Система образовательных программ и государственных образовательных стандартов. Правовой статус образовательных учреждений и их система
Использование федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) и федеральных государственных требований (ФГТ) обеспечивает единство образовательного пространства России, а также гарантированный уровень и качество образования, которые основываются на единстве обязательных требований к условиям реализации и результатам освоения основных образовательных программ. Федеральные государственные образовательные стандарты содержат ряд требований к объему и структуре основных образовательных программ, условиям реализации и результатам их освоения, срокам получения образования и т. д.
Образовательным организациям высшего образования категорий «федеральный университет» или «национальный исследовательский университет», а также федеральным государственным образовательным организациям высшего образования согласно перечню, устанавливаемому указом Президента РФ, дано право самостоятельной разработки и утверждения образовательных стандартов всех уровней высшего образования.
Топ — 3 образовательные программы для иностранных студентов
Содержание образования определяется образовательными программами, которые реализуются в зависимости от уровня общего и профессионального образования, профессионального обучения и классифицируются на основные образовательные программы; образовательные программы среднего общего образования и т. п., которые являются согласно ст. 63 Закона об образовании преемственными; программы бакалавриата, специалитета, магистратуры; программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), ординатуры, ассистентуры-стажировки; дополнительные образовательные программы и др. Реализуя такие программы, образовательная организация применяет разные формы организации образовательной деятельности и использует различные образовательные технологии, в том числе дистанционное и электронное обучение.
Образовательной организацией согласно ст. 2 Закона об образовании является некоммерческая организация, действующая на основании устава и имеющая лицензию на такую деятельность, для которой осуществление образовательной деятельности является основным.
В качестве единоличного исполнительного органа образовательной организации, на который возложено текущее руководство деятельностью образовательной организации, выступает руководитель образовательной организации, а для решения наиболее важных вопросов формируются коллегиальные органы управления: общее собрание (конференция) работников образовательной организации, ученый или педагогический совет, а также иные коллегиальные органы управления, предусмотренные в уставе образовательной организации.
Правовой статус руководителя образовательной организации и президента образовательной организации высшего образования определен в ст. 51 Закона об образовании. Должность руководителя образовательной организации замещается различными способами: избранием работниками образовательной организации с последующим утверждением учредителем образовательной организации; назначением учредителем образовательной организации, Президентом РФ или Правительством РФ (для ректоров федеральных университетов). Руководитель образовательной организации несет ответственность за ее образовательную, научную, воспитательную работу и организационно-хозяйственную деятельность. В образовательной организации высшего образования решением коллегиального органа может быть учреждена должность президента, которая замещается путем избрания сроком до пяти лет.
Основная образовательная программа
В образовательных организациях предусматриваются должности инженерно-технических, административно-хозяйственных, производственных, учебно-вспомогательных, медицинских и иных работников, наделенных вспомогательными функциями, правовой статус которых закреплен ст. 52 Закона об образовании.
В ряде субъектов РФ могут создаваться советы ректоров, являющиеся общественными органами управления высшим и послевузовским профессиональным образованием в пределах данной территории и одновременно входящие в Российский союз ректоров.
Статья 27 Закона об образовании разрешает создавать в образовательной организации различные структуры, обеспечивающие образовательную деятельность согласно уровню, виду и направленности реализуемых образовательных программ, форм обучения и режима пребывания обучающихся (филиалы, факультеты, институты, клиники, библиотеки, музеи, спортивные клубы, общежития и др.).
Для обеспечения практической подготовки обучающихся образовательные организации могут создавать кафедры и структуры на базе иных организаций, осуществляющих деятельность по профилю соответствующей образовательной программы,
Создание и деятельность политических партий, религиозных организаций (объединений) в государственных и муниципальных образовательных организациях не допускаются.
Образовательная организация обладает автономией, т. е. наделена правом самостоятельно осуществлять образовательную, научную, административную, финансово-экономическую деятельность, разработку и принятие локальных нормативных актов, а также подготовку научных кадров.
Образовательные организации обязаны обеспечить открытость и доступность информационных ресурсов, которые содержат информацию, например, об их деятельности, структуре, о реализуемых образовательных программах; о численности обучающихся; о языках образования; о федеральных государственных образовательных стандартах, а также о руководителе и персональном составе педагогических работников; о материально-техническом обеспечении образовательной деятельности; о результатах приема по каждой профессии, специальности, направлению подготовки, количестве жилых помещений в общежитии, формировании платы за проживание в общежитии, о трудоустройстве выпускников и др.
Источник: studref.com
Образовательные стандарты и образовательные программы
Содержание образования – это совокупность научных знаний, этических принципов, идей и воззрений, опыта жизнедеятельности поколений, умений и навыков, которыми необходимо овладеть индивиду в процессе познавательной деятельности.
В содержании образования отражается опыт поколений. Оно выступает связью между поколениями и отражает все хорошее и плохое, положительные и отрицательные свойства действительности, присущее конкретному этапу исторического развития общества.
Решим твою учебную задачу всего за 30 минут
Попробовать прямо сейчас
- Создание условий для саморазвития, самореализации, самовыражения и самоутверждения личности.
- Развитие и совершенствование социально-экономического пространства страны.
- Закрепление и поддержание в стране правовых основ.
- Создание условий для развития культурных граждан, имеющих высокий уровень профессионального мастерства и, способных конкурировать на мировом рынке труда.
- Внедрение личности в мировое пространство: мировую культуру, экономику, политику.
- Глобализации национальных культур.
- Формированию нового гражданина, ориентированного на реализацию общественно значимой и полезной деятельности, принесение социуму пользы.
- Воспроизводство и развитие кадрового потенциала социума.
Содержание образования основывается на реализации каждым образовательным заведением образовательной программы. Она проектируется и утверждается каждым образовательным заведением самостоятельно, с учетом требований федеральных образовательных стандартов.
Подобрали для написания работы по теме «Образовательные стандарты и образовательные программы»
Готовые курсовые работы и рефераты
Консультации эксперта по предмету
Помощь в написании учебной работы
Определение 2
Образовательная программа – это совокупность знаний, навыков, эстетических норм, нравственных принципов, ценностей, навыков и умений, которые должны быть освоены учащимися на конкретном уровне обучения и по определенному направлению деятельности.
Образовательные программы подразделяются на следующие типы:
Содержание каждой программы, как уже было отмечено, разрабатывается образовательным заведением самостоятельно, но ее обязательный минимум устанавливается государственными стандартами образования.
Структура государственного образовательного стандарта
Определение 3
Федеральный образовательный государственный стандарт (ФГОС) –это совокупность обязательных требований, предъявляемых к конкретному уровню образования и проектирования образовательных программ и к условиям их реализации.
Рисунок 1. Федеральный образовательный государственный стандарт. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
По своей структуре, ФГОС состоит из следующих компонентов:
-
Федеральный компонент. Он отражает требования, которые обязательны для всех образовательных заведений, находящихся на территории РФ. В него входит минимум содержания образовательных программ любого типа и уровня, нормативы распределения учебного времени и максимально возможный объем учебной нагрузки на каждом этапе обучения, а также условия реализации обучения и требования к его итогам т.е. минимальный объем знаний и навыков, которым должны владеть учащиеся по завершению определенного этапа обучения. Федеральный компонент стандарта формируется на уровне федерации т.е. правительством РФ и иными федеральными органами власти, имеющими соответствующие полномочия.
Каждый стандарт включает в себя требования по подготовке учащихся, требования к содержанию образовательной программы, срокам ее реализации, условиям, ресурсному обеспечению, квалификации педагогов, срокам освоения конкретной темы, курса, специальности, к уровню подготовки абитуриента и выпускника того или иного учебного учреждения, к анализу и оценке освоения курса, проведения итоговой аттестации.
Источник: spravochnick.ru
Государственное образование: понятие, федеральные стандарты, этапы развития, поставленные цели и задачи
Важность системы образования трудно переоценить. Это не только накопленный багаж умений и навыков, это итоги формирования отношения к реальной действительности, приобретение жизненного опыта. Государственное образование — процесс необходимый, длительный, поскольку нужно приобщить учащихся к мудрости многих поколений, обосновать общечеловеческие ценности, чтобы сделать их приоритетом в самостоятельной жизни, и, конечно же, дать наиболее полные знания о природе мироздания. Великий канцлер Германии Отто фон Бисмарк не зря утверждал, что войны выигрывают не полководцы, все победы принадлежат школьным учителям.
Вам будет интересно: Что такое «урка»: значение, происхождение, современность
Принципы, структура и требования государственного стандарта образования
Прежде всего необходимо раскрыть такое понятие, как образовательная система, объединяющее учебно-воспитательную работу во всех социальных институтах этого профиля, функционирующих в стране. Разные государства имеют собственную систему образования, однако каждая из них построена на одинаковых принципах. Образовательная система включает в себя образовательные организации, планы работы по государственным стандартам и управленческие органы.
Вам будет интересно: Как составлять уравнения прямой, проходящей через две точки?
Общечеловеческие ценности во всех программах имеют приоритет, обязателен базис национальной культуры, и только на третьем месте – научные составляющие образования. Практически все программы государственного образования ориентируются на мировые достижения науки, в которых на первом месте стоят гуманизм и эконаправленность.
При обязательном базовом обучении обеспечиваются непрерывность, последовательность и преемственность, где духовное развитие неотрывно связано с физической культурой, где поощряются таланты. Все учреждения государственного образования должны быть теми структурами, где торжествует научная, тщательно разработанная программа для учебы и воспитания.
Система образования включает в себя учебные заведения — детские сады, школы, лицеи, колледжи, вузы, и социальные группы — это дошкольники, школьники и студенты, а также их учителя. Помимо федерального государственного образования существуют и дополняющие его негосударственные учреждения, вливающиеся в общую сеть и также благотворно воздействующие на экономическую и социальную составляющие страны.
Вам будет интересно: «Сочень» или «сочник»: как правильно писать? Что говорит словарь
Законодательство об образовании
Система образования постоянно находится под контролем со стороны государства. Эти действия регламентируются Законом 309-ФЗ о государственном образовании, который был обновлен 01.12.2007. Мониторинг проводится относительно учебных и внешкольных мероприятий, достижения регистрируются, а также выявляется контингент талантливых участников образования и изучаются условия, при которых осуществлялась наиболее успешная учебная деятельность.
Таким же образом исследуются успехи выпускников, что проецируется на данную образовательную организацию, а также внедряются передовые методы работы и во всю сеть учреждений. Буквально все составляющие плана, заложенного федеральными государственными образовательными стандартами образования, являются главными, ни одну из них назвать второстепенной нельзя. Здесь необходимо отметить плотную взаимосвязь между всеми компонентами системы, которая обеспечивает работу в единственно верном направлении, и это воспитание настоящего гражданина и хорошего человека.
Непрерывность обучения и воспитания
Государственный стандарт образования предусматривает постепенное перемещение с самой первой ступени до высшей. Необязательный характер имеет только дошкольное обучение. Но, начиная от шести-восьми лет, следует новый этап — один из важнейших в системе образования. Это уже обязательный компонент, принятый во всех развитых странах, и касается он абсолютно каждого гражданина. Федеральный государственный стандарт образования предписывает начинать обучение в школе в среднем с семилетнего возраста, сразу после окончания детского сада.
В начальной школе ученики изучают устройство общества, в целом страны, получают первые сведения о человеке, о природе, учатся читать, считать и писать. Вместе с этим они приобщаются к здоровому образу жизни, им прививают навыки гигиены. Освобождение от начального, основного и среднего образования может быть только по медицинским показаниям, оно обязательно для всех остальных.
Выпускники средней школы должны накопить необходимый объем общеобразовательных знаний, которые помогут им сформироваться как полноправным гражданам. После сдачи выпускных экзаменов каждый школьник получает свидетельство — документ образца, установленного государственными образовательными стандартами. Образование можно и не продолжать, однако сегодняшний этап развития технологий не позволит человеку полноценно трудиться, если ощущается недостаток знаний.
Специальные школы
Данная область от широкой общественности в основном скрыта. В этих учебных заведениях объем знаний дается минимальный, поскольку дети специальных школ имеют различные отклонения по здоровью. Таких коррекционных учреждений в нашей стране восемь видов, и все они входят в одну систему специального образования школьников.
Это школы для слабослышащих и позднооглохших, школы для слепых, для слабовидящих. Отдельно учатся дети с нарушениями функций речи. Отдельно — с проблемами системы опорно-двигательного аппарата. Также для детей труднообучаемых, с задержкой развития и отклонениями в психике есть школы и для умственно отсталых.
Для таких учебных учреждений федеральными государственными образовательными стандартами предусмотрены свои программы обучения. Образования этого вполне хватает для того, чтобы впоследствии можно было получить доступные профессии. Довольно много случаев, когда после окончания специальной школы выпускники успешно поступают в вуз и получают соответствующий диплом.
Профессиональное обучение
Этот вид образования в последние десятилетия претерпевает реформы, поскольку меняются запросы экономики страны. Оптимизация профессионального образования играет здесь ведущую роль, а участвуют в этих преобразованиях и начальные, и средние профессиональные учреждения.
Многоступенчатость образования — это постоянное совершенствование от заведений начального уровня (ранее — ПТУ) до специализированных колледжей, вузов, аспирантуры и докторантуры, а также это разнообразные курсы, где повышается квалификация работника.
Финансирование
Государственная образовательная система не будет функционировать полноценно, если не осуществляется финансовая поддержка государством. Бюджетные отчисления направляются во все учебные структуры. Закон государственного образования предписывает отчисление не менее десяти процентов федерального бюджета на поддержку учебных заведений.
Это финансирование работает по смете, которая не может быть постоянной: размеры бюджета меняются ежегодно, а потому и помощь не бывает всегда одинаковой. Граждане страны имеют государственную гарантию на бесплатное и общедоступное образование, издержки компенсирует каждый региональный бюджет, предоставляя субвенции.
Оценка качества
Качество образования оценивается на региональном и федеральном уровнях. Это личные достижения учеников и оценка учебного процесса в целом. Так определяется уровень обучения на каждой из стадий с поступенным переходом, где оценивается качество образования с помощью исследования путем мониторинга. Измерительная система для всех пользователей сформирована одна и та же.
Таким образом обеспечивается соответствие всех учебных программ федеральным государственным стандартам. Согласно Федеральному закону об образовании, в каждом стандарте обозначены три вида требований: структурные (основная образовательная программа — объем, соотношение частей, формирование образовательного процесса), реализационные (материально-техническая база, финансы, кадры) и результативные (освоение образовательных программ — итоги).
Образовательный стандарт
Образовательные стандарты — это программы разного уровня и разной направленности, реализующиеся в сети учебных учреждений, а в совокупности они составляют систему образования страны. Прежде всего это единые цели воспитания и обучения, выполнение обязательных требований, которые закреплены в законодательных документах.
Закон об образовании действует с 1992 года, а в 2007-м в него были внесены некоторые изменения. Именно на основании законодательства установлены образовательные стандарты, которые включают в себя региональный, национальный и федеральный компоненты.
Общеобразовательные и профессиональные программы
К первым относятся программы для обучения в учреждениях дошкольного образования и в последующих — программы школьного начального, основного и полного (среднего) общего. Все они преемственны, что означает глубокую связь каждой из программ с предыдущей и последующей.
Для профессионального образования программы созданы в соответствии с каждым из уровней — начальным, средним, высшим и послевузовским. В них уже решаются задачи гораздо более сложные, нацеленные на повышение как общеобразовательного, так и профессионального уровней, поскольку подготовка специалистов должна быть качественной.
Кроме того, каждое учреждение образования имеет право на реализацию дополнительных образовательных программ. Но именно образовательные стандарты являются основой для разработки учебных и методических документов, которые ориентируются на те или иные технологии процесса обучения.
Источник: 1ku.ru
Программа образовательная
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
системно организованное единство целей, ценностей и содержания образования, а также условий организации образовательного процесса.
Образовательная программа
Образовательная программа
Образовательная программа
Программа образовательная
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
документ, регламентирующий совместную деятельность учителя и учащегося с учетом индивидуальных особенностей обучаемого как личности и избирательности его к содержанию, виду и форме учебного материала, мотивации и динамике развития [34; 63].
Образовательная программа
совокупность документации, регламентирующей образовательный процесс, и условий, необходимых для получения в соответствии с ожидаемыми результатами определенного уровня основного образования или определенного вида дополнительного образования.
ПРОГРАММА ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
Программа образовательная
Образовательная программа
совокупность документации, регламентирующей образовательный процесс, и условий, необходимых для получения образования определенного вида, уровня основного образования в соответствии с ожидаемыми результатами. (Кодекс Республики Беларусь об образовании. Статья 1. Основные термины, применяемые в настоящем кодексе, и их определения.)
Программа образовательная
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
Образовательная программа
Набор действий, осуществляемый при разработке курса обучения: включает в себя определение целей, содержания, методов (включая оценку) и материалов, а также мероприятия по обучению преподавателей и инструкторов. Источник: адаптировано и переведено из Landsheere G. De, Словарь по оценке и исследованиям в образовании, PUF, Париж, 1979 г. Смежные термины: программы (образовательные или обучения)
Образовательная программа
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
Образовательная программа
Источник: didacts.ru