.
Однако, приведение экономической модели к рыночному типу может характеризоваться шоковой терапией, резкими изменениями, иными негативными процессами. Также следует признать, что существуют изначально неприбыльные отрасли, но необходимые для экономики. В данной ситуации, возникает необходимость ГРЭ даже при рыночной модели.
Роль государства в экономике
Роль государства в экономике определяется следующими направлениями:
- создание нормативно-правовых актов, регулирующих экономические, политические, социальные процессы;
- проведение антимонопольного регулирования, что создает условия здоровой конкуренции между производителями и улучшает качество товаров и услуг;
- распределение дохода путем регулирования налогообложения и выплат социальных пособий (пенсии, стипендии, декретные, больничные и пр.);
- развитие научной деятельности;
- контроль за использованием возобновляемых и невозобновляемых природных ресурсов, недр;
- регулирование отраслевой структуры экономики;
- проведение сдерживающей либо стимулирующей экономической политики;
- контроль за важнейшими социально-экономическими показателями;
- производство общественно необходимых благ.
Факторинг для малого и среднего бизнеса
СберБанк, Лиц. № 1481
до 500 млн
Получить кредит
Государственное регулирование экономики – цель, принципы и методы
Целью ГРЭ является обеспечение стабильного функционирования экономической системы в переходном периоде путем принятия определенных мер. Это могут быть меры законодательные, контрольные и иные. Они призваны помочь экономике приспособиться к изменяющимся условиям функционирования. Меры направляются на регулирование ресурсной базы, процесса производства, финансовых потоков.
Меры ГРЭ могут приниматься как на уровне федерации, так и локально.
Принципами ГРЭ являются:
- Применять рыночные инструменты регулирования при наличии возможности их применения. Т.е. при прочих равных условиях, давать бизнесу возможности роста и развития, но при необходимости финансировать отрасли, непривлекательные для бизнеса.
- Строить отношения с частным бизнесом на принципах государственно-частного партнёрства, исключая монополизацию отраслей и организаций.
- Мероприятия ГРЭ должны быть направлены на поддержание стабильности экономического развития.
- Осуществлять более жесткое ГРЭ в кризисные периоды, а также жестко контролировать сферу международных экономическо-политических отношений.
- Обеспечение защищенности уязвимых групп населения путем перераспределения доходов.
Кредит «Наличными без залога (с безопасной доставкой карты)»
Тинькофф Банк, Лиц. № 2673
Получить кредит
Прямые методы ГРЭ характерны административной экономической модели, и предполагают директивные планы, ограничения, запретительные меры, обязательные к исполнению.
Косвенные методы характерны рыночной модели экономического развития, и задают только индикативные параметры («рамочные» условия). Они носят стимулирующий характер.
Воздействие различными методами с целью регулирования осуществляется на бюджетную политику, эмиссию денежных средств, распределение ресурсов.
Источник: bankiros.ru