Органы государственного управления, наряду с рекомендациями, советами используют методы непосредственных предписаний и государственного принуждения. Одним из таких методов является государственный заказ.
Государственный заказ – это инструмент осуществления бюджетных программ, который позволяет:
— Рациональной использовать бюджетные средства и обеспечивать государственные потребности;
— Стимулировать платежеспособный спрос государства.
— Содействовать эффективному развитию различных производств и видов социальной деятельности, влияя с их помощью на формирование прогрессивной отраслевой структуры.
Государственные заказы призваны обеспечивать как федеральные, так и региональные нужды (государственные нужды).
Государственные нужды – это потребности в продукции необходимой для решения задач жизнеобеспечения, обороны, безопасности страны, для реализации целевых программ, а так же поставки материальных ценностей в государственный резерв.
В регулировании отношений, связанных с государственным заказом, можно выделить следующие моменты:
Чем отличается Российская федерация от американской ?
1. Заказы формируются, размещаются и исполняются на контрактной основе.
2. Размещаются на предприятиях, учреждениях и организациях независимо от форм собственности.
3. Финансовые ресурсы выделяются государственному заказчику в основном из средств бюджетов (федерального, регионального).
4. Заказы размещаются путем закрытых или открытых торгов, конкурсов и аукционов.
5. Для предприятий–монополистов заключение государственных контрактов на государственные заказы является обязательным.
6. Гарантом обязательств государственного заказчика выступают органы исполнительной власти (Федерального – Правительство РФ, субъекта — администрация).
Наиболее используемыми формами государственного управления являются:
1. Государственные контракты.
2. Государственные программы.
Государственный контракт – это одна из форм реализации государственных заказов. Их особенностями являются:
— Одной из сторон государственного контракта является государство в лице уполномоченного органа.
— Государственные контракты заключаются в интересах государства и не преследуют коммерческих целей.
— В некоторых случаях его заключение обязательно.
— Государственный заказчик выступает обязательной стороной, как перед государством, так и перед исполнителем заказа.
За невыполнение государственного заказа могут быть применены различные санкции.
Государственные программы – это политико-правовые акты, имеющие юридическое значение. Государственные программы являются служебными документы, в которых воплощены концепции, регулирующие деятельность субъектов, причастных к их разработке и реализации. Считается, что посредством государственных программ осуществляется целевое управление различными сферами жизни общества.
Соотношение между программами может быть иерархичным:
— Федеральная целевая программа.
— Региональная целевая программа.
Применение проектного подхода в государственном управлении
— Специализированная целевая программа.
Как правило, в государственных целевых программах предусматривается:
— Решение приоритетных оборонных, социально-экономических задач.
— Комплексность и экономическая безопасность реализуемых мероприятий.
— Согласованность решений федеральных и региональных задач.
— Достижение определенного результата в установленные сроки.
По целевым программам осуществляется целевое финансирование и государственный контроль за расходованием средств.
Возможно долевое государственно-коммерческое финансирование, при этом государство должно не вмешиваться в деятельность коммерческих инвесторов, содействовать созданию более эффективной законодательной базы для их активного участия. Наряду с государственными программами в управлении различными сторонами жизнедеятельности общества используются доктрины.
Доктрины – это документы государственных органов, воплощающие теоретические обоснования основных направлений и содержания государственной деятельности.
Утвержденные государственными органами, они приобретают характер документов, имеющих юридическое значение, например, военная доктрина.
Регистрация – выделяют следующие виды регистраций:
— Регистрация документов органов исполнительной власти;
— Регистрация лиц, страдающих определенными заболеваниями;
— Регистрация граждан, проживающих не по месту своего основного жительства.
Регистрация необходима в первую очередь для учета и признания юридической силы дела.
Лицензирование – это процесс выдачи специального разрешения (лицензии), уполномоченными на то органами исполнительной власти на осуществление отдельных видов деятельности предприятиями, учреждениями, организациями, гражданами.
Лицензирование регламентируется нормами ряда законодательных актов, указами Президента и т.д. Этими же документами предусмотрены случаи, когда действие лицензии может быть приостановлено, или же лицензии могут быть аннулированы органами, уполномоченными на лицензирование соответствующих видов деятельности. Решения этих органов могут быть обжалованы в судебном порядке.
Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:
Источник: studopedia.ru
Государственные проекты программы
Государственные проекты разрабатываются по инициативе органов государства, эффект от их реализации имеет большой мультипликационный эффект. На практики государственные проекты осуществляются посредством государственных программ, имеющих целевой характер.
Современная мировая практика показывает, что государственные программы разрабатываются и реализуются исключительно на основе так называемого программно-проектного подхода. Это позволяет аккумулировать ресурсы в целях достижения стратегических задач в сфере социально-экономической политики. Именно на таких принципах осуществляется управление государственными программами в странах Западной Европы, Северной Америки (США, Канада), Японии и др.
В Российской Федерации в последние годы также уделяется существенное внимание дальнейшему исследованию теоретических и практических вопросов реализации государственных программ на основе программно-проектного подхода. В Бюджетном послании Президента Российской Федерации от 13 июня 2013 «О бюджетной политике в 2014 — 2016 годах» особое внимание обращается на то, что государственные программы представляют особый инструмент, позволяющий обеспечить взаимодействие между стратегическим и бюджетным планированием. Ставится задача в 2015 году закончить переход к программно-целевым методам стратегического и бюджетного планирования (Бюджетное послание Президента Российской Федерации от 13 июня 2013 «О бюджетной политике в 2014 — 2016 годах. URL: http://www.kremlin.ru/acts/18332). Важнейшим инструментом повышения эффективности бюджетных расходов и должен стать программно-целевой метод, позволяющий увязывать цели, мероприятия, расходы и сроки в единый взаимообусловленный комплекс.
Метод бюджетного планирования на основе программно-целевого подхода определяет принципиально новый подход к управлению государственными программами. Бюджетный процесс все больше отходит от «управления ресурсами» (затратами) и концентрируется на «управлении результатами», что предполагает формирование бюджета с учетом целей и конечных результатов. Такой подход позволяет наиболее эффективно расходовать бюджетные ресурсы, осуществлять постоянный мониторинг и контроль над достижением намеченных целей, соответствием фактических и плановых показателей.
Надо отметить, что внедрение проектно-целевого подхода требует кардинальных изменений в системе органов государственного управления. Прежде всего, это касается новых требований к уровню профессиональных компетенций управленцев. Реформы, реализуемые ныне в административно-управленческой сфере, предполагают установление четких функций и конкретизацию системы управления. С этой точки зрения, реформирование административно-управленческой сферы, несомненно, ориентировано на создание предпосылок для использования принципов проектного, программно-целевого управления. Это в свою очередь требует дополнительной переподготовки управленческих кадров, формирования у них системного мышления, ориентации на конечные результаты в условиях определенных параметров.
Государственная программа — документ, определяющий цель, задачи, результаты, основные направления и инструменты государственной политики, направленные на достижение стратегических приоритетов. Государственные программы связанны с конкретными управленческими решениями в той или иной сфере экономики. Как правило, такие программы имеют высокую трудоемкость и стоимость, длительные сроки реализации.
В Российской Федерации разработаны и приняты определенные законодательные акты, регламентирующие процессы разработки и реализации государственных программ:
- Бюджетный кодекс РФ от 31 июля 1998 г. N 145-ФЗ.
- Распоряжение Правительства РФ от 11 ноября 2010 г. N 1950-р «Перечень государственных программ Российской Федерации»;
- Постановление Правительства РФ от 02 августа 2010 N 588 «Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Российской Федерации»;
- Распоряжение Правительства РФ от 11 сентября 2014 г. N 1794-р «О дополнении перечня государственных программ Российской Федерации»;
- Постановление Правительства РФ от 26 декабря 2014 года № 1507 «Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации (в т.ч. Постановления Правительства РФ от 2 августа 2010 г. №588)».
- Приказ Минэкономразвития России от 20 ноября 2013 № 690 «Об утверждении Методических указаний по разработке и реализации государственных программ Российской Федерации».
- Письмо Минэкономразвития России от 15 июля 2014 г. № 16458-НП/Д22и «Методические рекомендации по подготовке и представлению ответственными исполнителями государственных программ Российской Федерации предварительных и уточненных предложений по внесению изменений в государственные программы Российской Федерации в соответствии с распределением бюджетных ассигнований федерального бюджета на 2015-2017 годы».
- Проект Приказа Минэкономразвития России «Об утверждении Методических указаний по разработке и реализации государственных программ Российской Федерации».
Как следует из приведенного выше перечня нормативно-правовых документов, за последнее время в России проведен большой объем работ в области методологии управления государственными программами.
Государственная программа включает комплекс различного рода мероприятий (научно-исследовательских, производственных, организационных и др.), которые имеют общие задачи, ресурсы, сроки реализации и нацелены на эффективное решение конкретной стратегической цели. При этом каждое из них ориентировано на собственную цель, которая в свою очередь представляет подцель стратегической задачи.
Государственные программы, имея целевой характер, включают подпрограммы и множество взаимосвязанных проектов, объединенных общими задачами, ресурсами, сроками выполнения. Подпрограммы включают ведомственные целевые программы и иные основные мероприятия, которые представляют эффективный инструмент достижения стратегических целей в долгосрочной перспективе в области социально-экономической политики.
В процессе разработки государственных программ большое значение отводится их информационному и методическому обеспечению. Под информационным обеспечением имеется в виду формирование, анализ и обобщение данных, посредством которых можно получить представление о ресурсном потенциале программы. Методическое обеспечение включает совокупность различного рода прогнозов и оценок. Оно требует также определения порядка расчета показателей и возможностей их сопоставимости (в случае использования количественных показателей), срока реализации программы, расчетов показателей в определенной последовательности.
Государственные программы, разработанные на основе программно-целевого подхода, в своей основе имеют высокую результативность, которая определяется влиянием следующих факторов:
- точное определение функций всех участников программы и их «зон ответственности» на различных уровнях как в рамках одного ведомства, так и в межведомственных отношениях;
- координация деятельности исполнителей на основе определенной организационной формы, общей системы управления;
- определение общей конечной цели для всех мероприятий и процессов, реализуемых в рамках программы, общего конечного результата, полученного посредством объединения действий всех участников;
- наличие в программе системы количественных и качественных индикаторов;
- возможность учета промежуточных результатов, представляющих собой этапы достижения конечной цели;
- определение оптимального механизма реализации программы;
- формирование гибкой системы управления, соответствующей специфике программы, максимально приближенной к исполнителям;
- возможность мониторинга и постоянного контроля реализации программы на каждом этапе.
Государственная программа имеет паспорт, включающий несколько разделов, которые отражают основные сведения о процессе ее выполнения.
Государственные программы можно подразделить на федеральные (межстрановые), региональные, отраслевые, объектные и иные виды. По функциональному назначению различают социальные, технические, чрезвычайные и иные виды государственных программ. Кроме того, государственные программы можно дифференцировать следующим образом:
- программы, включающие участие множества министерств, ведомств, организаций;
- ведомственные программы с ограниченным количеством основных участников;
- программы, основанные на приоритетной роли местных органов управления, и предполагающие участие организаций федерального уровня.
В настоящее время в России реализуются государственные программы, направленные на обеспечение устойчивого экономического роста на инновационной основе. На осуществление этих программ из федерального бюджета выделяются существенные средства, структура которых представлена на рисунке 1.
Рисунок 1. Структура финансирования государственных программ в Российской Федерации (млрд. рублей) (Госпрограммы. URL: http://programs.gov.ru/Portal/analytics/structureFin?year=2014)
Вместе с тем, несмотря на преимущества программно-целевого метода его внедрение в практику государственного регулирования российской экономики несколько сдерживается в результате негативного влияния совокупности факторов:
- недостаточный уровень теоретических и методологических исследований в области проектно-целевого управления;
- недостатки существующей законодательной и нормативной базы;
- отсутствие эффективных организационно-правовых и финансовых механизмов;
- наличие негативного опыта реализации государственных программ;
- возникновение противоречий при выполнении государственных программ между оперативными и программными элементами системы управления;
- недостаточное взаимодействие между программами разных уровней.
Заключение. Обобщая результаты анализа специфики проектного управления можно сделать следующие выводы:
- Проектное управление функционирует на основе механизма, нацеленного на получение запланированных результатов в условиях ограниченных ресурсов. Посредством механизма проектного управления можно реализовать стратегические социально-экономические цели в условиях постоянно происходящих изменений. Особую значимость проектное управление приобретает в период нестабильных и кризисных ситуаций. Управление проектами в России осуществляется на основе национальных стандартов в области проектного управления, которые требуют дальнейшего совершенствования.
- Существует множество классификаций проектов и программ, основанных на различных критериях. Идентификация проекта необходима в целях оптимизации проектной деятельности, выявления потенциальных рисков и минимизации их последствий.
- Государственные программы наиболее эффективно реализуются на основе программно-проектного подхода, внедрение которого требует кардинальных изменений в системе органов государственного и муниципального управления.
Список литературы
- Бюджетное послание Президента Российской Федерации от 13 июня 2013 О бюджетной политике в 2014 — 2016 годах. URL: http://www.kremlin.ru/acts/18332.
- Госпрограммы: [портал государственных программ Российской Федерации]. URL: http://programs.gov.ru/Portal/analytics/structureFin?year=2014.
- Юрьева Т.В. Кризисный менеджмент и проектный подход //Эффективное антикризисное управление. 2013. № 5(80). С.74-79.
- A Guide to the Project Management Body of Knowledge (Pmbok Guide). Fifth Edition: Library of PMI Global Standards. URL.: http://www.pmi.org/en/PMBOK-Guide-and-Standards/Standards-Library-of-PMI-Global-Standards.aspx.
References
- Budget Message of the President of the Russian Federation dated 13 June 2013 On fiscal policy in 2014 — 2016 [Bjudzhetnoe poslanie Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 13 ijunja 2013 O bjudzhetnoj politike v 2014 — 2016 godah]. URL: http://www.kremlin.ru/acts/18332.
- State Program. Portal of State Programs of the Russian Federation [Gosprogrammy. Portal gosudarstvennyh programm Rossijskoj Federacii]. URL: http://programs.gov.ru/Portal/analytics/structureFin?year=2014.
- Jur’eva T.V. Crisis management and project approach [Krizisnyj menedzhment i proektnyj podhod]. Effective crisis management. Number 5 (80), 2013. pp.74-79.
- A Guide to the Project Management Body of Knowledge (Pmbok Guide). Fifth Edition. Library of PMI Global Standards. URL.: http://www.pmi.org/en/PMBOK-Guide-and-Standards/Standards-Library-of-PMI-Global-Standards.aspx.
Источник: megaobuchalka.ru