- Главная
- БиблиотекаБиблиотека
- Основные сведения об учреждении
- Структура
- График работы
- Правила пользования
- Документы
- Услуги
- Историческая справка
- Библиотека без барьеров
- Центр социально значимой и правовой информации
- Независимая оценка качества условий оказания услуг
- Противодействие коррупции
- Профилактика терроризма
- Партнеры
- Обращения граждан
- Часто задаваемые вопросы
- Виртуальная справка
- Афиша
- Новости
- Планы
- Проекты и акции
- Конкурсы
- Издания библиотеки
- Научно-исследовательская деятельность
- Образовательная деятельность
- Отчеты
- Видеогалерея
- Тифлокомментирование
- Клубы
- Профориентация. Трудоустройство. Абилимпикс
- Правовой навигатор
- Электронный каталог
- Базы данных
- Книжная полка
- Фильмы с тифлокомментариями
- Спектакли с тифлокомментариями
- Интернет-библиотеки
- Повышение квалификации
- Сотрудничество
- Передвижные книжные выставки
- О взаимодействии новой коронавирусной инфекции COVID-19 с бумажными носителями и способах дезинфекции книжных изданий
- Календарный план информационно-методических мероприятий Научно-методического центра «Доступная среда» на 2023 год
- Государственная программа «Доступная среда»
- Новое в законодательстве
- Национальные стандарты по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры
- Информация об официальных структурах
- Методическое обеспечение в области предоставления услуг людям с физическими ограничениями здоровья и формирования доступной среды
- Приказы по утверждению Порядков доступности
- Приказы МК РФ и Свердловской области по дорожным картам
- Стажировка специалистов учреждений культуры Свердловской области
- Книги для детей
- Сенсорная комната
- Лекотека
- Клубы для детей и подростков
- Мероприятия для детей и молодежи
- Позитивное родительство
- Детские новости
- Контакты учреждения
- Контакты контролирующих организаций
- Свердловская областная специальная библиотека для слепых
- НМЦ «Доступная среда»
- Государственная программа «Доступная среда»
- Государственная программа «Доступная среда»
- Новое в законодательстве
- Национальные стандарты по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры
- Информация об официальных структурах
- Методическое обеспечение в области предоставления услуг людям с физическими ограничениями здоровья и формирования доступной среды
- Приказы по утверждению Порядков доступности
- Приказы МК РФ и Свердловской области по дорожным картам
- Стажировка специалистов учреждений культуры Свердловской области
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ «ДОСТУПНАЯ СРЕДА»
Государственная программа «Доступная среда»
Государственная программа «Доступная среда». Основные нормы «доступности» по СП 59.13330.2016
Утверждена
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 29 марта 2019 года N 363
— подпрограмма 1 «Обеспечение условий доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения»;
— подпрограмма 2 «Совершенствование системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов»;
— подпрограмма 3 «Совершенствование государственной системы медико-социальной экспертизы»
создание правовых, экономических и институциональных условий, способствующих интеграции инвалидов в общество и повышению уровня их жизни
— обеспечение равного доступа инвалидов к приоритетным объектам и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения;
— обеспечение равного доступа инвалидов к реабилитационным и абилитационным услугам, включая обеспечение равного доступа к профессиональному развитию и трудоустройству инвалидов;
— обеспечение объективности и прозрачности деятельности учреждений медико-социальной экспертизы
Этапы и сроки реализации Программы
Наши контакты
Нашли ошибку? Сообщите нам!
Выделите и нажмите Ctr+Enter
Во время посещения сайта www.sosbs.ru вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ. Подробнее
Разделы
Следуйте за нами
Обратная связь
Если у вас есть вопросы, задайте их через специальную форму
Источник: sosbs.ru
Доступная среда для инвалидов: задачи программы, как реализуется, промежуточные итоги
Определенная часть населения представлена людьми с инвалидностью, которые не могут в какой-то мере трудиться. Этим гражданам трудно проходить социализацию в обществе, поэтому в план их реабилитации часто включается подобные мероприятия и другое. Государство также не оставляет данный момент без своего внимания, поэтому больше десяти лет действует программа — доступная среда, создаваемая для инвалидов.
Законодательные аспекты программы
В 2008 году Постановлением Правительства была принята программа «Доступная среда для инвалидов», в основу которой легли нормы, закреплённые в конвенции прав, принятой 13 декабря 2006 года. Она получила статус федеральной целевой.
Однако процесс внедрения мер, отраженных в ней, показал, что в установленный срок не получится. Поэтому были приняты законодательные акты, которые продлили ее еще на некоторый период.
Это распоряжение Правительства №1365 от 21.07.2014 г, Постановление Правительства № 1297 от 01.12.2015 г., распоряжение Правительства РФ «308-Р от 23.02.2018 г.
В этих же актах устанавливаются обязанности и права органов исполнительной власти как регионального, так и федерального значения для обеспечения целей вышеуказанной программы.
Согласно данным нормам, Программа «Доступная среда для инвалидов» должна существовать в каждом субъекте федерации. При этом все мер и мероприятия, которые принимает конкретный регион должны осуществляться за счет его средств
Предпосылки программы «Доступная среда»
Согласно статистическим данным около 10 % ее населения имеют группу инвалидности. Однако по тем или иным причинам многие из них предпочитают находиться дома. И дома многих инвалидов вынуждает сидеть не их желание.
Часто связано это с тем, что инфраструктуры многих городских объектов, домов не предусматривают возможности посещения их лиц с определённой группой инвалидности.
То есть если у лица существует ограничения по здоровью, например, по передвижению ему необходим специальный транспорт, парковки, специальные пандусы и многое другое.
Чтобы как-то исправить сложившуюся ситуацию, государство приняло специальную программу, меры которой должны упростить социализацию инвалидов в обществе.
Задачи и параметры программы
Самой главной целью всех принимаемых мер согласно данной программы является обеспечение возможности каждого инвалида интегрироваться в общественную жизнь, повысить качестве их жизни. Таким образом Правительство пытается преодолеть разделения между здоровыми людьми и инвалидами.
В связи с этим можно выделить следующие задачи, которые должны быть решены в процессе реализации программы «Доступная среда»:
- Обеспечение доступа лица с ограниченными возможностями к наиболее жизненно-важным объектам инфраструктуры города или поселения и возможность получения всех необходимых для них услуг.
- Обеспечение доступа лицам с ограниченными возможностями к абилитационным и реабилитационным услугам, предоставляемым в обществе. Прежде всего в нее включается возможность инвалидов получать образование и трудиться.
- Повышение прозрачности работы специалистов медико-социальной экспертизы на предмет установления ими объективного заключения при присвоении группы инвалидности.
Для решения поставленных задач должны быть приняты соответствующие нормы, обеспечивающие реализацию программы, создаваться новейшие технологии для инвалидов.
Государством соответствующие учреждения должны обеспечиваться современными техническими средствами для реабилитации. Производится повышение количества мест в образовательных учреждениях, предназначенных для детей-инвалидов.
Также должно проходить внедрение мер по стимулированию хозяйствующих субъектов в отношении создания условий доступности их объектов для инвалидов и т.д.
Этапы программы «Доступная среда» для инвалидов:
Законодатели понимают, что сразу измениться ситуация для инвалидов в стране не сможет, так как для этого необходимы соответствующие нормы, финансовые средства и многое иное.
Поэтому программа «Доступная среда» включается в себя определенное количество этапов. Нужно сразу отметить, что часть этапов были выполнены, а некоторые до сих пор находятся в стадии реализации.
Первый этап
Приложение 7. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ «ДОСТУПНАЯ СРЕДА» НА 2011 — 2020 ГОДЫ | ПАСПОРТ государственной программы РФ «Доступная среда» на 2011 — 2020 годы
Программа «Доступная среда» реализуется в РФ с 2011 года. За годы действия госпрограммы суммарно под потребности и возможности людей с ограничениями здоровья уже приспособлено более 18 тыс. социальных объектов во всех регионах нашей страны. Это поликлиники и аптеки, магазины и спортивные сооружения, банки, кинотеатры и прочие общественные учреждения. Все они были обязаны организовать пространство и доступ таким образом, чтобы инвалиды беспрепятственно могли получать товары и услуги. В 2020 году президент поручил правительству РФ проработать продление программы до 2025 года.
На текущий момент перед правительством поставлено сразу несколько задач:
- подготовить предложения по применению электронного социального сертификата для обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации;
- представить предложения о создании инклюзивного Дома искусств,
- создание реабилитационной инфраструктуры (модели по выстраиванию системы реабилитации);
- предусматривать мероприятия, учитывающие потребности инвалидов, при разработке и корректировке госпрограмм, приоритетных проектов, в том числе в сфере здравоохранения, образования, культуры, обеспечения граждан жильем, формирования комфортной городской среды;
- проработать такие направления социальной защиты и реабилитации инвалидов, как самостоятельное сопровождаемое проживание, включая учебное (тренировочное) проживание, когда инвалида обучают навыкам самостоятельной жизни.
Условия адаптации зданий и территорий
На текущий момент, к сожалению, само понятие «доступная среда» чаще всего ассоциируется только с пандусами. Адаптировать пространство одной лишь установкой пандуса — это решение, что называется, «для галочки»: не несет пользы, а зачастую еще и представляет опасность – при непрофессиональной установке, не соблюдении требований и стандартов.
Важно понимать, что доступная среда представляет собой целый комплекс мероприятий, посредством которого устраняются все барьеры и опасные для инвалидов участки. Даже если адаптация начинается с пандуса – им она не заканчивается.
Конвенция о правах инвалидов утверждает 2 основных принципа для создания доступной среды. Это универсальный дизайн и разумные приспособления. Необходимо учитывать потребности всех людей, включая инвалидов, уже на стадии проектирования новых объектов или при капремонте, делая пространство универсальным. В дополнение к уже построенным зданиям требуются специальные адаптационные устройства, чтобы все люди, независимо от своих физических возможностей, могли воспользоваться услугами или получить доступ к объекту.
Организация доступной среды в социальных учреждениях имеет свои особенности. Меры адаптации должны соответствовать требованиям, установленным федеральными органами исполнительной власти.
Специалисты ГК «Без Преград» реализовали уже более сотни проектов по адаптации в самых разных сферах. Накопленный опыт и знания законодательства в области доступной среды – наша прочная база для решения любой задачи по адаптации зданий и территорий.
Особенности исполнения в регионах
В каждом регионе особенности исполнения программы «Доступная среда» различаются. У регионов также существует балльная система, по которой оценивают успехи реализации мероприятий. Самый высокий балл (8,4) присвоен Москве. На втором и третьем месте находятся Краснодарский край и Республика Татарстан. Самые низкие баллы (около 5) присуждены Нижегородской, Московской и Хабаровской области – там реализация доступной среды для инвалидов оставляет желать лучшего.
В большинстве регионов доступность объектов составляет как минимум 50%. На сайте «Жить вместе» можно найти карту доступности социальных объектов. В регионах делается все для того, чтобы осуществить государственную программу Российской Федерации «Доступная среда». В год устанавливается большое количество пандусов, создаются группы поддержки для родителей детей-инвалидов, усиливаются другие меры помощи для людей с ограниченными возможностями. Это приводит к тому, что ключевые социальные объекты становятся доступными для посещения, а инвалиды получают возможность вести более-менее нормальную жизнь: ходить на работу, ездить в общественном транспорте, посещать объекты культурного значения и т. д.
Государственная программа «Доступная среда» на 2011-2025 годы
Программа «Доступная среда» была разработана Минтрудом и направлена на решение следующих задач:
- оценка состояния и повышение доступности объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения;
- устранение социальной разобщенности инвалидов и граждан, не являющихся инвалидами;
- модернизация государственной системы медико-социальной экспертизы;
- обеспечение равного доступа инвалидов к реабилитационным услугам.
В Государственную программу входят следующие подпрограммы:
- Обеспечение доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения.
- Совершенствование механизма предоставления услуг в сфере реабилитации и государственной системы медико-социальной экспертизы.
Доступная среда
В настоящее время в России насчитывают около 12 миллионов инвалидов, что составляет 8,6 процента от всего населения страны. При этом немалая часть людей имеет инвалидность с самого детства, что весьма затрудняет социализацию. Поэтому в России были разработаны меры по поддержке населения с ограниченными возможностями.
Для детей, имеющих отклонения в развитии, существуют реабилитационные центры, в которых проводятся профилактические и восстанавливающие процедуры. Согласно Закону РФ, дети-инвалиды имеют такое же право на обучение в школах и детских садах, как и обычные дети. Кроме этого, всем инвалидам в России выплачивается денежное пособие, размер которого зависит от степени инвалидности. Для возможности полноценной жизни государство обеспечивает людей с ограниченными возможностями всеми необходимыми техническими средствами по медицинским показаниям.
Государственная программа «Доступная среда» — это многоцелевая программа, которая ставит своей миссией улучшение качества жизни инвалидов и их реабилитацию. Для этого была разработана многоступенчатая программа, в которой были прописаны все необходимые шаги для достижения этой цели. Государственная программа «Доступная среда» в Российской Федерации занимает особое место. Для ее выполнения были привлечены колоссальные человеческие и материальные ресурсы. На данный момент программа находится на заключительном этапе, ее завершение планируется в 2020 году.
Задачи Программы:
- разработка и внедрение нормативно-правовых документов с учетом принципов формирования доступной среды для инвалидов и иных маломобильных групп населения;
- разработка механизма стимулирования государственных и негосударственных структур по активизации деятельности в части обеспечения условий доступности объектов социальной инфраструктуры для инвалидов и маломобильных граждан;
- внедрение принципа «универсального дизайна» в техническом регулировании в области разработки и внедрения оборудования, программ услуг, а также объектов транспортной и социальной инфраструктур;
- повышение объема телевизионных и радиопередач, спортивных, рекреационных и туристических объектов, доступных для инвалидов;
- повышение количества детей-инвалидов, включенных в систему обязательного начального и среднего образования;
- увеличение количества детей-инвалидов, участвующих в играх, проведении досуга и отдыха, в спортивных мероприятиях, включая мероприятия в рамках школьной системы;
- внедрение новых технологий производства, новых моделей технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалидам (вспомогательных/ассистивных средств и услуг);
- оснащение современной техникой, в том числе реабилитационной ряда федеральных образовательных и санаторно-курортных учреждений для проведения реабилитационных мероприятий инвалидов.
Цели и задачи программы «Доступная среда»
Главная цель программы – повышение качества жизни инвалидов и интеграция их в общество. Ее реализация планируется за счет достижения следующих задач.
- Создание доступной средыдля маломобильных категорий населения к жизненно необходимым объектам и услугам городской инфраструктуры.
- Обеспечение доступных реабилитационных и абилитационных (формирование новых навыков) услуг для граждан с ограниченными возможностями. Эта же задача подразумевает доступ к образовательным услугам и трудоустройству.
- Повышение прозрачности работы экспертов МСЭ и объективности принимаемых ими решений.
На реализацию поставленных задач запланирован бюджет в размере 401 млрд рублей. В частности в 2020 году планируется расход свыше 45 млрд рублей. Источниками формирования бюджета программы выступают федеральный бюджет и государственные внебюджетные фонды.
На основании каждой из вышеуказанных задач составлены отдельные подпрограммы.
Подпрограмма №1
Первая подпрограмма направлена на оценку существующего уровня доступности для инвалидов жизненно важных объектов городской среды, а также создание условий для ее повышения.
В состав мероприятий в рамках данной подпрограммы входит следующее.
- Проектирование новых зданий и модернизация уже существующих с учетом потребностей инвалидов. Это пандусы и лифты для свободного передвижения малоподвижных граждан, создание дополнительных баннеров, упрощающих поиск нужного объекта, и т. п. Адаптировать к возможностям инвалидов необходимо не только государственные ведомства, но и строящиеся жилые дома.
- Установка на улицах светофоров и остановок со звуковым сопровождением.
- Оснащение общественного транспорта выдвижными пандусами и внедрение новых единиц с пониженным уровнем пола.
- Обеспечение детям-инвалидам возможности получать образование наравне с остальными сверстниками. Это касается не только создания безбарьерной среды, но и технического оснащения школ оборудованием для физического и психологического восстановления детей (тренажеры, компьютеры для детей с ограничениями по слуху и зрению, сенсорные комнаты для релаксации и др.). Не менее важно иметь в штате образовательного учреждения психологов, оказывающих ребенку-инвалиду поддержку при возникновении проблем в общении со сверстниками.
- Финансирование спортивных учреждений, деятельность которых направлена на развитие адаптивной физкультуры и паралимпийского спорта.
- Проведение культурных мероприятий, предполагающих участие лиц с ограниченными возможностями.
- Внедрение сурдоперевода в трансляции главных российских телеканалов.
На реализацию подпрограммы №1 запланирован бюджет в размере 35 млрд рублей.
Подпрограмма №2
Вторая подпрограмма направлена на повышение качества и доступности реабилитационных и абилитационных услуг для инвалидов. Другой важной целью является создание условий для получения ими профессиональной подготовки и дальнейшего трудоустройства наравне с теми гражданами, которые не имеют ограничений по здоровью.
Для реализации поставленных целей запланирован ряд мероприятий.
- Оценка потребностей инвалидов и создание в соответствии с ними отрасли по изготовлению специализированных товаров.
- Открытие центров, ориентированных как на общую реабилитацию инвалидов посредством медикаментозного лечения и санаторно-курортных услуг, так и медицинскую абилитацию в виде реконструктивной хирургии и протезирования.
- Введение в образовательную программу уроков, направленных на формирование адекватного восприятия детей-инвалидов остальными сверстниками.
- Организация совместных мероприятий органами соц. защиты и центрами занятости по профессиональной подготовке граждан, из-за проблем со здоровьем лишившихся возможности работать по прежней специальности.
- Стимулирование работодателей с помощью налоговых льгот на создание рабочих мест для инвалидов.
На реализацию данных целей предусмотрено финансирование в размере 33,5 млрд рублей.
Подпрограмма №3
Третья подпрограмма нацелена на повышения объективности решений МСЭ. Цель планируется достигнуть за счет осуществления следующих мероприятий.
- Разработка новых методик проведения экспертизы.
- Совершенствование критериев назначения групп инвалидности.
- Оснащение бюро МСЭ современным диагностическим оборудованием.
- Создание системы независимой оценки эффективности работы экспертов МСЭ.
- Налаживание эффективного взаимодействия между учреждениями МСЭ разных уровней.
- Повышение квалификации сотрудников.
- Создание при главных бюро МСЭ общественных советов, рассматривающих обращения граждан по поводу неэтичного поведения экспертов.
- Противодействие коррупции. С этой целью планируется внедрить в деятельность МСЭ такие современные технологии, как электронная очередь, аудио- и видеонаблюдение.
На реализацию подпрограммы №3 планируется выделить 103 млрд рублей.
181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ»
Федеральный закон №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» является основополагающим документом, где строго прописаны нормы и правила комплексного подхода к созданию доступной среды, что должно быть сделано на объектах социальной, инженерной, транспортной инфраструктуры для людей с ограниченными возможностями здоровья.
. Государственный контроль (надзор) за обеспечением доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг (изложение ФЗ-116). Согласно закону контрольные функции возложены:
- Правительством Российской Федерации – на органы власти, осуществляющие федеральный контроль и надзор.
- Правительствами регионов – на органы власти, осуществляющие региональный контроль и надзор. В частности, на федеральном уровне: на Ространснадзор – функции контроля и надзора за обеспечением доступности перевозок (в т.ч. объектов и транспортных средств) на воздушном, железнодорожном, внутреннем водном, автомобильном транспорте
- на Роскомнадзор – контроль доступности объектов и услуг в сфере связи и информации
- на Росздравнадзор – контроль обеспечения особых потребностей инвалидов по качеству и безопасности медицинской деятельности и в сфере лекарственного обеспечения
- на Роструд – контроль доступности объектов и услуг в сфере труда и социальной защиты
Экспертиза без присутствия
Отсутствие межведомственного электронного взаимодействия между системой соцзащиты и здравоохранением, в том числе в системе медико-социальной экспертизы, является значительной проблемой для людей с инвалидностью — документы часто приходится самостоятельно носить из одного учреждения в другое.
«Минкомсвязи России (М. И. Шадаеву) совместно с Минтрудом России, Минздравом России и другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти с учетом ранее данных поручений дополнительно проработать вопрос установления или подтверждения инвалидности без личного участия гражданина и соответствующие предложения до 20 марта 2020 года представить в Правительство Российской Федерации», — говорится в тексте поручения.
Источник: liga-lift.ru